ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-8973/20 от 04.06.2021 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-8973/2020  

04 июня 2021 года

В полном объеме решение изготовлено        июня 2021 года

Арбитражный суд Оренбургской области  в составе

судьи Бочаровой О.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловой А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению  Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области», г.Оренбург (ИНН <***> ОГРН <***>)

к ответчикам: 1. Обществу с ограниченной ответственностью «Агроразвитие», с.Николаевка Шарлыкский район Оренбургская область (ИНН <***> ОГРН <***>),

2. Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, г.Оренбург                       (ИНН <***> ОГРН <***>),

3. Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», г.Екатеринбург Свердловская область (ИНН <***>                                ОГРН <***>)

4. Министерству обороны Российской Федерации, г. Москва                    (ИНН <***> ОГРН <***>,

5. Автономной некоммерческой организации «Оренбургский областной аэроклуб ДОСААФ России им. И.С.Полбина», г. Оренбург (ИНН <***> ОГРН <***>)

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1. Общество с ограниченной ответственностью «Строительно-земельный центр», г.Оренбург,

2. Территориальное управление Федерального агентства                            по управлению государственным имуществом в Оренбургской области,                        г. Оренбург,

об исправлении реестровой ошибки.

В судебном заседании участвуют представители:

от истца: ФИО1, действующий на основании доверенности № 71 от 28.09.2020 сроком на 1 год (паспорт, диплом); после перерыва: ФИО2 (доверенность № 81 от 02.11.2020 сроком на 1 год, паспорт, диплом);

от ответчика 3 (участвует посредством онлайн-сервиса): ФИО3, действующая по доверенности от 28.01.2021 (паспорт, диплом); после перерыва не явился;

от ответчика 4 (участвует посредством онлайн-сервиса): ФИО4, действующая по доверенности от 20.11.2020, паспорт, диплом); после перерыва не явился.

Ответчики 1, 2, 5 и третьи лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте арбитражного суда.

Судебное заседание проведено в отсутствие указанных лиц в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Государственное учреждение «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к ответчикам: 1. Обществу с ограниченной ответственностью «Агроразвитие», 2. Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, 3. Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», 4. Министерству обороны Российской Федерации, 5. Автономной некоммерческой организации «Оренбургский областной аэроклуб ДОСААФ России  им. И.С.Полбина» с требованиями (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом 17.11.2020):

- о признании реестровой ошибкой сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 (4), расположенного по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, п/о Дмитриевка, в/ч 52061; назначение: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для производственных целей; Площадь: 8470000+/-5093 кв. м.;

- обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области изменить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:25:0000000:168 (4) в соответствии с межевым планом земельного участка от 15.09.2017г., а именно установить местоположения точек и границ земельного участка:

Номер точки

Координаты, м (уточненные координаты)

X

Y

56:25:0000000:168(4)

H1

449562,56

2334093,38

Н2

449506,58

2334081,15

Н3

449619,01

2333806,30

464

449618,22

2333812,57

463

449612,78

2333855,29

462

449593,93

2333962,79

Н4

449588,66

2333992,42

Н5

449603,09

2333994,69

461

449608,43

2333965,29

460

449628,78

2333857,79

459

449634,12

2333817,33

Н6

449631,06

2333816,41

- признании реестровой ошибкой сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:524, расположенного по адресу: <...> назначение: Земли сельскохозяйственного назначения; Площадь: 3390000 кв. м.;

- обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области изменить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:25:0000000:524 в соответствии с межевым планом земельного участка от 19.09.2018,а именно установить местоположения точек и границ земельного участка:

Номер точки

Координаты, м (уточненные координаты)

X

Y

56:25:1211001:20

H1

474967,96

2308235,29

Н2

474964,62

2308241,73

Н3

474963,05

308240,66

Н4

474910,80

2308203,37

Н5

474910,15

2308174,02

Н6

474903,88

2308101,64

Н7

474880,18

2307953,67

Н8

474865,40

2307857,93

Н9

474853,04

2307827,57

Н10

474731,51

2307652,53

56:25:1211002:18

Н11

474902,42

2308116,31

Н12

474909,59

2308202,53

Н13

474903,75

2308198,37

Н14

474903,45

2308198,15

- признании реестровой ошибкой сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:523, расположенного по адресу: <...> назначение: Земли сельскохозяйственного назначения; Площадь: 6210000 кв. м.;

- обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области изменить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:25:0000000:523 в соответствии с межевым планом земельного участка от 03.10.2018, ,а именно установить местоположения точек и границ земельного участка:

Номер точки

Координаты, м (уточненные координаты)

X

Y

462

H1

468371,87

2312927,36

Н2

468377,76

2312931,64

Н3

468373,39

2312935,15

Н4

468377,56

2312938,24

Н5

468378,71

2312939,08

Н6

468353,40

2312962,10

Н7

468348,30

2312957,80

Н8

468344,20

2312963,00

Н9

468349,10

2312966,70

Н 10

468301,68

2313023,06

Н11

468292,37

2313016,88

Н12

468288,18

2313014,16

Представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчики 1, 3, 4 возражали против исковых требований, мотивируя возражения тем, что истцом не соблюден досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора.

Ответчик 2 возражал против его участия в деле в качестве ответчика, поскольку Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Оренбургской области может быть привлечено к участию в деле в качестве ответчика в рамках главы 24 АПК РФ. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Оренбургской области не были нарушены нормы действующего законодательства, права и охраняемые законом интересы заявителя.

Ответчик 5 указывал, что у Автономной некоммерческой организации «Оренбургский областной аэроклуб ДОСААФ России им. И.С. Полбина» отсутствовали договорные отношения о совместном базировании с аэродромом «Чебеньки» Министерства Обороны Российской Федерации, авиационная деятельность Автономной некоммерческой организации «Оренбургский областной аэроклуб ДОСААФ России им. И.С. Полбина» на территории аэродрома не выполнялась.

Третье лицо 1 отзыв на исковое заявление в материалы дела не представило.

Согласно отзыву третьего лица 2 уполномоченным органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168, является Министерство обороны Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Оренбургская область является собственником следующих объектов:

- сооружение, назначение: сооружение дорожного транспорта, протяженность 15380 м., адрес (местонахождение) объекта: Оренбургская область, Сакмарский район, автомобильная дорога Подъезд к с. Орловка от а/д Казань-Оренбург, с кадастровым номером 56:25:0000000:2567, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.02.2014 серии 56-АВ № 226186 (т.2 л.д. 41);

- сооружение, назначение: сооружение дорожного транспорта, протяженность 12020 м., адрес (местонахождение) объекта: Оренбургская область, Сакмарский район, автомобильная дорога Разъезд 202км-Чебеньки, с кадастровым номером 56:00:0000000:163, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.02.2014 серии 56-АВ № 226283 (т.4 л.д. 43).

Указанные объекты закреплены на праве оперативного управления за истцом, в подтверждение чего в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права от 27.02.2014 серии 56-АВ № 226284, от 27.02.2014 серии 56-АВ № 226280 (т.2 л.д. 40, т. 4 л.д. 44).

В исковом заявлении истец указывает, что автомобильная дорога Подъезд к с. Орловка от а/д Казань-Оренбург имеет полосы отвода - прилегающие земельные участки («отвод автомобильной дороги 1», «отвод автомобильной дороги 2»); автомобильная дорога Разъезд 202км-Чебеньки также имеет отвод в виде прилегающего земельного участка.

С целью постановки на государственный кадастровый учет и последующей государственной регистрации права земельных участков, занятых полосой отвода автомобильных дорог, между ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» (заказчик) и ООО «Строительно-земельный центр» (исполнитель) заключен договор № 14/02-94 от 11.11.2016, в соответствии с которым ООО «Строительно-земельный центр» приняло на  себя обязательство выполнить комплекс работ по постановке на государственный кадастровый учет, государственную регистрацию права земельных участков - отводов автомобильной дороги.

В процессе выполнения работ в целях устранения реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ земельных участков -  полос отводов существующих автомобильных дорог либо сведениях о границах смежных земельных участков ООО «Строительно-земельный центр» выявило нарушения в сведениях о границах, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении смежных с отводами автомобильных дорог земельных участков, находящихся в собственности ООО «Агроразвитие» и Российской Федерации.

В целях исследования ООО «Строительно-земельный центр» проведен анализ сведений из ЕГРН, документов на смежные с отводами автомобильных дорог, земельные участки, произведен натурный осмотр объектов с использованием измерительного оборудования геодезического класса.

По результатам анализа имеющихся данных и натурного осмотра с использованием измерительного оборудования (вынос точек) ООО «Строительно-земельный центр» было установлено следующее:

- границы обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:1211002:18, 56:25:1211001:20, входящих в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 56:25:0000000:524, расположенного по адресу: <...> назначение: Земли сельскохозяйственного назначения; Площадь: 3390000 кв. м., сведения о правах: Собственность ООО «Агроразвитие» (т.1 л.д. 94-147), имеют пересечение границ отвода автомобильной дороги Подъезд к с. Орловка от а/д Казань-Оренбург;

- границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:523, расположенного по адресу: <...> назначение: Земли сельскохозяйственного назначения; Площадь: 6210000 кв. м., сведения о правах: Собственность ООО «Агроразвитие» (т.1 л.д. 148-150, т.2 л.д. 1-8), имеют пересечение границ отвода автомобильной дороги Подъезд к с. Орловка от а/д Казань-Оренбург;

- границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168, расположенного по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, п/о Дмитриевка, в/ч 52061; назначение: Земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для производственных целей; Площадь: 8470000+/-5093 кв. м. сведения о правах: Российская Федерация, Собственность № 56-56/015-56/001/053/2015-420/1 от 21.10.2015; передан ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России (т.4 л.д. 1-11), имеют пересечение границ отвода автомобильной дороги Разъезд 202км-Чебеньки.

Данное пересечение границ земельных участков препятствует истцу осуществить государственный кадастровый учет и последующую государственную регистрацию права на земельные участки, занятые полосами отводов автомобильных дорог.

Как указано в заключениях кадастрового инженера  к проектам межевых планов, фактическое местоположение точек и границ земельных участков не соответствует сведениям о местоположении точек и границ ЕГРН данных земельных участков, что приводит к пересечению с земельными участками отводов автомобильных дорог общего пользования.

Несоответствие сведений о местоположении точек и границ земельных участков, содержащихся в ЕГРН, фактическому местоположению точек и границ могли возникнуть из-за того, что координаты характерных точек и границ земельных участков определены картометрическим методом без точных геодезических изменений на местности, что повлекло допущение реестровых ошибок.

Границы земельных участков сформированы без учета границ существующих автомобильных дорог, что привело к их пересечению.

Отводы дороги сформированы в соответствии с нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) субъектов дорожного сервиса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 № 717.

Распоряжение КУГИ Оренбургской области № 813 от 24.04.2002 «О передаче автомобильных дорог общего пользования Оренбургской области Главному управлению дорожного хозяйства Оренбургской области», Постановлением КУГИ Оренбургской области № 313 -п от 10.04.2012 « Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Оренбургской области» с изменениями от 28.06.2016 № 459-п подтверждают статус автомобильной дороги как существующей.

Таким образом, по мнению истца, пересечение границ земельных участков с отводами автомобильных дорог обусловлено реестровой ошибкой, допущенной в межевых документах при проведении кадастровых работ в отношении земельных участков, принадлежащих на праве собственности ООО «Агроразвитие» и Российской Федерации.

Ввиду того, что законодательно не закреплено уточнение ранее уточненных сведений о местоположении характерных точек и границ объекта недвижимости, а допускается только изменение сведений о местоположении характерных точек границ объекта недвижимости путем исправления ошибки в местоположении характерных точек границ объекта недвижимости, ООО «Строительно-земельный центр» подготовлены межевые планы от 19.09.2018, от 03.10.2018, от 15.09.2017 на исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:0000000:524 (т.1 л.д. 20-57), 56:25:0000000:523 (т.1 л.д. 63-88), 56:25:0000000:168 (т.3 л.д. 20-135).

Из межевых планов следует, что при исправлении реестровых ошибок в сведениях о местоположении точек и границ земельных участков их площадь не изменится.

Для устранения выявленных нарушений, по исправлению реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:0000000:524, 56:25:0000000:523 ООО «Строительно-земельный центр», направило в адрес ООО «Агроразвитие» на согласование межевые планы от 19.09.2018, 03.10.2018 (т.1 л.д. 59-62, 90-93).

18.06.2018 ООО «Агроразвитие» и ООО «Строительно-земельный центр» согласовали местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:524, что подтверждается Актом согласования местоположения границ земельного участке от 18.06.2018 (т.1 л.д. 33).

18.06.2018 ООО «Агроразвитие» и ООО «Строительно-земельный центр» согласовали местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:523, что подтверждается Актом согласования местоположения границ земельного участка от 18.06.2018 (т.1 л.д. 77).

Для устранения выявленных нарушений, по исправлению реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 ООО «Строительно-земельный центр», направило в адрес ТУ Росимущества в Оренбургской области на согласование межевой план от 15.09.2017 (т.3 л.д. 136).

ТУ Росимущества в Оренбургской области письмом исх. № СП-03/5514 от 26.10.2017 сообщило об использовании земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 войсковой частью 52061 Министерства обороны РФ и в интересах Вооруженных сил РФ, ТУ Росимущества в Оренбургской области лишено права осуществлять полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Заявителю указано на возможность обратиться в адрес Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России) (т.3 л.д. 137).

Письмом исх. № 2198 от 30.10.2017 ООО «Строительно-земельный центр» направило в ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России для устранения выявленных нарушений, по исправлению реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 на согласование межевой план от 15.09.2017 (т.3 л.д. 138-139).

В ответ на указанное обращение ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России направило в адрес ООО «Строительно-земельный центр» письмо исх. № 141/4-15558, согласно которому в результате уточнения площадь земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 уменьшается на 508 кв.м., что нарушает законные интересы Российской Федерации. Решение государственного регистратора о наличии и необходимости исправления реестровой ошибки в сведениях о земельном участке в ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России отсутствует. Начальник территориального управления имущественных отношений Министерства обороны РФ не вправе согласовывать межевые планы при наличии уменьшения площади земельного участка Минобороны России. В указанной связи, согласование границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 не представляется возможным (т.3 л.д. 140).

ООО «Строительно-земельный центр» обратилось с письмом исх. № 170 от 25.01.2018 о согласовании внесения изменений в сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 56:25:0000000:168 и подписании Акт согласования (т.3 л.д. 141-142).

Согласно письму ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России исх. № 141/4/6-2251 от 07.03.2018 по информации, имеющейся в Учреждении, в границах земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 расположен аэродром «Чебеньки». В соответствии с распоряжением Правительства России Федерации от 10.08.2007 № 1034-р аэродром «Чебеньки» является аэродромом совместного базирования с автономной некоммерческой организацией «Оренбургский областной аэроклуб РОСТО (ДОСААФ) им. И.С. Полбина», в связи с чем, изменение границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 подлежит обязательному согласованию с заинтересованными органами военного управления и автономной некоммерческой организацией «Оренбургский областной аэроклуб РОСТО (ДОСААФ) им. И.С. Полбина». Информация о решении об установлении приаэродромной территории в отношении аэродрома «Чебеньки», принятом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России отсутствует. С целью полного и всестороннего рассмотрения вопроса о возможности изменения границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 в адрес командования Центрального военного округа и автономную некоммерческую организацию «Оренбургский областной аэроклуб РОСТО (ДОСААФ) им. И.С. Полбина» направлены запросы о предоставлении информации о наличии либо отсутствии решения уполномоченного органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории в отношении аэродрома «Чебеньки» и возможности изменения границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 в соответствии со схемой, представленной в межевом плане. При условии получения положительной позиции заинтересованных органов военного управления и автономной некоммерческой организации «Оренбургский областной аэроклуб РОСТО (ДОСААФ) им. И.С. Полбина», ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России вернется к рассмотрению вопроса о возможности согласования межевого плана в части изменения границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 (т.3 л.д. 143-144).

ООО «Строительно-земельный центр» в письме исх. № 1468 от 17.07.2018 просило ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России проинформировать о получении/неполучении положительной позиции заинтересованных органов военного управления и автономной некоммерческой организации «Оренбургский областной аэроклуб РОСТО (ДОСААФ) им. И.С. Полбина» и поставить в известность, вернулось ли ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России к рассмотрению вопроса о возможности согласования межевого плана в части изменения границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 (т.3 л.д. 145-146).

Письмом ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России исх. № 141/4/6-9565 от 22.08.2018 сообщило, что согласно позиции Заместителя командующего войсками военного округа по строительству и расквартированию войск (сил) Центрального военного округа, представленной в письме от 17.05.2018 № 69/60/265, в границах земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 расположены объекты военной инфраструктуры Центрального военного округа, испрашиваемые части земельного участка с учетным номером 56:25:0000000:168 (4) в интересах войск Центрального военного округа не планируются. Позиция автономной некоммерческой организации «Оренбургский областной аэроклуб ДОСААФ России им. И.С. Полбина» по вопросу о возможности изменения границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 в соответствии со схемой, представленной в межевом плане в ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России отсутствует. Неоднократные обращения Учреждения, направленные в адрес автономной некоммерческой организации «Оренбургский областной аэроклуб ДОСААФ России им. И.С. Полбина», вернулись с отметками «истек срок хранения» и «отсутствие адресата по указанному адресу». С целью полного и всестороннего рассмотрения вопроса о возможности изменения границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 в адрес Регионального отделения ДОСААФ России Оренбургской области направлен запрос о предоставлении информации о наличии либо отсутствии решения уполномоченного органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории в отношении аэродрома «Чебеньки» и возможности изменения границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 в соответствии со схемой, представленной в межевом плане. После получения позиции Регионального отделения ДОСААФ России Оренбургской области, учреждение вернется к рассмотрению вопроса о согласовании межевого плана в части изменения границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 (т.3 л.д. 147-148).

Истец указывает, что до настоящего времени реестровые ошибки не были устранены, что повлекло обращение истца в Арбитражный суд Оренбургской области с настоящим исковым заявлением.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, однако избранный истцом способ защиты должен соответствовать закону, характеру спорных правоотношений, а также привести к действительному восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса истца.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ) кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными Федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Согласно части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

В силу части 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Согласование местоположения границ земельного участка проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками. Законодательством, в том числе статьями 39, 40 Закона N 221-ФЗ определен порядок согласования границ земельного участка.

Частью 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ установлено, что споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Пунктом 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено рассмотрение земельных споров в судебном порядке.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абзаце 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве, следовательно, такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь. В рамках заявленного требования подлежат установлению границы между земельными участками в соответствии с установленными координатами характерных точек.

Указанная категория исков призвана обеспечить решение споров по фактическим границам земельным участков между смежными землепользователями, в том числе при несоответствии таких границ сведениям о границах, имеющимся в государственном кадастре недвижимости, и направлена на окончательную индивидуализацию земельных участков, на устранение неопределенности в прохождении смежных земельных участков.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2017 N 310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

В постановлении от 22.03.2011 N 14765/10 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что внесение в кадастр сведений об изменении площади земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка в ЕГРН у всех его зарегистрированных правообладателей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации).

В соответствии со статьей 43 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Если при государственном кадастровом учете, в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Согласно части 6 статьи 43 Закона о государственной регистрации сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков исключаются из ЕГРН в случае поступления в орган регистрации прав копии документа о разрешении земельного спора о местоположении границ земельных участков в судебном порядке.

Согласно статье 61 названного Закона о государственной регистрации различаются техническая и реестровая (ранее - кадастровая) ошибки.

Как следует из части 1 статьи 61 Закона о государственной регистрации, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав.

В части 3 статьи 61 Закона о государственной регистрации реестровая ошибка определяется как воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Согласно части 4 статьи 61 Закона о государственной регистрации в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Процедура исправления технических и реестровых ошибок установлена Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 года N 278.

Судом установлено, что Оренбургская область является собственником следующих объектов:

- сооружение, назначение: сооружение дорожного транспорта, протяженность 15380 м., адрес (местонахождение) объекта: Оренбургская область, Сакмарский район, автомобильная дорога Подъезд к с. Орловка от а/д Казань-Оренбург, с кадастровым номером 56:25:0000000:2567, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.02.2014 серии 56-АВ № 226186 (т.2 л.д. 41);

- сооружение, назначение: сооружение дорожного транспорта, протяженность 12020 м., адрес (местонахождение) объекта: Оренбургская область, Сакмарский район, автомобильная дорога Разъезд 202км-Чебеньки, с кадастровым номером 56:00:0000000:163, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.02.2014 серии 56-АВ № 226283 (т.4 л.д. 43).

Указанные объекты закреплены на праве оперативного управления за истцом, в подтверждение чего в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права от 27.02.2014 серии 56-АВ № 226284, от 27.02.2014 серии 56-АВ № 226280 (т.2 л.д. 40, т. 4 л.д. 44).

Автомобильная дорога Подъезд к с. Орловка от а/д Казань-Оренбург имеет полосы отвода - прилегающие земельные участки («отвод автомобильной дороги 1», «отвод автомобильной дороги 2»); автомобильная дорога Разъезд 202км-Чебеньки также имеет отвод в виде прилегающего земельного участка.

Распоряжение КУГИ Оренбургской области № 813 от 24.04.2002 «О передаче автомобильных дорог общего пользования Оренбургской области Главному управлению дорожного хозяйства Оренбургской области», Постановлением КУГИ Оренбургской области № 313 -п от 10.04.2012 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Оренбургской области» с изменениями от 28.06.2016 № 459-п подтверждают статус указанных автомобильных дорог как существующих.

В соответствии с пунктом 15) статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полосой отвода автомобильной дороги признаются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Границы полосы отводы автомобильной дороги определяются нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 (далее - Нормы отвода).

Согласно пункту 11 названных Норм определяемые приложениями к ним границы полосы отвода предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения, в том числе земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 м с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета) или иных элементов (сооружений), указанных в пункте 5 Норм отвода.

С целью постановки на государственный кадастровый учет и последующей государственной регистрации права земельных участков- отводов автомобильных дорог между ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» (заказчик) и ООО «Строительно-земельный центр» (исполнитель) заключен договор № 14/02-94 от 11.11.2016, в соответствии с которым ООО «Строительно-земельный центр» выполнит комплекс работ по постановке на государственный кадастровый учет, государственную регистрацию права земельных участков- отводов автомобильной дороги.

В процессе выполнения работ в целях устранения реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ земельных участков полос отводов существующих автомобильных дорог либо сведениях о границах смежных земельных участков ООО «Строительно-земельный центр» выявило нарушении сведений о границах, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении смежных с отводами автомобильных дорог земельных участков.

По результатам анализа имеющихся данных и натурного осмотра с использованием измерительного оборудования (вынос точек) ООО «Строительно-земельный центр» было установлено следующее:

- границы обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:1211002:18, 56:25:1211001:20, входящих в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 56:25:0000000:524, расположенного по адресу: <...> назначение: Земли сельскохозяйственного назначения; Площадь: 3390000 кв. м., сведения о правах: Собственность ООО «Агроразвитие» (т.1 л.д. 94-147), имеют пересечение границ отвода автомобильной дороги Подъезд к с. Орловка от а/д Казань-Оренбург;

- границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:523, расположенного по адресу: <...> назначение: Земли сельскохозяйственного назначения; Площадь: 6210000 кв. м., сведения о правах: Собственность ООО «Агроразвитие» (т.1 л.д. 148-150, т.2 л.д. 1-8), имеют пересечение границ отвода автомобильной дороги Подъезд к с. Орловка от а/д Казань-Оренбург;

- границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168, расположенного по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, п/о Дмитриевка, в/ч 52061; назначение: Земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для производственных целей; Площадь: 8470000+/-5093 кв. м. сведения о правах: Российская Федерация, Собственность № 56-56/015-56/001/053/2015-420/1 от 21.10.2015; передан ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России (т.4 л.д. 1-11), имеют пересечение границ отвода автомобильной дороги Разъезд 202км-Чебеньки.

Из заключений кадастрового инженера, изложенных в межевых планах от 19.09.2018, от 03.10.2018, от 15.09.2017 на исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:0000000:524 (т.1 л.д. 20-57), 56:25:0000000:523 (т.1 л.д. 63-88), 56:25:0000000:168 (т.3 л.д. 20-135), следует, что отводы автомобильных дорог сформированы в соответствии с нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 № 717, т.е. с отступом по 3 м с каждой стороны от основных элементов конструктива.

Кадастровый инженер предположил, что данное несоответствие сведений о местоположении точек и границ земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:0000000:524, 56:25:0000000:523, 56:25:0000000:168 могло возникнуть вследствии определения координат характерных точек и границ картометрическим методом.

Картометрический метод заключается в определении координат по картографическому материалу (карты крупного масштаба: 1:100 - 1:5000). Данный метод применялся для определения точек и границ земельных участков сельскохозяйственного назначения с использованием проекта перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и другого картографического материала. При этом обратил внимание, что координаты угловых поворотных точек и границ отводов существующей автомобильной дороги были определены в результате геодезической съемки.

Геодезическая съемка - это комплексная работа на местности, которая заключается в измерении существующих объектов, определение их координат и использование этих данных для определения фактического расположения объектов на местности.

При исправлении реестровой ошибки в сведениях о местоположении точек и границ земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:0000000:524, 56:25:0000000:523, 56:25:0000000:168 площадь не изменилась.

В ходе проведения кадастровых работ подготовлены ведомости координат характерных точек границ автомобильных дорог (т.1 л.д. 20-57, т.1 л.д. 63-88, т.3 л.д. 20-135), согласно которым выявлено пересечение границ автомобильных дорог с границами земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:0000000:524, 56:25:0000000:523, 56:25:0000000:168, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Судом исследованы координаты характерных точек границ земельных участков, содержащиеся в межевых планах и указанные в ведомостях координат характерных точек границ.

На момент рассмотрения спора по существу ответчиками не представлены доказательства устранения вышеуказанной реестровой ошибки либо принятия мер к ее устранению (ст. 65 АПК РФ).

Доводы ответчиков 1, 3, 4 о том, что истцом не соблюден досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора, опровергаются представленными в материалами дела доказательствами направления ООО «Строительно-земельный центр» в адрес указанных лиц проектов межевых планов (т.1 л.д. 59-62, 90-93, т.3 л.д. 136), подписанными с ООО «Агроразвитие» без возражений актами согласования границ (т.1 л.д. 33, 77), а также перепиской с ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» (т.3 л.д. 137-148).

Довод ответчиков 3, 4 об уменьшении площади земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 в случае изменения его границ отклоняется судом на основании следующего.

В соответствии с частью 7 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не более чем на пять процентов.

Из заключений кадастрового инженера, содержащихся в представленных истцом межевых планах от 19.09.2018, от 03.10.2018, от 15.09.2017 на исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:0000000:524 (т.1 л.д. 20-57), 56:25:0000000:523 (т.1 л.д. 63-88), 56:25:0000000:168 (т.3 л.д. 20-135), следует, что при исправлении реестровой ошибки в сведениях о местоположении точек и границ земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:0000000:524, 56:25:0000000:523, 56:25:0000000:168 площадь не изменилась.

Судом принято во внимание, что при исправлении реестровой ошибки, установлении смежных границ смежных участков фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 не уменьшится (она остается неизменной), так как в результате удовлетворения требований истца фактические границы земельного участка не изменяются.

Таким образом, исковые требования фактически направлены не на изъятие частей смежных земельных участков, принадлежащих ответчикам 1, 3, 4, а на достижение цели правовой определенности в местоположении границ земельных участков (координат характерных точек), указанных в ЕГРН.

Суд отмечает, что между сторонами отсутствует спор о праве на недвижимое имущество, ответчики в своих отзывах на исковое заявление на это не ссылаются; доказательства того, что при исправлении реестровой ошибки будут нарушены права ответчиков либо иных третьих лиц, в материалы дела не представлены.

Лица, участвующие в деле, возражений относительно указанных в межевых планах координат земельных участков не высказали.

При формировании границ земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:0000000:524, 56:25:0000000:523, 56:25:0000000:168 в границы образуемых участков были включены неотъемлемые элементы автомобильных дорог, предусмотренные для их эксплуатации, что препятствует надлежащему включению в ЕГРН сведений о земельных участках, занимаемых полосами отвода автомобильных дорог.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о доказанности факта наличия реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:0000000:524, 56:25:0000000:523, 56:25:0000000:168, выражающейся в несоответствии фактических границ указанных земельных участков сведениям, имеющимся в ЕГРН.

Учитывая изложенное, требования истца о признании наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН об указанных земельных участках, а также об исправлении реестровых ошибок посредством установления указанных границ земельных участков в соответствии с ведомостями координат характерных точек, подлежат удовлетворению.

Исправление реестровой ошибки на основании решения суда соответствует положениям части 4 статьи 61 Закона о государственной регистрации, поскольку позволяет исключить нарушение законных интересов правообладателей всех смежных земельных участков.

В данном случае право истца нарушено ответчиками 1, 3, 4, поскольку в связи с отсутствием границ на местности земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:0000000:524, 56:25:0000000:523, 56:25:0000000:168 истец не может оформить права на земельные участки, занятые полосами отводов автомобильных дорог.

Учитывая изложенное, суд полагает, что требования истца к Обществу с ограниченной ответственностью «Агроразвитие», к Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», к Министерству обороны Российской Федерации об исправлении реестровой ошибки, и установлении границ земельных участков подлежат удовлетворению.

В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Оренбургской области суд отказывает, исходя из того, что Управление является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является субъектом материальных правоотношений в рассматриваемом споре.

В удовлетворении исковых требований к Автономной некоммерческой организации «Оренбургский областной аэроклуб ДОСААФ России им. И.С.Полбина» суд отказывает, исходя из того, что указанное лицо не имеет каких-либо правоотношений по владению, пользованию, распоряжению земельным участком с кадастровым номером 56:25:0000000:168, поскольку, как указано в отзыве на иск, у Автономной некоммерческой организации «Оренбургский областной аэроклуб ДОСААФ России им. И.С.Полбина» отсутствовали договорные отношения о совместном базировании с аэродромом «Чебеньки» Министерства Обороны Российской Федерации, авиационная деятельность Автономной некоммерческой организации «Оренбургский областной аэроклуб ДОСААФ России им. И.С. Полбина» на территории аэродрома не выполнялась. Иного истцом не доказано.

В соответствии со статьей 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу п. 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Вместе с тем, исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.

Истцом заявлены требования неимущественного характера об исправлении реестровой ошибки.

При обращении с иском истцом уплачена государственная пошлина в сумме 18 000 руб. (платежные поручения № 372090 от 02.07.2020, № 372085 от 02.07.2020, № 372091 от 02.07.2020).

Размер государственной пошлины, исходя из размера заявленных исковых требований, составляет 18 000 руб. в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, понесенные истцом судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб. относятся на Общество с ограниченной ответственностью «Агроразвитие» и подлежат взысканию с него в пользу истца в связи с удовлетворением исковых требований о признании наличия реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части описания местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:0000000:524, 56:25:0000000:523 и исправлении указанных ошибок.

Государственная пошлина в размере 3 000 руб. относится на Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», в размере 3 000 руб. - на Министерство обороны Российской Федерации, и подлежит взысканию с них в пользу Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» в связи с удовлетворением исковых требований о признании наличия реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168(4) и исправлении указанной ошибки.

Государственная пошлина в размере 6 000 руб. относится на истца в связи с отказом в удовлетворении исковых требований к иным соответчикам.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Исковые требования удовлетворить.

2. Признать наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168(4), расположенного по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, п/о Дмитриевка, в/ч 52061; площадью 8470000+/-5093 кв. м, назначение: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для производственных целей.

Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168(4) в соответствии с проектом межевого плана, подготовленного Обществом с ограниченной ответственностью «Строительно-земельный центр», в части координат:

Номер точки

Координаты, м (уточненные координаты)

X

Y

56:25:0000000:168(4)

H1

449562,56

2334093,38

Н2

449506,58

2334081,15

Н3

449619,01

2333806,30

464

449618,22

2333812,57

463

449612,78

2333855,29

462

449593,93

2333962,79

Н4

449588,66

2333992,42

Н5

449603,09

2333994,69

461

449608,43

2333965,29

460

449628,78

2333857,79

459

449634,12

2333817,33

Н6

449631,06

2333816,41

3. Признать наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:524, расположенного по адресу: <...> площадью 3390000 кв.м, назначение: земли сельскохозяйственного назначения.

Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:524 в соответствии с проектом межевого плана, подготовленного Обществом с ограниченной ответственностью «Строительно-земельный центр», в части координат:

Номер точки

Координаты, м (уточненные координаты)

X

Y

56:25:1211001:20

H1

474967,96

2308235,29

Н2

474964,62

2308241,73

Н3

474963,05

308240,66

Н4

474910,80

2308203,37

Н5

474910,15

2308174,02

Н6

474903,88

2308101,64

Н7

474880,18

2307953,67

Н8

474865,40

2307857,93

Н9

474853,04

2307827,57

Н10

474731,51

2307652,53

56:25:1211002:18

Н11

474902,42

2308116,31

Н12

474909,59

2308202,53

Н13

474903,75

2308198,37

Н14

474903,45

2308198,15

4. Признать наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:523, площадью 6210000 кв.м, расположенного по адресу: <...> назначение: Земли сельскохозяйственного назначения.

Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:523 в соответствии с проектом межевого плана, подготовленного Обществом с ограниченной ответственностью «Строительно-земельный центр», в части координат:

Номер точки

Координаты, м (уточненные координаты)

X

Y

462

H1

468371,87

2312927,36

Н2

468377,76

2312931,64

Н3

468373,39

2312935,15

Н4

468377,56

2312938,24

Н5

468378,71

2312939,08

Н6

468353,40

2312962,10

Н7

468348,30

2312957,80

Н8

468344,20

2312963,00

Н9

468349,10

2312966,70

Н 10

468301,68

2313023,06

Н11

468292,37

2313016,88

Н12

468288,18

2313014,16

5. В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Оренбургской области, к Автономной некоммерческой организации «Оренбургский областной аэроклуб ДОСААФ России им. И.С.Полбина» отказать.

6. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Агроразвитие» в пользу Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» расходы по государственной пошлине в сумме 6 000 руб.

7. Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» в пользу Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб.

8. Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб.

9. Исполнительные листы выдать взыскателю в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                              О.В. Бочарова