ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-8758/06 от 05.02.2007 АС Оренбургской области

Арбитражный суд Оренбургской области

460046, г. Оренбург, ул. 9 Января, 64

Именем  Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

По делу №А47-8758/06-12ГК

г. Оренбург                                                                       05 февраля 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 01.02.2007 г.

Решение изготовлено в полном объеме 05.02.2007 г.

Арбитражный суд Оренбургской области

в составе:

судьи Рафиковой И. Х.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беребиной С.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества «Оренбургская Теплогенерирующая компания», г. Оренбург в лице Обособленного подразделения Оренбургские тепловые сети, г. Оренбург 

к  1. Министерству Обороны РФ, г. Москва; 2.  Оренбургской Квартирно-экплуатационной части района, г. Оренбург

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, на стороне ответчиков - Домоуправления №3 Оренбургской КЭЧ района, г. Оренбург

о взыскании  444 222 руб. 85 коп.

От истца: ФИО1 – зам. начальника юридического отдела, дов. №134 от 16.11.2006 года, ФИО2 – юрисконсульт, дов. №15 от 01.01.2007 года

От ответчика: 1. ФИО3 – юрисконсульт, дов. №015 от 01.01.2006 года; 2.  ФИО3 – юрисконсульт, дов. №451 от 12.04.2006 года;

От третьего лица: ФИО4 – начальник, паспорт 53 04 02 6833, выдан 27.01.2004 года Ленинским ОВЛ города Оренбург

установил:

В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального Кодекса РФ объявлен перерыв с 30 января 2007 года по 01 февраля 2007 года, до 15 час. 00  мин.

Иск заявлен о взыскании  444 222 руб. 85 коп. - основной задолженности за фактически потребленную тепловую энергию.

Отводов судье и лицу,  ведущему протокол, в судебном заседании не заявлено.

В судебном заседании представитель ответчика заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве ответчика - Домоуправления №3 Оренбургской КЭЧ района, г. Оренбург.

Истец возражает против удовлетворения заявленного ходатайства.

Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, определил в удовлетворении заявленного ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Домоуправления №3 Оренбургской КЭЧ района, г. Оренбург отказать по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Арбитражного процессуального Кодекса РФ иск может быть предъявлен в арбитражный суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие). Каждый из истцов или ответчиков выступает в процессе самостоятельно. Соучастники могут поручить ведение дела одному или нескольким из соучастников. Согласно ч. 2 ст. 46 АПК РФ при невозможности рассмотрения дела без участия другого ответчика арбитражный суд первой инстанции по ходатайству сторон или с согласия истца привлекает к участию в деле другого ответчика.

Истец возражает против привлечения к участию в деле в качестве ответчика Домоуправления №3 Оренбургской КЭЧ района, г. Оренбург.

При таких обстоятельствах ходатайство ответчика суд оставляет без удовлетворения.

Заслушав представителей истца и ответчиков, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

Домоуправление № 3 Оренбургской КЭЧ района потребляло через присоединенную сеть тепловую энергию, поставляемую ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания». За период времени с января по апрель 2006 года ответчик потребил тепловую энергию на сумму 444 222,85 рублей, в связи с чем ему были выставлены счета-фактуры: №35509 от 31.01.2006 года на сумму 177 594 руб. 61 коп., №37889 от 28.02.2006 года на сумму 133 166 руб. 93 коп., №41885 от 31.03.2006 года на сумму 76 219 руб. 52 коп. и №44270 от 30.04.2006 года на сумму 57 241 руб. 79 коп.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ, ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» №.41-ФЗ от 14.04.1995г. оплата тепловой энергии производится за фактически принятое количество энергии, в соответствии с данными учета энергии, на основании действующих тарифов.

Учитывая вышеизложенное, истец просит суд взыскать с Оренбургской Квартирно-экплуатационной части района, г. Оренбург 444 222 руб. 85 коп. - основной задолженности за фактически потребленную тепловую энергию, а также привлечь Министерство Обороны РФ к субсидиарной ответственности.

Ответчик – Оренбургская КЭЧ района, г. Оренбург исковые требования не признает по мотивам, изложенным в письменном отзыве на иск. В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что порядок обеспечения в/ч и подразделений Минобороны России ТЭР, установлен директивой начальника строительства и расквартирования войск - заместителем Министра обороны Российской Федерации № 72 от 23 апреля 2003 года, в соответствии с приложением к указанной директиве «Положение о планировании, учете, отчетности и контроле за расходованием топливно-энергетических ресурсов и воды потребителями Министерства обороны Российской Федерации», (выборочно) следует: «7. Обеспечение воинских частей ТЭР, а также расчеты с поставщиками, осуществляются через КЭЧ районов, в которых воинские части стоят на квартирном довольствии. ТЭР предоставляются воинским частям в объемах, установленных лимитов потребления, ежегодно    утверждаемых    начальником    строительства    и    расквартирования    войск заместителем   Министра   обороны   Российской   Федерации   после   их   согласования   с Министерством энергетики Российской Федерации. Заявки на    ТЭР формируются па основании   норм коммунальных услуг для воинских частей,   учреждений    и    военно-учебных   заведений    Минобороны   России,    методик, разработанных для соответствующих видов вооружения и военной техники, а также анализа
фактического потребления ТЭР за последние три года. Воинские части, которые финансируются из федерального бюджет, обеспечиваются ТЭР через довольствующие квартирно-эксплуатационные органы бесплатно.

Сторонние потребители, получающие ТЭР от воинских частей в качестве суб­абонентов по соответствующим договорам (при отсутствии возможности заключения прямых договоров с поставщиками), обеспечиваются ТЭР за плату. К сторонним потребителям относятся организации    Минобороны    России,      которым    разрешена   предпринимательская или иная приносящая доход деятельность или деятельность которых связана с получением платежей от юридических и физических лиц (домоуправления, гостиницы, подсобные  предприятия воинских частей, подсобные хозяйства воинских частей и прочие). В заявки КЭЧ районов на потребление ТЭР воинскими частями, потребность учреждений и предприятий, указанных в пункте 10 не включается.

Таким образом, из данного нормативного акта органа исполнительной власти следует, денежные средства из федерального бюджета, Министерству обороны РФ выделяются только на оплату потребности в ТЭР воинскими частями МО РФ, что также  подтверждается письмом Госстроя РФ от 24 сентября 2001 г. № ЛЧ-5208/13"О расчетах организаций, финансируемых из федерального бюджета, за потребленные коммунальные услуги": «При оформлении договоров на поставку коммунальных услуг Федеральным потребителям (Минобороны России, Минюст России и др.) следует иметь ввиду, что в их структуре есть хозрасчетные организации, по которым лимиты бюджетных назначений не предусматриваются. В этом случае имеет место общеустановленный порядок заключения договоров энергоснабжения со всеми вытекающими последствиями по его исполнению договаривающимися сторонами.

Сверхлимитное (по средствам) потребление коммунальных услуг должно оформляться дополнительным договором и финансироваться за счет внебюджетных источников....».

Фактическое потребление тепловой энергии осуществлялось домоуправлением № 3 для обеспечения тепловой энергией населения, проживающего в жилых домах, обслуживаемых домоуправлением № 3. При этом домоуправление № 3 Оренбургской КЭЧ района зарегистрировано в качестве юридического лица и в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице - Домоуправление № 3, следовательно, в соответствии с п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ домоуправление № 3 считается созданным юридическим лицом, которое в соответствии со ст. 52 Гражданского кодекса РФ действует на основании Положения «О домоуправлениях, общежитиях и гостиницах Министерства обороны», введенного в действие приказом заместителя Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск № 45 от 24.03.1981г. Как юридическое лицо домоуправление № 3 имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным Положения «О домоуправлениях, общежитиях и гостиницах Министерства обороны», введенного в действие приказом заместителя Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск № 45 от 24.03.1981г. и несет обязанности, связанные с этой деятельностью. Согласно п. 1 Положения «О домоуправлениях, общежитиях и гостиницах Министерства обороны», введенного в действие приказом заместителя Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск № 45 от 24.03.1981г. одной из основных задач домоуправлений является создание нормальных жилищно-бытовых условий для проживающих. Следовательно, домоуправление № 3 являясь юридическим лицом имеет гражданские права и несет обязанности, в том числе связанные с потреблением тепловой энергии, которые согласно а, 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ, прекращаются в момент завершения ликвидации юридического лица, до настоящего времени домоуправление № 3 - юридическое лицо не ликвидировано в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Таким образом, в соответствии со ст. 56 ГК РФ домоуправление № 3 Оренбургской КЭЧ района, как юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам. Кроме того, домоуправление № 3 является хозрасчетной организацией, по которой лимиты бюджетных обязательств не предусматриваются и согласно п. 41 Положения «О домоуправлениях, общежитиях и гостиницах Министерства обороны», введенного в действие приказом заместителя Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск № 45 от 24.03.1981г. осуществляют содержание жилых домов за счет   квартирной    платы,   вносимой   проживающими,   возмещения   арендаторами   нежилых помещений эксплуатационных расходов, поступлений от предприятий коммунального хозяйства  за обслуживание во внутридомовых водопроводных, канализационных, теплофикационных и электрических сетей и устройств. Таким образом, Оренбургская КЭЧ района, г. Оренбург и Министерство обороны Российской Федерации не может являться надлежащим ответчиком в арбитражном процессе, в части предъявленных к  ним   требований   по   суммам   задолженности   населения,   за   потребленные коммунальные услуги.

Также следует учитывать, что сумма задолженности в размере 872904 руб. 08 коп. является  разницей  в  цене  на  коммунальные  услуги,  которая  складывается  из следующего: Решением департамента Оренбургской области по регулированию цен и тарифов от  06.12.2005г. № 30.5 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ОЛО «Оренбургская теплогенерирующая компания» при этом тариф для группы потребителей «Население» данным решением не установлен. Домоуправление № 3 взимает плату за коммунальные услуги с населения по тарифу установленному Постановлением Оренбургского городского совета от 21.12.2005г. № 263 "Об утверждении размера платы за жилищно-коммунальные услуги, наем жилых помещений для граждан, проживающих на территории города Оренбурга" (с изменениями от 3 февраля 2006 г.) (приложение № 6). 2. подп. а п. 1 постановления Правительства РФ от 29.08.2005г. № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» на 2006г. установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 % экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а правительством Оренбургской области на 2006г. региональный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг принят в размере 90% их стоимости. В связи с этим разница в цене на коммунальные услуги должна возмещаться за счет субсидий из областного бюджета, а не за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству обороны для обеспечения топливно-энергетическими ресурсами воинских частей, обеспечивающих безопасность государства. Следует также отметить, тот факт, что ранее предусмотренный порядок получения субсидий через Минобороны России, связанных с получением ТЭР, в настоящее время Правительством Российской Федерации не определен, данный вид расходов в смету бюджета Министерства обороны РФ (3 % от общего бюджета РФ) не заложен. Согласно положениям стхт.70,161,221 Бюджетного кодекса РФ, бюджетные учреждения не могут быть непосредственными получателями субсидий, в том числе на выплату заработной платы, коммунальных и иных собственных расходов, связанных с содержанием и осуществлением их деятельности, в том числе по регулируемым в соответствии со ст.424 ГК РФ ценам. Квартирно-эксплуатационные части округов МО РФ являются бюджетными учреждениями. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. На неоднократные обращения должностных лиц Минобороны России, с данным вопросом в Правительство Российской Федерации, было получено разъяснение - в соответствии с Письмом Министерства финансов РФ № 3-12-15/9 от 22.03.2004 года: «В установленный пунктом 43, постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2003г. № 80, в срок до 1 марта 2004 года, а также до настоящего времени, в Министерство финансов Российской Федерации не поступил для согласования проект Правил предоставления субсидий и субвенций организациям, любой организационно-правовой формы, финансирующихся за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минобороны России в федеральном бюджете на 2004 год», До настоящего времени требуемые Правила не разработаны. Таким образом, отсутствие порядка предоставления субсидий через Министерство обороны РФ и самих субсидий на оплату коммунальных услуг, потребляемых населением может привести к отвлечению бюджетных средств, выделенных Министерству обороны РФ для обеспечения воинских частей топливно-энергетическими ресурсами на оплату коммунальных услуг, потребляемых населением, что в свою очередь нарушает государственные интересы.

Ответчик – Министерство Обороны РФ, г. Москва исковые требования не признает. В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что поддерживает позицию Оренбургской Квартирно-эксплуатационной части района, г. Оренбург в полном объеме. 

Оценив  доводы и возражения сторон, представленные в их обоснование документы, суд решил требования истца о взыскании  444 222 руб. 85 коп. - основной задолженности за фактически потребленную тепловую энергию удовлетворить в полном объеме за счет Оренбургской Квартирно-экплуатационной части района, г. Оренбург по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено арбитражным судом, истец в период времени с января по апрель 2006 года осуществлял поставку тепловой энергии на жилые дома, расположенные по адресам: <...> и по ул. Советской, 1 и 3.

Факт поставки тепловой энергии ответчиком – Оренбургской КЭЧ района, г. Оренбург не оспаривается.

Между истцом и ответчиком договор на поставку тепловой энергии в жилые дома, расположенные по адресам: <...> и по ул. Советской, 1 и 3 не заключен.

Вместе с тем отсутствие договорных отношений с организацией, чьи принимающие устройства присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии (п.3 информационного письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.98 N 80).

В соответствии с выпиской №115-Ф из государственной базы данных реестра федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области на 01.02.2007 года жилые дома, расположенные по адресу: <...> и по ул. Советской, 1 и 3  находятся на праве государственной собственности, а балансодержателем объектов является ответчик – Оренбургская квартирно-экплуатационная часть района, г. Оренбург.

На основании #M12293 0 9027703 1265885411 8011476 2032905120 818334104 77 2032905120 818334104 2161710053статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации#S оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Таким образом, истец заявляя требование о взыскании суммы долга за потребленную тепловую энергию, должен доказать фактическое потребление (количество) потребленной энергии и  размер задолженности.

Факт поставки тепловой энергии ответчиком не оспаривается и подтверждается имеющимися материалами дела, в том числе актом допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, составленным сторонней организацией – МУП «Оренбурггортепло» с указанием показаний приборов учета на момент допуска, актами раздела границ балансовой принадлежности, утвержденных истцом и Домоуправлением №3 Оренбургской КЭЧ района, г. Оренбург (том 1, л.д. 104-106).

Количество потребленной тепловой энергии было определено истцом по показаниям приборов учета и отражено в актах приема-передачи тепловой энергии, подписанными между истцом и Домоуправлением №3 Оренбургской Квартирно-экплуатационной  части района, г. Оренбург (том 1, л.д. 101-102), а также в приложении к вышеуказанным актам, составленным Домоуправление №3 КЭЧ района, г. Оренбург (том 1 л.д. 103).

 Согласно п. 4 представленного типового положении о домоуправлениях, общежитиях и гостиницах Министерства Обороны (том 1 л.д. 65-72)  назначение и освобождение от должности начальников домоуправлений, находящихся в непосредственном подчинении квартирно-экплуатационных частей районов (гарнизонов) и оформляется приказами начальника соответствующей КЭЧ района.

В соответствии с п.2. Положения об Оренбургской Квартирно-экплуатационной части района (том 1, л.д. 118 -120) Домоуправление №3  было создано в установленном порядке при Оренбургской КЭЧ.

Таким образом, из анализа Типового положения о домоуправлениях, общежитиях и гостиницах Министерства обороны и Положения об Оренбургской Квартирно-экплуатационной части района суд приходит к выводу о том, что Домоуправление №3 Оренбургской КЭЧ района, г. Оренбург является структурным подразделением ответчика – Оренбургской Квартирно-эксплуатационной части района, г. Оренбург. 

Доводы ответчика о том, что фактическим потребителем тепловой энергии является Домоуправление №3 Оренбургской КЭЧ района, г. Оренбург, которое является самостоятельным юридическим лицом судом не принимаются, так как в соответствии с п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

В материалах дела имеется типовое положение о домоуправлениях, общежитиях и гостиницах Министерства обороны, согласно главе 2 которого (пункт 25) домоуправление, имеющее самостоятельный баланс, является юридическим лицом, имеет счет в учреждении Государственного банка, печать и штамп установленного образца.

Доказательств того, что домоуправление N 3 Оренбургской КЭЧ имеет самостоятельный баланс, счет в банке, печать и штамп установленного образца, материалы дела не содержат. При таких обстоятельствах суд делает вывод о том, что Домоуправление N 3 Оренбургской КЭЧ не является юридическим лицом.  Указанная позиция была также изложена в Постановление Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 22.05.2006 года по делу №Ф09-4041/06-С5.

Не принимается во внимание и доводы ответчика – Оренбургской Квартирно-экплуатационной части района, г. Оренбург о том, что сверхлимитное (по средствам) потребление коммунальных услуг должно оформляться дополнительным договором и финансироваться за счет внебюджетных источников, так как обязанность по оплате тепловой энергии  не может ставится в зависимость от того, что между сторонами не заключен договор энергоснабжения, а следовательно не были предусмотрены лимиты бюджетных назначений на оплату тепловой энергии, поставленной истцом.

Ответчик, являясь потребителем тепловой энергии, должен был проявить необходимую заботливость, заключить в общеустановленном законом порядке с истцом договор энергоснабжения и предусмотреть в своем бюджете средства на оплату тепловой энергии.

Не принимается во внимание и довод ответчика о том, что до настоящего времени отсутствуeт порядок предоставления субсидий через Министерство обороны РФ и самих субсидий на оплату коммунальных услуг, так как, отсутствие разработанного порядка предоставления субсидий через Министерство обороны и самих субсидий на оплату коммунальных услуг, потребляемых населением, не может быть поставлено в вину истцу и не может являться основанием для возложения бремени оплаты поставленной тепловой энергии на коммерческую организацию - ОАО "Оренбургская Теплогенерирующая компания», г. Оренбург

Учитывая изложенное, а также что требования истца о взыскании задолженности подтверждаются материалами дела, в  том числе выставленными и неоплаченными счетами-фактурами, актами допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, составленными сторонней организацией, с указанием показаний приборов учета на момент допуска, актами раздела границ балансовой принадлежности, утвержденных истцом и Домоуправлением №3 Оренбургской КЭЧ района, г. Оренбург,  актами приема-передачи тепловой энергии, подписанными между истцом и Домоуправлением №3 Оренбургской Квартирно-экплуатационной  части района, г. Оренбург,  расчетом истца, соответствуют ст.ст. 539, 544 Гражданского Кодекса РФ, документально ответчиком не оспорены, суд требования истца о взыскании задолженности за фактически потребленную тепловую энергию за период времени с января по апрель 2006 года в размере  444 222 руб. 85 коп. удовлетворяет в полном объеме за счет  Оренбургской Квартирно-экплуатационной части района, г. Оренбург.

Требования истца о привлечении к субсидиарной ответственности Министерства Обороны РФ суд оставляет без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Согласно п. п. 1, 2 Положения о Министерстве обороны РФ данное министерство является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами РФ.

Пунктом 12 статьи 1 ФЗ "Об обороне" установлено, что имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Следовательно, собственником указанного имущества является Российская Федерация. Требования к Российской Федерации по настоящему делу Открытое акционерное общество «Оренбургская Теплогенерирующая компания», г. Оренбург  не предъявляло.

При таких обстоятельствах, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Министерству Обороны РФ как субсидиарному ответчику.

Таким образом, с Оренбургской Квартирно-экплуатационной части района, г. Оренбург в пользу истца взыскивается 444 222 руб. 85 коп. - основной задолженности за фактически потребленную тепловую энергию.

Госпошлина, подлежащая уплате по делу, относится на ответчика - Оренбургскую Квартирно-экплуатационную часть района, г. Оренбург  и подлежит взысканию в доход федерального бюджета  в размере  10 384 руб. 46 коп. 

Руководствуясь статьями 101, 167-170,176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1.Взыскать с Оренбургской Квартирно-экплуатационной части района, г. Оренбург в пользу Открытого акционерного общества «Оренбургская теплогенерирующая компания», г. Оренбург 444 222 руб. 85 коп. – основного долга.

2.  В удовлетворении исковых требований, предъявленных к Министерству Обороны РФ,  как субсидиарному ответчику отказать.

3. Взыскать с Оренбургской Квартирно-экплуатационной части района, г. Оренбург в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 10 384 руб. 46 коп. 

4. Исполнительные листы выдать истцу и Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга, г. Оренбург после вступления решения в законную силу.

На решение, не вступившее в законную силу, может быть подана апелляционная жалоба в 18 арбитражный  апелляционный суд в месячный срок с момента изготовления решения в полном объеме.

              Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий  двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Судья                                                                          И. Х Рафикова

5 экз.