арбитражный суд орловской области
Именем Российской Федерации
р е ш е н и е
г. Орел № А48-2248/06-2
18 июля 2006 года
Резолютивная часть решения объявлена 11.07.06г. Полный текст решения изготовлен 18.07.06г.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Соколовой В.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ОАО «Ливенское производственное объединение гидравлических машин»
к Межрайонной Инспекции ФНС РФ № 3 по Орловской области
о признании недействительным ненормативного акта
При участии в заседании:
от заявителя –заместитель финансового директора ФИО1 (постоянная доверенность от 02.12.05г.-копия в деле);
от ответчика –специалист юротдела ФИО2 (доверенность от 03.04.06г.-в деле);
Установил: ОАО «Ливенское производственное объединение гидравлических машин» (далее по тексту ОАО «Ливгидромаш») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции МНС № 3 по Орловской области о признании недействительным решения от 20.03.06г.№ 113 «О частичном отказе в возмещении НДС» в части: п.2 в части признания необоснованным применение заявителем налоговой ставки 0% по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 2 312 071 руб.; п.4 в части отказа в возмещении НДС из федерального бюджета в сумме 589451 руб.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просит суд обязать налоговый орган возместить из федерального бюджета НДС в сумме 589451 руб.
В обоснование требований заявитель указал, что им представлена в налоговый орган декларация по НДС по ставке 0% за ноябрь 2005г.и полный пакет документов, предусмотренный ст.ст.165,172 НК РФ.
Налоговый орган обосновывает отказ в возмещении НДС по спецификациям №№ 1 и 2 к контракту № 840/00217975/49076 от 20.07.2005, заключенному с 000 «HIMKORInk» (США), отсутствием в Службе внутренних доходов США сведений об инкорпорировании компании 000 «HIMKORInk» ни на территории штата Делавер, ни где-либо еще на территории США, неприсвоением компании 000 «HIMKORInk» федерального идентификационного номера налогоплательщика, а также тем обстоятельством, что данная организация никогда не предоставляла налоговую отчетность. Заявитель считает данный довод необоснованным, поскольку налоговое законодательство не обязывает продавца по экспортному контракту подтверждать факт наличия сведений об инкорпорировании иностранного покупателя в налоговых органах по месту регистрации, присвоения федерального идентификационного номера налогоплательщика и представления им налоговой отчетности. Контролировать данные обстоятельства продавец не обязан и не имеет возможности. Кроме того, в оспариваемом решении не указаны нормативные правовые акты США, устанавливающие подобные обязанности в отношении иностранного покупателя. Считает , что решение (в оспариваемой части) нарушает права ОАО «Ливгидромаш» как налогоплательщика на использование налоговой ставки по НДС в размере 0 процентов, предусмотренное подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, на возмещение налоговых вычетов, предусмотренное пунктами 1, 9 и 10 статьи 165, пунктами 1, 2 и 8 статьи 171 и пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса РФ. Кроме того, данное решение нарушает права заявителя на владение, пользование и распоряжение своим имуществом (в частности, денежными средствами), гарантированное статьей 35 Конституции РФ, пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ.
Ответчик требования не признал, в отзыве указал, что в ходе дополнительного налогового контроля обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС при реализации товаров на экспорт согласно контракта №840/00217975/49076 от 20.07.2005. с 000 «HIMKORInk» МРИ ФНС России №3 по г. Ливны получен ответ ФНС России от 07.09.2005. №26-2-05/9277, в котором Управление Международного сотрудничества сообщает, что в соответствии с информацией, полученной из службы внутренних доходов США относительно компании 000 «HIMKORInk» , СВД США не удалось обнаружить каких-либо сведений об инкорпорировании компании 000 «HIMKORInk» ни на территории штата Делавер, ни где-либо еще на территории США. Поиск в базе данных налогоплательщиков Службы внутренних доходов США показал, что компании 000«HIMKORInk» не присваивался федеральный идентификационный номер налогоплательщика, и данная организация никогда не предоставляла налоговую отчетность. Ответчик считает, что в нарушение ст. 165 НК РФ факт экспорта в адрес 000 «HIMKORInk» не подтвержден.
Заслушав доводы сторон, рассмотрев представленные по делу доказательства, суд установил следующее.
ОАО «Ливенское производственное объединение гидравлических машин» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ от 31.07.02г. серии 57 № 000290661.
20.12.05г. ОАО «Ливгидромаш» представило в налоговый орган декларацию по НДС по ставке 0% за ноябрь 2005г., а также пакет документов, предусмотренный ст.165 НК РФ. По строке 020 декларации заявлена реализация товаров, вывезенных с территории РФ в сумме 8498024 руб. Сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров –939223 руб. (строка 170), сумма налога, ранее уплаченная с авансов и предоплаты - 1238311 руб., сумма налога, заявленная к вычету – 2177534 руб.(строка 410).
По результатам камеральной проверки указанной декларации руководителем Межрайонной ИФНС № 3 по Орловской области вынесено решение № 113 от 20.03.06г. «О частичном отказе в возмещении сумм НДС», которым подтверждено применение ставки 0% по реализации в сумме 6047416 руб.(п.1), отказано в применении ставки 0% по реализации в суме 2450608 руб.(п.2), заявителю возмещен НДС в сумме 1558616 руб.(п.3), отказано в возмещении НДС в сумме 618918руб.(п.4)
Указанное решение в части отказа в применении ставки 0% по реализации в сумме 2312071 руб. и в возмещении НДС в сумме 589451 руб. по контракту №840\00217975\49076 от 20.07.05г. , заключённому ОАО «Ливгидромаш » с 000 «HIMKORInk» (США) ,было обжаловано заявителем в арбитражный суд.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, доводы сторон, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 ст. 164 НК РФ установлено, что налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров ( за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса(пп.1).
Статьей 97 ТК РФ определено, что экспортом товаров является таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без обязательства об их ввозе на эту территорию.
В соответствии со статьями 166, 171 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, уменьшенная на сумму налоговых вычетов. К таким вычетам, в частности,.- относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им по товарам (работам, услугам), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, а также для перепродажи.
Из п. 3 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации также следует, что право на получение возмещения НДС при реализации товаров на экспорт реализуется только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Такими документами, в частности являются контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица -покупателя указанного товара на счетналогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа , в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (пограничный таможенный орган); копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающихвывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 176 НК РФ установлено, что суммы налоговых вычетов, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные по налоговой ставке 0 процентов, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным -налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
Таким образом, возмещение налога на добавленную стоимость, производится при выполнении налогоплательщиком одновременно двух условий - предоставления в налоговый орган налоговой декларации, предусмотренной п. 6 ст. 164 НК РФ и полного пакета документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Как следует из материалов дела, ОАО «Ливгидромаш» был заключен контракт №840\00217975\49076 от 20.07.05г. с фирмой 000 «HIMKORInk» (США) на поставку насосного оборудования в количестве и по ценам, указанным в спецификациях, являющихся неотъемлемой частью контракта. Общая сумма контракта-100 тыс.долларов США. (Т.1, л.д.127).
По спецификации № 1 (Т.1, л.д.129)расчеты за продукцию на сумму 44471 доллар США, согласно пункту 4.1 контракта и условий спецификации № 1, производились в порядке предварительной оплаты, а именно: 70% аванс, оставшиеся 30% - в течение 5 дней с момента получения официального уведомления о готовности товара к отгрузке.
Платежи от покупателя поступили на расчетный счет ОАО «Ливгидромаш» в соответствии с условиями контракта, спецификации № 1 на общую сумму 44851 доллар США, в том числе 26.07.2005 по мемориальному ордеру № 2024 - 20000 долларов США (по курсу ЦБ РФ, действовавшему на 26.07.2005 и составлявшему 28,6898 руб. за 1 доллар США, эквивалентно 573796 руб.), 02.08.2005 по мемориальному ордеру № 2008 ~ 24851 доллар США (по курсу ЦБ РФ, действовавшему на 02.08.2005 и составлявшему 28,5950 руб. за 1 доллар США, эквивалентно 701614,35 руб.), всего по данной спецификации в рублевом эквиваленте поступило 1284410,35 руб. (копии мемориальных ордеров, заявлений на перевод средств в иностранной валюте и выписок прилагаются). Средний курс доллара США по данной реализации составил 28,637 руб. за 1 доллар США. Из указанной суммы согласно дополнительному соглашению № 1 от 14.09.2005 к контракту 380 долларов США (стоимость сертификата происхождения) засчитывается в счет последующих поставок. Таким образом, сумма поступивших авансовых платежей по данной поставке составляет 44471 доллар США или 1273506 руб. в эквиваленте (по указанному среднему курсу).
Поскольку указанные платежи являются авансовыми, в силу п.1 ст.162 НК РФ в федеральный бюджет было дополнительно перечислено НДС:
- по сроку 20.08.2005 - 87528,20 руб.;
- по сроку 20.09.2005 - 106735,42 руб.
Кроме того, на период до получения документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ, были восстановлены (то есть дополнительно уплачены в бюджет) суммы НДС, ранее уплаченные налогоплательщиком поставщикам при приобретении товаров, использованных при производстве продукции, экспортированной по указанному контракту, в сумме 107325 руб. (пункт 2 расчета возмещаемого НДС по экспорту за ноябрь по сроку 20.12.2005, калькуляция по фактической себестоимости за сентябрь 2005 г. к счету № 114178 от 16.09.2005 г.).
Сумма реализации в рублевом эквиваленте составила 1273506 руб. (счет-фактура № 114178 от 16.09.2005 г.).
Общая сумма НДС, внесенного в бюджет в связи с расчетами по названной спецификации, составила 301589 руб.
По спецификации № 2 (Т.1, л.д. 146) расчеты за продукцию на сумму 36547 долларов США, согласно пункту 4.1 контракта и условий спецификации № 2, производились в порядке 100% предварительной оплаты.
Платежи от покупателя поступили на расчетный счет ОАО «Ливгидромаш» в соответствии с условиями контракта, спецификации № 2 на общую сумму 36547 долларов США, в том числе 12.08.2005 по мемориальному ордеру № 2021 - 20000 долларов США (по курсу ЦБ РФ, действовавшему на 12.08.2005 и составлявшему 28,3788 руб. за 1 доллар США, эквивалентно 567576 руб.), 02.09.2005 по мемориальному ордеру № 2004 - 16547 долларов США (по курсу ЦБ РФ, действовавшему на 02.09.2005 и составлявшему 28,4637 руб. за 1 доллар США, эквивалентно 470988,84 руб.), всего по данной спецификации в рублевом эквиваленте поступило 1038564,84 руб. (копии мемориальных ордеров, заявлений на перевод средств в иностранной валюте и выписок имеются в материалах дела).
Поскольку указанные платежи являются авансовыми, в федеральный бюджет было дополнительно перечислено НДС:
- по сроку 20.09.2005 - 86579,39 руб.;
- по сроку 20.10.2005 - 71845,76 руб.
Кроме того, на период до получения документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ, были уплачены в бюджет суммы НДС, ранее уплаченные налогоплательщиком поставщикам при приобретении товаров, использованных при производстве продукции, экспортированной по указанному контракту, в сумме 129437,31 руб. (пункт 1 расчета возмещаемого НДС по экспорту за ноябрь по сроку 20.12.2005, калькуляция по фактической себестоимости за октябрь 2005 г. к счету № 115569 от 18.10.2005 г.).
Сумма реализации в рублевом эквиваленте составила 1038564,84 руб. (счет-фактура № 115569 от 18.10.2005 г.).
Общая сумма НДС, внесенного в бюджет в связи с расчетами по спецификации № 2 , составила 287862 руб.
Всего по данному контракту сумма реализации и поступления денежных средств составила 81018 долларов США (44471 + 36547 = 81018 (долл. США)) или 2312071 руб. в эквиваленте (1273506 + 1038565=2312071 (руб.)).
Сумма НДС к возмещению составила 589451 руб., в том числе:
от авансовых платежей - 352689 руб.(87528,20 + 106735,42 + 86579,39 + 71845,76);
НДС, уплаченного поставщикам — 236762 руб.(107325 + 129437 = 236762 (руб.)).
В ходе судебного разбирательства инспекцией представлено письмо Департамента Казначейства Внутренней службы собираемости налогов США от 08.08.2005. Из него видно, что информации об инкорпорировании (внесении в список компании и регистрации) американской компании "Химкор, Инк." в штате Делавер или на какой-лиюо из его территорий не обнаружено; в федеральных базах данных Внутренней Службы собираемости налогов не обнаружено указания о том, что данная компания когда-либо получала идентификационный номер нанимателя рабочей силы и/или подавала налоговый отчет.(Т.2, л.д.26).
Информация Службы внутренних доходов США не удостоверена апостилем, как того требует для административных документов Конвенция, отменяющая требования легализации иностранных официальных документов, заключенная в Гааге 05.10.61г.Легализация данного документа также отсутствует, тем самым нарушены требования частей 6 и 7 ст.75 АПК РФ.
Исходя из изложенного, суд считает, что указанное письмо не может быть принято в качестве письменного доказательства по делу, подтверждающего отсутствие регистрации инофирмы.
Вместе с тем, в подтверждение существования фирмы «Химкор инк» заявителем представлено в материалы дела свидетельство, выданное государственным секретарем штата Делавер 05.05.05г. с апостилем и переводом на русский язык, заверенным нотариально.(Т.2, л.д.17-21).
Определение Конституционного Суда РФ от 25.07.01 г., разъясняющее Постановление Конституционного Суда РФ №24-П от 12.10.98 г., указывает, что «в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. …Закрепленный в Постановлении подход, допускающий распространение его правовой позиции только на добросовестных налогоплательщиков, предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаруживающуюся недобросовестность налогоплательщиков … в порядке, установленном Налоговым кодексом; … для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе – в целях обеспечения государственных и частных интересов – осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам».
Согласно п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Поскольку налоговым органом, исходя из имеющихся полномочий согласно Определению Конституционного Суда РФ от 25.07.01 г., не представлено доказательств недобросовестности заявителя, арбитражный суд считает, что налогоплательщик –ОАО «Ливгидромаш» подтвердил свое право на применение ставки 0 процентов при реализации на экспорт товаров в сумме 2312071 руб. и возмещение НДС в сумме 589451 (налоговая декларация за ноябрь 2005г.).
Часть 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривает, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 104,110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать решение Межрайонной Инспекции ФНС России № 3 по Орловской области от 20.03.06г. № 113 недействительным в части признания необоснованным применение ОАО «Ливгидромаш» ставки 0% по налоговой декларации по НДС за ноябрь 2005г.в сумме 2312071 руб. и в части отказа в возмещении НДС в сумме 589451 руб.
Обязать Межрайонную Инспекцию ФНС России № 3 по Орловской области возместить ОАО «Ливгидромаш» налог на добавленную стоимость в сумме 589451 руб. по налоговой декларации по НДС по ставке 0% за ноябрь 2005г.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб., выдать справку.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья В.Г. Соколова