ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-4200/19 от 16.07.2019 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

  Дело № А48 – 4200/2019

г. Орёл

17 июля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 17  июля 2019 года

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи А.Н. Юдиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.А. Побойкиной, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «АБВ Инжиниринг» (109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына, д.40, стр. 2, ОГРН 1117746984211, ИНН 7709892219) к Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (302006, Орловская область, г. Орёл, ул. Московская, 159; ОГРН 1135700000556) о признании недействительным акта от 02.04.2019 комиссии по осуществлению закупок НО «РФКР» об уклонении ООО «АБВ Инжиниринг» от заключения договора на выполнение работ,

при участии в судебном заседании:

от истца – представитель Телегин О.Н. (доверенность от 19.03.2018),

от ответчика – представитель Галстян А.С. (доверенность  от 19.01.2019),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «АБВ Инжиниринг»   (далее – истец, ООО «АБВ Инжиниринг», подрядчик) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области"  (далее – ответчик, НО «РФКР», заказчик)  о признании недействительным акта от 02.04.2019 комиссии по осуществлению закупок НО «РФКР» об уклонении ООО «АБВ Инжиниринг» от заключения договора на выполнение работ.

Ответчик требования истца не призвал и в письменном отзыве на иск указал, что банковская гарантия, предоставленная истцом, не  соответствовала требованиям, изложенным в  Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 №615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок, товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах), в соответствии с п. 214 указанного Положения ответчик отказа в принятии банковской гарантии, поскольку она не соответствовала требованиям, содержащимся в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе, проекте договора о проведении капитального ремонта. Банковская гарантия содержала сумму  на 0,6 коп. меньше. Кроме того, заявка ООО «АБВ Инжиниринг» содержала доверенность №336-Б от 13.12.2018 на имя Ходуновой А.А. на совершение ряда действий от имени общества. По мнению ответчика, Ходуновой А.А. данной доверенностью не предоставлено право на заключение договоров на проведение капитального ремонта от имени ООО «АБВ Инжиниринг». Несмотря на отсутствие полномочия по подписанию договора на проведение капитального ремонта, ею 18.03.2019 был подписан договор без приложения дополнительного документа, выданного ООО «АБВ Инжиниринг», подтверждающего предоставленное Ходуновой А.А. полномочие на совершение указанного действия.

Арбитражный суд, заслушав объяснения представителей  истца и ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришёл к выводу о том, что исковые требования  подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

НО «РФКР» создана распоряжением Правительства Орловской области от 04.07.2013 г. № 263-р с целью реализации положений статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

НО «РФКР» является специализированной некоммерческой организацией, которая на основании части 1 статьи 182 ЖК РФ осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на НО «РФКР» возложена обязанность привлекать для оказания данных услуг и (или) выполнения работ подрядные организации и заключать с ними от своего имени соответствующие договоры.

Заказчик осуществляет выбор подрядных организаций на выполнение капитального ремонта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций дляоказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее - Положение) на сайте оператора электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер».

Как установлено судом, 20.02.2019 НО «РФКР» на официальном сайте единой информационной системы закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на сайте оператора электронной площадки http://www.rts-tender.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона № РТС257А190016 и документация об электронном аукционе на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния и разработку проектной документации на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в Орловской области, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 252 (далее — Аукцион).

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе                 № РТС257А190016 от 13.03.2019 комиссия по осуществлению закупок, созданная приказом НО «РФКР» от 18.01.2017 № 2 «О создании комиссии по осуществлению закупок в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (с изменениями), в соответствии с пунктом 163 Положения приняла решение о допуске только одного участника Аукциона (ООО «АБВ Инжиниринг») к участию в Аукционе, Аукцион признан несостоявшимся.

Пунктом 197 Положения установлено, что договор об оказании услуг не может быть заключен ранее, чем через 10 дней и позднее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе.

Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе                                     № РТС257А190016 размещен на сайте оператора электронной площадки 13.03.2019 года.

В соответствии с пунктом 205 Положения договор об оказании услуг заключается только после предоставления участником электронного аукциона, с которым заключается договор об оказании услуг, обеспечения исполнения договора об оказании услуг в размере, указанном в извещении о проведении электронного аукциона.

Пунктом 207 Положения установлено, что способ обеспечения исполнения договора об оказании услуг определяется участником электронного аукциона, с которым заключается такой договор, самостоятельно из способов, предусмотренных Положения. Размер обеспечения исполнения договора об оказании услуг определяется заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона.

Извещением и пунктом 31 Информационной карты документации об электронном Аукционе, обеспечение заявки на участие в электронном аукционе было предусмотрено в размере 1 196 972 руб. 66 коп.

21.03.2019 года коммерческим банком «Интерпромбанк» (акционерное общество) была выдана банковская гарантия № ЕТ18519-И/187871 (далее — Банковская гарантия                          № 1) ООО «АБВ Инжиниринг» по результатам закупки № 205400000021900016 в качестве обеспечения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния и разработку проектной документации на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в Орловской области, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, д.252

Сумма банковской гарантии составила 1 196 972 руб. 60 коп., то есть на 0,6 коп. меньше.  Кроме того, у представителя ООО «АБВ Инжиниринг» Ходуновой А.А. по мнению ответчика, отсутствовали полномочия на подписание договора на проведение капитального ремонта.

Заказчиком было принято решение о признании единственного участника уклонившимся и как следствие, о не заключении договора.

Признание участника уклонившимся от заключения договора на выполнение работ послужило поводом для обращения заказчика 05.04.2019 в Орловской УФАС России для рассмотрения сведений о включении/не включении информации о подрядчике в Реестр недобросовестных подрядных организаций (далее - РНПО).

По результатам рассмотрения Орловским УФАС России сведений от заказчика, было принято решение не включать сведения об ООО «АБВ Инжиниринг» в РНПО.

Правовое регулирование деятельности региональных операторов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор) установлено ЖК РФ. В соответствии с частью 1.1 статьи 180 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 статьи 180 ЖК РФ, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Положение N 615 определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1).

В соответствии с пунктом 205 Положения N 615 договор об оказании услуг заключается только после предоставления участником электронного аукциона, с которым заключается договор об оказании услуг, обеспечения исполнения договора об оказании услуг в размере, указанном в извещении о проведении электронного аукциона.

Пунктом 199 Положения N 615 предусмотрено, что в случае, если победитель электронного аукциона, или участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственный участник электронного аукциона в срок, предусмотренный документацией об электронном аукционе, не представил заказчику подписанный договор об оказании услуг, переданный ему в соответствии с пунктами 165, 185 и 187 настоящего Положения, и (или) не представил обеспечение исполнения договора об оказании услуг, то победитель электронного аукциона, либо участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, либо единственный участник электронного аукциона признается уклонившимся от заключения договора об оказании услуг.

На основании пункта 206 Положения N 615 исполнение договора об оказании услуг обеспечивается: банковской гарантией, выданной банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации; обеспечительным платежом.

В п. 209 Положения N 615 указаны требования, которые должны быть указаны в банковской гарантии, помимо сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 368 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно пп. "е" п. 214 Положения N 615 основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является, в том числе несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе, проекте договора о проведении капитального ремонта.

В случае уклонения победителя электронного аукциона или участника электронного аукциона, с которым заключается договор об оказании услуг, от заключения договора об оказании услуг заказчиком составляется акт об уклонении от заключения договора об оказании услуг, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени его составления, о лице, которое уклонилось от заключения договора об оказании услуг, сведения о фактах, являющихся основанием признания победителя электронного аукциона или участника электронного аукциона, с которым заключается договор об оказании услуг, уклонившимся от заключения договора об оказании услуг, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Указанный акт размещается заказчиком на официальном сайте и направляется оператору электронной площадки в течение одного рабочего дня, следующего после дня его подписания. Заказчик в течение 2 рабочих дней со дня подписания указанного акта передает заверенную заказчиком копию указанного акта лицу, признанному уклонившимся от заключения договора об оказании услуг (пункт 200 Положения N 615).

Судом установлено, что согласно условиям договора размер обеспечения исполнения обязательств установлен в сумме 1 196 972 руб. 66 коп.

Подрядчиком представлена банковская гарантия от 21.03.2019 № ЕТ18519-И/187871, выданная АО КБ «Интерпромбанк», согласно которой гарант обязуется оплатить бенефициару денежную сумму в размере, не превышающем 1 196 792 руб. 60 коп.

Судом установлено, что текст банковской гарантии согласовывался между истцом и ответчиком. Между тем, заказчик никаких замечаний, касающихся суммы, указанной в банковской гарантии  подрядчику не представил.

Из материалов дела следует, что банковская гарантия была направлена заказчику 22.03.2019 года. Заказчик в 5-ти дневный срок не представил подрядчику информации об отказе в ее принятии. Разница между размером банковской гарантии, предусмотренной договором и ее фактическим размерам, указанным в самой гарантии составила 0,6  коп., что по мнению суда, не является умышленным действием подрядчика с целью уклониться от заключения договора, а представляет собой лишь арифметическую ошибку, которая не является существенной.

Арбитражный суд, проанализировав банковскую гарантию от 21.03.2019                         №  ЕТ18519-И/187871 пришел к выводу о том, что  в банковской гарантии содержатся указания на обеспечение обязательства и из нее  можно установить, кто является должником по обеспеченному обязательству, указана сумма, подлежащая уплате гарантом при предъявлении бенефициаром соответствующего требования, и в гарантии содержится отсылка к договору, являющемуся основанием возникновения обязательств принципала перед бенефициаром. Арбитражный суд полагает, что образовавшаяся разница в 0,6 коп. не является существенным основанием для признания того обстоятельства, что подрядчиком банковская гарантия была оформлена не в соответствии условиями Положения №615, а также для вывода об уклонении подрядчика в заключении договора.

Ответчик в письменном отзыве на иск указал, что у представителя ООО «АБВ Инжиниринг» Ходуновой А.А. отсутствовали полномочия для подписания договора.

Данный довод ответчика судом отклоняется, поскольку не подтверждается материалами дела. Изучив доверенность от 13.12.2018 № 336-Б, выданную Ходуновой А.А. арбитражный суд пришел к выводу о том, что Ходунова А.А. наделена полномочиями по подписанию договора. Так, торги по заключению спорного договора проводились на Федеральной электронной площадке РСТ-тендер. Согласно правил указанной электронной площадки представителем лица, участвующего в закупке, является администратор. В качестве администратора для участия от имени ООО «АБВ Инжиниринг» зарегистрирована Ходунова А.А. Среди полномочий администратора, предусмотренных правилами торговой площадки, предусмотрена возможность подписания и направления подписанного проекта договора заказчику на карточке договора в личном кабинете поставщика. Ходунова А.А. подписала электронной подписью проект договора и направила его заказчику. Доверенность от 13.12.2018 № 336-Б предоставляет право Ходуновой А.А. подписывать необходимые документы, заявления и формы средствами ключа электронной цифровой подписи.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 12.12.2017 г. по делу N 5-КГ17-210, при установлении факта подписания договора неуполномоченным лицом данный договор должен признаваться незаключенным.

Согласно пункту 1 статьи 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку.

Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения (пункт 2 статьи 183 ГК РФ).

В пункте 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 23.10.2000 г. N 57 "О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что при разрешении споров, связанных с применением пункта 2 статьи 183 ГК РФ, судам следует принимать во внимание, что под прямым последующим одобрением сделки представляемым, в частности, могут пониматься письменное или устное одобрение, независимо от того, адресовано ли оно непосредственно контрагенту по сделке; признание представляемым претензии контрагента; конкретные действия представляемого, если они свидетельствуют об одобрении сделки (например, полная или частичная оплата товаров, работ, услуг, их приемка для использования, полная или частичная уплата процентов по основному долгу; равно как и уплата неустойки и других сумм в связи с нарушением обязательства; реализация других прав и обязанностей по сделке); заключение другой сделки, которая обеспечивает первую или заключена во исполнение либо во изменение первой; просьба об отсрочке или рассрочке исполнения; акцепт инкассового поручения.

При оценке судами обстоятельств, свидетельствующих об одобрении представляемым - юридическим лицом соответствующей сделки, необходимо принимать во внимание, что независимо от формы одобрения оно должно исходить от органа или лица, уполномоченных в силу закона, учредительных документов или договора заключать такие сделки или совершать действия, которые могут рассматриваться как одобрение.

В пункте 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенным" даны разъяснения, что при наличии спора о заключенности договора суд должен оценивать обстоятельства дела в их взаимосвязи в пользу сохранения, а не аннулирования обязательств, а также исходя из презумпции разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений, закрепленной статьей 10 ГК РФ.

Арбитражный суд, проанализировав сложившиеся между истцом и ответчиком правоотношения, пришел к выводу о том, что ООО «АБВ Инжиниринг» действовало при заключении договора добросовестно и разумно.

Между тем, заказчик, имея временной промежуток времени не принял мер к сохранению правоотношений с истцом. Поскольку действия подрядчика были направлены на заключение договора, что исключает признаки недобросовестности в его действиях, основания для признания истца уклонившимся от заключения договора у заказчика отсутствовали, а следовательно, причины для признания ООО «АБВ Инжиниринг» уклонившимся от заключения договора отсутствуют.

С учетом изложенного, требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина относится на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд                   

           РЕШИЛ:

Исковые требования ООО «АБВ Инжиниринг» удовлетворить.

Признать акт от 02.04.2019 комиссии по осуществлению закупок НО «РФКР» об уклонении ООО «АБВ Инжиниринг» от заключения договора на выполнение работ недействительным.

Взыскать с Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (302006, Орловская область, г. Орёл, ул. Московская, 159; ОГРН 1135700000556) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «АБВ Инжиниринг» (109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына, д.40, стр. 2, ОГРН 1117746984211, ИНН 7709892219) 6000 руб. госпошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия

             Судья                                                                                                              А.Н. Юдина