ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-8349/09 от 24.09.2009 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского, 39, г. Оренбург, 460046

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-8349/2009

24 сентября 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 24.09.2009 г.

В полном объеме решение изготовлено 28.09.2009 г.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Н.И. Говыриной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Н. Поляковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Оренбургнефть», Оренбургская область, г. Бузулук

к Управлению Росприроднадзора по Оренбургской области, г. Оренбург

о признании незаконным и отмене постановления № ПП/Э-14 от 27.08.2009 г. о назначении административного наказания

при участии:

от заявителя: Пастухов Виталий Геннадьевич – начальник претензионно-искового отдела правового департамента (доверенность №590 от 24.12.2008 г.);

от ответчика: Хионина Наталья Анатольевна – заместитель начальника отдела правового и кадрового обеспечения (доверенность № 78 от 02.02.2009 г.); Хисамутдинова Альбина Раифовна – заместитель начальника отдела экологического контроля (доверенность № 83 от 28.01.2009 г).

Заявление рассмотрено в открытом судебном заседании в соответствии с ч.1 ст. 11, ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Установил:

Открытое акционерное общество «Оренбургнефть» просит суд признать незаконным и отменить постановление Управления Росприроднадзора по Оренбургской области о назначении административного наказания № ПП/Э-14 от 27.08.2009 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб.

Управление Росприроднадзора по Оренбургской области в отзыве от 23.09.2009 г. № 07-01-20/2240 просит суд в удовлетворении заявления отказать в связи с его неправомерностью.

В ходе судебного разбирательства ходатайств, отводов лицами, участвующими в деле заявлено не было. Правовых оснований для отложения судебного разбирательства не имелось.

Изучив материалы административного дела и законодательство, регулирующее спорные правоотношения, арбитражный суд признал заявление Открытого акционерного общества «Оренбургнефть» подлежащим удовлетворению по следующим правовым основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу ч.1, ч. 3, ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно уточненному заявлению общества от 17.09.2009г. б/№, 27.08.2009 г. ОАО «Оренбургнефть» постановлением № ПП/Э-14 было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 рублей за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1 КоАП РФ).

Заявитель с данным постановлением не согласен по следующим основаниям.

20 августа 2009 г. и.о. Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Горяиновым М.А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении одновременно по статье 8.1 и по части 2 статьи 8.21 КоАП РФ.

По данному делу 27 августа 2009 г. Управлением Росприроднадзора вынесено постановление № ПП/Э-13, согласно которому общество привлекли к административной ответственности в виде штрафа в сумме 40 000 руб. за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.

Затем, за те же действия (превышение загрязняющих выбросов в атмосферный воздух в районе Вахитовского и Донецко-Сыртовского месторождений) в рамках того же дела общество было незаконно наказано согласно оспариваемому постановлению № ПП/Э-14.

При этом указание в обжалуемом постановлении № ПП/Э-14 на невыполнение мероприятий по утилизации попутного нефтяного газа материалами административного производства не подтверждено и не соответствует действительности, поскольку все мероприятия выполняются согласно согласованной проектной документации.

Кроме того, законодательством об административных правонарушениях не допускается вынесение двух постановлений о наложении штрафа в рамках одного возбужденного дела.   

Оспариваемым постановлением нарушены имущественные права общества.

В отзыве от 23.09.2009 г. № 07-01-20/2240 административный орган отклонил доводы общества по следующим основаниям.

20 августа 2009 года и.о. Оренбургского природоохранного межрайонного
 прокурора Горяновым М.А., по результатам проверки по жалобе жителей вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 8.1 и части 2 статьи 8.21 КоАП РФ.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» пунктом 2 статьи 46 при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

При рассмотрении дела по статье 8.1 КоАП РФ было установлено, что в январе 2008 года ОАО «Оренбургнефть» была разработана программа «ГАЗ» по утилизации попутного нефтяного газа на месторождениях БЕ «Оренбург» на 2008-2012 года, где запланированы мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду со сроками выполнения. Пунктом 33 предусмотрено строительство ГКС «Вахитовская» и строительство газопровода ГКС «Вахитовская» до Загорской УКПНГ, а так же пунктом 34 предусмотрено строительство ГКС «Донецко-Сыртовская» и строительство газопровода от ГКС «Донецко - Сыртовская» до Вахитовская ГКС. Срок выполнения пункта 33 начало - 01.04.2008 года, окончание - 01.05.2009 года не выполнено. Срок выполнения пункта 34 начало – 01.01.2009 года, окончание – 31.12.2009 года – не выполняется.

В 2009 году была утверждена новая программа «ГАЗ» по утилизации нефтяного газа на месторождениях ОАО «Оренбургнефть» на 2009-2012 года. Пунктом 24 данной программы предусмотрено строительство ГКС «Вахитовская» и строительство газопровода от ГКС «Вахитовская» до Загорской УКПНГ начало 01.04.2008 года окончание 30.12.2009 года – не выполняется.

В ходе рассмотрения дела, документов подтверждающих выполнение указанных пунктов программ «ГАЗ» не представлено. Данные действия образуют состав административного правонарушения предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Привлечение ОАО «Оренбургнефть» по ч. 2 статьи 8.21 КоАП РФ
 нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в
 атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, не является
 привлечением за те же действия что и по статье 8.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 14 Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха» выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

ОАО «Оренбургнефть» имеет разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на Вахитовском и Донецко-Сыротовском месторождениях нефти, расположенных на территории Переволоцкого района.

В первом квартале 2009 года объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на Вахитовском месторождении нефти на территории Переволоцкого района, значительно превысил объем выбросов вредных веществ установленный разрешением от 03.02.2009 года № 570, то есть с превышением на 20112,724 тонн. Во втором квартале 2009 года объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников расположенных на Донецко-Сыртовском месторождении нефти на территории Переволоцкого района значительно превысил объем выбросов вредных веществ установленный разрешением от 24.03.2009 года № 570, то есть с превышением на 810,559 тонн.

Данные действия образуют состав административного правонарушения
 предусмотренного ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ.

Несоблюдение программ «ГАЗ» по утилизации попутного нефтяного газа и нарушение разрешений на выбросы является самостоятельными действиями, и образуют составы самостоятельных административных правонарушений. За каждое деяние предусмотрено привлечениек административной ответственности. Ссылка заявителя о невозможности вынесения двух постановлений о наложении штрафа в рамках одного возбужденного дела не состоятельна. Кодексом не запрещено фиксация нескольких правонарушений в одном протоколе.

В соответствии со статьей 4.4. КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Арбитражный суд не согласился с правовой позицией административного органа, по следующим основаниям.

Согласно оспариваемому постановлению о назначении административного наказания № ПП/Э-14 от 27.08.2009 г., Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой в августе 2009 на основании обращения жителей по факту загрязнения атмосферного воздуха на территории Переволоцкого района Оренбургской области, была проведена проверка деятельности ОАО «Оренбургнефть» при осуществлении добычи нефти на Вахитовском и Донецко -   Сыртовском месторождениях нефти.

В ходе проверки установлено, в первом квартале 2009 объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на Вахитовском месторождении нефти на территории Переволоцкого района, значительно превышает объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, установленный разрешением от 03.02.2009 № 570, на 20112,724 тонн.

Кроме того, во втором квартале 2009 г. объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на Донецко-Сыртовском месторождении нефти на территории Переволоцкого района, также превышает объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, установленный разрешением от 24.03.2009 № 570, на 810,559 тонн.

Установлено, что открытым акционерным обществом «Оренбургнефть» не выполняются мероприятия по утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ), в целях снижения объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Таким образом, открытым акционерным обществом «Оренбургнефть» не соблюдены экологические требования при строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, чем нарушены требования ч. 2 ст. 39, ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ «Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов»

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ОАО «Оренбургнефть», не выявлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 23.29 КоАП РФ административный орган постановил признать ОАО «Оренбургнефть» виновным в нарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ и наложил административный штраф в размере 50000 рублей.

Статья 8.1 КоАП РФ включает в себя восемь составов административных правонарушений, а именно: несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Из постановления не видно какое конкретно правонарушение вменяется в вину обществу.

Ссылки административного органа на ч. 2 ст. 39, ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» носят характер общей материальной нормы. В то же время, в отношении конкретного природопользователя состав административного правонарушения не описан, чем нарушен подп. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ «Постановление по делу об административном правонарушении».

Кроме того, суд обращает внимание на то обстоятельство, что в постановлениях № ПП/Э-14 от 27.08.2009 г. и ПП/Э-13 от 27.08.2009 г. административным органом описан один и тот же состав административного правонарушения, но к ответственности общество привлекается по разным статьям КоАП РФ.

Следовательно, в постановлениях должны быть указаны отличительные характерные черты каждого отдельного административного правонарушения, если административный орган настаивает, что имели место два самостоятельных правонарушения. В противном случае, ответчиком неправомерно не применена ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, в соответствии с которой, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В связи с изложенным, арбитражный суд признал недоказанными административным органом состав административного правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ, вину общества в его совершении, ч. 4 ст. 210 АПК РФ не выполненной.

Согласно ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный с у д

Решил:

1. Заявление Открытого акционерного общества «Оренбургнефть», Оренбургская область, г. Бузулук удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление Управления Росприроднадзора по Оренбургской области о назначении административного наказания № ПП/Э-14 от 27.08.2009 г.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый апелляционный арбитражный суд в течение десяти дней с даты его принятия (изготовления в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайте Восемнадцатого апелляционного арбитражного суда www.18aac.ru или интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru

Судья Н.И. Говырина