ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-1164/15 от 01.06.2015 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Орел

        Резолютивная часть решения объявлена 01.06.2015  Полный текст решения изготовлен   03.06.2015.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи  А.А. Жернова при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания   Е. Г. Филимоновой рассмотрев в  открытом судебном заседании дело по    заявлению    открытого  акционерного  общества  «Промцеолит»:  Орловская область,  пгт. Хотынец,  ул. Школьная,  д. 15,  (ОГРН   1025701856058)  к   Межрайонной ИФНС  России №8  по Орловской области:    г. Орел,    ул. Герцена, д.20,  (ОГРН    1125742000010) о    признании частично недействительным    решения   от 12.12.2014 №24.   

при участии в деле:

от заявителя

-

представитель  Панкратов  В.В.  (  доверенность   от 07.04.2015),

от ответчика

-

Ведущий специалист – эксперт  правового  отдела  Рыданская  О.Г. (  доверенность от 24.02.2015  № 03-05/01419)

установил:

            дело слушалось 28.05.2015  в порядке, установленном  ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( далее- АПК РФ) в судебном  заседании объявлялся перерыв до  01.06.2015  до  10 час.  30 мин.  

Открытое акционерное общество  «Промцеолит» (далее – заявитель,  Общество.  ООО «Промцелит» ) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к   Межрайонной ИФНС  России №8  по Орловской области  ( далее- ответчик,    Инспекция, налоговый орган)  о  признании недействительным  решения   от 12.12.2014 № 24 «  о привлечении   налогоплательщика  к налоговой ответственности».

          В    судебном заседании 06.05.2015  заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( далее -АПК РФ)  уточнил  требования и  просил  признать недействительным пп.   1 п. 2  решения   от 12.12.2014 № 24 «   о привлечении   налогоплательщика  к налоговой ответственности» в части привлечения    ОАО «Промцеолит» к налоговой ответственности  по ст. 123  НК РФ,  и уменьшить  сумму взыскиваемой налоговой санкции  до   149 540,60   руб. (заявление об  уточнении   от  06.05.2015,   л.д   87).

       Судом уточнение требований принято в порядке  ст. 49 АПК РФ, поскольку это не противоречит действующему законодательству и не нарушает права других лиц.

             При рассмотрении дела суд исходит из уточненных требований.

             Заявитель,  обосновывая заявленное требование, просил   учесть в качестве смягчающего   вину обстоятельства  тяжелое финансовое положение  предприятия, поскольку   налоговый орган  в оспариваемом решении    не учел в полной мере    финансовой сложности ОАО «Промцеалит». Помимо этого, заявитель указал, что налоговым  органом неправомерно   применены    отягчающие обстоятельства, поскольку с момента   предыдущего  привлечения   Общества к налоговой   ответственности   прошло  более года.

            Ответчик требование заявителя  не признал,  в письменном отзыве указал, что  доводы Общества    о  признании  совершенного  правонарушения,  отсутствии умысла  в совершении   налогового правонарушения,  о  несоразмерности  штрафных санкций  последствиям    совершенного правонарушения, тяжелое  финансовое положение  и добросовестность  Общества   были учтены и оценены  им   при принятии решения    от 12.12.2014 №24 как смягчающие вину обстоятельства, в связи с чем    исчисленный размер   штрафных санкций    был снижен   в  2 раза по сравнению с размером, установленным  ст.  123 НК РФ.  По  мнению налогового органа, оснований для снижения    санкций    в большем   размере, как  этого  требует заявитель  не имелось. Снижение   суммы    налоговых санкций    в 2 раза, с учетом  степени  общественной    вредности  совершенного Обществом     правонарушения   соответствует   принципу справедливости   и соразмерности наказания.

           Относительно отягчающего  вину обстоятельства,  налоговый орган  указал, что   правонарушение  вмененное  ОАО «Промцеалит»   в оспариваемом решении, совершено  им   в период  с 13.05.2012 по   16.07.2013, а значит в течение  12 - ти  месяцев  с момента  вступления в силу   решения  Инспекции  от 26.06.2012  №17, что  является  отягчающим вину обстоятельством.

               Заслушав  доводы сторон, исследовав  представленные по делу доказательства, арбитражный  суд считает требование заявителя обоснованным  и подлежащим   удовлетворению,  по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что налоговым органом   по вопросам  правильности исчисления  и своевременности   уплаты   всех  видов    налогов  и сборов (  за исключением   налога на доходы    физических  лиц) за период   с 01.01.2012 по   31.12.2013 , правильности   исчисления , удержания и перечисления  в бюджет    налога  на  доходы физических  лиц  за период  с 13.05.2012  по  13.10.2014,  проведена выездная налоговая проверка.

         По результатам проверки составлен акт  выездной  налоговой проверки Общества  от 10.11.2014 №  22.

         Решением от  12.12.2014    №24    «о привлечении  к ответственности  за совершение  налогового правонарушения»:

         - Обществу  доначислены    суммы  неуплаченных налогов: НДФЛ    за период с 13.05.2012 по   13.10.2104   в сумме    988 285 руб.,

         - Общество    привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной  ст. 123 НК РФ за неправомерное  неудержание  и ( или)  неперечисление   ( неполное   удержание и (или)  перечисление )  в установленный срок сумм налога, подлежащего   удержанию и перечислению  налоговым агентом,  в виде штрафа  в размере  747 703 руб.;

          - Обществу по состоянию на   12.12.2014 были начислены   пени   в общей сумме  988 285 руб.

           ОАО «Промцеолит», не согласившись с решением налогового органа,   обжаловало его  УФНС России по Орловской области и просило   отменить      решение   от  12.12.2014 №24 полностью  и принять    по делу   новое решение, исключив   применение отягчающих  обстоятельств  и снизив   размер   взыскиваемых   налоговых    санкций в 5 раз.

            Решением  УФНС России по Орловской области от 12.02.2015  №  13   решение налогового органа  от  12.12.2014   №24 оставлено без изменения,  а апелляционная жалоба Общества без  удовлетворения.

           В связи с чем,  Общество   обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.           

          ОАО «Промцеолит» не заявляло доводов относительно нарушения процедуры привлечения к налоговой ответственности,  правильности исчисления размера штрафа  и  факта совершения вмененного   налогового правонарушения.

При этом,  заявитель просил учесть в качестве смягчающих  вину обстоятельств тяжелое финансовое положение  на предприятии.

  Согласно п.1 ст.108 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее-  НК РФ) никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

 Пунктом 1 статьи 10 НК РФ предусмотрено, что порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 НК РФ.

В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

  Пунктом 1  статьи 110 НК РФ установлено, что виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. 

         В соответствии с подпунктом  4 пункта  5 статьи 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

          Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении N 14-П от 12.05.1998, меры взыскания за налоговое правонарушение должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.

           В соответствии с пунктами 1,2 статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение налогового правонарушения являются налоговые санкции, установленные и применяемые в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.

 Пункт 3 статьи 114 НК РФ предусматривает возможность снижения размера штрафов, налагаемых за совершение налоговых правонарушений, в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК  РФ.

Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что указанной нормой установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции. При наличии соответствующих смягчающих обстоятельств суд может уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

В подпунктах 1-2.1 пункта 1 статьи 112 НК РФ перечислены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Таковыми признаются: совершение правонарушения вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Однако этот перечень не является исчерпывающим, что следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ. Согласно названной норме права обстоятельства могут быть признаны смягчающими ответственность судом или налоговым органом, рассматривающим дело.

По смыслу части 4 статьи 200 АПК  РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, суд при рассмотрении дел, связанных с проверкой законности и обоснованности решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе дела о признании такого решения недействительным, проверяет соблюдение налоговым органом требований статьи 112 НК  РФ при определении размера налоговых санкций, подлежащих применению к налогоплательщику.

Исходя из положений подпункта 3 пункта 1 и пункта 4 статьи 112 НК РФ, суд вправе признать недействительным решение налогового органа в части необоснованно (без учета имеющихся смягчающих ответственность налогоплательщика обстоятельств) наложенных санкций.

 Таким образом, право оценивать размер снижения штрафа принадлежит как налоговому органу, выносящему решение о привлечении к налоговой ответственности, так и суду в случае рассмотрения заявления об оспаривании решения налогового органа.

Суд, руководствуясь статьей 71 АПК РФ, определяет меру ответственности за конкретное налоговое правонарушение на основании объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые оценивает по своему внутреннему убеждению.

При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации и статьи 3 НК РФ требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

        Из изложенных правовых норм следует, что установление смягчающих ответственность налогоплательщика обстоятельств при применении налоговой ответственности является обязанностью, а не правом налогового органа в силу прямого указания закона. Такая же обязанность лежит на суде, рассматривающем заявление об оспаривании решения налогового органа. Соответственно и право уменьшить размер штрафа при наличии смягчающих ответственность обстоятельств представлено как налоговому органу при производстве по делу о налоговом правонарушении, так и суду при рассмотрении дела об оспаривании решения, принятого по результатам рассмотрения вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 1069-О-О, законодатель, предусматривая ответственность за совершение налоговых правонарушений, должен исходить из конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности, соразмерности устанавливаемой ответственности конституционно значимым целям (статья 19, часть 1; статья 55, части 2 и 3, Конституции Российской Федерации).

           Из  оспариваемого решения   следует, что налоговый орган  при его принятии  учел в качестве    смягчающих вину  обстоятельств:    тяжелое  финансовое    положение Общества и признание налогоплательщиком   вины в совершении  правонарушения и уменьшил     с учетом указанных смягчающих вину обстоятельств штрафные санкции в 2 раза (  л.д.  13)

Заявитель  оспаривая решение  от 12.12.2014 №24  указал, что  налоговый орган  в оспариваемом решении    не учел в полной мере    финансовой сложности ОАО «Промцеалит» и  необоснованно  уменьшил   штрафные санкции     в минимальном размере в 2 раза.

    В подтверждения довода  о тяжелом финансовом положении Общества, заявителем представлены   бухгалтерские  балансы  за 2013,2014  годы, из которых следует, что   убыток  за 2013  год составил  490 000 руб., за  2014 год   - 4 912 000 руб.  Из  бухгалтерского баланса   за 2013 год следует, что  у Общества так же имеется  кредиторская  задолженность   на отчетную дату отчетного периода      24 729 000 руб.,   на 31 декабря  предыдущего года     11 331 000 руб. и   на 31 декабря   года предшествующего  предыдущему    10 595 000 руб.,  в то  время как чистая прибыль  Общества имеет  отрицательный показатель.   Из  бухгалтерского баланса   за  2014 год  также  следует, что  у Общества имеется кредиторская  задолженность    на отчетную дату отчетного периода      28 469 000 руб.,   на 31 декабря  предыдущего года     24 729 000 руб., и на 31 декабря   года предшествующего  предыдущему    11 331 000 руб. в то  время как чистая прибыль  Общества имеет  отрицательный показатель.

          Также в  подтверждение тяжелого  финансового положения   заявителем   в материалы дела представлены  расшифровки    статьи кредиторская задолженность, оборотно - сальдовые ведомости  по  счетам , 66,67, 70,

         Арбитражный суд при рассмотрении спора выяснил, что у Общества после принятия оспариваемого решения появились факторы, свидетельствующие об ухудшении финансового состояния налогоплательщика по сравнению с тем, которое существовало на момент принятия оспариваемого решения, в том числе,  заявителем представлены:

             -     кредитный договор    №  13РО-Ю/2015 от 17.02.2015, заключенный   ЗАО Коммерческий банк  «Универсальные   финансы»  и ОАО «Промцеолит», в соответствии с условиями которого  Банк   предоставил  Обществу    кредит   в размере  10 000 000 руб.   Выплата начисленных процентов а пользование кредитом  производится   ежемесячно  по  28- числам  месяца, а также в конце срока  кредитования  вместе  с окончательным  полным  погашением  суммы основного долга. Первый срок   для уплаты  процентов   -  в день  выдачи  первого  транша, при этом   уплата  процентов  производится   за 31   календарный день   с даты   выдачи кредитов.  В случае если в установленные  текущая задолженность  по  кредиту, включая сумму осинового  долга по кредиту  и /или    проценты  за кредит,  и/или   любые виды  комиссий, указанная задолженность будет считаться  просроченной.   В таком случае  Банк имеет   право   начислять пеню  в размере  удвоенной ставки  рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату образования просроченной  задолженности:

          - договор займа  от 09.02.105 №  3/Ц заключенный Обществом   с ООО «ЦеоТрейдРесурс», в соответствие с котором   заявителю    предоставлен   займ   в размере   1 100 000 руб.  сроком   до 08.02.2016.

         Согласно  штатного  расписания   ОАО «Промцеолит»    количество  штатных единиц работников Общества составляет – 141 с общим фондом оплаты  2  327 926  руб.

         Таким образом,  взыскание суммы штрафа, указанной в решении  от 12.12.2014 № 24 может повлечь наступление негативных последствий  для Общества  его работников.

      Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при наличии соответствующих смягчающих обстоятельств суд может уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

     Учитывая положение данного пункта Постановления, принимая во внимание  дополнительно представленные  Обществом доказательства в обоснование   довода о тяжелом финансовом положении, а также учитывая, что законодательство не ограничивает установление наличия смягчающих обстоятельств только моментом совершения правонарушения или моментом принятия решения о привлечении к налоговой ответственности налоговым органом, арбитражный суд  оценивает в качестве такового тяжелое финансовое положение  на предприятии.

        Из текста оспариваемого  решения следует, что налоговым органом не проводился должном  образом анализ финансового положения Общества и того, каким образом оно могло повлиять на неисполнение Обществом как налоговым агентом своей обязанности по перечислению в бюджет удержанного налога на доходы физических лиц, равно как и того, какие последствия для финансово-хозяйственной деятельности Общества повлечет уплата доначисленной суммы штрафа в полном объеме. В данном решении  отражены только  доводы ОАО «Промцеолит», изложенные в ходатайстве   о снижении  штрафных санкций.

       Арбитражный суд,  при рассмотрении дела,   учитывает  тяжелое финансовое положение Общества, взыскиваемый размер  штрафа-  747 703 руб., а также то, что   взыскание штрафа  носит  не восстановительный, а карательный  характер и является наказанием   за налоговое правонарушение и что снижение суммы штрафа не несет за собой ущерба бюджету, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, Определении от 04.07.2002 N 202-О, компенсацией потерь бюджета в связи с несвоевременной уплатой в бюджет налогов является пеня, которая представляет собой дополнительный и обязательный платеж в бюджет.

             При этом, арбитражный суд, считает необходимым отметить, что мера ответственности не должна переходить из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы.

         Исходя из принципов справедливости и соразмерности при назначении наказания, необходимости дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, арбитражный суд считает несоразмерным размер штрафа тяжести и характеру совершенного правонарушения, и считает возможным уменьшить его в 5 раз,  в связи с чем, оспариваемое решение следует признать недействительным в части  привлечения    ОАО «Промцеолит» к налоговой ответственности за совершение   налогового правонарушения, предусмотренного  ст. 123  НК РФ, в виде  штрафа в размере   598162,40 руб.

 Аналогичная позиция изложена в постановлении  Девятнадцатого  арбитражного  апелляционного суда от 07.04.2015  по делу № А64- 4167/2014.

          Ссылка Инспекции на то, что смягчающие ответственность обстоятельства (тяжелое положение) уже были учтены налоговым органом, и поэтому суд не вправе на этих же обстоятельствах снижать штраф, не принимается арбитражным  судом, поскольку в материалы  дела заявителем  представлены новые доказательства, характеризующие тяжелое финансовое положение должника,  ссылка на которые отсутствует в оспариваемом решении.

            При этом, довод заявителя  о неправомерном   применении налоговым  органом   отягчающих вину обстоятельств не принят   арбитражным судом как несостоятельный,

           Под повторностью в смысле ст. 112  НК РФ подразумевается не повторность принятия налоговым органом решения о привлечении к ответственности, а повторность факта совершения правонарушения. Следовательно, вменяемое налогоплательщику правонарушение будет являться повторным при условии, если налогоплательщик в течение года до его совершения привлекался к налоговой ответственности за аналогичное правонарушение.

          В данном случае ОАО «Промцеолит» решением Инспекции от 26.06.2012г. №17. вступившим в силу 17.07.2012 , было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения по ст. 123 НК РФ. Правонарушение, вменяемое ОАО «Промцеолит» в оспариваемом решении инспекции от 12.12.2014г № 24, совершено им в периоде 13.05.2012  по 16.07.2013  то есть в течение 12-ти месяцев с момента вступления в силу решения инспекции № 17 от 26.06.2012 (17.07.2012).

На данный порядок исчисления срока для определения повторности указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2010 N 1400/10.

  В соответствии с ч.5 ст.170 АПК РФ резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, указание на распределение между сторонами судебных расходов, срок и порядок обжалования решения.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на ответчика в силу ст. 110 АПК РФ.

 На основании изложенного и        руководствуясь ст. ст. 110, 167-170,  176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                          РЕШИЛ:

признать недействительным пункт  2 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Орловской области от  12.12.2014  №24   о привлечении  к   ответственности   за совершение  налогового   правонарушения,  в части    привлечения    ОАО «Промцеолит» к налоговой ответственности за совершение   налогового правонарушения, предусмотренного  ст. 123  НК РФ, в виде  штрафа в размере   598162,40 руб.

           Взыскать    с Межрайонной ИФНС  России №8  по Орловской области:  302030,  г.Орел,    ул. Герцена, д.20,  (ОГРН    1125742000010) в пользу открытого  акционерного  общества  «Промцеолит»:  Орловская область,  пгт. Хотынец,  ул. Школьная,  д. 15,  (ОГРН   1025701856058) в возмещение расходов по  уплате  государственной пошлины 3 000 руб.

           Исполнительный лист  выдать после вступления  решения в законную силу.

           На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный  суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия.

            Судья                                                                        А.А. Жернов