ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-12951/19 от 12.03.2021 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Орёл Дело № А48-12951/2019

19 марта 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 12.03.2021.

Полный текст решения изготовлен 19.03.2021.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Аксеновой Т.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мельник О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (123007, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла (302000, <...>, ИНН <***>), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: 1) Квартирно-эксплуатационное управление г. Москвы Главного квартирно-эксплуатационного управления МО РФ (115035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>); 2) Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19); 3) муниципальное унитарное производственное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Орелводоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 302028, <...>), 4) Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное Жилищно-Коммунальное Управление» Министерства Обороны Российской Федерации (105066, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>),

об обязании принять по акту приема-передачи объекты коммунального значения, расположенные по адресу: <...>,

при участии в судебном заседании:

от истца - представитель ФИО1 (доверенность от 17.08.2020 №141/1/8212нс), явился после перерыва в судебном заседании,

от третьего лица (2) – представитель ФИО1 (доверенность от 17.11.2020 №207/5/д/88), явился после перерыва в судебном заседании,

от третьего лица (4) – представитель ФИО2 (доверенность от 11.01.2021), после перерыва не явился,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о судебном процессе,

в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 09.03.2021 до 12.03.2021 года,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – истец, ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации города Орла об обязании принять по акту приема-передачи объекты коммунального значения, расположенные по адресу: <...>.

Определением суда от 09.11.2020 суд произвел замену ненадлежащего ответчика - Администрации города Орла на надлежащего – Управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла (далее – ответчик, УМИЗ).

В судебном заседании истец поддержал исковые требования.

Ответчик возражал против удовлетворения требований, в письменном отзыве на иск указал, что отсутствие регистрации прав истца на спорные объекты препятствуют оформлению перехода прав на него. Кроме того, ответчик указал, что в результате обследования объектов были выявлены недостатки их технического состояния, денежные средства на устранения данных недостатков, а также на изготовление технической документации в бюджете города Орла не предусмотрены. Также ответчик ссылается на отсутствие оборудования в котельной, ввиду чего невозможность использования ее по целевому назначению.

Определением от 15.07.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: 1) Квартирно-эксплуатационное управление г. Москвы Главного квартирно-эксплуатационного управления МО РФ; 2) Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации; 3) Муниципальное унитарное производственное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Орелводоканал».

В письменном отзыве на иск МУП ВКХ «Орелводоканал» возражало против удовлетворения требований, мотивируя тем, что истец не представил техническую документацию на объекты, на спорные объекты отсутствует регистрация права, объекты находятся в неудовлетворительном состоянии, в связи с чем, как полагает предприятие, невозможно передать объекты в собственность МО «Города Орел» с последующим закреплением их на праве хозяйственного ведения за МУП ВКХ «Орелводоканал» (т.1, л.д.132-133)

Квартирно-эксплуатационное управление г. Москвы Главного квартирно-эксплуатационного управления МО РФ и Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации письменные отзывы на иск не представили.

11.02.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное Жилищно-Коммунальное Управление» Министерства Обороны Российской Федерации (далее третье лицо 4).

По существу спора третье лицо (4) поддержало позицию истца, письменный отзыв на иск не представило.

Ответчик, третьи лица (1, 3) в судебное заседание до перерыва 09.03.2021 и после перерыва 12.03.2021 не явились, извещены надлежащим образом в порядке ст. 121 АПК РФ.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть спор в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, выслушав объяснение представителей сторон, арбитражный суд считает, что заявленный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в 2011 году Министром обороны РФ и Руководителем Департамента имущественных отношений министерства обороны РФ утвержден передаточный акт, в соответствии с которым федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «Орловская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации передало, а федеральное государственное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации приняло имущество, документацию, а также все права и обязанности федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Орловская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации. Балансовая стоимость переданного имущества составила 1 965 112 440,44 руб. В состав переданного имущества вошли в том числе спорные объекты (т. 1, л.д. 38-39).

Согласно Уставу Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного в 2015 году, Федеральное государственное учреждение «Московская Центральная квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2007 № 982-р.

Федеральное государственное учреждение «Московская Центральная квартирно-эксплуатационная часть района» переименовано в федеральное государственное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 756.

Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 №1871 федеральное государственное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Орловская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации.

Федеральное государственное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации является универсальным правопреемником прав и обязанностей поименованных в настоящем пункте Устава учреждений.

Тип федерального государственного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации изменен на федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 года № 422-р.

Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от 16.07.2020 Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «Орловская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Федеральному государственному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (т. 1, л.д. 92-101).

Письмом от 27.11.2017 № 4677 Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла сообщило, что готово принять в собственность объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе сеть ливневой канализации, сети водоснабжения и водоотведения, котельную (при наличии экспертизы промбезопасности и проведении режимно-наладочных работ котлов), тепловую сеть, расположенные по адресу: <...> (т. 1, л.д. 14).

Ответчиком в материалы дела представлен акт обследования технического состояния сетей водоснабжения и водоотведения к МКД по ул. Планерная, 31, корпус 1, в котором определены работы, необходимые для нормальной работы водопровода, водопроводной насосной станции и канализации (т. 1, л.д.64-66).

Кроме того, в материалы дела представлены замечания ЗАО «Теплоавтоматика» от 07.02.2018 по состоянию оборудования котельной жилого дома по ул. Планерной, 31 (т. 1, л.д. 67).

19.02.2018 Министерством обороны РФ издан приказ № 111 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Город Орел».

В перечне объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность (приложение к приказу Министерством обороны РФ от 19.02.2018 № 111) значатся следующие объекты, расположенные по адресу: <...>:

- котельная, площадью 100,2 кв.м.;

- водопроводная насосная станция, площадью 31,2 кв.м.;

- наружные сети ливневой канализации, протяженностью 996 п.м.;

- наружные сети водоснабжения, протяженностью 1070 п.м.;

- наружные сети канализации, протяженностью 1100 п.м.

Сопроводительным письмом от 02.03.2018 № 141/1/8/814-исх истец направил ответчику передаточный акт (т. 1, л.д. 15).

Письмом от 05.04.2018 № 141/1/8/5305 истец направил передаточный акт Администрации города Орла (т. 1, л.д. 16).

16.05.2018 Администрация города Орла возвратила передаточный акт без подписи со ссылкой на необходимость представления истцом документов, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374, а также технических планов на объекты.

УМИЗ администрации города Орла также возвратило передаточный акт без подписи, поскольку передаваемые объекты не стоят на кадастровом учете и права на них не зарегистрированы, у ответчика отсутствует финансовая возможность на изготовление технической документации.

В материалы дела представлены инвентарные карточки от 04.08.2020 на спорные объекты.

Согласно сведениям из ЕГРН от 16.12.2019, истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 57:25:0000000:13 (единое землепользование), площадью 10980,96+/-73, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания жилого дома (т. 1, л.д.54-56)

Удовлетворяя заявленные требования по настоящему делу, арбитражный суд руководствовался следующим.

Положениями статьи 8 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется предусмотренными в ней способами, а также иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства предоставляются лицами, участвующими в деле.

На основании частей 2, 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, в том числе своевременно заявлять возражения относительно доводов другой стороны. Злоупотребление процессуальными правами либо неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет для этих лиц предусмотренные названным Кодексом неблагоприятные последствия.

МУП ВКХ «Орелводоканал» в материалы дела представлены государственные контракты на отпуск холодной воды на нужды горячего водоснабжения от 22.07.2019 и холодного водоснабжения и водоотведения от 10.12.2019, подписанные сторонами с протоколами разногласий.

Как следует из акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, границей балансовой принадлежности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента по объекту: котельная, водонасосная станция по ул. Планерная, 31, корп. 1 является:

водопровод - врезной водопроводный колодец с отм. 191,62/189,69 в районе дома № 344 по ул. Комсомольская;

- врезной колодец, узел присоединения и отключающая арматура в колодце принадлежат абоненту;

канализация - врезной канализационный колодец с отм. 181,37/178,21 в районе дома № 404 по ул, Комсомольская;

- врезной колодец принадлежит абоненту;

границей эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента по объекту: котельная, водонасосная станция по ул. Планерная, 31, корп. 1 является:

водопровод - врезной водопроводный колодец с отм. 191,62/189,69 в районе дома № 344 по ул. Комсомольская;

- врезной колодец, узел присоединения и отключающая арматура в колодце принадлежат абоненту;

канализация - врезной канализационный колодец с отм. 181,37/178,21 в районе дома № 404 по ул. Комсомольская;

- врезной колодец принадлежит абоненту.

Согласно абзацу 4 п. 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.

Водопроводная насосная станция является сложным линейным объектом и неотъемлемой частью сетей водоснабжения. Сеть канализации также не может функционировать и эксплуатироваться без канализационной насосной станции и наоборот, канализационная насосная станция не может функционировать и эксплуатироваться без примыкающих к ней сетей.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" централизованная система холодного водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Проанализировав приведенные выше нормы материального права, суд считает, что насосная станция, в отношении которой заявлены требования, относится к недвижимым вещам. Она является инженерным сооружением, присоединенным к централизованной системе холодного водоснабжения, прочно связана с землей, и перемещение без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно. Поэтому данные объекты обладают предусмотренными статьей 130 ГК РФ признаками недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Данное имущество приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 отнесено к муниципальной собственности

Согласно абзацу 4 пункта 1 приложения N 3 объекты инженерной инфраструктуры городов независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к муниципальной собственности.

В силу пункта 5 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 передача объектов, указанных в пункте 2 названного постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ) безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 2 Закона N 423-ФЗ, если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов в соответствии с Федеральным законом.

Как предусмотрено частью 1 статьи 3 Закона N 423-ФЗ, решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.

19.02.2018 Министерством обороны РФ издан приказ № 111 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Город Орел».

В перечне объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность (приложение к приказу Министерством обороны РФ от 19.02.2018 № 111) значатся следующие объекты, расположенные по адресу: <...>:

- котельная, площадью 100,2 кв.м.;

- водопроводная насосная станция, площадью 31,2 кв.м.;

- наружные сети ливневой канализации, протяженностью 996 п.м.;

- наружные сети водоснабжения, протяженностью 1070 п.м.;

- наружные сети канализации, протяженностью 1100 п.м.

Спорные сети водоснабжения, водопроводная насосная станция, канализационные сети, а также котельная представляют собой объекты коммунально-бытового назначения инфраструктуры муниципального образования, предназначенные для обслуживания населения, они, в силу закона - приложения 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 являются муниципальной собственностью, и на основании пункта 2 названного постановления Верховного Совета Российской Федерации подлежат передаче в муниципальную собственность (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N ВАС-10863/11).

В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" полномочия по организации водоснабжения и водоотведения населения возложены на органы местного самоуправления поселения/городского округа.

Под организацией водоснабжения и водоотведения понимаются и такие организационные вопросы как обеспечение эксплуатации и работоспособности указанных сооружений, посредством которых население обеспечивается водоснабжением и водоотведением. Данный вопрос может быть решен органом местного самоуправления самостоятельно или с привлечением третьего лица - специализированной организацией.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Поскольку спорное имущество представляет собой объекты инфраструктуры, обеспечивающие водоотведение в городе, следовательно, обязанность по их принятию возложена на администрацию города.

Как следует из Устава Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, учреждение осуществляет свою деятельность в целях
обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил.

Основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны.

Оказание коммунальных услуг и содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства не свойственны профилю деятельности воинской части и противоречат Федеральному закону №226-ФЗ.

Исходя из судебной практики (Постановление от 30.06.2006 N 8-П, Определение от 07.12.2006 N 542-0, Определение от 04.12.2007 N 828-О-П), Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность ряда положений ч 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, отметил, что положения указанной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, в том числе и в роли получателя имущества.

Кроме того в соответствии с п. п. "а" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" передача объектов недвижимости социального и коммунально-бытового назначения Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в муниципальную собственность осуществляется в состоянии, пригодном к эксплуатации, с финансовыми ресурсами на их текущее содержание.

Ответчик ссылается на то, что после обращения истца о передаче имущества в муниципальную собственность, было проведено обследование котельной и сетей, в результате которого было выявлено, что котельная находится в аварийном состоянии, без оборудования и для передачи в муниципальную собственность необходимо произвести ее ремонт.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Однако, вопреки заявленным возражениям, УМИЗ администрации города Орла не представило в материалы дела надлежащих доказательств, подтверждающих аварийное состояние спорной котельной и невозможность ее эксплуатации.

Из акта обследования сетей, проведенного 26.01.2018 МПП ВКХ «Орелводоканал» сети не находятся в аварийном состоянии, для нормальной эксплуатации требуются дополнительные работы.

Исходя из замечаний ЗАО «Теплоавтоматика» от 07.02.2018 следует, что котельная находится в режиме теплоснабжения жилого дома и без режимных карт проверить соответствие ее работы и оценить без приборов не представилось возможным.

В материалы дела представлен паспорт готовности к отопительному сезону 2020-2021 и акт проверки, выданные ПУ 9/3 (г. Орел) жилищно-коммунальной службой № 9 (г. Курск) филиала ФГБУ «Центральное жилищное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу), в соответствии с которыми котельная, расположенная по адресу: Орел, Планерная, 31, готова к отопительному сезону.

Возражений со стороны ответчика и МПП ВКХ «Орелводоканал» относительно данных доказательств суду не представлено.

На момент рассмотрения спора по существу информации о том, что работа котельной прекращена ввиду аварийного состояния, в дело не представлено.

Соответственно, довод ответчика о невозможности эксплуатации котельной ввиду нахождения объекта в аварийном состоянии, не подтвержден документально.

Действующее законодательство не обусловливает передачу в муниципальную собственность объектов, которые в силу закона должны находиться в муниципальной собственности, техническими состояниями данных объектов.

Таким образом, препятствия для передачи спорного имущества в муниципальную собственность по делу не установлены.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона N 423-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность.

Из положений пункта 12 статьи 3 Закона N 423-ФЗ следует, что предусмотренное частью 1 названной статьи решение является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и отражения этих объектов на балансе субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципального образования, которым такое имущество передано.

Согласно статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Оценив представленные по делу доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ суд пришел к выводу, что спорные объекты не являются имуществом, необходимым для осуществления задач, возложенных на истца, объекты предназначены для решения исключительно вопросов местного муниципального значения, поэтому данные объекты подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.

С учетом представленных в материалы дела картографических материалов суд считает возможной идентификацию подлежащих передаче объектов, в том числе сетей коммунальной инфраструктуры.

Руководствуясь 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Обязать Управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла (302000, <...>, ИНН <***>) принять по акту приема-передачи объекты коммунального значения, расположенные по адресу: <...>, а именно:

1) котельную, общей площадью 100,2 кв.м.,

2) водопроводную насосную станцию, площадью 31,2 кв.м.

2) наружные сети ливневой канализации, общей протяженностью 996,0 п.м.,

3) наружные сети водоснабжения, общей протяженностью 1070,0 п.м.,

4) наружные сети канализации, протяженностью 1100 п.м.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Орловской области.

Судья Аксенова Т.В.