ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-75/17 от 13.04.2017 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Орел Дело №А48 –75/2017

20 апреля 2017г.

Резолютивная часть решения объявлена 13.04.2017г.,

Полный текст решения изготовлен 20.04.2017г.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Капишниковой Т.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Керама Экспорт» (ОГРН <***>, ИНН  <***>, адрес: 302024, <...>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>)

о признании недействительными ненормативных актов (в части)

при участии:

от заявителя

-

представитель ФИО1 (доверенность от 20.03.2017г.), главный бухгалтер ФИО2 (доверенность от 28.12.2016г.), представитель ФИО3 (доверенность от 20.03.2017г.) –после перерыва не явилась;

от ответчика

-

ведущий специалист-эксперт правового отдела УФНС России по Орловской области ФИО4 (доверенность от 26.12.2016г. №106), главный государственный налоговый инспектор отдела камерального контроля ФИО5 (доверенность от 07.04.2017г. № 18), старший государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок №1 ФИО6 (доверенность от 20.03.2017г. №14)-после перерыва не явилась;

Дело слушалось 07.04.2017г., в порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 13.04.2017г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Керама Экспорт» (далее по тексту- заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее –ответчик, Инспекция, налоговый орган), в котором просит признать недействительным решение от 23.09.2016г. №639 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 194 550,48 руб. и внесения исправлений в документы бухгалтерского учета, предусмотренных п.3.1.2; решение от 23.09.2016г. №4 об отмене решения от 27.04.2016г. №5 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, в части суммы налога на добавленную стоимость в сумме 194 550,48 руб., не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки (с учетом заявления об уточнении от 13.02.2017г. №37).

В обоснование требований Общество указало, что налоговым органом по результатам камеральной проверки сделан вывод о неправомерном применении «Керама Экспорт» налоговых вычетов по НДС за 1 квартал 2016 года в сумме 194 550,48 руб. в связи с неподтверждением обоснованности применения налоговой ставки 0% по реализации товара на экспорт - в страны ЕАЭС. Причиной отказа в применении налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в 1 квартале явился факт обнаружения налоговым органом в системе ФИР «ЕАЭС- Обмен» заявлений о ввозе товара и уплате косвенных налогов в статусе «отозванных» путём их замены, и включения в систему в сроки, датированные 2 кварталом 2016 года.

Общество указало, что в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки по НДС 0 % за 1 кв. 2016г. ООО «Керама Экспорт» в соответствии со ст. 165 НК РФ, Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизма контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнения работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском Экономическом Союзе) предоставило налоговому органу пакет документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки 0%, в том числе заявления о ввозе товара и уплате косвенных налогов по указанным в решении сделкам с ТОО «Строительная компании Базис» (Казахстан).

По мнению заявителя, налоговый орган в обжалуемых решениях делает необоснованный вывод о том, что в связи с тем, что новое заявление ТОО «Строительная компании Базис» (Казахстан), предоставленное взамен первичного 07.04.2016 г. содержит сведение о дополнительном счете - фактуре № 2824 от 14.12.2015 г, которая не указана ООО «Керама Экспорт» в предоставленном пакете документов в подтверждение заявленной реализации товара на экспорт декларации но НДС за 1 квартал 2016 год. В связи с чем Обществом неправомерно заявлены и налоговые вычеты (входной НДС) по данным экспортным операциям в сумме 194 550,48 руб. Налоговый орган необоснованно не принял во внимание факт экспорта по отгрузке № 2824 от 14.12.2015 г., который отражен налогоплательщиком в налоговой декларации но НДС за 2 квартал 2016 год, что подтверждается налоговым регистром -книгой продаж за 2 квартал 2016 года. Сумма «входного» НДС по данной отгрузке принята к вычету (отражена в книге покупок) за 2 квартал 2016 года.

Заявитель считает, что само по себе обстоятельство предоставления заявлений с датой отметки, относящейся к другому периоду взамен предыдущего заявления с отметками налогового органа для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% по операциям реализации товаров, экспортированных с территории РФ на территорию государства - члена Евразийского Союза, не является основанием для отказа в обоснованности применения налоговой ставки 0 %

В обоснование своей позиции заявитель ссылается наст.ст.164-172 НК РФ, п. 2 Постановления Пленума от 18.12.2007 г. № 65, постановление Арбитражного суда Северо- Западного округа от 06.09.16г. по делу № А21-7734/2015, письма ФНС России от 10.06.2013 года № ЕД-4-3/10481, от 13.05.2011 № КЕ-4-3/7675, письмо Минфина РФ от 28.04.2011г. № 03-07/15/43.

Ответчик требования не признал, в отзыве на заявление, ссылаясь на ст.ст.164,165, 171,172, 176 НК РФ, Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014г, ред. от 08.05.2015), указал, что пакет документов, представленный ООО «Керама Экспорт» в рамках камеральной налоговой проверки не подтверждает обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговые вычеты по НДС в 1кв. 2016, так как первоначально оформленное ТОО «Строительная компания Базис» (Казахстан) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов №620514012016N00312 с отметкой налогового органа - 27.01.2016 заменено на №620525032016N00984, в новом заявлении стоит отметка об уплате налогов- 07.04.2016, то есть 2 квартал 2016. Кроме того, в новом заявлении указана отгрузка по счету-фактуре №2824 от 14.12.2015, стоимость товара по которой составила 936 562 руб. в связи с добавлением счета-фактуры произошло увеличение налоговой базы и суммы НДС на 232 742 тенге (национальная валюта Казахстана).

Ссылаясь на определение ВАС РФ от 30.07.2009г. N ВАС-7931/09, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.10.2012г. № А45-23391/2011, письмо Минфина РФ от 13.05.2011г. № КЕ-4-3/7675@, налоговый орган указал, что заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов является обязательным документом, который должен быть представлен налогоплательщиком для подтверждения обоснованности налоговой ставки 0% по НДС, его отсутствие (непредставление) правомерно сочтено налоговым органом основанием для вывода о неверном исчислении ООО «Керама Экспорт» НДС, нашедшего отражение в решениях от 23.09.2016 №639 и №4.

Заслушав доводы сторон, рассмотрев представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.

25.04.2016г. в Инспекцию поступила налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2016 года, представленная ООО «Керама Экспорт» и заявление от 25.04.2016г. о применении заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость. (т.1, л.д.91-98, т.2 л.д.142-151).

На основании заявления от 25.04.2016г. о применении заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость Инспекцией было вынесено решение от 27.04.2016 №5 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в размере 118 888 501 руб.

В период с 25.04.2016г. по 25.07.2016г. отделом камеральных проверок №1 ИФНС России по г. Орлу была проведена камеральная проверка декларации по НДС за 1 квартал 2016г. В ходе камеральной проверки декларации за 1 квартал 2016 года по НДС были установлены следующие обстоятельства.

Между ООО «Керама Экспорт» и ТОО «Строительная компания Базис» был заключен Контракт №46/2015 от 17.11.2015г. на поставку керамического гранита, керамической плитки, декоративных элементов и металлических демонстративных стендов. Сумма Контракта составляет 3 000 000 руб. Оплата по контракту осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца. Оплата продукции осуществляется покупателем на основании выставленного в установленном порядке счета продавца банковским переводом. Все расходы по перечислению денежных средств несет покупатель. Датой оплаты по контракту считается день зачисления денежных средств на расчетный счет продавца. Валюта платежа - российский рубль. Датой поставки считается дата отгрузки, указанная на товарно-транспортных документах. Поставка товара производится на условиях FCA -склад грузоотправителя-1 г.Орел. Поставка осуществляется железнодорожным транспортом покупателя.Стоимость данной партии отгруженного товара составляет 1 613 629,90 руб. Платежи по контракту осуществляются в рублях.

ООО «Керама Экспорт» в подтверждение вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ, а также правомерности налоговых вычетов были представлены заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налогового органа Республики Казахстан, и пакет следующих документов:

- заявление с номером отметки о регистрации: 620514012016N00312, дата подтверждения факта уплаты косвенных налогов 27.01.2016;

- счет-фактура № 2709 от 02.12.2015г. (продавец ООО «Керама Экспорт) на реализацию товара в Р. Казахстан на сумму 1581345,33 руб.;

-дубликат накладной (для отправителя);

- товарная накладная № 02/1007699 от 02.12.2015г. (продавец ООО «Керама Марацци) на сумму 1236800,10 руб., в т.ч. НДС 188664,42 руб.;

- счет-фактура № 02/1007699 от 02.12.2015г. (продавец ООО «Керама Марацци) на сумму 1236800,10 руб., в т.ч. НДС 188664,42 руб.;

- счет-фактура № 6613/2 от 02.12.2015г. (продавец АО ФИО7) на сумму 21646,95 руб., в т.ч. НДС 3302,08 руб.;

- счет-фактура № 5449 от 07.12.2015г. (продавец ОАО «Мосагропромснаб-5») на сумму 19200 руб., в т.ч. НДС 2928,81 руб.;

- счет-фактура № 22827 от 14.12.2015г. (продавец ООО «Керама Экспорт) на реализацию товара в Р. Казахстан на сумму 32284,57 руб.;

-CMR№ 25087 от 14.12.2015г.;

- товарная накладная № 02/1007993 от 14.12.2015г. (продавец ООО «Керама Марацци) на сумму 18188,24 руб., в т.ч. НДС 2774,48руб.;

- счет-фактура № 02/1007993 от 14.12.2015г. (продавец ООО «Керама Марацци) на сумму 18188,24 руб., в т.ч. НДС 2774,48 руб.

В рамках камеральной налоговой проверки было установлено, что первоначально оформленное заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов №620514012016N00312 с отметкой налогового органа - 27.01.2016 заменено на №620525032016N00984, на котором налоговым комитетом Республики Казахстан проставлена дата уплаты налогов-07.04.2016.

Поэтому налоговым органом сделан вывод, что по состоянию на 25.04.2016г., то есть на момент представления пакета документов для подтверждения заявительного порядка возмещения НДС ООО «Керама Экспорт» имело в распоряжении новое заявление №620525032016N00984 от 07.04.2016.

Кроме того в новом заявлении указана отгрузка по счету-фактуре №2824 от 14.12.2015, стоимость товара по которой составила 936 562 руб. в связи с добавлением счета-фактуры произошло увеличение налоговой базы и суммы НДС на 232 742 тенге (национальная валюта Казахстана).

В представленной в ИФНС России по г. Орлу 25.04.2016 налоговой декларации по НДС Общество определило налоговый период - 1 квартал 2016 года. Между тем заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов №620514012016N00312 было отозвано, а вновь оформленное заявление №620525032016N00984 содержит сведения о счете-фактуре №2824 от 14.12.2015, который не указан ООО «Керама Экспорт» в представленном пакете документов, в подтверждение заявленной налогоплательщиком реализации товара и факта уплаты косвенных налогов.

По результатам камеральной налоговой проверки был составлен акт от 08.08.2016 №2641, и вынесено решение от 23.09.2016 №639 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т.1, л.д.11-23,26-37). Указанным решением ООО «Керама Экспорт» уменьшен налог на добавленную стоимость, излишне заявленный к возмещению из бюджета, в размере 574 592 руб.(п.3.1.2)

Одновременно налоговым органом принято решение от 23.09.2016 № 4 об отмене решения от 27.04.2016 №5 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога на добавленную стоимость в размере 574 592 руб.(т.1, л.д.24-25).

Основанием для вынесения указанных ненормативных актов явился вывод о неправомерном применении налоговых вычетов за 1 квартал 2016 года в сумме 574 591,91 рублей в связи с неподтверждением обоснованности применения налоговой ставки 0% по реализации товара на экспорт - в страны ЕАЭС. Причиной отказа в применении налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в 1 квартале явился факт обнаружения налоговым органом в системе ФИР «ЕАЭС- Обмен» заявлений о ввозе товара и уплате косвенных налогов в статусе «отозванных» путём их замены, и включения в систему в сроки, датированные 2 кварталом 2016 года.

ООО «Керама Экспорт» обратилось в Управление ФНС по Орловской области с апелляционной жалобой.

Решением № 204 от 28.11.2016г.(т.1,л.д.52-57) жалоба ООО «Керама Экспорт» была частично удовлетворена, а именно:

1.Отменено решение ИФНС России но г. Орлу № 639 от 23.09.16 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 380 041,43 руб.( п. 3.1.2 решения).

2.Отменено решение ИФНС России по г. Орлу №4 от 23.09.16 года об отмене решения № 5 от 27.04.2016 года о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленную к возмещению, в заявительном порядке, в части суммы НДС в размере 380 041,43 руб., не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.

3. Предложено ИНФС России по г. Орлу устранить допущенные нарушения прав и интересов Заявителя.

11 января 2017г. ООО «Керама Экспорт» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов Инспекции в неотмененной части.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, доводы сторон, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 0%.

Пунктом 1 ст.165 НК РФ установлено, что при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения), а также налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров, указанных в абзаце третьем пункта 10 настоящей статьи, в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляются следующие документы:

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза (далее в настоящем Кодексе - таможенная территория Таможенного союза) и (или) припасов за пределы Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции).

- таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (далее в настоящей статье - российский таможенный орган места убытия).

При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством - членом Таможенного союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.

При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством - членом Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

В статье 7 НК РФ указано, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, совместно с Республикой Беларусь подписан Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015-далее Договор о ЕЭС), в том числе о таможенном союзе, под которым в силу ст.2 Договора о ЕЭС понимается форма торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной.
  Статьей 71 Договора о ЕЭС установлены принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения.

В частности, товары, ввозимые с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, облагаются косвенными налогами. Государства-члены во взаимной торговле взимают налоги, иные сборы и платежи таким образом, чтобы налогообложение в государстве-члене, на территории которого осуществляется реализация товаров других государств-членов, было не менее благоприятным, чем налогообложение, применяемое этим государством-членом при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих с его территории.

Статьей 72 Договора о ЕЭС определены принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах:

1. Взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке согласно приложению N 18 к настоящему Договору.

3. Обмен между налоговыми органами государств-членов информацией, необходимой для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов, осуществляется в соответствии с отдельным международным межведомственным договором, которым в том числе устанавливаются порядок обмена информацией, форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, правила его заполнения и требования к формату обмена.

4. При импорте товаров на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-члена, на территорию которого импортируются товары, если иное не установлено законодательством этого государства-члена в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).

Приложением № 18 к Договору о ЕЭС является «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» (далее- Протокол) . Настоящий Протокол разработан в соответствии со статьями 71 и 72 Договора о Евразийском экономическом союзе и определяет порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Пунктом 3 Протокола При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Протокола.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы Союза.

Место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств-членов, если иное не установлено настоящим пунктом.

В случае реализации товара налогоплательщиком одного государства-члена налогоплательщику другого государства-члена, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами Союза и завершена в другом государстве-члене, местом реализации товара признается территория государства-члена, на территории которого товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В соответствии с п.4 Протокола для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

1) договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом Союза (далее - договоры (контракты)), на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена.

В случае если договором (контрактом) предусмотрен расчет наличными денежными средствами и такой расчет не противоречит законодательству государства-члена, с территории которого экспортируются товары, налогоплательщик представляет в налоговый орган выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена, с территории которого экспортируются товары.

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - заявление) (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика).

4) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства-члена;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

Документы, предусмотренные настоящим пунктом, за исключением заявления (перечня заявлений), не представляются в налоговый орган, если непредставление документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, одновременно с налоговой декларацией следует из законодательства государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

Документы, предусмотренные пунктом 4 настоящего Протокола, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.(п.5 Протокола)

Пунктом 7 Протокола установлено, что налоговый орган проверяет обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам, а также принимает (выносит) соответствующее решение согласно законодательству государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

В случае непредставления в налоговый орган заявления налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, при наличии в налоговом органе одного государства-члена подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства-члена факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов).

В силу пункта 3 статьи 72 Договора о евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, государства - члены ЕАЭС подписали также Протокол от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов".

В целях реализации положений раздела XVII Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе), Протокола об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов 11.12.2009 Приказом ФНС России от 08.04.2015 N ММВ-7-15/140@ утверждены Методические рекомендации по ведению информационного ресурса "ЕАЭС - обмен".

Таким образом, данное правовое регулирование и разработанные на его основе методические рекомендации предусматривают самостоятельную обязанность налогового органа по принятию мер к уточнению налогоплательщиком ранее заявленных налоговых обязательств, учитывая особенности экспорта товаров, включая обязанности покупателя по оплате косвенного налога.

В пункте 9 статьи 167 НК РФ указано, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

На основании пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производится на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ.

Как следует из материалов дела, по счетам-фактурам № 2709 от 02.12.1г., № 2827 от 14.12.15, отраженным в заявлении № 15 от 14.01.2016г. (уведомление №620514012016N00312) факт уплаты ТОО «Строительная компания Базис» косвенных налогов в размере 926972 тенге подтверждается платежными поручениями № 23131 от 24.12.2015г.на сумму 908960 тенге и платежным поручением № 119 от 08.01.2016г. на сумму 18015 тенге.(т.3, л.д.36-38).

В уточненном заявлении от 25.03.2016г. №620525032016N00984 ТОО «Строительная компания Базис» дополнительно включило счет-фактуру № 2824 от 14.12.2015г., подтвердив факт уплаты платежным поручением № 3638 от 16.03.2016г. на сумму 232742 тенге.(т.3, л.д.39-40).

Однако, как установлено в ходе судебного разбирательства, счет-фактуру № 2824 от 14.12.2015г. ООО «Керама Экспорт» в налоговую декларацию по НДС за 1 кв.2016г. не включало (т.2, л.д.110).

Таким образом, по счетам-фактурам, заявленным Обществом за 1 кв.2016г. по сделке с «Строительная компания Базис», НДС уплачен иностранным контрагентом в декабре 2015г.-январе 2016.

Арбитражный суд отмечает, что графа «дата подтверждения факта уплаты косвенных налогов» в «Уведомлении о подтверждении факта уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного порядка уплаты)» (т.2, л.д.89,97) по сути, означает срок окончания проверки , а не дату фактической уплаты налога.

При этом Инспекцией запросы в налоговые органы Казахстана о дате фактической уплаты косвенных налогов не делались, налоговый орган руководствовался только данными системы ФИР «ЕАЭС- Обмен» (т.3, л.д. 7-13).

При этом, налоговым органом –РГУ по Есильскому району ДГД по г.Астане КГД МФ РК» проставлены как в первоначальном, так и в последующем заявлениях отметки о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Как по первоначальному заявлению № 15 от 14.01.2016г., так и по замененному заявлению № 15 от 25.03.2016г. можно идентифицировать продавца, покупателя и экспортируемый товар.(т.3, л.д.7-13) .При этом сведения, которые мог увидеть налогоплательщик на сайте ФНС России в разделе ЕАЭС, более ограничены (т.3, л.д.36,39). Так, при запросе в поисковой системе сервиса ФНС причин отзыва заявления №620514012016N00312 указано: «заявление отозвано методом замены в связи с внесением изменений и дополнений, не влияющих на размер налоговой базы для исчисления сумм косвенных налогов», а заявление принято в стране продавца №620525032016N00984 успешно.

В ходе судебного разбирательства Инспекция не опровергла реальность экспортных операций, счета-фактуры оформлены надлежащим образом. Претензий к представленным Обществом счетам-фактурам и поставщикам, их выставившим, налоговым органом не имеет, признается Инспекцией и факт уплаты косвенных налогов контрагентом Общества - ТОО «Строительная компания Базис» на территории Республики Казахстан. Фактов заявления вычетов по НДС дважды налоговым органом также не установлено.

Исследовав все фактические обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства суд считает, что на момент вынесения оспариваемых ненормативных актов у налогового органа имелись все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ и Протоколом , а также Инспекция располагала информацией, подтвержденной налоговым органом по месту расположения импортера, об уплате косвенных налогов, что в свою очередь подтверждает право Общества на применение ставки 0%, получения вычетов и возмещения НДС из бюджета, а формальный подход, примененный налоговым органом в рамках данного спора не допустим.

Таким образом, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 14.07.2003 N 12-П и письму Федеральной налоговой службы от 10.06.2013 N ЕД-4-3/10481@ представление нового заявление с датой отметки периода проверки, отозванного ранее в связи с наличием в нем ошибок, не является основанием для отказа в применении ставки 0 процентов.

Налоговый орган должен на основании анализа всех имеющихся сведений (документов) в совокупности, в том числе полученных в ходе мероприятий налогового контроля, сделать вывод об обоснованности либо необоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС и принять соответствующие решения о возмещении путем зачета или возврата сумм НДС либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении.

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Согласно ч.5 ст.170 АПК РФ резолютивная часть решения должна содержать указание на распределение между сторонами судебных расходов.

В соответствии со ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В п.5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139) указано, что «если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов».

Таким образом, уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 3000 руб. в соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с налогового органа как стороны по делу.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать п.3.1.2 решения от 23.09.2016г. №639 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение от 23.09.2016г. №4 «Об отмене решения от 27.04.2016г. №5 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке» недействительными в части НДС в сумме 194 550,48 руб.

Обязать ИФНС России по г. Орлу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Керама Экспорт».

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Керама Экспорт» (ОГРН <***>, ИНН  <***>, адрес: 302024, <...> руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать заявителю после вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.И. Капишникова