ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-3333/09 от 22.04.2010 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  302000, г. Орел, ул. Горького 42

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Орел Дело № А48-3333/2009

«26» апреля 2010г.

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2010 г.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Зеновой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бахтиной О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Живая природа» (г. Орел)

к

Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области (правопреемник Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области) (г. Орел)

третьи лица:

1) Областное государственное унитарное предприятие (далее – ОГУП) «Орелпромэксплуатация» (г. Орел)

2) Индивидуальный предприниматель (далее – ИП) ФИО1 (г. Орел)

3) Федеральное государственное учреждение (далее – ФГУ) «Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (г. Орел)

4) Управление Россельхознадзора по Орловской области (г. Орел)

о признании незаконным письма Департамента имущественной промышленной и информационной политики Орловской области от 04.05.2009г. № 2973/з,

при участии в судебном заседании:

от истца – директор ФИО2 (паспорт); представитель ФИО3 (паспорт, доверенность от 17.02.2010г.);

от ответчика – представитель ФИО4 (паспорт, доверенность от 18.08.2009 г.); представитель ФИО5 (паспорт, доверенность от 02.06.2009 г. № 452);

от третьих лиц:

(1) – представитель ФИО6, (паспорт, доверенность от 18.11.2009г.);

(2) – представитель ФИО7 (паспорт, доверенность от 16.03.2010 г.);

(3) – представитель ФИО8 (паспорт, довернность от 10.03.2010 г.);

(4) – представитель ФИО9 (паспорт, доверенность от 28.12.2009 г.);

УСТАНОВИЛ:

  ООО «Живая природа» обратилось к Департаменту имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области с заявлением, в котором просит признать письмо Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области от 04.05.2009г. № 2973/з незаконным и обязать Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области предоставить в собственность ООО «Живая природа» земельные участки площадью 9480,93 кв.м., с кадастровым номером 57:25:0010725:55 и площадью 1519 кв.м. с кадастровым номером 57:25:0010725:59, расположенные по адресу: <...>.

Требование об обязании предоставить указанные земельные участки в собственность арбитражный суд считает частью первого требования исходя при этом из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что в резолютивной части решения должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Поскольку указанное под вторым номером требование по существу является требованием об обязании устранить нарушения, оно является частью требований о признании незаконным решения, выраженного в письме от 04.05.2009 г. № 2973/з.

Обосновывая заявленные требования ООО «Живая природа» ссылается на допущенные Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области нарушения требований части 4 статьи 28, статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. ООО «Живая природа» ссылается на то, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО «Живая природа» на праве собственности. ООО «Живая природа» неоднократно обращалось с заявлением о приобретении права собственности на земельные участки и в оспариваемом письме указано на то, что принять решение о предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков не представляется возможным до урегулирования в судебном порядке границ и площади земельных участков.

Определением от 21.09.2009 г. арбитражный суд заменил ненадлежащего ответчика – Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области надлежащим – Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области.

Определением от 21.09.2009 г. арбитражный суд привлек к участию в деле Областное государственное унитарное предприятие «Орелпромэксплуатация» в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.

Определением от 19.02.2010 г. арбитражный суд привлек к участию в деле индивидуального предпринимателя ФИО1, Федеральное государственное учреждение «Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» и Управление Россельхознадзора по Орловской области в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.

Ответчик 18.02.2010 г. представил отзыв на заявление, 16.03.2010 г. представил объяснения, в которых возражает против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что письмо Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 04.05.2009 г. № 2973/з не нарушает права ООО «Живая природа», так как испрашиваемые заявителем земельные участки не сформированы и, следовательно, не являются объектами гражданско-правовых отношений. Ответчик ссылается на то, что предоставление земельных участков в данном случае должно осуществляться в соответствии с пунктом 7 раздела 3 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Орловской области – городе Орле, который утвержден постановлением Коллегии Орловской области от 27.11.2008 г. № 371. Ответчик ссылается также на то, что приказом Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области от 09.10.2008 г. № 1232 отказано в предоставлении в собственность ООО «Живая природа» земельного участка с местоположением: <...>, с кадастровым номером 57625:0010725:55 площадью 9480,93 кв.м., по результатам проверки Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры данный приказ Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области признан законным.

Областное государственное унитарное предприятие «Орелпромэксплуатация» в объяснениях от 18.02.2010 г. по делу сообщает о том, что оспариваемое письмо об отказе в предоставлении права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 57:25:0010725:59 и 57:25:0010725, местоположением: <...>, ввиду того, что они не сформированы, соответствует действующему законодательству. ОГУП «Орелпромэксплуатация» в объяснениях сообщает, что в настоящее время объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 57:25:00107258:0036, принадлежавшие ОГУП «Орелпромэксплуатация», отчуждены в собственность ООО «Живая природа» по договору купли-продажи от 17 апреля 2008 года и в связи с этим правовые основания и заинтересованность в приобретении прав на данный земельный участок у ОГУП «Орелпромэксплуатация» отсутствуют.

Управление Росельхознадзора по Орловской и Курской областям в отзыве на заявление просит требования ООО «Живая природа» удовлетворить в полном объеме, письмо Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 04.05.2009 г. № 2973/з признать незаконным и обязать Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области предоставить в собственность ООО «Живая природа» земельные участки.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 и ФГУ «Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» письменные отзывы на заявление не представили.

Определением от 21.09.2009 г. арбитражный суд приостановил производство по делу до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Орловской области по делу № А48-2554/2009.

Определением от 18.02.2010 г. арбитражный суд возобновил производство по делу.

Определением от 16.03.2010 г. производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Федерального арбитражного суда Центрального округа по делу № А48-2554/2009.

Определением от 22.04.2010 г. производство по делу возобновлено.

Исследовав материалы дела в их совокупности и каждое из имеющихся в материалах дела доказательств в отдельности, выслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим мотивам.

Как следует из представленных свидетельств о государственной регистрации права от 17.07.2008 г. 57 АА 651653, от 17.07.2008 г. 57 АА 651657, от 17.07.2008 г. 57 АА 651652, от 17.07.2008 г. 57 АА 651656, от 17.07.2008 г. 57 АА 651655, от 17.07.2008 г. 57 АА 651650, обществу с ограниченной ответственностью «Живая природа» принадлежат на праве собственности гараж, лаборатория общей площадью 1060,7 кв.м., ремонтно-механическая мастерская общей площадью 314,2 кв.м., гараж общей площадью 597,9 кв.м., трансформаторная подстанция общей площадью 10,9 кв.м., склад общей площадью 378,5 кв.м., насосная станция общей площадью 86,8 кв.м., расположенные по адресу: <...>.

Основание для возникновения у ООО «Живая природа» права собственности на указанные объекты – договор купли-продажи недвижимости № 11 от 17.04.2008 г. и передаточный акт от 17.04.2008 г. оспаривались в судебном порядке и судебными актами по делу № А48-2554/2009 (решение от 25.09.2009 г., постановление апелляционного суда от 24.12.2009 г. и постановление кассационной инстанции от 07.04.2010 г.) было отказано Орловской области в лице Правительства Орловской области в удовлетворении исковых требований о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи объектов недвижимости № 11 от 17.04.2008 г. и применении последствий его недействительности в виде погашения записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности ООО «Живая природа».

ООО «Живая природа» заявлениями от 14.08.2008 г., от 20.11.2008 г., от 02.02.2009 г. и в письме от 10.04.2009 г. № 13-ю обращалось к Департаменту имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области с просьбой о приобретении в собственность земельного участка площадью 1519±13,6 кв.м. с кадастровым номером 57:25:0010725:59 и земельного участка площадью 9480,93±83 кв.м. с кадастровым номером 57:25:0010725:55, расположенных по адресу: <...> с приложением необходимых документов.

В оспариваемом письме Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области от 04.05.2009 г. № 2973/з указано на то, что рассмотрев заявление ООО «Живая природа» о предоставлении в собственность земельных участков, Департамент сообщает, что из представленного кадастрового паспорта следует, что земельный участок с кадастровым номером 57:25:00107:25:37 площадью 14053,65 кв.м. разделен на основании постановления администрации города Орла на два самостоятельных участка: с кадастровым номером 57:25:0010725:56 площадью 4572,72 кв.м. и кадастровым номером 57:25:0010725:55 площадью 9480,93 кв.м. Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области в оспариваемом письме сообщает о том, что решением Арбитражного суда Орловской области пункты постановления администрации города Орла о разделе земельного участка на два самостоятельных и утверждении проекта границ земельных участков признаны недействительными и постановлениями апелляционной и кассационной инстанций данное решение оставлено без изменения, Арбитражным судом возобновлено производство по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Департамента об отказе в формировании и передаче в собственность земельного участка, в том числе и за счет части земельного участка с кадастровым номером 57:25:00107:25:37, соглашение о границах земельного участка ООО «Живая природа», ФГУ «Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» и гр.ФИО1 не достигнуто.

На основании изложенного, Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области в оспариваемом письме сообщает, что решение о предоставлении в собственность ООО «Живая природа» испрашиваемых земельных участков не представляется возможным до урегулирования в судебном порядке границ и площади земельных участков, образованных при делении земельного участка с кадастровым номером 57:25:00107:25:37.

В то же время в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

(в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ)

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

(в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ).

То есть перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность земельных участков является в данном случае исчерпывающим.

Учитывая изложенное, решение Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области, выраженное в письме от 04.05.2009 г. № 2979/з, не соответствует положениям пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку указанная в письме причина не предусмотрена в качестве основания для отказа в предоставлении в собственность юридического лица земельных участков.

Не соответствует решение Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области и положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В частности, пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)

Статья 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает в пунктах 1 и 2, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Таким образом, оспариваемое решение Департамента, изложенное в письме от 04.05.2009 г. № 2973/з не содержало никаких предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении в собственность земельных участков.

То обстоятельство, что земельные участки не прошли государственный кадастровый учет или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, не являются основанием для отказа в предоставлении в собственность земельных участков, так как в пунктах 7 и 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельного участка в собственность при указанных обстоятельствах.

В частности, пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

Пункт 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ).

Аналогичный порядок предусматривается и в пунктах 3.1., 3.3. и 3.4. Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области – городе Орле (утвержден Постановлением Коллегии Орловской области от 27.11.2008 г. № 371.)

Пункт 3.1. указанного «Порядка распоряжения земельными участками…» предусматривает, что юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, приобретают право собственности или право аренды на эти земельные участки по своему выбору на основании заявления, подаваемого в Департамент.

Пункт 3.3. указанного «Порядка распоряжения земельными участками…» устанавливает, что в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, Департамент на основании заявления гражданина или юридического лица в двухнедельный срок направляет обращение в администрацию города Орла. К обращению прилагаются копия заявления заинтересованного лица и копия выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке).

В месячный срок со дня поступления обращения администрация города Орла утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также направляет в Департамент копию постановления администрации города Орла об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка, в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Пункт 3.4. «Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области – городе Орле» предусматривает, что Департамент в месячный срок принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 3.1. настоящего Порядка. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду Департамент осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Поэтому Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области правомерно ссылается на то, что предоставление земельных участков в данном случае должно осуществляться в соответствии с пунктом 7 раздела 3 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Орловской области – городе Орле, который утвержден постановлением Коллегии Орловской области от 27.11.2008 г. № 371.

При таких обстоятельствах у Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области не имелось законных оснований для отказа в предоставлении в собственность земельных участков по причине того, что в судебном порядке не урегулированы границы и площади земельных участков. Департаменту имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области необходимо было пройти установленную законом (Земельным кодексом Российской Федерации) процедуру осуществления государственного кадастрового учета, если данный учет не осуществлен или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка.

При этом арбитражный суд учитывает, что Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области не указывает никаких конкретных судебных актов арбитражного суда, которые бы не вступили в законную силу, и это по какой-либо конкретной, предусмотренной законом причине, могло служить препятствием для предоставления земельных участков в собственность заявителя.

В материалы дела такие судебные акты не представлены.

Более того, в материалах дела имеется кадастровая выписка от 15.03.2010г. о земельном участке площадью 1519±13,6 кв.м. с кадастровым номером 57:25:0010725:59 и кадастровая выписка от 15.03.2010 г. о земельном участке площадью 9480,93 кв.м.±83 кв.м. с кадастровым номером 57:25:0010725:55. Кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 57:25:0010725:55 содержит сведения о том, что земельный участок снят с кадастрового учета 10.03.2010 г. Кадастровые номера земельных участков были внесены в государственный кадастр недвижимости 10.11.2008 г. и 28.01.2008 г. соответственно. То есть на момент рассмотрения заявлений 04.05.2009 г., земельные участки прошли кадастровый учет.

То обстоятельство, что один из участков снят с кадастрового учета 10.03.2010 г. не влияет на исход спора, поскольку данное обстоятельство не указано в законе как основание для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области в судебном заседании 22.04.2010 г. сообщил, что для проведения действий по снятию с кадастрового учета земельного участка направил в адрес руководителя ФГУ «ЗКП» решение Арбитражного суда Орловской области от 21.07.2008 г.

Приказом Департамента имущественной, промышленной и информационной политики от 09.10.2008 г. № 1232 отказано в предоставлении в собственность ООО «Живая природа» земельного участка из земель населенных пунктов местоположением: г.Орел, Советский район, ул.Пожарная, 72 с кадастровым номером 57:250010725:55 площадью 9480,93 кв.м.

Как следует из «Информации о состоянии законности в сфере землепользования» от 27.04.2009 г. № 1-9-2009 (том 2 лист дела 58-62), исполняя поручение прокуратуры области, связанное с жалобой ООО «Живая природа», Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка законности отказа Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <...> и прокуратурой сделан вывод о законности отказа Департамента в предоставлении земельного участка, образованного именно путем раздела.

Поскольку обстоятельства по отказу в предоставлении в собственность земельного участка в октябре 2008 г. не влияют на исход спора, так как не являются предметом заявленных требований, они не подвергаются оценке.

Кроме того, в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой, не носят преюдициального значения при вынесении судебного акта.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд учитывает рекомендации пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства». Указанные рекомендации содержат указание на то, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

В данном случае, указанное в оспариваемом письме основание для отказа в передаче в собственность заявителя земельных участков является незаконным.

Доводы Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области о том, что оспариваемое письмо не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, безосновательны, так как в результате рассмотрения заявления о передаче земельных участков в собственность, Департаментом принято решение о невозможности предоставления в собственность испрашиваемых земельных участков до урегулирования в судебном порядке границ и площади земельных участков. При таком решении заявителю фактически отказано в предоставлении в собственность земельных участков, что нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предусмотренные статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как видно из приказа Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 14.07.2009 г. № 1105 индивидуальному предпринимателю ФИО1 предоставлен в собственность земельный участок кадастровый номер 57:25:0010725:65, местоположение: <...> (литер Р) площадью 1893 кв.м. В материалы дела представлен договор купли-продажи земельного участка № 902 от 14.07.2009 г., заключенный между Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области и индивидуальным предпринимателем ФИО1 на основании приказа Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 14.07.2009 г. № 1105.

Данные документы, по мнению арбитражного суда, говорят о том, что границы земельного участка по адресу <...>, принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1, определены.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Поскольку по правилам статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, арбитражный суд полагает, что такими указаниями должны быть следующие, соответствующие содержанию пунктов 3.1., 3.2. и 3.3. Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области – городе Орле (утвержден Постановлением Коллегии Орловской области от 27.11.2008 г. № 371) и пунктам 7 и 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно:

обязать Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области устранить допущенные нарушения:

1. предоставить в собственность Обществу с ограниченной ответственностью «Живая природа» земельный участок площадью 1519+13,6 кв.м. с кадастровым номером 57:25:0010725:59, расположенный по адресу: <...>.

2. В оставшейся части (в отношении земельного участка площадью 9480,93 кв.м., расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер 57:25:0010725:55, который снят с кадастрового учета 10 марта 2010 г.) обязать Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области направить соответствующее обращение в администрацию города Орла и в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении в собственность Обществу с ограниченной ответственностью «Живая природа» земельного участка, соответствующего кадастровому паспорту, в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Определяя обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в части земельного участка, который снят с кадастрового учета, арбитражный суд полагает, что сформулированные выше обязанности будут учитывать положения пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, который предусматривает, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области, поскольку он в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, но не освобожден от возмещения заявителю уплаченной им государственной пошлины.

На основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации излишне уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 170, 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

удовлетворить требования общества с ограниченной ответственностью «Живая природа».

Признать полностью незаконным решение Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области (правопредшественника Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области), выраженное в письме от 04.05.2009 г. № 2973/з после проверки его на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области устранить допущенные нарушения:

1. предоставить в собственность Обществу с ограниченной ответственностью «Живая природа» земельный участок площадью 1519±13,6 кв.м. с кадастровым номером 57:25:0010725:59, расположенный по адресу: <...>.

2. В оставшейся части (в отношении земельного участка площадью 9480,93 кв.м., расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер 57:25:0010725:55), который снят с кадастрового учета 10 марта 2010 г.) обязать Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области направить соответствующее обращение в администрацию города Орла и в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении в собственность Обществу с ограниченной ответственностью «Живая природа» земельного участка, соответствующего кадастровому паспорту, в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Взыскать с Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Живая природа» 2000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Живая природа» из федерального бюджета Российской Федерации 2000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченных платежным поручением № 40 от 06.07.2009 г.

Выдать справку на возврат государственной пошлины после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г.Воронеже через Арбитражный суд Орловской области.

В течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу оно может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г.Брянске через Арбитражный суд Орловской области.

Судья С. В. Зенова