АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Дело №А48–2850/07-18
г. Орел
«24» июля 2007 г.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи А.А.Жернова,
при ведении протокола судебного заседания судьей А.А.Жерновым,
рассмотрев в судебном заседании заявление
ГУ МЧС России по Орловской области
кОАО «Верховский комбикормовый завод»
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя – главный специалист ФИО1 (постоянная доверенность от 01.01.07 г. № 6)
от ответчика – генеральный директор ФИО2 (паспорт <...>, выдан 31.05.06 г. Верховским РОВД Орловской области)
установил:
Главное Управление МЧС России по Орловской области (далее – ГУ МЧС России по Орловской области, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Верховский комбикормовый завод» (далее – ОАО «Верховский комбикормовый завод», ответчик) к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Требования заявителя мотивированы тем, что при проведении проверки и административного расследования были установлены факты эксплуатации пожароопасного производственного объекта без обязательного специального разрешения (лицензии); согласно заключению эксперта от 09.07.2007 г. Государственного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Орловской области», ОАО «Верховский комбикормовый завод» является пожароопасным производственным объектом; на территории ответчика имеется цех по производству комбикорма, корпус отпуска готовой продукции и силоса, хранения зерна и других и ингредиентов для производства комбикорма; лицензия на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта у ОАО «Верховский комбикормовый завод» отсутствует, в связи с чем заявитель усматривает в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Ответчик требование заявителя не признал по тем основаниям, что лицензия по эксплуатации пожароопасных объектов была ему выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а не Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; получать дублирующую лицензию в другой организации ответчик не считает необходимым.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
На основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Орловской области по пожарному надзору ФИО3 от 05.06.07 г. № 71 сотрудником Государственной противопожарной службы проведена проверка территории, зданий и помещений ОАО «Верховский комбикормовый завод», расположенных по адресу: <...>.
В ходе проверки заявитель пришел к выводу о нарушении ОАО «Верховский комбикормовый завод» ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно, осуществление деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов без соответствующей лицензии.
По результатам проведенной проверки сотрудником Государственной противопожарной службы был составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15.06.07 г. и протокол об административном правонарушении от 11.07.06 г. № 78, в которых зафиксированы обстоятельства совершенного ответчиком административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно п. 1 ст. 7 указанного Закона на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия.
Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
В силу п.п. 29 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.
Критерии отнесения объектов к категории пожароопасных производственных объектов установлены «Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов», утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.02 г. №595, согласно которому под пожароопасными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом (п.п. а, п.1 Положения).
Как следует из материалов проверки ОАО «Верховский комбикормовый завод» в процессе изготовления комбикормов осуществляет измельчение, дробление, истирание и смешивание органических веществ растительного происхождения.
На территории предприятия находятся: силосные корпусы, транспортная галерея, цех автоотпуска комбикорма. Подробное описание этих объектов содержится в протоколе осмотра от 15.06.07г., подписанного генеральным директором предприятия (л.д. 55-59). Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
В результате деятельности предприятия образуются в больших количествах производственные пыли из органических горючих веществ.
Таким образом, названные объекты относятся к категории пожароопасных производственных объектов и, следовательно, ОАО «Верховский комбикормовый завод» обязано иметь лицензию на эксплуатацию этих объектов.
Указанное обстоятельство подтверждается представленным заявителем заключением эксперта от 09.07.2007 г. Государственного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Орловской области», составленным на основании определения о назначении пожарной экспертизы от 19.06.07 г. (л.д. 10-13)
Довод ответчика о том, что лицензия по эксплуатации пожароопасных объектов была ему выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, арбитражный суд считает несостоятельным, поскольку названной выше службой ответчику выдана лицензия на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов (л.д. 26).
В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 45, лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов выдаются МЧС России, а не Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Понятия эксплуатации взрывоопасных и пожароопасных производственных объектов не являются тождественными. Это различные виды деятельности, на каждый из которых необходимо иметь соответствующую лицензию, исходя из положений п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.01 г. № 128-ФЗ.
Деятельность, осуществляемая ОАО «Верховский комбикормовый завод» по производству и реализации комбикормов, заготовке, подработке, сушке и хранению зерна в производственных цехах фактически является предпринимательской и направлена на получение прибыли предприятием (разделы 2.1, 2.2 устава ОАО «Верховский комбикормовый завод»).
Учитывая изложенное, арбитражный суд считает, что для осуществления деятельности ОАО «Верховский комбикормовый завод» по производству и реализации комбикормов, заготовке, подработке, сушке и хранению зерна, ответчику необходимо наличие лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Протокол по делу об административном правонарушении от 11.07.07 г. № 78, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ был составлен в присутствии генерального директора ОАО «Верховский комбикормовый завод» - ФИО2; при составлении протокола ей были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. ст. 24.2, 25.1 КоАП РФ; протокол был вручен ответчику, что подтверждается его подписью на протоколе.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Поскольку собранными по делу доказательствами подтверждается нарушение ОАО «Верховский комбикормовый завод» положений ст. ст. 7, 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно, осуществление предпринимательской деятельности без лицензии на право эксплуатации пожароопасных производственных объектов, арбитражный суд считает, что в действиях ответчика имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с чем требование заявителя является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, судом в ходе рассмотрения дела не установлено.
Исходя из материалов дела, арбитражный суд считает необходимым привлечь ОАО «Верховский комбикормовый завод» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь открытое акционерное общество «Верховский комбикормовый завод»: <...> (основной государственный регистрационный номер 1025701057502) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней с даты его принятия.
Судья А.А.Жернов