ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-1112/12 от 21.05.2012 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

  г. Орел

«28» мая 2012 года Дело №А48-1112/2012

Резолютивная часть решения объявлена «21» мая 2012 года

Решения в полном объеме подготовлено «28» мая 2012 года

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Прониной Е.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Болдыревой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального казенного предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» (ОГРН <***>, <...>) к ОБДПС №1 Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по Орловской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 13.03.2012 года 57 ЕА №001448

при участии:

от заявителя – юрисконсульт ФИО1 (доверенность от 10.01.2012);

от ответчика – государственный инспектор ФИО2.(доверенность от 11.01.2012г. №5);

Суд в соответствии со статьями 136, 137 АПК РФ, с учетом мнения сторон, завершил предварительное судебное заседание 15.05.2012г. и перешел к судебному разбирательству.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 15.05.2012г. объявлялся перерыв до 15 час. 15 мин. 21.05.2012г.

Установил:

Муниципальное казенное предприятие «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» (далее также – заявитель, МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к ОБДПС №1 Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по Орловской области (далее также – ответчик, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 09.03.2012 года 57 ЕА №001421 по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, которым предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

В обоснование заявленных требований предприятие указало на то, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку оно не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ в связи с тем, что право оперативного управления на дороги г.Орла не зарегистрировано в установленном законом порядке. Предприятием были приняты все необходимые меры по устранению помех дорожному движению, что подтверждается путевым листом, в котором указано на разметание спорного участка дороги. Также заявитель указал на несвоевременное составление протокола об административном правонарушении. В объяснениях по делу от 21.05.2012г. заявитель указал на то, что административным органом не выяснялись и не исследовались обстоятельства совершенного правонарушения в полной мере.

Ответчик требования заявителя не признал, в отзыве на заявление ссылается на наличие в совершенном заявителем деянии всех признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 12.34 КоАП РФ. При этом ответчик полагает, что им полностью соблюдена процедура привлечения к административной ответственности, и процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было. В дополнении к отзыву ответчик, ссылаясь на положения Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Орел» и ГОСТР Р 50597-93 раскрывает понятия «снежный вал» и «прилотковая зона», указывая на то, что в данном случае снежные валы должны были формироваться за пределами проезжей части дороги.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 17 февраля 2012 года государственным инспектором дорожного надзора ОБДПС №1 ГИБДД УМВД по Орловской области от дежурного по ОБДПС №1 ГИБДД была получена информация о ДТП (наезд на пешехода), произошедшем на улице Наугорское шоссе, в районе дома № 52, в городе Орле, в результате которого 1 человек получил телесные повреждения.

По прибытии на место происшествия 17.02.2012 года в 20 часов 30 минут было установлено, что по краю проезжей части, по улице Наугорское шоссе со стороны ул. Цветаева в сторону ул. Базовая, имеется снежный вал, сужающий проезжую часть дороги, шириной 0.3 м и высотой 0.25 м, в 10 м от остановочной пункта общественного транспорта, в нарушение требований п. 3.1.8 ГОСТа Р 50597-93. На проезжей части дороги снежный накат толщиной от 1 до 1.5 мм, проезжая часть дороги не обработана антигололедными реагентами и не очищена. Работы по окончании снежного вала и снежного наката, по окончании снегопада, не проводились. Данные условия являются способствующими условиями в совершении ДТП и угрожают безопасности дорожного движения.

По факту выявленных недостатков на месте ДТП, в присутствии двух свидетелей и водителя а/м, участника ДТП были произведены замеры и составлен Акт «выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения» от 17.02.2012г. №329.

Для фиксации выявленных недостатков проводилась фотосъемка фотоаппаратом SAMSUNGES75 SN 6305C90B600520N. Фотографии представлены в материалы дела.

Государственным инспектором дорожного надзора ОБДПС №1 ГИБДД УМВД по Орловской области представлен соответствующий рапорт.

Государственным инспектором дорожного надзора ОБДПС №1 ГИБДД УМВД по Орловской области 17.02.2012г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ и проведении административного расследования 57 ОВ 007571.

В адрес руководителя МКП «Спецавтобаза» направлено извещение от 20.02.2012г. о явке законного представителя предприятия 24.02.2012г. к 10 час. 00 мин. для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении.

В рамках административного расследования на имя начальника ФГБУ «Орловский ЦГМС» по факсу направлен запрос от 17.02.2012г. о представлении информации о количестве осадков, а также температуре воздуха и наличие осадков на территории города Орла и Орловского района в период времени с 16 по 20.02.2012г., на который 21.02.2012г. получен соответствующий ответ о температуре воздуха и сумме осадков за указанный период.

Определением от 24.02.2012г. рассмотрение административного материала по ходатайству стороны перенесено на 11 час. 00 мин. 27.02.2012г.

Государственным инспектором дорожного надзора ОБДПС №1 ГИБДД УМВД, в присутствии представителя МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» ФИО3, участвующей по доверенности, составлен протокол об административном правонарушении 57 ЕА №001421 от 27.02.2012г. в отношении МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла», в котором указано, что на Наугорское шоссе, 52 17.02.2012г. в 20 час. 40 мин. допущено нарушение пункта 13 ОП ПДД РФ, выразившееся в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, непринятии своевременны мер по устранению помех в дорожном движении и ликвидации нарушения. В нарушение требований пункта 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 и ОДМ №ОС-28/1270ИС от 17.03.2004г., на полотне дороги у края проезжей части (ближе 20 м.) остановочной площадки сформирован снежный вал размером 03*0,25 м. Асфальтовое покрытие не обработано, имеется снежный накат толщиной от 1 мм. до 1.3 мм. Работы по ликвидации снежного вала по окончании снегопада не проводились.

В протоколе представителю предприятия разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, протокол подписан без замечаний и дополнений, копия протокола вручена.

В протоколе также имеется отметка о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 07.03.2012г. в 10 час. 00 мин.

Из объяснений представителя МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» от 27.02.2012г., следует, что предприятие 17.02.2012г. выполняло механизированную уборку в обычном режиме. В связи с уборкой снега были сформированы снежные валы для последующего вывоза снега, дорожное полотно было обработано пескосоляной смесью. Приняты все зависящие меры для устранения помех в дорожном движении.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении государственным инспектором дорожного надзора ОБДПС №1 ГИБДД УМВД по Орловской области в присутствии представителя предприятия ФИО3, участвующего по доверенности, вынесено постановление от 07.03.2012г. 57 ЕА №001421, которым МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» привлечено к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Оспаривая законность постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, от 07.03.2012г. 57 ЕА №001421, заявитель обратился в арбитражный суд настоящим заявлением.

Оценив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в связи со следующим:

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно абзацу 1 пункта 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 №711, Госавтоинспекция обес­печивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и ины­ми организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законода­тельства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обес­печения безопасности дорожного движения.

В соответствии с абзацем 3 подпункта «а» и подпунктом «к» пункта 11 вышеназванного Положения на Госавтоинспекцию возложен контроль за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми, в частности, устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, и проведение в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения.

На основании подпунктов «б» и «д» пункта 12 указанного Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов.

Согласно пункту 10.2 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения (ДИиОД) государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации, утвержденное Приказом МВД РФ от 08.06.1999 №410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в редакции Приказа МВД РФ от 07.07.2003 N 525) (далее также - Приказ №410) контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения осуществляется посредством проведения: комплексной проверки дорог и улиц; специальных проверок (готовности дорожных и коммунальных организаций к зимнему содержанию дорог и улиц, проверки состояния железнодорожных переездов, ледовых переправ, маршрутов общественного транспорта, перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов); контрольных проверок; повседневного надзора.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о наличии в данном случае у административного органа достаточных данных указывающих на событие административного правонарушения для возбуждения дела об административном правонарушении.

В силу пункта 4 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.

Согласно статье 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Полномочия государственного инспектора дорожного надзора на составление протокола об административном правонарушении и на рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 КоАП закреплены пунктом 4.8 Приказа МВД РФ от 02.06.2005 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» (в редакции от 07.07.2010г), а также пунктом 8 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ.

Из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что срок составления протокола об административном правонарушении не нарушен, поскольку проводилось административное расследование; нарушений процедуры привлечения к административной ответственности ответчиком не допущено.

Судом установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности ответчиком не нарушен.

Как следует из оспариваемого постановления от 07.03.2012г. 57 ЕА 001421 МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, не принятии своевременных мер по устранению помех в дорожном движении, ненадлежащем содержании дорог и нарушении требований стандартов в соответствии с пунктом 13 ОП ПДД РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090. В нарушение пункта 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93, пунктов 6.1.1,6.1.5 ОДМ №ОС-28/1270ИС от 17.03.2004г. на полотне дороги у края проезжей части (ближе 20 м.) остановочной площадки сформирован снежный вал размером 03м.*0,25 м. На асфальтовом полотне снежный накат толщиной от 1 мм. до 1.5 мм. Проезжая часть не обработана реагентами для ликвидации зимней скользкости. Работы по ликвидации снежного вала по окончании снегопада не проводились. За совершение данного правонарушения предусмотрена административная ответственность по статье 12.34 КоАП РФ.

Согласно статье 12.34 КоАП РФ нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

С объективной стороны правонарушения, предусмотренные указанной статьей, характеризуются двумя видами составов: - нарушение правил ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии; - непринятие мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения. Указанные правонарушения могут быть совершены как путем действия, так и бездействия.

Субъектами данного правонарушения являются должностные и юридические лица, осуществляющие ремонт, содержание дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений и обязанные при этом соблюдать требования по обеспечению безопасности дорожного движения, а также лица, обязанные принимать меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении ко­торого находятся дороги (пункт 2).

Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

- содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооруже­ния в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;

- информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответст­вующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;

- принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запре­щению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движении.

Судом установлено, что пунктом 1 постановления Администрации города Орла от 25 января 2011г. №99 изменен вид муниципального унитарного предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» на муниципальное казенное предприятие «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла», которое зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <***>, что подтверждается свидетельством от 02.02.2011 серия 57 №001276129.

Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 27.12.2010 N 73/1185-ГС «Об изменении вида муниципального унитарного предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» на муниципальное казенное предприятие «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» установлено, что основной целью деятельности МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» является: выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления муниципального образования "Город Орел" в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и организации сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов.

Постановлением администрации города Орла №201 от 02.02.2011г. было решено изъять из оперативного управления муниципального учреждения «Управление коммунальным хозяйством города Орла» в муниципальную казну имущество в соответствии с приложением и передать данное имущество из муниципальной казны в оперативное управление МКП Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла».

На основании распоряжения №74 от 02.02.2011г. «Об организации исполнения постановления администрации города Орла от 02.02.2011г. №201 «Об изъятии и передаче муниципального имущества в оперативное управление» и акта приема-передачи и закрепления муниципального имущества в оперативное управление от 02.02.2011г., в оперативное управление МКП Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» было передано имущество согласно приложению, в том числе дороги, в частности, дорога по улице Наугорское шоссе (№333).

На основании акта приема-передачи и закрепления муниципального имущества в оперативное управление от 30.12.2011г., в оперативное управление МКП Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» были переданы дорожные знаки согласно приложению.

В соответствии с пунктом 2.10 раздела 2 Устава МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» осуществляет, в том числе ремонт и реконструкцию проезжей части автомобильных дорог и пешеходных тротуаров, ремонт автомобильных дорог, содержание автомобильных дорог, оборудование пешеходных переходов.

В решении Орловского городского Совета народных депутатов от 22.12.2011 N 12/0193-ГС «О Комплексной программе социально-экономического развития города Орла до 2015 года» МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» определено как основная организация, занимающаяся вопросами благоустройства города и выполняющая санитарную уборку улиц, скверов, мостов, путепроводов; содержание и ремонт улично-дорожной сети.

Согласно части 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствие государственной регистрации оперативного управления на переданное имущество не влечет автоматического отсутствия обязанностей у предприятия по надлежащему содержанию дорог и дорожных знаков, возложенных и закрепленных за ним указанными нормативными правовыми актами и Уставом.

Относительно объема выполняемых работ, то согласно части 13 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 N 160 (в редакции Приказа Минтранса РФ от 06.08.2008г. №122) в состав работ по зимнему содержанию входят, в частности, погрузка и вывоз снега; распределение противогололедных материалов; регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов; круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка.

В приложении к решению Орловского городского Совета народных депутатов от 27 января 2011 года № 74/1194-ГС «Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Орел» обязательного для исполнения при содержании дорог города, даются следующие понятия: «снежный вал» - временное образование из снега, наледи формируемое в результате их сгребания в прилотковой зоне улиц или на обочинах дорог, тротуарах; «лотковая зона» - территория проезжей части автомобильной дороги вдоль бордюрного камня тротуара, газона шириной 0.5 м; «прилотковая зона» - территория проезжей части автомобильной дороги вдоль лотковой зоны шириной 1м.

В пункте 3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221), указано, что проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

В соответствии с пунктом 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м. После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств».

Согласно пункту 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 формирование снежных валов не допускается, в частности, ближе 20 м. от остановочного пункта общественного транспорта.

Согласно пунктам 6.1.1, 6.3.4 Отраслевого методического документа «Методических документации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» принятых и введенных в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ от 17 марта 2004 года № ОС-28/1270-ИС непрерывное и безопасное движение автомобилей по дорогам в зимний период обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, предусматривающего работы по защите дорог от снежных заносов, очистке от снега проезжей части и обочин в период снегопадов, предупреждению и ликвидации зимней скользкости на основе метеоданных и контроля состояния автомобильной дороги и искусственных сооружений, а также ряда организационных мер по обеспечению надежной работы автомобильных дорог.

Снегоочистку автомобильных дорог в местах локального накопления снега (ограждения, направляющие столбики, возвышающиеся бордюры и т.п.) производят звеном, состоящим из плужных снегоочистителей, автогрейдера и роторного снегоочистителя. При этом автогрейдер сдвигает формируемый плужными снегоочистителями вал от ограждений или бордюров в сторону проезжей части на минимальное расстояние, а замыкающий звено роторный снегоочиститель отбрасывает его за пределы земляного полотна. Окончательная уборка снега из-под ограждений производится после завершения патрульной снегоочистки средствами малой механизации или вручную. На прямых участках дороги, проходящих по лесному массиву, удаление снега за барьерным ограждением не производится до весеннего периода.

Из объяснений административного органа следует, что на спорном участке дороги лотковая зона отсутствует, следовательно, снежные валы должны формироваться за пределами проезжей части, либо убираться средствами малой механизации или вручную.

Доказательств обратного заявителем не представлено.

Утвержденное распоряжением Минтранса РФ от 16.06.03 г. N ОС-548р "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах" устанавливает основные требования по организации, технологиям работ при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, обеспечению условий безопасности дорожного движения в зимний период. Руководство является обязательным для государственных предприятий и организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих работы по зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог, и может быть использовано на дорогах общего пользования территориального значения и дорогах муниципального подчинения.

Согласно п. 1.2 названного Руководства, работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее требованиям ГОСТ Р 50597-93, и соответствовать заданному уровню содержания.

Для выполнения этих требований осуществляют следующие мероприятия: профилактические, цель которых не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии или максимально снизить прочностные характеристики снежно-ледяных образований при их возникновении на покрытии, ослабить сцепление слоя снежно-ледяных отложений с покрытием; повышение сцепных качеств дорожных покрытий при образовании на них снежно-ледяных отложений, уплотненного снега или гололедной пленки за счет создания искусственной шероховатости или расплавления снежно-ледяных отложений или гололедных пленок.

В соответствии с «определениями и понятиями» данными в вышеназванном Руководстве все виды снежно-ледяных отложений, образующихся на дорожном покрытии, по внешним признакам подразделяют на рыхлый снег, снежный накат, стекловидный лед. Определяют каждый вид скользкости по следующим признакам:

Рыхлый снег откладывается на дорожном покрытии в виде ровного по толщине слоя. Плотность свежевыпавшего снега может изменяться от 0,06 до 0,20 г/куб, см. В зависимости от содержания влаги снег может быть сухим, влажным и мокрым. При наличии слоя рыхлого снега на дорожном покрытии коэффициент сцепления шин с покрытием снижается до 0,2.

Снежный накат представляет собой слой снега, уплотненного колесами проходящего автотранспорта. Он может иметь различную толщину - от нескольких миллиметров до нескольких десятков миллиметров - и плотность от 0,3 до 0,6 г/куб. см. Коэффициент сцепления шин с поверхностью снежного наката составляет от 0,1 до 0,25.

Стекловидный лед появляется на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной от 1 до 3 мм и изредка в виде матовой белой шероховатой корки толщиной до 10 мм и более. Отложения стекловидного льда имеют плотность от 0,7 до 0,9 т/куб, см, а коэффициент сцепления составляет от 0,08 до 0,15. Этот вид зимней скользкости является наиболее опасным. Отложения льда в виде матово-белой корки имеют плотность от 0,5 до 0,7 г/куб. см. Для организации работ по борьбе и предотвращению образования зимней скользкости необходимо учитывать ее вид, погодные условия, предшествующие и сопутствующие образованию скользкости, и тенденцию их изменения.

В силу п. 2.4.1. Руководства замерзание влаги, имеющейся на дорожном покрытии, при резком понижении температуры воздуха. Такой вид обледенения называют гололедицей. Источниками увлажнения покрытия могут быть дождь, тающий снег, снег с дождем, выпадающие при положительных, но близких к нулю температурах воздуха, а также влага, оставшаяся после обработки дорожного покрытия противогололедными материалами. Процессу образования скользкости в этом случае предшествуют следующие погодные условия:

- устойчивое повышение атмосферного давления на фоне выпадающих осадков;

- установление ясной, безоблачной погоды после прекращения выпадения осадков;

- пониженная относительная влажность воздуха;

- понижение температуры воздуха от положительных значений до отрицательных. Образование скользкости наиболее вероятно при температуре воздуха от -2° до -6 °С, относительной влажности воздуха от 65 до 85%. Так как процесс образовании скользкости идет на фоне устойчивого понижения температуры воздуха, для организации работ по ликвидации скользкости необходимо иметь прогноз отрицательной температуры на ближайшее время. Для этих случаев образования стекловидного льда температура дорожного покрытия всегда выше температуры воздуха в силу тепловой инерции дорожной конструкции.

Устойчивая работа автомобильных дорог в неблагоприятных условиях зимнего периода года обеспечивается путем решения комплекса организационно-технических задач и в первую очередь за счет четкого взаимодействия всех структурных подразделений, обеспечивающих работы по содержанию дорог, создание безопасных условий движения транспорта на дорогах. Основными задачами органов управления дорожным хозяйством является организация работ по предупреждению образования скользкости на дорогах и своевременная ее ликвидация, принятие необходимых мер по обеспечению безопасного и удобного проезда по дорогам и недопущению перерывов движения из-за неудовлетворительного зимнего содержания дорожного покрытия.

С наступлением зимнего периода в системе каждого государственного унитарного предприятия организуется дежурство ответственных лиц и техники для зимнего содержания дорог. Главной целью дежурства является повышение эффективности зимнего содержания дорог, поддержание бесперебойного и безопасного движения транспортных средств в любое время суток. Борьбу с зимней скользкостью дорожно-эксплуатационные организации обязаны проводить при каждом случае ее появления. В первую очередь работы проводятся на участках, где больше всего возможно возникновение аварийных ситуаций; на подъемах и спусках с большими уклонами, в пределах населенных пунктов, на кривых малого радиуса, участках с ограниченной видимостью, в пределах автобусных остановок, на пересечениях в одном уровне и подходах к ним и во всех других местах, где особенно часто может требоваться экстренное торможение.

В соответствии с п. 6.1.4 «Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» от 17.03.04 № ОС-28/1270-ис работы по зимнему содержанию основываются на данных гидрометеослужбы и своих метеорологических постов (станций), оснащенных специальной аппаратурой для определения температуры и влажности воздуха, скорости и направления ветра, интенсивности и количества осадков, а также состояния поверхности дороги (температура, наличие влаги и концентрация солей). Зимнее содержание организуется по принципу приоритета. В первую очередь мероприятия проводятся на дорогах с постоянным автобусным движением, на туристических маршрутах, подъездах к постоянно действующим курортам, а также на дорогах специального назначения. Обеспеченность дорожных организаций основными средствами механизации работ по зимнему содержанию принимается в соответствии с "Нормативами потребностей в дорожной технике для содержания автомобильных дорог".

В соответствии с «Требованиями к сцепным качествам дорожного покрытия», определёнными в отраслевом дорожном методическом документе «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» от 24.06.02 г. № ОС-557-p, - «Сцепные качества дорожного покрытия в значительной степени определяют длину тормозного пути автомобиля, оказывают большое влияние на его устойчивость и управляемость, в связи с чем являются важнейшим параметром, влияющим на безопасность движения. При наличии на покрытии осадков в виде слоя воды, снега или льда сцепные качества автомобильного колеса с дорожным покрытием могут быть недостаточными для безопасного движения. Различают два вида скользкости - летнюю и зимнюю. Зимняя скользкость обусловлена наличием в зоне контакта шины с дорожным покрытием осадков, находящихся в твердой фазе - в виде снега или льда. При обработке покрытия противогололедными реагентами образуется слой или пленка рассола, вязкость которого может существенно превышать вязкость воды. Сцепные качества покрытий, обработанных рассолами, зависят от шероховатости поверхности, скорости движения, концентрации и химического состава рассола и других параметров, характеризующих условия взаимодействия шины с дорогой. Коэффициенты сцепления на заснеженных и обледенелых покрытиях обычно наблюдаются в пределах от 0,1 до 0,3, причем низкие значения присущи твердым обледенелым поверхностям, а более высокие - покрытиям с менее прочным снежным накатом. С целью выявления опасных участков сцепные свойства усовершенствованных покрытий, построенных с применением вяжущих, следует регулярно оценивать при мокром их состоянии с помощью специально разработанных для этой цели методик и приборов. За показатель сцепных качеств дорожных покрытий принят коэффициент сцепления автомобильной шины с дорожным покрытием, который представляет собой отношение продольной реакции дороги, возникающей при продольном скольжении заблокированного колеса и действующей в плоскости его контакта с покрытием, к нормальной реакции дороги. Из условия обеспечения безопасности движения коэффициент сцепления дорожного покрытия должен быть для мокрого не ниже 0,3, для увлажненного противогололедными рассолами не ниже 0,25. Особое внимание дорожная служба должна уделять содержанию дорог и обеспечению безопасности движения в неблагоприятные осенне-весенние и зимние периоды года, во время дождей, метелей и гололеда. Дорожная служба должна систематически измерять коэффициент сцепления покрытий. Все дорожно-эксплуатационные службы должны регулярно и своевременно получать прогнозы погоды, на основе которых они проводят профилактические и организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность и удобство движения. В свою очередь, они должны также регулярно передавать информацию в местные радио- и телецентры о транспортной загрузке и состоянии дорог, расстоянии метеорологической видимости».

Таким образом, административным органом было установлено в нарушение вышеизложенных норм, на асфальтовом полотне дороги по ул.Наугорское шоссе в районе дома №52 имеется снежный накат толщиной от 1 мм. до 1.5 мм., проезжая часть не обработана реагентами для ликвидации зимней скользкости.

Доказательств обратного, заявителем в материалы дела не представлено.

Ссылка заявителя на путевый лист как доказательств, подтверждающие принятие своевременных и достаточных мер по устранению помех дорожному движению на участке улицы Наугорское шоссе в районе дома №52 , не свидетельствует о том, что предприятием приняты все меры по устранению выявленного правонарушения, поскольку в путевом листе №159035 отсутствуют ссылки на номера домов, вблизи которых осуществлялось разметание (л.д. 11, 12). Доказательств обработки противогололедными препаратами, заявителем не представлено.

При таких обстоятельствах, суд считает, что в действиях заявителя административным органом содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.

Из вышеизложенных положений, суд приходит к выводу, что заявитель, как лицо, в обязанности которого входит содержание автомобильных дорог, обязано организовывать свою уставную деятельность в соответствии с требованиями государственных стандартов и других нормативных документов, определяющих порядок, качество выполнения необходимых работ, в том числе по своевременной уборке снежных валов, формирование которых не допускается на участках дорог, ближе 20 м. остановочного пункта общественного транспорта и оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром, а также по своевременной уборке снежных накатов и обработке реагентами для ликвидации зимней скользкости.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по статье 12.34 КоАП РФ, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем ответчик обоснованно привлек МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи - 20 000 руб.

При таких обстоятельствах арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требования предприятия о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении от 07.03.2012г. 57 ЕА №001421.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается в силу части 4 статьи 208 АПК РФ.

Руководствуясь статьей 211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья Е.Е.Пронина