ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-3932/16 от 21.11.2016 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Орел                                                                                            Дело №А48-3932/2016

22 ноября 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена  21.11.2016 года.

В полном объеме решение суда изготовлено  22.11.2016 года.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи   А.А. Жернова  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания   А.В. Уваровой,   рассмотрев в судебном заседании дело по   заявлению     Администрации города Мценска: <...>,( ОГРН <***>) к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации  в г. Мценске и Мценском районе Орловской области: <...>, (ОГРН <***>)  о  признании недействительным решения от 01.06.2016 № 067V12160000220,

при участии:

от заявителя

-

главный специалист отдела правового обеспечения ФИО1 (доверенность от 11.01.2016г.)

от ответчика 

-

руководитель  юридической группы ФИО2  (доверенность от 17.11.2015 №8)

установил:

Администрация города Мценска (далее- заявитель, Администрация) обратилась  в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации  в г. Мценске и Мценском районе Орловской области (далее- ответчик, Пенсионный фонд ) о  признании недействительным решения от 01.06.2016 № 067V12160000220,

          Оспаривая   данное  решение Пенсионного фонда, Администрация   указала, что  выплата   денежного  вознаграждения  к Почетной грамоте Главы  города Мценска, Благодарности Главы  города  в связи с профессиональным праздником   «День местного самоуправления»  не связана  результатами деятельности   работников,   не зависит от   профессиональных навыков    работника,  не входят    в систему   оплаты труда  муниципальных служащих    города Мценска, а выплачивается за заслуги перед городом.

   Ответчик в письменном отзыве на заявление, возражал против удовлетворения  заявленного требования, указав, что    выплаты   на поощрение   работников Администрации  были     произведены в соответствии  с решением Мценского   городского  Совета   народных депутатов на основании  распоряжения  «О награждении»   Администрации, за счет   средств городского  бюджета .  Следовательно, данные  выплаты, по мнению ответчика, необходимо рассматривать  как иные выплаты   и вознаграждения    в рамках    трудовых отношений  гражданского –правовых   договоров, которые    являются    объектом  обложения   страховыми   взносами    в государственные внебюджетные  фонды.

            Заслушав доводы сторон,      исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает  заявленное требование обоснованным и  подлежащим  удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (  далее- АПК РФ ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

           Администрация   зарегистрирована  в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером  (ОГРН)  <***>.

          Как следует из материалов дела,  Пенсионным  фондом   в отношении Администарции проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации,  страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком   страховых взносов.

            Проверкой установлено, что Администрация произвела выплаты  за  счет городского бюджета на поощрение работников Администрации к Почетным грамотам города  Мценска и Благодарностям  Главы города Мценска за многолетний и добросовестный труд и в связи с профессиональным  праздником «День местного самоуправления» в размере 7473 руб., в том числе:  апрель 2015 года 2299 руб. ФИО3;     апрель 2015 года 2299 руб. ФИО4; апрель 2015 года 575 руб. ФИО5;   апрель 2015 года 575 руб. ФИО6; апрель 2015 года 575 руб. ФИО7; апрель 2015 года 575 руб. ФИО8; апрель 2015 года 575 руб. ФИО9;  к Почетной грамоте Главы города Мценска в связи с 50-летием со дня рождения в размере 2299 руб., в  том числе:  июль 2015 года 2299 руб. ФИО10.

         Пенсионный фонд учел,  что выплаты на поощрение работников Администрации были произведены в соответствии с решением Мценского городского Совета народных депутатов, но на основании распоряжения «О награждении» Администрации города Мценска,   за счет средств городского бюджета и   пришел к выводу,  что  данные выплаты необходимо рассматривать как иные выплаты и вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, которые являются объектом обложения страховыми взносами в государственные не бюджетные фонды.

По результатам проверки  Пенсионным  фондом  составлен  акт   выездной проверки   от    04.05.2016 №  067М10160000586 и вынесено  решение от  01.06.2016 №   067V12160000220  «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах», в соответствии с которым Администрация  привлечена к ответственности по п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ " в виде штрафа в размере 529,64  руб. и ему начислены   пени в сумме 151,39 руб.  Также  Администрации  было предложено уплатить недоимку  сумме  2648,21 руб.

   Воспользовавшись правом на судебную защиту, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)  база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закон  №212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона №212-ФЗ.

              Часть  1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что   объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона  №212 -ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статья 15 Трудового кодекса Российской  Федерации (  далее-  ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

             В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом.

             Как указано в статье 129 ТК РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

          Согласно статье 164 ТК РФ компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

          Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

         Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

           Как разъяснено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

          Таким образом, система оплаты труда (заработная плата) включает в себя тарифные ставки, оклады, доплаты и надбавки компенсационного характера, доплаты и надбавки стимулирующего характера, а также премии, при этом каждая из перечисленных выше составляющих системы оплаты труда квалифицируется в качестве вознаграждения за труд только в том случае, если начисление такой составляющей поставлено в зависимость от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

          Из приведенных норм следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.

          Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

          Из материалов дела следует, что  работники  Администрации  награждены  Почетными грамотами главы  города  Мценска,  Благодарностями  Главы города Мценска и им  выплачены денежные средства    в размере 7473 руб., в том числе:  апрель 2015 года 2299 руб. ФИО3;     апрель 2015 года 2299 руб. ФИО4; апрель 2015 года 575 руб. ФИО5;   апрель 2015 года 575 руб. ФИО6; апрель 2015 года 575 руб. ФИО7; апрель 2015 года 575 руб. ФИО8; апрель 2015 года 575 руб. ФИО9;  к Почетной грамоте Главы города Мценска в связи с 50-летием со дня рождения в размере 2299 руб., в  том числе:  июль 2015 года 2299 руб. ФИО10

          Материалами дела подтверждается, что  основанием для   осуществления спорных выплат послужило    решение  Мценского городского  Совета народных депутатов  от  23.10.2008  №  37/465-ГС  (№177-МПА)  «О размере  денежного вознаграждения  к Почетным    грамотам,  Благодарностям  Мценского городского  Совета народных депутатов   и главы города Мценска»  и   Положением  «О Почетной  грамоте   главы   города    Мценска», за многолетний    добросовестный   труд   и в связи  с процессуальным праздником  «День  местного самоуправления».

           Выплаты работникам произведены по статье 290 «Прочие расходы» в одинаковом размере, вне зависимости от занимаемой должности, трудового результата и прочих показателей, связанных с выполнением трудовых функций  (  к Почетной грамоте  главы города Мценска- по  2299  руб.,  к Благодарности  главы города  Мценска по   5750 руб.).

Данные обстоятельства ответчиком не оспорены.

В то же время согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, и не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

В качестве обоснования заявленного требования   Администрацией в материалы дела представлены трудовой  договор  от 17.05.2007, заключенный Администрацией с  ФИО5  и дополнительное соглашение     от  25.01.2014 к трудовому договору от  17.05.2007, из которых  следует, что работодатель обязуется выплачивать работнику ежемесячное денежное содержание, которое состоит из должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере, установленном распоряжением администрации города; ежемесячного денежного поощрения в размере 100% от должностного оклада, а так же могут быть и другие выплаты, предусмотренные Положением «О денежном содержании муниципальных служащих города Мценска».

          Положением «О денежном содержании муниципальных служащих города Мценска» не предусмотрена выплата вознаграждения к Почетной грамоте Главы города Мценска, Благодарности Главы города в связи с профессиональным праздником «День местного самоуправления».

           Доказательств того,  что трудовые договоры с остальными работниками Администрации содержат иные  положения в части оплаты труда отвечтик суду не представил.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд  приходит  к  выводу о том, что спорные выплаты не являются вознаграждением работников за исполнение ими трудовых обязанностей, не зависят от их трудового вклада и не гарантированы трудовым или коллективным договорами.

            В рассматриваемо  случае  данные премии  надлежит  квалифицировать  не как  доход,  подлежащий    обложению  страховыми взносами, а как денежные средства, полученные  вне   рамок   трудовых  отношений, то есть средства не    подпадающие  под признаки, установленные    п. 1 ст.  7  Закона  №212-ФЗ

          Таким образом, спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для их начисления.

          При таких обстоятельствах следует признать, что у Пенсионного фонда не имелось законных оснований для начисления Администрации  недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафа.

         В соответствии с   ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

 При  таких  обстоятельствах  заявленное требование подлежит удовлетворению  в полном объеме.

          Согласно ч.   1 ст. 110  АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" предусмотрено, что  согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.

В случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет.

          При таких  обстоятельствах государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет.

        На основании изложенного и  руководствуясь ст. ст. 110, 167-170,  176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                            РЕШИЛ:

признать недействительным  решение государственного  учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации  в г. Мценске и Мценском районе Орловской области  от 01.06.2016 №  067V12160000220.

  На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный  суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Орловской области в течение месяца  со дня  его принятия.

Судья                                                                                             А.А. Жернов