ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-1357/11 от 15.07.2011 АС Орловской области




АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  РЕШЕНИЕ

Дело №А48-1357/2011

г. Орел

«18» июля 2011г.

Резолютивная часть решения объявлена 15.07.11г. Полный текст решения изготовлен 18.07.11г.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи А.А. Жернова

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коробецкой И.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Первого заместителя прокурора Орловской области: <...> интересах Крестьянского хозяйства «Заря»:Орловская область, Мценский район, д.Торкуновка (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области: <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>),

заинтересованные лица:

Индивидуальный предприниматель ФИО1: <...> (ОГРН <***>);

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области: <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>);

о признании недействительными пунктов 1,2,3 Приказа №2337 от 14.12.2010г.

при участии:

от заявителя - заместитель Орловского природоохранного межрайонного прокурора Булгакова И.П.(служебное удостоверения серия ТО номер 061935 выдано 17.11.08 г.); прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Орловской области Лебедева Ю.В.(служебное удостоверение серия ТО номер 081850 выдано 07.12.10 г.);

от ответчика – главный специалист отдела судебного представительства и договорной работы правового управления ФИО2 (доверенность от 26.07.10 г. №546);

от КХ «Заря» - глава КХ ФИО3 (паспорт);

от ИП ФИО1 - представитель ФИО4 (доверенность от 07.07.11 г.);

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области – не явился, извещен надлежащим образом;

установил:

дело слушалось 11.07.11г. В порядке, установленном ст.163 АПК РФ, в судебном заседании объявлялся перерыв до 15.07.11г. до 14 час. 00 мин.

Первый заместитель прокурора Орловской области Опальков В.П. (далее – Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области (далее - Департамент, ответчик) в интересах Крестьянского хозяйства «Заря» (далее – КХ «Заря») о признании недействительными пунктов 1,2,3 приказа Департамента от 14.12.2010г. №2337 «Об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030405:10, местоположением: <...> дом.19, предоставлении в собственность ИП ФИО1 образованного земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030405:31 и внесении изменений в договор аренды земли от 09.01.2002г. №3960».

В соответствии с п.п. 1-3 оспариваемого приказа Департамент образовал земельные участки из земель населенных пунктов, местоположением: <...>, с кадастровыми номерами 57:25:0030405:31, площадью 1170 кв.м., 57:25:0030405:32, площадью 418 кв.м., разрешенным использованием -эксплуатация и обслуживание административного здания и сооружений, путем раздела земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 57:25:0030405:10, площадью 1626,5 кв.м., предоставленного в аренду постановлением администрации г.Орла от 27.12.01г. №3370 (договор аренды земли от 09.01.02г.№3960);

предоставил в собственность ИП ФИО1 земельный участок кадастровый номер 57:25:0030405:31, местоположение: <...>, категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование- эксплуатация и обслуживание административного здания и сооружений, площадью 1170 кв.м.;

заключил договор купли-продажи земельного участка, указанного в п.2 приказа, в установленном законодательством порядке.

Требование Прокурора мотивировано тем, что названный приказ принят с нарушением норм действующего законодательства, а именно ст.ст. 271, 552 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 11.2, 11.9, 35,36 Земельного кодекса РФ.

По утверждению заявителя государственный кадастровый учет двух земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030405:10, площадью 1170+/-14,12 кв.м. и 418+/-14,12 кв.м с присвоением им кадастровых номеров 57:25:0030405:31 и 57:25:0030405:32, соответственно, осуществлен территориальным отделом Управления Роснедвижимости по Орловской области на основании заявления от 16.06.09г., к которому было приложено соглашение о разделе земельного участка от 18.05.09г., подписанные только ИП ФИО1, в то время как КХ «Заря» после приобретения права собственности на здание гаража, расположенного по адресу: <...> обращалось в Департамент с заявлением о предоставлении ему в собственность этого земельного участка. Однако, ответчик письмом от 14.04.08г. №139/з сообщил КХ «Заря» о необходимости одновременного обращения к нему двух лиц, являющихся собственниками помещений, расположенных на спорном земельном участке.

Заявитель отмечает, что при осуществленном варианте раздела земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030405:10 отсутствует доступ от земель общего пользования к земельному участку площадью 418 кв.м., на котором расположен блок гаражей, принадлежащих на праве собственности КХ «Заря», что приводит к невозможности разрешенного использования расположенного на земельном участке объекта недвижимости. При осмотре специалистами отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Орловской области и Орловского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» земельного участка установлено, что фактически к образованному земельному участку с кадастровым номером 57:25:0030405:32 отсутствует проезд (проход) от земельного участка общего пользования.

Документы, свидетельствующие о разделе земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030405:10 именно с целью формирования и предоставления новых земельных участков ИП ФИО1 и КХ «Заря» для размещения и эксплуатации принадлежащих им объектов недвижимости отсутствуют.

В судебном заседании заявитель представил ходатайство о восстановлении, предусмотренного ч.4 ст. 198 АПК РФ срока подачи заявления об оспаривании приказа ответчика, мотивировав ходатайство длительностью проводимой по жалобе КХ «Заря» проверкой с привлечением соответствующих специалистов. Фактически проверка была окончена 21.02.11г., после получения ответа Управления Росреестра по Орловской области, представившего заключение по результатам проверки соблюдения нормативно-технических требований при выполнении геодезических работ (межевания) от 10.02.11г.

КХ «Заря» в судебном заседании требование прокуратуры поддержало, отзыв на заявление не представило. В письменном объяснении по делу от 16.06.11г. указало на обстоятельства, связанные с приобретением КХ «Заря» блока гаражей, расположенных по адресу: <...> отметило, что в настоящее время предпринята очередная попытка лишить КХ «Заря» права на использование приобретенного им объекта недвижимости, а именно прекращен доступ к земельному участку, на котором расположен блок гаражей. В результате издания Департаментом оспариваемого приказа КХ «Заря» не имеет возможности реализовать свое право на выкуп земельного участка, необходимого и достаточного для эксплуатации и обслуживания объекта недвижимости, а также его использовать для осуществления предпринимательской деятельности.

КХ «Заря» поддержало в судебном заседании ходатайство Прокурора о восстановлении срока подачи заявления об оспаривании приказа Департамента.

Ответчик требование Прокурора не признал по тем основаниям, что земельный участок с кадастровым номером 57:25:0030405:10 был предоставлен ИП ФИО1 на праве аренды для эксплуатации и обслуживания административного здания и сооружений. На испрашиваемом ИП ФИО1 земельном участке находится административное здание, принадлежащее ИП ФИО1 на праве собственности. Согласно информации ФГУ «ЗКП» по Орловской области от 13.01.11г №21 земельный участок с кадастровым номером 57:25:0030405:10 разделен ИП ФИО1 с обеспечением доступа к земельным участкам с кадастровыми номерами 57:25:0030405:31 и 57:25:0030405:32 через земли общего пользования квартала 57:25:0030405. Руководствуясь положениями ст.ст.11.3, 11.4, 22, 36 ЗК РФ Департаментом был издан оспариваемый приказ. Ответчик полагает, что земельный участок с кадастровым номером 57:25:0030405:31 надлежащим образом сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет, а у земельного участка с кадастровым номером 57:25:00304405:10 отсутствуют признаки неделимости.

Департамент в судебном заседании возражал против удовлетворения ходатайства Прокурора о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, считая ходатайство необоснованным.

Заинтересованное лицо - ИП ФИО1 требование заявителя не признал. В отзыве на заявление указал, что из содержания оспариваемого приказа Департамента не усматриваются нарушения прав и законных интересов КХ «Заря» в сфере осуществления им предпринимательской деятельности. КХ «Заря» не относится ни к одному из участников земельных отношений, предусмотренных ст.5 ЗК РФ. На земельном участке, переданном в аренду ИП ФИО1, находятся два самостоятельных объекта недвижимости, принадлежащих разным лицам. Участок не является неделимым и каждый из собственников объектов недвижимости вправе приобрести земельный участок, занятый принадлежащим ему помещением и совместного обращения собственников для этого не требуется.

Статья 33 ЗК РФ не содержит правила о том, что при определении площади земельных участков необходимо исходить из их первоначального назначения, поэтому при расчете площади земельного участка, необходимого для размещения и использования принадлежащего как КХ «Заря», так и ИП ФИО1 объекта недвижимости требуется исходить из того, для осуществления какого вида деятельности фактически используется каждый объект. В заявлении Прокурора не указано, какова в соответствии с нормами закона предельная площадь необходимого КХ «Заря» земельного участка.

ИП ФИО1 указал в судебном заседании на пропуск заявителем срока обращения в арбитражный суд, предусмотренного ч.4 ст. 198 АПК РФ и возражал против восстановления указанного срока, считая причины пропуска неуважительными.

Заинтересованное лицо- Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Орловской области (далее- Управление) в письменном отзыве на заявление указало, что согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется сведения о государственной регистрации: права собственности КХ «Заря» на объект недвижимости - блок гаражей, общей площадью 200,3 кв.м., расположенный по адресу: <...>; права собственности ИП ФИО1 на объект недвижимости- административное здание, площадью 420,6 кв.м., расположенный по адресу: <...>; договора аренды земли от 09.01.02г. №3960, соглашения от 18.03.08г. о передаче прав и обязанностей по указанному договору в отношении земельного участка общей площадью 1626,5 кв.м., расположенного по адресу: <...> (арендатором земельного участка является ИП ФИО1).

28.01.11г. представитель ИП ФИО1 обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 1170 кв.м., кадастровый номер 57:25:0030405:31,образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030405:10 на основании приказа Департамента от 14.12.10г. №2337, договора купли-продажи от 17.12.10г. №1302.

16.02.11г. государственная регистрация права собственности ИП ФИО1 приостановлена на 3 месяца. По существу спора Управление в отзыве указало, что полагается на усмотрение суда.

В судебное заседание представитель Управления не явился, в отзыве на заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Поскольку Управление надлежащим образом было извещено о времени и месте судебного заседания арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, в соответствии с ч.5 ст.156 АПК РФ.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

24.09.01г. между Администрацией г.Орла и ОАО «Надымспецсвармонтаж» был заключен договор аренды земельного участка, площадью 1589,0 кв.м., расположенного по адресу: <...>, на срок 2 года для эксплуатации и обслуживания административного здания и сооружений.

На основании постановления Администрации г.Орла от 28.12.01г. №3370, в связи с переходом права собственности на нежилое помещение 2-этажного здания с подвалом по договору купли-продажи о 25.07.01г. от ОАО «Надымспецсвармонтаж» к ООО «Севернефтегаздобыча», между Администрацией г.Орла и ООО «Севернефтегаздобыча» заключен договор аренды земли от 09.01.02г. №3960 сроком на 2 года.

Соглашением от 09.01.02г. договор аренды земли от 24.09.01г. Администрация г.Орла и ОАО «Надымспецсвармонтаж» расторгли.

Предметом договора аренды земли от 09.01.02г. №3960 также являлся земельный участок, площадью 1589,0 кв.м., расположенный по адресу: <...>, предоставленный для эксплуатации и обслуживания административного здания и сооружений (кадастровый номер 57:030405:10).

14.10.02г. Между ООО «Севернефтегаздобыча» и ОАО «Севернефтегазстрой ХХI» заключен договор купли-продажи нежилого здания. В соответствии с условиями названного договора ОАО «Севернефтегазстрой ХХI» приобрело в собственность нежилое здание, расположенное по адресу: <...> общей площадью 420,6 кв.м. Регистрация права собственности на указанное здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.11.02г. 57 АА 106871.

Соглашением от 19.12.03г., заключенным между Администрацией г.Орла, ООО «Севернефтегаздобыча» и ОАО «Севернефтегазстрой ХХI», права и обязанности арендатора по договору аренды земли от 09.01.02г. №3960 в полном объеме перешли к ОАО «Севернефтегазстрой ХХI».

13.02.08г. приказом Департамента, которому Законом Орловской области от 30.06.06г. №603-ОЗ переданы права распоряжения земельными участками в г.Орле, собственность на которые не разграничена, предписано заключить соглашение о внесении изменений в договор аренды от 09.01.02г. №3960, в связи с изменением границ и площади земельного участка, изложив договор в новой редакции.

13.02.08г. соглашением к договору аренды от 09.01.02г. №3960 оформлена новая редакция договора, в которой арендодателем указан Департамент, арендатором - ОАО «Севернефтегазстрой ХХI», изменена площадь арендуемого участка (1626,5 кв.м.), кадастровый номер 57:25:0030405:0010, размер арендной платы и указано в п.2.1 соглашения, что договор заключен на неопределенный срок.

На основании договора купли-продажи от 28.12.07г. ИП ФИО1 приобрел в собственность у ОАО «Севернефтегазстрой ХХI» административное здание, литер «А», общей площадью 420,6 кв.м., расположенное по адресу: <...>. Факт регистрации права собственности на приобретенное помещение подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.07.08г. Серия 57-АА№656031.

Соглашением от 18.03.08г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земли от 09.01.02г. №3960 ОАО «Севернефтегазстрой ХХI» передало права и обязанности арендатора ИП ФИО1

КХ «Заря» является собственником блока гаражей, площадью 200,3 кв.м., расположенного по адресу: <...>. Ранее этот объект недвижимости принадлежал ОАО «Надымспецсвармонтаж». Указанные выше обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и установлены решением Арбитражного суда Орловской области от 13.11.09г. по №А48-4739/2009, в котором участвовали те же лица.

Согласно ч.2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

На момент приобретения КХ «Заря» в собственность объекта недвижимости (блока гаражей) ОАО «Надымспецсвармонтаж» право на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, в установленном порядке не оформило.

КХ «Заря» неоднократно обращалось в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для эксплуатации и обслуживания блока гаражей, о разделе земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030405:0010, о предоставлении земельного участка в аренду.

Однако, ответчик по различным основаниям, оставлял заявления КХ «Заря» без удовлетворения (письма Департамента от 10.04.08г. №139/з, от 02.09.09г. №3315/з, от 27.05.10г. №1607/з).

Письмами от 24.11.08г., от 18.02.09г., адресованными ИП ФИО1 КХ «Заря» предлагало заключить соглашение о разделе находящегося у ИП ФИО1 в аренде земельного участка площадью 1626,5 кв.м. и его межевании, в целях эксплуатации и обслуживания блока гаражей, принадлежащих КХ «Заря» на праве собственности, расположенных на указанном земельном участке.

Письмами от 05.02.09г., от 03.03.09г. представитель ИП ФИО1 ФИО4 уведомил КХ «Заря» об отключении электроэнергии и установлении пропускного режима.

Письмом от 27.05.10г. №1607/з Департамент известил КХ «Заря» о том, что в случае несогласия ИП ФИО1 на раздел земельного участка площадью 1626,5 кв.м., расположенного по адресу: <...> на два земельных участка площадью 812,75 кв.м. каждый, Департамент в целях реализации исключительного права КХ «Заря» на земельный участок, необходимый для эксплуатации и обслуживания, расположенного на нем объекта недвижимости, рассмотрит вопрос об обращении в суд с заявлением о разделе спорного земельного участка.

ИП ФИО1 обратился в Департамент с заявлением от 03.11.10г. об утверждении границ земельного участка, в котором просил ответчика предоставить ИП ФИО1 земельный участок, площадью 1170+14,12 кв.м, а КХ «Заря», площадью 418+14,12 кв.м. Помимо этого, ИП ФИО1 просил Департамент внести изменения в договор аренды земли от 09.01.02г., в части изменения характеристик предоставленного ИП ФИО1 земельного участка.

На основании заявления представителя ИП ФИО1 ФИО5 от 16.06.09г. Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Орловской области 24.06.09г. произведен раздел земельного участка, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером 57:25:0030405:10 на два земельных участка с кадастровыми номерами 57:25:0030405:31 и 57:25:0030405:32 площадью 1170 кв.м. и 418 кв.м., соответственно.

По результатам обращения ИП ФИО1 Департамент принял приказ от 14.12.10г. №2337 и заключил с ИП ФИО1 договор купли-продажи земельного участка от 17.12.10г. №1302, в соответствии с условиями которого ИП ФИО1 передан в собственность земельный участок площадью 1170 кв.м. кадастровый номер 57:25:0030405:31, местоположением: <...> для эксплуатации и обслуживания административного здания и сооружений.

Оспаривая законность приказа ответчика от 14.12.10г. №2337 Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает требование Пркурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.2 ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.

Пункт 3 статьи 552 ГК РФ предусматривает, что при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

Аналогичные положения содержаться в пункте 1 статьи 35 ЗК РФ, устанавливающие, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

При этом пункт 3 статьи 35 ЗК РФ предоставляет собственнику здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ.

В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 24.03.05 №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» указано, что согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В силу указанных норм, покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ) может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.

В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица-собственники зданий, строений, сооружений.

Право собственности КХ «Заря» на блок гаражей, площадью 200,3 кв.м., расположенный по адресу: <...>, подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле не оспаривается.

Приказом от 14.12.10г. №2337 Департамент произвел раздел земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030405:10, на котором располагаются объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности как ИП ФИО1, так и КХ «Заря», на основании заявления ИП ФИО1, приложенных к нему кадастровых паспортов, изготовленных по заявлению ИП ФИО1 и соглашения о разделе земельного участка от 18.05.09г., подписанное только ИП ФИО1

Из системного анализа норм гражданского и земельного законодательства (ст. ст. 271,252 ГК РФ, ст.ст.35,36, ЗК РФ) следует, что КХ «Заря» одновременно с приобретением в собственность объекта недвижимого имущества (блока гаражей) стало пользователем земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030405:10 на котором это имущество находится в силу прямого указания закона.

В силу п.4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

Пунктом 6 указанной выше нормы предусмотрено, что образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (п.8 ст.11.2 ЗК РФ).

Ответчик в отзыве на заявление и в оспариваемом приказе, в том числе, ссылается на положения ст.11.3 ЗК РФ как на норму, регулирующую порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Однако, согласно п.2 ст.11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:

1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Департамент произвел раздел земельного участка на два участка, площадью 1170 кв.м. и 418 кв.м. без письменного согласия КХ «Заря»-пользователя спорного земельного участка и по заявлению только одного из двух пользователей- ИП ФИО1

В пунктах 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных руководителем Федеральной службы Земельного кадастра России 17.02.03г., разъяснено, что определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания. Результаты согласования границ оформляются актом согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.

Доказательств, подтверждающих наличие акта согласования границ образуемых земельных участков с КХ «Заря», как собственником объекта недвижимости и пользователем земельного участка по разделу земельного участка ответчиком не представлено.

В силу пункта 4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ, то есть, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п.7ст. 36 ЗК РФ).

В соответствии с ч.4 ст.41 Градостроительного кодекса РФ при разделении земельных участков по инициативе правообладателя и подготовке землеустроительной документации размеры образованных участков не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.

В нарушение, указанных выше норм, при осуществленном варианте раздела земельного участка №57:25:0030405:10 отсутствует доступ от земель общего пользования к земельному участку №57:25:0030405:32, площадью 418 кв.м., на котором расположен блок гаражей, принадлежащих на праве собственности КХ «Заря», что в свою очередь приводит к невозможности разрешенного доступа использования расположенного на нем объекта недвижимости.

Указанное обстоятельство подтверждается:

- заключением Управления Росреестра по Орловской области от 10.02.11г., по результатам проверки соблюдения нормативно-технических требований при выполнении Орловским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» геодезических работ (межевания) по разделу земельного участка №57:25:0030405:10 (т.1 л.д.121-122);

- заключением Орловского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по результатам проведенного обследования земельных участков №57:25:0030405:31, №57:25:0030405:32 (т.1 л.д. 123-140).

В соответствии с заключением Управления Росреестра по Орловской области от 10.02.11г. геодезические работы (межевания) по разделу земельного участка №57:25:0030405:10 на два земельных участка №57:25:0030405:31, №57:25:0030405:32 выполнены Орловским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» с нарушением ст. 38 Федерального закона от 24.07.07г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п. 9 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.08г. №412.

Согласно ст.38 названного закона в межевом плане указываются сведения об образуемом земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков.

При этом, в графической части межевого плана указывается местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

Пунктом 9 Требований к подготовке межевого плана предусмотрено включение в состав межевого плана, подготавливаемого в результате кадастровых работ по образованию земельных участков путем раздела, перераспределения или выдела разделов «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» и «Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам».

В нарушение названных законодательных требований в описании по разделу земельного участка №57:25:0030405:10 в разделе «обеспечение доступа к земельным участкам» внесена недостоверная запись, что доступ к образованным земельным участкам обеспечивается через земли общего пользования.

При осмотре специалистами отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Орловской области и Орловского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» земельного участка в натуре установлено, что фактически к образованному земельному участку №2 (№57:25:0030405:32) отсутствует проезд (проход) от земельного участка общего пользования. Данный земельный участок огорожен сплошным железобетонным забором, вдоль которого проходят наземные коммуникации, с другой стороны также проходит кирпичное ограждение, с третьей стороны расположен блок гаражей ПГК «Строитель», противоположную сторону составляет граница земельного участка №57:25:0030405:31.

Согласно п.10 ст.38 Федерального закона от 24.07.07г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского, земельного и градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

В силу п.3 ст.33 ЗК РФ для целей, связанных с эксплуатацией зданий, строений и сооружений, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Как указывалось выше, раздел земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030405:10 на земельные участки площадью 1170 кв.м., с расположенным на нем административным зданием (кадастровый номер 57:25:0030405:31), принадлежащем ИП ФИО1 и площадью 418 кв.м. с расположенным на нем блоком гаражей (кадастровый номер 57:25:0030405:32), принадлежащем КХ «Заря», произведен в соответствии с вариантом, предложенным только ИП ФИО1 без согласования с КХ «Заря». При этом доказательств, свидетельствующих о достаточности, установленной в результате раздела КХ «Заря» площади земельного участка для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости ответчиком не представлено.

Кадастровые работы в отношении образованных земельных участков по обращению публичного собственника-Департамента и по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества, с целью постановки этих участков на кадастровый учет и приобретения их в собственность или аренду по правилам, предусмотренным статьей 36 ЗК РФ не проводились.

Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в случае , если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кодастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения, предусмотренного ст.29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает или выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно п.8 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителям и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Таким образом, принятие решения уполномоченным органом о предоставлении земельного участка в собственность осуществляется после утверждения проекта границ органом местного самоуправления и изготовления кадастрового паспорта.

Поскольку формирование земельных участков №57:25:0030405:31, №57:25:0030405:32 для размещения эксплуатации объектов недвижимости в установленном порядке не осуществлялось, приказ Департамента об образовании земельных участков на основании представленных ИП ФИО1 кадастровых паспортов земельных участков не отвечает требованиям ст. 36 ЗК РФ.

В пункте 2 оспариваемого приказа земельный участок с кадастровым номером 57:25:0030405:31 площадью 1170 кв.м. предоставлен в собственность ИП ФИО1 для эксплуатации и обслуживания административного здания и сооружений. Однако, доказательств наличия на этом земельном участке сооружений, принадлежащих ИП ФИО1, помимо административного здания, ответчик суду не представил, что не соответствует положениям п.1 ст. 36,37 ЗК РФ.

Исходя из условий договора аренды земельного участка от 09.01.02г. №3960 к указанным сооружениям относится блок гаражей, принадлежащих КХ «Заря».

Таким образом, произвольное определение местоположения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 57:25:0030405:31 и 57:25:0030405:32 при отсутствии согласования с другим пользователем земельного участка и собственником соседнего объекта недвижимости нарушает вышеперечисленные нормы права и законные интересы КХ «Заря» на приобретение земельного участка, необходимого и достаточного для эксплуатации и обслуживания расположенного на нем объекта недвижимости, на свободный доступ к земельному участку, на котором расположен блок гаражей от земель общего пользования и препятствует использованию объекта недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно ч.2 ст. 198 АПК РФ Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 5 статьи 200 АПК РФ, предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Департамент не представил доказательств законности приказа от 14.12.10г. №2337, в связи с чем, данный приказ, подлежит признанию его недействительным в оспариваемой части.

В силу ч.4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как видно из материалов дела Прокурору стало известно о принятии Департаментом приказа из жалобы КХ «Заря» от 12.01.11г., полученной заявителем в этот же день (т.2 л.д.9).

С заявлением в арбитражный суд по настоящему делу Прокурор обратился 19.04.11г. (т.1 л.д.4), то есть с пропуском трехмесячного срока, предусмотренного ч.4 ст. 198 АПК РФ.

Арбитражный суд считает уважительными причины пропуска Прокурором срока подачи заявления в арбитражный суд., указанные в ходатайстве от 15.07.11г., поскольку из материалов дела видно, что заявителем проводилась проверка поданной КХ «Заря» жалобы и содержащихся в ней доводов, и значительное время, в ходе проверки ушло на получение заключений компетентных органов (Управления Росреестра по Орловской области и ФФГУП «Росинвентаризация-Федеральное БТИ» Орловский филиал).

При таких обстоятельствах, ходатайство Прокурора подлежит удовлетворению, а пропущенный им по уважительной причине срок подачи заявления в арбитражный суд восстановлению, в соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ.

Департамент, в силу п.1 Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 30.04.09г. №25 является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции (т.2 л.д.40).

Статьей 105 АПК РФ предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков.

Департамент, издавая оспариваемый приказ, действовал исходя из своей компетенции, поэтому освобожден от уплаты государственной пошлины.

Прокурор при обращении в арбитражный суд не уплачивает государственную пошлину, в силу указанной выше нормы НК РФ и п.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 13.03.07г. №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

С учетом позиции Президиума Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в постановлении от 17.03.11г. №13560/10, государственная пошлина по настоящему делу уплате в федеральный бюджет не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, ч. 4 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

восстановить заявителю срок обращения в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным приказа Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 14.12.2010 г. № 2337.

Признать недействительными пункты 1, 2, 3 приказа Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 14.12.2010 г. № 2337 «Об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030405:10, местоположением: <...>, предоставлении в собственность ИП ФИО1 образованного земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030405:31 и внесении изменений в договор аренды земли от 09.01.2002 г. № 3960».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья А. А. Жернов