ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-11196/2021 от 03.03.2022 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Орел Дело № А48-11196/2021 11 марта 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 3 марта 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 11 марта 2022 года.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Клименко Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пикаловым В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Орловской области (ОГРН 1025700826744, ИНН 5753002380, Орловская область, г. Орел, ул. Комсомольская, 108) к Обществу с ограниченной ответственностью "Стройэнергомонтаж" (Орловская область, г. Орёл, ул. Северная, д. 7, пом. 7,5; ИНН 5752043063, ОГРН 1075752001203) о взыскании финансовых санкций,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель Горохова Н.Н. (доверенность № 178 от 01.10.2021, диплом о наличии высшего юридического образования, паспорт),

от ответчика – представитель не явился, извещён надлежащим образом,

установил:

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Орловской области (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Стройэнергомонтаж" (далее – ответчик, страхователь, ООО "Стройэнергомонтаж") о взыскании финансовой санкции в сумме 3 500 руб., из которых:

- за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в сумме 500 руб.;

- за непредставление страхователем в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за июль 2018 года в сумме 500 руб.;

- за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в сумме 1 000 руб.;

- за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в сумме 1 000 руб.;

- за непредставление в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за январь 2020 года в сумме 500 руб.

Ответчик в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в отзыве на заявление просил снизить размер финансовых санкций менее минимального.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.

В отсутствие возражений сторон арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание, в соответствии с ч. 4 ст. 137 АПК РФ признал дело подготовленным к судебном разбирательству и перешел к рассмотрению спора по существу.

Рассмотрев представленные по делу доказательства, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

Органами ПФР осуществлена сверка персонифицированных сведений о застрахованных лицах, представленных ООО "Стройэнергомонтаж", по формам СЗВ-М за отчетные периоды 2018 года и СЗВ-СТАЖ за 2018 год, в результате которой выявлено, что на 1 застрахованное лицо представлены неполные (недостоверные) сведений по форме СЗВ-СТАЖ.

11.06.2019 страхователю направлено уведомление об устранении ошибок и несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако указанные в уведомлении расхождения не устранены.

Пенсионным фондом составлен акт от 11.07.2019 № 067S18190004884, в котором было зафиксировано выявленное правонарушение.

08.08.2019 Пенсионный фонд вынес решение № 067S19190005610 о привлечении страхователя к ответственности по ст. 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в общем размере 500 руб.

На основании указанного решения Пенсионный фонд выставил требование от 05.09.2019 № 067S01190005801 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке.

Кроме того, органами ПФР осуществлена сверка персонифицированных сведений, представленных ООО "Стройэнергомонтаж", о застрахованных лицах по формам СЗВ-М за июль 2018 года и СЗВ-СТАЖ за 2018 год, в результате которой выявлено, что сведения по форме СЗВ-М на 1 застрахованное лицо не представлены.

Пенсионным фондом составлен акт от 21.08.2019 № 067S18190006591, в котором было зафиксировано выявленное правонарушение.

18.09.2019 Пенсионный фонд вынес решение № 067S19190007189 о привлечении страхователя к ответственности по ст. 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в общем размере 500 руб.

На основании указанного решения Пенсионный фонд выставил требование от 16.10.2019 № 067S01190007349 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке.

Органами ПФР осуществлена сверка персонифицированных сведений о застрахованных лицах, представленных ООО "Стройэнергомонтаж", по формам СЗВ-М за отчетные периоды 2019 года и СЗВ-СТАЖ за 2019 год, в результате которой выявлено, что на 2 застрахованных лиц представлены неполные (недостоверные) сведений по форме СЗВ-СТАЖ.

30.04.2020 страхователю направлено уведомление об устранении ошибок и несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации. Уведомление получено страхователем 30 апреля 2020 года, указанные в уведомлении расхождения устранены 21 мая 2020 года.

Пенсионным фондом составлен акт от 14.10.2020 № 067S18200003948, в котором было зафиксировано выявленное правонарушение.

12.11.2020 Пенсионный фонд вынес решение № 067S19200004073 о привлечении страхователя к ответственности по ст. 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в общем размере 1 000 руб.

На основании указанного решения Пенсионный фонд выставил требование от 10.12.2020 № 067S01200004418 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке.

Органами ПФР осуществлена сверка персонифицированных сведений о застрахованных лицах, представленных ООО "Стройэнергомонтаж", по формам СЗВ-М за отчетные периоды 2020 года и СЗВ-СТАЖ за 2020 год, в результате которой выявлено, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ на 2 застрахованных лиц не представлены.

14.04.2021 страхователю направлено уведомление об устранении ошибок и несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации. Уведомление получено страхователем 19 апреля 2021 года, однако указанные в уведомлении расхождения не устранены.

Пенсионным фондом составлен акт от 28.05.2021 № 067S18210002730, в котором было зафиксировано выявленное правонарушение.

29.06.2021 Пенсионный фонд вынес решение № 067S19210002750 о привлечении страхователя к ответственности по ст. 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в общем размере 1 000 руб.

На основании указанного решения Пенсионный фонд выставил требование от 27.07.2021 № 067S01210002950 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке.

Пенсионным органом также установлено, что ООО "Стройэнергомонтаж" своевременно 12.02.2020 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М («исходная») за январь 2020 года.

10.03.2020 страхователь представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М («дополняющая») за январь 2020 года на одно застрахованное лицо, не указанное в исходной форме СЗВ-М.

По мнению заявителя, дополнительно представленные 10.03.2020 страхователем по истечении установленного п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ срока сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2020 года в отношении одного застрахованного лица не были отражены в исходной форме за указанный период, что является непредставлением сведений о застрахованном лице в установленный срок, за что предусмотрена ответственность абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

11.06.2020 Пенсионным фондом составлен акт № 067S18200001594, в котором было зафиксировано выявленное правонарушение.

10.07.2020 Пенсионный фонд вынес решение № 067S19200001697 о привлечении страхователя к ответственности по ст. 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб.

На основании указанного решения Пенсионный фонд выставил требование от 07.08.2020 № 067S01200002036 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке.

Направленные ответчику вышеуказанные требования об уплате финансовых санкций и решения в добровольном порядке не исполнены, что и послужило основанием для обращения с рассматриваемым заявлением в суд.

Арбитражный суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Согласно ч. 6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации и индивидуальные предприниматели, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

В силу п. 2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ к числу обязанностей страхователей, в том числе, отнесено представление в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), который является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Согласно ст. 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 5 Закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 11 Закона № 27-ФЗ установлены сроки представления страхователями сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии со ст. 15 Закона № 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.

Согласно п. 2 ст. 11 Закон № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В силу п. 2.2 ст. 11 Закон № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Абзац 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусматривает, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.п. 2 - 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Абзацами 5 - 16 статьи 17 Закона № 27-ФЗ установлена процедура выявления нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете и привлечения страхователей к соответствующей ответственности.

Абзацем 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

В соответствии с п. 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (инструкция, действующая на момент совершения правонарушений), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Статья 15 Закона № 27-ФЗ предусматривает право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

Согласно разделу 3 «Сведений о застрахованных лицах» «Тип формы» страхователь должен выбрать один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отм».

Код «исхд» (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.

Код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.

Код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

В соответствии с п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (инструкция, действующая на момент совершения правонарушений), за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений, либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

В первом рассматриваемом случае органами Пенсионного фонда Российской Федерации было установлено, что в результате сверки двух форм отчетности СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2018 год обнаружены расхождения по 1 застрахованному лицу. Страхователю в соответствии с абз. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ Пенсионным органом 11.06.2019 направлено уведомление об устранении в пятидневный срок несоответствий в представленной отчетности. Однако указанные в уведомлении расхождения не устранены. Следовательно, страхователь правомерно был привлечен к ответственности, установленной абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, в сумме 500 руб.

Таким образом, арбитражный суд считает решение Пенсионного фонда по первому эпизоду законным и обоснованным.

В третьем рассматриваемом случае органами Пенсионного фонда Российской Федерации было установлено, что в результате сверки двух форм отчетности СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2019 год обнаружены расхождения по 2 застрахованным лицам. Страхователю в соответствии с абз. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ Пенсионным органом 30.04.2020 направлено уведомление об устранении в пятидневный срок несоответствий в представленной отчетности. Уведомление страхователем получено 30.04.2020, указанные в уведомлении сведения страхователем представлены 21.05.2020, то есть по истечении пяти рабочих дней со дня получения уведомления. Следовательно, страхователь правомерно был привлечен к ответственности, установленной абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, в сумме 1 000 руб. (500 руб. х 2).

В четвертом рассматриваемом случае органами Пенсионного фонда Российской Федерации было установлено, что в результате сверки двух форм отчетности СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2020 год обнаружены расхождения по 2 застрахованным лицам. Страхователю в соответствии с абз. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ Пенсионным органом 14.04.2021 направлено уведомление об устранении в пятидневный срок несоответствий в представленной отчетности. Уведомление страхователем получено 19.04.2020, указанные в уведомлении сведения страхователем по истечении пяти рабочих дней со дня получения уведомления не представлены. Следовательно, страхователь правомерно был привлечен к ответственности, установленной абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, в сумме 1 000 руб. (500 руб. х 2).

Ответчик решения по первому, третьему и четвертому эпизодам не оспорил. Доказательств исполнения требований по данным эпизодам суду не представил.

Как следует из материалов дела, в отношении непредставления страхователем в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за июль 2018 года в материалы дела заявителем не представлено соответствующих доказательств по направлению ответчику уведомлений о выявленных расхождениях до даты составления актов.

Невручение уведомления о выявленных расхождениях лишает страхователя в подобном случае возможности исправить допущенные им ошибки в нарушение положений ст. 15 Закона № 27-ФЗ.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд считает, что в данном рассматриваемом случае оснований для взыскания с ответчика финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, не имеется.

В отношении непредставления в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за январь 2020 года заявитель первоначально представил отчетность формы СЗВ-М за август 2020 года своевременно.

Документы приняты Пенсионным фондом, какие-либо ошибки и неполнота сведений в представленных предпринимателем отчетностях органом Пенсионного фонда не выявлены.

10.03.2020 в связи с самостоятельным обнаружением неполноты представленных сведений в исходной отчетности страхователем подана форма СЗВ-М ("дополняющая") на 1 застрахованное лицо, не отраженное в исходной форме СЗВ-М.

В материалы дела заявителем не представлено соответствующих доказательств по направлению ответчику уведомлений о выявленных расхождениях до даты составления акта.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 № 306-КГ17-21843, официальная позиция Пенсионного Фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.

Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует, что воля законодателя направлена на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Аналогичный вывод содержится и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2018 № 306-КГ18-17679 по делу № А65-19477/2017.

Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок, в том числе в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений.

Лишение права страхователя при выявлении ошибок в ранее представленных сведениях на их уточнение в установленный пятидневный срок, и наложение в рассматриваемом случае на ответчика штрафных санкций, сделано Управлением без учета того, что юридическая ответственность – это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.

По смыслу ст. 17 Закона № 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.

Из содержания абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.

Как указано выше, ответственность за несвоевременное представление дополняющей формы законом не предусмотрена.

Поскольку страхователь в отсутствие уведомления об имеющихся расхождениях в сведениях, реализуя свое право, самостоятельно представил дополняющие сведения в отношении застрахованных лиц, чем обеспечил полноту ранее поданных сведений о работниках организацией, в данном случае действия предпринимателя не образует событие и объективную сторону правонарушения, предусмотренного абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Довод заявителя о том, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах в спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд считает, что в рассматриваемом случае оснований для взыскания с ответчика финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, не имеется.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает возможным удовлетворить требования заявителя о взыскании финансовых санкций в сумме 2 500 руб., из которых: за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в сумме 500 руб.; за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в сумме 1 000 руб.; за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в сумме 1 000 руб.

В остальной части заявленных требований следует отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) освобождено от уплаты государственной пошлины.

Согласно подпункту 2 пункту 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты. Государственная пошлина в сумме 2 000 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Стройэнергомонтаж" (Орловская область, г. Орёл, ул. Северная, д. 7, пом. 7,5; ИНН 5752043063, ОГРН 1075752001203) в пользу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Орловской области (ОГРН 1025700826744, ИНН 5753002380, Орловская область, г. Орел, ул. Комсомольская, 108) финансовые санкции в сумме 1 500 руб., из которых: финансовые санкции за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в сумме 500 руб.; финансовые санкции за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в сумме 1 000 руб.

В остальной части требования Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Орловской области оставить без удовлетворения.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Стройэнергомонтаж" (Орловская область, г. Орёл, ул. Северная, д. 7, пом. 7,5; ИНН 5752043063, ОГРН 1075752001203) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2 000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Орловской области в течение месяца с момента его принятия.

Судья Е.В. Клименко