АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-7054/2022
25 июля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена июля 2022 года
В полном объеме решение изготовлено июля 2022 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Цыпкиной Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Погосян Л.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению военного прокурора Тоцкого гарнизона полковника юстиции ФИО1 (с. Тоцкое-Второе Оренбургской области) о привлечении профессионального образовательного учреждения "Бузулукская автомобильная школа "Регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия Армии, Авиации и Флоту России" Оренбургской области (г. Бузулук Оренбургской области; ОГРН <***>; ИНН <***>) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
На основании ч. 4 ст. 137 АПК РФ суд перешел к рассмотрению дела из предварительного судебного заседания в судебное заседание.
В судебном заседании приняли участие представители сторон
от заявителя: ФИО2 – помощник военного прокурора (удостоверение);
от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО3 – начальник учреждения (приказ).
Военный прокурор Тоцкого гарнизона полковник юстиции ФИО1 (далее – заявитель, военный прокурор, административный орган) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении профессионального образовательного учреждения "Бузулукская автомобильная школа "Регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия Армии, Авиации и Флоту России" Оренбургской области (далее – учреждение,ПОУ "Бузулукская автомобильная школа" РО ДОСААФ России Оренбургской области, лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, не возражал по заявленным требованиям, вину признал, в настоящее время нарушения им устранены.
Суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.
При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Учреждение осуществляет образовательную деятельность по основным программам профессиональной подготовки водителей категорий "В", "С", "D"; программам переподготовки водителей транспортных средств с категории "В" на категорию "С", с категории "С" на категорию "В", с категории "С" на категорию "D", с категории "С" на категорию "Е" и дополнительной профессиональной программе - программе повышения квалификации мастеров производственного обучения по подготовке водителей автотранспортных средств соответствующих категорий на основании лицензии от 01.03.2016 № 2491, выданной министерством образования Оренбургской области.
Военной прокуратурой Тоцкого гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ПОУ "Бузулукская автомобильная школа" РО ДОСААФ России Оренбургской области требований законодательства о лицензировании, которой выявлены нарушения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В ходе проверки административным органом установлены следующие нарушения:
- к образовательной деятельности привлечены педагогические работники, не соответствующие установленным требованиям, а именно, у мастеров производственного обучения учреждения ФИО4 и ФИО5 отсутствует дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению транспортных средств соответствующей категории.
- специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с частями 1, 3, 8, 10 и 11 статьи 79 Федерального закона от 29.12.20212 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учреждением созданы частично;
- при размещении на официальном сайте учреждения информации о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности такая информация не указана в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая указание на обеспечение их доступа в здания образовательной организации и наличие для них специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- в учреждении к проведению квалификационного экзамена не привлекаются представители работодателей, их объединений, а протоколы итоговой аттестации (квалификационного экзамена) не содержат информации о выполнении практической квалификационной работы.
По результатам рассмотрения материалов проверки военным прокурором 25.05.2022 в отношении ПОУ "Бузулукская автомобильная школа" РО ДОСААФ России Оренбургской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении ПОУ "Бузулукская автомобильная школа" РО ДОСААФ России Оренбургской области к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, направлены заявителем в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, образуют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом указанного нарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Частью 10 статьи 19.2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, регламентирован Положением о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение), утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490.
Пунктом 7 Положения определён перечень лицензионных требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, к которым отнесено, в том числе наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам (подпункт "г" пункта 7 Положения).
Согласно подпункту "а" пункта 9 Положения нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а"-"е" пункта 7 Положения, относятся к грубым нарушениям лицензионных требований.
Частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Как следует из раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, у мастера производственного обучения обязательно наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Профессиональным стандартом "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий", утверждённым приказом Минтруда России от 28.09.2018 № 603н, установлены требования к квалификации работника, занимающего указанную должность, которые предусматривают наличие у него среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена или среднего профессионального образования (непрофильного) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению транспортных средств соответствующей категории.
В нарушение указанных норм права, у мастеров производственного обучения Учреждения ФИО4 и ФИО5 отсутствует дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению транспортных средств соответствующей категории.
Кроме того, специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с частями 1, 3, 8, 10 и 11 статьи 79 Федерального закона от 29.12.20212 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учреждением созданы частично.
В нарушение пункта 13 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации (далее - Правила), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 № 1802, при размещении на официальном сайте Учреждения (dosaaf-buzuluk.nethouse.ru) информации о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности такая информация не указана в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая указание на обеспечение их доступа в здания образовательной организации и наличие для них специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
В нарушение пункта 10 Правил сроки размещения информации на официальном сайте Учреждения превышают 10 рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
В нарушение части 3 статьи 74 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в учреждении к проведению квалификационного экзамена не привлекаются представители работодателей, их объединений, а протоколы итоговой аттестации (квалификационного экзамена) не содержат информации о выполнении практической квалификационной работы.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт правонарушения, квалифицируемого по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства, свидетельствующие о том, что учреждение предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Вина учреждения в совершении правонарушения материалами дела доказана.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным органом доказано грубое нарушение учреждением лицензионных требований, что свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения учреждения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
Оценив конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, учитывая характер совершенного правонарушения, суд не усматривает каких-либо исключительных оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 3 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5.2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП РФ (часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
Оснований для замены административного штрафа на предупреждение не имеется, поскольку отсутствует совокупность необходимых условий, предусмотренных статьями 4.1.1 и 3.4 КоАП РФ, для замены административного штрафа на предупреждение.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Административный орган о наличии отягчающих ответственность обстоятельств суду не сообщил.
В качестве смягчающего ответственность обстоятельства суд признает совершение правонарушения впервые, устранение выявленных нарушений, что подтвердил заявитель.
Пунктом 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (пункт 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, значительность суммы минимального штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в размере 100 000 руб., то обстоятельство, что к административной ответственности за аналогичное правонарушение учреждение не привлекалось (доказательств иного в материалы дела не представлено), а также признание учреждением вины, с учетом принципа справедливости и соразмерности административного наказания, суд считает возможным назначить ПОУ "Бузулукская автомобильная школа" РО ДОСААФ России Оренбургской области наказание ниже низшего предела, установленного санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в размере 50 000 руб.
Государственной пошлиной данная категория споров не облагается.
РЕШИЛ:
Заявление военного прокурора Тоцкого гарнизона полковника юстиции ФИО1 удовлетворить.
Привлечь профессиональное образовательное учреждение "Бузулукская автомобильная школа "Регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия Армии, Авиации и Флоту России" Оренбургской области к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Взыскать с профессиональное образовательное учреждение "Бузулукская автомобильная школа "Регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия Армии, Авиации и Флоту России" Оренбургской области в доход бюджета штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Штраф в соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу.
Реквизиты для перечисления административного штрафа:
Наименование банка получателя: УФК по Оренбургской области (УФССП России по Оренбургской области л/с <***>)
Банк получателя: Отделение Оренбург Банка России//УФК по Оренбургской области г. Оренбург
ИНН: <***>
КПП: 561101001
БИК: 015354008
Расчетный счет: <***>
Корр.счёт: 40102810545370000045 ОКТМО: 53701000
КБК: 322 1 16 01141 01 0028 140
Квитанция об уплате штрафа (ее копия) подлежит направлению в Арбитражный суд Оренбургской области с обязательным указанием номера дела.
Решение направить в Отдел судебных приставов по месту нахождения правонарушителя для исполнения в порядке ч. 4.2 ст. 206 АПК РФ, ст.ст. 32.2 и 32.4 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Е.Г. Цыпкина