АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046
e-mail: info@orenburg.arbitr.ru
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-9905/2012
28 сентября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 28 сентября 2012 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Кофановой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барановой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Оренбурге г.Оренбург
к ответчику: Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» г.Москва в лице филиала ФГУП «Почта России» - УФПС Оренбургской области г.Оренбург
об обязании поставить почтовые конверты по цене, установленной государственным контрактом,
при участии в заседании:
от истца: ФИО1, представитель по доверенности от 02.02.2012г. по 01.02.2013г.,
от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 02.02.2012г. по 28.02.2013г.,
С объявлением перерыва в порядке ст. 163 АПК РФ с 14.09.2012 по 21.09.2012
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен об обязании ответчика поставить почтовые конверты по цене, установленной государственным контрактом №2 от 11.03.2012г.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме.
Ответчик в судебном заседании против исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснил, что возможность увеличения стоимости товара, указанной в государственном контракте, предусмотрена пунктом 6.4 статьи 9 и статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; изменение цены государственных знаков почтовой оплаты было обусловлено увеличением тарифов на услуги почтовой связи.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что 11.03.2012 между истцом (государственный заказчик) и ответчиком (поставщик), заключен государственный контракт № 2 на поставку государственных знаков почтовой оплаты (ГЗПО) – маркированные конверты с литерой «А», почтовые марки (далее по тексту – контракт). В соответствии с п. 1.1. контракта заказчик поручает и оплачивает, а поставщик принимает на себя обязательства на поставку государственных знаков почтовой оплаты (ГЗПО) – маркированные конверты с литерой «А», почтовые марки.
Согласно п. 2.1 контракта оплата ГЗПО осуществляется за счёт средств бюджета Пенсионного фонда РФ.
В соответствии с п. 2.2 контракта цена контракта составляет 499 00 руб., НДС не облагается.
В силу п. 2.3 контракта цена контракта является фиксированной и изменению не подлежит, за исключением случаев, прямо указанных в законодательстве и контракте.
Поставка ГЗПО производится в соответствии с полученной поставщиком спецификацией (приложение) ежемесячно, равными частями до 10 числа каждого месяца, начиная с 10 марта 2012 г. и до 10 декабря 2012 г.
С 06.04.2012 ответчиком увеличена стоимость почтовых конвертов, что повлекло нарушение обязательства поставлять товар по цене, установленной контрактом.
Для урегулирования спора в досудебном порядке ответчику направлялась претензия от 11.05.2012 № 04-10/37315, в ответе № 45.15-14/488 от 24.05.2012 на которую ответчик отказался поставлять товар по установленной цене, что послужило основанием для обращения с настоящим исковым заявлением в суд.
Заслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований истцапо следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом или иными правовыми актами, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнение его обязанности (п.1 ст.307 ГК РФ).
При рассмотрении спора суд приходит к выводу, что обязательства ответчика по поставке товара по согласованной цене вытекают из условий государственного контракта № 2 на поставку государственных знаков почтовой оплаты (ГЗПО) – маркированные конверты с литерой «А», почтовые марки (л.д. 11-13).
Согласно части 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 530 ГК РФ).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 -522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 525 ГК РФ).
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 454 ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах поставки товаров для государственных нужд, к ним применяются общие положения о купле-продаже.
При поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом (часть 1 статьи 532 ГК РФ).
Как следует из п. 2.2 контракта цена контракта составляет 499 00 руб., НДС не облагается.
В силу п. 2.3 контракта цена контракта является фиксированной и изменению не подлежит, за исключением случаев, прямо указанных в законодательстве и контракте.
Согласно ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как установлено судом, с 06.04.2012, в нарушение условий государственного контракта, ответчиком увеличена стоимость почтовых конвертов.
Для урегулирования спора в досудебном порядке истцом ответчику направлялась претензия от 11.05.2012 № 04-10/37315 (л.д. 17-18), в ответе № 45.15-14/488 от 24.05.2012 на которую ответчик отказался поставлять товар по установленной цене (л.д. 19-20).
Пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлено, что цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.
Пункт 6.4 статьи 9 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусматривает обязанность заказчика при изменении регулируемых государством цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий изменить цену контракта, заключенного на основании пунктов 1 или 2 части 2 статьи 55 Закона.
Статья 55 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регулирует порядок размещения заказа у единственного поставщика, в том числе в случаях, установленных пунктами 1, 2 части 2 данной статьи: если поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий и если осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
Размещение заказчиком - истцом заказа на поставку государственных знаков почтовой оплаты для государственных нужд, по результатам которого с истцом заключен государственный контракт № 2 от 11.03.2012, не подпадает под действие пункта 1 или 2 части 2 статьи 55 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» по следующим основаниям.
В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги общедоступной электросвязи отнесены к сфере деятельности естественных монополий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам.
Тем же постановлением определен перечень услуг общедоступной электросвязи, в который включаются: пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей); передача внутренней телеграммы и т.д.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 марта 2012 г. № 26-с/1 утверждены тарифы на услугу почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП "Почта России", в соответствии с приложением.
В силу ст.4 Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях" поставка государственных знаков почтовой оплаты не отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии (к такой сфере деятельности отнесены лишь услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи), в связи с чем потребитель может покупать государственные знаки почтовой оплаты у любого, а не только у ответчика.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 ГК РФ).
Поскольку пунктом 4.1 статьи 9 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также пунктом 2.3 государственного контракта № 2 от 11.03.2012 установлен запрет на увеличение цены государственного контракта, ответчик не вправе требовать оплаты поставленного товара по более высокой цене.
В связи с вышеизложенным, к спорным правоотношениям не применим пункт 6.4 статьи 9 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Возражения ответчика судом отклоняются.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Учитывая изложенное, а также то, что требования истца подтверждаются материалами дела, документально не оспорены ответчиком, они признаются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Государственная пошлина при обращении с исковым заявлением в суд подлежит уплате в соответствии со ст.333.18 Налогового кодекса РФ, с учетом ст.ст. 333.21, 333.22, 333.41 НК РФ.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Пенсионного фонда освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем расходы по уплате государственной пошлины на основании ч.1 ст.110 АПК РФ относятся на ответчика в размере 4 000 руб. и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
1.Исковые требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге г. Оренбург к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Оренбургской области г. Оренбург о понуждении к исполнению государственного контракта №2, заключённого 11.03.2012г. удовлетворить.
2. Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Оренбургской области г. Оренбург поставить в адрес Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге г. Оренбург в срок до 15.10.2012г. конверты почтовые маркированные с литерой «А», с надписью «куда-кому», размером 110*220 мм., с нанесением марки типографским способом, по цене 15руб. за штуку в количестве 8 000 штук за период с 11.06. 2012г. по 10.09.2012г.
3. Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» г.Москва (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.
4. Исполнительные листы выдать истцу и налоговому органу в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Судья Н.А. Кофанова