ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-6159/17 от 13.11.2017 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Орел Дело №А48-6159/2017

15 ноября 2017г.

Резолютивная часть решения объявлена 13.11.2017г.,

полный текст изготовлен 15.11.2017г.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Т.И. Капишниковой,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Ю. Соловьевой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления по муниципальному имуществу г.Мценска (ОГРН <***> ИНН <***>, адрес: 303030 <...>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 302000 <...>)

третье лицо- индивидуальный предприниматель ФИО5 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, Орловская область)

о признании недействительным ненормативного акта

при участии:

от заявителя

-

главный специалист ФИО1 (доверенность от 09.01.2017 №1), главный специалист ФИО2 (доверенность от 25.09.2017г.)

от ответчика

-

главный специалист-эксперт ФИО3 (доверенность от 09.01.2017)

от третьего лица - представитель ФИО4 (доверенность от 12.10.2017г.)

Дело слушалось 03.11.2017г., в порядке ст.163 АПК РФ в заседании объявлялся перерыв до 13.11.2017г.

установил:

Управление по муниципальному имуществу г.Мценска (далее по тексту - заявитель, УМИ г.Мценска, Заказчик) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее- ответчик, Орловской УФАС России, антимонопольный орган), в котором просит признать незаконным решение по делу №294-17/03 ТЖ о нарушении законодательства о закупках от 18.07.2017.

В обоснование заявленных требований УМИ г.Мценска указало, что Заказчик, устанавливая требования к объекту закупки преследует цель достижения результатов, предусмотренных регулирующими нормативными актами, а именно Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 323 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".В частности, таковыми целями являются: социальная поддержка определенной категории граждан, в виде предоставления благоустроенных жилых помещений, отвечающих требованиям действующего законодательства и обеспечивающих комфортные условия проживания, в условиях достижения наибольшей эффективности расходования бюджетных средств.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон 44-ФЗ) не дает определения понятиям «функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки». Вместе с тем, согласно Письму Минэкономразвития РФ от 12.04.2011 №Д22-577 под техническими характеристиками товара следует понимать совокупность технических (физических, химических, механических, органолептических и т.д.) характеристик товара, позволяющих отличить один товар от другого. При этом срок эксплуатации многоквартирного дома (в том числе жилых помещений в нем), определяемый моментом ввода в эксплуатацию, безусловно, является одним из влияющих факторов на его физическое, механическое и иное техническое состояние. В соответствии с п.п.2 ст.33 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" одним из требований к предупреждению действий, вводящих в заблуждение приобретателей, является обязательное указание на срок эксплуатации здания или сооружения и их частей. В связи с чем, срок эксплуатации многоквартирного дома (в том числе жилых помещений в нем) является одним из неотъемлемых потребительских свойств, определяющих его функциональные и качественные характеристики.

В соответствии со ст.6 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 г. №727-03 "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" (далее-Закон № 727-ОЗ) Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с указанным законом № 727-ОЗ норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. В случае отсутствия жилых помещений общей площадью 33 кв.м. при предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, допускается уменьшение площади не более чем на 5 кв.м. или увеличение площади не более чем на 12 кв.м. Учитывая изложенное, положения закона об уменьшении или об увеличении нормативной площади приобретаемых жилых помещений не являются императивными и устанавливаются законодателем как пределы допускаемых действий субъектами права.

Учитывая изложенное, установление требования о минимальной площади приобретаемого жилого помещения ниже нормативной, может привести к нецелевому использованию бюджетных средств (ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ), при приобретении жилого помещения площадью менее 33 кв.м. за счет средств субвенции областного бюджета, рассчитанной исходя из нормативной площади 33 кв.м.

В связи с чем, установленное требование к площади квартиры, обусловлено порядком финансирования муниципальных нужд Заказчика в приобретении квартиры, которое предусматривает выделение денежных средств из расчета 33 кв.м. на одно жилое помещение.

В случае установления в предмете аукциона возможности приобретения жилого помещения в виде жилого дома, возникает необходимость учитывать стоимость приобретаемого вместе с таким объектом недвижимости земельного участка. При этом, из положений ст.9 Закона №727-03 следует, что при расчете размера субвенции на реализацию переданных государственных полномочий, стоимость земельного участка не учитывается. Таким образом, Заказчик при приобретении жилого помещения в виде жилого дома, часть предоставленной субвенции использует для приобретения земельного участка под данным объектом недвижимого имущества. Такие действия противоречат п.5 ст.9 Закона №727-03.

Кроме того, установление предмета аукциона в виде приобретения жилого дома или квартиры, не позволит объективно описать объект закупки (требование п.п.1 п.1 ст.44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). Поскольку данные объекты недвижимого имущества имеют разные функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики. Связано это, прежде всего с тем, что квартира представляет собой структурно обособленное помещение в многоквартирном доме (п.5 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47), а жилой дом это индивидуально-определенное здание (п.2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ), неразрывно связанное с земельным участком под ним.

По вопросу установления требований к участникам закупки заявитель указал, что единые требования к участникам аукциона, предусмотренные п.1 ст.31 Федерального закона N 44-ФЗ , в п. 16 документации о проведении аукциона в электронной форме №0354300028117000018 допущена техническая ошибка.

По вопросу установления условий об ответственности за невыполнение обязательств по контракту (раздел 6 проекта муниципального контракта) заявитель, соглашаясь с выводами антимонопольного органа, указал, что положения ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не содержат требований об обязательном включении в контракт (или его проект) формулы и порядка расчета неустоек. Данная формула и порядок расчета установлен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. №1063.

Ответчик требование заявителя не признал по доводам письменного отзыва по делу, идентичным тем, которые указаны в оспариваемом решении.

В частности, антимонопольный орган указывает, что решение по результатам рассмотрения поступившей жалобы, принято Комиссией Орловского УФАС России в соответствии с функциями и полномочиями Управления, которые определены действующим законодательством Российской Федерации:ч. 1 ст. 1, ч.ч.1,2,15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ), ч. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 728.

Из документации об Аукционе следует, что участниками закупки могут быть продавцы, владеющие квартирой в доме года постройки не ранее 1980.

Техническое состояние - представляет собой совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств объекта, характеризуемых в определенный момент времени признаками и значениями параметров, установленных технической документацией.

При этом, год постройки жилого помещения (квартиры) является лишь вероятным подтверждением/неподтверждением благоустроенности закупаемой Заказчиком квартиры. Кроме того, при рассмотрении жалобы Заказчик не пояснил, чем он руководствовался определив временной период года постройки «не ранее» именно «1980 года», а не 1979 или 1978. Исходя из цели процедуры ввода в эксплуатацию дома, требование о сроке ввода такого дома не является требованием к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, позволяющим гарантировать надлежащее (благоустроенное) состояние дома (квартир) и соответствовать требованиям безопасности на момент осуществления Аукциона.

Таким образом, по мнению ответчика, установленное в документации об Аукционе требование к году постройки дома не соответствует положениям части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ.

Также Орловское УФАС России считает, что указанные в документации об Аукционе требования к функциональным и качественным характеристикам квартиры «площадь общая, кв.м.» должна быть «не менее 33,0 (и не более 45 кв.м.)», являются не соответствующими Закону № 727-03, и не установлены правовыми актами г. Мценска. Таким образом, закупаемая площадь квартиры не соответствует положениям части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ. Согласно извещению и документации об аукционе объектом закупки и предметом контракта является квартира, а также описанию объекта закупки соответствует только одно из наименований жилого помещения - квартира, что не соответствует ЖК РФ, Закону № 159-ФЗ и Закону № 44-ФЗ.

По вопросу установления требований к участникам закупки, ответчик указал, что анализ документации об Аукционе показал, что в ней отсутствуют обязательные единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 действующей редакции Закона № 44-ФЗ, что также не отрицалось Заказчиком.

Кроме того, антимонопольный орган указывает, что Заказчиком включена ответственность сторон по контракту в проект контракта не в полном объеме: отсутствует расчет пени и штрафа, отсутствует указание на порядок их определения, установленный Правительством Российской Федерации; установленная ответственность не соответствует Закону № 44-ФЗ и порядку определения штрафов и пени, установленному Правительством Российской Федерации. Таким образом, Комиссией Управления был установлен факт нарушения частей 5,7,8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.

Определением арбитражного суда от 25.09.2017г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель ФИО5 (далее- третье лицо, ИП ФИО5)

В письменном отзыве по делу третье лицо указало, что действия заявителя нарушают требования ч.1 ст.33 Закона №44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена п.4.2 ст.7.30 КоАП РФ. Также заявитель не привел ни одного довода о том, чем функционально, качественно и технически квартиры, находящиеся в домах, построенных после 1979г., отличаются от квартир, находящихся в домах более раннего года постройки.

Ссылаясь на п.3 ст.3 , п.1 ч.1 ст.7 Закона 727-ОЗ,ИП ФИО5 указал, что установленное заявителем требование к минимальной площади приобретаемой квартиры нарушает положения ч.2 ст.8 Закона №44-ФЗ.

По мнению третьего лица, неправомерное включение заявителем в описание объекта закупки требования к году постройки и установление минимальной площади в размере 33 кв.м. привело к тому, что из пяти аукционов, проведенных заявителем в 2015г., по одному аукциону не было подано ни одной заявки, при проведении трех аукционов было подано по одной заявке и приобретение жилья осуществлено по максимальной (первоначальной) цене контракта, и лишь в одном аукционе было два участника.

По вопросу установления предмета аукциона в виде квартиры, третье лицо указало, что это противоречит требованиям 159-ФЗ и позиции Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре, утв. Президиумом ВС РФ 20.11.2013г.

Также ИП ФИО5 указал, что в нарушении ч.3 ст.7 Закона № 44-ФЗ Заказчиком в проект контракта включена неверная информация по вопросу установления условий о неустойке.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.

В соответствии с распоряжением Управления по муниципальному имуществу г.Мценска от 03.07.2017г. № 62 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru был размещен муниципальный заказ на приобретение благоустроенной квартиры общей площадью не менее 33 кв.м. (и не более 45 кв.м.), в г. Мценск Орловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей (извещение о проведении электронного аукциона № 0354300028117000018).

Приложением 3 к распоряжению от 03.07.2017г. № 62 является Документация о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенной квартиры общей площадью не менее 33 кв.м. (и не более 45 кв.м.), в г. Мценск Орловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (т.1, л.д.10-20, 103-122).

В Орловское УФАС России 11.07.2017г. поступила жалоба индивидуального предпринимателя ФИО5 на документацию закупки «Приобретение благоустроенного жилого помещения для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей», извещение № 0354300028117000018 (т.1, л.д.21-26).

18.07.2017 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Орловской области принято решение по делу №294-17/03 ТЖ о нарушении законодательства о закупках (далее –решение по делу №294-17/03 ТЖ).

Пунктом 1 резолютивной части решения по делу №294-17/03 ТЖ жалоба индивидуального предпринимателя ФИО5 признана обоснованной в части.

Пунктом 2 резолютивной части решения по делу №294-17/03 ТЖ в действиях Заказчика признаны нарушения части 2 статьи 8, пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 33, частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Пунктами 3-4 резолютивной части решения по делу №294-17/03 ТЖ Заказчику указано на отмену приостановления определения исполнителя и выдачу предписания об аннулировании Аукциона.

Пунктом 5 резолютивной части решения по делу №294-17/03 ТЖ постановлено передать материалы дела № 295-17/03 ТЖ по выявленным нарушениям Закона должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.

18.07.2017г. антимонопольным органом вынесено предписание №294-17/03 ТЖ об устранении нарушений законодательства РФ о закупках, которое в рамках настоящего дела не оспаривается заявителем и исполнено 24.07.2017г. путем отмены определения поставщика по электронному аукциону № 0354300028117000018 (т.1, л.д.71-73, 83).

15.08.2017г. УМИ г.Мценска обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным решения от 18.07.2017г. по делу №294-17/03 ТЖ о нарушении законодательства о закупках.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, фактически, заявителем оспариваются выводы антимонопольного органа, изложенные в п.2 оспариваемого решения- о признании в действиях Заказчика нарушений части 2 статьи 8, пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 33, частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В частности, антимонопольный орган указал на нарушение УМИ г.Мценска части 2 статьи 8,части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 при указании в документации об аукционе в графе «Требования к функциональным и качественным характеристикам квартиры» года постройки дома не ранее 1980г, площади не менее 33 кв. и не более 45кв.м., а также объекта закупки-квартиры, а не жилого помещения (п.п.2.1-2.3 мотивировочной части оспариваемого решения).

В п.2.4. мотивировочной части оспариваемого решения указано на нарушение пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ в части отсутствия обязательных единых требований к участникам закупки, что не отрицается Заказчиком.

В п.2.5. мотивировочной части оспариваемого решения указано на ту часть жалобы ФИО5, которая признана необоснованной.

В п.2.6. мотивировочной части оспариваемого решения указано на нарушение Заказчиком частей 5, 7, 8 статьи 34 при установлении в проекте муниципального контракта условий об ответственности (по сути тоже не оспаривается Заказчиком).

Оценив представленные по делу доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) , судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений ст.ст. 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" установлено право антимонопольных органов рассматривать жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для федеральных нужд территориальных органов федеральных органов государственной власти, а также уполномоченных ими получателей бюджетных средств, для нужд субъектов Российской Федерации и для муниципальных нужд и приостанавливать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; рассматривать жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки для федеральных нужд территориальных органов федеральных органов государственной власти, уполномоченных ими получателей бюджетных средств, для нужд субъектов Российской Федерации и для муниципальных нужд, а также бюджетными учреждениями либо иными юридическими лицами в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и приостанавливать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пп.7.7., 7.8 Положения).

Таким образом, оспариваемое решение вынесено в пределах компетенции антимонопольного органа.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), регулирует Федеральный закон
от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе, под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта; под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд, начинающихся с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершающихся исполнением обязательств сторонами контракта; под участником закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.

Статьей 8 Закона № 44-ФЗ установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. (ч.2 ст.8 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч.ч.1,2 ст.24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.(ч.4 ст.24 Закона № 44-ФЗ).

В силу ч.1 ст.59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором

Статьей 64 Закона № 44-ФЗ установлены требования к документации об электронном аукционе, которая наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;

5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона;

6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);

7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;

8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;

9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;

10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;

11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;

12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.

Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации (п. 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ);

7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ)

Частью 1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;

7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.(ч.2 ст.33 Закона № 44-ФЗ).

Статьей 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.(ч.1)

В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.(ч.4).

Согласно ч.5 ст.34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).(ч.6 ст.34 Закона № 44-Ф).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).(ч.7 ст.34 Закона № 44-ФЗ).

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.(ч.8 ст.34 Закона № 44-ФЗ).

В ходе судебного разбирательства было установлено, и заявителем не оспаривалось, что в документации об аукционе (приложение № 1) отсутствуют обязательные требования к участникам закупки, предусмотренные п.п.7, 7.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, что отражено на стр.5 оспариваемого решения.

Требования к участникам закупки об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации и требование к участнику закупки - юридическому лицу, о том, чтобы в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке оно не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;" внесены в Закон № 44-ФЗ
Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который вступил в законную силу с 09.01.2017г., т.е. являлся действующим в период размещения документации об электронном аукционе.

Невключение этих требований в документацию нарушает принципы открытости, прозрачности проведения закупок, вводит в заблуждение потенциальных участников закупки относительно соответствия их требованиям заказчика.

Относительно Технического задания (требований к поставляемому товару, требований к функциональным и качественным характеристикам квартиры) арбитражный суд считает следующее.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичная норма содержится в ч.1 ст.1 Закона Орловской области от 06.12.2007 N 727-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон № 727-ОЗ).

Статьей 6 Закона № 727-ОЗ установлено, что Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области (далее - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 3 Закона № 727-ОЗ установлено, что гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договор найма специализированного жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора найма специализированного жилого помещения в срок, установленный данным решением.

По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.

В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 12 квадратных метров.(ч.3 ст.3 Закона № 727-ОЗ).

Согласно ст. 9 Закона № 727-ФЗ финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения переданных государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Размер субвенций, предоставляемых бюджетам городских округов и муниципальных районов Орловской области из областного бюджета на реализацию переданных государственных полномочий, определяется по формуле:

Сж = (Рж х Нж х Цж) + Ож, где:

Сж - размер субвенции на реализацию переданных государственных полномочий, предоставляемой местному бюджету;

Рж - численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, а также в возрасте до 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в соответствующем муниципальном образовании, которым запланировано предоставление жилого помещения в очередном финансовом году, согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями;

Нж - норма предоставления жилого помещения, принимаемая для расчета субвенций, в размере 33 квадратных метров;

Цж - средняя стоимость одного квадратного метра жилья в соответствующем муниципальном образовании Орловской области, определяемая в порядке, устанавливаемом Правительством Орловской области;

Ож - расходы на выполнение переданных государственных полномочий в размере до 0,5 процента от расходов, выделенных на приобретение жилья.

Перераспределение субвенций осуществляется с учетом части 3 статьи 3 настоящего Закона в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на данные цели на соответствующий финансовый год.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов городских округов и муниципальных районов Орловской области.

Органам местного самоуправления запрещается использование финансовых средств, полученных на осуществление переданных государственных полномочий, на другие цели.

Как следует из материалов дела, УМИ г.Мценска в описании объекта закупки указало, что предлагаемая квартира должна иметь полную степень благоустройства: иметь электроснабжение, газоснабжение, водоотведение, канализацию, центральное отопление, горячее и холодное водоснабжение, вентиляцию.

Расположение квартиры - город Мценск Орловской области. Квартира должна быть: а) в кирпичном или панельном доме; б) помещение должно быть жилым, с наличием в квартире сантехнического оборудования, с отделкой стен и потолков, покрытие пола (линолеум, ламинат, паркет, кафель др.); в) отвечать требованиям ч.3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ, раздела II Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" и СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и
помещениях", а так же иным установленным строительным и санитарным нормам и правилам.

Предлагаемая квартира также должна сопровождаться документами, необходимыми для проведения государственной регистрации прав Российской Федерации на квартиру в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом.

Размер общей площади квартиры не менее 33,0 кв.м. (и не более 45 кв.м.).

Этаж расположения квартиры - любой. В доме любой этажности. Квартира должна соответствовать типовому проекту, а в случае перепланировки квартиры, изменения должны быть оформлены в установленном законом порядке.

Квартира должна быть свободна от долговых обязательств, не иметь обременения.

На момент подписания контракта - отсутствие лиц, зарегистрированных и имеющих право пользования данным жильём.

Отсутствие задолженности по коммунальным платежам и налогу на имущество. (л.д.15).

Пунктом 10 документации об электронном аукционе установлено, что начальная (максимальная) цена муниципального контракта составляет 1 160 500 руб.

Начальная (максимальная) цена контракта (договора купли-продажи квартиры) включает в себя стоимость жилого помещения, расходы на страхование, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, расходы по оформлению перехода права собственности на жилое помещение, а также иные расходы, которые необходимо осуществить Продавцу при передаче жилого помещения Покупателю (Заказчику).

В качества обоснования начальной цены указаны три ответа на ценовые запросы от организаций и физических лиц, оказывающих риэлторские услуги.

В жалобе ИП ФИО5 и в п.2.1-2.3 мотивировочной части оспариваемого решения указано на нарушение УМИ г.Мценска части 2 статьи 8,части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 при указании в документации об аукционе в графе «Требования к функциональным и качественным характеристикам квартиры» года постройки дома не ранее 1980г, площади не менее 33 кв. и не более 45кв.м., а также объекта закупки-квартиры, а не жилого помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

В рассматриваемом случае целью проведения торгов является заключение договора на приобретение жилого помещения в целях обеспечения обязательным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По смыслу статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.

Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам.

В то же время суд учитывает, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников закупки, исходя из следующего.

В силу статьи 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона).

Условия аукционной документации, предъявляющие дополнительные требования к объекту закупки, его объективным качественным характеристиками сами по себе не могут быть признаны противоречащими Закону о контрактной системе либо антимонопольному законодательству, если антимонопольным орган не докажет, что соответствующее условие включено в документацию специально, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующего субъекту и фактически исключает возможность участия в торгах какого-либо иного лица.

Аналогичная правовая позиция о допустимости включения в аукционную документацию условий, ограничивающих допустимые к предоставлению объекты закупки нашла отражение в сложившейся судебной практике (Постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.11.2016 по делу А33-4048/2016, от 01.07.2015 по делу А74-6580/2014, от 13.12.2016 по делу А33-2270/2016, Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.01.2016 по делу N А39-1435/2015, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.05.2015 по делу N А76-17760/2014, Постановление Арбитражного суда Московского круга от 04.10.2016 по делу N А40-8724/2016 и др.).

Статьей 17 Закона Орловской области от 22.08.2005 N 529-ОЗ "О гарантиях прав ребенка в Орловской области" определены гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Реализуя гарантии прав детей, наделенный соответствующими полномочиями орган муниципального образования при организации закупки на приобретение жилого помещения при описании объекта закупки обязан исходить из соответствующих потребностей с целью предоставления такого жилого помещения, которое будет являться пригодным для проживания, отвечать санитарным и техническим требованиям и при этом предъявляемые требования к характеристике объекта закупки не повлекут ограничение участников к участию в торгах.

Установив в рассматриваемой аукционной документации требования к жилому помещению в части года постройки, общей площади помещения, заказчиком тем самым определены характеристики жилого помещения исходя из потребностей, которые обусловлены реализацией функций как органа, наделенного государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, характеристики жилого помещения сформированы заказчиком на основании анализа количественных и качественных показателей существующего в городе Мценске жилого фонда, а именно: количества домов, построенных по типовым проектам, и введенным в эксплуатацию с 1980 года, технических характеристик квартир в указанных домах, результатов проведенных ранее аукционов на приобретение жилья и коммерческих предложений по продаже жилья, позволяющих установить ценовые предложения на квартиры со схожими характеристиками.

При установлении требования в части года постройки многоквартирного жилого дома, в состав которого входит квартира - не ранее 1980-го, заказчиком учитывались данные программного обеспечения ГИС ЖКХ (т.2, л.д.22-25), и технические паспорта квартир, расположенных по ул.Карла Маркса д.58, микрорайон 1 д.2, д.5 (т.2, л.д.36-139), из которых следует, что так называемые «хрущёвки» возводились в г.Мценске до конца 70-х гг., их площадь менее 33 кв.м.

Жизненным циклом здания считается временной интервал от начала момента строительства до прекращения эксплуатации и его сноса.(п.6.2
"Методических рекомендаций по технико-экономической оценке эффективности реконструкции жилых зданий и определению сроков окупаемости" (утв. Приказом Госстроя РФ от 10.11.1998 N 8))

Жизненный цикл жилого дома определяется не только техническим его состоянием: запасом прочности несущих конструкций, теплотехническими характеристиками и др., но и сроком его морального старения. Жилые дома массовой типовой застройки 50 - 60 годов, "Хрущевки", устарели по объемно-планировочным, техническим, эксплуатационным характеристикам и по архитектурному облику.

Определяя, что год постройки многоквартирного жилого дома не ранее 1980г., заявитель руководствовался целью приобретения жилья более высокого качества; отсутствие в аукционной документации требования к году постройки жилого помещения могло повлечь неэффективное расходование бюджетных средств в связи с возможностью предложения жилого помещения по цене, превышающей его рыночную стоимость, которая зависит и от года его постройки.

Устанавливая требование о приобретении отдельной квартиры, заявитель исходил из требований ст.9 Закона № 727-ОЗ о целевом характере субвенций, предоставляемых бюджетам городских округов и муниципальных районов Орловской области из областного бюджета на реализацию переданных государственных полномочий, что исключает возможность приобретения жилых домов с земельными участками, на которых они находятся (принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов ст.1 ЗК РФ). Кроме того, заявителем учитывался рынок жилья с помощью программного обеспечения ГИС ЖКЖ и электронных страниц сайтов с информацией по продаже однокомнатных квартир в городе Мценске.

В ходе судебного разбирательства антимонопольный орган и третье лицо не представили доказательств, подтверждающих возможность приобретения и госрегистрации жилых домов, без учета земельных участков, на которых они расположены, а равно доказательств наличия подобных предложений к продаже в сети Интернет.

Приобретение комнат в общежитиях, коммуналок и т.д. не отвечает критерию благоустроенного жилья и требованиям к функциональным и качественным характеристикам квартиры, которые определены документацией Заказчика об электронном аукционе и не оспаривались третьим лицом и антимонопольным органом.

Доказательств наличия предложений к продаже по указанным жилым помещениям с заданными функциональными и качественными характеристиками ответчиком и третьим лицом не представлено.

В Определении Верховного Суда РФ от 16.10.2017 N 305-ЭС17-7844 по делу N А40-129463/2016 указано, что по смыслу положений статей 33 и 50 Закона о контрактной системе заказчики при описании объекта закупки вправе установить требования к приобретаемой продукции, максимально удовлетворяющей их потребности.

При формировании условия технической документации о размере общей площади квартиры - не менее 33 кв. м и не более 45 кв. м, УМИ г.Мценска исходило из требований ч.3 ст.3 Закона № 727-ОЗ, о том, что по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров. Аналогичным образом рассчитаны размеры субвенций из областного бюджета в соответствии со ст. 9 Закона № 727-ФЗ.(т.2, л.д.17)

Из буквального толкования абз.2 ч.3 ст.3 Закона № 727-ОЗ следует, что в случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 12 квадратных метров.

При этом заявителем изучен рынок предложения квартир и выявлено, что указанная площадь квартир (от 33 кв.м до 45 кв.м.) является самой распространенной в городе, и предложений достаточное количество (т.2, л.д.18-21).

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.

С учетом изложенного, включение Заказчиком в аукционную документацию спорных требований соответствует положениям статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, характеристики объекта закупки определены исходя из фактических потребностей.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования не являются объективными, а равно привели к нарушения принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалы дела не представлено.

Ссылки третьего лица на муниципальные контракты, заключенные в другом муниципальном образовании Орловской области- Знаменском районе (т.2, л.д.141-142) не являются относимыми к предмету спора, поскольку в данном случае Заказчик действует исходя из жилого фонда конкретного муниципального образования.

Ссылки третьего лица на результаты проведенных аукционов в 2017г. УМИ г.Мценска (т.2, л.д.140), на которых поданы по одной заявке и квартиры приобретены по максимальной цене, не принята арбитражным судом.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

В п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указано, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющимся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам и их характеристикам.

Аналогичный вывод содержится в
Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.10.2017 N Ф02-4771/2017 по делу N А33-631/2017.

Относительно вопроса об установлении ответственности за неисполнение обязательств по контракту, арбитражный суд считает следующее.

В ходе судебного разбирательства было установлено, и заявителем не оспаривалось, что условие об ответственности сторон (раздел 5 проекта муниципального контракта) не соответствует требованиям п.п.5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, в частности, не указано от какой суммы начисляется пеня, не установлено условие о начислении пени в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств (п.5.7), указана ставка пени 1/100 вместо 1/300, не указано от какой суммы начисляется пеня по поставщику (п.5.8), отсутствует условие о штрафе, отсутствует ссылка на Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (действующих до 09.09.2017г).

Согласно частям 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе размер штрафа, подлежащего взысканию за ненадлежащее выполнение заказчиком или подрядчиком своих обязательств, устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Применяемое Законом о контрактной системе в отношении порядка установления размера штрафа понятие "в виде фиксированной суммы" не свидетельствует о том, что проект контракта должен содержать указание на конкретную сумму штрафа в денежном выражении, а означает, что в отличие от пени, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренный контрактом размер штрафа будет являться неизменным (фиксированным) вне зависимости от срока исполнения сторонами нарушенного им обязательства.

При этом в пунктах 4 и 5 Правил определения размера неустойки, принятом во исполнение статьи 34 Закона о контрактной системе, установлены конкретные размеры штрафов, определяемые в качестве процента от цены контракта.

Постановление Правительства РФ N 1063 опубликовано официально для общего ознакомления и находится в общем доступе (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28.11.2013; журнал "Собрание законодательства Российской Федерации" от 02.12.2013 N 48, ст. 6266) и действовало до 09.09.2017г.

Таким образом, все потенциальные участники аукционных процедур, а затем и лицо, с которым заключен контракт, должны иметь возможность определить, каким образом будет исчисляться размер пени и штрафа в случае ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

Таким образом, доводы жалобы ИП ФИО5 являлись частично обоснованными (п.1 резолютивной части оспариваемого решения).

В силу ч.1 ст. 65, ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Арбитражный суд считает, что антимонопольный орган не доказал обоснованность выводов, содержащихся в п.2 резолютивной части решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 18.07.2017 по делу №294-17/03 ТЖ о нарушении законодательства о закупках в части указания на наличие в действиях Заказчика нарушений ч.1 ст.33 и п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В части требования о признании недействительными п.3 и 4 резолютивной части решения Орловского УФАС России требования удовлетворению не подлежат, так как меры носили срочный и необратимый характер и завершились 24.07.2017г. извещением об отмене определения поставщика(т.1, л.д.75), что не лишает заявителя права повторно разместить извещение об электронном аукционе с тем же объектом закупки.

Относительно п.5 оспариваемого решения о передаче должностному лицу Управления материалов дела для решения вопроса о возбуждении административного производства, арбитражный суд считает, что применительно к ст.198 АПК РФ заявитель не доказал, что данным пунктом нарушены его права и законные интересы, поскольку выводы антимонопольного органа в части являются обоснованными. В ходе судебного разбирательства не представлено доказательств того, что административный материал в отношении заявителя составлялся, кроме того, постановление о привлечении к административной ответственности обжалуется самостоятельно по правилам главы 25 АПК РФ.

Расходы по госпошлине не распределяются, т.к. заявитель и ответчик от уплаты госпошлины освобождены.(пп.1.1. п.1 ст.333.37 НК РФ).

Руководствуясь ст.ст.167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать п.2 резолютивной части решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 18.07.2017 по делу №294-17/03 ТЖ о нарушении законодательства о закупках недействительным в части указания на наличие в действиях Заказчика нарушений ч.1 ст.33 и п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.И. Капишникова