ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-7721/15 от 15.12.2015 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-7721/2015  

02 февраля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена        декабря 2015 года

В полном объеме решение изготовлено        февраля 2016 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Федоровой Светланы Геннадьевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вакуленко Е. С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Калинина Сергея Николаевича (с. Пономаревка) к Администрации муниципального образования Пономаревский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области о признании незаконным решения конкурсной комиссии - протокола № 2 от 06.07.2015 года о признании открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по сбору и вывозу твердых бытовых отходов крупногабаритных грузов от населения и арендаторов не состоявшимся, признании открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по сбору и вывозу твердых бытовых отходов крупногабаритных грузов от населения и арендаторов состоявшимся, понуждении конкурсной комиссии признать победителем открытого конкурса индивидуального предпринимателя Калинина Сергея Николаевича (с учетом уточненных требований),

с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО «Промзачистка» (Республика Башкортостан, г. Уфа), МУП Пономаревское ЖКХ (с. Пономаревка),

в судебном заседании приняли участие:

         от истца – представитель Кочетков С.П. (доверенность от 14.09.2015);

         от ответчика – представитель Гордеев Н.А. (доверенность от 30.11.2015);

         от третьих лиц – представитель ООО «Промзачистка» Царь А.Р. (доверенность от 14.09.2015), представитель МУП Пономаревское ЖКХ Шмелев А.В. (доверенность от 01.12.2015).

Индивидуальный предприниматель Калинин Сергей Николаевич (далее – истец, ИП Калинин С.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации муниципального образования Пономаревский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области (далее – ответчик, Администрация)  о признании незаконным решения конкурсной комиссии - протокола № 2 от 06.07.2015 года о признании открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по сбору и вывозу твердых бытовых отходов крупногабаритных грузов от населения и арендаторов не состоявшимся, признании открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по сбору и вывозу твердых бытовых отходов крупногабаритных грузов от населения и арендаторов состоявшимся, понуждении конкурсной комиссии признать победителем открытого конкурса индивидуального предпринимателя Калинина Сергея Николаевича (с учетом уточненных требований).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены - ООО «Промзачистка» (Республика Башкортостан, г. Уфа), МУП Пономаревское ЖКХ (с. Пономаревка).

В ходе судебного разбирательства 15.12.2015 ИП Калининым С.Н. заявлены и судом в порядке, установленном статьей 49 АПК РФ, приняты уточнение заявленных требований.

В обоснование заявленных требований предприниматель ссылается, что предоставил необходимый пакет документов из перечня документов подаваемых в Администрацию МО Пономаревского сельсовета Пономаревского района Оренбургской области для участия в открытом конкурсе на право заключения договора на выполнение работ по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от населения и арендаторов. Считает, что его заявка необоснованно отклонена Администрацией, а конкурс фактически был проведен и, соответственно, у Администрации отсутствуют основания считать его несостоявшимся. Кроме того, считая, что им представлен полный пакет документов, в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми заказчиком, и предложены лучшие условия, просит суд признать его победителем.

 Ответчик заявленные требования не признает по основаниям, указанным в отзыве, считает, что ИП Калининым С.Н. не было выполнено обязательное условие, предъявляемое к участникам для участия в конкурсе, а именно не была представлена лицензия на сбор и транспортировку бытовых отходов. Утверждает, что конкурс проведен не был. Кроме того, полагает, что оснований для признания ИП Калинина победителем не имеется.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - МУП Пономаревское ЖКХ просит в удовлетворении требований ИП Калинина С.Н. отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО «Промзачистка» поддерживает требования истца.

Стороны не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. В связи с чем, суд рассматривает дело исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.

06 июля 2015 года состоялось рассмотрение заявок участников размещения заявок на право заключения договора на выполнение работ по сбору и вывозу твердых бытовых отходов крупногабаритных грузов от населения и арендаторов, заказчиком которого является Администрация муниципального образования Пономаревский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области.

Для участия в конкурсе было подано 3 заявки, в том числе одна от ИП Калинина С.Н.

По итогам рассмотрения конкурсной комиссией было принято решение признать открытый конкурс на право заключения договора на выполнение работ по сбору и вывозу твердых бытовых отходов крупногабаритных грузов от населения и арендаторов не состоявшимся.

Не согласившись с указанным решением, ИП Калинин обратился с настоящим заявлением в суд.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьёй 71 АПК РФ, суд считает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению в силу следующего.

 Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44-ФЗ).

В соответствии со ст. 24 вышеуказанного ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

  В соответствии со ст. 48 ФЗ №-44 под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.

  Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.

В извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает:

1) информацию, предусмотренную статьей 42 Федерального закона № 44;

2) требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса;

3) способы получения конкурсной документации, срок, место и порядок предоставления конкурсной документации;

4) плату (при ее установлении), взимаемую заказчиком за предоставление конкурсной документации, способ осуществления и валюту платежа;

5) язык или языки, на которых предоставляется конкурсная документация;

6) место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок;

7) преимущества, предоставляемые заказчиком;

8) условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;

9) реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого конкурса.

Заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.

На основании п. 2 ст. 53 ФЗ № 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

В случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки или только одна такая заявка соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся.

Любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку на участие в конкурсе, вправе обжаловать результаты конкурса в порядке, установленном Федеральным законом.

В соответствии с п. 105 ФЗ № 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Следовательно, заявитель имеет право на обжалование решение конкурсной комиссии, выразившегося в отказе к допуску для участия в конкурсе, который был признан несостоявшимся.

В  соответствии с извещением конкурсной комиссии, о проведении открытого конкурса, заказчик указал следующие требования к участникам процедуры закупки:

1.Соответствие участников процедуры закупки тре­бованиям, устанавливаемым в соответствии с законода­тельством Российской Федерации к лицам, осуществляю­щим поставки товаров, выполнение работ, оказание ус­луг, являющихся предметом торгов.

2.Не проведение ликвидации участника процедуры за­купки (юридического лица) или отсутствие решения ар­битражного суда о признании участника процедуры закуп­ки (юридического лица, индивидуального предпринимате­ля) банкротом и об открытии конкурсного производства.

3.Не приостановление деятельности участника проце­дуры закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Рос­сийской Федерации об административных правонаруше­ниях на день подачи заявки на участие в конкурсе.

4.Отсутствие у участника процедуры закупки задол­женности по начисленным налогам, сборам и иным обяза­тельным платежам в бюджеты любого уровня или госу­дарственные внебюджетные фонды.

5.Отсутствие в реестре недобросовестных постав­щиков сведений об участниках процедуры закупки.

Как следует из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Конкурсная комиссия приняла решение отклонить заявку ИП Калинина на участие в конкурсе по основаниям признания заявки не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, часть 3 статьи 53 ФЗ № 44-ФЗ, абзац 3 раздела «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе» Извещения о проведении конкурса, по указанному основания были отклонены и все остальные заявки.

При этом, в протоколе от 06 июля 2015 года рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (в приведенных таблицах)содержится ссылка на положения федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 года  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», которым не соответствует участник размещении заказа. 

Суд считает необходимым отметить тот факт, что данный федеральный закон утратил силу с 1 января 2014 года в связи с принятием ФЗ № 44-ФЗ и положения федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 года  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на момент рассмотрения заявок – 06.07.2015г. не подлежали применению и, соответственно, оснований для ссылок на указанный закон у Администрации не имелось.

Основанием, по которому Конкурсная комиссия признала документы участника размещения заказа не соответствующими заявке на участие в конкурсе, явилось отсутствие у ИП Калинина С.Н. лицензии на сбор и транспортировку бытовых отходов (по указанному основанию были отклонены и все остальные заявки).

Суд полагает указанное основание Конкурсной комиссии необоснованным по следующим основаниям.

Обращение с отходами представляет собой специфический вид деятельности. Действующее законодательство предусматривает специальные формы государственного воздействия на конкретные правоотношения.

Лицензирование - это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, в случае если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензионное законодательство РФ включает в себя совокупность нормативных актов, определяющих перечень видов деятельности, подлежащих государственному регулированию, а также порядок их осуществления. ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 прямо указывает на применение к рассматриваемым правоотношениям норм специального закона - Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Указанная лицензия в пакете документов истцом была представлена.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) к полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относятся, в том числе определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957.

Согласно указанному перечню Росприроднадзор осуществляет лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

С 01.07.2015 вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), согласно которым с 01.07.2015 лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Однако, следует отметить, что Федеральным законом от 29.06.2015 N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон 203-ФЗ) статья 23 Закона N 458-ФЗ дополнена частью 3.1 следующего содержания "3.1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.".

Таким образом, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, предоставлен переходной период до 01.01.2016 для получения лицензии.

Соответственно, до 01.01.2016 года у Администрации отсутствовали основания устанавливать требования об обязательном наличии у участника размещения заказа лицензии на осуществление деятельности  по сбору и транспортированию бытовых отходов, поскольку переходный период, предоставленный юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения такой лицензии еще не был окончен.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии у Администрации на 06.07.2015г. оснований для отклонения по указанному выше основанию заявки ИП Калинина.

Поскольку, как уже отмечалось выше, все заявки участников размещения заявок были отклонены по одному основанию – отсутствие лицензии на осуществление деятельности  по сбору и транспортированию бытовых отходов, что является незаконным, то, соответственно, отсутствовали и основания для признания по данным мотивам конкурса несостоявшимся. 

В связи с изложенным, суд полагает незаконным решение конкурсной комиссии - протокола № 2 от 06.07.2015 года в части отклонения заявок участников размещения заказа на участие в конкурсе и в части признания конкурса несостоявшимся.

Вместе с тем, в удовлетворении остальной части требований суд считает необходимым отказать по следующим основаниям.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами. Вместе с тем данная статья содержит указание на возможность применения иных способов защиты, предусмотренных законом.

В данном случае истец может защищать и восстанавливать свои нарушенные права тем способом и за счет того лица (лиц), которое действовало недобросовестно, при условии доказанности всех обстоятельств, позволяющих сделать соответствующие выводы.

Таким образом, у суда не имеется оснований подменять полномочия конкурсной комиссии по признанию кого-либо из участников конкурса победителем.

Суд также полагает возможным разъяснить истцу, что факт признания незаконным по указанным выше основаниям оспариваемого решения конкурсной комиссии не влечет за собой автоматического признания истца  победителем, поскольку такая правовая возможность действующим законодательством не предусмотрена.

В настоящем случае последствием частичного удовлетворения требований истца и признания незаконным решения конкурсной комиссии в части отклонения заявок участников размещения заказа на участие в конкурсе и в части признания конкурса несостоявшимся может являться повторное рассмотрение заявок и определение Конкурсной комиссией победителя конкурса.

Расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 рублей следует отнести на  Администрацию муниципального образования Пономаревский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в пользу индивидуального предпринимателя Калинина Сергея Николаевича.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167, 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

1. Ходатайство индивидуального предпринимателя Калинина Сергея Николаевича об уточнении заявленных требований удовлетворить.

2. Заявленные индивидуальным предпринимателем Калининым Сергеем Николаевичем требования удовлетворить частично.

3. Признать незаконным решение конкурсной комиссии - протокол № 2 от 06.07.2015 года в части отклонения заявок участников размещения заказа на участие в конкурсе и в части признания конкурса несостоявшимся.

4. В удовлетворении остальной части требований индивидуальному предпринимателю Калинину Сергею Николаевичу отказать.

5. Взыскать с Администрации муниципального образования Пономаревский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в пользу индивидуального предпринимателя Калинина Сергея Николаевича расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 рублей.

Исполнительный лист выдать индивидуальному предпринимателю Калинину Сергею Николаевичу в порядке статей 318 - 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет - сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru



Судья                                                                                  С. Г. Федорова