ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-9340/16 от 16.11.2016 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-9340/2016  

16 ноября 2016 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи       Сиваракши В.И. рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению (жалобе) общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" (ОГРН 1125658026042, ИНН 5612079292) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области о признании признать незаконным и отмене постановление о назначении административного наказания от 06.09.2016 года № 02-424/2016.

Общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление) об отмене постановления о назначении административного наказания от 06.09.2016 года                 № 02-424/2016, прекращении производства по делу.

Определением от 19.09.2016 года Арбитражный суд Оренбургской области в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал возможным рассмотреть спор в порядке упрощенного производства и предложил заявителю и заинтересованному лицу в срок до 11.10.2016 года представить в суд документы, указанные в пункте 5 определения.

Из материалов дела следует, что копии названного выше определения от 19.09.2016 года направлялись арбитражным судом заявителю и заинтересованному лицу по адресам, указанным в выписках из Единого государственного реестра юридических лиц.

В материалах дела имеются почтовые уведомления, свидетельствующие о получении заявителем и заинтересованным лицом копии определения суда.

В срок до 03.11.2016 года стороны вправе были представить друг другу и в арбитражный суд дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

07 октября 2016 года заявителем в материалы дела представлено заявление об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым он просит признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 06.09.2016 года № 02-424/2016.

Уточнение заявленных требований принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований общество указывает на составление в один день акта проверки соблюдения требований природоохранного законодательства и протокола об административном правонарушении, чем нарушены положения примечания к ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявитель также указывает, что у него отсутствовала объективная возможность оформить в уполномоченном органе  решение о предоставлении водного объекта в пользование, поскольку на момент возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении сведения об водном объекте (озеро Безымянное") отсутствовали в государственном водном реестре. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения.

12 октября 2016 года в материалы дела Управлением представлен отзыв на заявление, в котором заинтересованное лицо заявленные требования не признает, считает постановление от 06.09.2016 года       № 02-424/2016 законным и обоснованным, заявленные обществом требования не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" зарегистрировано в качестве юридического лица 06.08.2012 года, основными видами деятельности общества на территории г.Кувандыка являются: производство пара и горячей воды, деятельность по обеспечению работоспособности котельных, распределение воды, удаление сточных вод, отходов, сбор и очистка воды.

В период с 06.07.2016 года по 02.08.2016 года на основании приказа Управления от 22.06.2016 года № ПН/В-150 проведена плановая выездная проверка по соблюдению обществом обязательных требований природоохранного и водного законодательства Российской Федерации.

В ходе проверки с участием представителей общества выявлено осуществление сброса сточных вод в озеро Безымянное в г.Кувандыке без разрешительных документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, т.е. без наличия решения о предоставлении водного объекта - озера Безымянное в пользование с целью сброса сточных вод.

По результатам проверки Управлением составлен акт проверки от 02.08.2016 года № ПН/В-150.

Уведомлением от 29.07.2016 года общество извещено административным органом о необходимости явки его представителя 02.08.2016 года для составления протокола об административном правонарушении. Уведомление направлено обществу посредством факсимильной связи, а также по почте и получено им 29.07.2016 года и 01.08.2016 года соответственно.

02 августа 2016 года в отношении общества в присутствии его представителя административным органом составлен протокол об административном правонарушении № 02-424/2016 по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из протокола, обществу вменено административное нарушение, выразившееся в сбросе сточных вод в озеро Безымянное в г.Кувандыке без разрешительных документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, т.е. без наличия решения о предоставлении водного объекта - озера Безымянное в пользование с целью сброса сточных вод, чем нарушены требования     п. 2 части 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, части 1     ст. 34, частей 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года           № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Определением от 02 августа 2016 года рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 09 августа 2016 года. Определением от 09.08.2016 года рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 30 августа 2016 года.

Определением от 30 августа 2016 года рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 06 сентября 2016 года. Копия определения получена представителем общества 30.08.2016 года, о чем имеется соответствующая отметка на определении.

Постановлением от 06 сентября 2016 года, вынесенным в присутствии представителя общества, заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной вменяемого заявителю административного правонарушения является использование водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом. Выявленное правонарушение относится к административным правонарушениям в области охраны собственности. Право водопользования регламентируется Водным кодексом Российской Федерации и подзаконными нормативными правовыми актами.

Из ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации следует, что водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц; сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В силу части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 этого Кодекса.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Таким образом, по общему правилу для пользования водными объектами необходимо заключение договора водопользования или получение решения о предоставлении водного объекта в пользование. Исключение из этого правила составляют случаи, прямо предусмотренные частью 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации.

Как следует из части 1 ст. 23 Водного кодекса Российской Федерации, физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации - постановление от 30.12.2006 года № 844 (далее - Правила № 844).

Согласно п.п. "б" п. 2 Правил № 844, в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации на основании решений (если иное не предусмотрено частью 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Из п. 7 Правил № 844 следует, что физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении ему водного объекта в пользование в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, обращаются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре.

Как следует из п. 8 Правил № 844, на основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее - заявитель) обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктами 4 - 6 настоящих Правил (далее - исполнительный орган или орган местного самоуправления) по месту расположения водного объекта.

Таким образом, одним из условий для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование является учет данного объекта в государственном водном реестре.

Согласно ответу Отдела водных ресурсов по Оренбургской области Нижне-Волжского бассейнового управления от 10.11.2014 года № СР-06/768, в государственном водном реестре отсутствуют сведения об озере без названия, находящегося в г.Кувандыке в южной части кадастрового квартала 56:15:0424001.

Обществом проведены работы для включения водного объекта, находящегося в г.Кувандыке в южной части кадастрового квартала 56:15:0424001, в государственный водный реестр.

Согласно писем Отдела водных ресурсов по Оренбургской области Нижне-Волжского бассейнового управления от 26.07.2016 года № СР-06/327, от 30.08.2016 года № СР-06/1094, озеро Безымянное, находящееся в г.Кувандыке в южной части кадастрового квартала 56:15:0424001, включено в государственный водный реестр.

Как следует из протокола об административном правонарушении, оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, обществу вменено в вину осуществление сброса сточных вод в озеро Безымянное в г.Кувандыке без разрешительных документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, т.е. без наличия решения о предоставлении водного объекта – озера Безымянное в пользование с целью сброса сточных вод.

Таким образом, следует признать установленным наличие в действиях заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В деле отсутствуют доказательства наличия объективной невозможности для соблюдения установленных правил и норм, равно как и принятия обществом надлежащих мер, направленных на своевременное получение решения о предоставлении водного объекта в пользование, либо совершения названного правонарушения в состоянии крайней необходимости.

Факт нарушения обществом требований п. 2 части 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации подтвержден в ходе проведенной административным органом проверки и нашел отражение в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания.

Согласно части 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности и осмотрительности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено и не подтверждено, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательств.

Обществу, в соответствии с действующим законодательством, было заведомо известно о необходимости получении решения о предоставлении водного объекта в пользование, однако оно осуществляло деятельность по сбросу сточных вод в озеро Безымянное без разрешительных документов.

Привлечение к административной ответственности произведено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Примененная административным органом мера ответственности соответствует минимальному размеру санкции статьи 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установление административным органом одной и той же даты и времени для ознакомления и подписания акта проверки и составления и подписания протокола об административном правонарушении, а также немедленное рассмотрение ходатайства общества без оформления определения, не отнесено к влекущим недействительность результатов проверки грубым нарушениям, установленным ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

На основании вышеизложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 168-170, 211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение арбитражного суда первой инстанции по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в течение пятнадцати дней со дня его принятия через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                   В.И. Сиваракша