АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Орёл Дело № А48-4068/2022
12 августа 2022 года.
Резолютивная часть решения объявлена 10.08.2022 года.
В полном объеме решение изготовлено 12.08.2022 года.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Карасева В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ревиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области (302002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации г. Орла (302028,, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Бюджетного учреждения Орловской области «Орловское автохозяйство» (302040, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) 2) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (300041, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании права государственной собственности Орловской области на объект недвижимого имущества: нежилое здание – топливозаправочный пункт, количество этажей здания – 1, кадастровый номер 57:25:0010610:1014, площадью 6,3 кв.м., адрес: <...> – ФИО1, 53.
при участии:
от истца - представитель ФИО2 (постоянная доверенность, паспорт, диплом)
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц 1-2 - представители не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области (далее - истец) первоначально обратился в Арбитражный суд Орловской области с иском к Администрации города Орла и Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании права государственной собственности Орловской области на объект недвижимого имущества: нежилое здание – топливозаправочный пункт, количество этажей здания – 1, кадастровый номер 57:25:0010610:1014, площадью 6,3 кв.м., адрес: <...> – ФИО1, 53.
В письменном отзыве Администрация города Орла указало, что правопритязаний на спорный объект недвижимости не имеет, прав или интересов истца не оспаривает, в реестре муниципального имущества города Орла объект не значится (л.д. 33).
МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в письменном отзыве на иск указало, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку спорный объект не числится в реестре государственного имущества, не имеется сведений о том, что он построен за счет федерального финансирования. При указанных обстоятельствах МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях не претендует на спорный объект (л.д. 29-33).
С учетом заявленного истцом ходатайства, арбитражный суд в соответствии с требованиями статей 47, 51 АПК РФ исключил МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях из числа ответчиком и привлек к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В отзыве на иск третье лицо 1 указало, что требования подлежат удовлетворению в полном объеме (л.д. 22).
В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание не явились, в деле имеются доказательства их надлежащего извещения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть спор в отсутствие надлежащим образом извещенных ответчика, а также третьих лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения истца, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Решением исполкома Орловского городского совета депутатов трудящихся №488 от 05 июля 1960 года Облисполкому был отведен земельный участок площадью 0,44 га в квартале №176 под строительство автогаража на 50-60 машин. Земельный участок был отведен за счёт сноса одноэтажного дома №51 по улице Салтыкова - ФИО1 и прилегающего к дому свободного земельного участка.
Постановлением администрации города Орла № 639/7 от 09 июня 1995 года администрации Орловской области в постоянное бессрочное пользование был выделен земельный участок № ОРО:25:1:6:10:8 по ул. Красноармейская площадью 7771 кв.м. для эксплуатации и обслуживания производственных зданий и сооружений предприятия.
Согласно справке Управления архитектуры и градостроительства администрации города Орла № 650 от 15 декабря 2011 года земельному участку со зданиями, строениями, сооружениями в Советском районе, квартале 176, кадастровом квартале 57:25:0010610, с кадастровым номером 57:25:0010610:8, подтвержден адрес: <...> - ФИО1, 53.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 57:25:0010610:8, площадью 7771 кв.м., расположенный по адресу: <...> - ФИО1, 53, является собственностью Орловской области (номер и дата государственной регистрации права 57-57/001-57/01/020/2016-4317/1 от 23 сентября 2016 года), находится в постоянном бессрочном пользовании Бюджетного учреждения Орловской области «Орловское автохозяйство» (номер и дата государственной регистрации права 57:25:0010610:8-57/058/2018-1 от 25 сентября 2018 года), в своих пределах имеет объект недвижимости с кадастровым номером 57:25:0010610:1014.
Распоряжением Главы администрации Орловской области от 22 ноября 1994 года № 411-р комитету по экономике было поручено включить в план на 1994 год фирме «Орелоблстройзаказчик» строительство склада ГСМ с пунктом выдачи горючего на территории автобазы ХОЗО областной администрации.
Актом государственной приемочной комиссии от 17 июля 1995 года установлено соответствие техническим требованиям предъявленной к приемке ТЗП Автобазы Орловской области, данный объект принят в эксплуатацию.
Согласно инвентарной карточке учета основных средств Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области № 2 от 13 августа 2010 года на территории автобазы располагается топливно - заправочный пункт.
Согласно выписке из Реестра государственной собственности Орловской области № 0544401276 от 06 декабря 2011 года топливозапровочный пункт с кадастровым номером 57:25:0010610:1014 площадью 6,3 кв.м., расположенный по адресу: <...> - ФИО1, 53, закреплен на праве оперативного управления за БУ ОО «Орловское хозяйство».
Перечнем объектов недвижимости бюджетного учреждения Орловской области «Орловское автохозяйство» по состоянию на 01 января 2012 года поименован под № 9 топливо - заправочный пункт, расположенный по адресу: <...> - ФИО1, д. 53, площадью 12,6 кв.м.
Согласно кадастровому паспорту от 13 августа 2013 года объект - здание топливозаправочного пункта с инвентарным номером 54:401:002:010984180:0006 расположено по адресу: <...> - ФИО1, д. 53, литера Е, площадь 6,3 кв.м.
Из справки Государственного унитарного предприятия Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» № 57-02-03/6473/1 от 13 октября 2015 года следует, что объект недвижимости со следующими данными: адрес: <...> - ФИО1, 53; наименование: топливозаправочный пункт; литера: лит. Е; инв. № 54:401:002:010984180:0006; площадь: 6,3 кв.м. - соответствует объекту недвижимости с наименованием «склад ГСМ с пунктом выдачи горючего на территории автобазы ХОЗО областной администрации».
В силу закона Российской Федерации «О краевом, областном совете народных депутатов и краевой, областной администрации» №2449 -1 от 5 марта 1992 года, областной Совет народных депутатов является представительным органом государственной власти области, а областная администрация- исполнительным органом государственной власти области. В силу статьи 12 указанного Закона в собственности области находится имущество областного Совета и органов областной администрации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Устава (Основного Закона) Орловской области №7-03 от 25 февраля 1996 года, исполнительная власть области осуществляется администрацией Орловской области, возглавляемой Главой администрации Орловской области. Согласно статье 42 Устава в областной собственности находится имущество органов государственной власти области.
Постановлением №195-2 от 09 апреля 1999 года Главой Администрации Орловской области утверждено Положение о Хозяйственном Управлении Администрации Орловской области, согласно которому Хозяйственное управление является структурным подразделением администрации Орловской области, в состав которого входит, в том числе, Автобаза.
Указом Губернатора Орловской области №40 от 28 января 2002 года утверждено Положение об Аппарате Губернатора и Администрации области и структуре Аппарата Губернатора и Администрации области. В пункте 23 Приложения №2 к данному Указу (Структура Аппарата Губернатора и Администрации области) значится Хозяйственное управление Аппарата Губернатора и администрации Орловской области.
19 февраля 2002 года Губернатором Орловской области утверждено Положение «О хозяйственном Управлении Аппарата Губернатора и Администрации Орловской области», согласно которому Хозяйственное управление является структурным подразделением Аппарата Губернатора и администрации Орловской области. В силу раздела 2 Положения в состав хозяйственного управления входит отдел по транспортному обеспечению - «Автобаза». При этом одной из основных задач Управления являлась организация бесперебойной работы отдела транспортного обеспечения (автобазы), поддержания транспортных средств в состоянии высокой технической готовности, обеспечение высокой культуры обслуживания служебным транспортом Губернатора, Аппарата Губернатора и Администрации Орловской области, Коллегии администрации.
Указом Губернатора Орловской области № 80а от 22 апреля 2005 года утверждено Положение о Хозяйственном управлении Аппарата Губернатора и Администрации Орловской области, в задачи которого входила, в том числе, организация бесперебойной работы отдела транспортного обеспечения (автобазы), поддержания транспортных средств в состоянии высокой технической готовности, обеспечение высокой культуры обслуживания служебным транспортом Губернатора, Аппарата Губернатора и Администрации Орловской области, Коллегии администрации.
Распоряжением Коллегии Орловской области №162-р от 24 июля 2006 года было создано областное государственное учреждение «Орловское автохозяйство». В качестве учредителя данного юридического лица выступил Аппарат Губернатора и Коллегии Орловской области.
В силу пункта 4.1 Устава имущество учреждения находится в государственной собственности Орловской области и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Полномочия собственника в отношении закрепленного за учреждением имущества осуществляет Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области.
Из пункта 3 Устава в редакции 2010 года следует, что учредителем учреждения является субъект Российской Федерации - Орловская область.
Функции учредителя осуществляет Аппарат Губернатора и Правительства Орловской области.
Согласно пункту 27 Устава в указанной редакции имущество Учреждения находится в государственной собственности Орловской области и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления. Полномочия собственника в отношении закрепленного имущества осуществляют Правительство Орловской области и Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области.
Распоряжением Правительства Орловской области №298-р от 03 августа 2010 года у Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области было изъято государственное недвижимое имущество согласно утвержденному Перечню, в том числе, топливозаправочный пункт, площадью 12, 6 кв.м.
11 августа 2010 года во исполнение указанного распоряжения Правительства Орловской области Департамент государственного имущества, промышленности и информатизации Орловской области передал недвижимое имущество Орловской области в оперативное управление областному государственному учреждению «Орловское автохозяйство», в том числе топливозаправочный пункт, площадью 12, 6 кв.м.
24 ноября 2011 года утверждена новая редакция Устава областного учреждения. Согласно пункту 2 наименование учреждения - Бюджетное учреждение Орловской области «Орловское автохозяйство».
Из пункта 3 Устава в редакции от 2011 года следует, что учредителем учреждения является субъект Российской Федерации - Орловская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет Аппарат Губернатора и Правительства Орловской области.
Согласно пункту 29 Устава в указанной редакции имущество Учреждения находится в государственной собственности Орловской области и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления. Правомочия собственника в отношении закрепленного имущества осуществляет Орловская область. От имени Орловской области право владения, пользования и распоряжения в отношении областной собственности осуществляют Правительство Орловской области, а в случаях, предусмотренных законодательством Орловской области, - орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в рамках полномочий, установленных законами Орловской области и иными нормативно - правовыми актами.
19 июля 2016 года зарегистрирована новая редакция Устава бюджетного учреждения Орловской области «Орловское автохозяйство».
В соответствии с пунктом 3 Устава в действующей редакции учредителем учреждения является субъект Российской Федерации - Орловская область. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Администрация Губернатора и Правительства Орловской области.
Из пункта 4 Устава следует, что собственником имущества Учреждения является Орловская область.
Пунктом 28 Устава предусмотрено, что имущество Учреждения находится в государственной собственности Орловской области и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Правомочия собственника в отношении закрепленного имущества осуществляет Орловская область. От имени Орловской области права владения, пользования и распоряжения в отношении областной собственности осуществляют Правительство Орловской области, а в случаях, предусмотренных законом, - органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области.
06 декабря 2011 года имущество БУ 00 «Орловское автохозяйство» внесено в реестр государственной собственности Орловской области, о чем выдано соответствующее свидетельство № 000306.
В связи с изменением сведений об общей площади здания с кадастровым номером 57:25:0010610:1014, а также уточнением местоположения объекта на земельном участке был подготовлен технический план нежилого здания топливозаправочного пункта, с кадастровым номером 57:25:0010610:1014, расположенного по адресу: <...> - ФИО1, д. 53.
В соответствии с техническим планом площадь здания топливозаправочного пункта по состоянию на 04 сентября 2000 года составляет 6,3 кв. м.
По инициативе Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области в 2019 году было подготовлено заключение о техническом состоянии основных строительных конструкций нежилого здания -топливозаправочный пункт, расположенного по адресу: <...> - ФИО1, д. 53.
В заключении сделан вывод о том, что здание - топливозаправочный пункт, расположенный по адресу: <...> - ФИО1, д.53, находится в работоспособном и исправном состоянии и отвечает
предъявляемымэксплуатационнымтребованиям,соответствует градостроительным регламентам, действующим на территории РФ, пригодно
для дальнейшей эксплуатации.
Согласно выполненному в заключении плану 1-го этажа площадь обследуемого нежилого здания составляет 6,3 кв.м.
Правопритязания третьих лиц на здание - топливозаправочный пункт, расположенное по адресу: <...> - ФИО1, 53, отсутствуют. Указанный объект недвижимого имущества в реестрах федерального и муниципального имущества не значится.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на вышеуказанный объект.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Таким образом, в силу указанных правовых норм топливозаправочный пункт по ул. Салтыкова-ФИО1, 53 с 1995 года находится в государственной собственности Орловской области.
В связи с отсутствием правоустанавливающих документов, являющихся основанием для регистрации права собственности согласно статье 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», истец не имеет возможности зарегистрировать свое право собственности в отношении спорного объекта недвижимости во внесудебном порядке.
Частью 1 статьи 125 установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 1 Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений, утвержденного постановлением Правительства Орловской области № 398 от 22 декабря 2014 года, Департамент является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции в сфере государственного имущества, земельных отношений.
Вместе с тем, истец лишен возможности зарегистрировать за собой право собственности на указанные объекты недвижимости в установленном законом порядке ввиду отсутствия всех необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что у истца возникло право собственности на спорный объект недвижимости в соответствии с вышеуказанными нормами права, но истец лишён возможности зарегистрировать право собственности в установленном законом порядке ввиду отсутствия всех необходимых для государственной регистрации документов.
При изложенных обстоятельствах, заявленные требования о признании права государственной собственности Орловской области на спорный объект недвижимости подлежат удовлетворению.
Согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Поскольку решение не в пользу ответчиков судом не принимается, государственная пошлина за рассмотрение настоящего иска в доход федерального бюджета Российской Федерации не взыскивается.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) - удовлетворить.
Признать право государственной собственности Орловской области на объект недвижимого имущества –нежилое здание - топливозаправочный пункт, количество этажей здания - 1, кадастровый номер 57:25:0010610:1014, площадью 6,3 кв. м., адрес: <...> - ФИО1, 53.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) через Арбитражный суд Орловской области в течение месяца после принятия решения.
Судья Карасев В.В.