ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-162/15 от 16.03.2015 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Орел Дело №А48-162/2015

«19» марта 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 16.03.2015. Полный текст решения изготовлен 19.03.2105.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи А.А. Жернова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Г. Филимоновой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества Национальный банк "ТРАСТ": (ОГРН <***>), <...> к управлению Федеральной антимонопольной службе по Орловской области: <...>- ФИО1, д.21, (ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления по делу № 092-14РЗ об административном правонарушении № 125 от 11.12.2014,

при участии:

от заявителя – не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчика- ведущий специалист - эксперт управления ФИО2 (удостоверение , доверенность от 10.03.2015 № 865/04не)

установил:

дело слушалось 11.03.2015. В порядке, установленном ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации , в судебном заседании объявлялся перерыв до 16.03.2015 до 12 часов 15 минут.

Открытое акционерное общество Национальный банк "ТРАСТ" ( далее- заявитель, Банк ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области ( далее- ответчик, Управление ) о признании незаконным и отмене постановления по делу № 092-14РЗ об административном правонарушении № 125 от 11.12.2014.

Оспариваемым постановлением Банк признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 101 000 руб.

В обоснование заявленного требования Банк указал, что Управлением не доказаны факты искажения Банком смысла информации и введения в заблуждение потребителей рекламы также как и не доказано отсутствие наименования Банка в тексте. Помимо этого заявитель указал на отсутствие в материалах дела экспертного заключения о разрешающей способности человека при чтении рекламного текста, устанавливающего конкретное расстояние, с которого потребителю было бы невозможно прочесть наименование банка, текст рекламы. По мнению Банка изложенное свидетельствует о недоказанности Управлением того, что информация указанная в спорной рекламе мелким шрифтом не средствах стабильного территориального размещения не воспринимается потребителем.

Ответчик требования заявителя не признал, в письменном отзыве на заявление указал, что доводы Банка являются необоснованными и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, не опровергают выводы Управления полученные в результате рассмотрения дела № 313-14/04 РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также дела №092-14РЗ.

Заявитель в судебное заседание не явился о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Заслушав ответчика, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает, требование заявителя необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( далее -АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Как видно из материалов дела, в адрес Управления поступило заявление гражданки ФИО3, в котором сообщалось о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении наружной рекламы банка «Траст» на рекламной конструкции, установленной по адресу: <...>.

К заявлению были приложены фотоматериалы, а именно: фотографии указанной рекламной конструкции ( т.1 л.д.35-42).

По мнению гражданки ФИО3, указанная рекламная информация содержала признаки нарушений Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ ( далее- Закон о рекламе), так как часть существенной информации данной рекламной конструкции была представлена мелким шрифтом.

В результате проведенных Управлением мероприятий было установлю следующее: по адресу: <...>, рядом с проезжей частью располагалась рекламная конструкция, представляющая собой двусторонний рекламный щит, закрепленный и стоящий на опоре, демонстрация рекламы осуществлялась на поворотной основе «Призматрон» (время распространения указанной рекламы около 10 секунд).

На одной из сторон рекламной конструкции распространялась реклама банка «Траст», аналогичная рекламе, представленной гражданинкой ФИО3 на фотографиях.

Рекламное полотно было разделено визуально на три части по горизонтале В верхней части, занимающей приблизительно 60% площади рекламно конструкции большую часть занимало изображение актера Брюса Уиллиса н светло-зеленом фоне, также рядом с ним распологался следующий текст: до 12°/ траст. Кредиты. Время снижать ставки, (очень большой шрифт).

В средней части рекламы, занимающей приблизительно 20% площади рекламной конструкции был расположен следующий текст: ТРАСТ. Банк. ФИО4, 20. (4862) 76 05 57 . 8 800 775 75 75. WWW.TRUST.ru. (на темном фоне) (большой шрифт). Чуть ниже. Реклама. НБ «Траст» (ОАО) .ген. лиц. ЦБ РФ №3279. (маленький шрифт).

В нижней части рекламной конструкции, занимающей приблизительно 20% площади, на темном фоне располагался следующий текст: Процентная ставка 12% годовых предоставляется по кредитному продукту на неотложные нужды «Время снижать ставки», начиная с 37 месяца пользования кредитом. В период первых 36 месяцев пользования кредитом для начисления процентов применяется ставка 26%, 36%, 46% годовых (процентная ставка по кредиту зачитывается Банком после анализа предоставленных клиентом документов и по итогам оценки рисковых показателей, влияющш на его платежеспособность. Сумма кредита рассчитывается индивидуально:мин. -50 000 руб., макс.-300 000 руб. Срок кредита: 48 мес. Банк может отказать в выдаче кредита без объяснения причин. Требования, предъявляемые Банком к заявителю и комплекту документов, уточняйте в отделениях и на сайте Банка www.trust.ru Информация действительна на 25.11.2013г. (мелкий шрифт).

К левой нижней части указанной рекламной конструкции была прикреплена табличка: АФИША. Рекламное агентство. 73-44-43.

Кроме того, специалистами Управления дополнительно было установлено следующее: по адресу: <...>, в непосредственной близости от магазина «Европа», рядом с проезжей частью располагалась рекламная конструкция, представляющая собой двусторонний рекламный щит, закрепленный и стоящий на опоре, демонстрация рекламы осуществлялась на поворотной основе «Призматрон» (время демонстрации рекламы около 10 секунд).

На одной из сторон рекламной конструкции распространяется реклама банка «Траст», текстовая составляющая которой полностью совпадала с текстом рекламы, распространяемой по адресу: <...>.

К левой нижней части указанной рекламной конструкции была прикреплена табличка: ДРИМ 313-505.

Указанные рекламные конструкции с информацией располагались в непосредственной близости от проезжей части с интенсивным дорожным движением. Неопределенным кругом лиц, на который воздействовала данная реклама, являлись не только пешеходы, но и водители, и пассажиры автотранспортных средств.

ФИО5, а также информация, которая была выполнена большим шрифтом, хорошо была видна как пешеходам, так и водителям и пассажирам автотранспортных средств.

В указанной рекламе содержалась информация, напечатанная мелким шрифтом белого цвета на черном фоне. Она располагалась в нижней части рекламы и могла быть прочитана при непосредственном к ним приближении на близкое расстояние.

Данная реклама, ввиду особенностей рекламных конструкций (призматрон), через определенное время (приблизительно 10 секунд) сменялась на другую рекламу, т.е. время считывания рекламной информации в полном объеме было ограничено.

По факту выявленных нарушений, 09.06.2014 года Управлением было возбуждено дело №313-14/04РЗ в том числе в отношении Банка по признакам нарушений части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе ( т. 1 л.д. 42- 49).

Комиссия Управления рассмотрев материалы дела №313-14/04 РЗ, вынесла решение от 22.09.2014 № 4142/04, в котором решила:

-признать рекламы «Траст», распространявшуюся по адресу: <...>, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования
 части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе,

-признать Банк как рекламодателя, нарушившего
 требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о
 рекламе»,

-признать ООО «Эксперт Девелопмент» как рекламораспространителя, нарушившего требования части 1 статьи 28 Закона «О рекламе»,

-предписание о прекращении распространении ненадлежащей рекламы по адресу: <...>, не выдавать, в связи с прекращением ее распространения,

-выделить из дела №313-14/04 РЗ в отдельное производство материалы по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе по факту распространения рекламы «Траст» на конструкции по адресу:<...>, содержащей признаки нарушений части 7 статьи 5 , части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе», с привлечением НБ «Траст» (ОАО); ООО «Активные коммуникации»; ООО «Ваниль» в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе и ООО «Аллен-Медиа», в качестве заинтересованного лица по делу.

-производство по делу №313-14/04 РЗ в отношении ООО «Дрим Вологда» и ООО «Аллен - Медиа», в связи с отсутствием в действиях указанных лиц признаков нарушения законодательства РФ о рекламе, прекратить,

-передать материалы дела уполномоченному должностному лицу
 Орловского УФАС России для возбуждения дела об административном
 правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской
 Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Эксперт
 Девелопмент» и Банка ( т.1 л.д. 50-62).

Факт получения указанного решение заявитель не оспаривает.

01.10.2014 должностным лицом Управления по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ было возбуждено дело №092-14РЗ об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении Банка и его должностных лиц ( т. 1 л.д 140- 144).

Для рассмотрения дела №092-14РЗ определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 01.10.2014 у Банка были запрошены документы и информация.

20.10.2014 Управлением в адрес Банка было направлено заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении почтового отправления, уведомление о составлении протокола по делу об административном правонарушении. Составление протокола по делу об административном правонарушении в отношении Банка было назначено на 30.10.2014 на 11 час. 00 мин. ( т. 2 л.д. 43-45).

30.10.2014 ведущим специалистом - экспертом ФИО6 в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя Банка составлен протокол «по делу об административном правонарушении №092-14РЗ», ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. ( т. 2 л.д. 46-52).

Определением от 30.10.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении №092-14-РЗ, возбужденное в отношении Банка по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ было назначено на 13.11.2014 на 10 час. 00 мин., а затем отложено на 11.12.2014 на 14 час. 30 мин. ( т.2 л.д. 53,55-57).

Направление копий указанных протокола и опредлений, подверждается представленными в материалы дела почтовыми уведомлениями ( т. 1 л.д. 54,58).

Постановлением от 11.12.2014 № 125 Банк привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 101 000 руб. Рассмотрение административного дела и вынесение оспариваемого постановления осуществлялось ответчиком в присутствии представителя Банка ФИО7, действующей по доверенности от 09.10.2014 №1216/2014 ( т.1 л.д. 60-70 ). Факт получения указанного постановления заявителем не оспаривается.

Не согласившись с постановлением от 11.12.2014 № 125 «о наложении штрафа по делу № 092-14РЗ об административном правонарушении» », заявитель обжаловал его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходит из доказанности события вмененного в вину Банку административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусморена ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективную сторону вмененного Банку правонарушения образует нарушение законодательства о рекламе. Субъектом правонарушения выступает рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель. Субъективная сторона характеризуется виной.

К отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, применяются положения Закона о рекламе.

В пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 данного Закона).

Часть 1 статьи 5 Закона о рекламе, установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности», под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее».

Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица в обязательном порядке должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его
организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

В пункте 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу
предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Из материалов дела усматривается, что Банк привлечен к административной ответственностью по ч. 1 ст.14.3 КоАП РФ, в связи с тем, что реклама Банка, размещенная применительно к осуществляемой им экономической деятельности, не соответствовала требованиям части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку, месторасположение рекламной конструкции около проезжей части дороги, ограничивающее время считывания рекламной информации, ввиду особенностей самих рекламных конструкций, размер и форма шрифта, которым указаны условия кредитования потребителей до 12% годовых по программе «Время снижать ставки» и наименование юридического лица, оказывающего данную услугу, лишало возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только часть текста, выполненную крупным, хорошо заметным шрифтом, что могло ввести его в заблуждение относительно оказываемой услуги и лица, ее предоставляющей.

Из анализа приведенного выше содержания спорной рекламы, адресованной неопределенному кругу лиц, усматривается, что в данной рекламе сообщалось об услуге по кредитованию потребителей до 12% годовых по программе «Время снижать ставки», что представляет собой финансовую услугу.

При этом в указанной рекламе в качестве наименования лица, оказывающего данные услуги была представлена надпись ТРАСТ Банк, выполненная крупным, хорошо читаемым шрифтом.

Из указанных выше норма права, следует, что фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Надпись ТРАСТ Банк, на рекламном щите, выполненная крупным, хорошо читаемым шрифтом, но не является фирменным наименованием юридического лица, так как не содержит указание на его организационно-правовую форму.

Наименование указанного юридического лица -Открытое Акционерное Общество Национальный Банк «ТРАСТ» или НБ «ТРАСТ» (ОАО).

Данная информация присутствовала в рекламе, но была выполнена более мелким шрифтом, и могла быть прочитана при непосредственном приближении на близкое расстояние.

Указанные выше обстоятельства, в рекламе финансовых (банковских) услуг способно ввести потребителей в заблуждение относительно лица, предоставляющего эти услуги - банк или иная кредитная организация.

Присутствие в рекламе зарегистрированного товарного знака, как и отсутствие жалоб конкретных потребителей, связанных с неверным пониманием наименования банка, не свидетельствует о соблюдении Банком ФЗ «О рекламе».
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.03.2009 №15340/08 по делу №А73-4483/2008-90АП разъяснено, что отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом. В свою очередь возможность уточнения подробностей о рекламируемой банковской услуге - кредите не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Обстоятельства дела свидетельствуют, что из анализа содержания (читаемого текста) размещенной Банком рекламы видно, что в рекламе «Траст» формально присутствовали условия кредитования потребителей до 12% годовых по программе «Время снижать ставки», однако форма представления обязательной в силу закона информации, учитывая место расположение рекламы и размер шрифта на ней, исключает факт ее восприятия неопределенным кругом лиц и не позволяет потребителям воспринимать указанную рекламную информацию должным образом и в полном объеме. Кроме того, в указанной рекламе отсутствовали условия досрочного погашения кредита, прописанные в «Условиях предоставления и обслуживания кредитов на неотложные нужды», утвержденных Приказом НБ «ТРАСТ» (ОАО) от 17.01.2014г. №46-1-П.

В случае, когда сведения формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены до неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель рекламы фактически не получил предусмотренную законом информацию.
  Не воспринимаемая информация, не обеспечивающая достижение главной цели рекламы - привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, не может рассматриваться как распространенная и размещенная в установленном порядке.
Данные обстоятельства, свидетельствуют о наличии в действиях Банка объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Совершение Банком административного правонарушения подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении №092 -14-РЗ от 30. 10.2014, постановлением от 11.12.2014 № 125 о наложении штрафа по делу № 092-14-РЗ об административном праовнарушении, фотографиями решением по делу № 313 -14/04 РЗ от 12.09.2014. Указанные доказательства соответствуют критериям относимости, допустимости и достоверности.

Довод Банка о том, что факты искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителей рекламы Банком, также как и отсутствие наименования Банка в тексте Управления ничем не доказаны, является необоснованным, и не принят арбитражным судом, поскольку присутствие в рекламе сведений о наименовании лица, оказывающего финансовые услуги, напечатанных мелким, шрифтом по отношению к основному тексту, не позволяют потребителю воспринимать данные сведения и не могут рассматриваться как их наличие.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги, в рассматриваемом случае относительно наименования юридического лица, оказывающего финансовые услуги -НБ «Траст» (ОАО) и условий кредитования потребителей до 12% годовых по программе «Время снижать ставки».

Отсутствие требований действующего законодательства к размеру шрифта и цветовой гамме рекламы само по себе не означает правомерность и возможность размещения (распространения) нечитаемой рекламы (информации), смысл и содержание которой будут недоступны для восприятия потребителями.
  При этом при оценке рекламы «Траст» следовало учитывать совокупность таких особенностей размещения рекламы как: месторасположение возле проезжей части дороги, распространение рекламы на поворотной основе «Призматрон», ограниченное время считывания информации для потребителей, фактический размер шрифта, которым написаны существенные условия оказания услуги, по сравнению со шрифтом основной привлекательной информацией об услуге, высоту расположения текста. На невозможность восприятия информации могут также влиять иные факторы, ухудшающие восприятие объектов зрения: изменение освещенности, цвета надписи или фона, снижающих контраст, угла зрения.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 27.10.2014 по делу № А64-5331/2013, постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу № А36-1929/2014.

Довод Банка о том, что в материалах дела отсутствует экспертное заключение о разрешающей способности человека при чтении рекламного текста, устанавливающее конкретное расстояние, с которого потребителю было.бы невозможно прочесть наименование банка, текст рекламы, является также необоснованным, ввиду того, что какие-либо официальные правила и методики расчета, обязательные к применению антимонопольным органом при оценке рекламы, действующим законодательством РФ о рекламе не предусмотрены. Закон «О рекламе» также не устанавливает методики расчета для установления возможности восприятия потребителем размещенной рекламы.

Факт обращения в антимонопольный орган заявителя-гр. ФИО3, указывает на то, что размер шрифта на рекламе «Траст» был недостаточным для его полного и адекватного восприятия всеми потребителями рекламы и вводил их заблуждение.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина заявителя в совершении административного правонарушения установлена ответчиком и заключается в том, что Банком не были приняты все возможные меры по соблюдению требований законодательства рекламе. Банк знал о существующих требованиях законодательства о рекламе, мог или должен был предвидеть наступление последствий.

Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению заявителем соответствующих норм и правил, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах в деянии Банка Управлением обоснованно выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Наказание назначено Банку в пределах санкции части 1 статьи 14.3 КоАП РФ – 101 000руб. При этом Управлением исследовалось наличие обстоятельств как смягчающих, так и отягчающих административную ответственность . Это видно из содержания оспариваемого поставноления.

Учитывая, что факт совершения заявителем административного правонарушения подтвержден материалами дела, процедура наложения административного наказания соблюдена, суд считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, а заявленное Банком требование не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь 167-170,176 211, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленного требования отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Орловской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья А.А.Жернов