ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-2641/08 от 25.07.2008 АС Орловской области

арбитражный суд орловской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

г. Орел

01 августа 2008 г.Дело № А48- 2641/08-8(6)

Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2008 г.

Решение изготовлено в полном объеме 01 августа 2008 г.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Прониной Е.Е  .,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ищенко Т.В.,

рассмотрев дело по заявлению

Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Орловской области, Орловская область, г. Мценск

к Индивидуальному предпринимателю ФИО1, Орловская область, г. Мценск

о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя – специалист ФИО2 (постоянная доверенность №04-06/00004 от 09.01.2008г.)

от ответчика – ФИО1 (паспорт серия 5407 №020968 выдан Отделением УФМС России по Орловской области во Мценском районе 19.10.2007г.)

установил:

Межрайонная инспекция ФНС России №4 по Орловской области (далее – налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности  по ч. 2 ст. 14.16. КоАП РФ.

Требование налогового органа мотивировано тем, что ИП ФИО1 осуществляла розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, а именно: одеколона «ДМБ», 37% содержания этилового спирта, и одеколона «Тройной», 60% содержания этилового спирта, с нарушением требований Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ №55 от 19.01.2001г.

Ответчик требования налогового органа признал частично, указал, что сопроводительные документы отсутствуют только для одеколона «ДМБ», поскольку указанные документы не были представлены поставщиком.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав в совокупности собранные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.

ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным органом в ЕГРИП 304570309800131. Основной вид деятельности: розничная торговля товарами бытовой химии, синтетическими моющими средствами, обоями, напольными покрытиями.

На основании поручения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №4 по Орловской области ФИО3 № 37 от 30.06.2008 г. секретарю государственной гражданской службы 3 класса ФИО4 и специалисту 1 разряда ФИО5 было поручено провести проверку торговой точки ИП ФИО1, расположенной по адресу: <...>, по вопросу соблюдения Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - закон № 171-ФЗ).

30.06.2008 года с 14 ч. 40 мин. до 15 ч. 50 мин. была проведена проверка совместно с сотрудником Мценского МРО ОРЧ УНП УВД по Орловской области лейтенантом милиции ФИО6, в присутствии продавца ФИО7

В ходе проверки было установлено, что в магазине «Дева» ИП ФИО1, расположенном по адресу: <...>, производилась реализация парфюмерно-косметической продукции, а именно: одеколон «ДМБ», ёмкостью 85 мл., 37 % содержания этилового спирта, производство ОАО «Концерн «Калина» г. Екатеринбург, поставщик ИП ФИО8 г. Орёл, в количестве 3 шт. по цене 25 руб. 00 коп. за 1 единицу;одеколон «Тройной», ёмкостью 100 мл., 60 % содержания этилового спирта, производство ООО «Абар» г. Минеральные воды, поставщик ИП ФИО9, в количестве 6 шт. по цене 15 руб. 00 коп. за 1 единицу.

На вышеуказанную спиртосодержащую непищевую продукцию на момент проверки в магазине «Дева» ИП ФИО1 отсутствовали товарно-сопроводительные документы, а именно: сертификаты соответствия, качественные удостоверения, товарно-транспортные накладные, а также копии справок «А» и «Б», прилагаемых к товарно-транспортным накладным на спиртосодержащую продукцию, производство которой осуществляется на территории РФ

По результатам проверки 30.06.2008г. в присутствии продавца ФИО7 был составлен акт №50 проверки соблюдения Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (л.д. 9), в котором описаны перечисленные выше допущенные ответчиком нарушения. В указанном акте по факту нарушения норм действующего законодательства, регулирующего оборот спиртосодержащей продукции, продавец ФИО7 пояснила, что сопроводительные документы в магазине на момент проверки отсутствовали, поскольку не были представлены поставщиком. Также проверяющими были составленыОпись спиртосодержащей продукции, как приложение к акту проверки № 50 от 30.06.2008 г., и Протокол ареста товаров от 30.06.2008 г.

02.07.2008г. в присутствии ИП ФИО1 специалистом ФИО4 был составлен протокол об административном правонарушении №24 (л.д. 15), в котором зафиксированы обстоятельства вменяемого ответчику административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ. В графе «Объяснения правонарушителя» данного протокола ИП ФИО1 указала, что сопроводительные документы на спиртосодержащую продукцию не были представлены поставщиком.

Поскольку в силу ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ и совершенных индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов, МРИ ФНС РФ №4 по Орловской области обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением по настоящему делу.

Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд находит требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Частью 6 ст. 205 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно Положению о Федеральной налоговой службе (утверждено Постановлением Правительства от 30.09.04.г. №506), федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за производством, хранением и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей продукции, а также за розливом, хранением, закупкой и реализацией алкогольной продукции.

Согласно п.64 ч.2 ст. 28.3. КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, в частности должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 14.3, 14.6, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 15.12, 15.13, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса.

Приказом ФНС России от 2 августа 2005 года №САЭ-3-06/354 утвержден перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.

Судом не установлено нарушений процедуры ведения административного производства со стороны налогового органа.

Пунктом 1 статьи 1 закона № 171-ФЗ установлено, что данный Закон регулирует правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ.

Согласно п. 5 ст. 2 закона № 171-ФЗ спиртосодержащей непищевой продукцией является непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

В силу п. 1 ст. 10.2 закона № 171-ФЗ оборот спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации). Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что спиртосодержащая продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.

В соответствии с п. 1 ст. 26 закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей про­дукции», оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства, запрещен.

В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ № 55 от 19.01.2001 г. «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (далее - Правила продажи № 55) при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию

В п. 139 Правил продажи отдельных видов товаров, указано, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: ТТН; копию справки, прилагаемой к ГТД, для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к ТТН, на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

В материалы дела ИП ФИО1 представлены следующие документы: санитарно-эпидемиологическое заключение от 17.05.2007г. на одеколоны – «Тройной», «Саша», «Шипр», «Русский лес»; сертификат соответствия (срок действия с 01.06.2007г. по 01.06.2010г.) на одеколоны – «Тройной», «Саша», «Шипр», «Русский лес»; товарный чек на приобретение товара, в том чисел одеколона «Тройной» №В0028576 от 18.06.2008г., перечень сертификатов к товарному чеку №В0028576 от 18.06.2008г., а также декларация соответствия на одеколоны «Демон», «Шериф», «Спецназ», «Авантюрист», «Страйк», «Гвоздика», «Соло», «Мистер Президент», «ДМБ», товарный чек на приобретение товара №3130 от 13.05.2006г. и приложение ик указанному цеку №Ц0003130 от 13.06.2008г., в котором в том числе поименован одеколон «ДМБ».

Согласно Приложению №1 к Постановлению Правительства РФ от 25.06.2007г.№401 одеколоны, воды душистые и туалетные с кодом ОК-005-93-(ОКП) включены в перечень парфюмерно-косметической продукции в соответствии с общероссийским классификатором продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

Как следует их перечня сертификатов к товарному чеку №В0028576 от 18.06.2008г. регистрационный и учетный номер сертификата на одеколон б/ф «Тройной» 99 мл. мин. воды указан – РОСС RUПК08 В00811 №7413811, то есть сертификат представлен ИП ФИО1 в судебное заседание.

В данном сертификате указан код ОК005 (ОКП) 915501.

Таким образом, на одеколон «Тройной» не распространяется действие Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в связи с чем факт реализации одеколона «Тройной» следует исключить из правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.2 ст.14.16 КоАП РФ. Указанные выше обстоятельства не опровергнуты налоговым органом.

На одеколон «ДМБ» ответчиком не представлен сертификат соответствия, регистрационный номер которого указан в приложении №Ц0003130 от 13.05.2008г. к товарному чеку №3130 от 13.05.2008г. (РОСС RUАЯ55 В16413), в связи с чем установить код ОК005-93 (ОКП) не возможно.

В указанном приложении к товарному чеку нет ссылки на декларацию соответствия, представленную в судебное заседание ИП ФИО1 Наименование одеколонов, указанных в товарном чеке №3130 от 13.05.2008г., не соответствует наименованию, указанному в приложении №Ц0003130 от 13.05.2008г. В частности, в приложении поименован одеколон «ДМБ», в то время как в товарном чеке №3130 от 13.05.2008г. указание на данный вид одеколона отсутствует.

Кроме того, в приложении №Ц0003130 от 13.05.2008г. не указан объем одеколона «ДМБ».

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, что представленная ИП ФИО1 декларация соответствия имеет отношение к одеколону «ДМБ», находящемуся в реализации на день проверки.

Материалами дела, а именно: актом проверки №50 от 30.06.2008г. с приложениями, протоколом ареста товаров от 30.06.2008г., протоколом об административном правонарушении №24 от 02.07.2008г. подтверждается факт реализации ИП ФИО1 спиртосодержащей непищевой продукции – одеколона «ДМБ» емкостью 85 мл., 37% содержания этилового спирта, производство ОАО «Концерн «Калина», г. Екатеринбург, поставщик ИП ФИО8, г. Орел - без сертификата соответствия

Согласно ч.2 ст. 14.16. КоАП РФ, поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно п. 1 ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ указано, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В силу абз. 1 ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как подтверждается материалами дела, ИП ФИО1 не была исполнена обязанность по реализации спиртосодержащей продукции с сертификатами соответствия по каждому наименованию продукции.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Судом в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.

С учетом обстоятельств дела и мнения заявителя, суд считает возможным применить минимальный размер санкции, установленной нормой ч. 2 ст. 14. 16 КоАП РФ, ввиду того, что административное правонарушение совершено ответчиком впервые, ранее ИП ФИО1 к административной ответственности по аналогичным основаниям не привлекалась.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, проживающую: г. Мценск Орловской области, ул. Маршала Жукова, д.3 (свидетельство о государственной регистрации серия 57 №000355302 от 07.04.2004г.) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ и наложить административный штраф в размере 4000 руб. с конфискацией спиртосодержащей продукции: одеколона «ДМБ», емкостью 0,85 мл., 37% содержания этилового спирта, по цене 25,0 руб., в количестве трех штук.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции (г. Воронеж) в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья Е.Е. Пронина