ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-4296/13 от 02.04.2014 АС Орловской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  РЕШЕНИЕ

  Дело №А48-4296/2013

г. Орел

3 апреля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 02.04.2014. Полный текст решения изготовлен 03.04.2014.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи А.А. Жернова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.С. Ковалевой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление-1" , <...>, (ОГРН<***>) к Управлению по тарифам <...>, ( ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 18.11.2013.

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель ФИО1 (доверенность от 05.11.2013 № 503/1-юр); представитель ФИО2 ( доверенность от 11.12.2013)

от ответчика – главный специалист отдела контроля ФИО3 (доверенность от 23.01.2013 № 01-10/142, удостоверение)

установил:

Закрытое акционерное общество "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление-1" ( далее- заявитель, Общество, ЗАО «ЖРЭУ - 1» ) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления по тарифам Орловской области (далее Управление, ответчик) от 18.11.2013 «о назначении административного наказания».

Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. за нарушение порядка ценообразования платы граждан за горячее водоснабжение.

Требование заявителя мотивировано тем, что единственным доказательством, на основании которого составлен протокол об административном правонарушении, является акт проверки Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области от 06.09.2013 № 2056/1. В данном акте указано, что ЗАО «ЖРЭУ-1» в нарушение СП 41-101-95 « Проектирование тепловых пунктов» от 01.07. 1996, Приложение № 2, Таблица 1, при расчете платы за горячее водоснабжение для многоквартирного дома № 7 по ул. Гуртьева г. Орла применен коэффициент, учитывающий потери тепла для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями равный 0,35, коэффициент для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и без полотенцесушителей – 0,25.

Общество указывает, что Таблица 1 Приложения 2 СП 41-101-95 не содержит коэффициента тепловых потерь трубопроводами систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками без полотенцесушителей, следовательно, акт проверки от 06.09.2013 № 2056/1 содержит ссылку на норму права, не соответствующую фактическому тексту правового акта.

Коэффициенты тепловых потерь трубопроводами систем горячего водоснабжения, указанные в Таблице 1 Приложения 2 СП 41-101-95 применяются для многоквартирных домов, присоединенных к внешним тепловым сетям горячего водоснабжения после ЦТП. Дом № 7 по ул. Гуртьева в г. Орле оборудован двумя теплообменниками (бойлерами), являющимися частью закрытой групповой системы горячего водоснабжения трех многоквартирных домов, поэтому названные выше коэффициенты не применимы к системе горячего водоснабжения дома № 7 по ул. Гуртьева г. Орла.

В этой связи заявитель считает акт проверки от 06.09.2013 № 2056/1 ненадлежащим доказательством по административному делу.

Помимо этого ЗАО «ЖРЭУ-1» полагает, что в данном случае отсутствует событие административного правонарушения. Для многоквартирных домов типа дома № 7 по ул. Гуртьева г. Орла, коэффициент тепловых потерь трубопроводами системы горячего водоснабжения необходимо определять расчетным методом с учетом всех возможных потерь в указанной системе. «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05. 2011 № 354 (далее – Привила предоставления коммунальных услуг) порядок расчета коэффициента тепловых потерь трубопроводами системы горячего водоснабжения, аналогичный системе горячего водоснабжения многоквартирного дома № 7 по ул. Гуртьева в г. Орле не предусмотрен. Поэтому Обществом самостоятельно был рассчитан объем тепловых потерь трубопроводами системы горячего водоснабжения многоквартирного дома № 7 по ул. Гуртьева в г. Орле, после чего полученный коэффициент 0,35 был применен при расчете размера платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» для собственников (нанимателей) помещений указанного многоквартирного дома.

При определении коэффициента заявитель применял положения «Методики применения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального водоснабжения», утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2010 № 105 (п.36 Методики).

Ссылаясь на пункт 54 Правил предоставления коммунальных услуг заявитель указывает, что до настоящего времени тариф на горячую воду для потребителей Орловской области Управлением не принят и в письме от 21.02.2013 № 01-10/708 ответчик указал, что в ситуации отсутствия тарифа на горячую воду, необходимо использовать установленный Управлением тариф на тепловую энергию при расчете размера платы за горячее водоснабжение.

В указанной ситуации, в условиях отсутствия тарифов на горячую воду в зоне деятельности ООО «Орелтеплогаз» и ОАО «Квадра» - Орловская региональная генерация» управляющая организация - ЗАО «ЖРЭУ - 1» производило расчет платы за горячую воду в соответствии с «Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47.

Учитывая обязанность управляющей организации оказывать потребителям коммунальную услугу «водоснабжение» и осуществлять начисление и сбор платежей за данную услугу, Общество указывает, что у него отсутствовала возможность применения порядка ценообразования платы граждан за горячее водоснабжение, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг и, следовательно, отсутствует вина ЗАО «ЖРЭУ- 1» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 от 14.6 КоАП РФ.

Ответчик требование заявителя не признал по тем основаниям, что порядок ценообразования (расчета размера платы) за горячее водоснабжение определен Правилами предоставления коммунальных услуг.

Согласно Приложения 2 к названным выше Правилам размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается с применением таких показателей как тариф на горячую воду, норматив потребления горячей воды, количество граждан, проживающих в жилом помещении.

В ходе проведенной проверки Общества установлено, что ЗАО «ЖРЭУ-1» при расчете платы за горячее водоснабжение использовало коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами системы горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат с наружной сетью горячего водоснабжения с полотенцесушителями от горячей воды равный 0,35, который не предусмотрен Правилами предоставления коммунальных услуг.

«Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденные Приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47, которыми руководствовалось Общество, используется регулирующими органами и организациями для расчета тарифов, а не управляющими организациями.

Применение ЗАО «ЖРЭУ-1» расчета платы за горячее водоснабжение с нарушением установленного порядка ценообразования привело к увеличению платы граждан за горячее водоснабжение.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими доказательства, арбитражный суд считает требование Общества необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.ч. 4,6,7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как следует из материалов дела ЗАО «ЖРЭУ-1» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационном номером 1075753001400 ( том 1 л.д. 29).

На основании приказа начальника Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области от 12.08.2013 № 1319 была проведена выездная проверка Общества с целью рассмотрения обращения от 08.08.2013 № 1825 по вопросу неправомерного увеличения размера платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение) с июля 2013 года по адресу: <...> (т. 1 л.д. 97, 98)

Уведомлением от 19.08.2013 № 1916 заявитель был извещен о проводимой проверке с 21.08.2013 (л.д. 99).

По итогам поверки составлен акт от 06.09.2013 № 2056/1, в котором зафиксировано, что ЗАО «ЖРЭУ - 1» в нарушение СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов» от 01.07.1996, Приложение 2, Таблица 1, при расчете платы за горячее водоснабжение для многоквартирного дома № 7 по ул. Гуртьева г. Орла применен коэффициент, учитывающий потери тепла для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями, равный 0,35. Коэффициент для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и без полотенцесушителей – 0,25.

Указанный акт был составлен в присутствии исполнительного директора ЗАО «ЖРЭУ – 1» ФИО4, которой была вручена копия акта проверки, что подтверждается соответствующей подписью (т. 1 л.д. 18,19).

11.10.2013 заместителем начальника отдела Управления ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении № 242. В протоколе сделан вывод о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, необоснованном применении ЗАО «ЖРЭУ – 1» коэффициента, учитывающего потери тепла для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями, равного 0,35 с января 2013, при расчете платы за горячее водоснабжение для жителей дома № 7 по ул. Гуртьева г. Орла, где тепловая энергия поставляется ОАО «Квадра» в лице филиала ОАО «Квадра» - «Орловская региональная генерация». Коэффициент для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и без полотенцесушителей равен 0,25.

Дом № 7 по ул. Гуртьева г. Орла оборудован неизолированными стояками без полотенцесушителей.

Протокол составлен в присутствии законного представителя Общества ФИО1, , которому была вручена копия протокола об административном правонарушении (т. 1 л.д. 68,69).

18.11.2013 Управлением, в присутствии законных представителей заявителя, вынесено постановление «о назначении административного наказания», которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. за нарушение порядка ценообразования платы граждан за горячее водоснабжение, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг за июль 2013 года.

Оспаривая законность постановления ответчика ЗАО «ЖРЭУ - 1» указывает, что коэффициенты тепловых потерь трубопроводами систем водоснабжения, указанные в таблице 1 Приложения 2 СП 41-101-95 от 01.06.1996, на которые имеется ссылка в акте проверки от 06.09.2013 № 2056/1, применяется для многоквартирных домов, присоединенных к внешним тепловым сетям горячего водоснабжения после ЦТП и к дому № 7 по ул. Гуртьева г. Орла не могут применяться, поскольку этот дом оборудован двумя теплообменниками (бойлерами), являющимися частью закрытой групповой системы горячего водоснабжения трех многоквартирных домов.

Своды правил по проектированию и строительству «Проектирование тепловых пунктов» СП 41-101-95 от 01.07.1996 (далее Правила) дополняют и развивают требования по проектированию тепловых пунктов, содержащиеся в СНиП 2.04.07-86* "Тепловые сети".

Правила следует использовать при проектировании вновь строящихся и реконструируемых тепловых пунктов, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и общественных зданий.

Правила распространяются на тепловые пункты с параметрами теплоносителя: горячая вода с рабочим давлением до 2,5 МПа и температурой до 200 °С, пар с рабочим давлением в пределах условного давления до 6,3 МПа и температурой до 440 °С.

Правила распространяются на проектирование тепловых пунктов в границах: от запорной арматуры тепловой сети и хозяйственно-питьевого водопровода на вводе в тепловой пункт до запорной арматуры (включительно) местных систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических потребителей, расположенной в помещении теплового пункта. (п.п. 1.1, 1.2 Правил)

В Приложении 2 к Правилам, содержится «Методика определения расчетной тепловой производительности водоподогревателей отопления и горячего водоснабжения», и в Таблице 1 Приложения 2 Правил - коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем горячего водоснабжения в зависимости от типа систем горячего водоснабжения.

Так при наличии тепловых сетей горячего водоснабжения после ЦТП с изолированными стояками без полотенцесушителей применяется коэффициент – 0,15; то же, с полотенцесушителями – 0,25; с неизолированными стояками с полотенцесушителями – 0,35.

В доме № 7 по ул. Гуртьева г.Орла неизолированные стояки без полотенцесушителей. Это обстоятельство установлено в ходе проверки заявителя и не оспаривается Обществом.

В акте проверки от 06.09.2013 № 2056/1 указано, что коэффициент для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и без полотенцесушителей равен 0,25. Однако тип системы горячего водоснабжения с неизолированными стояками и без полотенцесушителей с коэффициентом 0,25 не предусмотрен в Таблице 1 Приложения 2 Правил, как и не предусмотрена возможность применения к имеющейся в доме № 7 по ул. Гуртьева г. Орла системе горячего водоснабжения, коэффициента потери тепла - 0,35, примененного ЗАО «ЖРЭУ-1» в июле 2013 г. для жителей указанного дома.

Обосновывая применение названного выше коэффициента расчетным методом с учетом всех возможных потерь в системе горячего водоснабжения в доме № 7 по ул. Гуртьева г. Орла Общество применило п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждая, что спорный дом оборудован нецентрализованной системой горячего водоснабжения.

Арбитражный суд считает несостоятельными доводы заявителя в этой части и неправомерным применение им при расчете для жителей указанного дома платы за горячее водоснабжение за июль 2013 года коэффициента 0,35 по следующим основаниям.

Порядок ценообразования (расчета размера платы) за горячее водоснабжение определен Правилами предоставления коммунальных услуг.

Согласно Приложению 2 к указанным Правилам размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается с применением таких показателей как тариф на горячую воду, норматив потребления горячей воды, количество граждан, проживающих в жилом помещении (п.п. «а» п. 4 Приложения).

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ) горячее водоснабжение относится к регулируемым видам деятельности.

Понятие горячего водоснабжения содержится в п. 4 ст. 2 Закона 07.12.2011 № 416-ФЗ, это приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения.

В силу п. 5 ст. 31 Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ регулированию подлежит тариф на горячую воду (горячее водоснабжение).

Согласно п. 12 ст. 2 Закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно. При приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 31 Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Под централизованной системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.

В соответствии с п. 11.1 Строительных норм и правил «Тепловые сети» СНиП 2.04.07-86 тепловые пункты подразделяются на : индивидуальные тепловые пункты (ИТП) – для присоединения систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок одного здания или его части; центральные тепловые пункты (ЦТП)- то же, двух или более зданий.

Понятие абонента определено в п. 1 ст. 2 Закона от 17.12.2011 № 416 –ФЗ как физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

Жилой дом № 7 по ул. Гуртьева г. Орла оборудован центральным тепловым пунктом, поскольку используется для присоединения систем горячего водоснабжения еще двух жилых домов, а именно дома № 5 по ул. Гуртьева и № 6 по ул. Пионерской в г. Орле.

Это видно из схемы горячего водоснабжения указанных выше домов, изготовленной и представленной Обществом в ходе проверки (т. 1 л. д. 104) и письма исполнительного директора ЗАО «ЖРЭУ-1» ФИО4 от 22.08.2013 № 2441 адресованного Управлению строительного надзора и жилищной инспекции Орловской области, содержащего информацию о системе горячего водоснабжения дома № 7 по ул. Гуртьева в г. Орле (т. 1 л.д. 108).

Таким образом, дом № 7 по ул. Гуртьева в г. Орле оснащен централизованной системой горячего водоснабжения.

В силу п.п. 4,5 ст. 31 Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ горячее водоснабжение с использованием централизованной системы подлежит государственному регулированию путем установления соответствующего тарифа, поэтому п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг в данном случае не мог быть применен ЗАО «ЖРЭУ-1» при расчете платы за горячее водоснабжение за июль 2013 применительно к дому № 7 по ул. Гуртьева в г. Орле.

Из материалов дела видно, что тариф на горячее водоснабжение по состоянию на июль 2013 года рассчитан не был в связи с отсутствием Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, которые должна была утвердить Федеральная служба по тарифам. Ответчиком как органом регулирования, совместно с Управлением по государственному строительному надзору в адрес ресурсоснабжающих организаций были направлены письма уже с рекомендованной платой за подогрев воды, составившей при наличии приборов учета горячей воды – 82,49 руб. за 1 куб. м., при отсутствии приборов учета горячей воды (при оплате по тарифу) -262,90 руб. с 1 человека в месяц (т. 2, л.д. 42-44). Указанная плата за подогрев воды подлежала применению при формировании и выставлении квитанций гражданам с 01.07.2013. ЗАО «ЖРЭУ-1» было извещено об установленной плате за подогрев воды из письма ООО «Орелтеплогаз» от 31.07.2013 № 1211 ( т. 2, л.д. 48). Однако несмотря на это Общество при выставлении квитанций жильцам дома № 7 по ул. Гуртьева в г. Орле за июль 2013 года необоснованно применило коэффициент, учитывающий потери тепла для систем горячего водоснабжения равный 0,35, определенный заявителем расчетным путем.

Таким образом, ЗАО «ЖРЭУ-1» совершило административное правонарушение предусмотренное ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, согласно которой занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Ссылка заявителя в письменных возражениях от 28.03.2014 на письмо Министерства регионального развития РФ от 02.05.2007 № 8166-РМ/07 не может быть принята во внимание, поскольку в самом письме указано, что размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается по тарифу, установленному для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Общество, настаивает на том, что дом №7 по улице Гуртьева в городе Орле оборудован не централизованной системой горячего водоснабжения, однако даже в этом случае расчет стоимости услуги «горячее водоснабжение», произведенный ЗАО «ЖРЭУ-1» с применением коэффициента 0,35 (т. 1 л.д. 103) за июль 2013 года является необоснованным.

В соответствии с п. 22 Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20:

,

где:

- объем (количество) горячей воды, определенный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил;

- тариф на холодную воду, использованную в расчетном периоде при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- объем v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия), использованный за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

- тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в случае отсутствия общедомового прибора учета тепловой энергии (в доме № 7 по ул. Гуртьева в г. Орле такой прибор отсутствовал) объем потребления коммунальных услуг должен определяться в соответствии с нормативом расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, который подлежит утверждению уполномоченным органом власти субъекта РФ. Однако, в связи с отсутствием законодательно закрепленного порядка определения норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, указанный норматив до настоящего времени уполномоченным органом исполнительной государственной власти не утвержден.

ЗАО «ЖРЭУ-1» фактически рассчитало норматив расхода тепловой энергии для целей горячего водоснабжения, что не входит в его компетенцию.

В заявлении Общества указывает, что производило расчет платы за горячую воду в соответствии с «Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 № 47 (далее – Методические указания).

Применение заявителем названных Методических указаний является неправомерным, поскольку в силу п. 2 Методических указаний они предназначены для использования органами регулирования (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления в области государственного регулирования тарифов и надбавок), регулируемыми организациями для расчета с применением регулируемых тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

ЗАО «ЖРЭУ-1» к таким органам не относиться. Общество является управляющей организацией многоквартирного дома №7 по ул. Гуртьева в г. Орле, что подтверждается протоколом общего собрания собственников указанного выше дома от 06.09.2007 №2 и договором управления многоквартирным домом (т. 1 л.д. 139-148).

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Пунктом 5.5 договора управления многоквартирным домом №7 по ул. Гуртьева в г. Орле предусмотрено, что оплата оказанных услуг по договору производится ежемесячно до 10 числа, следующего за истекшим на основании платежных документов, выставляемых управляющей организацией (т. 1 л.д. 145).

В случае изменения стоимости услуг по договору управляющая организация производит перерасчет стоимости услуг со дня вступления изменений в силу ( п. 5.7 договора).

Частью 6.2 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что между ЗАО «ЖРЭУ-1» и ресурсоснабжающей организацией – ОАО «Квадра-генерирующая Компания» в лице филиала ОАО «Квадра- «Орловская региональная генерация» 14.01.2013 был заключен договор ресурсоснабжения №221 в соответствии с условиями которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать тепловую энергию в горячей воде для предоставления Обществом коммунальных услуг «отопление» и «горячее водоснабжение», в том числе, применительно к дому №7 по ул. Гуртьева в г. Орле, указанному в приложении №1 к договору ресурсоснабжения (т. 2 л.д. 62, 74).

Указанная ресурсоснабжающая организация так же была проинформирована Управлением о стоимости платы за подогрев воды при формировании и выставлении квитанций гражданам с 01.07.2013 (82,49 руб. за 1 куб. м. при наличии приборов учета горячей воды и 262,90 с 1 человека в месяц при отсутствии приборов учета при оплате по нормативу).

Соответствующие письмо Управления было получено директором филиала ресурсоснабжающей организации 31.07.2013 (т. 2 л.д. 43). Таким образом Общество при формировании и выставлении жильцам дома № 7 по ул. Гуртьева в г. Орле счетов на оплату коммунальной услуги «горячее водоснабжение» за июль 2013 года именно возможность указать стоимость услуги сформированной в соответствии с расчетами платы за подогрев воды, установленными Управлением с 01.07.2013, то есть органом уполномоченным устанавливать соответствующие тарифы Положением об Управлении, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 30.04.2009 № 27.

Однако ЗАО «ЖРЭУ-1» в нарушение указанных выше норм при расчете платы за горячее водоснабжение за указанный период использовало коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затрат тепловой энергии за отопление с неизолированными стояками и полотенцесушителями равной 0,35 при фактическом отсутствии в доме № 7 по ул. Гуртьева в г. Орле полотенцесушителей, что не оспаривается самим заявителем.

Из представленного Обществом в материалы дела расчета стоимости услуги «горячее водоснабжение» следует, что названный коэффициент применяется «ЗАО ЖРЭУ-1» с июля по декабрь 2013 года включительно (т. 1 л.д. 104).

Следовательно ЗАО «ЖРЭУ-1» нарушило установленный порядок ценообразования платы граждан за горячее водоснабжение, действовавший с 01.07.2013, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлено его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 (ред. От 10.11.2011) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано: «При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдения (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат».

Общество, как лицо, обладающее всей необходимой информацией, имело возможность не допускать нарушений установленного порядка ценообразования платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» не предприняло всех необходимых мер по исполнению своей обязанности, зная при этом, что «горячее водоснабжение» подлежит государственному регулированию и при расчете платы за указанную услугу использовало показатели, которые не предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг.

ЗАО «ЖРЭУ-1» как в рамках административного производства, так и после обращения в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу, не представило доказательств, свидетельствующих о том, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.

Доказательства того, что у заявителя не было возможности для соблюдения требований действующего законодательства в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, наличие в действиях Общества вины во вмененном ему административном правонарушении подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Соответствующие выводы, в части субъективной стороны вмененного заявителю административного правонарушения содержатся в оспариваемом постановлении.

В связи с вышеизложенным, несостоятельными являются доводы заявителя о недоказанности вины Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении ответчиком не были допущены.

Заявитель не указывал на необходимость квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного и сам арбитражный суд при рассмотрении настоящего дела не усматривает оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномочены решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10).

В данном случае оценив фактические обстоятельства совершенного заявителем административного правонарушения, принимая во внимание значимость и характер общественных отношений на которые посягает допущенное Обществом нарушение и степень его общественной опасности, суд не усматривает оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 167 – 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленного требования отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Орловской области в течение десяти дней со дня его принятия.

  Судья А.А. Жернов