ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Орел Дело №А48-1800/2014
29 сентября 2014г.
Резолютивная часть решения объявлена 22.09.2014г.,
полный текст изготовлен 29.09.2014г.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Т.И. Капишниковой,при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И..А. Костиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям Администрации города Орла (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 302028 <...>), Управления культуры Администрации города Орла (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 302028, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 302000 <...>)
третье лицо - Муниципальное автономное учреждение культуры «Культурно – досуговый центр «Металлург» города Орла» (ОГРН <***>, ИНН<***>, адрес: 302025 <...>).
о признании недействительным ненормативного акта
при участии:
от заявителя 1 | - | заместитель начальника отдела правовой поддержки по вопросам градостроительства и землепользования правого управления ФИО1 (доверенность от 13.03.2014г. №27-д), заместитель начальника финансового управления ФИО2 (доверенность от 15.09.2014г. № 61-д); |
от заявителя 2 | - | начальник Управления культуры администрации г.Орла ФИО3 (служебное удостоверение), начальник отдела экономики, финансового контроля и бухгалтерского учета Управления культуры администрации г.Орла ФИО4 (доверенность от 16.04.14г. №2-д); |
от ответчика | - | ведущий эксперт ФИО5 (доверенность от 07.07.2014г.) |
от третьего лица | - | представитель ФИО6 (доверенность от 04.04.2014г.) |
Дело слушалось 15.09.14г., в порядке ст.163 АПК РФ в заседании объявлялся перерыв до 22.09.14г.
установил:
Администрация города Орла (далее- Администрация г.Орла, заявитель 1 ) и Управление культуры администрации города Орла (далее- Управление культуры, заявитель 2) обратились в Арбитражный суд Орловской области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее- ответчик, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 12.03.2014г. по делу №445-13/03 АЗ.( с учетом определения о процессуальном соучастии от 08.08.2014г.)
В обоснование заявленных требований Администрация г.Орла указала, что в связи с празднованием 70-й годовщины освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков и 447-летия основания города Орла, постановлением администрации города Орла от 11.06.2013г. №2696 «О мероприятиях, посвященных празднованию 70-й годовщине освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков и 447-летию основания города Орла» был утвержден План основных мероприятий, который в том числе, содержал проведение праздничного фейерверка.
Во исполнение указанного постановления и реализации плана мероприятий, постановлением администрации города Орла от 21.06.2013г. №2829 (в ред. от 09.07.2013 №3162, 07.08.2013 №3572) утвержден перечень затрат на их проведение и установлено, что денежные средства в размере 5316937, 47 руб. подлежат направлению Управлением культуры (ГРБС) в виде субсидий на иные цели на мероприятия в сфере культуры муниципальным автономным и бюджетным учреждениям.
Приказом Управления культуры администрации города Орла от 21.06.2013г. №117, как главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений культуры, предусмотрено утверждение МАУК «КДЦ Металлург» города Орла перечня затрат на организацию и проведение мероприятий, посвященных празднованию 70-й годовщины освобождения города Орла, в том числе и затрат на проведение праздничного фейерверка, в соответствии с БК РФ (ст. ст. 38.1, 158 БК РФ).
Ссылаясь на ст.ст.16,17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.2 Федерального закона от 03.11.2006г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Устав города Орла, Администрация г.Орла указывает, что предоставление субсидий на мероприятия в сфере культуры произведено в соответствии со ст. ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее- БК РФ) и не противоречит антимонопольному законодательству, в связи с чем, вывод в решении антимонопольного органа о неправомерном направлении субсидии на иные цели не соответствует действующему законодательству.
По мнению заявителя 1, администрацией не допущено нарушений Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон №94-ФЗ), предоставление субсидий автономным учреждениям производится в случае оказания ими услуг или выполнению работ для физических и юридических лиц, а не в отношении тех услуг (работ), которые оказываются непосредственно для органа местного самоуправления, как получателя этих услуг. Субсидии были предоставлены на иные цели для организации мероприятий в сфере культуры для жителей города Орла, реализация таких целей не подпадает под действие Федерального закона №94-ФЗ и не предполагает проведение конкурентных процедур.
В то же время, рынок по организации отдыха и развлечения, культуры и досуга является конкурентным и деятельность по организации праздничных городских мероприятий не относится к исключительным полномочиям органа местного самоуправления, поскольку указанной деятельностью может заниматься любое юридическое лицо.
Управление культуры указало, что в соответствии с Положением «Об управлении культуры администрации города Орла», утвержденным постановлением администрации города Орла от 09.02.2012 № 267, управление культуры обладает правами юридического лица, от имени администрации города Орла выполняет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений культуры, осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений. Одной из основных задач деятельности управления является создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города Орла услугами организаций культуры (п.2.1.1); создание условий для массового отдыха жителей города Орла (п.2.1.7).
В соответствии с п. 4.1.10 Положения управление культуры имеет право поручать подведомственным учреждениям выполнять задания по организации и проведению общегородских культурно - массовых и праздничных мероприятий, городских фестивалей, конкурсов, концертов, мероприятий и программ, проводимых администрацией города Орла, разрабатывать сценарии и осуществлять режиссуру мероприятий, определенных учредителем, как самостоятельно, так и с привлечением сторонних организаций и отдельных исполнителей на договорной основе.
Заявитель 2 указывает, что поручение Управления культуры о проведении праздничных мероприятий (в т.ч. организации фейерверка), а также выделение субсидий на иные цели, связанные с реализацией данного поручении МАУК «КДЦ «Металлург» города Орла», производилось в строгом соответствии с действующим законодательством и уставными целями.
Порядок санкционирования субсидий на иные цели (целевые субсидии) утвержден Приказом финансового управления администрации города Орла от 30.06.2011 № 44 «Об утверждении порядка санкционирования расходов муниципальных бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации». В соответствии с данным Приказом сформирован Перечень целевых субсидий управления культуры администрации города Орла на 2013 год, в котором отражаются целевые субсидии, предоставляемые в соответствующем финансовом году подведомственным управлению культуры учреждениям. Каждая субсидия имеет свой аналитический код. Субсидия бюджетным и автономным учреждениям на мероприятия в сфере культуры имеет код -5814.
Приказом управления культуры от 21.06.2013 № 117 было предусмотрено утверждение автономному учреждению культуры «Культурно - досуговый центр Металлург» города Орла перечня затрат на организацию и проведение мероприятий, посвященных празднованию 70-ой годовщины освобождения города Орла и направление денежных средств в виде субсидии на иные цели (код цели -5814).
Таким образом, по мнению заявителя 2, проведение городских праздничных мероприятий учреждением культуры (фейерверки, концерты, фестивали и т.п.), финансируемых за счет субсидий на иные цели, не противоречит действующему законодательству.
Управление культуры указывает, что ответчик делает неверный вывод о том, что организация фейерверка не являлась потребностью «МАУК КДЦ «Металлург» города Орла». Данное учреждение создано для реализации мероприятий, имеющихстатус общегородских, к числу которых относится проведение Дня города и его неотъемлемой части-фейерверка.
Ответчик требования не признал, в отзыве указал, что Администрация г.Орла, выделив согласно Постановлению № 2829 бюджетные средства в сумме 500 000 руб. на услуги по проведению фейерверка в виде субсидии на иные цели МАУК КДЦ «Металлург» через Управление культуры без проведения конкурентных процедур в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», нарушило требования пункта 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». Управление культуры, являясь главным распорядителем бюджетных средств, издав Приказ № 117 о направлении указанных денежных средств МАУК КДЦ «Металлург» для организации и проведения фейерверка без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом 94-ФЗ, нарушило требования пункта 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Город Орел удостоен звания «Город воинскойславы». Согласно п. 2 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 09.05.2006 № 68-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы» в городе Орле в День города проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты. Таким образом, на муниципальное образование, удостоенное звания «Город воинской славы» федеральным законом возложена обязанность по проведению праздничною салюта (фейерверка) в день празднования Дня города, 9 мая (День Победы),следовательно, фейерверк регулярное мероприятие, которое обязаны проводить органы власти.
Постановлением № 2696 фейерверк определен как потребность муниципального образования в получении услуги - проведение фейерверка.Услуги по проведению праздничного фейерверка на сумму 500000 руб. в соответствии с Постановлением № 2829 профинансированы Администрацией изместного бюджета. Денежные средства выделены Управлению культуры как главному распорядителю бюджетных средств для направления в виде субсидии на иные цели на организацию и проведение фейерверка МАУК КДЦ «Металлург», которым и заключен 26 июля 2013г. договор № 49 с ООО «Макс» на оказание услуг по проведению фейерверка.
Таким образом, по мнению ответчика, именно Администрация явилась организатором проведения фейерверка, она назначила ответственным за проведение мероприятия Управление культуры, поручив ему направить бюджетные средства в виде субсидий на иные цели автономному учреждению без размещения заказа на проведение фейерверка в установленном порядке. Управление культуры, как главный распорядитель бюджетных средств, направило денежные средства МАУК КДЦ «Металлург», не приняв мер к размещению заказа на проведение фейерверка, и способствовало закупке услуги без учета требований законодательства о размещении заказа.
Ссылаясь на п.17 ч.1 ст.16, ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.ч.1,7 ст.2, ч.1 ст.4 Федерального закона от 03.11.2006г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», п.31 ст.24 Устава города Орла, ответчик указал, что проведение фейерверка явилось массовым зрелищным (культурно - массовым) мероприятием в связи с празднованием Дня города, проводимым на территории муниципального образования в интересах этогомуниципального образования,организатором проведения которого явилась администрация г.Орла, которая действовала в рамках своих полномочий по решению вопросов местного значения. Проведение фейерверка профинансировано за счет средств местного бюджета согласно Постановлению № 2829 и Приказу № 117. Кроме того, денежные средства в сумме 500 000 руб. для проведения фейерверка были выделены городу Орлу изобластного бюджета распоряжением Правительства Орловской области от 24.07.2013 № 281-р в виде дотации па поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов). Согласно п.2 Порядка предоставления из областною бюджет дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированностибюджетов муниципальных районов (городских округов) Орловской области, утв. постановлением Правительства Орловской области от 14.03.2012 № 74, дотации на сбалансированность бюджетов предоставляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) Орловской областис целью оказанияфинансовойпомощи для реализации ими полномочий по решению вопросов местного значения.
Ссылаясь на ч.2 ст.3 Федерального закона № 94-ФЗ антимонопольный орган считает, что проведение фейерверка является муниципальной нуждой.
Определением арбитражного суда Орловской области от 08.08.2014г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное автономное учреждение культуры «Культурно – досуговый центр «Металлург» города Орла» (далее-МАУК КДЦ «Металлург). В письменном отзыве по делу третье лицо указало, что Постановлением администрации города Орла от 01.03.2011 № 566 было создано муниципальное автономное учреждение культуры «Культурно - досуговый центр «Металлург» города Орла», основной целью деятельности которого (на основании решения Орловского городского Совета народных депутатов от 24.02.2011 № 75/1212-ГС «Об установлении целей, условий и порядка деятельности муниципального автономного учреждения культуры «Культурно - досуговый центр «Металлург» города Орла») установлено «оказание услуг в сфере культуры». Учредителем МАУК КДЦ «Металлург» от имени муниципального образования «Город Орел» выступила администрация города Орла в лице Управления культуры администрации города Орла.
Устав МАУК КДЦ «Металлург» предусматривает одним из видов деятельности учреждения «организацию и проведение культурно-массовых и зрелищных городских мероприятий, посвященных основным государственным и христианским праздникам, как на своей площадке, так и на открытых площадках города, на площадках сторонних учреждений, предприятий и организаций».
Ссылаясь на ст.4 Федерального закона от 03.11.2006г №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» третье лицо указывает, что основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Субсидии на иные цели предоставляются автономным учреждениям на финансовое обеспечение мероприятий не связанных с выполнением муниципального задания, носят непостоянный (разовый) характер, то есть предоставляются на финансовое обеспечение расходов самого учреждения.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.
12.03.2014г. Управлением ФАС по Орловской области принято решение по делу № 445-13/03 АЗ, в соответствии с которым признан факт нарушения Администрацией города Орла, Управлением культуры администрации города Орла пункта 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции»(п.1). Пунктами 2 и 3 резолютивной части решения указано на то, что предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства не выдавать, так как акты и действия носили срочный характер и завершились в 2013г., передать должностному лицу Управления материалы дела для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Основанием для вынесения решения от 12.03.2014г. (резолютивная часть объявлена 26.02.2014г.) по делу № 445-13/03 АЗ послужили следующие обстоятельства.
Постановлением Администрации г.Орла от 11.06.2013 № 2696 «О мероприятиях, посвященных празднованию 70-й годовщины освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков и 447-летию основания города Орла» (далее - Постановление № 2696) были утверждены план организационных мероприятий по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков и 447-летию основания города Орла и план основных мероприятий, посвященных празднованию 70-й годовщины освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков и 447-летию основания города Орла.
Постановлением Администрации от 21.06.2013 № 2829 «Об утверждении примерного перечня затрат на организацию и проведение мероприятий, посвященных празднованию Дня города и 70-ой годовщины освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков и 447-летию основания города Орла» (с изменениями от 09.07.2013 № 3162) (далее - Постановление № 2829) было предусмотрено финансирование Управления культуры в сумме 4 325 152 рублей (как главного распорядителя бюджетных средств). Согласно п. 3 Постановления № 2829 Управление культуры должно было направить указанные выше средства «муниципальным автономным и бюджетным учреждениям культуры в вид субсидии на иные цели на мероприятия в сфере культуры и казённому учреждению в виде финансирования на организацию и проведение праздничных мероприятий».
04.07.2013г. Администрация г.Орла обратилась с письмом к Губернатору Орловской области с просьбой о выделении муниципальному образованию «город Орел» денежных средств для организации праздничного салюта в честь 70-летия освобождения города Орла и Орловской области от фашистских захватчиков.Распоряжением Правительства Орловской области от 24.07.2013 № 281-р утверждено распределение дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов), согласно которому городу Орлу выделена дотация в размере 500 000 руб.
Согласно приложению № 21 к решению Орловского городского Совета народных депутатов от 20.12.2012 № 28/0493 ГС «О бюджете города Орла на 2013 год и на плановый период 2014 - 2015 годов» Управление культуры является главным распорядителем бюджетных средств.
В соответствии с приказом Управления культуры от 21.06.2013 № 117, изданным во исполнение Постановления № 2696, муниципальным учреждениям культуры, в том числе МАУК КДЦ «Металлург», было поручено выступить организаторами и провести утвержденные Постановлением № 2696 мероприятия, а также представить перечни затрат на организацию и проведение мероприятий; отделу экономики, финансового контроля и бухгалтерского учета Управления культуры направить бюджетным и автономным учреждениям денежные средства в виде субсидии на иные цеди, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг, на проведение мероприятий в сфере культуры (код цели - 5814), за счет средств, предусмотренных в бюджете города Орла на 2013 год по разделу «Организация общегородских, праздничных мероприятий», в соответствии с утвержденными перечнями затрат.
Для проведения праздничного фейерверка представлены коммерческие предложения ООО «Макс» (г. Орел), ООО «Фейерверк-Мастер» (г. Белгород), ООО «Русский фейерверк-Брянск» (г. Брянск), АОЗТ «Пиротехническая коллекция (г. Москва).
По результатам рассмотрения составлено экономическое обоснование, которое было предложено на рассмотрение Наблюдательного Совета МАУК «КДЦ «Металлург», утвержденного приказом Управления культуры 15.03.2011 № 39. Согласно Протоколу заседания наблюдательного совета МАУК «КДЦ «Металлург» от 23.07.2013г. № 20 выдано положительное заключение на оформление договорных отношений с ООО «Макс» на проведение праздничного фейерверка 5 августа 2013 года в рамках мероприятий посвященных празднованию Дня города и 70-й годовщине освобождения города Орла от фашистских захватчиков и 447-летию основания города Орла на сумму 500 000 руб.
26.07.2013г. МАУК КДЦ «Металлург» был заключен с ООО «Макс» договор № 49 на оказание услуг по проведению фейерверка. По результатам проведения 5 августа 2013 года фейерверка составлен акт выполненных работ-услуг № 53 от 05.08.2013.После чего МАУК КДЦ «Металлург» составлен фактический перечень затрат на организацию и проведение мероприятий, посвященных празднованию 70-й годовщины освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков и 447-летию основания города Орла, согласно которому общая сумма затрат на проведение праздничных мероприятий МАУК КДЦ «Металлург» составила 2 223 816,3 руб., из которых услуги по проведению праздничного фейерверка составили 500 000 руб. в соответствии с договором № 49 от 26.07.2013 и актом выполненных работ-услуг № 53 от 05.08.2013.После оформления указанных документов постановлением Администрации от 07.08.2013 № 3572 были внесены изменения в постановление Администрации от 21.06.2013 № 2829 об увеличении финансирования праздничных мероприятий до 5 316 937 руб. 47 копю, из которых 500 000 руб. предусмотрено на услуги по проведению фейерверка. ООО «Макс» произведена оплата выполненных работ-услуг в сумме 500 000 руб. платежным поручением № 3251134 от 08.08.2013г.
Антимонопольным органом сделан вывод, что проведение фейерверка является муниципальной нуждой, для удовлетворения которой необходимо соблюдение требований Закона № 94-ФЗ, ввиду следующего. Город Орел удостоен звания «Город воинской славы». Согласно п. 2 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 09.05.2006 № 68-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы»» в городе Орле в День города проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты. Таким образом, на муниципальное образование, удостоенное звания «Город воинской славы» федеральным законом возложена обязанность по проведению праздничного салюта (фейерверка) в день празднования Дня города, 9 мая (День Победы); в соответствии с частью 4 статьи 4 Устава города Орла Днем города Орла является 5 августа. Следовательно, фейерверк - регулярное (ежегодное) мероприятие, проводимое органами местного самоуправления. Организатором мероприятий, посвященных празднованию Дня города на территории муниципального образования «город Орел», явилась администрация г.Орла. В связи с этим принято Постановление № 2696, предусматривающее в числе праздничных мероприятий проведение фейерверка, ответственными за проведение которого назначены ФИО3 (начальник Управления культуры), а также ФИО7 (начальник отдела по гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), ФИО8 (начальник отдела по взаимодействию с правоохранительными органами). Таким образом, Постановлением № 2696 фейерверк определен как потребность муниципального образования в получении услуги - проведение фейерверка. Проведение показов фейерверков представляет массовое зрелищное мероприятие с применением пиротехнических изделий технического назначения (ГОСТ 51270-99, утв. Постановлением Госстандарта России от 27.04.1999 № 135) и требует обеспечение безопасности при его проведении. Услуги по проведению праздничного фейерверка на сумму 500000руб. в соответствии с Постановлением № 2829 профинансированы Администрацией из местного бюджета. Денежные средства были выделены Управлению культуры как главному распорядителю бюджетных средств для направления в виде субсидии на иные цели на организацию и проведение фейерверка МАУК КДЦ «Металлург», который 26.07.2013г. заключил договор № 49 на оказание услуг по проведению фейерверка с ООО «Макс».Таким образом, именно Администрация явилась организатором проведения фейерверка. Она назначила ответственным за проведение мероприятия Управление культуры, поручив ему направить бюджетные средства в виде субсидий на иные цели автономному учреждению без размещения заказа на проведение фейерверка в установленном порядке. Управление культуры как главный распорядитель бюджетных средств направило денежные средства МАУК КДЦ «Металлург», не приняв мер к размещению заказа на проведение фейерверка, и обеспечило проведение фейерверка без размещения заказа.В целях уклонения от осуществления процедуры размещения заказа Администрация направила через главного распорядителя бюджетных средств -Управление культуры бюджетные средства (500 000 руб.) МАУК КДЦ «Металлург» в виде субсидий на иные цели, которые по закону таковыми не являются.
Решение от 12.03.2014г. (резолютивная часть объявлена 26.02.2014г.) по делу № 445-13/03 АЗ было оспорено в арбитражный суд.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требования заявителей подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации определяет Федеральный закон от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (ч.1 ст.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ).
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»(далее- Закон о конкуренции) целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закон о конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Для квалификации действий по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить запрещенные законом и совершенные субъектами, перечисленными в данной статье, действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка (сферы обращения определенного товара либо взаимозаменяемых товаров).
Закрепленный приведенной нормой запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Под конкуренцией согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции определены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции и включают в себя сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Таким образом, для признания действий органов местного самоуправления нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы такие действия приводили или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и не были основаны на законе.
Постановлением администрации г.Орла от 09.02.2012 № 267 утверждено Положение «Об управлении культуры администрации города Орла»(т.1, л.д.46-53), согласно которому Управление культуры является структурным подразделением администрации города Орла (п.1.1.), обладает правами юридического лица, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, от имени администрации города Орла выполняет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений культуры (пп.1.3-1.5).
К числу задач, возложенных на Управление культуры относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города Орла услугами организаций культуры (п.2.1.1); создание условий для массового отдыха жителей города Орла (п.2.1.7), координация деятельности подведомственных учреждений.(п.2.1.9).
Основными функциями Управления культуры являются: осуществление полномочий учредителя в отношении подведомственных учреждений (п.3.1.2), осуществление финансового обеспечения деятельности подведомственных учреждений в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до МКУК, а также в виде субсидий, предоставляемых МБУК, МБОУДОД и МАУК(п.3.1.10), организация и проведение в г.Орле культурно-массовых мероприятий, посвященных общегосударственным и христианским праздникам (п.3.1.21), осуществление функций главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов в отношении подведомственных учреждений (п.3.1.31)
В соответствии с п. 4.1.10 Положения управление культуры имеет право поручать подведомственным учреждениям выполнять задания по организации и проведению общегородских культурно - массовых и праздничных мероприятий, городских фестивалей, конкурсов, концертов, мероприятий и программ, проводимых администрацией города Орла, разрабатывать сценарии и осуществлять режиссуру мероприятий, определенных учредителем, как самостоятельно, так и с привлечением сторонних организаций и отдельных исполнителей на договорной основе.
Постановлением администрации города Орла от 01.03.2011 № 566 «О создании муниципального автономного учреждения культуры «Культурно-досуговый центр «Металлург» города Орла» было создано муниципальное автономное учреждение культуры «Культурно - досуговый центр «Металлург» города Орла» (далее- МАУК КДЦ «Металлург») , учредителем которого от имени муниципального образования «Город Орел» выступает администрация г.Орла в лице Управления культуры администрации г.Орла(т.1,л.д.30-31).
Согласно Решению Орловского городского Совета народных депутатов от 24.02.2011 N 75/1212-ГС "Об установлении целей, условий и порядка деятельности муниципального автономного учреждения культуры "Культурно-досуговый центр "Металлург" города Орла" основной целью деятельности вновь создаваемого муниципального автономного учреждения культуры "Культурно-досуговый центр "Металлург" города Орла" является оказание услуг в сфере культуры.
Уставом МАУК КДЦ «Металлург», утв.приказом Управления культуры от 01.03.2011 № 25, установлено, что автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности (п.1.9), основной задачей автономного учреждения является, в том числе, создание оптимальных условий для организации досуга и обеспечения жителей и гостей города Орла услугами, предоставляемыми Учреждением.(п.2.2.). Пункт 2.3. Устава МАУК КДЦ «Металлург» предусматривает одним из видов деятельности учреждения организацию и проведение культурно-массовых и зрелищных городских мероприятий, посвященных основным государственным и христианским праздникам, как на своей площадке, так и на открытых площадках города, на площадках сторонних учреждений, предприятий и организаций. Автономное учреждение вправе осуществлять и иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. (т.1, л.д.77-89).
Для выполнения уставных целей МАУК КДЦ «Металлург» согласно п.4.2 Устава имеет право заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами, не противоречащие действующему законодательству и целям деятельности автономного учреждения.
В силу п.3.6. Устава источниками формирования финансовых ресурсов Автономного учреждения являются средства субсидий из бюджета муниципального образования «Город Орел», поступления денежных средств от главного распорядителя (Учредителя), доходы от платных услуг, доходы от организации культурно-массовых и спортивных мероприятий, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц и т.д.
Пунктом 5.2 Устава МАУК КДЦ «Металлург» установлено, что к компетенции учредителя относится формирование муниципального задания для Автономного учреждения в соответствии с предусмотренной уставом его основной деятельности.
Органами управления МАУК КДЦ «Металлург», согласно п. 5.3. Устава, являются: Наблюдательный совет, состоящий из представителей органов местного самоуправления и общественности, в т.ч. лиц, имеющих заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности., представителей работников автономного учреждения, и руководитель-директор автономного учреждения.
В оспариваемом решении от 12.03.2014г. по делу № 445-13/03 АЗ ответчиком сделан вывод, что Администрация г.Орла, выделив Управлению культуры бюджетные средства для направления МАУК КДЦ «Металлург» в виде субсидий на иные цели (для проведения праздничного фейерверка), которые таковыми по закону не являются, и не проведя публично и гласно (в рамках законодательства о размещении заказов) выбор исполнителя услуг по проведению праздничного фейерверка 5 августа 2013 года в городе Орле, необоснованно воспрепятствовала осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Управление культуры как главный распорядитель бюджетных средств, направив бюджетные средства МАУК КДЦ «Металлург» в виде субсидий на иные цели (для проведения праздничного фейерверка), которые таковыми по закону не являются и не проведя публично и гласно (в рамках законодательства о размещении заказов) выбор исполнителя услуг по проведению праздничного фейерверка 5 августа 2013 года в городе Орле, необоснованно воспрепятствовала осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
В соответствии с ч.2 ст.3 Федерального Закона РФ от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
Согласно ч.1 ст.4 Закона о размещении заказов государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.
Исходя из анализа вышеуказанных норм, применительно к спорным правоотношениям можно сделать вывод, что для утверждения о том, что спорные услуги являются муниципальными нуждами, необходимо доказать не только сам факт финансирования этих мероприятий за счет средств местного бюджета, но и то, что получателем конкретных услуг или работ является муниципальное образование «Город Орел» в лице администрации г.Орла.
Арбитражный суд не принимает довод ответчика о том, что в данном случае подлежит исследованию товарный рынок оказания услуг по организации фейерверков.
В статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дается следующее определение товарного рынка - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами, при этом под понятием товар понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Как следует из постановления Администрации г.Орла от 11.06.2013г. № 2696 «О мероприятиях, посвященных празднованию 70-ой годовщины освобождения г.Орла от немецко-фашистских захватчиков и 447-летия основания города Орла» ( с учетом изменений) план организационных мероприятий включал более 30 видов культурно-массовых мероприятий, проходивших в период с 18.07.13г. по 05.08.2013г., одним из пунктов плана явился праздничный фейерверк (т.1, л.д.54-76), финансирование также выделялось на все культурно-массовые мероприятия в рамках празднования 70-ой годовщины освобождения г.Орла от немецко-фашистских захватчиков и 447-летия основания города Орла, организация и проведение праздничных мероприятий поручалось МКУК «ЦБС г.Орла», МБУК «Детский парк», МБУК «Ансамбль танца «Славица», МАУК «Городской парк культуры», МАУК КДЦ «Металлург» (т.1, л.д.90-91), т.е. в данном конкретном случае следует говорить о товарном рынке по организации отдыха и развлечения, культуры и спорта, а не о товарном рынке по организации фейерверков.
В то же время рынок по организации отдыха и развлечения, культуры и спорта является конкурентным и деятельность по организации концертов и гастролей не относится к исключительным полномочиям органа местного самоуправления, поскольку указанной деятельностью может заниматься любое юридическое лицо.
В соответствии с п.17-20 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится: создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа; обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа; создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
При этом Закон N 131-ФЗ не содержит указаний на то, что организация массовых мероприятий, в том числе посвященных Дню города, относится к исключительным полномочиям органа местного самоуправления.
Согласно частям 1, 7 статьи 2 Федерального закона N 174-ФЗ от 03.11.2006 "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 указанной статьи.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее по тексту - Федеральный закон N 174-ФЗ) финансовое обеспечение основной деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников. Под основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, направленная на достижение целей, ради которых данное учреждение создано. При этом учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно.
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным отнесены ассигнования на субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. При этом бюджетными ассигнованиями на оказание государственных (муниципальных) услуг согласно ст. 69.1 БК РФ являются ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.
В силу ст. 4 (п. п. 1 и 2) Федерального закона N 174-ФЗ основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с п. 4 ст. 4 указанного Федерального закона финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Согласно ст. 4 (ч. 5) Федерального закона N 174-ФЗ условия и порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются: Правительством РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Таким образом, реализовать свои полномочия администрация может как самостоятельно, так и через создание и деятельность подведомственных ему учреждений, в том числе, путем выделения такому учреждению субсидий.
В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (далее - БК РФ) даны основные понятия. Так, под государственными (муниципальными) услугами (работами) понимаются - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами; государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
Согласно ст. 69.2 БК РФ, государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать: определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).
В силу ст. 78.1 БК РФ, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Постановлением Администрации г.Орла от 30.12.2011г. № 4252
"Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из бюджета города Орла субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), а также субсидий на иные цели" в соответствии со ст.ст.69.2, 78.1 БК РФ утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из бюджета города Орла субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), а также субсидий на иные цели. (т.1, л.д.32-45). Пунктом 1 Порядка установлено, что субсидии муниципальным бюджетным и автономным учреждениям из бюджета города Орла предоставляются на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) или на иные цели в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью бюджета города Орла и бюджетными росписями главных распорядителей средств бюджета города Орла, осуществляющих функции и полномочия учредителей и (или) уполномоченного органа соответствующих учреждений.
Объем субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания определяется на основании нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества муниципального учреждения, закрепленного за муниципальными бюджетными и автономными учреждениями учредителем и (или) уполномоченным органом (далее - учредитель) или приобретенного муниципальными бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия собственника).(п.2)
Пунктами 6, 8 Порядка установлено, что субсидии на иные цели предоставляются на финансовое обеспечение иных целей бюджетных и автономных учреждений, не связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ), включая расходы на проведение текущего и (или) капитального ремонта, приобретения оборудования, исполнения публичных нормативных обязательств, реализации муниципальных целевых программ, областных целевых программ, федеральных целевых программ и в других целях в соответствии с действующим законодательством.
Субсидии муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели предоставляются в соответствии с соглашением о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, заключаемым между учредителем и муниципальным бюджетным (или автономным) учреждением.
Порядок санкционирования субсидий на иные цели (целевые субсидии) утвержден Приказом финансового управления администрации города Орла от 30.06.2011 № 44 «Об утверждении порядка санкционирования расходов муниципальных бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
Исходя из анализа Устава МАУК КДЦ «Металлург», Порядка определения объема и условий предоставления из бюджета города Орла субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), а также субсидий на иные цели, арбитражный суд делает вывод, что МАУК КДЦ «Металлург» вправе заниматься организацией и проведением культурно-массовых и зрелищных городских мероприятий, посвященных основным государственным и христианским праздникам (в том числе Дня города 5 августа), как на своей площадке, так и на открытых площадках города Орла, как собственными силами, так и с привлечением иных лиц, расходы на проведение которых, Автономное учреждение получает через субсидии на иные цели.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что выделение, использование и контроль за целевым использованием средств бюджета города Орла, выделенных для предоставления субсидий, в том числе для празднования Дня города 5 августа 2013г., осуществлялся Управлением культуры и органами финансового контроля города Орла в соответствии с Постановлением Администрации города Орла от 30.12.2011 N 4252 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из бюджета города Орла субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), а также субсидий на иные цели", Приказом финансового управления администрации города Орла от 30.06.2011 № 44 «Об утверждении порядка санкционирования расходов муниципальных бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации», что подтверждается представленными в материалы дела документами.
Таким образом, услуги автономным учреждением должны оказываться юридическим и физическим лицам, но не органам исполнительной власти.
Потребителями культурно-массовых и зрелищных мероприятий- услуг автономного учреждения -5 августа 2013г. являлись жители и гости г.Орла.
Арбитражный суд Орловской области считает, что ответчик не доказал, что организация и проведение культурно-массовых и зрелищных мероприятий в День города 5 августа, в т.ч. проведение фейерверка, является муниципальной нуждой, и что получателем такой услуги является Муниципальное образование «Город Орел» в лице Администрации г.Орла.
Отличие муниципальных услуг от муниципальной нужды заключается в том, что получателем муниципальной услуги выступают физические лица и юридические лица, а не орган местного самоуправления. Следовательно, анализ БК РФ позволяет прийти к выводу, что предоставление субсидий автономным учреждениям производится в случае выполнения ими муниципальных заданий по оказанию услуг или выполнению работ физическим и юридическим лицам, а не в отношении тех услуг (работ), которые оказываются для органа местного самоуправления в целях обеспечения муниципальных нужд. Соответственно, если получателем муниципальной услуги является орган местного самоуправления, такие услуги государственный заказчик должен проводить через процедуру размещения заказа.
При таких обстоятельствах, ответчик не доказал, что действия администрации г.Орла и Управления культуры повлекли ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке. В связи с чем, суд считает необоснованным довод антимонопольного органа о том, что администрация г.Орла, не проведя публично и гласно (в рамках законодательства о размещении заказов) выбор исполнителя услуг по проведению праздничного фейерверка 5 августа 2013 года в городе Орле, а Управление культуры , как главный распорядитель бюджетных средств, направив бюджетные средства МАУК КДЦ «Металлург» в виде субсидий на иные цели (для проведения праздничного фейерверка), которые таковыми по закону не являются и не проведя публично и гласно (в рамках законодательства о размещении заказов) выбор исполнителя услуг по проведению праздничного фейерверка 5 августа 2013 года в городе Орле, необоснованно воспрепятствовали осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
В спорный период у автономных учреждений отсутствовала нормативно закрепленная обязанность по освоению бюджетных средств в соответствии с конкурсными процедурами. Правовое значение имеет лишь их целевое и эффективное с точки зрения решаемых задач использование.
Таким образом, арбитражный суд считает, что выдача Управлением культуры задания для автономного учреждения на организацию культурно-массовых мероприятий в День города, в том числе по проведению фейерверка в целях оказания услуги населению не противоречит антимонопольному законодательству.
В данном случае собранными по делу доказательствами ответчик не доказал, что предоставление автономному учреждению субсидий на иные цели при наличии у органа местного самоуправления обязанности осуществлять финансирование затрат учреждений культуры, а также расходование Учреждением данных средств на организацию культурно-развлекательных мероприятий для жителей и гостей города, влечет какие-либо ограничения и препятствования осуществлению предпринимательской деятельности иных хозяйствующих субъектов.
Для квалификации соответствующих нарушений антимонопольного законодательства обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих действительные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями. Констатация тех или иных действий органов местного самоуправления, препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, сама по себе не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания этих органов нарушившими требования части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
В силу ч.1 ст. 65, ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Поскольку УФАС по Орловской области не доказало факт нарушения администрацией г.Орла и Управлением культуры антимонопольного законодательства, следовательно, п.1 оспариваемого решения антимонопольного органа, в соответствии с которым признан факт нарушения Администрацией города Орла, Управлением культуры администрации города Орла пункта 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», не соответствует закону и нарушает права и законные интересы администрации г.Орла и Управления культуры.
Согласно ч. 2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В части требования о признании недействительными п.2 и 3 резолютивной части решения УФАС по Орловской области 12.03.2014г. по делу № 445-13/03 АЗ, в соответствии с которыми предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства не выдавать, так как акты и действия носили срочный характер и завершились в 2013г., передать должностному лицу Управления материалы дела для решения вопроса о возбуждении административного производства, арбитражный суд считает, что применительно к ст.198 АПК РФ заявители не доказали, что данными пунктами нарушены их права и законные интересы. Как установлено в ходе судебного разбирательства административный материал в отношении заявителей не составлялся, кроме того, постановления о привлечении к административной ответственности обжалуются самостоятельно по правилам главы 25 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать п.1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 12.03.2014г. по делу №445-13/03 АЗ недействительным.
В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья Т.И. Капишникова