АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Орел Дело №А48 – 2922/08-13
«12» декабря 2008г.
Резолютивная часть решения объявлена 05.12.2008г.
Полный текст изготовлен 12.12.2008г.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Т.И. Капишниковой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Балашовой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Авангард-Агро-Орел»
к Администрации Верховского района Орловской области
о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления
при участии:
от заявителя
-
юрист Пискунова Н.В. (доверенность от 30.07.2008г. №30/07/2008);
от ответчика
-
начальник юридического отдела ФИО1 (доверенность от 09.01.2008г.)
установил:
Дело слушалось 28.11.2008г., в порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 05.12.2008г. в 12 час. 00 мин.
Общество с ограниченной ответственностью «Авангард-Агро-Орел» (далее также – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Верховского района Орловской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по заявке ООО «Авангард-Агро-Орел» о предоставлении в аренду земельных участков (с учетом уточненных требований).
Определением Арбитражного суда Орловской области от 17.11.2008г. по ходатайству заявителя в порядке ст.47 АПК РФ судом произведена замена ненадлежащего ответчика - Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Верховского района Орловской области на надлежащего - администрацию Верховского района Орловской области.
Требования заявителя мотивированы тем, что в нарушение п.1 ст.34 Земельного кодекса РФ, ст.ст.9, 10 Федеральным законом от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией Верховского района Орловской области при рассмотрении заявок о предоставлении в аренду земельных участков неправомерно был отдан приоритет ООО «Верховскагро», в отношении которого отсутствуют доказательства, подтверждающие его право на преимущественное заключение договора аренды.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве, в котором, в частности указал, что поступившая в отдел по управлению муниципальным имуществом заявка ООО «Авангард-Агро-Орел» не соответствует требованиям ст.34 Земельного кодекса РФ, так как в ней не указана цель использования земельных участков, кроме того, к заявке не приложены документы, перечень которых установлен п.1 ст.6 Положения об аренде земельных участков на территории муниципального образования Верховский район, утвержденного Решением Верховского районного Совета народных депутатов от 31.10.2002г. №52.
Заслушав доводы сторон, рассмотрев представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Авангард-Агро-Орел» зарегистрировано в качестве юридического лица 02.03.2004г. Межрайонной инспекцией МНС России №6 по Орловской области за основным государственным регистрационным номером 1045736000276, что подтверждается копией свидетельства серии 57 №000456164 (л.д.12).
Как следует из материалов дела, отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Верховского района Орловской области разместил в газете «Орловские земельные ведомости» от 13.03.2008г. №7-8 (192-193) объявление №34-192 о предстоящем предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельных участков общей площадью 686,9 га пашни, относящихся к фонду перераспределения земель Верховского района, расположенных по адресу: Орловская область, Верховский район, Галичинский сельсовет, территория бывшего СПК «Верховское», в том числе: 150 га – земли, находящиеся ранее в аренде КФХ «Сухинин», 37,1 га, 14,5 га, 11,2 га, 178,3 га, 85,4 га, 112,2 га, 98,2 га, разграниченных согласно плану, выполненному ЗАО «Надир» (л.д.42).
Согласно указанному объявлению за дополнительной информацией о местоположении предоставляемых в аренду земельных участков, а также с заявками надлежало обращаться в отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Верховского района по адресу: Орловская область, Верховский район, пос.Верховье, ул.7 Ноября, 6, тел.2-30-01 в течение месяца с момента опубликования объявления.
ООО «Авангард-Агро-Орел» 20.03.2008г. направило в адрес отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Верховского района Орловской области почтовым отправлением с объявленной ценностью заявку от 19.03.2008г. №47 на предоставление в аренду земельных участков согласно опубликованному объявлению, что подтверждается представленной в материалы дела копией описи вложения со штампом организации почтовой связи (л.д.8, 9).
24.04.2008г. в адрес ООО «Авангард-Агро-Орел» поступило письмо без номера и даты, подписанное главой администрации Верховского района Орловской области ФИО2, которым Обществу было сообщено о том, что указанный в объявлении №34-192 «земельный массив находится в обработке
ООО «Верховскагро» уже в течение двух лет. В настоящее время там проведены все полевые работы, более 100 га занято озимыми культурами. Вышеуказанное объявление дано в связи с оформлением земельного массива согласно действующему законодательству» (л.д.10, 11).
Расценив ответ администрации Верховского района Орловской области как бездействие органа местного самоуправления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и обязании ответчика принять решение о проведении торгов на предоставление права аренды на спорные земельные участки.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с п.1 ст.80 Земельного кодекса РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд: 1) при добровольном отказе от земельного участка; 2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; 3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами (п.2 ст.80 Земельного кодекса РФ).
В п.3 ст.80 Земельного кодекса РФ указано, что использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со ст.78 Земельного кодекса РФ в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными (п.4 ст.80 Земельного кодекса РФ).
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который также устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность (п.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ).
Согласно п.2 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст.34 Земельного кодекса РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные п.5 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с п.4 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 ст.6 Закона Орловской области от 05.06.2003г. №331-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области» предусмотрено, что порядок заключения договора аренды и его условия определяются: для земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Орловской области, - постановлениями Коллегии Орловской области; для земель, находящихся в муниципальной собственности, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст.8 Закона Орловской области от 05.06.2003г. №331-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области» при принятии решения о публикации в средствах массовой информации сообщений о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Орловской области или собственности муниципальных образований Орловской области, такие сообщения публикуются в специализированном издании, определяемом Коллегией Орловской области.
Пунктом 3 Постановления Коллегии Администрации Орловской области от 22.07.2003г. №108 «Об организации-операторе на рынке земли в Орловской области» средством массовой информации для публикации сообщений о сделках на рынке земли в Орловской области определена газета «Орловские земельные ведомости».
Решением Верховского районного Совета народных депутатов от 31.10.2002г. №52 утверждено Положение об аренде земельных участков на территории муниципального образования Верховский район (л.д.68-85). Данное Положение опубликовано в Верховской районной общественной газете «Наше время» от 04.12.2002г., что отвечает требованиям п.4 ст.48 Устава Верховского района Орловской области (л.д.105-108). В соответствии с п.1 ст.2 Положения арендодателем земельных участков является муниципальное образование – Верховский район в лице Комитета по управлению имуществом администрации Верховского района, правопреемником которого в настоящее время выступает отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Верховского района Орловской области (п.1.2 Положения об отделе, утвержденного постановлением Главы администрации Верховского района Орловской области от 15.05.2006г. №76 – л.д.62-67). Согласно ст.3 Положения об аренде земельных участков на территории муниципального образования Верховский район земельные участки передаются в аренду на основании торгов (аукционов, конкурсов) любому юридическому или физическому лицу; по факту законного пользования или владения земельным участком, включая собственников объектов недвижимости, расположенных на участке (при подтвержденных правах); в порядке переоформления прав постоянного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, включая правопреемство, наследование; по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Пунктом 1 ст.6 Положения об аренде земельных участков на территории муниципального образования Верховский район установлено, что для заключения договоров аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством, граждане и юридические лица обращаются с заявлением на имя главы администрации Верховского района о предоставлении в аренду земельного участка с приложением следующих документов: заявление на оформление земельного участка; кадастровый план земельного участка; паспорт гражданина (физического лица); Устав предприятия, зарегистрированный в органах государственной регистрации; свидетельство о государственной регистрации предприятия; документ, удостоверяющий полномочия представителя и его паспорт; Свидетельство о постановке на налоговый учет и ИНН; документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на здания и сооружения, расположенные на земельном участке; акт приемки-передачи; план зданий, строений, сооружений. Заявления без приложения вышеперечисленных документов не принимаются.
В соответствии с п.2 ст.6 Положения об аренде земельных участков на территории муниципального образования Верховский район администрация района в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду либо дает мотивированный отказ, который может быть обжалован в суде.
Из ответа администрации Верховского района Орловской области на заявку ООО «Авангард-Арго-Орел» о предоставлении в аренду спорного земельного массива следует, что объявление о предоставлении в аренду земельных участков «дано в связи с оформлением земельного массива согласно действующему законодательству» (л.д.10). В то же время материалами дела подтверждается, что в рассматриваемой ситуации действий, соответствующих законодательству, органом местного самоуправления не произведено: не принято ни решение о предоставлении в аренду земельных участков, ни решение о проведении торгов (аукциона, конкурса), не дан мотивированный отказ заявителю в принятии его заявки к рассмотрению и (или) в предоставлении в аренду земельных участков. Письмо администрации Верховского района Орловской области фактически носит информативный характер относительно того, кем обрабатывались спорные земельные участки в предшествующие два года, не содержит отказа во включении ООО «Авангард-Арго-Орел» в число претендентов на право заключения договора аренды и обоснования его причин.
Согласно п.5 ст.9 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
Определениями арбитражного суда от 08.09.2008г., 07.11.2008г., 17.11.2008г. ответчику предлагалось представить сведения (с приложением соответствующих доказательств) о наличии либо отсутствии в отношении спорных земельных участков зарегистрированных в установленном законодательством порядке прав третьих лиц; правовое обоснование и документальное подтверждение права
ООО «Верховскагро» на осуществление сельскохозяйственных работ на спорных земельных участках, копию заявки ООО «Верховскагро» на предоставление в аренду спорных земельных участков; для исполнения ответчиком в полном объеме определения суда от 17.11.2008г., в частности, предоставления копии заявки
ООО «Верховскагро» в судебном заседании объявлялся перерыв, что подтверждается соответствующей отметкой в протоколе судебного заседания от 28.11.2008г.
Ответчиком вышеуказанные сведения и документы представлены не были. Таким образом, администрацией Верховского района не подтвержден документально факт наличия в отношении спорных земельных участков зарегистрированных в установленном законодательством порядке прав третьих лиц, а также то обстоятельство, что ООО «Верховскагро» имеет преимущественное право на заключение договора аренды спорного земельного массива.
Принимая во внимание вышеизложенное, допущенное администрацией Верховского района Орловской области бездействие не соответствует требованиям ст.34 Земельного кодекса РФ, ст.10 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», п.2 ст.6 Положения об аренде земельных участков на территории муниципального образования Верховский район, утвержденного решением Верховского районного Совета народных депутатов от 31.10.2002г. №52.
Судом не приняты доводы ответчика, изложенные в отзыве в обоснование причин непринятия заявки ООО «Авангард-Агро-Орел», ввиду того, что из содержания письма органа местного самоуправления не следует, что именно эти доводы являлись основанием для отклонения заявки, более того, не было и как такового отказа администрации в приеме заявки.
Заявителем в материалы дела представлены доказательства того, что заявка была подана им в соответствии с объявлением, размещенным органом местного самоуправления в газете «Орловские земельные ведомости». Из заявки не следует, что ООО «Авангард-Агро-Орел» намеревается использовать земельный массив в целях, противоречащих установленным в отношении спорных земельных участков администрацией Верховского района Орловской области, заявка направлена согласно адресным данным, отраженным в объявлении, и адресована отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Верховского района Орловской области – указанному в объявлении органу местного самоуправления специальной компетенции, обеспечивающему проведение государственной политики в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью Верховского района (п.1.1 Положения об отделе, утвержденного постановлением Главы администрации Верховского района Орловской области от 15.05.2006г. №76 – л.д.62-67).
В объявлении №34-192, размещенном в газете «Орловские земельные ведомости» от 13.03.2008г. №7-8 (192-193), отсутствует ссылка на необходимость соблюдения при подаче заявок требований Положения об аренде земельных участков на территории муниципального образования Верховский район, утвержденного решением Верховского районного Совета народных депутатов от 31.10.2002г. №52, не имеется данных, позволяющих установить, что одновременно с заявкой должен быть представлен какой-либо пакет документов. Согласно тексту объявления по указанному в нем адресу и контактному телефону следовало обращаться либо непосредственно с заявками, либо с запросами о предоставлении дополнительной информации о местоположении земельного массива, порядок разрешения иных вопросов, связанных с предоставлением в аренду земельных участков, в объявлении не определен.
Арбитражный суд также считает, что, не уведомив заявителя об отказе в принятии его заявки к рассмотрению и причинах этого отказа, ответчик фактически лишил ООО «Авангард-Агро-Орел» возможности своевременно устранить недостатки, на которые администрация Верховского района Орловской области указала в своем отзыве, а именно сообщить органу местного самоуправления о цели использования земельного массива и представить необходимые документы, перечень которых приведен в п.1 ст.6 Положения об аренде земельных участков на территории муниципального образования Верховский район.
Частью 5 ст.200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд считает, что в рамках настоящего дела администрация Верховского района Орловской области не представила доказательств законности и обоснованности допущенного ею бездействия, в связи с чем требования ООО «Авангард-Агро-Орел» подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Частью 1 ст.110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны.
В пункте 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г. №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ» разъяснено, что в соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006г. №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007г. признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета. Таким образом, с 01.01.2007г. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Верховского района Орловской области по непринятию решения по заявке ООО «Авангард-Агро-Орел» от 19.03.2008г. №47 о предоставлении в аренду земельных участков.
Обязать администрацию Верховского района Орловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с администрации Верховского района Орловской области в пользу ООО «Авангард-Агро-Орел» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Исполнительный лист выдать заявителю после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья Т.И. Капишникова