ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Орёл
07 ноября 2017 года Дело А48-5215/2017
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи А.А. Жернова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Уваровой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Орелмасло» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 302043, <...>) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 302025 <...>) о признании недействительным решения от 31.01.2017 № 17-28/06 в редакции измененной решением УФНС России по Орловской области от 12.04.2017 № 95,
при участии в судебном заседании:
от заявителя | - | представитель ФИО1 ( доверенность от 24.10.2017 №16, паспорт), представитель ФИО2 ( доверенность от 18.11.2015 №145), |
от ответчика | - | специалист 1го разряда ФИО3 (доверенность от 25.05.2017 №32, удостоверение), |
установил:
акционерное общество «Орелмасло» (далее – заявитель, Общество, АО «Орелмасло») обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее – ответчик, Инспекция) о признании недействительными решения № 17-28/06 от 31.01.2017 года « о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)» и решения №95 от 12.04.2017 года в части не отменены решения от 31.01.2017 №17-28/06. О привлечении АО «Орелмасло» к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме штрафа в размере 4600 руб.
До окончания рассмотрения дела по существу Общество в порядке ст.49 АПК РФ уточнило заявленные требования и просило суд признать недействительным решение № 17-28/06 от 31.01.2017 года « о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)» в редакции измененной решением УФНС по Орловской области №95 от 12.04.2017 в части привлечения АО «Орелмасло» к ответственности в виде штрафа в сумме 4600 руб.
Судом уточнение заявленных требований принято в порядке ст. 49 АПК РФ, поскольку это не противоречит действующему законодательству и не нарушает права других лиц.
Обосновывая заявленное требование Общество указало, что в силу разъяснений Федеральной налоговой службы России налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами (письмо ФНС России от 13 сентября 2012 г. N АС-4-2/15309" "О налоговых проверках).При этом оборотно-сальдовые ведомости по счетам: не отнесены ни Федеральным законом от 21 ноября 1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ни постановлениями Госкомстата РФ к числу первичных бухгалтерских документов. Данные документы являются сводными или аналитическими документами бухгалтерского учета, которые формируются на основании первичных документов и не являются основанием для исчисления налога, истребование у налогоплательщика спорных сведений в виде сводных или аналитических учетных документов ведет к нарушению его прав путем обязания формировать и изготавливать документы, представление которых законодательством не предусмотрено.
Заявитель указал, что запрашиваемые документы уже предоставлялись в налоговый орган ранее.
Ответчик заявленные требования не признал, в отзыве указал, что запрошенные в требовании налогового органа документы бухгалтерского и налогового учета содержат информацию, необходимую для проведения контрольных мероприятий в рамках выездной налоговой проверки АО «Орелмасло» за 2014 год в отношении следующих налогов: налога на прибыль и налога на имущество организаций.Отказ налогоплательщика представить документы налоговом органу не мотивирован наличием каких-либо объективных причин, препятствовавших исполнению Обществом обязанности предусмотренной НК РФ. Обществом организован налоговый учет но НДСна основе регистров бухгалтерского учета. По мнению ответчика, является несостоятельным и неподтвержденным документально довод заявителя о том, что иные запрашиваемые документы уже представлялись им в налоговый орган ранее.
В судебном заседании стороны поддержали ранее изложенные позиции.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает требование заявителя необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее- АПК РФ ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц требуется одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно п.п. 4,5 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия 5 (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В ходе проведения выездной налоговой проверки АО «Орелмасло» Инспекцией в рамках ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ ) в адрес налогоплательщика выставлено требование о предоставлении документов (информации) от
23.11.2016 № 17-10/15/08, которое получено заявителем 23.11.2016.
В установленный указанным требованием срок, Обществом были представлены документы не в полном объеме. Налогоплательщик не обращался в Инспекцию за продлением срока представления документов.
Общество в нарушение положений п. 3 ст. 93 НК РФ не представило документы, запрашиваемые налоговым органом в количестве 29 штук:налоговый регистр по счету 19-01 «Операции, облагаемые НДС»; карточка субсчета 19-01 «Операции, облагаемые НДС»;оборотно-сальдовая ведомость субсчета 19-01 «Операции, облагаемые НДС»; налоговый регистр субсчета 19-02 «НДС по приобретенным нематериальным активам»; карточка субсчета 19-02 «НДС по приобретенным нематериальным активам»; оборотно-сальдовая ведомость субсчета 19-02 «НДС по приобретенным нематериальным активам»; налоговый регистр по субсчету 19-03 «НДС по приобретенным МПЗ»: -карточка субсчета 19-03 «НДС по приобретенным МПЗ»; оборотно-сальдовая ведомость субсчета 19-03 «НДС по приобретенным МПЗ»: налоговый регистр по субсчету 19-04 «НДС по приобретенным работам, услугам»; налоговый регистр по субсчету 19-08 «НДС при строительстве ОС»; карточка субсчета 19-08 «НДС при строительстве ОС»;оборотно-сальдовая ведомость субсчета 19-08 «НДС при строительстве ОС»;налоговый регистр по счету 01.1 «Основные средства»:карточка счета 01.1 «Основные средства»;оборотно-сальдовая ведомость счета 01.1 «Основные средства»; -карточка счета 02.1 «Амортизация ОС» (помесячно); оборотно-сальдовая ведомость счета 02.1 «Амортизация ОС»; -налоговый регистр счета 08.4 «Приобретение отдельных объектов ОС»;карточка счета 08.4 «Приобретение отдельных объектов ОС»;оборотно-сальдовая ведомость счета 08.4 «Приобретение отдельных объектов ОС»; -карточка счета 10 «Материалы»; оборотно-сальдовая ведомость счета 10 «Материалы»;налоговый регистр по счету 90.1.1 «Продажи» (по видам продукции);налоговый регистр по счету 91 «Прочие доходы и расходы»; оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 (в разрезе поставщиков): оборотно-сальдовая ведомость по счету 62 (в разрезе покупателей); оборотно-сальдовая ведомость по всем счетам бухгалтерского учета за 2014 год;выписка из реестра акционеров ОАО «Орелрастмасло».
Данный факт послужил основанием для составления в отношении ОАО «Орелагропромстрой» акта от 20.12.2016 №17-28/05 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налогового кодекса Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса российской Федерации ).
По результатам рассмотрения материалов проверки, в том числе и представленных Обществом возражений, Инспекцией было вынесено решение №17-28/06 от 31.01.2017 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренное Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Указанным решением Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 5800 руб. за непредставление по требованию 29 документов.
Обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области на указанное решение была подана апелляционная жалоба.
Решением УФНС России по Орловской области от 12.04.2017 № 95 апелляционная жалоба Общества на решение №17-28/06 от 31.01.2017 удовлетворена частично, решение Инспекции №17-28/06 от 31.01.2017 отменено в части привлечения АО «Орелмасло» к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в сумме штрафа 1200 руб.
Оспаривая законность решения №17-28/06 от 31.01.2017 «о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренное Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)в неотмененной части, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу требования о представлении документов.
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. (абзац 1 пункта 3 статьи 93 НК РФ). При этом в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы (абзац 2 пункта 3 статьи 93 НК РФ).
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленный срок в силу пункта 4 статьи 93 НК РФ признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Из изложенных норм следует, что установленная пунктом 1 статьи 126 НК РФ ответственность наступает в случае непредставления налогоплательщиком документов служащих основанием и необходимых для исчисления и уплаты (удержания и перечисления налогов), а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, пеней.
Как следует из материалов дела, требование от 23.11.2016 № 17-10/15/08 выставлено Обществу в соответствии с ст. 93 НК РФ, указанным требованием Обществу было предложено представить следующие документы: предусмотренные учетной политикой для целей налогового учета на 201 4год (приказ Общества № 52-П от 31.12.2013) регистры по следующим счетам: по субсчету 19-01 «Операции, облагаемые НДС», также представить карточку счета, оборотно-сальдовые ведомости, журнал проводок помесячно; субсчет 19-02 « НДС по приобретенным нематериальным активам», также представить карточку счета, оборотно-сальдовые ведомости, журнал проводок помесячно; субсчет 19-03 «НДС по приобретенным МПЗ» также представить карточку счета, оборотное сальдовые ведомости, журнал проводок помесячно; субсчет 19-04 «НДС по приобретенным работам, услугам»; субсчет 19-07 « НДС по приобретенным товарам, реализованным по ставке 0 %» также представить карточку счета, оборотно-сальдовые ведомости, журнал проводок помесячно; субсчет 19-08 «НДС при строительстве ОС» также представить карточку счета, обороно- сальдовые ведомости, журнал проводок помесячно; счет 01.1 « Основные средства» также представить карточку счета, оборотно-сальдовые ведомости, журнал проводок помесячно;счет 02.1 « Амортизация ОС» также представить карточку счета, оборотно-сальдовые ведомости, журнал проводок помесячно;счет 08.4 «Приобретение отдельных объектов ОС» также представить карточку счета.-у оборотно-сальдовые ведомости, журнал проводок помесячно;счет 10 « Материалы» в разрезе субсчетов, также представить карточку счета, обороню- сальдовые ведомости, журнал проводок помесячно; счета 90.1.1 и 91.1 по учету выручки от реализации продукции на экспорт и внутренний: рынок по субконто (вид продукции, ставка НДС) помесячно; оборотно- сальдовые ведомости за 2014год: по счету 60 в разрезе поставщиков: -по счету 62 в разрезе покупателей; оборотно-сальдовую ведомость по всем счетам бухгалтерского учета за 2014год; выписку из реестра акционеров Общества за 2014 год.
АО «Орелмасло» по требованию о представлении документов (информации) от 23.11.2016 № 17-10/15/08 представило в Инспекцию документы не в полном объеме. Обществом были представлены: налоговый регистр по сч.19 «Налоговый регистр по приобретенным ценностям» представлен в рамках требования № 17-10/15/01 в виде книги покупок за 2014; для анализа основных средств и начисления по ним амортизации АО « Орелмасло» в ответ на требование № 17-10/15/01 представлены: налоговые регистры по начислению амортизации и амортизационной премии, копии ПТС транспортных средств, зарегистрированных за АО « Орелмасло» в 2014, регистры учета операций выбытия имущества, работ и услуг за 2014; инвентарные карточки учета объектов, копии свидетельств о государственной регистрации права ы ОС, договоры, акты ОС-1Б, акты приема передачи на реализованные в 2014 году объекты ОС, копии договоров на приобретения ОС за 2014 год.
Общество привлечено к налоговой ответственности за непредставление по требованию 23.11.2016 № 17-10/15/08 - 29 документов указанных выше.
УФНС России по Орловской области решением от 12.04.2017 №95 отменило оспариваемый ненормативной правовой акт в части касающихся шести документов, указанных в решении Инспекции от 31.01.2017 № 17-28/06, а именно в части привлечения заявителя к налоговой ответственности за непредставление налоговых регистров по субсчетам 19-01,19-02, 19-03, 19-04, 19-08 и выписки из реестра акционеров Общества.
Требование 23.11.2016 № 17-10/15/08 носит конкретный характер, в нем содержаться указания на виды документов, периоды к которым они относятся ( л.д. 124).
Факт получения указанного требования, равно как и факт непредставления части указанных в нем документов подтверждается материалами дела и налогоплательщиком не оспариваются.
По мнению Общества в действиях АО «Орелмасло» отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ.Заявитель ссылается на то, что НК РФ предоставляет налоговому органу право требовать от налогоплательщиков или налогового агента только те документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов. Заявитель в заявление указывает, что оборотно-сальдовые ведомости по счетам не отнесены к числу первичных бухгалтерских документов.Также заявитель указал, что запрашиваемые документы, уже представлялись в налоговый орган ранее. Налоговый регистр по счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» представлен Обществом в адрес налогового органа в виде книги Покупок за 2014 год в рамках требования №17-10/15/01. В книге Покупок ведется системный учет счетов-фактуры. выписанных в наш адрес, содержится информация о покупателе и продавце, номер и дата счета-фактуры , которые используются нами при заполнении строк 120-190 раздела 3 Декларации по налогу на добавленную стоимость с целью исчисления вычетов по НДС. Для анализа основных средств и начисленной по ним амортизации АО «Орелмасло», в ответ на требование № 17-10/15/01, представило: н налоговые регистры по начислению амортизации на 43 листах; налоговый регистр по начислению амортизационной премии на 4 листах; копии паспортов транспортных средств, зарегистрированных за АО «Орелмасло» в 2014 году на 76 листах; регистры учета операций выбытия имущества, работ, услуг прав, в ответ на требование № 17-10/15/03 представлены ; инвентарные карточки учета объектов основных средств на 247 листах; копии свидетельств о государственной регистрации права на объекты основных средств (кроме земельных участков ) на 42 листах; копии документов ( акты ОС-1Б, договора, акты приема-передачи ) на реализованные в 2014 году объекты основных средств на 19 листах; копии договоров на приобретение имущества ( объектов ОС ) за 2014 год на 193 листах. В рамках требования 17-10/15/01 налогоплательщиком представлен Регистр учета стоимости материалов, списанных в отчетном периоде. Налоговый регистры по счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» представлены книгой продаж за 2014 год, которая была ранее предоставлена в рамках требования №17-10/15/01.
Указанные доводы заявителя арбитражным судом не приняты в связи со следующим.
Предмет выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов ( налога на прибыль и налога на имущество организаций) за 2014 год. Истребуемые документы были необходимы Инспекции для проведения контрольных мероприятий.
При проверке налоговый орган вправе использовать любую имеющуюся информацию о налогоплательщике, если она получена на законных основаниях. При проведении проверок налоговые органы вправе истребовать любые документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, как у проверяемого налогоплательщика (ст. 93 НК РФ), так и у иных лиц, в том числе контрагентов налогоплательщика (ст. 93.1 НК РФ); может проводиться инвентаризация имущества и осмотр помещений (п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ). Получение информации проверяющими может производиться и через опрос свидетелей (ст. 90 НК РФ), экспертизу (ст. 95 НК РФ) и в иных формах.
Из пункта 12 статьи 89 НК РФ следует, что налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Из пункта 5.1 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 следует, что в ходе проведения налоговой проверки проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки.
Следовательно, при проведении налоговой проверки налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностным лицам налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Согласно учетной политике для целей налогообложении на 2014 год, утвержденной Приказом от 31.12.2013, налоговый учет в АО «Орелмасло» ведется с использованием программы 1:С Предприятие на всех участках. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные документы; аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы производится нарастающим итогом с начала года на основании данных регистров налогового учета, сформированных на базе регистров бухгалтерского учета и регистров налогового учета, предусмотренных в программе «1С:Предприятие».
Пунктом 39 указанной учетной политики предусмотрено, что налоговый учет по НДС организовывается на основе регистров бухгалтерского учета». В пункте 45 учетной политики Общества перечислены субсчета для учета НДС: 19-01 «Операции, облагаемые НДС» 19-2 «НДС по приобретенным нематериальным активам»,19-03 «НДС по приобретённым МПЗ», 19-4 «НДС но приобретенным работам, услугам», 19-08 «НДС при строительстве ОС». В пункте 48 указано, что при исчислении налога па имущество налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости недвижимого имущества, учитываемого на качестве объектов ОС и отражаемого в активе балансе согласно плану счетов: 01.1 « Основные средства» за минусом счета 02.1 « Амортизация ОС» и счета 08.4 «Приобретение отдельных объектов ОС».
Налоговый учет операций по приобретению и списанию в производство сырья и материалов осуществляется в порядке, определенном для целей бухгалтерского учета, на соответствующих субсчетах к счету 10 « Материалы» .Бухгалтерский учет выручки от реализации продукции на и внутренний рынок вести по субконто (вид продукции, ставка НДС) на счетах ( п.п. 16, 42 учетной политики).
В ходе проверки у АО «Орелмасло» запрашивались аналитические регистры бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости по всем счетам бухгалтерского учета, карточки счетов, журналы проводок главные книги с расшифровкой) и расшифровки: доходов от реализации и реализационных расходов, внереализационных доходов и расходов отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2014 год.
В ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы, информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принят мотивированного решения по результатам проверки, в частности: учредительные документы (ее устав и (или) учредительный договор); имеющиеся в наличии лицензии, приказы об учетной политике, включая утвержденные рабочие планы счетов бухгалтерского учета первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, правила поборота-, порядок контроля за хозяйственными операциями и другие
необходимые для проверки документы, подлежащие утверждению при формировании учетной политики, приказы об учетной политике дли целей налогообложения, приказы о кредитной политике; налоговые декларации (расчеты); регистры налогового учета; счета-фактуры: книги покупок; книги продаж; журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость; книги учета доходов исходов; книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций; иные документы, росящиеся к налоговому учету; бухгалтерская отчетность организации; регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операции, журналы-ордера, ведомости и др.); договоры (контракты), приложения и дополнительные соглашения к панковские и кассовые документы; накладные; путевые листы: перевозочные документы; акты приема-передачи; акты выполненных работ; другие первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций ветвление деятельности), а также иные документы и информация, необходимые для исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов (сборов, взносов) и иные документы (письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях но проведению выездных налоговых проверок»).
В соответствии с правовой позицией арбитражных судов при отсутствии у налогоплательщика истребованных документов он не может быть привлечен к ответственности по п.1 ст. 126 НК РФ.
Вместе с тем, пунктом 39 Учетной политики АО «Орелмасло» предусмотрено, что налоговый учет Общества по НДС организован на основе регистров бухгалтерского учета.
Положения п. 6 ст. 21, п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 93, ст. 313 НК РФ обязывают налогоплательщика вести регистры бухгалтерского учета, а у налогового органа имеется право проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики, которая для целей налогообложения определена как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 29.07.2015 по делу №А35-1029/2014.
В соответствии с пунктом 19 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998№ 34н, регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Кроме этого, в соответствии со ст. 313 НК РФ, налоговый учет является системой обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
В соответствии с абз. 3 ст. 313 НК РФ, в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Положения п. 1 ст. 54, ст. 313 НК РФ обязывают налогоплательщика вести регистры бухгалтерского учета, а у налогового органа имеется право проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики.
Таким образом, запрошенные в требовании от 23.11.2016 № 17-10/15/08 налогового органа документы бухгалтерского и налогового учета содержат информацию, необходимую для проведения контрольных мероприятий в рамках выездной налоговой проверки АО «Орелмасло» за 2014 год в отношении следующих налогов: налога на прибыль, налога на имущество организаций, НДС.
Довод АО «Орелмасло» о том, что иные запрашиваемые документы уже представлялись в Инспекцию ранее не подтвержден заявителем документально, напротив, из имеющихся в деле доказательств следует, что Обществом по ранее выставленным требованиям от 30.06.2016 № 17-10/15/01, от 07.07.2016 №17-10/15/03 представлялись ответчику иные документы не перечисленные в требовании от 23.11.2016 № 17-10/15/08.Это видно из содержания самих требований и письменных ответов Общества на них ( л.д. 30-38).
Запрашиваемые налоговым органом карточки счетов и оборотно-сальдовые ведомости представляют собой регистры бухгалтерского учета, предназначенные для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных документах и не входят в круг документов представленных АО «Орелмасло» в налоговый орган ранее.
При таких обстоятельствах, у Инспекции имелись основания для привлечения Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд считает оспариваемое решение законным и обоснованным, с вязи с чем, требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленного требования отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья А.А. Жернов