ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-1139/13 от 11.10.2013 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

  г.Орел Дело №А48-1139/2013

18 октября 2013г.

Резолютивная часть решения объявлена 11.10.2013г.,

Полный текст решения изготовлен 18.10.2013г.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Т.И. Капишниковой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Активные Коммуникации» (ОГРН 1075752005724, г.Орел, ул. Комсомольская, д.120, 23)

к Управлению государственного имущества Орловской области (ОГРН 1025700833784 г.Орел, Набережная Дубровинского д.70)

и Администрации города Орла (г. Орел, ул. Пролетарская гора, д. 1, ОГРН 1025700831640)

о признании незаконным бездействия

при участии:

от заявителя

-

адвокат Кузякин В. В. (доверенность от 03.05.2012г.)

от ответчика 1

-

заместитель начальника отдела судебного представительства и договорной работы правового управления Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области Гайдуков Р.М. (доверенность от 01.08.2013г. № 55/д);

от ответчика 2

-

заместитель начальника отдела правой поддержки муниципального сектора экономики правового управления администрации города Орла Кудряшов С. Л. (доверенность от 08.07.2013г. №67-д)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Активные Коммуникации» (далее по тексту- ООО «АктиКом», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению государственного имущества Орловской области (далее- ответчик 1, Управление) и Администрации города Орла (далее- ответчик 2, Администрация), в котором просит признать незаконными действия Управления государственного имущества Орловской области по своевременному отказу в предоставлении государственной услуги - выполнения полномочий собственника по вопросам установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, в том числе выдачи согласий на присоединение к имуществу рекламных конструкций, проведения торгов (конкурсов, аукционов) на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле, выраженные в письме №3997/з от 30.01.2013 г., а также действия Администрации города Орла по отказу в согласовании размещения рекламных конструкций ООО «Активные коммуникации», выраженные в письме 09.01.2013 г. №3/15896 и обязани Управления государственного имущества Орловской области и Администрации города Орла устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Активные коммуникации».

Заявитель в судебном заседании, состоявшемся 30.07.2013г., уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконными фактические действия Управления государственного имущества Орловской области по несвоевременному отказу в предоставлении государственной услуги - выполнения полномочий собственника по вопросам установки и эксплуатации рекламных конструкций, проведения торгов (конкурсов, аукционов) на заключение договоров на установку рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле, выраженные в письме №3997/з от 30.01.2013 г., фактические действия Администрации города Орла по отказу в согласовании размещения рекламных конструкций ООО «Активные коммуникации», выраженные в письме 09.01.2013 г. №3/15896, и обязать Управление государственного имущества Орловской области и Администрацию города Орла устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Активные коммуникации» по его заявке от 16 ноября 2012г.

В судебном заседании 02.09.2013г. заявитель в порядке ст.49 АПК РФ уточнил свои требования и просил арбитражный суд признать незаконными: бездействие Управления государственного имущества Орловской области по несвоевременному предоставлению государственной услуги - выполнения полномочий собственника по вопросам установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках по адресам: г. Орел, ул. Октябрьская, район дома №44; г. Орел, Кромское шоссе, район дома №6; г. Орел, ул. Металлургов, район дома №4; г. Орел, ул. Московская, район дома №159; г. Орел, ул.Михалицына, напротив дома № 83 (район остановки общественного транспорта); г. Орел, ул. Михалицына, район дома №54, в том числе, в виде выдачи согласий на присоединение к имуществу рекламных конструкций, проведения торгов (конкурсов, аукционов) на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле, по заявлению ООО «Активные коммуникации» от 16 ноября 2012 года; действия Администрации города Орла по отказу в согласовании размещения рекламных конструкций на земельных участках по адресам: г. Орел, ул. Октябрьская, район дома №44; г. Орел, Кромское шоссе, район дома №6; г. Орел, ул. Металлургов, район дома-№4; г. Орел, ул. Московская, район дома №159; г. Орел, ул.Михалицына, напротив дома № 83 (район остановки общественного транспорта); г. Орел, ул. Михалицына, район дома №54, по заявлению ООО «Активные коммуникации» от 16 ноября 2013 года, обязать Управление государственного имущества Орловской области и Администрацию города Орла устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Активные коммуникации», возложить на ответчика расходы по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании 17.09.2013г. заявитель в порядке ст.49 АПК РФ уточнил требования (т.3, л.д.18) и в окончательной редакции просит признать незаконными:

- бездействие Управления государственного имущества Орловской области по непредставлению ООО «Активные коммуникации» государственной услуги - выполнения полномочий собственника по вопросам установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках по адресам: г. Орел, ул. Октябрьская, район дома №44; г. Орел, Кромское шоссе, район дома №6; г. Орел, ул. Металлургов, район дома №4; г. Орел, ул. Московская, район дома №159; г. Орел, ул.Михалицына, напротив дома № 83 (район остановки общественного транспорта); г. Орел, ул. Михалицына. район дома №54, в том числе, в виде выдачи согласий на присоединение к имуществу рекламных конструкций, проведения торгов (конкурсов, аукционов) на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле, по заявлению ООО «Активные коммуникации» от 16 ноября 2012 года;

- бездействие Администрации города Орла по несогласованию размещения рекламных конструкций на земельных участках по адресам: г. Орел. ул. Октябрьская, район дома №44; г. Орел, Кромское шоссе, район дома №6; г. Орел, ул. Металлургов, район дома №4; г. Орел. ул. Московская, район дома №159; г. Орел, ул.Михалицына, напротив дома № 83 (район остановки общественного транспорта); г. Орел, ул. Михалицына, район дома №54, по заявлению ООО «Активные коммуникации» от 16 ноября 2013 года.

Обязать ответчиков и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Активные коммуникации»:

- Администрацию города Орла согласовать Управлению государственного имущества Орловской области размещение рекламных конструкций на земельных участках по адресам: г. Орел, ул. Октябрьская, район дома №44; г. Орел, Кромское шоссе, район дома №6; г. Орел, ул. Металлургов, район дома №4; г. Орел, ул. Московская, район дома №159; г. Орел, ул.Михалицына. напротив дома № 83 (район остановки общественного транспорта); г. Орел, ул. Михалицына, район дома №54, по заявлению ООО «Активные коммуникации» от 16 ноября 2013 года;

- Управление государственного имущества Орловской области: организовать и провести торги (конкурс, аукцион) на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, по адресам: г. Орел, ул. Октябрьская, район дома №44; г. Орел, Кромское шоссе, район дома №6; г. Орел, ул. Металлургов, район дома №4; г. Орел, ул. Московская, район дома №159; г. Орел, ул.Михалицына, напротив дома № 83 (район остановки общественного транспорта): г. Орел, ул. Михалицына, район дома №54, по заявлению ООО «Активные коммуникации» от 16 ноября 2013 года.

Возложить на ответчиков расходы по оплате государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований ООО «АктиКом» указало, что 16.11.12г. обратилось в Управление государственного имущества Орловской области с заявлением исх.№ 271 от 15.11.12г., с которым представило заявки об установке и эксплуатации рекламных конструкций с предполагаемыми местами размещения по адресам: г.Орел, Московское шоссе район дома № 162б, г. Орел, ул. Октябрьская, район дома №44;г. Орел, Кромское шоссе, район дома №6; г. Орел, ул. Металлургов, район дома №4; г. Орел, ул. Московская, район дома №159; г.Орел, Карачевское шоссе, район дома № 48 по ул.Лермонтова, г.Орел Карачевское шоссе район дома № 50, г. Орел, ул.Михалицына, напротив дома № 83 (район остановки общественного транспорта); г. Орел, ул. Михалицына, район дома №54. К заявлению, помимо заявок были приложены паспорта рекламных мест со всеми необходимыми согласованиями. Письмом от 30.01.2013г. исх.№ 3997/з Управление государственного имущества Орловской области не сообщило об отказе в предоставлении государственной услуги , а просто указало, что направляет в адрес Общества ответ администрации г.Орла о возможности размещения рекламных конструкций на земельных участках местоположением г.Орел, Московское шоссе район дома № 162б, г. Орел, ул. Октябрьская, район дома №44;г. Орел, Кромское шоссе, район дома №6; г. Орел, ул. Металлургов, район дома №4; г. Орел, ул. Московская, район дома №159; г.Орел, Карачевское шоссе, район дома № 48 по ул.Лермонтова, г.Орел Карачевское шоссе район дома № 50, г. Орел, ул.Михалицына, напротив дома № 83 (район остановки общественного транспорта); г. Орел, ул. Михалицына, район дома №54. К письму от 30.01.13г. исх.№ 3997/з Управление приложило письмо администрации г.Орла от 09.01.13г. исх. № 3/15896, в котором сообщалось, что для заключения о возможности установки рекламной конструкции по адресам: Московское шоссе район дома № 162б, Карачевское шоссе район дома № 48 по ул.Лермонтова, Карачевское шоссе район дом № 50 направлены запросы в ГИБДД УВД Орловской области. Размещение рекламной конструкции по ул.Октябрьская д.44 не соответствует проектной документации, согласно которой конструкцию планируется установить по ул.Октябрьской д.46. Для получения заключения УАиГ о возможности установки конструкций по адресам: ул. Московская 159, Кромское шоссе 6, ул. Михалицына 54, ул.Михалицына, напротив дома № 83 (район остановки общественного транспорта), ул. Металлургов 4 необходимо представить документы, указанные в письме УАиГ (копия прилагается).

Ссылаясь на ст. 19 Федерального закона от 13.03.06 г. № 38- ФЗ «О рекламе», п.п.2.1., 2.6, 2.8, 3.1, 3.2, 3.3. Административного регламента предоставления Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области государственной услуги по выполнению полномочий собственника по вопросам установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, в том числе выдачи согласий на присоединение к имуществу рекламных конструкций, проведения торгов (конкурсов, аукционов) на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области-городе Орле, утв. Постановлением Правительства Орловской области от 08.04.2011г. № 108 (действовавший до 16.03.13), заявитель указывает, что причины, указанные Администрацией г.Орла в письме от 09.01.13г. не могут быть признаны обоснованными причинами отказа в предоставлении положительного заключения о возможности установки рекламных конструкций по заявлении ООО «АктиКом». Бездействием Управления и Администрации нарушено право заявителя на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с целью получения дохода от данного вида предпринимательской деятельности.

Управление государственного имущества Орловской области требование не признало, в отзыве, ссылаясь на пункты 5,5.1, 9 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ст.1 Закона Орловской области от 30.06.06 № 603-ОЗ, п.4.17 Положения об Управлении государственного имущества Орловской области, утв.постановлением Правительства Орловской области от 10.05.12г. № 147, пункты 2.1, 2.3-3.6 «Порядка установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области – городе Орле», утв. приказом Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 26.02.10 г. № 329, указало, что в ответе Администрации города Орла от 09.01.13г. №3/15896, по сути, отсутствовало заключение (положительное или отрицательное), Управление уведомило Общество об ответе органа местного самоуправления по вопросу размещения рекламных конструкций письмом от 30.01.2013г. Письмо Управления № 3997/з от 30.01.2013г. носило информационный характер и не содержало отказа в предоставлении государственной услуги, поскольку отсутствовало заключение органа местного самоуправления о возможности размещения рекламных конструкций. Управлением велась непрерывная работа, направленная на получение заключения от администрации города (письма от 14.03.2013г. № 3997/з, от 16.04.2013г. № 3997/з, от 30.04.2013г.), в связи чем требования Общества необоснованные, Управлением не были нарушены положения Административного регламента и Порядка установки и эксплуатации рекламных конструкций.

Кроме того, Управление указало, что 05.06.2013г. получены результаты оценки, на основании которых принято решение о проведении аукциона, в том числе по адресам: Карачевское шоссе района дома №50, Карачевское шоссе район дома № 48 по ул.Лермонтова и Московское шоссе район дома № 162б. Согласно протоколу № 2 от 23.07.2013г. о результатах аукциона, победителями аукционов по данным адресам признаны Антоненко Д.Г. и ООО «Джиэль».

Администрация города Орла требования не признала, в отзыве и дополнениях к нему указала, что из смысла части 12 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» следует, что для рассмотрения заявления о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции орган местного самоуправления городского округа вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции.

В силу части 13 статьи 19 орган местного самоуправления муниципального городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.

Пунктом 2.3 приказа Департамента установлено, что Департамент в двухнедельный срок со дня поступления заявления направляет в администрацию города Орла обращение для определения соответствия установки рекламной конструкции внешнему архитектурному облику сложившейся застройки, а также схеме территориального планирования или генеральному плану г.Орла и подготовки заключения с необходимыми согласованиями с уполномоченными органами и организациями о возможности установки и эксплуатации рекламной конструкции на земельном участке.

Однако Приказом не определены для администрации города Орла состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.

Постановлением администрации города Орла 04.07.2012г. № 2216 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Орла, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций».

Указанный Административный регламент предоставления муниципальной услуги частично применяется администрацией города Орла по аналогии при взаимоотношениях с Управлением государственного имущества Орловской области.

Согласно пункту 2.2.1. Административного регламента предоставления муниципальной услуги предоставление муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Орла, аннулированию таких разрешений осуществляет администрация города Орла при участии Управления архитектуры и градостроительства администрации города Орла, УГИБДД УВД по Орловской области, Управления культуры и архивного дела Орловской области и проектных организаций. Исполнителем услуги является УМИЗ.

Согласно пункту 2.6.1. Административного регламента предоставления муниципальной услуги (в редакции от 04.07.2012г.) для получения разрешения на установку рекламной конструкции заявитель подает заявление в форме заявки установленного образца (приложение N 1 к настоящему Административному регламенту). К заявке прилагаются документы: схема предполагаемого места установки рекламной конструкции в масштабе 1:500 и ситуационный план; эскиз рекламной конструкции; фотография существующего положения градостроительной ситуации; проектное предложение с предполагаемой установкой рекламной конструкции (фотомонтаж).

Управление государственного имущества Орловской области письмом от 29.11.2012 №3997/з представило в администрацию города Орла по пяти местам (Кромское шоссе район дома №6; ул.Московская район дома №159; ул.Металлургов район дома №4; ул.Михалицына район дома №54; ул.Михалицына (напротив дома №83), испрашиваемым ООО «Активные коммуникации» паспорта рекламных мест с 2008г. по 2011г.

В редакции от 04.07.2012г. Административного регламента предоставления муниципальной услуги не была установлена давность изготовления документов, прилагаемых к заявке.

Однако согласно пункту 5.60 Свода правил по инженерно-геодезическим изысканиям для строительства СП 11-104-97 инженерно-топографические планы в масштабах 1:10000, 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, 1:200 должны создаваться в результате топографических съемок или составлением по материалам съемок более крупного масштаба со сроком давности, как правило, не более 2 лет, с учетом требований пп. 5.189 - 5.199.

Кроме того, по смыслу статьи 19 Федерального закона «О рекламе» проверяется наличие (или отсутствие) оснований для отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции именно на момент рассмотрения соответствующего заявления, а не на прошедшее время. Используемые слова в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «существующее положение градостроительной ситуации» и с учетом содержания установленных Федеральным законом «О рекламе» оснований для отказа в выдаче разрешения, представленные документы по дате должны соответствовать дате обращения с заявлением.

При рассмотрении в 2013 г. обращения Управления государственного имущества Орловской области невозможно было сделать заключение по документам, отражающим градостроительную ситуацию 2008г.-2011г., которые представлены ООО «Активные коммуникации».

В этой связи администрация города Орла письмом от 09.01.2013 №3/15896 правомерно сообщила в Управление государственного имущества Орловской области о необходимости обновить сведения о месте размещения рекламных конструкций по пяти указанным выше местам.

В настоящее время Административный регламент предоставления муниципальной услуги изменен постановлением администрации города Орла от 03.06.2013 N 2452, в том числе приведен в соответствие с федеральным законодательством в части давности представляемых документов.

Письмом от 26.12.2012 №8410-2В УАиГ сообщило в УМИЗ по трем рекламным местам (Московское шоссе, района дома №162Б; Карачевское шоссе, район дома №48 по ул.Лермонтова; Карачевское шоссе район дома №50) о возможности установки рекламной конструкции в соответствии с нормами законодательства в сфере архитектуры и градостроительства.

Однако одновременно УАиГ сообщило о необходимости получения согласования с УГИБДД по Орловской области о соответствии проекта рекламной конструкции действующим нормативным актам по безопасности дорожного движения; а также с владельцами инженерных коммуникаций:с ОАО «Ростелеком» (по рекламному месту Московское шоссе, района дома №162Б);с МПП ВКХ «Орелводоканал», ОАО «Ростелеком», ОАО «Орелоблэнерго», трест «Орелгоргаз» (по рекламному месту Карачевское шоссе, район дома №48 по ул.Лермонтова);с МКУ «Управление коммунальным хозяйством города Орла», трест «Орелгоргаз».

Следовательно, и администрация города Орла не могла дать Управлению государственного имущества Орловской области заключение с необходимыми согласованиями с уполномоченными органами и организациями о возможности установки и эксплуатации рекламной конструкции на земельном участке.

Кроме того, ответчик 2 указал, что в предоставленном паспорте рекламного места ул.Октябрьская, район дома №44 допущена ошибка, поскольку в действительности на схеме дом, около которого запланировано место размещения рекламной конструкции имеет номер 46.

Заслушав доводы сторон, рассмотрев представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Активные Коммуникации» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1075752005724.

16.11.2012г. ООО «АктиКом» обратилось в Управление государственного имущества Орловской области с письмом от 15.11.2012г. исх.№ 271, содержащим Заявку на оказание государственной услуги по инициации аукциона на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Орловской области-городе Орле по следующим адресам : Московское шоссе район дома № 162б, ул. Октябрьская, район дома №44; Кромское шоссе, район дома №6; ул. Металлургов, район дома №4; г. ул. Московская, район дома №159; г. Орел, Карачевское шоссе д.48 по ул.Лермонтова, Карачевское шоссе район дома № 50, ул.Михалицына, напротив дома № 83 (район остановки общественного транспорта); ул. Михалицына, район дома №54 К письму прилагались заявки на размещение средств наружной рекламы, паспорта рекламных мест по вышеуказанным адресам (9 шт.), сведения о положении лица в сфере распространения наружной рекламы на территории города Орла.(т.1, л.д.18-57).

Указанные документы письмом от 29.11.2012 № 3997/з направлены Управлением государственного имущества Орловской области в Администрацию города Орла для полготовки заключения о возможности установки и эксплуатации рекламных конструкций по вышеуказанным адресам (т.2, л.д.14-44).

Письмом от 30.01.2013г. исх.№ 3997 ( направлено в адрес заявителя 15.02.2013г.) Управление государственного имущества сообщило о направлении в адрес заявителя ответа администрации города Орла о возможности размещения рекламных конструкций на земельных участках местоположением в г.Орле: Московское шоссе район дома № 162б, ул. Октябрьская, район дома №44; Кромское шоссе, район дома №6; ул. Металлургов, район дома №4; г. ул. Московская, район дома №159; г. Орел, Карачевское шоссе д.48 по ул.Лермонтова, Карачевское шоссе район дома № 50, ул.Михалицына, напротив дома № 83 (район остановки общественного транспорта); ул. Михалицына, район дома №54 (т.1, л.д.14-15).

Из письма администрации г.Орла в адрес Управления государственного имущества Орловской области от 09.01.2013г. следует, что обращение Управления от 29.11.2012г. № 3997/з рассмотрено Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Орла. Для заключения о возможности установки конструкций по адресам: Московское шоссе 162б, Карачевское шоссе район дома № 48 и д.50 направлены запросы в ГИБДД УВД Орловской области. Размещение рекламной конструкции по ул. Октябрьской д.44 не соответствует проектной документации, согласно которой конструкцию планируется установить по ул.Октябрьской д.46. Для получения заключения УАиГ о возможности установки конструкций по другим адресам необходимо представить документы, указанные в письме УАиГ (т.1, л.д.16).

Из письма Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Орла следует, что размещение рекламных конструкций по адресам Московское шоссе д.162б, Карачевское шоссе д.№50 и район дома № 48 по ул. Лермонтова размещение рекламных конструкций возможно, необходимо согласовать с УГИБДД УВД по Орловской области , по другим адресам невозможно дать заключение о возможности (невозможности) размещения рекламных конструкций в связи с давностью рассмотрения. Адрес в паспорте рекламного места на титульном листе и листе согласования Октябрьская д.44 не соответствует проектной документации, согласно которой значится Октябрьская д.46 (т.2, л.д.46-48).

14.03.2013г. Управление государственного имущества Орловской области повторно обратилось в Администрацию города Орла о рассмотрении вопроса размещения рекламных конструкций на земельных участках местоположением (с учетом разграничения государственной собственности на землю): Московское шоссе район дома № 162б, ул. Октябрьская, район дома №44; Кромское шоссе, район дома №6; ул. Металлургов, район дома №4; г. ул. Московская, район дома №159; г. Орел, Карачевское шоссе д.48 по ул.Лермонтова, Карачевское шоссе район дома № 50, ул.Михалицына, напротив дома № 83 (район остановки общественного транспорта); ул. Михалицына, район дома №54. Одновременно Управлением указывалось, что обращение от 29.11.2012г. № 3997/з не рассмотрено по существу, ответ носит формальный характер. Истребование дополнительных документов согласно письму Управления архитектуры и градостроительства администрации города Орла, находящихся в их владении, Управление считает недопустимым.(т.2, л.д.50)

Письмом от 05.04.2013г. Администрация г.Орла сообщила Управлению государственного имущества Орловской области о возможности размещения рекламных конструкций по адресам Московское шоссе д.162б, Карачевское шоссе д.№50 и район дома № 48 по ул. Лермонтова размещение рекламных конструкций и необходимости получения заключения ГИБДД УВД по Орловской области. При этом Администрация указала, что обращает внимание Управления на то, что документы, которые необходимо предоставлять в администрацию г.Орла для принятия решения о выдаче разрешения (или отказе в выдаче), перечислены в административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Орла, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний и демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций».Если Управлением государственного имущества Орловской области (или заявителем) такие документы не представлены, администрация г.Орла не может дать заключение о возможности (или невозможности) установки конструкции.(т.2, л.д.51).

Письмом от 16.04.2013г. Управление государственного имущества Орловской области уведомило заявителя о вышеуказанной позиции администрации г.Орла.(т.2, л.д.53).

Как следует из материалов дела, 30.04.2013г. Управление государственного имущества Орловской области вновь обратилось в администрацию г.Орла с письмом, в котором просит рассмотреть по существу вопрос размещения рекламных конструкций на земельных участках в г.Орле местоположением: ул.Октябрьская д.44, Кромское шоссе район д.6, ул.Металлургов район д.4, ул.Московская район д.159, ул.Михалицына напротив д.83 (район остановки общественного транспорта) и район д.54 с учетом разграничения государственной собственности на землю.

При этом Управление указало, что повторные результаты рассмотрения, изложенные в письме администрации г.Орла от 05.04.2013г. № 3/3477, носят формальный характер и не позволяют Управлению в рамках предоставленных полномочий осуществить действия по предоставлению государственной услуги в сфере распространения наружной рекламы. (т.2, л.д.54).

Считая бездействие Администрации г.Орла и бездействие Управления государственного имущества Орловской области незаконными, ООО «АктиКом» 17.04.2013г. обратилось в Арбитражный суд Орловской области с настоящим заявлением.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, доводы сторон, арбитражный суд считает заявленные требования обоснованными по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от 13.03.06г. №38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

В соответствии с ч.5 ст.19 Федерального закона от 13.03.06г. №38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах. (ч.5.1 ст.19 Федерального закона от 13.03.06г. №38-ФЗ).

В силу ч.5.6 ст.19 Федерального закона от 13.03.06г. №38-ФЗ «О рекламе» аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Частью 5.8 ст.19 Федерального закона от 13.03.06г. №38-ФЗ «О рекламе» установлено, что Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно ч.9 ст.19 Федерального закона от 13.03.06г. №38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным. (ч.14 ст.19 Федерального закона от 13.03.06г. №38-ФЗ).

Согласно ч.15 ст.19 Федерального закона от 13.03.06г. №38-ФЗ «О рекламе» решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:

1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);

3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;

5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;

6) нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, расположение спорных рекламных конструкций планировалось на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно ст. 1 Закона Орловской области от 30.06.06 г. № 603-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле осуществляется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере управления государственным имуществом.

Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле устанавливается Правительством Орловской области.

Согласно п.4.17 Постановления Правительства Орловской области от 10.05.2012 N 147 "Об утверждении Положения об Управлении государственного имущества Орловской области" Управление государственного имущества Орловской области ( правопреемник Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области) распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле.

Пунктом 4.19 Положения установлено, что Управление государственного имущества Орловской области выполняет полномочия собственника по вопросам установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, в том числе подготавливает согласие на присоединение к имуществу рекламной конструкции, обеспечивает проведение торгов (конкурсов, аукционов) на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, подготавливает проекты договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле.

Приказом Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 26.02.10 г. № 329 был утвержден «Порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Орловской области –городе Орле» (т.2 л.д.56-58) (далее-Порядок)

Пунктами 1.3-1.5 Порядка установлено, что Департамент по вопросам установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле выдает согласие на присоединение к имуществу - земельному участку рекламной конструкции; организует проведение торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках; заключает договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках.

Установка и эксплуатация рекламных конструкций на земельных участках осуществляется владельцем по договору с Департаментом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках осуществляется на основе торгов в форме аукциона, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. 2.1-2.5 Порядка владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию пли правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником (далее -заявитель) обращается в Департамент с заявлением об установке и эксплуатации рекламной конструкции на земельном участке.

К заявлению об установке и эксплуатации рекламной конструкции заявитель прилагает следующие документы:

данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического липа в качестве индивидуального предпринимателя;

копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель;

схема предполагаемого места установки рекламной конструкции в масштабе 1:500 и ситуационный план;

эскиз рекламной конструкции:

фотография существующего положения градостроительной ситуации;

проектное предложение с предполагаемой установкой рекламной конструкции (фотомонтаж);

сведения о положении лица в сфере распространения наружной рекламы на территории города Орла.

Департамент в двухнедельный срок со дня поступления заявления направляет в Администрацию Орла обращение для определения соответствия установки рекламной конструкции внешнему архитектурному облику сложившейся застройки, а также схеме территориального планирования или генеральному плану г. Орла и подготовки заключения с необходимыми согласованиями с уполномоченными органами и организациям и о возможности установки и эксплуатации рекламной конструкции.

По результатам рассмотрения представленного заключения администрации города Орла и отчета независимого оценщика об оценке годовой платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, Департамент принимает решение о проведении Аукциона.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, на момент обращения ООО «АктиКом» и вплоть до 16.03.2013г. действовал Административный регламент предоставления Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области государственной услуги по выполнению полномочий собственника по вопросам установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, в том числе выдачи согласий на присоединение к имуществу рекламных конструкций, проведения торгов (конкурсов, аукционов) на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле, утв. Постановление Правительства Орловской области от 08.04.2011 N 108, (далее- Административный регламент) которым был установлен порядок предоставления государственной услуги по выполнению полномочий собственника по вопросам установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, в том числе выдачи согласий на присоединение к имуществу рекламных конструкций, проведения торгов (конкурсов, аукционов) на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле и стандарт предоставления государственной услуги.

Пунктом 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги. В частности, для предоставления государственной услуги Заявитель представляет в Департамент:

1) заявление на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле;

2) копию паспорта физического лица либо копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя Заявителя, если с заявлением обращается представитель;

4) схему предполагаемого места установки рекламной конструкции в масштабе 1:500 и ситуационный план;

5) эскиз рекламной конструкции;

6) фотографию существующего положения градостроительной ситуации;

7) проектное предложение с предполагаемой установкой рекламной конструкции (фотомонтаж);

8) сведения о положении Заявителя в сфере распространения наружной рекламы на территории города Орла.

Пунктом 2.8 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. В предоставлении государственной услуги может быть отказано в случаях:

установления факта несоответствия представленных документов перечню документов, определенному пунктом 2.6 настоящего административного регламента;

поступления в Департамент заявления Заявителя об отзыве заявления о предоставлении Заявителю государственной услуги;

установления факта, что земельный участок не относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле;

поступления в Департамент отрицательного заключения органа местного самоуправления о месте установки рекламной конструкции.

Согласно п.3.1 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

прием и регистрация заявления на предоставление государственной услуги - 2 дня;

рассмотрение заявления Заявителя и приложенных к нему документов или подготовка отказа в предоставлении государственной услуги - 40 дней;

принятие решения Департамента о проведении торгов (конкурса, аукциона) на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, проведение торгов - 60 дней;

заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке - 20 дней.

Согласно п.3.3-3.5 Административного регламента Должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, определяет сотрудника, ответственного за подготовку и выдачу результата предоставления государственной услуги или отказа в предоставлении государственной услуги.

Сотрудник в течение 10 рабочих дней проверяет комплектность и соответствие представленных документов перечню документов, указанных в пункте 2.6 настоящего административного регламента.

В случае установления факта несоответствия представленных документов установленным требованиям, сотрудник, ответственный за подготовку и выдачу результата предоставления государственной услуги или отказа в предоставлении государственной услуги, в письменной форме в течение 10 дней с момента получения такого заключения направляет Заявителю отказ в предоставлении государственной услуги с обоснованием такого отказа.

Департамент в двухнедельный срок со дня поступления заявления направляет в администрацию города Орла обращение для определения соответствия установки рекламной конструкции внешнему архитектурному облику сложившейся застройки, а также схеме территориального планирования или генеральному плану города Орла и подготовки заключения с необходимыми согласованиями с уполномоченными органами и организациями о возможности установки и эксплуатации рекламной конструкции на земельном участке.

В случае поступления в Департамент отрицательного заключения о месте установки рекламной конструкции, сотрудник, ответственный за подготовку и выдачу результата предоставления государственной услуги или отказа в предоставлении государственной услуги, в письменной форме в течение 10 дней направляет Заявителю отказ в предоставлении государственной услуги с обоснованием такого отказа.

При поступлении от органа местного самоуправления положительного заключения о месте установки рекламной конструкции сотрудник, ответственный за подготовку результата предоставления государственной услуги или отказа в предоставлении государственной услуги, готовит проект решения Департамента о проведении торгов (конкурса, аукциона) на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Проведение торгов (конкурса, аукциона) осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Результатом предоставления государственной услуги является заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по итогам торгов (конкурса, аукциона) в течение 20 дней с момента подписания протокола об итогах торгов (конкурса, аукциона).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, заявителем обжалуется бездействие Управления государственного имущества Орловской области по непредставлению ООО «Активные коммуникации» государственной услуги - выполнения полномочий собственника по вопросам установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках по адресам: г. Орел, ул. Октябрьская, район дома №44; г. Орел, Кромское шоссе, район дома №6; г. Орел, ул. Металлургов, район дома №4; г. Орел, ул. Московская, район дома №159; г. Орел, ул.Михалицына, напротив дома № 83 (район остановки общественного транспорта); г. Орел, ул. Михалицына. район дома №54, в том числе, в виде выдачи согласий на присоединение к имуществу рекламных конструкций, проведения торгов (конкурсов, аукционов) на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле, по заявлению ООО «Активные коммуникации» от 16 ноября 2012 года, а также бездействие Администрации города Орла по несогласованию размещения рекламных конструкций на земельных участках по адресам: г. Орел. ул. Октябрьская, район дома №44; г. Орел, Кромское шоссе, район дома №6; г. Орел, ул. Металлургов, район дома №4; г. Орел. ул. Московская, район дома №159; г. Орел, ул.Михалицына, напротив дома № 83 (район остановки общественного транспорта); г. Орел, ул. Михалицына, район дома №54, по заявлению ООО «Активные коммуникации» от 16 ноября 2013 года.
  В п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Таким образом, заявителем правильно избран способ защиты нарушенного права, поскольку ответчиками не представлено доказательств рассмотрения обращения заявителя от 15.11.2012г. исх.№271, поступившего в Управление государственного имущества Орловской области 16.11.2012г.

Поскольку Административным регламентом устанавливались четкие сроки для всей административной процедуры предоставления государственной услуги, нерассмотрение заявления ООО «АктиКом» и приложенных к нему документов в срок более 40 дней (при подготовке отказа в предоставлении государственной услуги) и более 60 дней (в случае принятия решения о проведении торгов) является бездействием, нарушающим вышеизложенные требования Закона и права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Письма ответчиков от 31.01.13 г. и от 09.01.13г. не могут расцениваться в качестве надлежащих доказательств по делу, поскольку не предусмотрены Порядком установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле, утвержденным приказом Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 26.02.2010г. №329,и не содержат мотивированного отказа (либо согласия) на заявление Общества от 16.11.12г.

Довод ответчика 2 о том, что заявителем представлен ненадлежащий пакет документов, опровергается материалами дела, поскольку в течение 10 дней после подачи документов отказа в предоставлении государственной услуги по мотиву некомплектности документов не было. Более того, Управление неоднократно указывало Администрации на то, что ее замечания носят формальный характер и требование о предоставлении дополнительных документов не основаны на Законе.(т.2, л.д.2, 50,54).

Письма должностных лиц администрации города Орла, направленные в Управление, не могут считаться заключением по указанным обращениям, так как не содержат прямых выводов и ответов на запрос государственного органа исполнительной власти, не мотивированы и документально не подтверждены изложенные в них сведения.

При этом Управлением не было принято никаких мер, направленных на понуждение Администрации к выполнению обязанностей, предусмотренных Административным регламентом, в том числе в судебном порядке. Отказа в предоставлении государственной услуги также не последовало, несмотря на истечение всех сроков рассмотрения заявления ООО «АктиКом».

Довод Администрации о том, что по спорным адресам уже ранее были выданы разрешения на установку рекламных конструкций иным лицам, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. При этом ответчиками определение суда от 20.09.2013г. в указанной части не исполнено.

Ссылку Администрации на Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Орла, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций», утв. Постановлением администрации города Орла 04.07.2012г. № 2216, арбитражный суд не принимает, поскольку указанным документом регулируется муниципальная услуга- выдача разрешений на установку рекламных конструкций, в то время как предметом настоящего спора является предоставление государственной услуги и бездействие Администрации по невыдаче в установленный срок заключения о возможности установки рекламной конструкции.

Ссылку Администрации г.Орла на письма УАиГ , арбитражный суд не принимает, поскольку оно не является уполномоченным органом, применительно к Порядку установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле, утвержденным приказом Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 26.02.2010г. №329.

Поскольку заявителем уточнены требования, и в отношении установки рекламных конструкций по адресам: Московское шоссе 162 б, Карачевское шоссе район дома № 48 по ул.Лермонтова и Карачевское шоссе требования исключены, арбитражный суд не дает оценку действий ответчиков по указанным адресам.

В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

С учетом всех обстоятельств дела, предмета настоящего спора и положений, установленных Порядком установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле, утвержденным приказом Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 26.02.2010г. №329, арбитражный суд считает, что устранение допущенных нарушений прав и законных интересов ООО «АктиКом» в порядке, предлагаемом заявителем, противоречит данной норме и не применимо в рассматриваемом случае. Арбитражный суд не может подменять собой деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, обязывая Администрацию принять решение о выдаче положительного заключения о размещении спорных рекламных конструкций, а Управление- заключить договор на установку рекламной конструкции, в данном случае суд может только обязать совершить действия, установленные Законом, по рассмотрению обращения ООО «АктиКом».

Согласно ч.5 ст.170 АПК РФ резолютивная часть решения должна содержать указание на распределение между сторонами судебных расходов.

В соответствии со ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

При обращении в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу, ООО «АктиКом» уплатило государственную пошлину в сумме
 4 000 руб.

В п.5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007г. №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ» (в редакции Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.05.2010г. №139) указано, что «В силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.

Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ)».

Таким образом, уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с Администрации г.Орла и Управления государственного имущества Орловской области как сторон по делу в равных долях.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Управления государственного имущества Орловской области по непредставлению ООО «Активные Коммуникации» государственной услуги - выполнения полномочий собственника по вопросу установки и эксплуатации рекламных конструкций по заявлению ООО «Активные Коммуникации» от 15.11.2012г. исх.№271, поступившему в Управление государственного имущества Орловской области 16.11.2012г.

Признать незаконным бездействие Администрации города Орла по невыдаче заключения о возможности установки и эксплуатации рекламных конструкций по заявлению ООО «Активные Коммуникации» от 15.11.2012г. исх.№271, поступившему 16.11.2012г.

Обязать Управление государственного имущества Орловской области и Администрацию города Орла в месячный срок после вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Активные Коммуникации» путем проведения мероприятий, установленных Порядком установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле, утвержденным приказом Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 26.02.2010г. №329, по заявлению ООО «Активные Коммуникации» от 15.11.2012г. исх. №271, поступившему 16.11.2012г., в отношении земельных участков по адресам: г. Орел Кромское шоссе д.6; г. Орел ул. Металлургов д.4; г. Орел ул. Московская д.159; г. Орел ул.Михалицына д.54 и д.83 (район остановки общественного транспорта); г. Орел ул. Октябрьская д.44.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Администрации города Орла в пользу ООО «Активные Коммуникации» 2 000 руб. расходов по госпошлине.

Взыскать с Управления государственного имущества Орловской области в пользу ООО «Активные Коммуникации» 2 000 руб. расходов по госпошлине.

Исполнительные листы выдать заявителю после вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.

Судья Т.И. Капишникова