ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-2519/09 от 16.04.2010 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

  г. Орел Дело №А48-2519/2009

«19» апреля 2010г.

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2010г.;

Решение в полном объеме изготовлено 19 апреля 2010г.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи В.Г. Соколовой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

закрытого акционерного общества «Орелнефтепродукт»

к Администрации Мценского района Орловской области,

третье лицо: Управление по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области

о признании действий незаконными и обязании заключить договор купли-продажи

при участии:

от заявителя – управляющий делами ФИО1 (доверенность от 26.02.2010г. – в деле), юрисконсульт ФИО2 (доверенность от 16.12.2009г. – в деле),

от ответчика - гл.специалист организационно-правового отдела ФИО3 (доверенность от 10.08.2009г. – в деле),

от третьего лица - гл.специалист (юрист) ФИО3 (доверенность от 26.01.2010г. – в деле),

установил:

Закрытое акционерное общество «Орелнефтепродукт» (далее по тексту - ЗАО «Орелнефтепродукт», общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации Мценского района Орловской области, выразившихся в отказе предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 57:11:0030101:8, общей площадью 3380 кв. м., расположенный по адресу: Орловская область, Мценский район, Подмокринский с/с, по смежеству с землями автодороги Москва - Харьков, 330 км + 300 м (слева), предоставленный ранее в аренду для эксплуатации АЗС, и обязании принять решение о предоставлении данного земельного участка в собственность.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2009г. заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009г. решение суда первой инстанции по настоящему делу отменено в части обязания Администрации Мценского района Орловской области принять решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность ЗАО «Орелнефтепродукт».

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.01.2010г. решение Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2009г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области.

При этом суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении суду следует установить в порядке ст. 68 АПК РФ находится ли спорный земельный участок в пределах запретной зоны или запретного района войсковой части 41442, дислоцируемой на территории п. Думчино Подмокринской сельской администрации Мценского района Орловской области, и в зависимости от установленного разрешить спор.

В силу п. 15 ч. 2 ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

При новом рассмотрении дела ЗАО «Орелнефтепродукт» ссылается на то, что ни Администрация Мценского района Орловской области, ни Управление по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области не представили суду доказательств, подтверждающих факт вхождения земельного участка с кадастровым номером 57:11:0030101:8, общей площадью 3380 кв. м., расположенного по адресу: Орловская область, Мценский район, Подмокринский с/с, по смежеству с землями автодороги Москва - Харьков, 330 км + 300 м (слева), в запретную зону либо запретный район войсковой части 41422 и ограничение его в обороте.

Администрация Мценского района Орловской области требование заявителя не признала, ссылается на то, что спорный земельный участок находится в границах запретного района, следовательно, данный участок ограничен в обороте и не может быть передан в частную собственность.

Третье лицо - Управление по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области считает заявленные требования необоснованными.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

Постановлением Главы Администрации Мценского района Орловской области от 26.12.2008г. №962 ЗАО «Орелнефтепродукт» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 57:11:0030101:8. Во исполнение постановления между ЗАО «Орелнефтепродукт» и Администрацией 27.12.2008г. заключен договор №88 аренды земельного участка площадью 3380 кв. м. сроком на 11 месяцев.

На указанном земельном участке расположена АЗС № 20, принадлежащая ЗАО «Орелнефтепродукт» на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.02.2009г. 57 АА №660215 (т. 1, л.д. 16).

19.03.2009г. ЗАО «Орелнефтепродукт» обратилось в Администрацию Мценского района с заявлением №01-14/670 о предоставлении в собственность земельного участка, кадастровый номер 57:11:0030101:8, общей площадью 3380 кв.м., расположенного по адресу: Орловская область, Мценский район, Подмокринский с/с, по смежеству с землями автодороги Москва-Харьков, 330 км + 300 м (слева), находящегося в пользовании ЗАО «Орелнефтепродукт» на основании договора аренды земельного участка от 27.12.2008г. №88.

Администрация Мценского района в письме от 12.05.2009г. №13-733, сославшись на абз. 3 п. 7 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 24.03.2005 №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», указала, что испрашиваемый земельный участок находится у ЗАО «Орелнефтепродукт» на праве аренды, предоставлен в аренду после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, поэтому оснований для расторжения договора аренды земельного участка и предоставления его в собственность нет.

Не согласившись с отказом Администрации в предоставлении в собственность земельного участка, ЗАО «Орелнефтепродукт» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Оценив в совокупности доказательства, представленные сторонами, арбитражный суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленного требования заявителю следует отказать по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Пунктом 1 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

При этом на основании п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу ЗК РФ.

Таким образом, если федеральным законом не предусмотрено иное, граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право приватизировать эти земельные участки, независимо от права, на котором они им пользовались.

В связи с этим нахождение земельного участка в аренде, в том числе при реализации исключительного права на заключение договора аренды земельного участка, на котором расположен принадлежащий на праве собственности арендатору объект недвижимого имущества, не препятствует арендодателю в передаче этого участка в собственность арендатору на основании ст. 36 ЗК РФ.

Следовательно, ссылка Администрации Мценского района Орловской области в письме от 12.05.2009г. №13-733 на абз. 3 п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» является несостоятельной.

Содержащиеся в указанном письме ссылки на нахождение испрашиваемого земельного участка в аренде у заявителя и отсутствие оснований для расторжения договора аренды также не могут быть приняты в качестве законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность в связи со следующим.

Статья 617 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ст. 22 ЗК РФ предусматривают возможность перехода права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу. По смыслу п. 8 ст. 22 и п. 1 ст. 36 ЗК РФ арендатор земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, имеет исключительное право на получение этого участка в собственность.

В случае перехода права собственности на земельный участок, являющийся предметом договора аренды, обязательства приобретателя участка по договору аренды прекращаются совпадением должника и кредитора в одном лице на основании ст. 413 ГК РФ.

Таким образом, основания для отказа ЗАО «Орелнефтепродукт» в предоставлении земельного участка в собственность, изложенные Администрацией Мценского района Орловской области в письме от 12.05.2009г. №13-733, являются незаконными и необоснованными.

Однако суд учитывает, что предметом спора по делу являются действия Администрации по отказу предоставить спорный земельный участок в собственность ЗАО «Орелнефтепродукт», а не действия, выразившиеся в письме от 12.05.2009г. №13-733.

При этом суд считает, что Администрация правомерно отказала заявителю предоставить земельный участок в собственность и принять соответствующее решение, так как основания для этого отсутствуют в связи со следующим.

Статьей 27 ЗК РФ установлен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, изъятых и ограниченных в обороте. Согласно пункту 2 указанной статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Подпунктом 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ к землям, ограниченным в обороте, отнесены земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.

Согласно п. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами.

При этом в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках, как следует из п. 7 ст. 93 ЗК РФ, могут устанавливаться запретные зоны.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000г. №135 утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Данное Положение определяет назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.

Поскольку в силу п. 2 указанного Положения запретные районы устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, то на основании пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ расположенные на территории запретного района земельные участки относятся к землям, ограниченным в обороте.

При новом рассмотрении дела арбитражный суд направил в адрес Губернатора Орловской области, Председателя Правительства Орловской области запрос, в котором просил сообщить, входит ли земельный участок с кадастровым номером 57:11:0030101:8, общей площадью 3380 кв. м., расположенный по адресу: Орловская область, Мценский район, Подмокринский с/с, по смежеству с землями автодороги Москва - Харьков, 330 км + 300 м (слева), предоставленный ранее ЗАО «Орелнефтепродукт» в аренду для эксплуатации АЗС, в состав запретной зоны или запретного района войсковой части 41442, дислоцируемой на территории п.Думчино Мценского района Орловской области, обозначенных в схеме, прилагаемой к постановлению «СЗ» Главы Администрации Орловской области от 30.03.2001г. №12 «Об утверждении запретной зоны и запретного района войсковой части 41442». Суд просил приложить к ответу схему объекта (приложение 1 к постановлению) с обозначением запретной зоны (линия красного цвета) и запретного района (линия синего цвета) согласно обоснованию на отведение запретной зоны и запретного района начальника 1962 Центральной базы инженерных боеприпасов полковника В. ФИО4.

02.04.2010г. Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области письмом за №940 сообщил, что данный участок входит в состав запретного района войсковой части 41442, дислоцируемой на территории Мценского района в п. Думчино, граница которого утверждена постановлением «СЗ» Главы администрации Орловской области от 30.03.2001г. № 12. Информация о расположении границ запретной зоны, запретного района воинской части и границ земельных участков, находящихся в аренде ЗАО «Орелнефтепродукт» (в том числе участка с кадастровым номером 57:11:0030101:8), на которых расположены автозаправочные станции, отражена на прилагающейся к письму схеме.

Из письма Мценского межрайонного прокурора от 18.03.2010г. в адрес первого заместителя Главы администрации Мценского района Орловской области следует, что прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой установлено, что земельный участок, на котором расположена АЗС №20, находится в границах запретного района, утвержденных постановлением Главы администрации Орловской области от 30.03.2001г. № 12.

Согласно схеме к письму территориального отдела (Мценский район) Управления Роснедвижимости по Орловской области от 06.04.2010г. исх. №106 земельный участок с кадастровым номером 57:11:0030101:8 применительно к схеме (приложение 1 к постановлению «СЗ» Главы Администрации Орловской области от 30.03.2001г. №12) находится в границах запретного района.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок расположен в границах запретного района, в связи с чем относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность, поскольку иное федеральным законом не установлено.

При таких обстоятельствах требование ЗАО «Орелнефтепродукт» об обязании Администрации Мценского района Орловской области принять решение о предоставлении спорного земельного участка в собственность ЗАО «Орелнефтепродукт» удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ЗАО «Орелнефтепродукт» о признании незаконными действий Администрации Мценского района Орловской области, выразившихся в отказе ЗАО «Орелнефтепродукт» предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 57:11:0030101:8, общей площадью 3380 кв.м., расположенный по адресу: Орловская область, Мценский район, Подмокринский с/с, по смежеству с землями автодороги Москва-Харьков, 330 км + 300 м (слева), предоставленный ранее в аренду для эксплуатации АЗС, и об обязании Администрации Мценского района Орловской области принять решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность ЗАО «Орелнефтепродукт» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья В.Г. Соколова