ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-2/13 от 19.04.2013 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Орел Дело № А48-2/2013

23 апреля 2013 г.

Резолютивная часть решения оглашена 19 апреля 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 23 апреля 2013 года.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Прониной Е.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шананиной Е.В., рассмотрев дело  по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Аптека» (ОГРН 1045752001415, г.Орел, ул.Гагарина, д.53А) к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области (ОГРН 1035752001680, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 108) о признании недействительными требования от 14.08.2012г. и решения от 24.09.2012г.

при участии:

от заявителя – представитель Ершова Е. И. (доверенность от 26.12.2012, паспорт);

от ответчика – заместитель начальника юридического отдела Горохова Н.Н. (доверенность № 02 от 09.01.2013).

В судебном заседании 16.04.2013, в соответствии со статьей 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 19.04.2013 на 13 час. 50 мин.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Аптека" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее – ответчик) о признании недействительными требования от 14.08.2012 № 06702140033851 и решения от 24.09.2012 № 067 021 12 РК 0002002.

Требование заявителя мотивировано тем, что из Акта камеральной проверки от 13.08.2012 невозможно было установить обоснованность суммы недоимки и начисленных штрафов, так как он содержит информацию лишь об общей сумме недоимки и начисленных штрафов, подлежащих уплате. Данный акт не соответствует требованиям Приказа Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов».

Из содержания требования от 14.08.2012 № 0672140033851 также невозможно установить обоснованность суммы недоимки и начисленных штрафов, так как оно содержит информацию лишь об общей сумме недоимки и начисленных штрафов, подлежащих уплате. Данное требование не соответствует требования статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Таким образом, заявителю не известно по каким основания ответчиком произведено доначисление по страховым взносам, пеням и штрафам в размере 116 118 руб. 32 коп.

Во избежание привлечения к ответственности ООО «Аптека» уплатило указанные в требовании суммы. Однако, 24.09.2012 ответчиком принято решение № 067 021 12 РК 0002002 о привлечении заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 17 102 руб. 70 коп. Кроме того, ООО «Аптека» обязано уплатить начисленные по состоянию на 13.08.2012 пени в размере 2 768 руб. 17 коп. и уплатить недоимку в размере 61 423 руб. 21 коп.

В установочной части вышеназванного решения от 24.09.2012, в нарушение пункта 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, не отражена сущность нарушения законодательства о страховых взносах, допущенного ООО «Аптека», обстоятельства совершенного правонарушения со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, не указаны доводы, изложенные ООО «Аптека» в возражениях на акт камеральной проверки от 13.08.2012, и результаты проверки этих доводов.

В уточнениях к заявлению, заявитель указывает на то, что согласно статье 58 Федерального закона № 212-ФЗ ООО «Аптека» производило исчисление и уплату страховых взносов за январь, февраль, март 2012 года в отношении выплат и вознаграждений своим работникам, применяя пониженные тарифы страховых взносов, так как Общество является аптечной организацией, осуществляющей фармацевтическую деятельность.

По мнению заявителя, на момент проведения камеральной проверки работники ГУ Управление Пенсионного фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области, не могли не знать, что РВС-1 от 14.05.2012 является правильным, пониженные тарифы страховых взносов применены обществом законно, а поданный 10.08.2012 уточненный РВС-1 и произведенная доплата свидетельствуют о неверном исчислении и излишней уплате страховых взносов заявителем. Однако о факте излишней уплаты страховых сборов в нарушение требований статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ ответчик не сообщил Обществу, вынес оспариваемые требование и решение, согласно которым привлек заявителя к ответственности за правонарушение при отсутствии самого события правонарушения.

В письменных объяснениях по делу, заявитель указывает на то, что им не пропущен срок на обращение в арбитражный суд по следующим основаниям.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам получено Обществом 24.08.2012. Поскольку по сведениям заявителя у него отсутствовала какая-либо недоимка по страховым взносам за указанный в требовании период, в адрес ответчика были направлены возражения относительно акта камеральной проверки, а так же возражения на обжалуемое требование.

Заявителем 28.09.2012 был получен ответ на данные возражения, из которого Обществу стало известно, что сумма в размере 116 118 руб. 32 коп. была внесена в обжалуемое требование в виду того, что на момент его выставления платежей на указанную сумму в лицевом счете плательщика не было. При этом в данном ответе содержалась ссылка на произведенный 04.09.2012 с учетом указанных платежей перерасчет пеней заявителю. Однако, оспариваемое требование не отменено, уточненное требование так же не выставлялось. Таким образом, 28.09.2012 заявителю стало известно о том, что обжалуемое требование не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО «Аптека».

Решение от 24.09.2012 № 067 021 12 РК 0002002 получено заявителем согласно почтовому штемпелю на конверте 02.10.2012.

По мнению заявителя, начало течения процессуального срока следует исчислять для требования от 14.08.2012 № 06702140033851 с 29.09.2012, для решения от 24.09.2012 № 067 021 12 РК 0002002 с 03.10.2012.

Заявление о признании недействительными требования и решения направлены заявителем в арбитражный суд почтой 28.12.2012, что подтверждается почтовой квитанцией. Таким образом, по мнению заявителя, данное заявление было подано до истечения срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.

От заявителя 19 апреля 2013 года поступило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления об оспаривании требования по уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, где заявитель указывает, что 28.09.2012 ему стало известно о том, что обжалуемое требование не соответствует действительности, а потому не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, то есть после получения 28.09.2012 ответа ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на возражения заявителя относительно обжалуемого требования.

В связи с этим, заявитель посчитал, что начало течения срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, следует исчислять с 29.09.2012. Заявление о признании недействительным требования направлено в Арбитражный суд Орловской области почтой 28.12.2012. Таким образом, Общество посчитало, заявление подано в пределах срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.

Поскольку в штате Общества не имеется юрисконсульта, то Обществом неверно истолкованы нормы статьи 198 АПК РФ о начале течения процессуального срока на подачу заявления, результатом чего явился пропуск данного срока.

Данные обстоятельства, по мнению заявителя, обосновывают уважительность пропуска срока подачи заявления о признании недействительным решения.

Ответчик требования не признал, в отзыве на заявление указал, что Общество обратилось в арбитражный суд 09.01.2013 не представив уважительных причин пропуска срока для обращения в суд.

Первоначальный расчет по форме РВС-1 за 1 квартал 2012 года заявителем был представлен в установленные законом сроки 11.05.2012. Обществом 14.05.2012 представлен аналогичный уточненный расчет с номером корректировки 000. 10 августа 2012 года ООО «Аптека» представлен уточненный расчет с номером корректировки 001, необходимость предоставления которого обусловлена не отражением в первичном РСВ-1 за 1 квартал 2012 года доначисленной суммы страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии на обязательное пенсионное страхование в сумме 24 088 руб. 32 коп., страховых взносов в ФФОМС в сумме 61 425 руб. 21 коп.

На момент проведения камеральной проверки выявлена недоимка по страховым взносам по ФФОМС в сумме 61 423 руб. 21 коп., задолженность по пени на страховую часть трудовой пенсии в сумме 320 руб. 98 коп., задолженность по пени ФФОМС в сумме 2 447 руб. 19 коп. Уплата страховых взносов в ФФОМС заявителем была произведена 10.08.2012, платежным поручением № 353 в полном объеме. Однако задолженность по пени в сумме 2 768 руб. 17 коп. в день предоставления уточненного расчета (10.08.2012) не была уплачена заявителем, фактически оплата пеней была произведена платежными поручениями от 27.08.2012 №№ 452, 453, т.е. после предоставления уточенного расчета.

Таким образом, условия пункта 4 статьи 17 Федерального закона № 212-ФЗ не были соблюдены в полном объеме. Данное бездействие заявителя образует правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ.

Решение о привлечении ООО «Аптека» к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах в рамках Федерального закона № 212-ФЗ ответчик считает законным и обоснованным.

Заявителю 14.08.2012 было направлено обжалуемое требование с таблицей расчета пени, где указано за какой период начисляются пени, суммы начисленной пени. В требовании отражены суммы недоимки по взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 49 448 руб. 75 коп. и ФФОМС в сумме 64 666 руб. 86 коп. на момент выставления требования платежей от 10.08.2012 в лицевом счет Общества не было.

Ответчиком 04.09.2012 был произведен перерасчет пени с учетом платежей от 10.08.2012.

Обжалуемое требование, по мнению ответчика, соответствует требованиям пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Аптека" (ОГРН 1045752001415) является действующим юридическим лицом.

Основным видом деятельности Общества является розничная и оптовая торговля фармацевтическим товаром (ОКЭВД – 52.31, 52.32, 52.33), осуществляемая на основании лицензий. Общество является плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Заявитель 11.05.2012 года представил в ГУ Управление Пенсионный фонд РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области расчет по форме РВС-1 за 1 квартал 2012 года.

Согласно данному расчету остаток страховых взносов подлежащим уплате на конец отчетного периода составил: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в сумме 157 246 руб. 21 коп., на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть в сумме 43 935 руб. 90 коп.

ООО «Аптека» производило исчисление обязательных платежей по страховым взносам, применяя пониженные тарифы страховых взносов, согласно статье 58 Федерального закона № 212-ФЗ.

В письме от 13.04.2012 № 19-6/3023271-2288 Министерство здравоохранения и социального развития РФ дало разъяснения по вопросу применения аптечными организациями, уплачивающими ЕНВД, пониженных тарифов страховых взносов, согласно которому аптечные организации, переведенные на уплату ЕНВД, применяют пониженные тарифы страховых взносов в 2012 - 2013 годах только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ имеют право на занятие фармацевтической деятельностью.

В связи с данным обстоятельством 10.08.2012 заявитель представил уточенный расчет по форме РВС-1 с номером корректировки 001 за 1 квартал 2012 года, а также расчет за 6 месяцев 2012 года.

Согласно данном расчету остаток страховых взносов, подлежащих уплате на конец отчетного периода составил: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 181 334 руб. 53 коп., на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 43 935 руб. 90 коп, на обязательное медицинское страхование – 61 425 руб. 21 коп.

Доначисленные суммы страховых взносов были уплачены Обществом 10.08.2012, согласно платежным поручениям № 1352 от 10.08.2012 на сумму 49 500 руб. и № 1353 от 10.08.2012 на сумму 126 090 руб.

Минюст России письмом от 21.06.2012 № 01-48982/12 определило статус письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.04.2012 № 19-6/3023271-2288, согласно которому, письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ не может применяться в качестве нормативного правового акта.

С 10.08.2012 по 13.08.2012 ответчиком была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС на основе расчета РСВ-1 за 1 квартал 2012 года, представленного 10.08.2012.

По результатам проверки 13.08.2012 ГУ Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе составлен Акт камеральной проверки № 06702130001579, согласно которому было установлено, что в нарушение подпункта 1 пункта 4 статьи 17 Федерального закона № 212-ФЗ, ООО «Аптека» при предоставлении уточненного РСВ-1 за 1 квартал 2012 года не уплатило доначисленную сумму страховых взносов и было предложено Обществу уплатить страховые взносы в ФФОМС в сумме 61 423 руб. 21 коп., пени в сумме 2 768 руб. 17 коп.

Ответчиком 14.08.2012 было выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 06702140033851, согласно которому заявителю предложено уплатить до 04.09.2012 задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам в сумме 116 118 руб. 33 коп., в том числе: недоимку на страховую часть трудовой пенсии в сумме 49 448 руб. 75 коп., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 64 666 руб. 86 коп., пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 984 руб. 04 коп., пени на недоимку по страховым взносам в ФФОМС в сумме 1 018 руб. 68 коп.

Ответчиком 04.09.2012 был произведен перерасчет пени с учетом платежей от 10.08.2012, уточненное требование ответчиком не выставлялось.

ООО «Аптека» 17.09.2012 представило ответчику Возражения на Акт камеральной проверки от 13.08.2012.

Общество оплатило указанные в Требовании от 14.08.2012 № 06702140033851 суммы согласно платежным поручениям: № 1452 от 27.08.2012 на сумму 1 305 руб. 02 коп. (назначение платежа пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии); № 1453 от 27.08.2012 на сумму 3 482 руб. 25 коп. (назначение платежа пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС); № 1949 от 28.11.2012 на сумму 4 817 руб. 66 коп. (назначение платежа штраф в ПФ РФ); № 1950 от 28.11.2012 на сумму 12 285 руб. 04 коп. (назначение платежа штраф в ФФОМС).

Ответчиком 24.09.2012 было вынесено Решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 067 021 12 РК 0002002, согласно которому Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ в сумме 17 102 руб. 70 коп., начислены пени в сумме 2 768 руб. 17 коп., Обществу было предложено уплатить недоимку по страховым взносам в ФФОМС в сумме 61 423 руб. 21 коп., уплатить штрафы в сумме 17 102 руб. 70 коп. и пени в сумме 2 768 руб. 17 коп.

Не согласившись, с выставленным 14.08.2012г. требованием, а также с решением, ООО «Аптека» обратилось в Арбитражный суд Орловской области с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 212 настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона № 212-ФЗ).

В силу статьи 5 вышеназванного закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Согласно части 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 58 данного закона в течение переходного периода 2011-2027 г.г. применяются пониженные тарифы страховых взносов для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.

В силу пункта 3.1 вышеназванной статьи, в течение 2012 - 2013 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12, 14 части 1 настоящей статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации – 20 %, Фонд социального страхования Российской Федерации – 0 %, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0% .

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункты 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ).

В силу пункта 9 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

1) не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

2) не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Согласно части 1 статьи 17 вышеназванного закона При обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 4 вышеназванной статьи, если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случаях:

1) представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени;

2) представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены не отражение или неполнота отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.

Согласно статье 34 Федерального закона № 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Плательщик страховых взносов, представляющий в орган контроля за уплатой страховых взносов пояснения относительно выявленных ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.

Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.

В силу статьи 38 Федерального закона № 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.

Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Согласно статье 39 Федерального закона № 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов. При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.

При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), а также наименование этого органа, его место нахождения и другие необходимые сведения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов соответствующего решения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

В силу статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

Согласно статье 18 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

В силу пункта 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как установлено судом, обжалуемое требование получено Обществом 24 августа 2012 года, что заявителем не оспаривается, с данным заявлением заявитель обратился в арбитражный суд 28 декабря 2012 года (согласно почтовому штемпелю на конверте).

Таким образом, заявителем был пропущен срок на обращение в арбитражный суд с заявлением об обжаловании требования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

От заявителя поступило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления об оспаривании требования по уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, где заявитель указывает, что 28.09.2012 ему стало известно о том, что обжалуемое требование не соответствует действительности, а потому не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, то есть после получения 28.09.2012 ответа ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на возражения заявителя относительно обжалуемого требования, согласно которым из содержания документа невозможно было установить обоснованность суммы недоимки и начисленных штрафов, поскольку оно содержало информацию лишь об общей сумме недоимки и начисленных штрафов, подлежащих уплате.

В связи с этим, заявитель посчитал, что начало течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, следует исчислять с 29.09.2012. Заявление о признании недействительным требования направлено в Арбитражный суд Орловской области почтой 28.12.2012. Таким образом, Общество посчитало, заявление подано в пределах срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.

Поскольку в штате Общества не имеется юрисконсульта, то Обществом неверно истолкованы нормы статьи 198 АПК РФ о начале течения процессуального срока на подачу заявления, результатом чего явился пропуск данного срока.

Данные обстоятельства, по мнению заявителя, обосновывают уважительность пропуска срока на обращение в суд.

Однако, в материалы дела ответчиком представлены таблицы расчета пени по страховым взносам и список заказных писем от 20.08.2012, согласно которому вместе с требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направлялась и таблицы расчета пени. Из таблиц расчета пени видно: за какой период, на какую сумму страховых взносов начисляются пени, размер пени.

Из приложенных к требованию расчетов следует, что недоимка по страховым взносам, пени начислены согласно представленным заявителям 10.08.2012г. расчетам по страховым взносам за 1кв.2012г., 6 месяцев 2012г.

На дату выставления оспариваемого требования платежи, произведенные ответчиком 10.08.2012г., ответчику не поступили, что подтверждается соответствующей программной распечаткой.

Доказательств обратного заявителем не представлено.

Кроме того, из материалов дела следует, что заявитель получил ответ налогового органа на возражения по акту камеральной проверки, в том числе, по оспариваемому требованию, 28.09.2012г.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что заявитель имел возможность обратиться в суд о признании недействительным требования в установленный законом срок.

Заявитель не обратился в арбитражный суд с требованием об оспаривании требования от 14.08.2012 № 060702140033851 в установленный законом срок, который исчисляется с 24.08.2012, и указанные заявителем причины пропуска срока не могут быть признаны судом уважительными.

Таким образом, в удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Аптека" о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о признании недействительным требования государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 14.08.2012г. №06702140033851 отказать

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока подачи заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.

На основании вышеизложенного, в удовлетворении требований о признании недействительным требования от 14.08.2013 № 06702140033851 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов следует отказать.

Как следует из материалов дела, оспариваемое решение получено ответчиком 02.10.2012г.(согласно почтовому штемпелю на конверте), обратился заявитель в суд 28.12.2012г., то есть в срок, установленный п.4 ст.198 АПК РФ.

Судом не принимается во внимание довод заявителя о том, что в оспариваемом решении не отражена сущность нарушения законодательства о страховых взносов, допущенного Обществом, обстоятельства совершенного правонарушения со ссылками на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, не указаны доводы, изложенные ООО «Аптека» в возражении на акт камеральной проверки от 13.08.1012 и результаты проверки этих доводов.

Согласно пункту 9 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В оспариваемом решение указаны обстоятельства совершенного правонарушения, указаны статьи Федерального закона № 212-ФЗ, предусматривающие данное правонарушение, и применяемые меры ответственности, решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указан размер выявленной недоимки, пени, а также подлежащий уплате штраф.

Не указание других данных, по мнению арбитражного суда, не является существенным нарушением.

Оспариваемое решение вынесено на основании представленного заявителем расчета по страховым взносам - 10.08.2012. На момент проведения камеральной проверки у заявителя выявлена недоимка по страховым взносам в ФФОМС в сумме 61 423 руб. 21 коп., задолженность по пени на страховую часть трудовой пенсии в сумме 320 руб. 98 коп., задолженность по пени в ФФОМС в сумме 2 447 руб. 19 коп.

Как установлено судом и сторонами не оспаривается, заявителем 10.08.2012 произведена уплата страховых взносов в ФФОМС в сумме 61 423 руб. 21 коп., однако задолженность по пени в сумме 2 768 руб. 17 коп. в день предоставления уточненного расчета не была уплачена, данная задолженность по пени была оплачена заявителем 27.08.2012, т.е. после предоставления уточненного расчета.

Таким образом, заявителем не соблюдены требования пункта 4 статьи 17 Федерального закона № 212-ФЗ.

Судом не принимается довод заявителя о том, что работники пенсионного фонда не могли не знать о том, что РВС-1 от 14.5.2012 является правильным, пониженные тарифы страховых взносов применены обществом законно, а поданный 10.08.2012 уточненный РВС-1 и произведенная доплата свидетельствуют о неверном исчислении и излишней уплате страховых взносов Обществом, поскольку согласно части 1 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

При обнаружении ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, приводящих к занижению сумм страховых взносов, организация (плательщик страховых взносов) обязана внести необходимые изменения в первоначальный расчет и представить уточненный расчет в территориальный Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, заявитель имеет право подать новый уточненный расчет.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд считает, что Общество правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьей 47 Федерального закона № 212-ФЗ.

Вместе с тем, рассматривая заявленное требование, суд считает возможным снизить размер штрафных санкций, указанных в оспариваемом решении, руководствуясь следующим.

Пунктом 4 части 6 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, предусмотрен частью 1 статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ. В частности, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

Пунктом 4 части 1 статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

При этом следует отметить, что, определяя перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, пенсионным законодательством не установлен порядок учета судом или соответствующим органом таких смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств. Однако такой порядок содержится в статье 114 Налогового кодекса Российской Федерации, положения которой могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям исходя из аналогии закона. Согласно пункту 3 данной нормы при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса.

Из оспариваемого решения не усматривается, что при его вынесении должностным лицом выявлялись и не были выявлены обстоятельства, смягчающие ответственность Общества за совершенное правонарушение, и учтены при определении размера штрафных санкций.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Между тем, суд, исследовав и оценив материалы конкретного дела, обстоятельства совершенного Обществом правонарушения и степень вины нарушителя, установил, что правонарушение совершено не умышленно, впервые, в связи с введением Общества в заблуждение письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.04.2012 № 19-6/3023271-2288, страхователь уплатил указанные в требовании суммы, что в результате не привело к причинению ущерба бюджету. Руководствуясь принципом соразмерности наказания совершенному деянию и применив положения части 4 статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ, а также статьи 114 Налогового кодекса РФ, суд считает несоразмерным штраф в сумме 17 102 руб. 70 коп. тяжести и характеру совершенного правонарушения, и считает возможным уменьшить до 1 000 руб.

В этой связи решение от 24.09.2012 № 067 021 12 РК 000 202 следует признать недействительным в части привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 16 102 руб. 70 коп. (пункт 4 решения).

Как следует из материалов дела, Обществом погашена имеющаяся задолженность перед пенсионным фондом по пене в сумме 2 768 руб. 17 коп. и недоимка по страховым взносам в ФФОМС в сумме 61 423 руб. 21 коп., что сторонами не оспаривается.

Таким образом, следует признать недействительным решение от 24.09.2012 № 067 021 12 РК 000 202 в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (ФФОМС) в сумме 61 423 руб. 21 коп. (пункт 6.1 решения), уплатить штрафы, указанные в пункте 4 решения в сумме 16 102 руб. 70 коп. (пункт 6.2 решения), уплатить пени, указанные в пункте 5 решения в сумме 2 768 руб. 17 коп. (пункт 6.3 решения).

В части взыскание пени по состоянию на 13.08.2012 оставить решение без изменения поскольку, на 13.08.2012 пени не были уплачены, они оплачены Обществом лишь 27.08.2012 (пункт 5 оспариваемого решения).

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением заявителем уплачена государственная пошлина в размере 4000 руб.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 13.11.2008 № 7959/08 указано что, исходя из неимущественного характера требований к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.

В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ» (в редакции Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.05.2010г. № 139) указано, что в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.

Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

Таким образом, государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе в пользу ООО «Аптека» по требованию о признании недействительным решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Аптека" о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о признании недействительным требования государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 14.08.2012г. №06702140033851 отказать.

Признать недействительным решение государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 24.09.2012г. №067021 12 РК 0002002 в части привлечения к ответственности по п.1 ст.47 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 16 102,70руб. (п.4 решения); предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (ФФОМС) в сумме 61 423,21руб. (п.6.1 решения); уплатить штрафы, указанные в п.4 решения, в сумме 16 102,70руб. (п.6.2 решения); уплатить пени, указанные в п.5 решения, в сумме 2 768,17руб. (п.6.3 решения).

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Аптека".

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с государственного учреждения - Пенсионный фонд РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области в пользу ООО "Аптека" 2 000 руб.- расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья Е. Е. Пронина