АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Орел
30 января 2014 года Дело №А48-3004/2013
Резолютивная часть решения оглашена 28 января 2014 года
Решение в полном объеме подготовлено 30 января 2014 года
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Прониной Е.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болдыревой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла" (г. Орел, ул. Новосильское шоссе, д. 15, ОГРН 1025700770974) к ОГИБДД УМВД России по г. Орлу (г. Орел, ул. Гуртьева,21, ОГРН 1095753002124) о признании незаконным и отмене постановления от 23.08.2013 серия 57 ЕА № 001821
при участии:
от заявителя – юрисконсульт Мерцалова И.В. (доверенность от 05.11.2013);
от ответчика – государственный инспектор дорожного надзора Верижников Р.В. (доверенность от 30.12.2013 № 28/13756).
установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» (далее также – заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к ОГИБДД УМВД по Орловской области (далее также – ответчик, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 23.08.2013 серия 57 ЕА № 001821
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что работы связанные с механизированной уборкой улично-дорожной сети города Орла, в том числе и ул. Гагарина, предусмотрены муниципальным контрактом № 152 от 12.08.2013 и были выполнены в полном объеме, что подтверждается путевыми листами автомобиля и утвержденными графиками уборки, данные работы проводятся ежедневно. Заявитель указывает на то, что в оспариваемом постановлении не отмечено, полотно каких именно дорожных знаков содержит посторонние надписи, что не дает возможности определить, входят ли данные дорожные знаки в титульный список дорожных знаков, переданных на обслуживание Предприятия.
По мнению заявителя, Предприятие является ненадлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ и не может быть к ней привлечено, поскольку администрация города Орла в силу закона обязана содержать находящиеся в муниципальной собственности объекты и является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ.
Ответчик требования не признал, в отзыве на заявление указал, что в соответствии с муниципальным контрактом содержание дорог и дорожных знаков и дорог города возложена на заявителя.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД по г. Орлу Щербаковой Е.В. совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД по г. Орлу Верижниковым Р.В. при проведении повседневного надзора за состоянием улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения, были установлены нарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения
В ходе осуществления проверки 19.08.2013 инспекцией было выявлено загрязнение у края и на центре проезжей части. Нарушена видимость дорожной разметки из-за наличия песка на полотне дороги. Бортовой камень имеет повреждения, ливневая канализация на всем протяжении ул. Гагарина засорена в связи, с чем при возникновении неблагоприятных осадков, происходит застой воды па пересечении улиц Гагарина - Р. Люксембург. На всём протяжении улиц Гагарина и Р. Люксембург не проведено кронирование деревьев в связи, с чем видимость дорожных знаков и светофоров, а также мест возможного выхода пешеходов на проезжую часть ограничена. При движении со стороны ул. Красина справа по ходу движения от пересечения с ул. Р.Люксембург из-за строительства жилого дома частично ограничена видимость дороги и сужен тротуар. Со стороны строительной площадки обустроен проход для пешеходов. На дорожных знаках 3.24 «Ограничение максимальной скорости 40 и 30 км/ч» имеются посторонние надписи затрудняющие их восприятие. В месте расположения входа в школу на полотне дороги по ул. Гагарина установлены технические средства для принудительного снижения скоростного режима «Искусственная неровность», обозначенные соответствующими дорожными знаками. Дорожная горизонтальная разметка 1.25 «Искусственная неровность» не отвечает требованиям ГОСТ, имеет потертости, не отражается и земное время суток. Мачты уличного освещения установлены с одной стороны дороги, нарушений в работе светильников искусственного освещения не установлено. На полотне дороги нанесена дорожная горизонтальная разметка 1.14 «Пешеходный переход» в месте установки дорожных знаков 5.19 .«Пешеходный переход». На регулируемом перекрёстке, на пересечении улиц Гагарина - Р. Люксембург в нарушение требований ГОСТ отсутствуют дорожные знаки 5.19 «Пешеходный переход», дорожные пешеходные ограждения, при наличии пешеходных светофоров и нанесенной на полотно дороги горизонтальной дорожной разметки 1.14 «Пешеходный переход».
Данные нарушения отражены в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружения и технических средств организации дорожного движения от 19.08.2013. Данный акт составлен в присутствии двух свидетелей.
Старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД по г. Орлу Щербаковой Е.В. 19.08.2013 вынесено определение 57 ОВ 004907 о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому выявлено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и технических средств организации движения, не приняты своевременные меры по устранению нарушений при содержании дорожных знаков на ул. Гагарина от пересечения с ул. Р. Люксембург до пересечения с ул. 1-я Посадская в месте расположения школы № 26 ул. Гагарина 35а, дорожные знаки 3.24. «Ограничение максимальной скорости 40 и 30 км/ч и «Искусственная неровность» имеет посторонние надписи ухудшающие восприятие дорожных знаков, на полотне дороги на центре проезжей части загрязнение, из-за чего дорожная горизонтальная разметка плохо различима.
В адрес заявителя ответчиком направлено письмо от 19.08.2013 о вызове законного представителя 22.08.2013 к 14 час. 30 мин. с документами, подтверждающими полномочия для получения объяснения и составления административных протоколов.
Данное письмо было направлено в адрес заявителя факсимильной связью, что подтверждается отчетом об отправке факса, представленным в материалы дела.
Старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД по г. Орлу Щербаковой Е.В. 22.08.2013 в присутствии представителя заявителя по доверенности от 11.04.2013 Столяровой Н.Н. составлен протокол 57 ЕА 001921 об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, согласно которому 19.08.2013 на участке ул. Гагарина от пересечения с ул. Розы Люксембург до ул. 1-я Посадская в районе д. 26 несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и технических средств организации движения, не приняты своевременные меры по устранению помех в движении. В нарушение требований п. 13.15 ОП ПДД, ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004 дорожные знаки имеют посторонние надписи, затрудняющие их восприятие, скрыты в ветвях деревьев, на центре полотна дороги загрязнение на проезжей части, из-за чего дорожная горизонтальная разметка плохо различима на полотне дороги.
При составлении протокола представителю Предприятия разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, протокол подписан без замечаний и дополнений, копия протокола вручена, о чем имеются соответствующие отметки.
Согласно письменным объяснениям заявителя от 22.08.2013, Предприятие не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку деятельность по содержанию объектов улично-дорожной сети МУП «Спецавтобаза» осуществляет в рамках муниципального контракта № 152 от 12.08.2013., Заказчиком задание на устранение надписей на дорожных знаках по ул. Гагарина 35а в адрес МУП «Спецавтобаза» не поступало, в настоящее время надписи на дорожных знаках по ул. Гагарина 35а устранены.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД по г. Орлу Щербаковой Е.В. в присутствии представителя заявителя по доверенности от 11.04.2013 Столяровой Н.Н., вынесено постановление от 23.08.2013 57 ЕА 001821 по делу об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом, согласно которому Предприятие привлечено к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Оспаривая законность постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, от 23.08.2013 57 ЕА 001821, заявитель обратился в арбитражный суд настоящим заявлением.
Оценив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно абзацу 1 пункта 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 №711, Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с абзацем 3 подпункта «а» и подпунктом «к» пункта 11 вышеназванного Положения на Госавтоинспекцию возложен контроль за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми, в частности, устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, и проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения.
На основании подпунктов «б» и «д» пункта 12 указанного Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов.
Согласно пункту 10.2 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения (ДИиОД) государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации, утвержденное Приказом МВД РФ от 08.06.1999 №410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в редакции Приказа МВД РФ от 07.07.2003 N 525) (далее также - Приказ №410) контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения осуществляется посредством проведения: комплексной проверки дорог и улиц; специальных проверок (готовности дорожных и коммунальных организаций к зимнему содержанию дорог и улиц, проверки состояния железнодорожных переездов, ледовых переправ, маршрутов общественного транспорта, перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов); контрольных проверок; повседневного надзора.
В подпунктах 10.2.8.-10.2.8.4 Наставления установлено, что повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности, и производится инспекторами ДПС и государственными инспекторами дорожного надзора. В ходе повседневного надзора за условиями движения контролируется состояние технических средств организации дорожного движения, эксплуатационное состояние дорог и инженерных сооружений, соблюдение требований по обеспечению безопасности движения при проведении ремонтно-строительных и других работ на дорогах. При обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС докладывает о них дежурному подразделения ГИБДД, составляет акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (приложение 8) и действует по указанию дежурного.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Полномочия старшего государственный инспектор дорожного надзора на составление протокола об административном правонарушении и на рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 КоАП закреплены Приказом МВД РФ от 05.05.2012 N 403 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию, а также пунктом 8 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ.
Судом установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности ответчиком не нарушен.
Как следует из оспариваемого постановления заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, согласно которой несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
С объективной стороны правонарушения, предусмотренные указанной статьей, характеризуются двумя видами составов: - нарушение правил ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии; - непринятие мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения. Указанные правонарушения могут быть совершены как путем действия, так и бездействия.
Субъектами данного правонарушения являются должностные и юридические лица, осуществляющие ремонт, содержание дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений и обязанные при этом соблюдать требования по обеспечению безопасности дорожного движения, а также лица, обязанные принимать меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно статье 3Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 13 Закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно статьям 13 и 15 Закона № 257-ФЗ осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления. Осуществление дорожной деятельности, которой является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно статье 13.1 Закона № 257-ФЗ установлено, что муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
К собственности поселения относятся автомобильные дороги в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 8 статьи 6 Закона № 257-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона № 131-ФЗ исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 вышеназванного закона определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу приведенных норм права лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, согласно постановлению от 24.12.2012 № 4585 из оперативного управления заявителя изъято в муниципальную казну объекты улично-дорожной сети города Орла согласно приложению и переданы в оперативное управление МКУ «Управление коммунальным хозяйством города Орла» согласно акту приема-передачи и закрепления муниципального имущества в оперативное управление от 01.03.2013.
Между МКУ «Управление коммунального хозяйства города Орла» и МУП «Спецавтобаза» 12.08.2013 заключен муниципальный контракт № 152, согласно которому в целях обеспечения надежной и безопасной эксплуатации автомобильных дорог, круглогодичного безопасного и бесперебойного движения автомобильных транспортных средств, сохранности имущественного комплекса, включая дорожные сооружения, Подрядчик по поручению Заказчика обязуется выполнить работы по летнему содержанию автомобильных дорог города в соответствии с регламентом летней уборки улично-дорожной сети города Орла, Титульными спискам летней механизированной уборки улично-дорожной сети города орла и Правилами содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, а Заказчик обязуется принять выполнение работы на условиях настоящего контракта и оплатить их.
Содержание автомобильных дорог осуществляется Подрядчиком в соответчики с Техническим заданием Заказчика (пункт 1.2 контракта).
Пунктом 1.3 контракта установлено, что работы по содержанию автомобильных дорог должны быть выполнены в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, ГОСТ Р 50597-93 и иными нормативными актами, регулирующими данную сферу деятельности.
В соответствии с пунктом 4.1.1 контракта Подрядчик обязуется обеспечивать содержание автомобильных дорог в состоянии, гарантирующем круглогодичное, бесперебойное и безопасное движение транспортных средств и пешеходов, согласно выданному заданию в рамках выделенного финансирования.
В соответствии с приложением № 9 к муниципальному контракту № 152 от 12.08.2013 «Титульный список дорожных знаков» заявителю переданы на содержание дорожные знаки «знак улица Гагарина-Н.Неман 5.19.1, 5.19.2 июль 2011 (2), «знак ул. Гагарина школа № 26 Д/С 2 12*1810,25 август 10 (12 шт.)»
В соответствии с приложением № 1 «Титульный список летней механизированной уборки улично-дорожной сети города Орла» заявителю переданы на содержание улица Гагарина (от ул. Песковской до ул. Гостинной).
Таким образом, указанные дорожные знаки и улица подпадают под действие контракта по выполнению работ по текущему содержанию объектов улично-дорожной сети с соответствующим финансированием.
Заявитель в судебном заседании подтвердил, что финансирование по контракту осуществляется в полном объеме.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя о том, что Предприятие является ненадлежащим субъектом ответственности по ст.12.34 КоАП РФ, а единственным субъектом ответственности по указанной статье может являться собственник объектов улично-дорожной сети является необоснованным.
Данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 №3369/13.
Судом также отклоняется довод заявителя о том, что в оспариваемом постановлении не отмечено полотно каких именно дорожных знаков содержит посторонние надписи, что не дает возможности определить входят ли данные дорожные знаки в титульный список дорожных знаков, переданных на обслуживание Предприятию, поскольку дорожные знаки, содержащие посторонние надписи конкретно указаны в акте выявленных недостатков от 19.08.2013.
Расположение дорожных знаков 3.24 «Ограничение максимальной скорости 40 и 30 км/час» на данном участке дороги подтверждается схемой дислокации дорожных знаков, разметки, ограждений и элементов обустройства улично-дорожной сети.
Согласно статье 3 Закона № 193-ФЗ одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 2 данного закона определено, что дорожное движение - это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В силу статьи 3 Закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Пунктом 7.4.1 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных письмом Минтранса РФ от 17.03.2004г. N ОС-28/1270-ис предусмотрено, что работы по содержанию знаков выполняют в течение всего года. Дорожные организации ведут постоянный контроль за состоянием дорожных знаков, а также их наличием на дороге в соответствии со схемой дислокации. Знаки очищают от пыли и грязи, в зимний период от налипшего на них снега. Повреждения, имеющиеся на знаке, затрудняющие его восприятие водителями или искажающие смысл знака, не допускаются.
Согласно подпункта пункту 4 части 6 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят, в частности, очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, мойка покрытий; по элементам обустройства автомобильных дорог: очистка и мойка стоек, дорожных знаков, замена поврежденных дорожных знаков и стоек, подсыпка и планировка берм дорожных знаков; уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки; очистка и мойка ограждений, катафотов, сигнальных столбиков, светоотражающих щитков на дорожном ограждении и буферов перед дорожным ограждением; наклеивание светоотражающей пленки на световозвращающие элементы ограждений, сигнальные столбики и удерживающие буфера; исправление, замена поврежденных или не соответствующих действующим стандартам секций барьерных ограждений, натяжение или замена тросовых ограждений, замена светоотражающих элементов на ограждениях и столбиках, замена светоотражающих щитков на дорожном ограждении и буферов перед дорожным ограждением, уборка наносного грунта у ограждений и удерживающих буферов; очистка, устранение отдельных повреждений или замена отдельных разрушенных бордюров.
В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Пунктом 3 вышеуказанного ГОСТа установлено, что проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Пунктом 4.1.1 вышеуказанного ГОСТа установлено, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Согласно пунктам 4.2.2. и 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
Представленными в материалы дела доказательствами, а именно: актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 19.08.2013, протоколом об административном правонарушении 57 АЕ 001921 от 22.08.2013, подтверждается событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Доводы заявителя о том, что согласно представленным им путевым листам производится ежедневно механизированная уборка дороги, в том числе, и на данном участке дороги, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не являются надлежащим подтверждением отсутствия установленного события правонарушения.
Устранение в последующем нарушения, а именно: очистка дорожных знаков от посторонних надписей, не освобождает от ответственности виновное лицо.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, исключающих вину Предприятия в совершении правонарушения, судом не установлено.
Доказательств того, что Предприятие объективно не имело возможности выполнить названные работы не представлено.
Оценив в совокупности собранные административным органом доказательства по административному делу, по результатам которого вынесено оспариваемое постановление, суд считает, что административный орган правомерно пришел к выводу о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ.
Наказание назначено Предприятию в пределах санкции статьи 12.34 КоАП РФ - в минимальном размере (20 000 руб.).
Нарушений административным органом процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для признания незаконным оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, не имеется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требования Предприятия о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении от 23.08.2013 57 ЕА 001821.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается в силу части 4 статьи 208 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Воронеж) в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Орловской области.
Судья Е.Е.Пронина