АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Орел
«28» мая 2012 года Дело №А48-1210/2012
Резолютивная часть решения объявлена «21» мая 2012 года
Решения в полном объеме подготовлено «28» мая 2012 года
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Прониной Е.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Болдыревой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального казенного предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» (ОГРН <***>, <...>) к ОБДПС №1 Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по Орловской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 13.03.2012 года 57 ЕА №001448
при участии:
от заявителя – юрисконсульт ФИО1 (доверенность от 10.01.2012);
от ответчика – государственный инспектор ФИО2.(доверенность от 11.01.2012г. №5); государственный инспектор ФИО3 (доверенность от 11.01.2012г. №6)
В соответствии со статьей 136 АПК РФ в предварительном судебном заседании 16.05.2012г. объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 21.05.2012г.
Суд в соответствии со статьями 136,137 АПК РФ, с учетом мнения сторон, завершил предварительное судебное заседание 21.05.2012г. и перешел к судебному разбирательству.
Установил:
Муниципальное казенное предприятие «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» (далее также – заявитель, МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к ОБДПС №1 Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по Орловской области (далее также – ответчик, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 12.03.2012 года 57 ЕА №001416 по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, которым предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Заявитель заявил об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ и просил признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 13.03.2012 года 57 ЕА №001448.
Ответчик не возразил против уточнения.
Суд, руководствуясь положениями статьи 49 АПК РФ, определил принять уточнение заявленных требований, как не противоречащее закону и не нарушающее права и законные интересы других лиц.
В обоснование заявленных требований предприятие указало на то, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку оно не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ в связи с тем, что право оперативного управления на дороги г.Орла не зарегистрировано в установленном законом порядке. На момент обнаружения отсутствие дорожной разметки и привлечения к административной ответственности предприятие не имело возможности устранить допущенные нарушения из-за неблагоприятных погодных условий и отсутствием данных видов работ в муниципальных заказах на январь, февраль, март 2012г.
Возражений относительно выявленного нарушения в содержании дорог, выразившегося в отсутствии горизонтальной дорожной разметки на проезжей части дороги и дорожных знаков, не заявлено.
Ответчик требования заявителя не признал, в отзыве на заявление ссылается на наличие в совершенном заявителем деянии всех признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 12.34 КоАП РФ. При этом ответчик полагает, что им полностью соблюдена процедура привлечения к административной ответственности, и процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было. Ответчик также отмечает, что ссылки заявителя на отсутствие вины в связи с невозможностью устранения нарушения из-за погодных условий лишены оснований, а также согласно Уставу муниципального казенного предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» предприятие осуществляет виды деятельности, в том числе, содержание автомобильных дорог в течение всего года.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, старшим государственным инспектором дорожного надзора ОБДПС №1 ГИБДД УМВД по Орловской области 10.03.2012 года осуществлен выезд на место ДТП, произошедшее на пересечении улиц Октябрьская - 60 лет Октября в районе дома № 62 по ул. Октябрьской (столкновение, в результате которого один человек получил ранения) и проверка состояния улично-дорожной сети (с целью определения причин и условий способствующих совершению ДТП) на обслуживаемой территории.
В ходе осуществления проверки было установлено: ДТП произошло в тёмное время суток. Погодные условия благоприятные. Дорожная горизонтальная разметка 1.3 и 1.14 на полотне дороги по улицам 60 лет Октября и Октябрьской со стороны улиц Горького и Приборостроительная улиц не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 51256-99, не видна при отсутствии снега на покрытии, определить параметры дорожной горизонтальной разметки невозможно из-за истёртости границы штрихов. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 52289-2004 и утверждённым «Проектом организации дорожного движения на автомобильных дорогах города Орла», помимо имеющихся средств организации дорожного движения на данном участке улиц, предусмотрено нанесение дорожной горизонтальной разметки 1.1, 1.12, 1.18.1 - 1.18.3 Дополнительная установка дорожного пешеходного светофора, дорожных знаков 5.19 «Пешеходный переход», 6.16 «Стоп - линия» и дорожного пешеходного ограждения.
Данные обстоятельства послужили способствующим условием для совершения ДТП.
По данному факту составлен Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения №511 в 14 час. 30 мин. 10.03.2012г.; представлен рапорт.
Старшим государственным инспектором дорожного надзора ОБДПС №1 ГИБДД УМВД по Орловской области 11.03.2012г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ и проведении административного расследования 57 ОВ 007588.
В адрес руководителя МКП «Спецавтобаза» направлено извещение от 11.03.2012г. о явке законного представителя предприятия 12.03.2012г. к 10 час. 00 мин. для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении.
Старшим государственным инспектором дорожного надзора ОБДПС №1 ГИБДД УМВД, в присутствии представителя МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» ФИО4, участвующей по доверенности, составлен протокол об административном правонарушении 57 ЕА №001448 от 12.03.2012г. в отношении МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла», в котором указано, что на ул.Октябрьская, 62 в Советском районе г.Орла 10.03.2012г. в 01 час. 50 мин. допущено нарушение, выразившееся в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и технических средств организации движения, непринятии своевременны мер по устранению помех в дорожном движении и ликвидации нарушения . При содержании дроги в нарушение пункта 13 ОП ПДД допущено несоблюдение требований пункта 3 ГОСТ Р 50597-93 и ОДМ №ОС-28/1270ИС от 17.03.2004г., выразившееся в загрязнении дорожной разметки. В нарушение требований пунктов 4.1.1, 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 горизонтальная дорожная разметка 1.12, 1.5, 1.14.1 не видан на полотне дороги в темное время суток , замерить параметры износа разметки в соответствии с ГОСТ Р 51256-99 невозможно в связи с истертостью границ разметки. Дорожные знаки, предусмотренные Проектом организации дорожного движения отсутствуют.
В протоколе представителю предприятия разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, протокол подписан без замечаний и дополнений, копия протокола вручена.
В протоколе также имеется отметка о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 13.03.2012г. в 16 час. 00 мин.
Из объяснений представителя МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» от 12.03.2012г., следует, что дорожная разметка будет нанесена после проведения аукциона на право заключения договора подряда по нанесению дорожной разметки в г.Орле, назначенного на 06.04.2012г., поскольку предприятие не имеет возможности выполнить нанесение разметки своими силами.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором дорожного надзора ОБДПС №1 ГИБДД УМВД по Орловской области в присутствии представителя предприятия ФИО4, участвующего по доверенности, вынесено постановление от 13.03.2012г. 57 ЕА №001448, которым МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» привлечено к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Оспаривая законность постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, от 13.03.2012г. 57 ЕА №001448, заявитель обратился в арбитражный суд настоящим заявлением.
Оценив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в связи со следующим:
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно абзацу 1 пункта 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 №711, Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с абзацем 3 подпункта «а» и подпунктом «к» пункта 11 вышеназванного Положения на Госавтоинспекцию возложен контроль за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми, в частности, устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, и проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения.
На основании подпунктов «б» и «д» пункта 12 указанного Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов.
Согласно пункту 10.2 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения (ДИиОД) государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации, утвержденное Приказом МВД РФ от 08.06.1999 №410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в редакции Приказа МВД РФ от 07.07.2003 N 525) (далее также - Приказ №410) контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения осуществляется посредством проведения: комплексной проверки дорог и улиц; специальных проверок (готовности дорожных и коммунальных организаций к зимнему содержанию дорог и улиц, проверки состояния железнодорожных переездов, ледовых переправ, маршрутов общественного транспорта, перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов); контрольных проверок; повседневного надзора.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о наличии в данном случае у административного органа достаточных данных указывающих на событие административного правонарушения для возбуждения дела об административном правонарушении.
В силу пункта 4 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.
Согласно статье 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Полномочия старшего государственного инспектора дорожного надзора на составление протокола об административном правонарушении и на рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 КоАП закреплены пунктом 4.8 Приказа МВД РФ от 02.06.2005 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» (в редакции от 07.07.2010г), а также пунктом 8 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ.
Из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что срок составления протокола об административном правонарушении не нарушен, поскольку проводилось административное расследование; нарушений процедуры привлечения к административной ответственности ответчиком не допущено.
Судом установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности ответчиком не нарушен.
Как следует из оспариваемого постановления 57 ЕА №001448 от 13.03.2012г. МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, согласно которой нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
С объективной стороны правонарушения, предусмотренные указанной статьей, характеризуются двумя видами составов: - нарушение правил ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии; - непринятие мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения. Указанные правонарушения могут быть совершены как путем действия, так и бездействия.
Субъектами данного правонарушения являются должностные и юридические лица, осуществляющие ремонт, содержание дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений и обязанные при этом соблюдать требования по обеспечению безопасности дорожного движения, а также лица, обязанные принимать меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги (пункт 2).
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
- содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
- информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
- принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движении.
Судом установлено, что пунктом 1 постановления Администрации города Орла от 25 января 2011г. №99 изменен вид муниципального унитарного предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» на муниципальное казенное предприятие «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла», которое зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <***>, что подтверждается свидетельством от 02.02.2011 серия 57 №001276129.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 27.12.2010 N 73/1185-ГС «Об изменении вида муниципального унитарного предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» на муниципальное казенное предприятие «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» установлено, что основной целью деятельности МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» является: выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления муниципального образования "Город Орел" в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и организации сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов.
Постановлением администрации города Орла №201 от 02.02.2011г. было решено изъять из оперативного управления муниципального учреждения «Управление коммунальным хозяйством города Орла» в муниципальную казну имущество в соответствии с приложением и передать данное имущество из муниципальной казны в оперативное управление МКП Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла».
На основании распоряжения №74 от 02.02.2011г. «Об организации исполнения постановления администрации города Орла от 02.02.2011г. №201 «Об изъятии и передаче муниципального имущества в оперативное управление» и акта приема-передачи и закрепления муниципального имущества в оперативное управление от 02.02.2011г., в оперативное управление МКП Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» было передано имущество согласно приложению, в том числе дороги, в частности, дорога по улице Октябрьская (№359).
На основании акта приема-передачи и закрепления муниципального имущества в оперативное управление от 30.12.2011г., в оперативное управление МКП Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» были переданы дорожные знаки согласно приложению.
В соответствии с пунктом 2.10 раздела 2 Устава МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» осуществляет, в том числе ремонт и реконструкцию проезжей части автомобильных дорог и пешеходных тротуаров, ремонт автомобильных дорог, содержание автомобильных дорог, оборудование пешеходных переходов.
В решении Орловского городского Совета народных депутатов от 22.12.2011 N 12/0193-ГС «О Комплексной программе социально-экономического развития города Орла до 2015 года» МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» определено как основная организация, занимающаяся вопросами благоустройства города и выполняющая санитарную уборку улиц, скверов, мостов, путепроводов; содержание и ремонт улично-дорожной сети.
Согласно части 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствие государственной регистрации оперативного управления на переданное имущество не влечет автоматического отсутствия обязанностей у предприятия по надлежащему содержанию дорог и дорожных знаков, возложенных и закрепленных за ним указанными нормативными правовыми актами и Уставом.
Относительно объема выполняемых работ, то согласно части 12 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 N 160 (в редакции Приказа Минтранса РФ от 06.08.2008г. №122) в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят, в частности, уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки (подпункт «б» пункта 4 части 12).
Согласно части 16 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 N 160 в состав мероприятий по содержанию, входят работы по установке следующих элементов обустройств, в частности: установка недостающих дорожных знаков и табло индивидуального проектирования, автономных и дистанционно управляемых знаков, светофорных объектов.
Из оспариваемого постановления 57 ЕА 001448 от 13.03.2012г. следует, что МКП «Спецавтобаза по санитарной очитки города Орла» привлечено к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ за несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и технических средств организации движения, непринятии своевременны мер по устранению помех в дорожном движении и ликвидации нарушения, выразившиеся в том, что 10.03.2012г. в 01 час. 50 мин. на ул.Октябрьская, 62 в Советском районе г.Орла установлено загрязнение дорожной разметки, горизонтальная дорожная разметка 1.3, 1.14 не видан на полотне дороги в темное время суток, замерить параметры износа разметки в соответствии с ГОСТ Р 51256-99 невозможно в связи с истертостью границ разметки, что является нарушением пункта 13 ОП ПДД, пункта 3 ГОСТ Р 50597-93 и ОДМ №ОС-28/1270ИС от 17.03.2004г. В нарушение требований пунктов 4.1.1, 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 дорожные знаки 5.19, 6.16 и горизонтальная дорожная разметка 1.1.,1.12, 18 предусмотренные Проектом организации дорожного движения, отсутствуют.
Согласно части 1 приложения 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.10.1993г. №1090 «О правилах дорожного движения» горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения.
Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4,1.10 и 1.17 желтого цвета, временная - оранжевый цвет.
Горизонтальные разметки обозначают следующее:
«1.3» - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более;
«1.14.1, 1.14.2» ("зебра") - обозначает пешеходный переход; стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов;
Линии 1.1,1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.
Указанная разметка должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51256-99 "Технические средства организации дорожного движения. Типы и основные параметры. Общие технические требования- разметка может выполняться различными материалами (краской, термопластиком, холодным пластиком, полимерными лентами, штучными формами, световозвращателями и т.п.), соответствующими приведенным ниже техническим требованиям. При нанесении линий разметки их отклонение от проектного положения не должно превышать 5 см. Отклонение размеров линий разметки от установленных настоящим стандартом не должно превышать: 1 см - по ширине линии; 5 см - по длине штрихов и разрывов.
В соответствии с пунктом 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходные переходы должны быть оборудованы дорожными знаками, разметкой, а в случае возможности использования распределительных сетей - стационарным наружным освещением.
Согласно разделу 4.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами.
Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).
Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
Светотехнические параметры дорожной разметки в процессе эксплуатации должны отвечать установленным данным ГОСТом требованиям.
Восстановление разметки следует проводить в соответствии с действующей технологией.
Из материалов дела следует, что дорожная разметка 1.3 разделяющая транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более и которую запрещено пересекать, а также дорожная разметка 1.14, обозначающая пешеходный переход, на пересечении улиц Октябрьская – 60 лет Октября в районе дома №62 не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 51256-99, поскольку загрязнены, невидны на полотне дороги, при отсутствии снега на полотне дороги.
Довод заявителя о том, что предприятие не имело возможности устранить допущенные нарушения в виде отсутствия разметки из-за неблагоприятных погодных условий, которые не позволяли восстановить дорожную разметку не принимается судом во внимание в связи со следующим.
Согласно п. 7.4.2 -7.4.9 Отраслевого методического документа «Методических документации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» принятых и введенных в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ от 17 марта 2004 года № ОС-28/1270-ис удаление отслужившей разметки (демаркировку) производят на участках автомобильных дорог, на которых изменена схема организации движения, а ее возобновление производят, если ее износ по площади составляет более 25% для разметки, выполненной долговечными материалами, и более 50% - краской.
Для линий разметки 1.12 - 1.16 по ГОСТ Р 51256-99 допускается увеличение на 20% ее предельного разрушения по площади по сравнению с остальными линиями разметки. Проведение демаркировки в случае устаревшей схемы разметки выполняют в соответствии со схемой демаркировки, которая представляет собой схему существующей разметки с указанием на ней линий, подлежащих удалению, границ и последовательности выполнения работ. При этом границы проведения работ увязывают с новой схемой разметки на данном участке дороги. При возобновлении изношенной разметки демаркировку не производят, если оставшаяся разметка не будет ухудшать качества вновь наносимой.
Демаркировку производят:
- механическим удалением линий дорожной разметки специальными механизмами - демаркировщиками или дорожными фрезами, обеспечивающими требуемое настоящими нормами качество работ;
- удалением линий дорожной разметки с использованием специальных газовых горелок, обеспечивающих выгорание разметочного материала на дорожном покрытии;
- удалением линий дорожной разметки гидравлическим способом;
- закрашиванием линий дорожной разметки красками, совпадающими по цвету с дорожным покрытием (способ временной демаркировки).
При демаркировке линий дорожной разметки допускается срезка асфальтобетонного покрытия на глубину не более 2,0 мм. Оставшиеся после демаркировки элементы дорожной разметки не должны влиять на безопасность движения.
Обязательным требованием при выполнении работ по демаркировке является удаление отходов демаркировки.
Нанесение разметки выполняется на сухое и очищенное от загрязнений покрытие. В случаях необходимости срочного нанесения дорожной разметки на влажное покрытие, его просушивают с использованием специальных газовых линеек-разогревателей, инжекторных газовоздушных горелок или другого специального оборудования.
Поверхность цементобетонных и старых асфальтобетонных покрытий перед нанесением линии дорожной разметки из термопластиков, холодных пластиков и полимерных лент рекомендуется обрабатывать специальными грунтовками для повышения адгезии разметочных материалов к покрытию. На цементобетонных покрытиях при совпадении продольной линии дорожной разметки с продольным швом допускается ее нанесение рядом со швом.
В процессе предварительной разметки на дорожном покрытии фиксируют проектное положение линий и символов дорожной разметки. Предварительную разметку наносят вручную или с использованием специальной аппаратуры, входящей в комплект разметочных машин.
Дорожную разметку наносят в соответствии с требованиями, указанными в паспорте разметочного материала.
При пониженных температурах воздуха дорожную разметку наносят только с применением специальных разметочных материалов и технологий, включающих разогрев и высушивание дорожного покрытия.
Таким образом, из вышеизложенных положений, суд приходит к выводу о том, что содержание автомобильной дороги выполняется в течение всего года, поэтому заявитель, как лицо, в обязанности которого входит содержание автомобильных дорог, обустройство пешеходных переходов, обязано организовывать свою уставную деятельность в соответствии с требованиями государственных стандартов и других нормативных документов, определяющих порядок, качество выполнения необходимых работ, в том числе по очистке, нанесению, возобновлению дорожной разметки с учетом срока ее износа.
Постановлением Администрации города Орла №4288 от 30.12.2011г. утвержден Проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах города Орла, из выписки которого следует, что данном участке дороги, на пересечении улиц Октябрьская – 60 лет Октября, в районе дома №62, помимо имеющихся средств организации дорожного движения предусмотрено нанесение дорожной горизонтальной разметки: 1.1 <*> - разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств; 1.12 (стоп-линия) - указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика); 1.18 - указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаками 5.15.1,5.15.2; разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот; а также дополнительная установка дорожных знаков: 5.19 - пешеходный переход, 6.16.- стоп-линия.
Суд относительно данного вменяемого нарушения установил следующее:
Согласно частям 5,6 приложения 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.10.1993г. №1090 «О правилах дорожного движения» знак 5.19.1, 5.19.2 обозначает "Пешеходный переход". При отсутствии на переходе разметки 1.14.1 или 1.14.2знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, а знак 5.19.2 - слева от дороги на дальней границе перехода. Знак 6.16 "Стоп-линия" обозначает место остановки транспортных средств при запрещающем сигнале светофора (регулировщика).
Согласно разделу 4.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Ответчик не представил возражений относительно данного нарушения, выразившегося в отсутствии дорожной разметки и дорожных знаков, предусмотренных Проектом организации дорожного движения на автомобильных дорогах г.Орла.
В заявлении по делу заявитель заявил о том, что предприятием были выполнены работы по установке и замене дорожных знаков согласно муниципальному заказу на март 2012г., предприятие с момента передачи дорожных знаков не имеет возможности привести их в соответствие с требованиями стандарта.
Однако, по мнению суда, данное обстоятельство не может являться основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку деятельность по содержание дорог и дорожных знаков предусмотрена Уставом предприятия.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из вышеизложенных ном, суд приходит к выводу о том, что на заявителе лежит обязанность по содержанию дорог и их обустройству, однако, им не представлено надлежащих и достаточных доказательств, что им были предприняты все возможные меры по соблюдению установленных законом требований по их содержанию и обустройству, в связи с чем ответчик обоснованно привлек МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи - 20 000 руб.
При таких обстоятельствах арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требования предприятия о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении от 13.03.2012г. 57 ЕА №001448.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается в силу части 4 статьи 208 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Е.Е.Пронина