ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-8062/19 от 21.08.2019 АС Оренбургской области

12036/2019-93430(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-8062/2019
26 августа 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2019 года  В полном объеме решение изготовлено 26 августа 2019 года 

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи

Хижней Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником  судьи Сапожниковой И.А., рассмотрел в судебном заседании дело по  заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альфастрой»  (ОГРН: 1125658038791 ИНН: 5611066540 Оренбургская область,  Оренбургский район, село Южный Урал) 

к Контрольно-ревизионному управлению Администрации  г.Оренбурга (ОГРН: 1055610000599 ИНН: 5610084843 г.Оренбург), 

с участием третьего лица не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора - Управления по размещению  наружной рекламы и объектов наружной информации Администрации  г.Оренбурга (ОГРН 1165658071193, ИНН 5610221585, г.Оренбург) 

о признании недействительным Предписания № 13 от 14.05.2019  года, выданное Контрольно-ревизионным управлением администрации  города Оренбурга в части пункта 1, в части предписания осуществить  перерасчет оплаты по договорам с обществом с ограниченной  ответственностью «АльфаСтрой» в размере 182 933,38 руб. и 351 994,5  рубля (пункт 1 и 4 мотивировочной части предписания); обязании  контрольно-ревизионное управление администрации города Оренбурга  устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО  «АльфаСтрой», 

представители лиц, участвующих в деле:

 от заявителя - Съянова Надежда Александровна, доверенность от  06.08.2019 № б/н, постоянная, сроком на один год, паспорт, 

 от заинтересованного лица (КРУ) - Матвеева Юлия Владимировна,  доверенность от 06.06.2019 года № 4, постоянная, паспорт; Бурлакова  Ольга Сергеевна, доверенность от 06.06.2019 года № б/н, постоянная,  паспорт, 


от третьего лица (Управление) – Айвазьян Е.А., доверенность от  08.05.2019 года № 29, постоянная, сроком на один год, паспорт. 

Общество с ограниченной ответственностью «Альфастрой» (далее -  общество, заявитель, ООО «Альфастрой») обратилось в Арбитражный суд  Оренбургской области с рассматриваемыми требованиями к контрольно- ревизионному управлению администрации города Оренбурга (далее - КРУ  администрации г.Оренбурга, КРУ) о признании недействительными  предписания № 13 от 14.05.2019 года в части пункта 1, в части  предписания осуществить перерасчет оплаты по договорам с обществом с  ограниченной ответственностью «АльфаСтрой» в размере 182 933,38 руб.  и 351 994,5 рубля (пункт 1 и 4 мотивировочной части предписания);  обязании контрольно-ревизионное управление администрации города  Оренбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  ООО «АльфаСтрой». 

 В обоснование заявленных требований заявитель, в частности  ссылается на то, что при проведении проверки сотрудники КРУ вышли за  пределы установленного периода проверки и за пределы предмета  проверки; нарушен порядок назначения проверки; в нарушение положений  ст.ст. 4 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации  проверяющими необоснованно распространено действие Порядка расчета  размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной  конструкции на территории муниципального образования "город  Оренбург", утвержденного решением Оренбургского городского Совета от  28.04.2014 года № 795, а также внесенных в него решением Оренбургского  городского Совета от 27.04.2017 года № 321 дополнений, на  правоотношения, возникшие из заключенных 23.01.2014 года договоров на  установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО  "город Оренбург". 

 КРУ администрации г.Оренбурга заявленные требования не признает  по основаниям, изложенным в отзыве (т. 1 л.д. 87-91), дополнении к  отзыву. В обоснование возражений КРУ администрации г.Оренбурга  указывает на то, что обществом неверно толкуются условия договоров на  установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО  "город Оренбург". Заявителем неверно применяются положения статей 4 и  422 Гражданского кодекса Российской Федерации. Возможность  увеличения Управлением в одностороннем порядке платы за установку и  эксплуатацию рекламных конструкций предусмотрена положениями 2.1.3.,  3.2.6., 4.1. и 4.4. договоров. ООО «Альфастрой» не являлся объектом  проведенной проверки, соответственно не имеет законных оснований для  оспаривания выданного Управлению предписания № 13 от 14.05.2019 года,  в связи с чем, просит производство по делу прекратить. Порядок  назначения проверки КРУ администрации г.Оренбурга соблюден,  основанием для проведения проверки явилось включение КРУ  администрации г.Оренбурга Управления в план работы на основании 


поручения Главы города Оренбурга. Кроме того, поручение Главы города  Оренбурга является также основанием для проведения контрольных  мероприятий. Проверяющие за пределы установленного периода проверки  и за пределы предмета проверки не вышли, технические опечатки в  нумерации пунктов приказа о назначении проверки не влияют на существо  фактов, изложенных в акте ревизии. 

 Управление по размещению наружной рекламы и объектов  наружной информации Администрации г.Оренбурга, привлеченное к делу  в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на  предмет спора, (далее - Управление) в удовлетворении заявленных  требований просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве,  дополнении к отзыву (т. 1 л.д. 84-85). При этом указывает, что во  исполнение оспариваемого предписания им были направлены в адрес  заявителя требование № 01-23/1490 от 21.05.2019 года и уведомление №  01-23/1468 от 21.05.2019 года. 

 В судебном заседании установлены следующие обстоятельства дела.   Организатором торгов - департаментом градостроительства и  земельных отношений администрации города Оренбурга размещено  извещение о проведении торгов на право заключения договора на  установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории  муниципального образования "город Оренбург", форма торгов - аукцион,  открытый по составу участников; дата начала приема заявок на участие в  торгах - 24.12.2013 года, дата окончания приема заявок на участие в торгах  - 14.01.2014 года; дата подведения итогов рассмотрения заявок на участие  в торгах - 21.01.2014 года; дата проведения торгов - 23.01.2014 года; торги  проводятся по 14 лотам. 

 Приложением к извещению о проведении торгов на право  заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных  конструкций на территории муниципального образования "город  Оренбург" является проект договора на установку и эксплуатацию  рекламных конструкций на территории МО "город Оренбург" (далее -  проект договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций).   Согласно п. 1.1. проекта договора на установку и эксплуатацию  рекламных конструкций, департамент за плату предоставляет  рекламораспространителю право установить и эксплуатировать рекламную  конструкцию на территории МО "город Оренбург", а  рекламораспространитель обязуется произвести установку рекламной  конструкции, осуществлять ее эксплуатацию и техническое обслуживание  для распространении рекламы в строгом соответствии с условиями  настоящего договора и действующим законодательством в сфере  наружной рекламы. 

 Департамент вправе в случае изменения базовой ставки и (или)  Порядка расчета размера платы изменять размер платы по договору в  одностороннем порядке (п. 2.1.3. проекта договора на установку и  эксплуатацию рекламных конструкций). 


Рекламораспространитель обязан своевременно вносить в полном  объеме плату, определенную п. 4.1. настоящего договора. В случае  получения от департамента дополнительного соглашения о перерасчете  размера платы по настоящему договору в связи с изменением базовой  ставки и (или) Порядка расчета платы рекламораспространитель обязан  подписать полученное дополнительное соглашение в течение 5 (пяти)  рабочих дней с момента получения (п. 3.2.6. проекта договора на  установку и эксплуатацию рекламных конструкций). 

 Рекламораспространитель вносит плату по настоящему договору  согласно расчету (приложение № 2), являющемуся неотъемлемой частью  настоящего договора. 

 Размер годовой платы по настоящему договору рассчитывается в  соответствии с Порядком расчета размера платы за установку и  эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО "город  Оренбург" и составляет _____ руб. коп. (_______), в том числе НДС 

(п. 4.1. проекта договора на установку и эксплуатацию рекламных  конструкций). 

 В случае изменения Порядка расчета размера платы по настоящему  договору размер платы подлежит пересмотру по инициативе департамента,  оформляется дополнительным соглашением к настоящему договору и  направляется для подписания рекламораспространителю (п. 4.4. проекта  договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций). 

 Приложением № 2 к проекту договора на установку и эксплуатацию  рекламных конструкций является Порядок расчета размера платы по  договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на  территории МО "город Оренбург" от № , которым установлена  формула расчета платы, подлежащей перечислению по договору: П = БС x  S x К1 x К2 x К3 x К4, где К4 - коэффициент, учитывающий  территориальную привязку (т. 3, л.д. 176). 

 Согласно протоколу о результатах торгов на право заключения  договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на  территории муниципального образования "город Оренбург" от 23.01.2014  года № 4, ООО «Альфастрой» признано победителем аукциона. 

 Департаментом и обществом (рекламораспространитель) 23.01.2014  года заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных  конструкций на территории муниципального образования "город  Оренбург", в том числе №№ 14л-1109, 14л-1107, 14ц-1187, 14п-1111, 14д- 1099, 14ц-1086, 14ц-1229, 14л-1181, 14л-1182. 

 Заключенные договоры идентичны проекту договора на установку и  эксплуатацию рекламных конструкций, указаны лишь наименование  рекламораспространителя (ООО «Альфастрой»), место установки и  эксплуатации рекламной конструкции (пункт 1.2. договоров), тип и вид  рекламной конструкции (пункт 1.3. договоров), размер годовой платы по  договору (пункт 4.1. договоров). В приложениях № 2 к названным 


договорам содержатся расчеты размера платы за установку и  эксплуатацию рекламной конструкции по каждому из договоров. 

 Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2016 года 

 № 146 утверждено Положение об Управлении по размещению наружной  рекламы и объектов наружной информации администрации города  Оренбурга. Согласно указанному Положению, Управление учреждено в  результате реорганизации в форме выделения из департамента  градостроительства и земельных отношений администрации города  Оренбурга, является правопреемником департамента градостроительства и  земельных отношений администрации города Оренбурга в сфере наружной  рекламы в соответствии с передаточным актом, осуществляет функции  главного администратора доходов бюджета города. 

 Приказом начальника КРУ администрации г.Оренбурга от 21.02.2019  года № 45-п назначена плановая выездная ревизия исполнения бюджета по  доходам, законности и эффективности использования муниципального  имущества в Управлении; проведение проверки поручено начальнику  отдела финансового контроля и контроля за имуществом Жердевой Е.А.,  ведущему специалисту отдела финансового контроля и контроля за  имуществом Душкину Е.Н.; в перечень основных вопросов, подлежащих  проверке, включена проверка выполнения бюджетных полномочий  главного администратора доходов бюджета; проверяемый период с  01.01.2017 года по 31.12.2018 года. 

 Приказ от 21.02.2019 года № 45-п "О назначении плановой ревизии"  принят начальником КРУ администрации г.Оренбурга в соответствии с п.  1.21. Порядка осуществления полномочий контрольно-ревизионным  управлением администрации города Оренбурга по внутреннему  муниципальному финансовому контролю, контролю за соблюдением  Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а  также контролю за распоряжением, управлением, сохранностью и  эффективным использованием муниципального имущества,  утвержденного постановлением администрации города Оренбурга от  17.04.2014 года № 769-п, п. 2.3. Положения о контрольно-ревизионном  управлении администрации города Оренбурга, утвержденного решением  Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 года № 213, в  соответствии с Планом контрольных мероприятий контрольно- ревизионного управлении администрации города Оренбурга,  утвержденного распоряжением администрации города Оренбурга от  17.12.2018 года № 92-р. 

 Начальником КРУ администрации г.Оренбурга 22.02.2019 года  утвержден рабочий план плановой выездной ревизии исполнения бюджета  по доходам, законности и эффективности использования муниципального  имущества в Управлении за период с 01.01.2017 года по 31.03.2019 года.  По вопросу проверки "Проверка выполнения бюджетных полномочий  главного администратора доходов бюджета" в рабочем плане установлены 


следующий способ контроля и проверяемый период: сплошным порядком,  за 2017 год. 2018 год, 1 квартал 2019 года, по длящимся отношениям с  начала их возникновения по дату ревизии. 

 По результатам проверки проверяющими составлен акт ревизии от  10.04.2019 года. 

 Из акта ревизии следует, что размер платы по договорам на  установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО  "город Оренбург", действующим по состоянию на 01.05.2014 года в  соответствие Порядку, утвержденному Решением Оренбургского  городского Совета от 28.04.2014 года № 795 Управлением не приведен, в  результате чего за период с 01.01.2016 года по 31.03.2019 года по  договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций  недоначислено к оплате и соответственно недополучены в бюджет города  Оренбурга доходы в сумме 2 657 158,42 рублей, в том числе по ООО  «Альфастрой» - 182 933, 38 рублей (приложение № 11 к акту). 

 В нарушение Решения Оренбургского городского Совета от  27.04.2017 года № 321 изменение цены договоров, заключенных  Управлением по результатам торгов, проведенных в 2014 году, на размер  уровня инфляции не осуществлялось, в результате недополучен доход в  бюджет города Оренбурга с 27.04.2017 года по 31.03.2019 года в сумме 2  214 544,19 рублей, в том числе по ООО «Альфастрой» в размере 351 944,5  рублей (приложение № 13 к акту). 

 Руководителем КРУ администрации г.Оренбурга по результатам  рассмотрения акта ревизии от 10.04.2019 года принято решение о  направлении объекту контроля Управлению предписания от 14.05.2019  года № 13, согласно которому недополучено в бюджет города Оренбурга  (недоначислено к оплате рекламораспространителям) по договором на  установку и эксплуатацию рекламных конструкций за 2016 год - 1 квартал  2019 года 2 657 158,42 рублей, недополучен доход в бюджет города  Оренбурга за период с 27.04.2017 года по 31.03.2019 года 2 214 544,19  рублей. Управлению предписано в срок до 20.06.2019 года произвести  перерасчет оплаты по договорам, заключенным с  рекламораспространителями в соответствии с условиями торгов и  заключенных договоров и на основании решений Оренбургского  городского Совета от 28.04.2014 года № 795, от 27.04.2017 года № 321. 

 Управлением в адрес ООО «Альфастрой» 21.05.2019 года  направлено требование № 01-23/1490 об уплате в течение 5 календарных  дней с момента получения настоящего требования задолженности по  договорам на право установки и эксплуатации рекламной конструкции на  территории города Оренбурга в размере 182 933,38 рублей. Указанное  требование вынесено по договорам на установку и эксплуатацию  рекламной конструкции на территории МО "город Оренбург" от 23.01.2014  года №№ 14л-1109, 14л-1107, 14ц-1187, 14п-1111, 14д-1099, 14ц-1086,  14ц-1229, 14л-1181, 14л-1182, на основании предписания КРУ 


администрации г.Оренбурга № 13 от 14.05.2019 года, акта от 10.04.2019  года и приложения № 11 к акту. 

 Управлением в адрес ООО «Альфастрой» 21.05.2019 года  направлено уведомление № 01-23/1468 об изменении размера платы за  установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории  муниципального образования "город Оренбург", обществу предложено в  течение 5 календарных дней с момента получения настоящего  уведомления оплатить задолженность в размере 351 944,5 рублей.  Указанное уведомление вынесено по всем заключенным договорам на  установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО  "город Оренбург" на основании предписания КРУ администрации  г.Оренбурга № 13 от 14.05.2019 года, акта от 10.04.2019 года и приложения   № 13 к акту. 

 Не согласившись с вынесенным предписанием КРУ администрации  г.Оренбурга № 13 от 14.05.2019 года, ООО «Альфастрой» обратилось в  Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым требованием.   Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей лиц,  участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд  приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных  обществом требований. 

 В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и  иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными  решений и действий (бездействия) государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если  полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и  действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно  возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.   В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных  органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании  осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений,  оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их  соответствие закону или иному нормативному правовому акту,  устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли  оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия  (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт,  решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 


Из анализа названных норм права следует, что для признания  недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и  действия (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить  наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого  ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия)  требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его  вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов  заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда  Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с  применением части первой Гражданского кодекса Российской  Федерации"). 

 Решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 года

 № 213 утверждено Положение о КРУ администрации г.Оренбурга (далее -  Положение № 213). 

 Согласно п. 1.1. Положения № 213, КРУ администрации г.Оренбурга  является отраслевым (функциональным) органом администрации города  Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в  непосредственном подчинении Главы города Оренбурга. 

 КРУ администрации г.Оренбурга обеспечивает осуществление  контроля за органами администрации города Оренбурга, муниципальными  предприятиями и учреждениями по распоряжению, управлению,  сохранности и эффективному использованию муниципального имущества,  является органом, уполномоченным на осуществление внутреннего  муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок, и  обладает следующими полномочиями (функциями): 


привлечению к ответственности виновных лиц в соответствии с  действующим законодательством. 

 Пунктом 1 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации  установлено, что государственный (муниципальный) финансовый  контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного  законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых  актов, регулирующих бюджетные правоотношения. 

 Государственный (муниципальный) финансовый контроль  подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и  последующий. 

 Из п. 3 данной статьи следует, что внутренний государственный  (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных  правоотношений является контрольной деятельностью Федерального  казначейства, органов государственного (муниципального) финансового  контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами)  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных  администраций (далее - органы внутреннего государственного  (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов  Российской Федерации (муниципальных образований). 

 Согласно п. 3 ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации  порядок осуществления полномочий органами внутреннего  государственного (муниципального) финансового контроля по  внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю  определяется соответственно федеральными законами, нормативными  правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего  исполнительного органа государственной власти субъекта Российской  Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций,  а также стандартами осуществления внутреннего государственного  (муниципального) финансового контроля. 

 Порядок осуществления полномочий органами внутреннего  государственного (муниципального) финансового контроля по  внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю  должен содержать основания и порядок проведения проверок, ревизий и  обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных  принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения,  права и обязанности должностных лиц органов внутреннего  государственного (муниципального) финансового контроля, права и  обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в том числе по  организационно-техническому обеспечению проверок, ревизий и  обследований, осуществляемых должностными лицами органов  внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. 


Стандарты осуществления внутреннего государственного  (муниципального) финансового контроля утверждаются соответственно  Министерством финансов Российской Федерации, уполномоченным  органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом  местного самоуправления в соответствии с порядком осуществления  полномочий органами внутреннего государственного (муниципального)  финансового контроля по внутреннему государственному  (муниципальному) финансовому контролю, определенным соответственно  федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства  Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми  актами местных администраций. 

 На основании статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года 

 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации", статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской  Федерации, статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд", раздела 2  положения о контрольно-ревизионном управлении администрации города  Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от  28.06.2011 года № 213, постановлением администрации города Оренбурга  от 17.04.2014 года № 769-п утвержден Порядок осуществления  полномочий контрольно-ревизионным управлением администрации города  Оренбурга по внутреннему муниципальному финансовому контролю,  контролю за соблюдением Федерального закона "О контрактной системе в  сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд", а также контролю за распоряжением, управлением,  сохранностью и эффективным использованием муниципального  имущества (далее - Порядок). 

 В силу пункта 1.1. Порядка, Порядок определяет требования к  осуществлению КРУ администрации г.Оренбурга полномочий по  внутреннему муниципальному финансовому контролю, предусмотренных  статьей 265, частью 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской  Федерации, контролю за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013  года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -  Федеральный закон о контрактной системе), а также контролю за  распоряжением, управлением, сохранностью и эффективным  использованием муниципального имущества во исполнение Положения о  контрольно-ревизионном управлении администрации города Оренбурга,  утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011  года № 213. 

 Порядок осуществления КРУ администрации г.Оренбурга  полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю  определяется также стандартами осуществления внутреннего 


муниципального финансового контроля, утвержденными распоряжением  Администрации города Оренбурга. 

 В соответствии с пунктом 1.2. Порядка, осуществление полномочий  контрольно-ревизионным управлением администрации города Оренбурга  по внутреннему муниципальному финансовому контролю, контролю за  соблюдением Федерального закона "О контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд", а также контролю за распоряжением, управлением,  сохранностью и эффективным использованием муниципального  имущества (далее - деятельность по контролю) основывается на принципах  законности, объективности, эффективности, независимости,  профессиональной компетентности, достоверности результатов и  гласности. 

 КРУ администрации г.Оренбурга в целях определения правил и  процедур планирования контрольной деятельности, проведения  контрольных мероприятий, а также формирования отчетов о результатах  контрольной деятельности при осуществлении внутреннего  муниципального финансового контроля разрабатываются стандарты  осуществления внутреннего муниципального финансового контроля. 

 Стандарты осуществления внутреннего муниципального  финансового контроля утверждаются распоряжением Администрации  города Оренбурга (пункт 1.3. Порядка). 

 Согласно п. 1.4. Порядка, деятельность по контролю подразделяется  на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения  плановых и внеплановых проверок, а также проведения ревизий и  обследований при осуществлении полномочий по внутреннему  муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных  правоотношений и контролю за распоряжением, управлением,  сохранностью и эффективным использованием муниципального  имущества (далее - контрольные мероприятия). 

 Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также  встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных  проверок. 

 Как следует из пункта 1.5. Порядка, плановые контрольные  мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных  мероприятий, утвержденным распоряжением Администрации города  Оренбурга. 

 Пунктом 1.6. Порядка определено, что внеплановые контрольные  мероприятия проводятся в соответствии с решением начальника  (заместителя начальника), принятым на основании письменного поручения  Главы города Оренбурга (при осуществлении полномочий по внутреннему  муниципальному финансовому контролю в соответствии со статьей 296.2  Бюджетного кодекса Российской Федерации и контролю за  распоряжением, управлением, сохранностью и эффективным  использованием муниципального имущества). 


КРУ администрации г.Оренбурга, в соответствии с настоящим  Порядком, осуществляет полномочия: 

 Согласно пункту 1.9. Порядка, объектами контроля,  осуществляемого КРУ администрации г.Оренбурга, являются: главные  распорядители (распорядители, получатели) средств бюджета города  Оренбурга, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета  города Оренбурга, главные администраторы (администраторы) источников  финансирования дефицита бюджета города Оренбурга. 

 В соответствии с п. 1.10 Порядка, должностными лицами КРУ  администрации г.Оренбурга, осуществляющими контроль в соответствии с  настоящим Порядком, являются: 1) начальник Управления; 2) заместитель  начальника Управления; 3) начальник отдела Управления; 4) иные  муниципальные служащие Управления, уполномоченные на участие в  проведении контрольных мероприятий в соответствии с приказом  начальника (заместителя начальника) Управления, включаемые в состав  ревизионной (проверочной) группы. 

 Пунктом 1.11. Порядка определено, что должностные лица,  указанные в пункте 1.10 настоящего Порядка, обязаны: 1) соблюдать  требования нормативных правовых актов в установленной сфере  деятельности Управления; 2) проводить контрольные мероприятия в  соответствии с приказом начальника (заместителя начальника)  Управления. 

 Объекты контроля, указанные в пункте 1.9 настоящего Порядка (их  должностные лица), имеют право обжаловать решения и действия  (бездействие) КРУ администрации г.Оренбурга и его должностных лиц в  порядке, установленном законодательством и нормативными правовыми  актами Российской Федерации (пункт 1.15. Порядка). 

 Как следует из пункта 1.21. Порядка, встречные проверки  назначаются и проводятся в порядке, установленном для выездных или  камеральных проверок соответственно. Срок проведения встречных  проверок не может превышать 20 рабочих дней. Результаты встречной  проверки оформляются актом, который подписывается должностным  лицом КРУ администрации г.Оренбурга (при проведении контрольного  мероприятия одним должностным лицом) либо всеми членами  проверочной (ревизионной) группы (при проведении контрольного  мероприятия проверочной (ревизионной) группой) в последний день  проведения встречной проверки и прилагается к материалам камеральной  проверки или выездной проверки (ревизии) соответственно. По 


результатам встречной проверки представления и предписания объекту  встречной проверки не направляются. 

 Решение о проведении проверки, ревизии или обследования  оформляется приказом начальника (заместителя начальника) КРУ  администрации г.Оренбурга (пункт 1.22. Порядка). 

 Отбор контрольных мероприятий осуществляется исходя из  следующих критериев: 

 Периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в  отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного  мероприятия составляет не более 1 раза в год (пункт 2.2. Порядка). 

 Формирование плана контрольных мероприятий КРУ  администрации г.Оренбурга осуществляется с учетом предложений,  поступающих от Главы города Оренбурга, заместителей Главы города  Оренбурга, финансового управления администрации города Оренбурга,  Комитета по управлению имуществом города Оренбурга, отраслевых  (функциональных) и территориальных органов Администрации города  Оренбурга, осуществляющих функции и полномочия учредителей  муниципальных предприятий и учреждений (пункт 2.3. Порядка). 

 К процедурам осуществления контрольного мероприятия относятся  назначение контрольного мероприятия, проведение контрольного  мероприятия и реализация результатов проведения контрольного  мероприятия (пункт 3.1. Порядка). 

 Как следует из пункта 3.2. Порядка, контрольное мероприятие  проводится на основании приказа начальника (заместителя начальника)  Управления о его назначении, в котором указываются: наименование  объекта контроля; место нахождения объекта контроля; место  фактического осуществления деятельности объекта контроля;  проверяемый период; основание проведения контрольного мероприятия;  тему контрольного мероприятия; фамилии, имена, отчества (последнее при  наличии) должностного лица КРУ администрации г.Оренбурга (при  проведении камеральной проверки одним должностным лицом), членов  проверочной (ревизионной) группы, руководителя проверочной  (ревизионной) группы КРУ администрации г.Оренбурга (при проведении  контрольного мероприятия проверочной группой), уполномоченных на 


проведение контрольного мероприятия, а также экспертов, представителей  экспертных организаций, привлекаемых к проведению контрольного  мероприятия; срок проведения контрольного мероприятия; перечень  основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения  контрольного мероприятия. 

 Проведение выездной проверки (ревизии) состоит в осуществлении  соответствующих контрольных действий в отношении объекта контроля  по месту нахождения объекта контроля и оформлении акта выездной  проверки (ревизии) (пункт 4.3.1 Порядка). 

 В соответствии с пунктом 5.2. Порядка, при осуществлении  полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю  КРУ администрации г.Оренбурга направляет предписания, содержащие  обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования  об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской  Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих  бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений)  о предоставлении средств из местного бюджета, муниципальных  контрактов и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного  муниципальному образованию "город Оренбург". 

 Распоряжением первого заместителя Главы города Оренбурга от  17.12.2018 года утвержден план контрольных мероприятий КРУ  администрации г.Оренбурга на 2019 год. Управление в указанный план  проверок не включено. 

 Начальник КРУ администрации г.Оренбурга 25.01.2019 года  обратился с письменным предложением № 01-29-01-10/20 к Главе города  Оренбурга о включении администраторов бюджетных средств в план  работы КРУ администрации г.Оренбурга на 2019 год с целью проведения  контрольных мероприятий по вопросам распоряжения, управления,  сохранности и эффективности использования муниципального имущества  и исполнения ими полномочий по администрированию доходов бюджета  муниципального образования "город Оренбург", в том числе Управления. 

 Согласно резолюции Главы города Оренбурга от 28.01.2019 года на  указанном письме, начальнику КРУ администрации г.Оренбурга  предложено организовать срочное проведение проверок согласно его  предложению. 

 Главой города Оренбурга 27.03.2019 года принято распоряжение

 № 11-р "О внесении изменений в распоряжение Администрации города  Оренбурга от 17.12.2018 года № 92-р", согласно которому в план  контрольных мероприятий КРУ администрации г.Оренбурга на 2019 год  включено Управление, предмет (тема) контрольного мероприятия: ревизия  исполнения бюджета по доходам, проверка законности и эффективности  использования муниципального имущества, проверяемый период: с  01.01.2017 года по 31.12.2018 года. 

 Из предоставленных доказательств по делу следует, что на дату  принятия начальником КРУ администрации г.Оренбурга приказа № 45-п 


(21.02.2019 года) о назначении плановой выездной ревизии исполнения  бюджета по доходам, законности и эффективности использования  муниципального имущества в Управлении, последнее не было включено в  утвержденный распоряжением администрации города Оренбурга план  контрольных мероприятий КРУ администрации г.Оренбурга на 2019 год. 

 С учетом изложенного, у КРУ администрации г.Оренбурга  отсутствовали основания для проведения контрольных мероприятий,  нарушены положения пунктов 1.2., 1.4., 1.5., 2.1., 2.2., 2.3., 3.1., 3.2., 4.3.1.  Порядка. 

 Должностные лица КРУ администрации г.Оренбурга допустили  грубые нарушения требований к организации и проведению плановой  проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых  мероприятий, в связи с чем результаты проверки не могут являться  доказательствами нарушения Управлением требований, установленных  муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене. 

 В силу части 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации не  допускается использование доказательств, полученных с нарушением  федерального закона. 

 В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 31.10.1995 года № 8 "О некоторых вопросах применения  судами Конституции Российской Федерации при осуществлении  правосудия" обращено внимание судов на необходимость выполнения  указанного выше конституционного положения и разъяснено, что  доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона,  если они получены в результате действий, не предусмотренных  процессуальными нормами. 

 Довод КРУ администрации г.Оренбурга о проведении контрольного  мероприятия на основании поручения Главы города Оренбурга от  28.01.2019 года арбитражным судом не принимается. 

 Как следует из пункта 1.4. Порядка, деятельность по контролю  подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется  посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также  проведения ревизий и обследований при осуществлении полномочий по  внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных  правоотношений и контролю за распоряжением, управлением,  сохранностью и эффективным использованием муниципального  имущества (далее - контрольные мероприятия). При этом пунктом 1.6.  Порядка установлено, что внеплановые контрольные мероприятия  проводятся в соответствии с решением начальника (заместителя  начальника), принятым на основании письменного поручения Главы  города Оренбурга (при осуществлении полномочий по внутреннему  муниципальному финансовому контролю в соответствии со статьей 296.2  Бюджетного кодекса Российской Федерации и контролю за  распоряжением, управлением, сохранностью и эффективным  использованием муниципального имущества). 


Из приказа начальника КРУ администрации г.Оренбурга от  21.02.2019 года № 45-п, оспариваемого предписания следует, что в  Управлении проведена именно плановая выездная ревизия исполнения  бюджета по доходам. В план контрольных мероприятий КРУ  администрации г.Оренбурга на 2019 год Управление в качестве объекта  контроля включено распоряжением администрации города Оренбурга от  27.03.2019 года № 11-р, то есть после назначения плановой ревизии  Управления. 

 Также арбитражный суд находит состоятельным довод заявителя о  превышении КРУ администрации г.Оренбурга периода проверки. 

 Приказом от 21.02.2019 года № 45-п проверяемый период установлен  с 01.01.2017 года по 31.12.2018 года. Фактически проверяющими проверка  проведена за период с 01.01.2016 года по 31.03.2019 года (в связи с  изменением значения коэффициента К4), за период по 31.03.2019 года (в  связи с применением размера уровня инфляции). 

 Довод КРУ администрации г.Оренбурга о том, что плановая  выездная ревизия проведена в пределах проверяемого периода,  установленного рабочим планом, утвержденным начальником КРУ  администрации г.Оренбурга, арбитражным судом не принимается. 

 Как указывает КРУ администрации г.Оренбурга, распоряжением  администрации города Оренбурга от 19.11.2018 года № 79-р утвержден  стандарт осуществления внутреннего муниципального финансового  контроля "Общие требования к организации контрольного мероприятия",  пунктом 3.6. которого определено, что руководителем проверочной  (ревизионной) группы в срок не позднее одного рабочего дня со дня начала  контрольного мероприятия составляется рабочий план, в котором  указывается, в том числе, проверяемый период. Объем выборки и ее состав  определяется руководителем ревизионной группы таким образом, чтобы  обеспечить возможность оценки всей совокупности финансовых и  хозяйственных операций по изучаемому вопросу. 

 Текст распоряжения администрации города Оренбурга от 19.11.2018  года № 79-р КРУ администрации г.Оренбурга не предоставлен, в открытых  источниках указанный акт отсутствует. 

 Начальником КРУ администрации г.Оренбурга 22.02.2019 года  утвержден рабочий план плановой выездной ревизии исполнения бюджета  по доходам, законности и эффективности использования муниципального  имущества в Управлении за период с 01.01.2017 года по 31.03.2019 года.  По вопросу проверки "Проверка выполнения бюджетных полномочий  главного администратора доходов бюджета" в рабочем плане установлен  следующий проверяемый период: за 2017 год, 2018 год, 1 квартал 2019  года, по длящимся отношениям с начала их возникновения по дату  ревизии. 

 Из абзаца 3 пункта 3 ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской  Федерации следует, что стандарты осуществления внутреннего  муниципального финансового контроля утверждаются органом местного 


самоуправления в соответствии с порядком осуществления полномочий  органами внутреннего муниципального финансового контроля по  внутреннему муниципальному финансовому контролю, определенным  муниципальными правовыми актами местных администраций. 

 Таким образом, утвержденный администрацией города Оренбурга  стандарт осуществления внутреннего муниципального финансового  контроля "Общие требования к организации контрольного мероприятия"  принят во исполнения Порядка и не может ему противоречить. 

 Пунктом 3.2. Порядка определение проверяемого периода отнесено  к компетенции начальника (заместителя начальника) КРУ администрации  г.Оренбурга и реализуется им при издании приказа о назначении  контрольного мероприятия. 

 В силу изложенного, рабочим планом плановой выездной ревизии  проверяемый период не может быть изменен. 

 Арбитражным судом не принимается довод ООО «Альфастрой» о  выходе проверяющих за пределы проверки. 

 Приказом начальника КРУ администрации г.Оренбурга от 21.02.2019  года № 45-п назначена плановая выездная ревизия исполнения бюджета по  доходам, законности и эффективности использования муниципального  имущества в Управлении. 

 Полномочия КРУ администрации г.Оренбурга по внутреннему  муниципальному финансовому контролю следуют из статьи 296.2  Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения № 213, Порядка,  приказ от 21.02.2019 года № 45-п принят уполномоченным должностным  лицом КРУ администрации г.Оренбурга. Должностными лицами КРУ  администрации г.Оренбурга проверка проведена в пределах полномочий  административного органа. 

 Арбитражный суд соглашается с позицией КРУ администрации  г.Оренбурга о допущенных технических опечатках в водной части приказа  от 21.02.2019 года № 45-п, а именно, в указании на пункт 1.21 Порядка,  пункт 2.3. Положения № 213. 

 При таких обстоятельствах заявленные требования в части  оспаривания предписания № 13 от 14.05.2019 года (в оспариваемой ООО  «Альфастрой» части) подлежат удовлетворению в связи с допущенными  КРУ администрации г.Оренбурга процессуальными нарушениями при  назначении и проведении плановой выездной ревизии Управления. 

 При принятии решения арбитражным судом не принимается довод  КРУ администрации г.Оренбурга о том, что поскольку ООО «Альфастрой»  не являлось объектом проверки, оно не вправе оспаривать предписание №  13 от 14.05.2019 года, в связи с чем производство по делу подлежит  прекращению на основании п.1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

 Из части 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации следует, что организации обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительными 


ненормативных правовых актов, незаконными решений, если полагают,  что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо  обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

 Из указанной нормы следует, что ненормативные акты и решения  быть оспорены в суде как лицом, которому они адресованы, так и иными  лицами, имеющими интерес к конкретной рассматриваемой ситуации,  которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы  препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них  незаконно возложена какая-либо обязанность. 

 Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя  следует из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в  защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих  нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как  процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых  законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет  доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного  правового акта, решения, осуществления противоправных действий  (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований. 

 В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от  05.11.2002 года № 319-О отмечается, что суды не вправе ограничиваться  формальным установлением того, кому адресован обжалуемый акт, а  обязаны выяснить, затрагивает ли он права налогоплательщиков,  соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах, и должны в  каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное  восстановление нарушенных прав. 

 Предписание № 13 от 14.05.2019 года КРУ администрации  г.Оренбурга адресовано Управлению, оспариваемые пункты предписания  КРУ администрации г.Оренбурга не содержат непосредственного указания  на ООО «Альфастрой». Вместе с тем, в указанном предписании имеется  указание о недополучении бюджетом города Оренбурга (недоначислено к  оплате рекламораспространителям) по договорам на установку и  эксплуатацию рекламных конструкций  2 657 158,42 рублей (пункт 1), 2 214 544,19 рублей (пункт 4).  Оспариваемые обществом суммы доначисленной платы за установку и  эксплуатацию рекламных конструкций в размере 182 933,38 рублей и 351  994,5 рублей отражены в приложениях № 11 и № 13 к акту ревизии от  10.04.2019 года, являются частью сумм, указанных в пунктах 1 и 4  оспариваемого предписания. 

 Кроме того, предписанием № 13 от 14.05.2019 года КРУ  администрации г.Оренбурга предписало Управлению в срок до 20.06.2019 


года произвести перерасчет оплаты по договорам, заключенным с  рекламораспространителями в соответствии с условиями торгов и  заключенных договоров и на основании Порядка № 795 и Порядка № 321.  Управлением во исполнение оспариваемого предписания были направлены  в адрес заявителя требование № 01-23/1490 от 21.05.2019 года и  уведомление № 01-23/1468 от 21.05.2019 года. 

 Следовательно, оспариваемый акт принят о правах и обязанностях  ООО «Альфастрой», в связи с чем у последнего имеется право на его  обжалование в судебном порядке. 

 При таких обстоятельствах, в удовлетворении ходатайства  Контрольно-ревизионного управления Администрации г.Оренбурга о  прекращении производства по делу надлежит отказать 

 В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской  Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований,  предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из  действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены  законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского  законодательства порождают гражданские права и обязанности. В  соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 1) из  договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров  и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не  противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и органов  местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве  основания возникновения гражданских прав и обязанностей. 

 В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от  13.03.2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе)  распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов,  строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и  иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности  оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств  стабильного территориального размещения (далее - рекламные  конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах  и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне  их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта  осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся  рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.  Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) -  собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным  правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования  рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. 

 Как следует из пункта 5 статьи 19 Закона о рекламе, установка и  эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по  договору с собственником земельного участка, здания или иного  недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная  конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого 


имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия  договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции  обязательства сторон по договору прекращаются. 

 Согласно пункту 5.1 статьи 19 названного федерального закона  заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной  конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом  имуществе, находящемся в государственной или муниципальной  собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или  конкурса), проводимых органами государственной власти, органами  местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в  соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма  проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами  государственной власти или представительными органами муниципальных  образований. 

 Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не  является ни договором аренды, ни иным договором, предусматривающим  переход права владения и пользования в отношении государственного  либо муниципального имущества. Отношения по использованию  земельных участков для размещения средств наружной рекламы  оформляется специальным договором - договором на установку и  эксплуатацию рекламной конструкции. Договор на эксплуатацию  рекламного места (договор на установку и эксплуатацию рекламной  конструкции) представляет собой самостоятельный гражданско-правовой  договор, наделяющий хозяйствующий субъект правом на установку и  эксплуатацию рекламной конструкции по договоренности с собственником  земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к  которому присоединяется рекламная конструкция и не  предусматривающий перехода прав владения и (или) пользования в  отношении имущества собственника. При этом законом прямо установлен  срочный характер такого договора и определен порядок его заключения -  путем проведения торгов (конкурса или аукциона). 

 Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации  обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с  условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а  при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями  или иными обычно предъявляемыми требованиями. 

 В силу пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской  Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и  одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или  иными правовыми актами. 

 Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации  акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и  применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.  Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения 


его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.  По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского  законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим  после введения его в действие. Отношения сторон по договору,  заключенному до введения в действие акта гражданского  законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 названного  Кодекса. 

 Как следует из п. 2 ст. 422 Гражданского кодекса Российской  Федерации, если после заключения договора принят закон,  устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые  действовали при заключении договора, условия заключенного договора  сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его  действие распространяется на отношения, возникшие из ранее  заключенных договоров. 

 В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 14.03.2014 года № 16 "О свободе договора и ее  пределах" разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что согласно  пункту 2 статьи 422 ГК РФ закон, принятый после заключения договора и  устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые  действовали при заключении договора, распространяет свое действие на  отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе прямо  установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие  из ранее заключенных договоров. В силу пункта 2 статьи 4 ГК РФ это  правило применяется как к императивным, так и к диспозитивным нормам.   Пунктом 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации  установлено, что изменение цены после заключения договора допускается  в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в  установленном законом порядке. 

 Решением Оренбургского городского Совета от 06.09.2011 года

 № 223 утвержден Порядок расчета размера платы по договору на  установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории  муниципального образования "город Оренбург" (далее - Порядок № 238). 

 Согласно указанному Порядку № 238, размер платы за установку и  эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального  образования "город Оренбург" определяется по следующей формуле (в  рублях за год): П = БС x S x К1 x К2 x К3 x К4, где: П - плата, подлежащая  перечислению по договору (рублей в год без НДС); БС - базовая ставка,  размер которой принимается равной 100 рублям (без НДС); S - площадь  информационного поля рекламной конструкции (квадратных метров);  коэффициент К1, учитывающий особенности размещения отдельных типов  рекламных конструкций; коэффициент К2, отражающий степень  применения освещения рекламной конструкции; коэффициент К3,  стимулирующий внедрение более сложных современных технологий;  коэффициент К4, учитывающий территориальную привязку. 


Департаментом и ООО «Альфастрой» 23.01.2014 года заключены  договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на  территории муниципального образования "город Оренбург", в том числе   №№ 14л-1109, 14л-1107, 14ц-1187, 14п-1111, 14д-1099, 14ц-1086, 14ц-1229,  14л-1181, 14л-1182 плата за установку и эксплуатацию рекламных  конструкций на территории муниципального образования "город  Оренбург" по каждому из названных договоров определена в соответствии  с Порядком № 238. 

 Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 года 

 № 795 утвержден Порядок расчета размера платы по договору на  установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории  муниципального образования "город Оренбург" (далее - Порядок № 795),  Порядок № 238 признан утратившим силу. 

 Согласно указанному Порядку № 795, размер платы за установку и  эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального  образования "город Оренбург" определяется по следующей формуле (в  рублях за год): П = БС x S x К1 x К2 x К3 x К4, где: П - плата, подлежащая  перечислению по договору (рублей в год без НДС); БС - базовая ставка,  размер которой принимается равной 100 рублям (без НДС); S - площадь  информационного поля рекламной конструкции (квадратных метров);  коэффициент К1, учитывающий особенности размещения отдельных типов  рекламных конструкций, коэффициент К2, отражающий степень  применения освещения рекламной конструкции; коэффициент К3,  стимулирующий внедрение более сложных современных технологий;  коэффициент К4, учитывающий территориальную привязку. 

 Решением Оренбургского городского Совета от 27.04.2017 года 

 № 321 (вступает в силу со дня официального опубликования в газете  "Вечерний Оренбург", дата публикации - 03.05.2017 года) Порядок № 795  дополнен абзацем следующего содержания: "Размер платы за установку и  эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального  образования "город Оренбург" устанавливается на один год и ежегодно, но  не ранее чем через год после заключения договора на установку и  эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального  образования "город Оренбург", изменяется Управлением на размер уровня  инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и плановый период, который применяется  ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года,  следующего за годом, в котором заключен указанный договор". 

 В ходе выездной плановой ревизии проверяющими КРУ  администрации г.Оренбурга произведен перерасчет платы за установку и  эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального  образования "город Оренбург" по договорам от 23.01.2014 года на  установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории  муниципального образования "город Оренбург", в том числе №№ 14л- 1109, 14л-1107, 14ц-1187, 14п-1111, 14д-1099, 14ц-1086, 14ц-1229, 14л-


1181, 14л-1182, с учетом измененной величины коэффициента К4 за  период с 01.01.2016 года по 31.03.2019 года, сумма дополнительно  начисленной платы – 182 933,38 рублей (приложение № 11 к акту  ревизии). При проведении перерасчета учтены соглашения о замене лиц по  отдельным договорам, соглашения о расторжении соглашений о замене  лиц по отдельным договорам, изменение типа и места установки  рекламной конструкции. 

 В ходе выездной плановой ревизии проверяющими КРУ  администрации г.Оренбурга произведен перерасчет платы за установку и  эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального  образования "город Оренбург" по всем заключенным с ООО «Альфастрой»  договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на  территории муниципального образования "город Оренбург" с учетом  размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о  федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период,  который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного  финансового года, следующего за годом, в котором заключен указанный  договор". 

 Перерасчет произведен за период с 01.05.2017 года по 31.03.2019  года, сумма дополнительно начисленной платы – 351 994,5 рублей  (приложение № 11 к акту ревизии). 

 Как следует из заключенных департаментом и ООО «Альфастрой»  договоров от 23.01.2014 года на установку и эксплуатацию рекламных  конструкций на территории муниципального образования "город  Оренбург" №№ 14л-1109, 14л-1107, 14ц-1187, 14п-1111, 14д-1099, 14ц- 1086, 14ц-1229, 14л-1181, 14л-1182, департамент вправе в случае  изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета размера платы изменять  размер платы по договору в одностороннем порядке (пункт 2.1.3.);  рекламораспространитель обязан своевременно вносить в полном объеме  плату, определенную п. 4.1. настоящего договора. В случае получения от  департамента дополнительного соглашения о перерасчета размера платы  по настоящему договору в связи с изменением базовой ставки и (или)  Порядка расчета платы рекламораспространитель обязан подписать  полученное дополнительное соглашение в течение 5 (пяти) рабочих дней с  момента получения (пункт 3.2.6.); рекламораспространитель вносит плату  по настоящему договору согласно расчету (приложение № 2),  являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора. Размер годовой  платы по настоящему договору рассчитывается в соответствии с Порядком  расчета размера платы за установку и эксплуатацию рекламной  конструкции на территории МО "город Оренбург" и составляет (указан  размер платы по каждому договору), в том числе НДС (пункт 4.1.); в  случае изменения Порядка расчета размера платы по настоящему договору  размер платы подлежит пересмотру по инициативе департамента,  оформляется дополнительным соглашением к настоящему договору и  направляется для подписания рекламораспространителю (пункт 4.4.). 


В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 23.06.2015 года № 25 "О применении судами некоторых  положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской  Федерации" разъяснено, что положения Гражданского кодекса Российской  Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права  (статья 3 Гражданского кодекса Российской Федерации), подлежат  истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами  гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского  кодекса Российской Федерации. 

 Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской  Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав  и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских  правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4  статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе  извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного  поведения. 

 Оценивая действия сторон как добросовестные или  недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого  участника гражданского оборота, учитывающего права и законные  интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении  необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10  Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность  участников гражданских правоотношений и разумность их действий  предполагаются, пока не доказано иное. 

 Презумпция добросовестности и разумности действий участников  гражданского оборота предполагается в равной степени для обеих сторон  договора, а при оценке условий договора в первую очередь определяется  буквальное толкование его содержания, и только при неясности  содержания - практика, установившаяся во взаимных отношениях сторон. 

 Как установлено судом первой инстанции, ООО «Альфастрой» на  основании счетов-фактур Управления (департамента) в период со дня  заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных  конструкций на территории муниципального образования "город  Оренбург" (23.01.2014 года) по 31.03.2019 года производило уплату платы  за установку и эксплуатацию рекламных конструкций в соответствии с  Порядком № 238, то есть без учета изменения величины коэффициента К4  и без учета размера уровня инфляции. 

 При этом условиями договоров на установку и эксплуатацию  рекламных конструкций на территории муниципального образования  "город Оренбург" предусмотрено право Управления в случае изменения  базовой ставки и (или) Порядка расчета размера платы изменять размер  платы по договору в одностороннем порядке путем направления обществу  дополнительных соглашений к договорам, подписание которых для ООО  «Альфастрой» является обязательным. 


При наличии правовых актов Оренбургского городского Совета,  являющихся основанием для изменения цены договоров, Управлением в  адрес ООО «Альфастрой» дополнительные соглашения к договорам на  установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории  муниципального образования "город Оренбург" для подписания не  направлялись. 

 Само по себе наличие правовых актов органа местного  самоуправления об изменении на будущее время порядка расчета платы за  установку и эксплуатацию рекламных конструкций не является, согласно  пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации,  самостоятельным основанием для изменения условий спорного договора.  В указанных правовых актах не устанавливается цена конкретного  договора и периоды внесения платы рекламораспространителем. Такие  сведения должны быть указаны Управлением в приложениях № 2 к  спорным договорам (абзацы 1 пункта 4.1. договоров). 

 Соответствующий порядок применения статьи 422 Гражданского  кодекса Российской Федерации к договорным отношениям изложен в  пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 14.03.2014 года № 16 "О свободе договора и ее  пределах". 

 Кроме того, неисполнение Управлением обязанности по  уведомлению ООО «Альфастрой» об увеличении размера платы за  установку и эксплуатацию рекламных конструкций нарушает баланс  интересов сторон сделки, поскольку лишает общество права на отказ от  договора в случае несогласия с изменением размера платы. 

 Оспариваемым предписанием № 13 от 14.05.2019 года КРУ  администрации г.Оренбурга предписало Управлению в срок до 20.06.2019  года произвести перерасчет оплаты по договорам, заключенным с  рекламораспространителями в соответствии с условиями торгов и  заключенных договоров и на основании Порядка № 795 и Порядка № 321. 

 В пункт 1 оспариваемого предписания включена доначисленная  обществу плата за установку и эксплуатацию рекламных конструкций в  размере 182 933,38 рублей (изменение величины коэффициента К4), в  пункт 4 предписания включена доначисленная обществу плата за  установку и эксплуатацию рекламных конструкций в размере 351 994,5  рублей (увеличение платы на размер уровня инфляции). 

 При таких обстоятельствах, Предписание № 13 от 14.05.2019 года,  выданное Контрольно-ревизионным управлением администрации города  Оренбурга, в части пункта 1, в части предписания осуществить перерасчет  оплаты по договорам с обществом с ограниченной ответственностью  «АльфаСтрой» в размере 182 933,38 руб. (пункт 1 мотивировочной части  предписания) и 351 994,5 рубля (пункт 4 мотивировочной части  предписания) не соответствует закону и нарушает права и законные  интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. В связи, с  чем заявленные требования подлежат удовлетворению. 


Иные доводы, приводимые сторонами по данному спору, судом не  принимаются во внимание, как основанные на неверном толковании норм  материального права и противоречащие материалам дела, а также в виду  того, что исходя из предмета спора и обстоятельств подлежащих  доказываю и установлению, не имеют правового значения и не влияют на  исход рассмотрения настоящего дела. 

 При подаче заявления обществом произведена уплата  государственной пошлины в размере 9 000 рублей, что подтверждается  платежным поручением № 194 от 05.06.2019 года. 

 В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами,  участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт,  взыскиваются арбитражным судом со стороны. 

 Таким образом, на заинтересованное лицо КРУ администрации  г.Оренбурга подлежат отнесению судебные расходы по уплате  государственной пошлины в размере 3 000 рублей. 

 На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового  кодекса Российской Федерации подлежит возврату ООО «Альфастрой»  излишне уплаченная государственная пошлина в размере 6 000 рублей. 

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, 

РЕШИЛ:

В удовлетворении ходатайства Контрольно-ревизионного  управления Администрации г.Оренбурга о прекращении производства по  делу отказать. 

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным Предписание № 13 от 14.05.2019 года,  выданное Контрольно-ревизионным управлением администрации города  Оренбурга в части пункта 1, в части предписания осуществить перерасчет  оплаты по договорам с обществом с ограниченной ответственностью  «АльфаСтрой» в размере 182 933,38 руб. (пункт 1 мотивировочной части  предписания) и 351 994,5 рубля (пункт 4 мотивировочной части  предписания). 

Обязать контрольно-ревизионное управление администрации города  Оренбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя. 

Взыскать с контрольно-ревизионного управления администрации  города Оренбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью  «Альфастрой» расходы по уплате государственной пошлины в размере  3 000 рублей. 

Исполнительный лист выдать взыскателю в порядке ст.ст. 318-320  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 


Возвратить обществу с ограниченной ответственностью  «Альфастрой» из федерального бюджета государственную пошлину,  уплаченную по платежному поручению № 194 от 05.06.2019, в размере  6 000 рублей, выдав справку. 

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении  месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная  жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не  отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия  постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. 

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного  производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в  течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном  объёме) через Арбитражный суд Оренбургской области. 

 Решение, выполненное в форме электронного документа,  направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на  официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа  не позднее следующего дня после дня его принятия. 

 По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном  носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня  поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным  письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. 

Судья Е.Ю. Хижняя

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 12.04.2019 9:25:44

 Кому выдана Хижняя Екатерина Юрьевна