ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-5664/20 от 08.12.2020 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Орёл

Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 15 декабря 2020 года

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи А.Н. Юдиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.В. Тимофеевой, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации Колпнянского района Орловской области (<...>) к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (302026, <...>), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, 1) Управления по тарифам и ценовой политики Орловской области, 2) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области,35) Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области об обязании ответчика приобрести и установить контейнеры и бункера в размере, не превышающем 1 % необходимой валовой выручки регионального оператора на 2020 год для установки на обустроенных контейнерных площадках, расположенных на территории пгт. Колпна Колпнянского района Орловской области,

при участии в деле:

от истца – представитель Мясникова О..М. (доверенность от 29.06.2020),

от ответчика  – представитель ФИО2 (доверенность от 29.01.2020 №07-05-03),

от третьих лиц – представители не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Колпнянского района Орловской области (далее – истец, Администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща»  (далее – ответчик, ООО «УК «Зеленая роща») об обязании ответчика приобрести и установить контейнеры и бункера в размере, не превышающем 1 % необходимой валовой выручки регионального оператора на 2020 год для установки на обустроенных контейнерных площадках, расположенных на территории пгт. Колпна Колпнянского района Орловской области.

В ходе рассмотрения дела истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований и просит суд обязать ответчика приобрести и установить контейнеры и бункера в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора для установки на обустроенных контейнерных площадках, расположенных на территории Колпнянского района Орловской области в количестве 23 металлических контейнера для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов объёмом 0,75мЗ (2019 год в количестве 4 контейнера, 2020 год в количестве 19 контейнеров).

Арбитражный суд, руководствуясь ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), удовлетворил заявленное истцом ходатайства.

Ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Кроме того, ответчик указал, что выводы истца о том, что обязанность возложена исключительно на регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в лице ООО «УК «Зеленая роща», основана на неверном толковании действующего законодательства РФ, т.к. ни одним из нормативных документов регулирующих отношения связанные с обращением с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области такая обязанность на ответчика не возложена. Также  рамках исполнения полномочий по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов истцом утверждена муниципальная программа «Устройство контейнерных площадок на территории Колпнянского района Орловской области на период 2019 - 2021 годы»  (Постановление Администрации Колпнянского района Орловской области от 29.11.2018 №938). Согласно условий указанной муниципальной программы, рассчитанной на 3 года (2019-2021 годы) в перечень основных мероприятий включены: установка контейнеров и устройство контейнерных площадок. Финансирование запланированных к проведению мероприятий осуществляется за счет средств областного и муниципальных бюджетов и в 2020 году составляет 696 тыс. руб. В мае 2020 года в соответствии с условиями муниципального контракта Администрацией  Колпнянского района Орловской области осуществлена закупка контейнеров для сбора ТКО объемов 0,75 куб. м. в количестве 50 шт. Таким образом, по мнению ответчика, все вышеуказанные действия истца доказывают, что приобретение ёмкостей для ТКО возможна за счет средств муниципального бюджета, то есть собственника контейнерных площадок, расположенных на территории пгт. Колпна Колпнянского района Орловской области.

Управление по тарифам и ценовой политики Орловской области в письменном отзыве на иск указало, что согласно пункту 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 г. № 408, к полномочиям Управления относится установление тарифов на коммунальные услуги, в том числе предельных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования. Руководствуясь указанной нормой законодательства Управлением при расчете единого предельного тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами приняты затраты на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО, их содержание (1 % НВВ) в размере:

-на 2019 год- 13220,00 тыс. руб.; - на 2020 год- 11600,00тыс. руб.

Таким образом, Управлением при формировании необходимой валовой выручки регионального оператора учтены расходы на приобретение контейнеров (бункеров) в максимальном размере, предусмотренном законодательством. Порядок распределения приобретенных региональным оператором контейнеров (бункеров) по муниципальным образованиям Орловской области не входит в полномочия Управления. Дополнительно, по вопросу приобретения контейнеров для твердых коммунальных отходов, Управление пояснило, что согласно разъяснениям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, указанным в письме № 08-25-53/5268 от 7 марта 2019 года, с учетом проведенного анализа норм действующего законодательства, контейнеры и бункеры могут приобретаться (соответственно осуществляться их содержание и ремонт):

-           органами местного самоуправления;

-           собственниками помещений в многоквартирном доме;

-           региональными операторами.

Третьи лица 2,3 письменные отзывы на иск не представили.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения в порядке ст. ст. 121-123  АПК РФ.

Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

Арбитражный суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В обоснование исковых требований истец указал, что на момент перехода на новую систему сбора ТКО, на дату 01.01.2019, на территории Колпнянского района Орловской области имелись оборудованные контейнерные площадки с установленными на них стандартными металлическими контейнерами. Большая часть из них расположена па придомовых территориях многоквартирных домов. В целях необоснованного начисления гражданам платежей за не оказанную услугу по обращению с ТКО, руководство района периодически направляло в адрес ООО «УК «Зеленая роща» информацию о наличии установленных контейнеров на территории муниципального образования в разрезе населенных пунктов по состоянию на 25.12.2018 года, что подтверждается материалами дела. В соответствии с муниципальным контрактом № 03543300068019000036-01К от 09.07.2019 на выполнение работ для государственных нужд  администрацией Колпнянского района в пгт. Колпна было произведено устройство 50 общественных контейнерных площадок, а именно выполнение бетонирования основания и устройство ограждений.

ООО УК «Зеленая роща» направило в адрес истца план поставки и распределения контейнеров для сбора ТКО на 2020 год в соответствии с которым в текущем году в Колпнянский район предполагалось поставить 70 контейнеров, в том числе в 1 квартале 2020 года. Также в адрес администрации Колпнянского района Орловской области ООО «УК «Зеленая роща» направляло письма о готовности выделить контейнеры для сбора ТКО

Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

Истец полагает, что до настоящего периода времени ООО «УК «Зеленая роща» контейнеры не установило, что и послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.

В соответствии с п. 1 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (п. 2 ст. 307 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

Под обращением с отходами согласно ст. 1 указанного закона понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Исходя из положений ст. 1 Закона N 89-ФЗ, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ сбор отходов это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона N 89-ФЗ создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641").

В соответствии с п. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В типовом договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, обязанность регионального оператора по установке контейнеров для сбора ТКО не предусмотрена.

Таким образом, Законом N 89-ФЗ, постановлением Правительства N 641 на регионального оператора не возложена обязанность по установке на объектах контейнеров и бункеров для сбора ТКО.

В силу п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

-           создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

-           определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

-           организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а)         в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии

соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б)         в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в)         в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В соответствии со ст. 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, относится к регулируемому виду деятельности.

Согласно пункту 4 указанной статьи регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:

единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

тариф на захоронение твердых коммунальных отходов;

тариф на энергетическую утилизацию.

Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в силу пункта 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области рассчитана сумма расходов на приобретение контейнеров (бункеров) в размере, не превышающим 1 % НВВ регионального оператора путем расчета соотношения объемов ТКО, образуемым на территории Колпнянского района к общим объемам ТКО, образуемых на территории всей Орловской области, может составлять: на 2019 год - 217,3 тыс. руб.; на 2020 год - 183,7 тыс. руб.

Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области, которое является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области и осуществляющее функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования правоприменительные функции и функции по контролю в области государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги), утвержден единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области в 2019 году (приказ № 651-Т Об установлении ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области от 20.12.2018).

Методы регулирования тарифов, в том числе на основе долгосрочных параметров, критерии их применения определяются Правительством Российской Федерации - ч.5 ст.24.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», утверждены Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пунктам 18, 19, 20 Правил регулирования - тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Допускается приобретение контейнеров и бункеров непосредственно региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Выше указанное следует из Положений Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484.

Так, Основами предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

Региональный оператор вправе приобрести контейнеры и бункеры, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы.

Между тем, основы определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения и не могут устанавливать обязательные требования для регионального оператора в части обязанности приобретения контейнеров и бункеров для ТКО, с дальнейшим их предоставлением потребителям.

С учётом изложенного требования истца не подлежат удовлетворению.

Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ следует отнести на истца, но учитывая, что истец освобожден от уплаты госпошлины, госпошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд                   

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия.

   Судья                                                                                                А.Н. Юдина