Арбитражный суд Оренбургской области
460046, г. Оренбург, ул. 9 Января, 64
г. Оренбург
20 октября 2006 года Дело № А47- 9925/2006 АК-25 Резолютивная часть решения объявлена 18.10.2006 г. Полный текст решения изготовлен 20.10.2006 г.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Книгиной Л.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Оренбургской области (г. Орск, Оренбургской области)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 ( с. Будамша Новоорского района Оренбургской области)
о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ
При участии представителей:
От заявителя – не явились.
От ответчика (лица, привлекаемого к административной ответственности): не явился.
Установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Оренбургской области обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за розничную продажу спиртосодержащей непищевой (парфюмерно-косметической) продукции без документов, подтверждающих легальность производства и оборота (без товарно- транспортных накладных; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации ( для импортированных этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ); уведомления (для этилового спирта, (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 % объема готовой продукции); сертификатов соответствия по каждому наименованию продукции; информации о парфюмерно-косметическом товаре и удостоверение качества и безопасности реализуемой партии парфюмерно-косметических товаров, изготовленных на территории РФ.
В соответствии со ст. ст. 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствии заявителя и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Процессуальные права и обязанности разъяснены представителю заявителя в порядке, установленном ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Ходатайств, отводов судье не заявлено.
Как следует из материалов дела, специалистами налогового органа 22.09.2006 года была проведена проверка соблюдения требований законодательства РФ о государственном регулировании оборота спиртосодержащей продукции в торговом павильоне «Елена», расположенном по ул. Советская, с. Будамша, Новоорского района Оренбургской области, принадлежащим индивидуальному предпринимателю ФИО1
В результате проверки был установлен факт розничной продажи парфюмерно-косметической продукции – туалетная вода «GreenTea» объемом 50 мл., креп. 80% об., производитель ООО «Стела», г. Подольск в количестве 1 шт. и туалетная вода «StyleMystique», объемом 100 мл. креп. 80%, производитель ЗАО НПО «Химсинтез» г. Красноармейск, в количестве 1 шт.
По результатам проверки составлен акт проверочной закупки (о денежном расчете при осуществлении торговой операции или оказании услуг) от 22.09.2006 г., протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу. У индивидуального предпринимателя ФИО2 отобраны письменные объяснения к акту проверки от 22.09.2006 г., в которых она указала, что сертификаты качества на туалетную воду отсутствуют, поскольку продукция была закуплена в декабре 2005 года и находилась в остатке по 1 шт., а сертификаты не были представлены ей при закупке.
Протоколом ареста алкогольной продукции налоговым органом арестована парфюмерно-косметическая продукция «Stella» емк. 50 мл., креп. 80% об., ООО «Стела», г. Подольск и на парфюмерную воду «Style» объем 100 мл., креп.80 % об., Франция . То есть на указанную в заявлении налогового орана парфюмерно-косметическую продукцию и установленную при осмотре продукцию арест не наложен.
Ответчиком представлен письменный отзыв, в котором он с доводами налогового органа не согласен по причине отсутствия документа, подтверждающего законность проведения проверки, считает неправомерным проведение проверки в отсутствии предпринимателя, а также считает, что реализация парфюмерно-косметической продукции, приобретение которой осуществлялось в декабре 2005 года, не является нарушением Федерального закона РФ № 171-ФЗ от 22.11.1995 г., поскольку в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 102 –ФЗ закупка, хранение и поставки организациями спиртосодержащей непищевой продукции подлежат лицензированию с 1 июля 2006 года.
Доводы ответчика не могут быть приняты во внимание, поскольку проверка проведена на основании распоряжения от 22.09.2006 г. № 41. Протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу от 22.09.2006 г., протокол о наложении ареста на товары и иные вещи от 22.09.2006г.составлен в присутствии индивидуального предпринимателя ФИО1, что подтверждается ее подписями и объяснением. Довод ответчика о лицензировании спиртосодержащей непищевой продукции с 01.07.2006 г. не относится к вменяемому налоговым органом правонарушению.
Исследовав материалы дела и заслушав доводы представителя заявителя, суд считает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.
В силу п. 2 статьи 10.2 Федерального закона РФ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
Согласно п.1 ст. 26 Федерального закона РФ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» без сертификатов соответствия запрещается оборот алкогольной продукции, то есть требования, связанные с наличием сертификатов соответствия, установлены в отношении алкогольной продукции.
В соответствии с п.5 ст. 2 Федерального закона РФ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» парфюмерно-косметическая продукция отнесена к спиртосодержащей непищевой продукции.
Согласно п. 12. Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.198 г. № 55 при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
сертификат или декларация о соответствии;
копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Указанная норма содержится в «Общем разделе» Правил продажи отдельных видов товаров и относится к товарам в целом. .При этом, требования к обязательному наличию сертификата устанавливается специальным законодательством. В Федеральном законе РФ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не содержится требование о наличии сертификата соответствия на непищевую спиртосодержащую продукцию.
Таким образом, отсутствие сертификата соответствия на спиртосодержащую непищевую продукцию в момент продажи нарушает общие требования, установленные п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.198 г. № 55 и следовательно образует состав правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 14.4 КоАП РФ. Отсутствие справок к товарно-транспортным накладным и грузовым таможенным декларациям на спиртосодержащую продукцию по смыслу ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ не влечет ответственность на основании указанной нормы. Учитывая требование о наличии указанных справок в Федеральном Законе РФ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», их отсутствие образует состав правонарушения, предусмотренный п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, то есть нарушение иных правил продажи спиртосодержащей продукции.
Согласно п. 4 ч.1 ст.10.2 Федерального Закона РФ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции). В силу положений ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за отсутствие уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции) не предусмотрена. Но, учитывая, что необходимость данного уведомления содержится в специальном законодательстве об обороте спиртосодержащей продукции, данный факт следует квалифицировать по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, то есть нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.198 г. № 55 продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. В силу п. 53 указанных Правил информация о парфюмерно-косметических товарах должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения, массе нетто или объеме и (или) количестве единиц изделия в потребительской упаковке, условиях хранения (для товаров, в отношении которых установлены обязательные требования к условиям хранения), а также сведения о государственной регистрации (для товаров, подлежащих государственной регистрации). По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии парфюмерно-косметических товаров, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией.
Учитывая указанные выше требования законодательства, отсутствие информации о парфюмерно-косметическом товаре и удостоверения качества и безопасности реализуемой партии парфюмерно-косметических товаров, нарушает общие требования, установленные п. 11,53 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.198 г. № 55 и следовательно образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 14.15 КоАП РФ.
Кроме этого, часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ не содержит ответственности за отсутствие удостоверения качества и безопасности парфюмерно-косметических товаров и информации о парфюмерно-косметическом товаре.
В силу ч. 1 ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом рассматриваются дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение данного дела не отнесено к подведомственности арбитражного суда, производство по делу подлежит прекращению.
В силу п. 5 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно п. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Наличие товарно-транспортной накладной предусмотрено специальным законодательством, то есть Федеральным законом от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Отсутствие товарно-транспортной накладной, являющейся товаротранспортным документом, при розничной продаже спиртосодержащей продукции влечет ответственность по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ. Материалами дела не подтверждено отсутствие в момент проверки указанных документов. Акт проверочной закупки (о денежном расчете при осуществлении торговой операции или оказании услуг) от 22.09.2006 г., протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу, и объяснения индивидуального предпринимателя ФИО2 не подтверждают факт отсутствия на момент проверки товарно-транспортной накладной. Учитывая изложенное, событие правонарушения по данному факту не доказано. В части привлечения к ответственности за отсутствие товарно-транспортной накладной требования заявителя отклонить.
Руководствуясь п.п. 1 п.1 ст. 150, ч. 2 ст. 206, статьями 151, 184-185 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
1.В части привлечения к ответственности за отсутствие товарно-транспортной накладной требования заявителя отклонить.
2.Производство по делу прекратить в части привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к ответственности за отсутствие справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ); уведомления (для этилового спирта, (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 % объема готовой продукции); сертификатов соответствия по каждому наименованию продукции; информации о парфюмерно-косметическом товаре и удостоверение качества и безопасности реализуемой партии парфюмерно-косметических товаров, изготовленных на территории РФ.
3.Определение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия. На определение, не вступившее в законную силу, может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Оренбургской области.
4.Определение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Арбитражный суд Оренбургской области
460046, <...>
Резолютивная часть
г. Оренбург
18 октября 2006 года Дело № А47- 9925/2006 АК-25
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Книгиной Л.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Оренбургской области (г. Орск, Оренбургской области)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 ( с. Будамша Новоорского района Оренбургской области)
о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ
При участии представителей:
От заявителя – не явились.
От ответчика (лица, привлекаемого к административной ответственности): не явился.
Руководствуясь п.п. 1 п.1 ст. 150, ч. 2 ст. 206 , статьями 151, 184-185 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
1.В части привлечения к ответственности за отсутствие товарно-транспортной накладной требования заявителя отклонить.
2.Производство по делу прекратить в части привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к ответственности за отсутствие справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ); уведомления (для этилового спирта, (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 % объема готовой продукции); сертификатов соответствия по каждому наименованию продукции; информации о парфюмерно-косметическом товаре и удостоверение качества и безопасности реализуемой партии парфюмерно-косметических товаров, изготовленных на территории РФ.
3.Определение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия. На определение, не вступившее в законную силу, может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Оренбургской области.