ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-9436/20 от 07.12.2020 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-9436/2020  

15 декабря 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена       декабря 2020 года

В полном объеме решение изготовлено        декабря 2020 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Юдина В.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Пашковой Е.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью Проектно-производственное предприятие «Оренбургкомпроект» (460048, город Оренбург, проезд Автоматики, дом 8, офис 623; ОГРН 1035605501436; ИНН 5610009116) к Ассоциации саморегулируемой организации «Альянс проектировщиков Оренбуржья» (460052, город Оренбург, проезд Северный, д. 10/1; ОГРН 1085600004192; ИНН 5610098074) о признании недействительными решений от 15.06.2020, от 14.07.2020 и 03.09.2020.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 30.11.2020 по 07.12.2020 (определение протокольное). Информация о перерыве размещалась на официальном сайте арбитражного суда.

В судебном заседании приняли участие:

от истца: Кубеев М.С.;

от ответчика: Добрусин И.М.

Общество с ограниченной ответственностью Проектно-производственное предприятие «Оренбургкомпроект» (далее по тексту – истец, ООО ППП «Оренбургкомпроект») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Ассоциации саморегулируемой организации «Альянс проектировщиков Оренбуржья» (далее по тексту – ответчик, Ассоциация СРО «АПО», Ассоциация) о признании недействительными решений от 15.06.2020, от 14.07.2020 и 03.09.2020.

Представленные до начала судебного заседания от сторон дополнительные документальные доказательства приобщены судом к материалам дела (определение протокольное).

В ходе судебного заседания представитель истца поддержал ранее заявленное ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которым дополнительно просил признать недействительным решение от 03.09.2020.

Представитель ответчика в отношении заявленного ходатайства не возражал.

Уточнение исковых требований судом принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (определение протокольное от 30.11.2020), требования рассматриваются с учетом уточнения.

В ходе судебного заседания представитель истца на исковых требованиях настаивал.

Ответчик в письменном отзыве и дополнительных пояснениях возражал против заявленных требований, указал на то, что исключение ООО ППП «Оренбургкомпроект» из членов Ассоциации законно и обоснованно, с учетом характера и степени тяжести совершенного нарушения, в соответствии с Положением о мерах дисциплинарного воздействия в Ассоциации СРО «АПО». Более подробно позиция ответчика изложена в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела.

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.

ООО ППП «Оренбургкомпроект» являлось членом Ассоциации саморегулируемой организации «Альянс проектировщиков Оренбуржья» до 03.09.2020.

Из уточненного искового заявления следует, что Ассоциация СРО «АПО» решениями от 15.06.2020 и 14.07.2020 приостановила деятельность по подготовке проектной документации ООО ППП «Оренбургкомпроект» в общей сложности на 90 дней, что подтверждается выписками из протокола № 7 от 15.06.2020 и № 8 от 14.07.2020 заседания Совета Ассоциации СРО «АПО».

27.08.2020 состоялось заседание дисциплинарной комиссии Ассоциации СРО «АПО» на котором принято решение, оформленное протоколом № 1 обратиться в Совет Ассоциации СРО «АПО» с рекомендацией об исключении ООО ППП «Оренбургкомпроект» из членов саморегулируемой организации.

03.09.2020 Ассоциация СРО «АПО» привлекла члена саморегулируемой организации - ООО ППП «Оренбургкомпроект» к дисциплинарной ответственности в виде исключения из членов саморегулируемой организации.

Истец не согласен с принятым решением, исходя из следующего.

Согласно протоколу № 1 от 27.08.2020 на заседание дисциплинарной комиссии Ассоциации СРО «АПО», присутствовали трое членов комиссии, что составляет 60% от утвержденного состава. В нарушении части 5 статьи 10 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» решение дисциплинарной комиссии Ассоциации СРО «АПО» в части вынесения рекомендации об исключения ООО ППП «Оренбургкомпроект» из состава саморегулируемой организации принято в отсутствии установленного пунктом 4 части 4 статьи 10 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» кворума (75% голосов членов дисциплинарной комиссии) и является ничтожным.

Кроме того, член дисциплинарной комиссии Афуков А.В., принявший участие в заседании Ассоциации СРО «АПО»  27.08.2020, является членом дисциплинарной комиссии и одновременно является заявителем жалобы, на основании которой принимались обжалуемые решения Совета Ассоциации СРО «АПО», что также является грубым нарушением порядка рассмотрения жалобы и принятие решения в отношении члена СРО о применении дисциплинарного воздействия.

Согласно протоколу № 11 на заседание Ассоциация СРО «АПО» от 03.09.2020 присутствовали десять членов, что составляет 66% от общего количества членов Совета Ассоциации СРО «АПО», соответственно решение Совета Ассоциации СРО «АПО» об исключения ООО ППП «Оренбургкомпроект» из состава саморегулируемой организации также принято в отсутствие установленного Положением о мерах дисциплинарного воздействия в Ассоциации СРО «АПО» кворума, а именно 75% голосов членов Совета Ассоциации СРО «АПО».

При принятии решений о приостановлении проектной деятельности, при принятии решения об исключении из членов саморегулируемой организации в адрес истца, не направлялось соответствующее уведомление о проведении заседания Совета Ассоциации СРО «АПО» и решение о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена саморегулируемой организации.

Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия не приглашал на свои заседания лиц, направившего жалобу, а также членов саморегулируемой организации, в отношении, которого рассматривалось дело о применении мер дисциплинарного воздействия.

Несогласие с принятым решением, которое явилось следствием ненадлежащих, по мнению истца действий со стороны Ассоциации СРО «АПО», явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующим выводам.

В силу требований статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.

Таким образом, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

Ассоциация СРО «АПО» в соответствии с пунктом 1.1 Устава является некоммерческой организацией, основанной на членстве юридических лиц  и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку проектной документации.

Членами Ассоциации могут быть юридические лица, в том числе иностранные юридически лица, и индивидуальные предприниматели при условии соответствия таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям, установленным Ассоциацией к своим членам, и уплаты такими лицами в полном объеме вносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) Ассоциации.

В число обязанностей членов Ассоциации входят соблюдать требования законодательства РФ, Устава и внутренних документов Ассоциации;  выполнять решения органов управления Ассоциации; участвовать в принятии решений, без которых Ассоциация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, если участие членов необходимо для принятия таких решений;  своевременно уплачивать вступительный, членские взносы и взносы в компенсационный фонд (компенсационные фонды) Ассоциации, а также по решению Общего собрания членов Ассоциации вносить дополнительные имущественные взносы в имущество Ассоциации; предоставлять всю информацию, необходимую для решения вопросов, связанных с деятельностью Ассоциации, в сроки, определенные внутренними документами Ассоциации; не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности Ассоциации; представлять в Ассоциацию отчеты о своей деятельности в составе и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и внутренними документами Ассоциации;  уведомлять Ассоциацию в письменной форме о наступлении любых событий, влекущих за собой изменение информации, содержащейся в реестре членов Ассоциации; не совершать действий, заведомо направленных на причинение вреда Ассоциации; не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана Ассоциация; участвовать в образовании имущества Ассоциации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены законодательством РФ, Уставом или внутренними документами Ассоциации; нести иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ, Уставом или внутренними документами Ассоциации.

ООО ППП «Оренбургкомпроект» являлось членом Ассоциации СРО «АПО» до 03.09.2020.

В соответствии с пунктом 7 статьи 55.7 Градостроительного кодекса РФ, решение саморегулируемой организации об исключении из членов саморегулируемой организации может быть обжаловано в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 55.7 Градостроительного кодекса РФ членство индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации прекращается по основаниям и в случаях, которые указаны в Федеральном законе «О саморегулируемых организациях», в том числе в случае присоединения одной саморегулируемой организации к другой саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация имеет право установить внутренними документами саморегулируемой организации дополнительные основания для исключения из членов саморегулируемой организации.

Частью 2 статьи 55.7 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что саморегулируемая организация вправе принять решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица также:

1) при неисполнении двух и более раз в течение одного года предписаний органов государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;

2) в иных случаях, установленных внутренними документами саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55.15 Градостроительного кодекса РФ в отношении члена саморегулируемой организации, допустившего нарушение требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, требований технических регламентов, обязательных требований стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, утвержденных соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций, стандартов саморегулируемой организации и внутренних документов саморегулируемой организации, саморегулируемой организацией могут применяться меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».

Согласно пункту 2.1 Положения о мерах дисциплинарного воздействия в Ассоциации СРО «АПО» установлено, что в отношении члена саморегулируемой организации, допустившего нарушение требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности;  требований технических регламентов; обязательных требований стандартов на процессы выполнения работ по подготовке проектной документации, утвержденных Национальным объединением саморегулируемых организаций; правил контроля в области саморегулирования; стандартов саморегулируемой организации; условий членства в саморегулируемой организации; внутренних документов саморегулируемой организации  применяются меры дисциплинарного воздействия, в том числе, приостановление права члена Саморегулируемой организации осуществлять подготовку проектной документации, рекомендация об исключении индивидуального предпринимателя, юридического лица из членов Саморегулируемой организации и исключение индивидуального   предпринимателя, юридического лица из членов Саморегулируемой организации.

Указанное положение утверждено решением общего собрания членов Ассоциации СРО «АПО», протоколом № 12 от 23.05.2017.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - Закон «О саморегулируемых организациях») контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации предпринимательской или профессиональной деятельности проводится саморегулируемой организацией путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Как следует из материалов дела, по результатам открытого конкурса (реестровый № 0853500000032002493) право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт участков региональных и межмуниципальных автомобильных дорог, проходящих на территории населенного пункта - с. Сакмара в части устройства недостающего освещения и тротуаров в Сакмарском районе Оренбургской области, ООО ППП «Оренбургкомпроект» признана победителем.

Между государственным учреждением «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» (далее – ГУ «ГУДХОО») и ООО ППП «Оренбургкомпроект» заключен государственный контракт № 14/02-49 от 19.05.2020. Стоимость работ, подлежащих выполнению в ходе исполнения государственного контракта, составляет 2 250 000 руб. В соответствии с требованиями конкурсной документации в качестве подтверждения квалификации участника закупки ООО ППП «Оренбургкомпроект» представила сведения о наличии у участника опыта успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема – договоры подряда, заключенные в период 2018 – 2019 года.

14.05.2020 в УФАС Оренбургской области поступили жалобы от АО НПО ПИ «Оренбурггражданпроект» и ООО «Оренбургдорпроект», согласно которым по данным отчетности Росстата ООО ППП «Оренбургкомпроект» за 2018 год получило доход в сумме 3 129 000 руб., а сумма подтверждающих опыт работы договоров за 2018 год гораздо выше.

В целях проверки представленных участником договоров на предмет их достоверности, ГУ «ГУДХОО» обратилось в Ассоциации СРО «АПО», членом которой является ООО ППП «Оренбургкомпроект».

28.05.2020 член Совета Ассоциации СРО «АПО» «Оренбурггражданпроект» обратилось с ходатайством о рассмотрении на заседании Совета Ассоции вопроса о действиях ООО ППП «Оренбургкомпроект», который на конкурсах и аукционах выступает неоднократным победителем с существенным снижением стоимости работ от НМЦК более 25% и в случае неисполнения заключенных контрактов имеются риски для компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.

Ассоциация 03.06.2020 назначило внеплановое заседание по рассмотрению указанных вопросов, по итогам которого было установлено, что ООО ППП «Оренбургкомпроект» в отчете о своей деятельности за 2018 год в графе объем работ по подготовке проектной документации поставило прочерк. В отчете о своей деятельности за 2019 год в графе объем работ подготовке проектной документации указано - 201 тыс. руб. Вместе с тем, в сведениях о совокупном размере обязательств по договорам подряда на подготовку   проектной  документации,   заключенных  с   использованием конкурентных способов заключения договоров, указало на 6 заключенных договоров на сумму 6 529 тыс. руб. В апреле 2020 года ООО ППП «Оренбургкомпроект» участвовало в конкурсе, открытом ГУ «ГУДХОО», по разработке проектной документации на капитальный ремонт автомобильных дорог в части недостающего освещения в Беляевском районе Оренбургской области и Сакмарском районе Оренбургской области.

В качестве наличия у участника закупки опыта успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема ООО ППП «Оренбургкомпроект» представило 9 ранее заключенных договоров подряда на подготовку проектной документации по капитальному ремонту автомобильных дорог разного назначения и в разных субъектах Российской Федерации, в том числе в 2018 году на 37 млн. руб., в 2019 году  на 27, 5 млн.руб. Причем, указанные договора подряда не числятся в отчетах ООО ППП «Оренбургкомпроект» и не фигурируют в реестре контроля договорных обязательств членов саморегулируемых организаций. Договора на выполнение этих работ заключались с ООО «Пласт-Инвест»,  основной вид деятельности по Уставу которого услуги в области добычи нефти и газа, ремонт буровых вышек, с ООО «Мистраль», основной вид деятельности по Уставу которого электромонтажные работы, с ООО «Комллектстрой+», основной вид деятельности по Уставу которого торговля. Следовательно вышеназванные Общества не вправе выступать заказчиками проектной документации по капитальному ремонту автомобильных дорог в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».

Согласно выписки из протокола № 6 заседания Совета Ассоциации от 03.06.2020 было принято решение:

Поручить исполнительному органу Ассоциации провести проверку наличия в Едином государственном реестре экспертиз проведение экспертизы по объектам капитального ремонта автомобильных дорог, проведенных ООО ППП «Оренбургкомпроект».

Поручить ООО ППП «Оренбургкомпроект» представить титульные листы проектной документации, составленной по объектам капитального ремонта автомобильных дорог.

ООО ППП «Оренбургкомпроект» указанное решение Совета Ассоциации не выполнило, титульные листы проектной документации не представили.

Согласно части 8 статьи 9 Закона «О саморегулируемых организациях» в случае выявления нарушения членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.

В части 4 статьи 10 Закона «О саморегулируемых организациях» указано, что орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия в случаях, установленных саморегулируемой организацией, вправе вынести в качестве меры дисциплинарного воздействия предписание, обязывающего члена саморегулируемой организации устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений; предупреждение; наложение штрафа; рекомендацию об исключении лица из членов саморегулируемой организации, подлежащая рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации; иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации меры.

Согласно Уставу, к компетенции Совета Ассоциации СРО «АПО» относится, в частности приостановление деятельности члена саморегулируемой организации.

В связи с не исполнением решения Совета Ассоциации от 03.06.2020 член ООО ППП «Оренбургкомпроект» привлечен дисциплинарной ответственности в виде приостановление деятельности по осуществлению подготовки проектной документации сроком на один месяц, что отражено в выписке из протокола № 7 заседания Совета Ассоциации от 15.06.2020.

25.06.2020 ООО ППП «Оренбургкомпроект» представлены титульные листы проектной документации, составленной по объектам капитального ремонта автомобильных дорог на основании договоров подряда, заключенных с ООО «Пласт-Инвест», с ООО «Мистраль», с ООО «Комплектстрой+».

Частью 4.2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что государственная экспертиза проектной документации иных объектов капитального строительства и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

В соответствии с указанной нормой 29.06.2020 Ассоциацией  направлен запрос о проведении экспертизы по названным объектам.

В течение месячного срока установленного дисциплинарного взыскания ответ от органов государственной экспертизы проектной документации не поступил, поскольку Положением о мерах дисциплинарного воздействия в Ассоциации СРО «АПО» установлен максимальный срок дисциплинарного взыскания в виде приостановлении права осуществлять подготовку проектной документации 90 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения, решением Совета Ассоциации СРО «АПО» от 14.07.2020 принято решение продлить меру дисциплинарного взыскания как приостановление права осуществления подготовки проектной документации на 60 дней, что отражено в выписке из протокола № 8 заседания Совета Ассоциации от 14.07.2020.

Исходя из полученных от органов государственной экспертизы Ассоциацией ответов на запрос, следует, что государственная экспертиза по тем объектам, по которым ООО ППП «Оренбургкомпроект» составлялась проектная документация, не проводилась, что не соответствует требованиям статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, тем самым установлено, что представленные в ГУ «ГУДХОО» договоры подряда в качестве наличия у участника закупки опыта успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема являются сфальсифицированными.

Ответчик указывает, что в период применения дисциплинарного взыскания ООО ППП «Оренбургкомпроект» продолжал заключать контракты об оказании услуг по подготовке проектной документации, а именно были заключены: контракт от 30.06.2020 с Управлением градообразования и капитального строительства администрации города Бузулука; контракт от 02.07.2020 с ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Приуралье» Федерального дорожного агентства;  контракт от 07.07.2020 с ФКУ «Исправительная колония № 8 УФСИН России по Оренбургской области», в нарушение положения части 2 статьи 55.15 Градостроительного кодекса РФ.

Частью 2 статьи 55.15 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что член саморегулируемой организации, в отношении которого применена мера дисциплинарного воздействия в виде приостановления права осуществлять подготовку проектной документации, имеет право продолжить выполнение этой работы только в соответствии с договорами подряда, заключенными до принятия решения о применении указанной меры дисциплинарного воздействия.

Поскольку в период применения дисциплинарного взыскания новые договора подряда член саморегулируемой организации заключать не вправе контрольный комитет саморегулируемой организации обратился к дисциплинарной комиссии Ассоциации СРО «АПО».

27.08.2020 на заседании дисциплинарной комиссии  принято решение обратиться в Совет Ассоциации СРО «АПО» с рекомендацией об исключении ООО ППП «Оренбургкомпроект» из членов саморегулируемой организации.

Решением Совета Ассоциации СРО «АПО», оформленного протоколом заседания № 11 от 03.09.2020, на основании рекомендации дисциплинарной комиссии Ассоциации СРО «АПО», ООО ППП «Оренбургкомпроект» исключено из членов Ассоциации СРО «АПО».

Доводы ответчика о том, что решения от 27.08.2020 и от 03.09.2020 приняты в отсутствии кворума, а также о не извещении ответчика о  принятии решений о приостановлении проектной деятельности и при принятии решения об исключении из членов саморегулируемой организации  судом отклоняются, поскольку противоречат материалам дела.

Как установлено ч. 2, 4, 6, 7 ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ, саморегулируемая организация вправе принять решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица также:

1) при неисполнении двух и более раз в течение одного года предписаний органов государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;

2) в иных случаях, установленных внутренними документами саморегулируемой организации.

Не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации решения об исключении индивидуального предпринимателя или юридического лица из членов саморегулируемой организации, саморегулируемая организация уведомляет в письменной форме об этом:

1) лицо, членство которого в саморегулируемой организации прекращено;

2) Национальное объединение саморегулируемых организаций, членом которого является такая саморегулируемая организация.

В случае прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо в течение одного года не могут быть вновь приняты в члены саморегулируемой организации.

Решение саморегулируемой организации об исключении из членов саморегулируемой организации, перечень оснований для исключения из членов саморегулируемой организации, установленный внутренними документами саморегулируемой организации, могут быть обжалованы в арбитражный суд, а также в третейский суд, сформированный соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

Пунктами 1.2, 2.1, 2.2, 2.5, 2,6, 2.7 Положения о мерах дисциплинарного воздействия в Ассоциация СРО «АПО» закреплено, что меры дисциплинарного воздействия применяются к членам Саморегулируемой организации в случае выявления фактов нарушения ими:

-требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности;

-требований технических регламентов;

-обязательных требований стандартов на процессы выполнения работ по подготовке проектной документации, утвержденных Национальным объединением саморегулируемых организаций;

-правил контроля в области саморегулирования;

-стандартов саморегулируемой организации;

-условий членства в саморегулируемой организации;

-внутренних документов саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация применяет в отношении своих членов меры дисциплинарного воздействия в случае выявления фактов нарушения указанных в п. 1.2 настоящего Положения.

В отношении членов Саморегулируемой организации, допустивших нарушения предусмотренные п. 1.2 настоящего Положения могут быть применены следующие меры дисциплинарной ответственности:

-вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки;

-вынесение члену Саморегулируемой организации предупреждения;

-приостановление права члена Саморегулируемой организации осуществлять подготовку проектной документации;

-рекомендация об исключении индивидуального предпринимателя, юридического лица из членов Саморегулируемой организации;

-исключение индивидуального предпринимателя, юридического лица из членов Саморегулируемой организации.

Приостановление права члена Саморегулируемой организации осуществлять подготовку проектной документации - мера дисциплинарного воздействия, которая выражается во временном прекращении права члена саморегулируемой организации:

-заключать новые договоров по подготовке проектной документации;

-вносить влекущие увеличение обязательств изменения в договоры по подготовке проектной документации, заключенные до принятия данной меры воздействия.

Член Саморегулируемой организации при применении к нему меры дисциплинарного воздействия в виде приостановления его права осуществлять подготовку проектной документации, имеет право продолжить осуществление подготовки проектной документации только в соответствии с договорами на подготовку проектной документации, заключенными до принятия уполномоченным органом Саморегулируемой организации решения о применении к нему указанной меры дисциплинарного воздействия.

Приостановление права члена Саморегулируемой организации осуществлять подготовку проектной документации допускается на период до устранения выявленных нарушений, но не более чем на девяносто календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения.

Неисполнение членом Саморегулируемой организации требований п. 2.5.3 влечет применение меры дисциплинарного воздействия в виде исключения из членов Саморегулируемой организации.

Рекомендация об исключении индивидуального предпринимателя, юридического лица из членов Саморегулируемой организации - мера дисциплинарного воздействия, предшествующая применению Саморегулируемой организацией меры дисциплинарного воздействия в виде исключения индивидуального предпринимателя, юридического лица из членов Саморегулируемой организации.

Исключение индивидуального предпринимателя, юридического лица из членов Саморегулируемой организации - мера дисциплинарного воздействия, применение которой влечет за собой прекращение индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом членства в Саморегулируемой организации.

Индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, исключенные из членов Саморегулируемой организации, вправе вновь обратиться с заявлением о приеме в члены саморегулируемой организации на общих основаниях не ранее чем через один календарный год после принятия решения об Исключение индивидуального предпринимателя, юридического лица из членов Саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения о мерах дисциплинарного воздействия в Ассоциация СРО «АПО» органами, уполномоченными принимать решения о применении к членам Саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия являются:

1)Общее Собрание членов Саморегулируемой организации правомочно применять к членам Саморегулируемой организации любые меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные п. 2.2. настоящего Положения, а также изменять/отменять меры дисциплинарного воздействия, примененные органами Саморегулируемой организации, перечисленными в п. п. 3.1.2 и 3.1.3 настоящего Положения.

Постоянно действующий Коллегиальный Орган Управления Саморегулируемой организации правомочен применять к членам Саморегулируемой организации меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные п. п. 2.2.1-2.2.3, 2.2.5, обязан рассматривать и принимать решения по мерам дисциплинарного воздействия, предусмотренных п. 2.2.4 настоящего Положения и наложенных Специализированным органом. Постоянно действующий Коллегиальный Орган Управления Саморегулируемой организации правомочен изменять/отменять меры дисциплинарного воздействия, примененные к членам Саморегулируемой организации Специализированным органом.

Специализированный орган вправе принимать решения о применении в отношении членов Саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных п.п. 2.2.1-2.2.4 настоящего Положения.

В силу пп. 9, п. 10.22, п.п. 10.23, 10.24 устава Ассоциация СРО «АПО» к компетенции Совета Ассоциации отнесены вопросы принятия решений о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении членов Ассоциации. Решение по вопросам, отнесенным к компетенции Совета Ассоциации, принимаются простым большинством голосов членов Совета Ассоциации, присутствующих на заседании. Заседание Совета Ассоциации считается правомочным в случае присутствия на нем более половины от общего числа членов Совета.

Аналогичные положения закреплены в пп. 6 п. 2.1, п. 5.2, 5.3 Положения о Совете Ассоциация СРО «АПО»

Как указано выше, в целях проверки представленных участником договоров на предмет их достоверности, ГУ «ГУДХОО» обратилось в Ассоциации СРО «АПО», членом которой является ООО ППП «Оренбургкомпроект».

28.05.2020 член Совета Ассоциации СРО «АПО» «Оренбурггражданпроект» обратилось с ходатайством о рассмотрении на заседании Совета Ассоции вопроса о действиях ООО ППП «Оренбургкомпроект», который на конкурсах и аукционах выступает неоднократным победителем с существенным снижением стоимости работ от НМЦК более 25% и в случае неисполнения заключенных контрактов имеются риски для компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.

Ассоциация 03.06.2020 назначило внеплановое заседание по рассмотрению указанных вопросов.

Согласно выписки из протокола № 6 заседания Совета Ассоциации от 03.06.2020 было принято решение: поручить исполнительному органу Ассоциации провести проверку наличия в Едином государственном реестре экспертиз проведение экспертизы по объектам капитального ремонта автомобильных дорог, проведенных ООО ППП «Оренбургкомпроект».

Поручить ООО ППП «Оренбургкомпроект» представить титульные листы проектной документации, составленной по объектам капитального ремонта автомобильных дорог.

В материалах дела имеется приглашение директора ООО ППП «Оренбургкомпроект» на заседание 03.06.2020, датированное 01.06.2020.

На указанном заседании присутствовали директор и юрист ООО ППП «Оренбургкомпроект», что сторонами не оспаривается.

Тем не менее, ООО ППП «Оренбургкомпроект» указанное решение Совета Ассоциации не выполнило, титульные листы проектной документации не представили.

В связи с не исполнением решения Совета Ассоциации от 03.06.2020 член ООО ППП «Оренбургкомпроект» привлечен дисциплинарной ответственности в виде приостановление деятельности по осуществлению подготовки проектной документации сроком на один месяц, что отражено в выписке из протокола № 7 заседания Совета Ассоциации от 15.06.2020.

На заседании Совета Ассоциации 15.06.2020 присутствовало 10 членов Ассоциации из 15, что более половины от общего числа членов Совета. За принятое решение проголосовало 8 членов из 10, то есть простое большинство, что соответствует, приведенным выше положениям п.п. 10.23, 10.24 устава Ассоциация СРО «АПО».

25.06.2020 ООО ППП «Оренбургкомпроект» представлены титульные листы проектной документации, составленной по объектам капитального ремонта автомобильных дорог на основании договоров подряда, заключенных с ООО «Пласт-Инвест», с ООО «Мистраль», с ООО «Комплектстрой+».

29.06.2020 Ассоциацией направлен запрос о проведении экспертизы по названным объектам.

В течение месячного срока установленного дисциплинарного взыскания ответ от органов государственной экспертизы проектной документации не поступил, поскольку Положением о мерах дисциплинарного воздействия в Ассоциации СРО «АПО» установлен максимальный срок дисциплинарного взыскания в виде приостановлении права осуществлять подготовку проектной документации 90 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения, решением Совета Ассоциации СРО «АПО» от 14.07.2020 принято решение продлить меру дисциплинарного взыскания как приостановление права осуществления подготовки проектной документации на 60 дней, что отражено в выписке из протокола № 8 заседания Совета Ассоциации от 14.07.2020.

На заседании Совета Ассоциации 14.07.2020 присутствовало 10 членов Ассоциации из 15, что более половины от общего числа членов Совета. Решение принято единогласно, что также соответствует, приведенным выше положениям п.п. 10.23, 10.24 устава Ассоциация СРО «АПО».

Исходя из полученных от органов государственной экспертизы Ассоциацией ответов на запрос, следует, что государственная экспертиза по тем объектам, по которым ООО ППП «Оренбургкомпроект» составлялась проектная документация, не проводилась, что не соответствует требованиям статьи 49 Градостроительного кодекса РФ.

В то же время, в период применения дисциплинарного взыскания ООО ППП «Оренбургкомпроект» продолжал заключать контракты об оказании услуг по подготовке проектной документации, в связи с чем, контрольный комитет саморегулируемой организации обратился к дисциплинарной комиссии Ассоциации СРО «АПО».

27.08.2020 на заседании дисциплинарной комиссии в присутствии представителя ООО ППП «Оренбургкомпроект» Кубеева М.С. принято решение обратиться в Совет Ассоциации СРО «АПО» с рекомендацией об исключении ООО ППП «Оренбургкомпроект» из членов саморегулируемой организации.

Решением Совета Ассоциации СРО «АПО», оформленного протоколом заседания № 11 от 03.09.2020, на основании рекомендации дисциплинарной комиссии Ассоциации СРО «АПО», ООО ППП «Оренбургкомпроект» исключено из членов Ассоциации СРО «АПО».

На заседании Совета Ассоциации 03.09.2020 присутствовало 10 членов Ассоциации из 15, что более половины от общего числа членов Совета. За принятое решение проголосовало 9 членов из 10, то есть простое большинство, что также соответствует, приведенным выше положениям п.п. 10.23, 10.24 устава Ассоциация СРО «АПО».

Таким образом, истец знал о проведении в отношении него проверочных мероприятий со стороны Ассоциации.

При этом, о приостановлении деятельности по осуществлению подготовки проектной документации истец уведомлялся путем направления в его адрес выписок из протоколов заседания Совета Ассоциации от 15.06.2020 и 14.07.2020.

Соответственно, о вмененных нарушения Градостроительного законодательства истец не мог не знать, в связи с чем он должен был предполагать возможность привлечения его к дисциплинарной ответственности в виде приостановления деятельности по осуществлению подготовки проектной документации и последующего исключения из членов Саморегулируемой организации. Названные нарушения ООО ППП «Оренбургкомпроект» имело возможность устранить в любое время, однако этого обществом сделано не было.

При этом, ни в ходе приостановления деятельности по осуществлению подготовки проектной документации по оспариваемым решениям, ни в ходе судебного разбирательства истцом не опровергнуты те обстоятельства, которые послужили основанием для принятия оспариваемых решений и не даны какие-либо разумные пояснения относительно существа вмененного ему нарушения Градостроительного законодательства.

Тем не менее к моменту принятия решения Совета Ассоциаци от 03.09.2020, ООО ППП «Оренбургкомпроект» продолжило нарушение действующего Градостроительного законодательства, а именно - в период применения дисциплинарного взыскания в виде приостановления деятельности по осуществлению подготовки проектной документации ООО ППП «Оренбургкомпроект» продолжало заключать контракты об оказании услуг по подготовке проектной документации.

При этом, вступая в члены саморегулируемой организации и принимая положения его учредительной и иной внутренней документации, истец должен был осознавать необходимость выполнения требований этой документации и последствия их нарушения, в том числе в виде исключения из состава участников.

Кроме того, при рассмотрении заявленных требований судом установлено, что 07.09.2020 ООО ППП «Оренбургкомпроект» принято в члены иное саморегулируемой организации - Союза «Объединение градостроительного проектирования» (г. Москва); в связи с этим, поскольку в силу ч. 8 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации юридическое лицо не может являться членом нескольких саморегулируемых организаций аналогичного вида, суд полагает, что заявленный способ защиты не приведет к восстановлению интересов истца.

Учитывая изложенное, исковые требования подлежат отклонению в полном объеме.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд                       (г. Челябинск) в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                                   В.В. Юдин