ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-8993/06 от 23.10.2006 АС Оренбургской области


Арбитражный суд Оренбургской области

Именем  Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Оренбург                                                             Дело № А47-8993/2006АК-21

«23» октября 2006г.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Н.И. Говыриной

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.В. Борзых

рассмотрев в повторном предварительном судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Илецксоль», г. Соль-Илецк Оренбургской области

к Главному Управлению МЧС России по Оренбургской области, г. Оренбург

о признании недействительным предписаний № 48 и № 49 от 23.08.2006г.

при участии:

от заявителя: Иванков Игорь Александрович - начальник юридического отдела (доверенность № 04 от 10.01.2006г.)

от ответчика: Рудаков Сергей Иванович – заместитель начальника отдела организации надзора и контроля в области гражданской обороны (доверенность от 16.10.2006г.)

Заявление рассмотрено в открытом судебном заседании в соответствии с частью 1 статьи 11, статьей 136 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Установил: открытое акционерное общество «Илецксоль» просит суд признать недействительными предписания Главного Управления МЧС России по Оренбургской области № 48 и № 49 от 23.08.2006г.

Ответчик в отзыве от 13.10.2006г. № 5347-4-06 с заявлением общества не согласился в связи с правомерностью вынесенных предписаний.

В ходе повторного предварительного заседания представителем ОАО «Илецксоль» было изложено устное ходатайство об объявлении перерыва в заседании в связи с получением отзыва непосредственно в ходе заседания, следовательно, неизвестностью возражений ответчика на жалобу общества, о чем имеется отметка в протоколе судебного заседания.

Судом ходатайство удовлетворено как непротиворечащее ст. 163 АПК РФ.

В заседании объявлен перерыв до 23.10.2006г. на 15 часов 00 минут.

После перерыва ходатайств, отводов не заявлено.

Лица, участвующие в деле согласились с переходом со ст. 136 АПК РФ к ст. 137 АПК РФ, о чем имеется отметка в протоколе судебного заседания.

Правовых оснований для отложения судебного разбирательства не имелось. Заседание проведено в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела и законодательство, регулирующее данные правоотношения, суд счел заявление ОАО «Илецксоль» не подлежащим удовлетворению по следующим правовым основаниям.

Оспариваемые обществом предписания № 48 и № 49 от 23.08.2006г. вынесены административным органом во исполнение Федерального закона РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998г. «О гражданской обороне» и Федерального закона РФ № 68-ФЗ от 21.12.1994г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В указанных предписаниях ответчик перечисляет нарушения требований, норм и правил по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера со ссылкой на нормативно-правовые акты.

Основным доводом оспаривания предписаний № 48 и 49 от 23.08.2006г. является отсутствие закрепленной в законе обязанности коммерческой организации за счет собственных финансовых сумм обеспечивать выполнение мероприятий, перечисленных в указанных предписаниях.

Арбитражный суд считает, что правовая позиция ОАО «Илецксоль» является ошибочной, так как противоречит подп. «е» ст. 14 Федерального закона РФ № 68-ФЗ от 21.12.1994г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которому организации обязаны организовать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, указанная ст. 14 содержит перечень обязанностей организации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе, планирование и осуществление необходимых мер, проведение мероприятий среди работников, обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление обучения работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях и другие.

Не учитывается ОАО «Илецксоль» и ст. 9 Федерального закона РФ от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» согласно которой, в полномочия организации входит:

-планирование и организация проведения мероприятий по гражданской обороне;

-проведение мероприятий по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

-осуществление обучения своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

-создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

-создание и содержание в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Оба указанных Федеральных закона взаимосвязаны, имеют одни задачи, одних субъектов правоотношений, следовательно, финансирование мероприятий по гражданской обороне в отношении своих работников и своего предприятия входит в обязанности самого предприятия. Также как федеральные органы исполнительной власти финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций по отношению к своим подведомственным организациям.

Отсутствие в Федеральном законе РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998г. «О гражданской обороне» прямого указания на финансирование мероприятий за счет собственных средств общества не является освобождением его от исполнения обязанностей, предусмотренных в ст. 9, которые влекут за собой определенные финансовые затраты.

Кроме того, как видно из перечня мероприятий, подлежащих исполнению согласно основаниям, предписаниям не усматривается привлечение значительных финансовых затрат.

Расчет затрат ОАО «Илецксоль» не представлены.

Следует иметь в виду, что постановлением Правительства РФ от 16.03.2000г. № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне» в ст. 2 определено, что расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне финансируются организациями, путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции считает, что предписания №№ 48, 49 от 23.08.2006г. вынесены компетентным органом и в пределах полномочий, предоставленных законодательством.

Руководствуясь ст.ст. 200, 201 Арбитражный процессуальный кодекс РФ, суд

Р Е Ш И Л:

1.В удовлетворении заявления ОАО «Илецксоль» отказать.

2.Расходы по государственной пошлине в сумме 4 000 рублей отнести за счет заявителя.

3.Решение суда может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные в ст.ст. 259, 276 АПК РФ.

Судья                                                                                      Н.И. Говырина

3

Резолютивная часть решения объявлена 23.10.2006г.

В полном объеме решение изготовлено и отдано в печать 23.10.2006г.