АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Володарского, 39, г. Оренбург, 460046
e-mail: info@orenburg.arbitr.ru
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-91/2010
07 сентября 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07 сентября 2010 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Савиновой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Маклашовой Т.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, г. Оренбург к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области, г. Оренбург, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва и Министерства финансов Оренбургской области, г. Оренбург, о признании частично недействительным предписания от 14.12.2009г. № 53-03-07/72-4087,
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 – начальника отдела юридической экспертизы и работы с кадрами (доверенность № 2 от 07.07.2009г., постоянная),
от ответчика: ФИО2 – заместителя начальника юридического отдела (доверенность № 53-01/507 от 06.04.2007 г., постоянная),
от Министерства финансов Оренбургской области: ФИО3 – консультанта (доверенность № 12-05 от 12.07.2010 г., постоянная),
от Министерства финансов РФ: не явились, в деле имеются доказательства надлежащего извещения третьего лица о времени и месте рассмотрения дела;
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее – заявитель, Министерство)обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области, г. Оренбург (далее – ответчику, Территориальное управление) о признании недействительным предписания от 14.12.2009г. № 53-03-07/72-4087 в части признания незаконным использования средств федерального бюджета в сумме 21 109 123 руб. и требования о возмещении данной суммы в доход федерального бюджета.
Как следует из материалов дела, в период с 01.10.2009 г. по 25.11.2009г. Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области была проведена проверка использования субвенций бюджету Оренбургской области из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации в Министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2008 г.
По результатам проверки составлен акт от 25.11.2009 г., на основании которого заявителю выдано предписание от 14.12.2009 г. № 53-03-07/72-4087 по устранению выявленных нарушений, связанных с установленным фактом нецелевого использования средств федерального бюджета, путем возмещения в доход федерального бюджета средств в сумме 21 109 123 руб.
Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, оспаривая указанное предписание, ссылается на необоснованность выводов ответчика, отсутствие факта нецелевого использования полученных из федерального бюджета денежных средств, поскольку указанная выше сумма была направлена на обновление подвижного состава автобусного парка в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 26.02.2008 г. № 70-п. Решение об обновлении подвижного состава автобусного парка муниципальных образований, как указывает заявитель, было принято в целях снятия социальной напряженности, сложившейся в связи с отказом частных транспортных организаций осуществлять перевозки отдельной категории граждан, предельной изношенности муниципального транспорта (износ от 80 до 100 процентов), соответственно, невозможности предоставления проезда отдельных гражданам по единому льготному проездному билету.
Ответчик возражает против заявленных требований по тем же основаниям, что изложены в акте от 25.11.2009 г. проверки использования субвенций бюджету Оренбургской области из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Министерство финансов Оренбургской области, г. Оренбург поддерживает позицию заявителя по аналогичным мотивам.
Министерство финансов Российской Федерации, г. Москва в судебное заседание не явилось, отзыв по существу заявленных требований не представило.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" (далее - Закон N 238-ФЗ) утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, с распределением между субъектами Российской Федерации согласно приложению 21 к названному Федеральному закону, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно приложению 21 к Закону № 238-ФЗ (в редакции от 23.11.2007г.) Оренбургской области на 2007 г. было выделено субвенций в сумме 50, 9 млн. руб.
В соответствии с приложением № 37 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов» (в редакции от 08.11.2008 г.) распределение межбюджетных трансфертов бюджету Оренбургской области на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, произведено в размере 55, 4 млн. руб.
Проверкой было установлено, что объем бюджетных средств, полученных Министерством на обеспечение указанных целей в 2007 г. составил 58,99 млн. руб., в 2008 г. – 76, 5 млн. руб.
Как следует из акта проверки, по данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств формы 0503127 на 01.01.2008 г. по кодам бюджетной классификации 1101, 5170000, 578, 251 (субвенции бюджетам на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан) исполнено через финансовые органы всего на 37884, 4 тыс. руб., неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств составили 21 109, 1 тыс. руб.
Остаток бюджетных средств на 01.01.2008 г. в указанной сумме Министерство распределило между муниципальными образованиями исходя из наличия автобусного парка и потребности в его обновлении.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи Территориальным управлением заявителю предписания от 14.12.2009 г. № 53-03-07/72-4087 по устранению выявленных нарушений, связанных с установленным фактом нецелевого использования средств федерального бюджета, путем возмещения в доход федерального бюджета средств в сумме 21 109 123 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006г. № 802 (далее - Постановление № 802) утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее – Правила).
Пунктом 1 Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 г. № 778) определено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - межбюджетные трансферты).
Межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В случае если субъектом Российской Федерации не обеспечивается равная доступность услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, данному субъекту Российской Федерации межбюджетные трансфертыне предоставляются.
Согласно п. 2 названных Правил предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации ежеквартально в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
В силу п. 3 Правил межбюджетные трансферты перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели.
Остаток межбюджетных трансфертов подлежит возврату в федеральный бюджет при установлении Министерством финансов Российской Федерации отсутствия потребности в них.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство транспорта Российской Федерации отчет о фактически произведенных расходах на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (п. 4 Правил).
В соответствии с п. 5 Правил контроль за достоверностью данных отчетности, представляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и целевым расходованием средств федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 г. № 802 и Закона Оренбургской области от 28 декабря 2007 года № 1850/373-IV-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год Правительством Оренбургской области было принято Постановление от 26.02.2008 г. № 70-П «Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на территории Оренбургской области», которым были утверждены Порядок обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории Оренбургской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Оренбургской области, согласно приложению № 1, и Порядок расходования и учета межбюджетных трансфертов местными бюджетами на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Оренбургской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Оренбургской области, согласно приложению № 2.
Порядок обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории Оренбургской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Оренбургской области, в редакции Постановления правительства Оренбургской области от 02.07.2008 г. № 258-п, определяет механизм и условия предоставления гражданам отдельных категорий права проезда на пассажирском автомобильном и наземном электрическом пассажирском транспорте общего пользования на всех муниципальных регулярных маршрутах области, включая садовые маршруты, по единому льготному проездному билету, действующему на территории области (п. 1).
Порядок расходования и учета межбюджетных трансфертов местными бюджетами на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Оренбургской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Оренбургской области, в редакции Постановления Правительства Оренбургской области от 02.07.2008 г. № 258-п (далее – Порядок), устанавливает механизм расходования и учета из областного бюджета межбюджетных трансфертов бюджетами муниципальных образований на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Оренбургской области (п. 1).
Согласно п. 2 данного Порядка межбюджетные трансферты направляются муниципальным образованиям при условии обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории муниципального образования для категорий граждан, указанных в пункте 1 настоящих Правил.
В соответствии с п. 4 Порядка Министерство промышленной политики и инноваций Оренбургской области распределяет между муниципальными образованиями межбюджетные трансферты исходя из фактического количества реализованных единых льготных проездных билетов гражданам федерального и регионального регистров в предшествующем финансовом году, за исключением остатка средств федерального бюджета, образовавшегося по состоянию на 1 января 2008 года в связи с неполным их использованием, доводит до муниципальных образований уведомления о бюджетных ассигнованиях (лимитах бюджетных обязательств) в порядке, определенном порядком составления и ведения бюджетной росписи, утвержденным приказом министерства финансов Оренбургской области от 17.12.2007г. № 64 (зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу 24.12.2007г. № RU 56000200700427) (в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 02.07.2008 г. № 258-п).
Остаток средств федерального бюджета, образовавшийся по состоянию на 1 января 2008 года, Министерство распределяет между муниципальными образованиями исходя из наличия автобусного парка и потребности в его обновлении и в установленном порядке доводит до муниципальных образований уведомления о бюджетных ассигнованиях (лимитах бюджетных обязательств) (абзац введен Постановлением Правительства Оренбургской области от 02.07.2008 г. № 258-п).
Пунктом 7 Порядка установлено, что органами местного самоуправления межбюджетные трансферты направляются на возмещение:
- расходов, связанных с изготовлением и реализацией льготных проездных билетов гражданам федерального и регионального регистров;
- убытков транспортных организаций при предоставлении льготных проездных билетов. Размер убытка определяется исходя из количества реализованных проездных билетов и разницы между стоимостью проездного билета для населения, утвержденной органом местного самоуправления, и стоимостью единого льготного проездного билета, равного размеру ежемесячной денежной выплаты гражданам льготных категорий регионального регистра;
- погашение задолженности перед транспортными организациями по расчетам за предшествующий финансовый год за предоставленные гражданам федерального и регионального регистров льготные проездные билеты;
- обновление подвижного состава автобусного парка (абзац введен Постановлением Правительства Оренбургской области от 02.07.2008 г. № 258-п)
В соответствии с положениями указанных нормативных актов, на основании приказа Министерства промышленной политики и инноваций Оренбургской области от 18.11.2008 г. № 303о/д «О распределении межбюджетных трансфертов» было произведено распределение остатка средств федерального бюджета в сумме 21 209 123 руб. 33 коп., образовавшегося по состоянию на 01.01.2008 г. в связи с неполным их использованием, и направление их в качестве дополнительных межбюджетных трансфертов в бюджеты муниципальных образований городов Новотроицка, Оренбурга и Орска на обновление подвижного состава автобусного парка. Согласно Приложения к данному приказу средства распределены: муниципальному образованию г. Новотроицк – 4 485 127 руб., муниципальному образованию г. Оренбург - 9 579 886, 33 руб., муниципальному образованию г. Орск - 7 044 110 руб.
Бюджетные средства перечислены на лицевые счета финансовых управлений муниципальных образований платежными поручениями № 83 от 27.11.2008 г. на сумму 4 485 127 руб., № 84 от 27.11.2008 г. на сумму 9 579 886, 33 руб., № 85 от 27.11.2008 г. на сумму 7 044 110 руб., что подтверждается материалами дела.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету данной системы.
Статья 38 Бюджетного кодекса РФ закрепляет принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей с указанием цели их использования.
Предоставлениемежбюджетных трансфертов осуществляется в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъекта Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта РФ для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.12.2006 г. № 802.
В соответствии с изменениями, внесенными в указанные Правила Постановлением Правительства РФ от 14.11.2007 г. № 778, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования средств для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на соответствующей территории.
Согласно п. 1 указанных Правил, межбюджетные трансферты предоставляются бюджета субъектов Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, которыми определяются цели, на которые бюджетом субъекта Российской Федерации будут направляться средства федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, принятое Правительством Оренбургской области Постановление от 26.02.2008 г. № 70-П «Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на территории Оренбургской области» (в редакции Постановления Правительства Оренбургской области № 258-п), которым был утвержден в том числе и Порядок расходования и учета межбюджетных трансфертов, направлено на обеспечение равной доступности транспортных услуг на территории субъекта РФ и не противоречит целям, установленным федеральным законодательством, в частности ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилам предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006г. № 802.
Аналогичная позиция изложена и во вступившем в законную силу решении Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19.04.2010 г., где предметом оценки являлось Постановление Правительства Оренбургской области от 23.06.2009 г. № 301-п «О распределении неиспользованных в 2008 г. средств федерального бюджета, предоставленных на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Оренбургской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации», в соответствии с которым было утверждено распределение неиспользованных в 2008 г. средств федерального бюджета в бюджеты муниципальных образований на обновление муниципального пассажирского автомобильного транспорта.
В соответствии со ст. 7 Федерального Конституционного закона Российской Федерации "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Указанное решение суда общей юрисдикции, в силу п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не является преюдициальным для рассмотрения настоящего спора, однако выводы судов при оценке аналогичных обстоятельств не могут быть взаимоисключающими.
Согласно представленному в материалы дела письму от 09.03.2010 г. № 06-02-06, направленному в адрес Правительства Оренбургской области, третье лицо - Министерство финансов Российской Федерации также поддерживает позицию, согласно которой у субъектов Российской Федерации есть право на самостоятельное определение направления расходования федеральных средств для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта, в том числе и на приобретение нового подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования.
Как следует из пояснения третьего лица - Министерства финансов Оренбургской области, на основании Рекомендаций о порядке составления отчетов о фактически произведенных расходах на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2006 г. № 49 н, Минфину России был представлен отчет о фактически произведенных расходах на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с целью осуществления контроля за использованием бюджетных средств, при этом в проверяемый период каких-либо нарушений не установлено.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, распределив остаток неиспользованных бюджетных средств по состоянию на 01.01.2008 г. в сумме 21 109, 1 тыс. руб. муниципальным образованиям на обновление автобусного парка, действовало в соответствии с принятыми в установленном порядке нормативными правовыми актами Оренбургской области, нецелевого использования бюджетных средств в указанной сумме ответчиком допущено не было.
С учетом вышеизложенного, требования Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, г. Оренбург следует удовлетворить, признать недействительным предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области, г. Оренбург от 14.12.2009г. № 53-03-07/72-4087 о нецелевом использовании Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области субвенций, выделенных бюджету Оренбургской области из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению РФ, в сумме 21 109 123 руб. и требовании о возмещении данной суммы в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
1. Требования Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, г. Оренбург удовлетворить.
2. Признать недействительным предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области, г. Оренбург от 14.12.2009г. № 53-03-07/72-4087 о нецелевом использовании Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области субвенций, выделенных бюджету Оренбургской области из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению РФ, в сумме 21 109 123 руб. и требовании о возмещении данной суммы в доход федерального бюджета.
3. Обязать Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области, г. Оренбург устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://www.18aac.ru/) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (http://www.fasuo.arbitr.ru).
Судья М.А. Савинова