АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Дело №А48 – 374/07-14
г. Орел
«6» марта 2007 г.
резолютивная часть решения объявлена 27.02.07г.
полный текст решения изготовлен 06.03.07г.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Полиноги Ю. В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Полиногой Ю. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ГУП учреждения ЯИ 22\2 УИН МЮ РФ по Орловской области
к Межрайонной Инспекции ФНС РФ № 3 по Орловской области
о признании недействительным решения от 25.10.2006 г. №141
при участии:
от заявителя - юрисконсульта ФИО1 (постоянная доверенность от 16.01.06г);
от ответчика - начальника юридического отдела ФИО2.(постоянная доверенность от 01.09.2006 г. №04-03/748);
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие учреждение ЯИ-22\2 УИН МЮ РФ по Орловской области (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Орловской области (далее – инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 25.10.2006 г. №141 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика – организации (налогового агента – организации), индивидуального предпринимателя.
По мнению заявителя, указанный ненормативный акт противоречит нормам статьи 11 Закона РФ от 21.07.93г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Ответчик требования не признал, в отзыве указал, что оспариваемое решение вынесено в связи с отсутствием на расчетном счете учреждения денежных средств. При этом статьей 58 Федерального закона №119-ФЗ от 21.07.1997 г. обращение взыскания на имущество государственных предприятий не запрещено.
Заслушав доводы сторон, рассмотрев представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Государственное унитарное предприятие учреждения ЯИ-22\2 УИН Минюста России по Орловской области зарегистрировано в качестве юридического лица Постановлением Главы г.Ливны № 651 от 10.09.99г.
Инспекцией 25.10.2006 г. было вынесено решение № 141 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента – организации), индивидуального предпринимателя на общую сумму 3354122 руб. 13 коп., в том числе налогов (сборов) на сумму 2406431 руб. и пеней на сумму 947691 руб. 13 коп.
Не согласившись с вынесенным решением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Заслушав доводы сторон и оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 5 Закона РФ от 21.07.93г № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (далее - федеральный орган уголовно-исполнительной системы).
В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.
Согласно статье 11 Закона имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.
Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу управления уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.
Имущество учреждений, исполняющих наказания, предприятий учреждений, исполняющих наказания, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения либо передается им в оперативное управление федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
Учреждения, исполняющие наказания, и территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право использовать имущество, закрепленное за ними на праве полного хозяйственного ведения, для осуществления любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Российской Федерации.
Обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы не допускается. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган управления уголовно-исполнительной системы.
Здания и сооружения всех видов собственности, расположенные на территориях учреждений, исполняющих наказания, и предприятий учреждений, исполняющих наказания, используются для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. При нежелании собственников использовать указанные объекты в этих целях они передаются учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, безвозмездно, если эти объекты находятся в федеральной собственности, и с компенсацией их остаточной стоимости, если они относятся к другим видам собственности.
Государственное унитарное предприятие учреждения ЯИ-22/2 УИН Минюста России по Орловской области действует на основании Устава, утверждённого Заместителем начальника ГУИН МВД России 22 июня 1993 г. и зарегистрированным Постановлением главы администрации города Ливны Орловской области №423 от 27.07.1993 года, (Изменения и дополнения к уставу государственного предприятия учреждения ЯИ-22/2, зарегистрированы Постановлением Главы города Ливны №651 от 10.09.1999 г.).
Предприятие расположено по адресу <...> на территории Федерального государственного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области», которое имеет статус исправительного учреждения - условное наименование Учреждение ЯИ-22/2.
Согласно Уставу (раздел 2) одной из основных целей деятельности предприятия является обеспечение трудовой занятости осужденных, производство продукции, выполнение работ и оказание услуг. Предприятие выполняет следующие виды деятельности: металлообработка деталей, производство металлической сетки, швейное производство, производство оконных и дверных блоков, тары деревянной, производство товаров народного потребления и др.
Согласно разделу 3 Устава имущество предприятия относится к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 5.2 Руководство предприятием осуществляет начальник Учреждения ЯИ-22/2, который определяет полномочия директора и других должностных лиц.
В соответствии с Положением о федеральном государственном учреждении «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области» (условное наименование «Учреждение ЯИ-22\2») ФГУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области имеет статус исправительного учреждения (пункт 1.3), основная задача которого исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы (пункт 2.2). Одной из основных задач является также привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда.
Из вышеприведенного следует, что заявитель является учреждением , созданным на территории ФГУ «Исправительная колония № 2 УФСИН по Орловской области» для обеспечения трудовой занятости осужденных, следовательно, по выполняемым функциям относится к исправительным учреждениям.
Таким образом, имущество предприятия относится к имуществу уголовно-исполнительной системы, на которое обращение взыскания не допускается.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных Законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Статья 298 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещает учреждениям отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
По своим обязательствам учреждение согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами. Если их недостаточно, субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Таки образом, у инспекции отсутствует право обращать взыскание на имущество исправительного учреждения для взыскания задолженности по налогам и пеням, в связи с чем, оспариваемое решение подлежит признанию недействительным.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика, в соответствии с пунктом. 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции ФНС России № 3 по Орловской областиот 25.10.2006 г. №141 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика – организации (налогового агента – организации), индивидуального предпринимателя полностью.
Возвратить заявителю из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., о чем выдать справку.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия
Судья Ю. В. Полинога