ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-396/19 от 15.04.2019 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Орел                                                         

16 апреля  2019 года                                                               Дело №А48–396/2019

Резолютивная часть решения объявлена  15 апреля 2019 года.

В полном объёме решение суда изготовлено    16 апреля 2019 года.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи А.А. Жернова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  М.Ф. Борицкой  рассмотрев в открытом  судебном заседании   дело по заявлению      Департамента      образования   Орловской области (302021,  <...>, каб. 142, ОГРН <***>, ИНН <***>)  к Профессиональному  образовательному учреждению Орловский областной спортивно-стрелковый учебный центр Орловского регионального отделения ДОСААФ  России (302028, <...>, ОГРН  <***>, ИНН <***>) об  аннулировании лицензии 

при участии:

от заявителя

-

представитель  ФИО1 (доверенность от  07.02.2019  № вн6 -1/160),

от ответчика

-

генеральный  директор  ФИО2 (паспорт),

установил:

Департамент       образования   Орловской области (далее – заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Профессиональному  образовательному учреждению Орловский областной спортивно-стрелковый учебный центр Орловского регионального отделения ДОСААФ  России (далее также ответчик, Учреждение) об аннулировании    лицензии серия  57Л01 №0000622 от  24 ноября 2016 года, регистрационный номер 628 на право  оказывать образовательные  услуги  по реализации  образовательных   программ  по видам  образования, по уровням  образования, по  профессиям,  специальностям, направления подготовки  для профессионального  образования, по  подвидам  дополнительного  образования, указным  в приложении к лицензии.

       Департамент  просил удовлетворить заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении.

       Ответчик в судебном  заседании признал   заявленное требование в полном объеме (протокол  судебного заседания      от  15.04.2019).

        Заслушав доводы сторон,   исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает  заявленное требование обоснованным и  подлежащим  удовлетворению, по следующим основаниям.

         Департаментом Профессиональному  образовательному учреждению Орловский областной спортивно-стрелковый учебный центр Орловского регионального отделения ДОСААФ  России   выдана лицензия  на право  оказывать образовательные  услуги  по реализации  образовательных   программ  по видам  образования, по уровням  образования, по  профессиям,  специальностям, направления подготовки  для профессионального  образования, по  подвидам  дополнительного  образования, указным  в приложении к лицензии серия  57Л01 №0000622 от  24 ноября 2016 года, регистрационный номер 628. Указанная лицензия предоставлена Учреждению бессрочно.

        На основании приказа   от 05.03.2018 №294  Департамента  в отношении Учреждения  была  проведена внеплановая  выездная  проверка с целью исполнения пункта 7 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 ноября 2017 года № Пр-2269; письма Министра образования и науки Российской Федерации от 29 января 2018 года № ОВ - 90/06 «Об исполнении поручения Президента Российской Федерации», задачами которой являлись государственный контроль (надзор) в сфере образования в части федерального государственного надзора в сфере образования, контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности. Срок проведения проверки был установлен    не более 5 рабочих дней  с 19.03.2018 по  23.03.3018. 

         В ходе проведенной   проверки  Департаментом было  установлено, что Учреждение осуществляет образовательную деятельность с нарушением лицензионных требований и требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, а именно :

        - в нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности,   утвержденного   постановлением   Правительства   Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» отсутствует  стрелковый объект, соответствующий государственным и местным требованиям, помещение для отработки основных приемов и способов самозащиты от различных видов физического нападения, учебное служебное и гражданское оружие;

     - в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» учебная программа по подготовке частных охранников (6-го, 5-го и 4-го разряда), утвержденная руководителем Учреждения 29 декабря 2017 года не содержит календарного учебного графика, рабочих программ учебных дисциплин;

       - в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» право на занятие педагогической деятельностью по должности преподаватель по дисциплине «Психологическая подготовка» предоставлено лицу (ФИО3) образовательный ценз которого не соответствует требованиям, указанным в квалификационном справочнике, профессиональным стандартам;

       - в нарушение подпункта  1 части 3 статьи 28, части 2 статьи 30 Федерального закона   «Об образовании в Российской Федерации» отсутствуют локальные нормативные акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок перевода и отчисления обучающихся;

      - в нарушение подпункта части 6 статьи 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует локальный нормативный акт, определяющий язык, языки образования по реализуемым образовательным программам;

        - в нарушение пункта 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности   по   основным   программам   профессионального   обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 марта 2013 года № 292  отсутствует локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых основных программ профессионального обучения;

         - в нарушение пункта 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 марта 2013 года № 292  отсутствует расписание занятий осуществления образовательной деятельности по основной программе профессионального обучения;

         - в нарушение пункта 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 марта 2013 года № 292 отсутствует локальный нормативный акт организации, устанавливающий формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся;

     - в нарушение пункта 18 части 1 статьи 34, части 2 статьи 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отсутствуют документы и материалы, подтверждающие ознакомление с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;

      - в нарушение части 3 статьи 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации отсутствует локальный нормативный акт, устанавливающий порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги;

       - в нарушение части 2 статьи 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует локальный нормативный акт о создании комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, протоколы заседаний комиссии, решения комиссии;

       - в нарушение частей 1, 2 статьи 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 10 июля 2013 года № 582, приказа Рособрнадзора от 29 мая 2014 года № 785 Учреждение не имеет официального сайта.

      - в нарушение пунктов 3, 5, 7, 8 Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 года № 462 не подготовлен отчет о результатах самообследования, отсутствуют документы, подтверждающие направление отчета о самообследовании учредителю;

       - в нарушение подпункта части 1 статьи 74 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пунктов 11, 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 года № 292 отсутствует локальный нормативный акт, утверждающий порядок заполнения, учета и выдачи свидетельства о профессии рабочего, должности служащего;

     - в нарушение части 1 статьи 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует локальный нормативный акт об утверждении стоимости обучения по основной программе профессионального обучения и порядка расходования указанных средств в соответствии с уставными целями.

       - в нарушение подпункта части 5 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует локальный нормативный акт, устанавливающий основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг.

         По результатам проверки был составлен акт проверки  №52 от 23 марта 2018 года.

          В этот же день – 23 марта   2018 года  Учреждению было выдано предписание исх. №105 о принятии мер  к устранению  выявленных  нарушений, причин  способствующих  их   совершению в срок  до 19 сентября 2018 года.

         В отношении Учреждения Департаментом был составлен протокол об административном правонарушении №6 от  23.03.2018, о наличии   признаков   состава административного  правонарушения, предусмотренного  частью 2 статьи 19.20 КоАП РФ.

        Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Советского района г. Орла от 26 апреля 2018 года Учреждение было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде предупреждения.

        На основании приказа  Департамента от 20 сентября 2018 года № 1326 «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица» в срок с.02.10.201 по  08.10.2018  в отношении Учреждения проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления контроля за исполнением ранее выданного предписания от 23.03.2018  №105.

       По результатам проверки Департаментом  составлен акт  проверки № 187 от 8 октября 2018 года, в котором зафиксировано, что  Учреждением не исполнено  ранее выданное предписание от 23.03.2018  №105 в полном объеме, а именно не устранены нарушения  подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности,   утвержденного   постановлением   Правительства   Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;  подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;      подпункта  1 части 3 статьи 28, части 2 статьи 30 Федерального закона   «Об образовании в Российской Федерации»; пункта 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 марта 2013 года № 292;  пункта 18 части 1 статьи 34, части 2 статьи 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; части 3 статьи 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;     частей 1, 2 статьи 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 10 июля 2013 года № 582, приказа Рособрнадзора от 29 мая 2014 года № 785 ; пунктов 3, 5, 7, 8 Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 года № 462.

       08 октября 2018 года Департаментом  Учреждению  было  выдано  повторное  предписание  исх №442 об устранении выявленных нарушений  в срок  до 8 января 2019 года.

       Департаментов в отношении Учреждения 10 октября 2018 года составлен протокол №34  об административном правонарушении , предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

       Постановлением Мирового судьи судебного участка №3 Советского района г. Орла от 30.10.2018 Учреждение было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000  рублей.

          На основании   приказа Департамента от 19 декабря 2018 года № 1750 «О   проведении   внеплановой   выездной   проверки   юридического   лица»    в отношении Учреждения в срок с 2612.2018 по 28.12.2018  проведена внеплановая проверка с целью    осуществления контроля за исполнением повторно выданного предписания от 08 октября 2018 года  исх №442.

      В ходе внеплановой проверки установлено, что Учреждение не исполнило в полном объеме повторно выданное предписание от 08 октября 2018 года  исх №442, а именно не устранены нарушения:

       - подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

       В ходе проверки установлено, что на основании постановления Советского районного суда от 28 ноября 2018 года Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 90 (девяносто) суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с 28 ноября 2018 года.   Имеющийся у Учреждения стрелковый объект не соответствует государственным и местным требованиям. Здание  Учреждения, расположенное по адресу места осуществления образовательной деятельности не соответствует требованиям пожарной безопасности. Проверяющими направлен межведомственный электронный запрос в МЧС о наличие в Учреждении положительного заключения о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности. Выписка МЧС свидетельствует об отсутствии в Учреждении данного заключения. У Учреждения, в связи с несоответствием стрелкового объекта требованиям, изъято стрелковой оружие, необходимое для реализации имеющихся в Учреждении образовательных программ. Также у Учреждения отсутствует помещение, оснащенное необходимым оборудованием и инвентарем для отработки основных приемов и способов самозащиты от различных видов нападения, необходимое для реализации основных программ профессионального обучения по профессии «Охранник».

        - частей 1, 2 статьи 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 10 июля 2013 года № 582, приказа Рособрнадзора от 29 мая 2014 года № 785.

        В ходе проверки установлено, что Учреждением создана страница на официальном сайте Орловского регионального отделения ДОСААФ РФ: dosaaft.5 7region.ru. Информация на странице Учреждения  представлена не в полном объеме, структура не соответствует установленным требованиям законодательства в сфере образования.

       По результатам проверки Департаментом составлен акт  проверки от 28 декабря 2018 года № 246.

   В связи с изложенным  приказом Департамента от  29.12.2018 №1817   действие лицензии серия  57Л01 №0000622 от  24 ноября 2016 года,  приостановлено с 29 декабря 2018  года.

         Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим заявлением.

         Согласно пункту 2 статьи 3Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ( далее-  Закон N 99-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Пункт 40 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании  устанавливает, что образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит обязательному лицензированию.

         В  соответствии с частью 6 статьи 93Федерального закона   «Об образовании в Российской Федерации» (далее- Закона об образовании) В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев

         В случае неисполнения указанного в части 6 статьи  93  Закона об образовании предписания (в том числе если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца (  ч. 7 ст. 93 Закона об обрахзовании).

В соответствии с частью 8 статьи 93 Закона об образовании до истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации.

        В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда.

          Невыполнение Учреждением обязательных для исполнения требований законодательства, лицензионных требований и условий, а также обязательных к исполнению требований контролирующего органа свидетельствуют о противоправном, виновном поведении Учреждения и пренебрежительном отношении к исполнению требований публичного права.

        Суд  учитывает,   что  Учреждению   первоначально было  предложено    Департаментом устранить нарушения в срок   до  19.09.2018.  Частично  нарушения Учреждением устранены, однако  в полном объем повторное предписание   от 08.10.2018 исх. №442  Учреждением до настоящего времени не исполнено.

       Таким образом, срок неисполнения  Учреждением первоначально выданного  предписания составляет длительный период  (более одного года ).

        Учреждением в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о том, что предпринимаются меры для устранения в кратчайшие сроки оставшейся части нарушений.

       В ходе проведения проверки Департаментом установлено, что имеющийся у Учреждения стрелковый объект не соответствует государственным и местным требованиям. Здание  Учреждения, расположенное по адресу места осуществления образовательной деятельности не соответствует требованиям пожарной безопасности. Следовательно, указанное помещение   не является безопасным и может повлечь причинение  вреда жизни  и здоровья обучающихся лиц.

        Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 АПК РФ).

Вместе с тем, ни Департаменту, ни суду, ответчиком не представлены документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение вышеназванных предписаний или о намерении  их исполнить.  Ответчик в судебном заседании признал заявленное требование  (протокол судебного заседания от  15.04.2019).

Поскольку факты нарушения Учреждением  требований действующего законодательства  подтверждаются материалами дела, признаны Учреждением, ответчик не представил суду документы, подтверждающие исполнение вышеуказанных предписаний, суд считает, что спорная лицензия ответчика подлежат аннулированию.

При  таких  обстоятельствах  заявленное   требование подлежит  удовлетворению  в полном объеме.

В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, в сумме 6 000 рублей.

             Руководствуясь  ст.ст. 110, 167-171,    176    Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд:

РЕШИЛ:

Аннулировать лицензию серия  57Л01 №0000622 от  24 ноября 2016 года, регистрационный номер 628 выданную  Департаментом       образования   Орловской области Профессиональному  образовательному учреждению Орловский областной спортивно-стрелковый учебный центр Орловского регионального отделения ДОСААФ  России  на право  оказывать образовательные  услуги  по реализации  образовательных   программ  по видам  образования, по уровням  образования, по  профессиям,  специальностям, направления подготовки  для профессионального  образования, по  подвидам  дополнительного  образования, указным  в приложении к лицензии.

           Взыскать с Профессионального образовательного учреждения Орловский областной спортивно-стрелковый учебный центр Орловского регионального отделения ДОСААФ  России (302028, <...>, ОГРН  <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную  пошлину  в сумме 6 000 руб.

           Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

           На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия.

 Судья                                                                                              А.А. Жернов