ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-5914/19 от 31.10.2019 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Орел                                                                                                             Дело №А48-5914/2019

«6» ноября 2019

Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2019;

Решение в полном объеме изготовлено 6 ноября 2019   

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи В.Г. Соколовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Л. Артюховой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

публичного акционерного общества «Сбербанк России», юридический адрес: <...>, почтовый адрес: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>,

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу, юридический адрес: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>,

третьи лица: Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения по Орловской области (адрес: 302001, <...>), Федеральное казённое учреждение «Налог-сервис» Федеральной налоговой службы России (адрес: 125373, <...> домовладение 3, стр. 1), Главное управление по Центральному федеральному округу Центрального Банка Российской Федерации (г. Москва) (адрес: 115035, <...>)

о признании недействительными решений

при участии в заседании:

от заявителя –  представитель ФИО1 (доверенность от 01.03.2019 – в деле);

от ответчика – представитель ФИО2 (доверенность от 21.08.2019 №58 – в деле);

от ЦБ РФ в лице Отделения по Орловской области - представитель ФИО3 (доверенность от 20.03.2019 – в деле);

от ФКУ «Налог-сервис» ФНС России, Главного Управления по ЦФО ЦБ РФ – представители  не явились, извещены надлежащим образом;

установил:

Публичное акционерное общество «Сбербанк России» (далее – ПАО «Сбербанк России», банк, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее также - налоговая инспекция, ответчик) о признании недействительными решений от 25.07.2018 №1, №2, №3, №4 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации.

Представитель заявителя требование поддерживает по основаниям, изложенным в заявлении, объяснениях от 19.09.2019, от 28.10.2019.

Представитель ответчика требование не признала по доводам, указанным в письменном отзыве на заявление и объяснениях от 16.07.2019.

Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения по Орловской области в письменном отзыве указал, что между ним и  ПАО «Сбербанк России» отсутствует договор (соглашение), определяющий условия и порядок приема Банком России в лице Отделения по Орловской области информационных (электронных) сообщений ПАО «Сбербанк России» для последующей передачи их налоговому органу. Таким образом, Отделение не располагает сведениями о том, когда и куда были направлены электронные сообщения, являющиеся предметом спора.

Федеральное казённое учреждение «Налог-сервис» Федеральной налоговой службы России в письменном отзыве указало, что квитанция о непринятии налоговым органом электронного сообщения направляется в случае невозможности расшифрования электронного сообщения, некорректности КА (кода аутентификации) банка, несоответствия формата  и  структуры  электронного  сообщения  установленным  форматам,  полного или частичного отсутствия в электронном сообщении сведений, наличие которых предусмотрено установленными форматами. Вместе с тем, приказом ФНС России от 23.05.2014 № ММВ-7-14/292@ утверждены формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа. Из анализа электронных сообщений выявлено нарушение банком заполнения электронных сообщений при их отправке, в результате чего они обоснованно не были приняты. Таким образом, электронные сообщения были направлены банком за пределами установленного п. 1.1. ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации трехдневного срока, в связи с чем банк обоснованно привлечен к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 132 Налогового кодекса Российской Федерации.

Главное управление по Центральному федеральному округу Центрального Банка Российской Федерации (г. Москва) в письменных пояснениях указало, что в рамках реализации Положения Банка России от 07.09.2007 № 311-П Банк России выполняет транспортные функции по передаче электронных сообщений кредитных организаций, не выполняя расшифровку передаваемой информации. В соответствии с абз. 3 п. 1.3 указанного Положения каждое сформированное электронное сообщение после снабжения его КА (кодом аутентификации) банка шифруется банком с использованием ключа шифрования, применяемого для обмена информацией с уполномоченным налоговым органом. В связи с этим у Банка России отсутствует возможность установить причину непринятия уполномоченным налоговым органом электронных сообщений ПАО «Сбербанк России».

Заслушав доводы представителей сторон, третьего лица, рассмотрев представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, инспекция в ходе проведения мероприятий налогового контроля обнаружила факты несвоевременного представления Орловским отделением №8595 ПАО «Сбербанк России» сообщений об открытии банковского счета ФИО4 и о закрытии банковских счетов ФИО5, ФИО6, ФИО7  

В связи с выявленными нарушениями инспекция составила акты от 08.06.2018 №1, №2, №3, №4 и вынесла решения от 25.07.2018 №1, №2, №3, №4 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации, которыми привлекла банк к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 132 НК РФ, в виде штрафа в размере 80000 руб. по каждому решению с учетом обстоятельств, отягчающих ответственность.

Не согласившись с указанными решениями инспекции, заявитель обжаловал их в Управление ФНС России по Орловской области.

Решением Управления ФНС России по Орловской области от 29.11.2018 №288 решения инспекции оставлены без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.

Не согласившись с указанными решениями инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Оценив в совокупности доказательства, представленные сторонами, арбитражный суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в связи со следующим.

Согласно п. 1.1 ст. 86 НК РФ банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

В соответствии с п. 1 ст. 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2 ст. 6.1 НКРФ).

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем (п. 3 ст. 6.1 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 132 НК РФ установлена ответственность за несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, нотариуса, занимающегося частной практикой, или адвоката, учредившего адвокатский кабинет, счета инвестиционного товарищества в виде взыскания штрафа в размере 40 тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 28.05.2018 Орловское отделение №8595 ПАО «Сбербанк России» направило в электронном виде следующие сообщения об открытии (закрытии) банковского счета: №148110671803106339/700 об открытии 19.05.2018 счета №42305810347000176189 ФИО4; №148110671803109573/700 о закрытии     21.05.2018 счета №42303810147000504021 ФИО5; №148110671803113105/700 о     закрытии 21.05.2018 счета №42304810047008944177 ФИО6; №148110671803116048/700 о закрытии 22.05.2018 счета №40817810547000374530 ФИО7

ПАО «Сбербанк России» обязано было предоставить вышеуказанные сообщения в срок: по ФИО4 не позднее 23.05.2018, по ФИО5 не позднее 24.05.2018, по ФИО6 не позднее 24.05.2018, по ФИО7 не позднее 25.05.2018.

Формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма сообщения банка об открытии (закрытии) счета (вклада) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, утверждена приказом ФНС России от  23.05.2014 № ММВ-7-14/292@.

Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Банком России 07.09.2007 утверждено Положение № 311-П о порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета (далее – Положение №311-П).

Пунктом 1.6 Положения №311-П установлено, что датой сообщения банком в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) признается дата, включаемая в квитанцию о принятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения и являющаяся датой формирования территориальным учреждением перечня наименований электронных сообщений, включенных в сводный архивный файл, в котором содержалось принятое уполномоченным налоговым органом электронное сообщение.

Согласно п. 1.1 Положения № 311-П банк формирует сообщение в электронном виде об открытии (закрытии) счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) клиента по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, которое снабжается кодом аутентификации банка, используемым для установления подлинности и целостности электронного сообщения и идентификации его отправителя в процессе передачи (далее - электронное сообщение).

Передача электронного сообщения осуществляется банком через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за его деятельностью, и Центр информационных технологий Банка России (далее - ЦИТ) в уполномоченный налоговый орган для последующей доставки электронного сообщения в налоговый орган по месту нахождения банка.

Все транспортные файлы банков, принятые территориальным учреждением Банка России в течение рабочего дня, в силу требований п. 1.5 Положения №311-П проходят контроль в соответствии с главой 2 Положения №311-П.

В силу положений п. 2.1 Положения №311-П в территориальном учреждении Банка России проводится процедура проверки подлинности и целостности каждого транспортного файла банка, позволяющая установить, что такой файл был направлен соответствующим банком и не был изменен в ходе передачи от банка до территориального учреждения, а также правильности формирования наименования электронного сообщения по следующим критериям: соответствие структуры наименования электронного сообщения и идентификатора электронного сообщения установленным форматам; соответствие значения знаков БИК банка (филиала) Справочнику банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Центрального банка Российской Федерации (Банка России); соответствие значения регистрационного номера банка Книге государственной регистрации кредитных организаций; соответствие даты направления электронного сообщения текущей дате.

При положительном результате процедуры аутентификации и процедуры проверки транспортного файла банка территориальное учреждение Банка России формирует в электронном виде и направляет банку уведомление о принятии транспортного файла банка. Транспортный файл банка, процедура контроля которого дала отрицательный результат, исключается из дальнейшей обработки. При этом территориальное учреждение формирует в электронном виде и направляет банку уведомление о непринятии транспортного файла банка, с указанием причины его непринятия (пункты 2.2, 2.3 Положения № 311-П).

Согласно требованиям п. 2.4 Положения № 311-П территориальное учреждение Банка России направляет в банк по каналам связи или на магнитном носителе уведомление о принятии (непринятии) территориальным учреждением транспортного файла банка не позднее 18.00 по местному времени в день получения транспортного файла банка. Банк обеспечивает прием уведомлений о принятии (непринятии) территориальным учреждением транспортного файла банка по каналам связи или на магнитном носителе и проводит процедуру их аутентификации.

Пунктом 2.6 Положения № 311-П установлено, что банк в случае получения уведомления о непринятии территориальным учреждением транспортного файла банка устраняет причину непринятия и повторно направляет электронные сообщения, содержавшиеся в непринятом транспортном файле банка, в порядке, установленном Положением № 311-П.

Файл, процедура контроля которого дает отрицательный результат, согласно требованиям п. 2.3 Положения № 311-П исключается из дальнейшей обработки.

Согласно п. 3.1. Положения №311-П по результатам контроля уполномоченным налоговым органом каждого электронного сообщения банк получает квитанцию, содержащую подтверждение о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, сформированную уполномоченным налоговым органом в электронном виде и снабженную КА уполномоченного налогового органа.

Обязанность банка по извещению налогового органа о закрытии (открытии) счета считается исполненной в момент формирования уполномоченным налоговым органом квитанции о принятии сообщения о закрытии (открытии) банковского счета.

В рассматриваемом случае в ПАО «Сбербанк России» поступили отрицательные квитанции с указанием ошибки технического характера (недопустимая форма файла: ="НЕДОПУСТИМЫЙ ФОРМАТ XML ФАЙЛА. ФАЙЛ ДОЛЖЕН НАЧИНАТЬСЯ С '<?XML ... ?>'(НЕ ЯВЛЯЕТСЯ XML ФАЙЛОМ: НЕДОПУСТИМЫЙ ФОРМАТ ФАЙЛА ИЛИ ФАЙЛ ЗАШИФРОВАН БОЛЕЕ 1 РАЗА)." КодОшибки="013 />1), а не извещение об ошибке.

Представитель налогового органа в судебном заседании пояснила суду, что элементами логической модели файла обмена являются элементы и атрибуты XML файла. Синтаксис сокращенного наименования должен удовлетворять спецификации XML (пользовательский тип данных).

Как определено абзацем 2 п. 3.2 Положения №311-П извещение об ошибках может направляться уполномоченным налоговым органом в случаях выявления несоответствия сведений, указанных в ранее принятом уполномоченным налоговым органом электронном сообщении, учетным данным, включенным в установленные форматы и имеющимся в налоговых органах.

В пункте 3.6 Положения №311-П указано, что в случае получения извещения об ошибках банк формирует электронное сообщение с учетом исправленных данных и направляет его не позднее 5 рабочих дней, следующих за датой получения банком извещения об ошибках, в порядке, установленном Положением.

Пункт 3.6 Положения №311-П, на выполнение которого ссылается ПАО «Сбербанк России», относится к разделу Положения №311-П по порядку работы банков с извещениями, поступающими от уполномоченного налогового органа.

При этом указанный пункт, устанавливающий 5-дневный срок для исправления выявленного несоответствия между сведениями, представленными банком в сообщении об открытии/закрытии счета, и учетными данными, имеющимися в налоговом органе, в данном случае не подлежит применению, поскольку он распространяется только на извещения об ошибках при приеме сообщений банка, а не на квитанции о непринятии налоговым органом электронных сообщений банка.

Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом РФ в определениях от 12.02.2016 №305-КГ15-19399, от 30.08.2017 №306-КГ17-11150.

В рассматриваемом случае в ПАО «Сбербанк России» через ЭДО с ФНС поступила отрицательная квитанция с указанием ошибки технического характера.

Факт направления квитанций, а не извещений подтверждается уполномоченным налоговым органом - филиалом ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в г. Москве в письме от 01.10.2018 №02-14/1/02701@, а также данными, распечатанными из ФИР «Банковские счета» АИС «ФЦОД», представленными в материалы дела налоговой инспекцией.

При указанных обстоятельствах, в силу положений пунктов 1.6, 3.4, 3.6 Положения  №311-П исправление допущенных в сообщении о закрытии счета ошибок в пятидневный срок возможно только при получении банком извещения об ошибках.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о совершении банком вменяемого ему налогового правонарушения.

Довод банка об отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения в связи с самостоятельным устранением допущенной ошибки является несостоятельным, поскольку последующее устранение нарушения не освобождает от предусмотренной законом ответственности.

Не принимается судом ссылка банка на то, что привлечение его к ответственности было произведено инспекцией без установления обстоятельства на каком этапе возникла ошибка (на уровне банка или ТУ ЦБ РФ) в связи со следующим.

В территориальном учреждении Банка России фактически проводится процедура проверки подлинности и целостности транспортного файла банка, позволяющая установить, что такой файл был направлен соответствующим банком и не был изменен в ходе передачи от банка до территориального учреждения, а также правильности формирования наименования электронного сообщения по следующим критериям: соответствие структуры наименования электронного сообщения и идентификатора электронного сообщения установленным форматам; соответствие значения знаков БИК банка (филиала) Справочнику банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Центрального банка РФ; соответствие значения регистрационного номера банка Книге государственной регистрации кредитных организаций; соответствие даты направления электронного сообщения текущей дате (п. 2.1 Положения №311-П).

Расшифровку передаваемой информации территориальное учреждение не выполняет.

При положительном результате процедуры аутентификации и процедуры проверки транспортного файла банка территориальное учреждение формирует в электронном виде и направляет банку уведомление о принятии транспортного файла банка, снабженное КА территориального учреждения (п.2.2 Положения №311-П).

Транспортный файл банка, процедура контроля которого дала отрицательный результат, исключается из дальнейшей обработки. При этом территориальное учреждение формирует в электронном виде и направляет банку уведомление о непринятии транспортного файла банка, снабженное КА территориального учреждения, с указанием причины его непринятия (п.2.3 Положения №311-П).

В рассматриваемом случае в ПАО «Сбербанк России» поступила квитанция от Территориального учреждения Банка России о принятии архивного файла, содержащего в себе спорные сообщения; каких-либо ошибок зафиксировано не было, и впоследствии из ФНС поступила отрицательная квитанция с указанием ошибки.

В силу указанного утверждение банка о возможно допущенной ошибке Территориальным учреждением Банка России является несостоятельным.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу от 25.07.2018 №1, №2, №3, №4 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации, являются законными и обоснованными.

В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При установленных судом обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по делу относятся на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Орловской области.

Судья                                                                                                                    В.Г. Соколова