ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-6781/16 от 03.03.2017 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Орел                                                                                                      Дело №А48-6781/2016

Резолютивная часть решения оглашена 03 марта 2017 года.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Коровушкиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мартыновой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Основа" (302525, Орловская область, Орловский район, ул. Раздольная, д. 105А, помещение 2, ОГРН 1135748000618) к обществу с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Лесной» (Орловская область, г. Орел, ул. Раздольная, д. 85, ОГРН 1055742041519) о взыскании 15044 руб. 00 коп.,

при участии:

от истца – представители Кононова Ю.В. (паспорт, доверенность №2 от 01.01.2015), Отдельная Е.Г. (паспорт, доверенность №25 от 27.12.2016), Сметанникова Л.В.(паспорт, доверенность № 25 от 27.12.2016)

от ответчика –  представители Мошкина Т.А. (паспорт, доверенность от 12.01.2017), Попова И.Ю. (паспорт, доверенность от 13.02.2017),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Основа" (далее – истец, ООО «УК «Основа») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Лесной»  (далее – ответчик, ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной») о взыскании задолженности за оказанные в июле 2016 года услуги по договору №14-124 возмездного оказания услуг от 01.05.2014 в сумме 15044 руб. 00 коп.

Определением Арбитражного суда Орловской области от 20.10.2016 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее  - АПК РФ). 14.12.2016 суд вынес определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

В судебном заседании представители истца поддержали исковые требования в полном объеме.

Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Ответчик указывает, что истцом в июле 2016 г. ненадлежащим образом оказаны услуги по договору №14-124 от 01.05.2013 на оказание кадровых услуг, в том числе часть услуг не оказана. Ответчик считает, что размер оказанных ООО «УК «Основа» услуг по кадровому обеспечению в июле 2016 года не должен превышать размер 4956 рублей, который ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной» оплачен.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив все представленные доказательства, арбитражный суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 01.05.2014 между ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной» (заказчик) и ООО «УК «Основа» (исполнитель) был подписан договор №14-124 возмездного оказания услуг (далее – договор), согласно п. 1.1 которого исполнитель обязуется оказывать услуги кадрового сопровождения заказчика в объеме, указанном в перечне услуг (приложение №1), а заказчик обязуется принимать и оплачивать услуги исполнителя в соответствии с условиями договора.

Согласно приложению №1 к договору стороны установили следующий перечень услуг по кадровому сопровождению (администрирование и общие вопросы).

В состав услуг по кадровому  администрированию  (пункты 1.1-1.7 приложения №1) отнесены  услуги:

1) по подбору и найму персонала, документация по приему, переводу, увольнению сотрудников. При этом определена ответственность заказчика в отношении: заявки, проверки профессионально-деловых качеств кандидата, заявления сотрудника, подписанного уполномоченным лицом, доступ к персональным данным сотрудников в ИС. Ответственность исполнителя определена в части мониторинга рынка труда, поиска кандидатов, подготовке необходимых документов, заключения трудовых договоров, издания приказов, заполнения трудовых книжек и личных карточек, оформления заявления на выдачу пропуска и т.п. в соответствии с трудовым законодательством и нормативными актами заказчика, порядка оформления на работу в ООО «СП «Лесной».

2) по  хранению трудовых книжек, карточек формы Т2, трудовых договоров, приказов по движению  в соответствии с трудовым законодательством, Основными правилами работы архивов организаций, одобренными коллегией Росархива от 06.02.2002.

3) по  индивидуальному (персонифицированному) учету в системе государственного пенсионного страхования, организации составления и ведения форм индивидуального (персонифицированного) учета.

4) по подготовке персонифицированных данных в ПФР по пенсионерам при выходе на пенсию.

5) подготовка и выдача справок с места работы, выдача копий документов, связанных с трудовой деятельностью работника, дубликатов трудовых книжек,  выдача справок в соответствии с трудовым законодательством. Ответственность заказчика установлена в части  запроса в установленном порядке, заявления работника.

6) подготовка и предоставление сведения в Пенсионный Фонд РФ  в установленном законодательством порядке, подготовка перечня льготных профессий для утверждения.

Ответственность заказчика установлена  в части документов о перемещении работников, своевременного утверждения перечня льготных профессий.

7) по  расчету заработной платы сотрудников, по правильному и своевременному расчёту заработной платы сотрудников (функции расчетчика).  Ответственность заказчика предусмотрена в части документов, регламентирующих оплату труда сотрудников.

Также в перечень  услуг стороны включили общие услуг по консультационной поддержке и оформлению проекта документов;  работу по подготовке и принятию форм первичных учетных документов, применяемых для кадрового сопровождения, по которым не предусмотрены типовые формы с оформлением проекта документа; экспертиза первичных документов на соответствие законодательству РФ и   информирование заказчика о возможных последствиях в случае несоответствия законодательству РФ;  подготовка писем, запросов, связанных с кадровой функцией, для направления в органы государственной власти, в сторонние организации с целью исполнения договорных обязательств и согласование предоставляемой информации с заказчиком;  информирование по изменениям в законодательстве; архивирование документов и  своевременная сдача в архив предприятия оригиналов документов, связанных с кадровой функцией, в соответствии с утвержденной номенклатурой дел по ООО «СП «Лесной»  (ответственность заказчика: своевременная сдача в архив предприятия оригиналов документов, связанных с кадровой функцией, в соответствии с утвержденной номенклатурой дел по ООО «СП «Лесной»).

В пункте 2.1 договора установлена обязанность исполнителя оказывать заказчику услуги по кадровому сопровождению в объеме, предусмотренном Перечнем, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ на основании предоставленных заказчиком локальных нормативных актов и первичных документов; принимать от заказчика/передавать заказчику документы, предусмотренные приложением № 2 договора, по описям, сопроводительным листам, составленным и подписанным заказчиком и исполнителем. При отсутствии описей исполнитель вправе не принимать первичные учетные документы и приостановить оказание услуг по договору. В случае принятия документов исполнителем без описи заказчик не вправе предъявлять претензии к исполнителю по поводу отсутствия каких-либо учетных документов.

В соответствии с п. 3.1 договора и протоколом согласования стоимости услуг (приложение №3 к договору) плата за услуги кадрового сопровождения составляет 20000 рублей в месяц с НДС.

Согласно п. 3.4 договора заказчик оплачивает услуги исполнителя ежемесячно на основании акта сдачи-приемки оказанных услуг, в течение 30 календарных дней с даты подписания указанного акта обеими сторонами. Акт сдачи-приемки оказанных услуг оформляет исполнитель и направляет заказчику вместе со счетом-фактурой, в срок до последнего числа текущего месяца (п. 3.5 договора).

Пунктами 3.6-3.7 договора установлено, что заказчик обязуется подписать полученный акт сдачи-приемки оказанных услуг в течение двух рабочих дней с момента его получения и возвратить его исполнителю либо в указанный срок направить исполнителю свои письменные возражения. В случае непоступления от заказчика в установленный срок каких-либо возражений по акту сдачи-приемки оказанных услуг, акт считается подписанным сторонами в последний день срока, указанного в п. 3.6 договора.

Договор и приложения к нему подписанными сторонами, подписи скреплены печатями организаций.

Исходя из буквального содержания договора и действий сторон по его исполнению, суд приходит к выводу, что спорные правоотношения подлежат регулированию в соответствии с  главой 39 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

При этом в пункте 1 статьи 781 Гражданского кодекса РФ закреплена обязанность заказчика оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В силу пунктов 1, 3 статьи 424 Гражданского кодекса РФ  исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Пунктом 8.2 договора предусмотрено, что договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до 01 января 2015 года. В случае, если ни одна из сторон не заявит о своем желании расторгнуть договор не менее чем за месяц до окончания срок его действия, то договор считается пролонгированным на следующий календарный год.

На основании изложенного, в соответствии с  п. 8.2 договора он был продлен на срок до 01.01.2016 и, соответственно, до  01.01.2017.

Статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Одностороннее изменение обязательств или отказ от них не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статья 782 Гражданского кодекса РФ устанавливает один из таких случаев, когда обязанности заказчика и исполнителя прекращаются вследствие одностороннего отказа от исполнения договора возмездного оказания услуг.

Письмом от 30.06.2016 №84-104, поступившим в ООО «УК «Основа» 01.07.2016 (согласно оттиску входящего штампа), ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной» уведомило ООО «УК «Основа» о расторжении с 01 августа 2016 г. договора №14-124 от 01.05.2014 «Услуги кадрового сопровождения».

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

По факту оказания  в июле 2016 г. услуг ООО «УК «Основа» подготовлен акт №829 от 31.07.2016 на сумму 20 000 рублей (л.д. 18). 02.08.2016 ООО «УК «Основа» телефонограммой, оформленной за исх. №114 от 02.08.2016, сообщило ООО «СП «Лесной» об отправке на адрес электронной почты акта №829 от 31.07.2016 и счета-фактуры от 31.07.2016 и о необходимости получения оригиналов указанных документов у ООО «УК «Основа» (л.д. 81). 03.08.2016 акт №829 от 31.07.2016 и счет-фактура от 31.07.2016 отправлены в адрес ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной» почтой (л.д. /82-84).

Акт об оказании услуг за июль 2016 года на сумму 20000 руб. ответчиком не подписан.

Письмом от 03.08.2016 №457 (л.д. 91), полученным истцом 04.08.2016 (согласно оттиску штампа входящей корреспонденции), ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной» выразило несогласие по факту оказания услуг в июле 2016 года по договору №14-124 от 01.05.2013, указав, что в июле 2016 года не оказывали следующие виды услуг из Перечня: подбор и наем персонала,  документы по приему, переводу, увольнению (п. 1.1); хранение трудовых книжек, карточек формы Т2, трудовых договоров, приказов по движению (п. 1.2); подготовка персонифицированных данных в ПФР  по пенсионерам при выходе на пенсию (п. 1.4); справки с места работы, выдача копий документов, связанных с трудовой деятельностью работника, дубликаты трудовых книжек (п. 1.5); работа по подготовке и принятию форм первичных учетных документов, применяемых для кадрового сопровождения, по которым не предусмотрены типовые формы (п. 2.2); экспертиза первичных документов на соответствие законодательству РФ (п. 2.3); подготовка писем, запросов, связанных с кадровой функцией, для направления в органы государственной власти, в сторонние организации с целью исполнения договорных обязательств (п. 2.4); информирование по изменения в законодательстве (п. 2.5); архивация документов (п. 2.6).

10.08.2016 ООО «УК «Основа» направило в адрес ответчика претензию исх. №119 от 10.08.2016 (согласно почтовому уведомлению о вручении получена ответчиком 11.08.2016), в которой в ответ на письмо от 03.08.2016 №457 указало, что в июле 2016 года из-за увеличенного объема персонала (в количестве 16 человек) по организации детского лагеря (2-ая смена) с 27.06.2016, а также несвоевременного предоставления документов для оформления приема работником ООО «Управляющая компания «Основа» осуществлялся ряд работ, а именно: заключение трудовых договоров, издание приказов, заполнение трудовых книжек и личных карточек и т.п. в соответствии с трудовым законодательством и нормативными актами заказчика. В отношении исполнения пункта 1.2 Перечня (Хранение трудовых книжек, карточек формы Т-2, трудовых договоров, приказов по движению) ООО «УК «Основа» укало, что указанный пункт договора выполнялся, так как трудовые книжки, карточки формы Т-2, трудовые договоры, приказы по движению работающего персонала были переданы в ООО «СП «Лесной» по акту приема-передачи документов 12.07.2016. В течение июля осуществлялась подготовка документов для передачи управляющему ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной» за 1 полугодие 2016 г., формирование реестров и актов по передаче документов. В сжатые сроки был подготовлен и передан по каналам связи отчет «6-НДФЛ» (срок предоставления 31.07.2016, сдан 14.07.2016) и РСВ по СП «Лесной», дата предоставления РСВ до 20.08.2016 – фактически предоставлен 11.07.2016. В связи с изложенным, ООО «Управляющая компания «Основа» просило произвести оплату за услуги, оказанные в июле 2016 года (л.д. 22-23).

В ответ на претензию истца от 10.08.2016 ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной» в письме от 18.08.2016 №500 сообщило, что подбор и найм персонала и документальное оформление в июле 2016 года производился сотрудниками ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной», ООО «УК «Основа»  пункт 1.1 Перечня «Подбор и найм персонала. Документы по приему, переводу, увольнению» исполнялся лишь в части оформления документации по приему за июнь 2016 года. Исполнение п.1.2. договора №14-124 от 01.05.2013 «Хранение трудовых книжек, карточек формы Т2, трудовых договоров, приказов по движению» в июле 2016 года не требовалось. ООО «УК «Основа» своевременно не были подготовлены документы к приему-передаче в надлежащем качестве (были выявлены недочеты в оформлении документов), вследствие чего передача документов осуществлялась 12.07.2016. В результате несвоевременной передачи документов ответчик не располагал сведениями о датах расторжения срочных трудовых договоров. Относительно сданной формы отчетности  «6-НДФЛ» за 1 полугодие 2016 года выявлено несоответствие данных отчетности с данными автоматизированной базы 1С и расчетными ведомостями. В связи с изложенными обстоятельствами ответчик в письме указал, что считает услугу кадрового сопровождения в июле 2016 года выполненной не в полном объеме и просило уменьшить стоимость услуг до 4956 рублей (л.д. 92-93).

ООО «Управляющая компания «Основа» в письме №135 от 23.08.2016 по факту ненадлежащего оказания услуг кадрового сопровождения в июле 2016 г. по договору №14-124 от 01.05.2014 указало, что отчет по форме 6 НДФЛ составлялся и выгружался из автоматизированной базы 1С, поэтому не может быть расхождений между отчетом и базой 1С. Если есть расхождения между отчетом и расчетными ведомостями,  то был передан файл в форме EXCEL, где сделана сверка удержанного НДФЛ и отраженного в отчете 6НДФЛ, в связи с чем ООО «Управляющая компания «Основа» просило произвести оплату за оказанные в июле 2016 года услуги (л.д. 120).

05.09.2016 ООО «Управляющая компания «Основа» направило в адрес ответчика претензию №146 от 02.09.2016 с требованием своевременной оплаты за услуги, оказанные в июле 2016 года (л.д. 29-31). Претензия получена ответчиком 08.09.2016. что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

В письме от 26.08.2016 №506 ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной» сообщило, что настаивает на пересмотре сумм по выставленному акту в сторону уменьшения, а именно до 4956 руб. 00 коп. (л.д. 122).

Таким образом, между сторонами возникли разногласия относительно объема и стоимости услуг по договору за июль 2016 года.

Поскольку оказание истцом  услуг по кадровому сопровождению деятельности ответчика  осуществлялось  на основании договора возмездного оказания услуг, у заказчика (ответчика) возникли, в том числе обязательства по оплате фактически оказанных надлежащим образом услуг.

Исходя из вышеприведенных законоположений, исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). Отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему надлежащим образом услуг не допускается.

На основании изложенного, в предмет доказывания по данному делу входит установление объема фактически оказанных  услуг по кадровому сопровождению в июле 2016 года.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в связи с расторжением договора сторонами в период с 17.06.2016  производились действия по передаче от ООО «УК «Основа» в ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной» кадровой документации и документов по начислениям  и  выплатам в отношении сотрудников ответчика (расчетные листы, больничные листы, отчеты по ФСС, ПФРФ, НДФЛ, лицевые счета работников  и т.д.)  по актам приема- передачи, представленным  в дело.

12.07.2016 истцом по  акту  приема-передачи документов №20  при смене организации, оказывающей кадровые услуги и услуги по расчету и начислению заработной платы, ответчику переданы следующие документы: Положение о защите персональных данных работников; трудовые договоры, соглашения; заявления-согласие на обработку персональных данных; обязательство о неразглашении конфиденциальной информации; кадровые приказы (о приеме, переводе, увольнении) 1 экз.; личные карточки формы №Т-2; трудовые книжки, вкладыши в трудовые книжки; книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним; копии документов (по наличию), что также подтверждает невыполнение истцом  услуг  по ведению текущей кадровой документации с 12.07.2016 по 31.07.2016.

Также 12.07.2016 в связи с расторжением договора  ООО «УК «Основа» передало ООО «СП «Лесной» флеш-накопитель, содержащей базу «1с: Комплексная автоматизация 8» в электронном виде за период с 2011 -1 полугодие 2016.

Истцом указано, что  с 01.07.2016 он не оказывал  услуги  по  подбору и  найму персонала, документации по переводу, мониторингу  рынка труда, поиску кандидатов, подготовке необходимых документов, заключению трудовых договоров, издания приказов, оформления заявления на выдачу пропуска и т.п. в соответствии с трудовым законодательством и нормативными актами заказчика, порядка оформления на работу в ООО «СП «Лесной».

Представители истца в судебном заседании пояснили, что в июле 2016 года их сотрудниками были оказаны следующие услуги согласно п. 1.1 Перечня услуг к договору №14-124 от 01.05.2014: оформление документов по приему на работу сотрудников, подавших заявления о приеме на работу в июне 2016 года, оформлены документы по увольнению одного сотрудника,  а также совершены действия по подготовке документов кадровой отчетности к передаче в ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной» и оформлению акта приема-передачи от 12.07.2016, а также  последующим акта –передачи документов в связи с расторжением договора.

Суд, оценив, представленные в дело доказательства и доводы сторон, считает, что в июле 2016 года  истцом в рамках оказания услуг по договору   производилось внесение записей в трудовые книжки работников, принятых  с 27.06.2016, что не противоречит положениям ст. 68 ТК РФ и  Правилам ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225(далее - Правила ведения и хранения трудовых книжек).

Так, запись  о приеме на работу или оформление трудовой книжки работнику, принятому на работу впервые, осуществляется работодателем не позднее недельного срока со дня приема на работу, делается на основании соответствующего приказа (распоряжения) не позднее недельного срока (п.п. 8, 10 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, далее - Правила ведения и хранения трудовых книжек). С каждой вносимой в трудовую книжку записью о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу и увольнении работодатель обязан ознакомить ее владельца под роспись в его личной карточке, в которой повторяется запись, внесенная в трудовую книжку (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

На основании изложенного, в июле 2016 года в соответствии с вышеуказанными нормами  права,  истцом  в отношении работников, принятых  с 27-28 июня 2016 года, в  недельный срок  (по  05.07.2016), выполнялись услуги по заполнению трудовых книжек  и  заполнению личных карточек, что относится к услугам, выполненным с 01.07.2016 по 05.07.2016. Также, истцом оформлено увольнение 1 сотрудника 01.07.2016.

Между тем, в соответствии со ст. 68 Трудового кодекса РФ   прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если работник не является совместителем (ч. 3 ст. 66 ТК РФ).

Таким образом,  услуги по изданию (оформлению) приказов по приему на работу и оформлению трудовых договоров в силу ст. 68 ТК РФ в отношении сотрудников, принятых с 27.06.2016 должны быть оказаны в срок до 01.07.2016, в связи с чем,  невыполнение данных  действий в установленный срок противоречит трудовому законодательству и  не может влиять на  увеличение  объема  услуг  по приему работников в июле, данные услуги подлежат включению в  объем  услуг за июнь 2016 года.

Доказательств, подтверждающих оказание ООО «Управляющая компания «Основа»  иных услуг, а также оказания услуг в период с 06.07.2016 по 31.07.2016  по подбору и найму персонала, оформлению документации по приему, переводу и увольнению сотрудников и т.д., предусмотренных п. 1.1 приложения №1  к договору, в дело не представлено.

Также из доказательств по делу следует, что с 01.07.2016  в ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной»  был  принят сотрудник на должность начальника отдела кадров в обязанности  которого входит  кадровое обеспечение деятельности ответчика. Выполнение обязанностей по  подбору и найму персонала, подготовке документов по приему, переводу, увольнению сотрудников в июле 2016 года непосредственно сотрудниками ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной» самостоятельно (начальником отдела кадров и секретарем), подтверждается  представленными в дело реестрами  оформленных начальником отдела кадров  приказов  на прием  на работу за период с 01.07.2016 по 31.07.2016,  на увольнение за период с 01.07.2016 по 31.07.2016, на отпуск за период с 01.07.2016 по 31.07.2016; табелем  учета рабочего времени работников ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной» за период с 01.07.2017 по 31.07.2017, оформленный начальником отдела кадров.

Таким образом, представленными доказательствами, подтверждается выполнение истцом услуг по п.1.1 приложения №1 к договору в части оформления увольнения 1 сотрудника, заполнения трудовых книжек и личных карточек, сотрудников, принятых с 27.06.2016 в недельный срок.

Судом установлено, что  с  06.07.2016 истцом более не оказывались услуги в соответствии с п. 1.1 приложения №1 к договору.

Представители истца в судебном заседании пояснили, что обстоятельства оказания в июле 2016 года услуг по хранению трудовых книжек, карточек формы Т2, трудовых договоров, приказов по движению подтверждаются  оформленными актами №20 приема-передачи документов от 12.07.2016, а также актами приема-передачи документов от 26.07.2016.

Истец пояснил, что в ООО «УК «Основа» хранилась 121 трудовая книжка работников ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной», все они переданы ответчику по акту от 12.07.2016, по данному акту также переданы книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним; кадровые приказы (о приеме, переводе, увольнении), личные карточки работников формы №Т2.

 Иные документы кадрового учета в отношении уволенных работников ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной» переданы ответчику по актам приема-передачи в период  с 26.07.2016 по 21.11.2016.

Таким образом, судом установлено и не оспорено сторонами, что хранение трудовых книжек, карточек формы Т2 в отношении сотрудников ответчика, состоящих в трудовых отношениях,  истцом производилось по 11.07.2016 (п. 1.2 приложения №3 к договору).

 Кадровые документы в отношении  уволенных сотрудников передавались истцом ответчику по частям в период до 21.11.2016.  Как пояснил истец, срок передачи документации ответчику был определен  ООО «УК «Основа» в связи с необходимостью  оформления описи документов, хранящихся у истца.

Суд учитывает, что оформление истцом  описей и документов в целях возвращения документов заказчику при расторжении договора  не относится к  непосредственному оказанию кадровых услуг, согласно перечню в приложении № 1 к договору.

Кроме того, в соответствии с п. 1.3.3. Основных Правил работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002)  в целях выполнения основных задач архив осуществляет следующие функции: ведет списки организаций и (или) структурных подразделений организаций - источников комплектования архива; принимает упорядоченные документы структурных подразделений организации и организаций - источников комплектования архива; учитывает и обеспечивает сохранность принятых в архив документов; создает и поддерживает в актуальном состоянии научно-справочный аппарат к документам архива; организует информационное обслуживание руководителей и структурных подразделений организации, осуществляет использование документов по запросам организаций и частных лиц, в том числе социально-правовым запросам граждан, ведет учет и анализ использования; проводит экспертизу ценности и осуществляет комплекс организационных и методических мероприятий по передаче документов на постоянное хранение; осуществляет проверку правильности формирования и оформления дел в структурных подразделениях организаций и других организациях - источниках комплектования и т.д.

По результатам экспертизы ценности документов в организации составляются описи дел постоянного (приложение 1), временного (свыше 10 лет) хранения (приложение 2) и по личному составу (приложение 3), а также акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению (приложение 4) (п. 2.4.1. Правил).

Порядок оформления и утверждения описей установлен в п. 6.4.5 настоящих Правил.

Описи дел являются первичным учетным документом для учета дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу.

Таким образом, с момента заключения договора  от 01.05.2014 истец, принял обязательства по хранению кадровых документов в соответствии с трудовым законодательством, основными правилами работа архива организаций, то есть с соблюдением требований  к  правильному формированию  и оформлению дел, включающему составление  описи и реестров документов.

Доказательств, подтверждающих осуществление истцом хранения кадровых документов в соответствии с Основными Правилами работы архивов организаций и необходимости составления дополнительной описи  для передачи (возврата) документов ООО «СП «Лесной»,  истцом в дело не представлено.

 В подтверждение обстоятельств оказания услуг по организации составления и ведения форм индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, предусмотренных п. 1.3 перечня в приложении №1 к договору, истцом представлена расписка в приеме расчета на начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), представленного по электронным каналам связи, от 11.07.2016.

 Ответчиком данные обстоятельства не оспорены. Между тем, ответчиком не приняты услуги по сдаче отчетности 6-НДФЛ

В части оказания услуг по п. 1.4 перечня услуг по договору (приложение № 1) истцом указано о подготовке 3 ответов на запрос ПФ РФ в отношении сотрудников ответчика, сведения о  запросах от 13.07.2016 и 27.07.2016  и  об ответах  представлены в материалы дела.

Истцом указано, что услуги,  предусмотренные пунктами 1.5, 1.6 приложения №1 к договору в июле 2016 года не оказывались.

В отношении исполнения п. 1.5 перечня услуг к договору истец указал, что в июле 2016 г. запросов о выдаче справок с места работы, копий документов, связанных с трудовой деятельностью работника, об изготовлении дубликатов трудовых книжек не поступало, в связи с чем, данные услуги оказаны не были.

Услуги, предусмотренные пунктом 1.7 приложения № 1 к договору  оказаны в части расчета  заработной платы за июнь по сроку выплаты 15.07.2016. Услуги, предусмотренные  разделом 2 приложения № 1 к договору  «общие моменты» в июле 2016 года истцом не оказывались. По данным обстоятельствам разногласий у сторон не имеется. 

Таким образом, судом установлено, что в июле 2016 года истцом по договору  выполнены следующие услуги:  внесение записей в трудовые книжки и  составление личных карточек по сотрудникам, принятым  с 27.06.2016-  в период с 01.07.2016 по 05.07.2016;  оформление увольнения 1 сотрудника 01.07.2016;  по подготовке и направлению  двух ответов на запросы от 13.07.2016 и 27.07.2016  в ПФ РФ;  по сдаче  расчета  по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 11.07.2016; по  расчету  заработной платы за июнь 2016 по сроку выплаты 15.07.2016;  по  хранению трудовых книжек, карточек формы Т-2, трудовых договоров, приказов по движению по  сотрудникам, работающим в ООО «СП «Лесной», с 01.07.2016 по 11.07.2016 включительно.

Кроме того, суд относит к объему выполнения услуг по договору хранение кадровой документации по уволенным сотрудникам до 31.07.2016, поскольку  согласно уведомлению ответчика, договор расторгается с 01.08.2016 (л.д. 112).

В остальной части, услуги указанные в приложении № 1 к договору истцом в июле 2016 года не оказывались.

Из письма ответчика и пояснений представителя в судебном заседании следует, что факт оказания услуг по оформлению кадровых документов в отношении сотрудников, принятых в июне 2016 года,  и 1 уволенного сотрудника, проведению расчета заработной платы за июнь по сроку выплаты 15.07.2016, сдача расчета в ПФ РФ 11.07.2016, хранение трудовых книжек и документов по работникам ответчика по 11.07.2016, хранение кадровой документации до 31.07.2016 (в части), ООО «СП «Лесной» не оспаривается.

Доказательств некачественного оказания вышеназванных услуг, в дело не представлено. Замечания изложенные в акте приема-передачи документов и трудовых книжек относятся к  исполнению договора истцом  и ведения документации в период действия договора, установить наличие замечаний к документам, оформленным в июле 2016 года из указанных документов не представляется возможным.

Замечания  ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной»,  изложенные   к актам приема-передачи документации за период с  12.07.2016 по 21.11.2016  и относящиеся к периоду исполнения обязанностей по договору в период до 01.07.2016,  не имеют значения для установления качества оказания услуг в июле 2016 года, поскольку выходят за рамки  предмета исковых требований о взыскании  стоимости услуг за  июль 2016 года.

Таким образом, из 13 видов услуг, указанных в приложении №1 к договору, истцом в июле 2016 выполнены в  части услуги по пунктам 1.1, 1.2, 1.3, 1.7. При этом, как пояснил истец в судебном заседании, наряду с исполнением обязательств по договору с ответчиком, он одновременно оказывал аналогичные услуги по кадровому сопровождению другим заказчикам.

Довод истца о том, что стоимость ежемесячных услуг является фиксированной и подлежит оплате независимо от объема и времени  оказания, судом отклоняется, поскольку  противоречит ст. 781 ГК РФ, предусматривающей  обязательства по оплате оказанных услуг. Учитывая согласование в договоре конкретного перечня услуг и содержание пунктов 1.1, 2.1.1, 3.1 договора,  стоимость в размере 20000 руб. с НДС согласована сторонами  за оказание  услуг кадрового сопровождения в объеме, указанном в Перечне услуг (приложение № 1 к договору).

Условия о ежемесячной оплате услуг по договору в размере 20000 руб. ( в т.ч. НДС) независимо от объема оказания услуг, договор не содержит.

На основании изложенного,  стоимость услуг подлежит определению исходя из ежемесячного размера  установленного пунктом  3.1 договора и протоколом согласования  стоимости услуг 20000 руб.  пропорционально объему услуг и времени оказания услуг.

Платежным поручением №856 от 12.09.2016 ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной» оплатило услуги за июль 2016 года в сумме 4956 руб. 00 коп. (л.д. 19), что составляет 24,78%  общей стоимости услуг за месяц.

Требование истцом оплаты полной стоимости услуг (за вычетом оплаченной суммы 4956 руб.), предусмотренных перечнем в приложении №1 к договору, при отсутствии факта исполнения услуг по непосредственному приему, подбору и найма сотрудников и оформлению кадровой документации с 01.07.2016 (за исключение оформления  увольнения 1 сотрудника, внесения записей в трудовую книжку и оформление карточек по сотрудникам, принятым в июне 2016),  при отсутствии факта оказания услуг по хранению трудовых книжек в отношении сотрудников ответчика в период с 12.07.2016, при отсутствии факта оказания услуг по расчетам заработной платы за июль 2016 года, в полном объеме неоказание услуг, предусмотренных разделом 2 перечня (по консультационной поддержке и оформлению проекта документов;  по работе по подготовке и принятию форм первичных учетных документов, применяемых для кадрового сопровождения, по которым не предусмотрены типовые формы с оформлением проекта документа;  по экспертизе первичных документов на соответствие законодательству РФ  и   информирование заказчика о возможных последствиях в случае несоответствия законодательству РФ;  по  подготовке писем, запросов, связанных с кадровой функцией, для направления в органы государственной власти, в сторонние организации с целью исполнения договорных обязательств и согласование предоставляемой информации с заказчиком;  информирование по изменениям в законодательстве;  по архивированию документов и  своевременной сдаче в архив предприятия оригиналов документов, связанных с кадровой функцией, в соответствии с утвержденной номенклатурой дел по ООО «СП «Лесной»), является  необоснованным и противоречащим положениям ст. 781 ГК РФ.

 Исходя из периода и  объема указания услуг (менее 25 % общего объема услуг, исчисленного исходя из 13 видов услуг, указанных в перечне и фактического оказания  и конкретного объема услуг по п. 1.1,1.2,1.3,1.7 приложения №1 к договору), сумма выплаченная ответчиком 4956 руб. является соразмерной объему выполненных услуг в июле 2016 года.

Оснований для взыскания с ответчика полной стоимости услуг, при отсутствии факта оказания услуг в большем объеме, суд не усматривает.

  Согласно пункту 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

При этом исполнитель должен доказать, что расходы были понесены до отказа от договора и вызваны исполнением или подготовкой к его исполнению.

Учитывая требования законодательства  к  порядку и срокам  оформления  кадровой документации, порядку хранения трудовых книжек, трудовых договоров и иных документов, архивирования,  все  документы  ООО «СП «Лесной», находящиеся в ООО «УК «Основа»,  в том числе  по  уволенным сотрудникам, должны  были быть упорядочены и сформированы  исполнителем  согласно принятым обязательствам по договору от 01.05.2014 в соответствующие периоды приема, увольнения сотрудников, поступления документов  для оформления в архив и т.д., с оформлением соответствующих папок, журналов, документов  учета кадровой документации.

Пунктом 2.1.10 договора стороны предусмотрели передачу документов по описям, сопроводительным листам.

Таким образом, истцом в рамках договора были приняты обязательства по экспертизе первичных документов на соответствие законодательству РФ, надлежащему оформлению и учету, архивированию  кадровой документации ответчика.

Обстоятельства передачи документации истцом в срок до 21.11.2016 (пять месяцев с даты получения уведомления ответчика о расторжении договора) по причине необходимости подготовки реестров (описей) документов свидетельствует о несвоевременном   оформлении и упорядочивании  истцом  кадровой документации в предшествующий  период действия договора.

Данные действия не входят в объем услуг, подлежащих оказанию  или оказанных истцом в июле 2016 года, поскольку фактически направлены на устранение недостатков и на проведение  учета  кадровых документов, экспертизы  первичных документов на соответствие законодательству РФ,  с оформлением описи, хранящихся в ООО «УК «Основа» за предшествующий  период. 

На  основании вышеизложенного, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно  ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г.Воронеже через Арбитражный суд Орловской области в течение месяца  со дня его принятия.        

Судья                                                                                                  Коровушкина Е. В.