ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-2245/2023 от 16.11.2023 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Орёл                                                                                                 дело № А48-2245/2023

16 ноября 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 09.11.2023

Решение в полном объёме изготовлено 16.11.2023

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Кияйкина И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сорокиной К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации Колпнянского района Орловской области (303410, <...> ИНН <***>, ОГРН <***>) к Акционерному обществу «Газпром газораспределение Орел» (302028, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

об обязании обратиться в суд с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество в отношении 46 объектов газоснабжения, состоящих на кадастровом учёте как бесхозяйные объекты газоснабжения, общей протяженностью 48136 км., согласно приложению № 2 к исковому заявлению,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

1) Межрегионального территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (300041, <...>),

2) Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области (302030 <...>),

3) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (302028, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),

4) Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Орел» (302028, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии в судебном заседании:

от истца – представитель ФИО1 (доверенность от 09.01.2023),

от ответчика – представитель ФИО2 (доверенность от 01.01.2023),

от третьих лиц представители не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Колпнянского района Орловской области (далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Газпром газораспределение Орел» (далее – ответчик, АО «Газпром газораспределение Орел») об обязании обратиться в суд с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество в отношении 46 объектов газоснабжения:

1) газопровод высокого и низкого давления, ШРП п. Колпна Газовый участок, протяженность 419,0 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н,пгт. Колпна, Газовый участок, 02.07.1996 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный, ШРП 1 шт.;

2) газопровод низкого давления <...> протяженность 104,0 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, пер. 1-ый Торговый, 22.07.1998 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – надземный;

3) газопровод низкого давления <...> протяженность 104,0 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, пер. Заводской, 01.12.1998 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – надземный;

4) газопровод низкого давления <...>­ протяженность 600 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, пер. 2-й Комсомольский, 27.06.1997 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – надземный;

5) газопровод низкого давления <...>, протяженность Комсомольские 1421,80 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, пер. 2-й Комсомольский, 02.02.1998 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный-24,8 надзем­ный-13 97;

6) газопровод низкого давления по пер. 8. Марта, ул. 8 Марта, п. Колпна, протяженность 1131,30 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, по пер. 8 Марта, ул. 8 Мар­та, 25.08.1998 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – надземный;

 7) газопровод низкого давления <...> Железнодорожная, пер. 1-й Интернациональ­ный, протяженность 1410,10 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. Ботвинкова, Железно­дорожная, пер. 1-й Интернациональный, 25.08.1998 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный-253,4, надземный-1156,7;

8) газопровод низкого давления по ул. Буденного пгт. Колпна, протяженность 286,30 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, по ул. Буденного, 27.06.1997 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный-284,3, надземный-2, ЭЗУ СКМЗ;

9) газопровод низкого давления <...>­ протяженность 790,90 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. Во­рошилова, 25.08.1998 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный-96,4 надзем-ный-694,5;

10) газопровод низкого давления <...> протяженность 609,20 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. Гре­кова, 22.09.1998 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный-16,2 надзем-ный-593;

11) газопровод низкого давления по ул. Дзержинского п. Колпна, протяженность 167,80 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. Дзержинского, 22.09.1998 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – надземный;

12) газопровод низкого давления <...>­ протяженность 536,70 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. Же­лезнодорожная, 13.07.1998 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный 44,7, надзем­ный 491;

13) газопровод низкого давления <...>­ протяженность 2005,10 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. Ин­тернациональная, 25.08.1998 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный 100,0 надзем­ный 1905;

14) газопровод низкого давления <...>­ протяженность 230,0 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, Колпна, ул. Ин­тернациональная, 25.08.1998 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – надзем­ный;

15) газопровод низкого давления <...>­ (для д. № ЗА; 4; 6; 9; 10; 12; 14), протяженность 163,50 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. К. Маркса (для д. № ЗА; 4; 6; 9; 10; 12; 14), 22.09.1998 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – надзем­ный;

16) газопровод низкого давления к жилым домам № 53, 47, 43, 41 ул. Комсомольская п. Колпна, протяжен­ность 175,0 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. Комсомольская, 02.02.1998 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – надзем­ный;

17) газопровод низкого давления на газификацию ул. ФИО3, Садовая, 50 лет Победы п. Колпна, протя­женность 1786,30 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. ФИО3­, Садовая, 50 лет Победы, 17.11.1999 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный-200,3, надземный-1586;

18) газопровод высокого давления, ШРП <...> ФИО3, 50 лет Победы, протяженность 610,40 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. ФИО3­, Садовая, 50 лет Победы, 17.11.1999 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный-608,8, надземный-1,6;

19) газопровод низкого давления, пгт. Колпна ул. Нагорная протяженность 1541,0 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. Нагорная, 25.08.1998 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – надземный;

20) газопровод низкого давления ул. Октябрьская - не­четная сторона п. Колпна, протяженность 480,30 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. Ок­тябрьская - нечет­ная сторона п. Колпна, 22.09.1998 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – надземный;

21) газопровод низкого давления <...>­ протяженность 122,0 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. Ок­тябрьская, 22.09.1998 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – надземный;

22) газопровод высокого давления, ШРП <...> протяженность 143,10 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. Ок­тябрьская, 29.07.1999 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный-139,2, надземный-3,10,ШРП;

23) газопровод низкого давления ул. Октябрьская, пер I и II Октябрьские п. Колпна, протяженность 1473,0 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. Ок­тябрьская, пер I и II Октябрьские, 29.07.1999 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный-22, надзем­ный-1451;

24) газопровод низкого давления <...>­ Ленина, Торговая, Набережная, пер 1 и 2-й Ле­нинский, пер. Свободы, протяженность 2469,70 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. Со­ветская, Ленина, Торговая, Набереж­ная, пер 1 и 2-й Ле­нинский, пер. Сво­боды, 23.05.1997 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный-23,7 надземный-2446;

25) газопровод низкого давления по ул. Титова н.п. Колпна, протяженность 1312,0 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. Титова, 27.06.1997 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – надземный;

26) газопровод низкого давления <...> протяженность 136,60 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. Ти­това, 13.01.1997 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный-21,6, надзем-ный-115;

27) газопровод низкого давления <...>­ протяженность 1342,30 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. Тургенева, 29.07.1999 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный-51,3 надзем-ный-1291,1;

28) газопровод низкого давления <...>­ протяженность 260,0 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. Тургенева, 17.11.1999 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки - надземный;

29) газопровод низкого давления <...> протяженность 2277,40 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. Фрунзе, ул. Суворо­ва, 22.09.1998 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки - подземный-68,6 надзем-ный-2208,8;

30) газопровод высокого и низкого давления, <...> протяженность 2534,50 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, пгт. Колпна, ул. Ко­марова, ул. Чкалова, 29.07.1999 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки - подземный-21, надзем-ный-2513,5, ШРП 1 шт.;

31) газопровод среднего давления в н.п. Михайловка Колпнянского р-на ГРПШ-400-2шт, протяженность 835,50 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, Карловское с/п, н.п. Михайловка, 14.10.2003 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки - подземный-823, надзем­ный-12,5, ГРПШ-400 2 шт.;

32) газопровод низкого давления н.п. Шушляпино Колпнянского района, протяженность 3601,0 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, Карловское с/п, н.п. Шушляпино, 29.10.2001 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки - надзем­ный, ШРП 1 шт.;

33) газопровод низкого давления, н.п. Михайловка, Колпнянского района, протяженность 1419,50 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, Карловское с/п, 14.10.2003 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки - подземный-1417, надзем-ный-2,5;

34) газопровод высокого давления в н.п. Спасское, Бе­лый Колодезь Колпнянского р-на Орловской области, протяженность 10880,0 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, Белоколодезьское с/п, н.п. Михайлов­ка, 12.10.2007 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки - подземный-10874, надземный-6; ГРПШ-13-4В-У1 1шт, ГРШП-0,3 БМ-04-2У1 2 шт.;

35) газопровод высокого давления в н.п. Кривая Балка Колпнянского р-на Орловской обл., протяженность 640,50 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, Крутовское с/п, н.п. Кривая Балка, 14.10.2003 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки - подземный-638, надзем-ный-2,5; ГРПШ-400;

36) газопровод низкого давления в н.п. Кривая Балка Колпнянского р-на Орловской обл., протяженность 2508,50 м, адрес местонахождения: адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, Крутовское с/п, н.п. Кривая Балка, 14.10.2003 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки - подземный-2506, надземный-2,5;

37) газопровод среднего давления, н.п. Дровосечное Колпнянского р-на, протяженность 1238,0 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, Крутовское с/п, н.п. Дровосечное, 16.09.2002 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный;

38) газопровод среднего   давления,   н.п.   Юрьевка, Колпнянского р-на Орловской обл., протяженность 1330,50 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, Крутовское с/п, н.п. Юрьевка,14.10.2003 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный 1328, надаем-ный-2,5, ШРП 2 шт.;

39) газопровод низкого давления, н.п. Юрьевка, Колпнянского р-на Орловской обл., протяженность 2317,50 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, Крутовское с/п, н.п. Юрьевка,14.10.2003 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный-2315, надзем-ный-2,5;

40) газопровод низкого давления в н.п. Дровосечное Колпнянского р-на Орловской области, протяжен­ность 4090 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, Крутовское с/п, н.п. Дровосечное, 16.09.2002 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный-4066, надзем-ный-24; ШРП 4 шт.;

41) газопровод низкого давления д. Остров Колпнянско­го района Орловской обл., протяженность 3717,0 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, Ярищенское с/п, д. Остров, 22.11.2006 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный-3714 наземный-3;

42) газопровод низкого давления д. Теменское, Ярищен-ский с/с Колпнянского района, протяженность 631,70 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, Ярищенское с/п, д. Теменское, 17.07.2001 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – наземный;

43) газопровод низкого давления с. Фошня Колпнянско­го р-на Орловской обл., протяженность 904,0 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, Ярищенское с/п, с. Фошня, 22.11.2006 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный-902,5 назем­ный-1,5;

44) газопровод среднего давления н.п. Ярище Колпнян­ского района, протяженность 763,60 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, Ярищенское с/п, н.п. Ярище, 2003 года ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный-761,8, назем­ный-1,8; ГРГПП 400 2 шт.;

45) газопровод высокого давления н.п. Ярище Колпнян­ского района, протяженность 3758,20 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, Ярищенское с/п, н.п. Ярище, 09.10.2003 ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный-3750,9 назем-ный-7,3; ГРГПП 2 шт., ШРП 1шт;

46) газопровод высокого давления н.п. Ярище Колпнян­ского района, протяженность 2976,75 м, адрес местонахождения: РФ, Орловская обл., Колпнянский р-н, Ярищенское с/п, н.п. Ярище, 17.07.2001 ввода в эксплуатацию, способ прокладки – подземный-2975,05 наземный-1,7; ШРП 2 шт.;

состоящих на кадастровом учёте как бесхозяйные объекты газоснабжения, общей протяженностью 48136 км (с учетом заявления об уточнении размера исковых требований от 30.05.2023, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации).

Определениями суда от 22.03.2023, от 26.04.2023, 27.09.2023 в порядке ст. 51 АПК Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Межрегиональное территориальное Управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Орел».

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования (с учетом уточнения).

Ссылаясь на то, что АО «Газпром газораспределение Орел» является газораспределительной организацией осу­ществляющей транспортировку природного газа потребителям Орловской области и поставку сжи­женного углеводородного газа населению и юридическим лицам, истец указал, что у ответчика имеется возможность обеспечить надлежащую эксплуатацию и содержание объектов газоснабжения. Поскольку спорные объекты газоснабжения находятся в фактическом владении ответчика, ответчик обязан принять на учет бесхозяйные линейные объекты, либо обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на спорные объекты.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, в том числе указал, что газопроводы, являющиеся предметом спора по настоящему делу, ранее арендованные ответчиком по договору № 73 аренды государственного имущества Орловской области от 01.11.2012, заключенным с Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области, исключены из реестра государственной собственности в целях постановки их в качестве бесхозяйных объектов газоснабжения и признания права муниципальной собственности органами местного самоуправления, для чего, распоряжением правительства Орловской области от 26.11.2012 № 471-р в администрацию Колпнянского района Орловской области передана безвозмездно в собственность техническая документация на спорные объекты, однако истцом данное распоряжение до настоящего времени не исполнено в части признания права собственности на объекты газораспределительной сети.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик также указал на то, что АО «Газпром газораспределение Орел» не владеет спорными газопроводами на праве собственности или иных законных основаниях, в связи с чем, в тарифе ответчика не учтены спорные газопроводы, и транспортировка газа потребителям по указанным газопроводам не несет финансовой выгоды для ответчика, в рамках которой ответчик имел бы возможность осуществлять надлежащую эксплуатацию и содержание данных объектов газоснабжения; просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Третье лицо - ООО «Газпром межрегионгаз Орел» возражало против удовлетворения заявленных требований, в письменном отзыве на исковое заявление, указало, что поскольку спорные объекты газоснабжения имеют статус бесхозяйных вещей, ответчик не имеет законных оснований на эксплуатацию бесхозяйных газораспределительных сетей, поскольку законодательство в сфере газоснабжения не возлагает на газораспределительные организации бремя содержания и не обязывает осуществлять эксплуатацию бесхозяйных газораспределительных сетей. Кроме того, ответчик, не является лицом, обязанным в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. Поддерживая позицию ответчика, третье лицо указало, что поскольку истец не имеет титул собственника либо иное законное право на распоряжение спорными объектами газоснабжения, он, не вправе понуждать ответчика обратиться суд с требованием о признании права собственности на них.

Иные лица, участвующие в рассмотрении дела письменных позиций не представили.

Третьи лица (1, 2, 3, 4) в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статьи 121 АПК Российской Федерации, в том числе путем своевременного размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 Учитывая, что суд располагает доказательствами надлежащего извещения третьих лиц (1, 2, 3, 4) о времени и месте рассмотрения спора, дело рассматривалось в их отсутствие в соответствии со ст. 156 АПК Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, арбитражный суд установил следующее.

В 2022 году на территории Колпнянского района Орловской области администрацией Колпнянского района Орловской области проводились мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов газоснабжения, в результате инвентаризации было выявлено: 28 объектов газоснабжения, общей протяжен­ностью 37525 км.

Согласно информации, указанной в справке № 22 от 14.03.2023, выданной администрацией Белоколодезьского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, справке №44 от 14.03.2023, выданной администрацией Карловского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, справке № 36 от 13.03.2020, выданной администрацией Знаменского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, справке №403 от 14.03.2023, выданной администрацией Крутовского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, справке № 42 от 13.03.2023, выданной администрацией Ярищенского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, справке № 47 от 13.03.2023, выданной администрацией Тимирязевского сельского поселения Колпнянского района Орловской области спорные объекты газоснабжения, находящиеся на территории Колпнянского района Орловской области в реестре муниципальной собственности не значатся (л.д. 106- 118, т.1).

В письме от 20.01.2023 № 71/563 Межрегиональное территориальное Управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях сообщило об отсутствии в реестре федерального имущества сведений о спорных объектах недвижимого имущества (л.д. 133-142, т.1).

Письмом от 25.01.2023 № 5-6-302 Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области сообщил, что спорные объекты газоснабжения в Реестре государственной собственности Орловской области не значатся (л.д. 143, т.1).

 В справке БУЗ Орловской области Межрегионального бюро технической инвентаризации от 20.01.2023 № 06 указало, что сведения о зарегистрированном праве собственности на объекты газоснабжения  в базе данных отсутствуют (л.д. 144, т. 1).

В 2013 году администрацией Колпнянского района в качестве бесхозяйных были поставлены на учет 46 объектов газоснабжения, общей протяженностью 48136 км (приложение 2 к исковому заявлению), техническая документация на которые была изготовлена Департаментом государствен­ного имущества и земельных отношений Орловской области и безвозмездно передана в собственность муниципальных образований Орловской области, согласно Распоряжения Правительства Орловской области от 26.11.2012 № 471-р «О пере­даче в собственность муниципальных образований Орловской области технической документации на объекты газораспределительной сети».  

С целью разрешения вопроса по оформлению прав собственности, администрация Koлпнянского района Орловской области письмом исх. №3345 от 26.10.2022 обратилась к АО «Газпром газораспределение Орёл» в котором указывала не необходимость рассмотреть вопрос о принятии безвозмездно в собственность АО «Газпром газораспределение Орёл» объ­ектов газоснабжения находящиеся на территории Колпнянского района Орловской области, а так же о регистрации пра­ва собственности АО «Газпром газораспределение Орёл» на объекты газоснабжения, поставленные в 2013 году на учёт в качестве бесхозяйных, а также рассмотреть вопрос о постановке на кадастровый учёт 28 объектов газоснабжения в качестве бесхозяйных для дальнейшей регистрации права собственности АО «Газпром газораспределение Орёл» (л.д. 148-159, т.1).

В письме от 07.12.2022 № ГРО-01/12/3049 АО «Газпром газораспределение Орёл» сообщило администрации о нецелесообразности заключения договора, предполагающего передачу объектов системы газораспределения от муниципального образования Колпнянский район Орловской области в собственность АО «Газпром газораспределение Орёл» в связи с недостаточностью уровня тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в силу ограничения их роста параметрами, определёнными Приказом социально-экономического развития Российской Федерации (л.д. 145-146, т.1).

Истец, ссылаясь на то, что спорные объекты газоснабжения имеют статус бесхозяйных вещей и используются АО «Газпром газораспределение Орёл» для поставки ресурса конечному потребителю, обратился в суд с настоящим иском.

Оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем четвертым части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон №131 ФЗ согласно его преамбуле и в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его существования. В рамках этих общих принципов закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органом местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

Специальный законом в области газоснабжения является Федеральный закон от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Газопровод является составной частью сети газораспределения и используется газораспределительной организацией с целью обеспечения стабилизации газоснабжения конкретных потребителей.

Газораспределительная организация осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием указанных объектов газоснабжения для поставки ресурса конечному потребителю и получает выгоду от их эксплуатации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Государственная регистрации прав проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Как следует из материалов дела, права на спорные объекты газоснабжения в установленном порядке прав в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы (л.д.33-99, т.2).

Судом установлено, что строительство спорных газопроводов, осуществлялось по программам газификации Орловской области, что сторонами не оспаривается.

Исходя из содержания распоряжения коллегии Администрации Орловской области от 22 августа 2005 № 174-р, постановления главы администрации Орловской области от 16 марта 2000 № 124 «О газификации Орловской области в 2000 строительство распределительных сетей осуществлялось с финансированием из федерального и областного бюджета в интересах населения.

Указанные распределительные сети находились в реестре государственной собственности Орловской области и ранее арендовались ответчиком на основании договора аренды государственного имущества Орловской области № 73 от 01.11.2012.

В 2020 году газопроводы исключены из реестра государственной собственности и договора аренды в целях постановки их в качестве бесхозяйных объектов газоснабжения и признания права муниципальной собственности органами местного самоуправления.

Спорные сети газоснабжении не имеют собственника и в соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса обладают признаками бесхозяйной вещи.

В соответствии с п. 5 ст. 225 ГК Российской Федерации с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.

Указанная норма носит диспозитивный характер, следовательно, лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, вправе, но не обязаны обращаться в суд с требованием о признании права собственности.

В соответствии с частью 2 статьи 1 ГК Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (часть 1 статьи 9 ГК Российской Федерации).

В силу указанных общеправовых принципов, юридические лица осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, то есть своей волей и в своем интересе. Из этого следует недопустимость понуждения лиц к реализации определенного поведения, составляющего содержание прав.

Исходя и положений статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система становится собственностью газораспределительной организации, если она получена в процессе приватизации, либо создана газораспределительной организацией, либо приобретена газораспределительной организацией на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях.

Поскольку спорные сети газоснабжения не имеют собственника, они не могут быть переданы АО «Газпром газораспределение Орел» в собственность на основании пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В действующем законодательстве отсутствуют нормы права об обязанности ответчика, в отсутствие его волеизъявления, принять в собственность спорные газопроводы.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также отсутствие у истца титула собственника либо иного законного права на распоряжение спорными объектами газоснабжения, истец не вправе понуждать ответчика обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.

Данные выводы суда соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации  от 14.10.2022 № 308-ЭС22-18404. 

Довод истца о том, что объекты газораспределительной системы являются ограниченными в обороте вещами и могут находиться исключительно в собственности газораспределительных организаций, не является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Более того, в соответствии с ч. 2 ст. 129 ГК Российской Федерации  законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

Действующее законодательство не предусматривает ограничение оборотоспособности   газораспределительных   сетей,   Федеральный   закон   Российской

Федерации от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» не предусматривает исключительное право собственности на газовые сети газораспределительных организаций, газовые сети могут находиться в частной, государственной и муниципальной собственности, на совершение сделок с газораспределительными сетями не требуется специальных разрешений.

Из пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Часть 6 статьи 14 Федерального закона N 261-ФЗ предусматривает, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия, в том числе по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло - и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества (пункт 4).

Следовательно, объекты газоснабжения могут находиться, в том числе и в муниципальной собственности.

Более того, в муниципальной собственности Колпнянского района Орловской области находятся 20 объектов газоснабжения, что подтверждается обращением № 3345/1 от 26.11.2022 администрации Колпнянского района Орловской области в адрес АО «Газпром газораспределение Орел», и не оспаривалось истцом при рассмотрении настоящего дела.

Следует также отметить, что п. 4 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, в качестве таких действий указаны мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

Распоряжением правительства Орловской области от 26.11.2012 № 471-р в целях осуществления органами местного самоуправления Орловской области полномочий по признанию права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи, в администрацию Колпнянского района Орловской области передана безвозмездно в собственность техническая документация на объекты, указанные в приложении № 2 к исковому заявлению.

Как следует из материалов дела, данное распоряжение истцом до настоящего времени не исполнено в части признания права собственности на объекты газораспределительной сети.

Доводы истца о том, что у муниципального образования отсутствует лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов, и они не могут обеспечить надлежащую эксплуатацию и содержание объектов газоснабжения, суд находит несостоятельными, так как, в целях осуществления надлежащей эксплуатации газораспределительных сетей, расположенных на территории Колпнянского района, истец имеет возможность реализовать предоставленные законодательством публично-правовому образованию полномочия по созданию унитарного предприятия в целях организации газоснабжения на территории такого публично - правового образования (ст. 113-114 ГК Российской Федерации).

Исходя из буквального толкования пункта 8 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об информации Министра энергетики Российской Федерации ФИО4 о реализации приоритетных проектов развития энергетики Российской Федерации» от 15.03.2023, носит рекомендательный характер высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации, и при этом не возлагает на газораспределительные организации обязанность по обращению в судебные органы с требованием о признании права собственности на бесхозяйные объекты, используемые для передачи газа.

Согласно части 5 статьи 225 ГК Российской Федерации по истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.

Следовательно, оформление права собственности на бесхозяйную вещь не является обязанностью лиц, обязанных в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов.

Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» не обязывает газораспределительные организации осуществлять эксплуатацию и содержание бесхозяйных газопроводов, и не возлагает обязанность оформлять в собственность такие объекты.

Довод истца о том, что для ответчика в тарифе на транспортировку газа учтены объемы поставки потребителям, для которых осуществляется транспортировка по спорным газопроводам и ответчик эксплуатирует технологически связанные сети с целью получения прибыли, также не является основанием для удовлетворения иска.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 15.12.2009 № 411-э/7, Федеральной антимонопольной службой России утверждаются тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для организаций, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети.

Спорные газопроводы, ранее арендованные ответчиком по договору № 73 аренды государственного имущества Орловской области от 01.11.2012, заключенным с Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области, исключены из реестра государственной собственности в целях постановки их в качестве бесхозяйных объектов газоснабжения и признания права муниципальной собственности органами местного самоуправления, и исключены из указанного договора, что подтверждается письмом № 381 кс от 25.11.2020 и расчетом величины арендной платы за газопроводы, находящиеся в фактическом владении и пользовании ответчика на 31.10.2020, а также перечнем объектов системы газораспределения (новая редакция) к договору.

Исключение спорных газопроводов из договора № 73 аренды государственного имущества Орловской области от 01.11.2012 дополнительно подтверждается расчетом величины арендной платы за газопроводы, находящиеся в фактическом владении и пользовании ответчика на 31.03.2023, а также перечнем объектов системы газораспределения (новая редакция) к договору от 31.03.2023.

Из указанных документов следует, что с 31.10.2020 и по настоящее время спорные газопроводы исключены из перечня объектов системы газораспределения, находящихся в фактическом владении и пользовании ответчика по договору аренды государственного имущества Орловской области № 73 от 01.11.2012.

Тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Орел», утвержден приказом ФАС России от 16.11.2022                № 828/22, то есть значительно позже исключения спорных газопроводов из договора аренды.

Следовательно, спорные газопроводы никак не могли быть включены в тариф ответчику, так как на дату утверждения тарифа не находились у ответчика на праве собственности или иных законных основаниях.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

В силу части 1 статьи 66 АПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны представлять доказательства. Эта обязанность основана на статье 65 АПК Российской Федерации, в соответствии с которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 3.1 статьи 70 АПК Российской Федерации, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Таким образом, с учетом того, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы права об обязанности ответчика в отсутствие его волеизъявления, принять в собственность спорные газопроводы, а также принимая во внимание  отсутствие у истца титула собственника либо иного законного права на распоряжение спорными объектами газоснабжения, истец не вправе понуждать ответчика обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.

При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении заявленных администрацией Колпнянского района Орловской области  требований следует отказать.

Поскольку согласно ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение иска, то вопрос о распределении государственной пошлины судом не рассматривался.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Колпнянского района Орловской области  оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Орловской области.

Судья                                                                                                             И.В. Кияйкин