ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-8351/20 от 18.05.2021 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Орел

25 мая 2021 года Дело № А48-8351/2020

Резолютивная часть определения оглашена 18 мая 2021 года

Определение в полном объёме изготовлено 25 мая 2021 года

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Аксеновой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мельник О.М., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Залегощь-Агро» (303561, <...> ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации Мценского района (303043, Орловская область, Мценский район, с. Тельчье, ОГРН <***>, ИНН <***>), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента сельского хозяйства Орловской области (302040, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>)

1) о признании незаконным бездействия Администрации Мценского района Орловской области, выразившегося в не подписании Соглашения «Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области» между ООО «Залегощь-Агро», Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области;

2) об обязании Администрации Мценского района Орловской области подписать Соглашение «Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области» между ООО «Залегощь-Агро», Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области в предложенной заявителем редакции,

при участии:

от заявителя – представители ФИО1 (доверенность от 11.01.2021 №1), ФИО2 (доверенность от 17.05.2021 №14),

от ответчика – представитель ФИО3 (доверенность от 27.08.2020),

от третьего лица – представитель не явился, извещен надлежащим образом,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Залегощь-Агро» (далее – ООО «Залегощь-Агро», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Мценского района Орловской области, выразившегося в не подписании Соглашения «Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области» между ООО «Залегощь-Агро», Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области. В качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просит обязать Администрацию Мценского района Орловской области подписать Соглашение «Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области» между ООО «Залегощь-Агро», Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области в предложенной заявителем редакции (с учетом возражений на отзыв ответчика от 04.03.2021, в которых изложены уточненные исковые требования, принятые судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

12.04.2021 заявитель представил в материалы дела актуальную редакцию соглашения «Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области», подписанного со стороны ООО «Залегощь-Агро».

В судебном заседании 18.05.2021 заявитель требования поддержал.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве. Администрация Мценского района Орловской области полагает, что в результате заключения трехстороннего соглашения между заявителем, ответчиком и третьим лицом не будут достигнуты такие прогнозные индикаторы (показатели) Государственной программы, как «Объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства», «Рентабельность» и «Среднемесячная заработная плата», которые являются обязательными и по которым Администрация отчитывается в Департамент сельского хозяйства Орловской области. В обоснование данного довода ответчик указал, что ООО «Залегощь-Агро», осуществляющее хозяйственную деятельность на территории Мценского района с 2018 года, не создало ни одного рабочего места, в связи с чем определить объем заработной платы, в том числе в разрезе динамики на последующие годы, отчисления НДФЛ и инвестиции, вложенные по месту регистрации сельхозпредприятия, не представляется возможным.

В дополнении к отзыву от 17.02.2021 ответчик указал, что заявитель не зарегистрирован на территории Мценского района Орловской области, не состоит на налоговом учете по месту осуществления хозяйственной деятельности, а также не имеет на территории Мценского района обособленных подразделений.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В объяснениях по делу от 29.03.2021 Департамент сельского хозяйства Орловской области указал, что считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку обязательных условий о создании на территории муниципальных образований обособленных подразделений юридических лиц положения Программы, трехстороннего Соглашения и порядка предоставления субсидий не содержат.

Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица по представленным доказательствам.

Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

На территории Орловской области реализуются Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, и государственная программа Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области», утвержденная постановлением Правительства Орловской области от 16.12.2019 № 689 (далее - Программы).

В целях обеспечения выполнения показателей Программ предусмотрено заключение:

а) соглашения «Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области» между муниципальными образованиями Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области (далее - Соглашение);

б) соглашения «Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области» между сельскохозяйственными товаропроизводителями Орловской области, муниципальными образованиями Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области (далее - трехстороннее Соглашение);

в) соглашения «Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области» между предприятиями пищевой перерабатывающей отрасли, муниципальными образованиями Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области.

Формы указанных соглашений утверждены приказом Департамента от 07.02.2020 №10. Предметом Соглашения и трехстороннего Соглашения является сотрудничество и скоординированные действия Сторон по реализации Программы в целях устойчивого развития сельских территорий на основе увеличения объемов производства сельскохозяйственно продукции, повышения конкурентоспособности продукции и финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса, воспроизводства и повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства.

Между Департаментом и ответчиком было заключено Соглашение от 27.07.2020 №17, в соответствии с пунктом 2.2.1 которого Администрация Орловского района обязуется разработать и утвердить программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020 - 2025 годы муниципального района, разработанную с учетом положений Программы и основанную на принципах комплексного планирования развития территорий, рационального размещения производительных сил и расселения, диверсификации сельской экономики и обеспечения занятости сельского населения, построения эффективной системы взаимодействия крупных, средних и малых форм хозяйствования, включая организации потребительской кооперации, достижения высокого уровня развития сельской инфраструктуры с учетом реконструкции сетей, обеспечения жильем сельского населения, консолидации финансовых ресурсов для развития сельской инфраструктуры и жилищного строительства.

Диверсификация сельской экономики обозначена в пункте 2.2.1 Соглашения не как обязанность ответчика, а как один из принципов формирования муниципальной Программы. При этом в экономической теории под диверсификацией сельского хозяйства понимается процесс, относящийся к структурированию сельскохозяйственных операций, в целях использования разнообразных видов таких ресурсов, как земля, капитал, животноводство, оборудование и других активов.

Перечень целевых индикаторов и показателей реализации мероприятий Программ, утвержденный в приложении к Соглашению, соответствует положениям Программ и формам отчетности, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и запрашиваемым Департаментом в соответствии с пунктом 2.1.3 Соглашения.

При этом перечень целевых индикаторов и показателей реализации мероприятий Программ, утвержденный в приложении к трехстороннему Соглашению, соответствует перечню показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидий и предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидий из федерального бюджета.

Заключение трехстороннего Соглашения является обязательным условием получения сельскохозяйственным товаропроизводителем государственной бюджетной поддержки в форме субсидий в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 08.04.2020 № 219 «Об утверждении порядка предоставления субсидии на стимулирование увеличения производства масличных культур», постановлением Правительства Орловской области от 20.12.2019 № 700 «О предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства и субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования», постановлением Правительства Орловской области от 30.03.2016 № 102 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса», постановлением Правительства Орловской области от 16.12.2019 № 689 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области», постановлением Правительства Орловской области от 04.03.2013 № 73 «Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (далее порядки получения субсидий). Перечень целевых индикаторов и показателей реализации мероприятий Программы, утвержденный в приложении к трехстороннему Соглашению, формируется из показателей, предусмотренных в вышеуказанных Порядках получения субсидий. При этом сельскохозяйственными товаропроизводителями в приложении к трехстороннему Соглашению заполняются только те показатели, которые соответствуют видам экономической деятельности, осуществляемой ими, и направлению планируемой к получению государственной поддержки.

В соответствии с пунктом 2.2.5 Соглашения и пунктом 2.3.1 трехстороннего Соглашения: указанные значения целевых индикаторов и показателей являются базовыми и могут быть скорректированы с учетом намерений Сторон по более ускоренному развитию сельскохозяйственного производства, социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и наращиванию темпов жилищного строительства в сельской местности.

Ответчик в отзыве указывает, что одним из показателей Соглашения является увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест в предприятиях агропромышленного комплекса на территории Мценского района. Суд пришел к выводу, что указанный вывод основан на ошибочном понимании условий Соглашения.

Фактически Соглашением от 27.07.2020 № 17 установлен следующий показатель – «количество высокопроизводительных рабочих мест». Согласно объяснениям Департамента сельского хозяйства Орловской области от 26.03.2021, этот показатель отражаем не новые, а существующие рабочие места. Увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест при этом предусмотрено только в 2022 году на 40 единиц и в 2025 голу на 20 единиц. Таким образом, за 6 лег реализации Программы во Мценском районе количество высокопроизводительных рабочих мест должно быть увеличено на 60 единиц (в среднем - на 10 единиц в год).

В соответствии с пунктом 1 Методики расчета показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году», утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики от 09.10.2017 № 665, к высокопроизводительным рабочим местам относятся все замещенные рабочие места предприятия (организации), на котором среднемесячная заработная плата работников (для индивидуальных предпринимателей - средняя выручка) равна или превышает установленную величину критерия (пороговое значение).

Таким образом, в целях выполнения показателя «Количество высокопроизводительных рабочих мест» сельскохозяйственные товаропроизводители должны повышать уровень среднемесячной заработной платы работников. В связи с этим, одним из целевых индикаторов и показателей реализации Программ в трёхстороннем Соглашении является показатель «Среднемесячная заработная плата», который указывается в целом по организации и рассчитывается в соответствии положениями постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Департамент сельского хозяйства Орловской области разъяснил суду, что информация о создании новых рабочих мест на территории муниципального образования, в том числе в агропромышленном комплексе, периодически запрашивается органами исполнительной власти специальной компетенции в связи с запросами федеральных органов власти, а также для оценки выполнения показателей Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года, утвержденной постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 21.12.2018 №31/823-ОС, и не связана с исполнением Соглашения. Создание новых рабочих мест связано, в первую очередь, с реализацией на территории муниципального образования инвестиционных проектов по созданию новых производств. При этом в связи с созданием на территории Мценского района особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Орел», ответчик имеет значительные преимущества перед другими муниципальными образованиями но выполнению ряда показателей Стратегии социально-экономического развития Орловской области, в том числе и по созданию новых рабочих мест.

Заключение трехстороннею Соглашения связано с предметом Соглашения, в частности обеспечивает сотрудничество Сторон, а также позволяет ответчику выполнить следующие обязательства по Соглашению:

- проводить консультационную, разъяснительную и организационную работу с участниками Программ по вопросам, касающимся реализации мероприятий Программ (пункт 2.2.2. Соглашения):

- вести реестр заявлений на участие в Программах сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий агропромышленного комплекса (пункт 2.2.2. Соглашения).

Требований об образовании на территории муниципальных образований обособленных подразделений юридических лиц положениями Программы, трехстороннего Соглашения и порядками предоставления субсидий не установлено.

В связи с тем, что основным средством производства в сельскохозяйственном производстве являются земли сельскохозяйственного назначения, владение сельскохозяйственным товаропроизводителем земельными участками на территории муниципального образования является определяющим для заключения трехстороннего Соглашения между Департаментом, заявителем, специализирующимся в отрасли растениеводства, и ответчиком, в целях дальнейшего получения субсидий в соответствии с Порядком предоставления субсидии на возмещение части затрат па обеспечение прироста сельскохозяйственной продукции растениеводства, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 20.12.2019 № 700.

На основании договора субаренды от 15.11.2018 ООО «Залегощь-Агро» во временное владение и пользование за плату предоставлен земельный участок с кадастровым номером 57:11:0030201;1457, общей площадью 232 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположением: Орловская область, Мценский район, Протасовское с/п, СПК «Сычи». Указанный договор субаренды заключен сроком на 5 лет с момента его регистрации в установленном порядке. Договор субаренды от 15.11.2018 был зарегистрирован Управлением Росреестра по Орловской области 06.12.2018, что подтверждается штампом регистрирующего органа на последней странице договора.

07.10.2020 ООО «Залегощь-Агро» представило в Департамент сельского хозяйства по Орловской области письмо от 06.10.2020 исх. №107 о предоставлении субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 №717, и государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области», утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 16.12.2019 №689.

Письмом от 13.10.2020 исх. №6-1/2586 Департамент сельского хозяйства Орловской области сообщил ООО «Залегощь-Агро», что для получения субсидии заявителю необходимо заключить трехстороннее Соглашение «Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области» между ООО «Залегощь-Агро», Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области.

Письмом от 22.05.2020 №493 Отдел сельского хозяйства и продовольствия Администрации Мценского района отказался от подписания Соглашения с ООО «Залегощь-Агро», мотивируя тем, что пунктом 2.2.1 указанного соглашения предусмотрена обязанность Администрации Мценского района по «диверсификации сельской экономики и обеспечению занятости сельского населения». Учитывая, что заявитель зарегистрирован в Залегощенском районе, ответчик счел указанный пункт Соглашения неисполнимым.

Аналогичное обоснование отказа от подписания трехстороннего Соглашения содержится в письме Администрации Мценского района в адрес заявителя от 03.06.2020 №15-384.

В письме от 03.09.2020 №814 ответчик дополнительно указал, что ООО «Залегощь-Агро», ведущее деятельность на территории Мценского района, рабочих мест для жителей Мценского района не предоставило, налоговых отчислений не производит, от социального партнерства уклоняется.

Не согласившись с решением Администрации Мценского района об отказе в заключении трехстороннего Соглашения, ООО «Залегощь-Агро» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Положениями статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Как разъяснено в п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015, судебная защита гражданских прав, основанных на акте, действии органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также судебная защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, осуществляется способами и в сроки, которые предусмотрены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.

В соответствии с абз. 6 ст. 12 и ст. 13 ГК РФ признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.

Из положений статьи 13 ГК РФ, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено, что отказ Администрации Мценского района от подписания трехстороннего Соглашения с заявителем не соответствует требованиям действующего законодательства, не основан на положениях Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области» и нарушает права заявителя на получении субсидии на реализацию мероприятий указанных программ.

Письмами от 22.05.2020 №15-357, от 04.06.2020 №13-1194 Глава администрации Мценского района предлагал руководителю Департамента сельского хозяйства Орловской области привести типовую форму Соглашения в соответствии с условиями Программы, мотивируя тем, что Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственная программа Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области» не предусматривает условий по обеспечению занятости сельского населения, но, вместе с тем, это является одним из обязательных условий в рамках исполнения настоящего Соглашения администрацией Мценского района (п. 2.2.1 «диверсификации сельской экономики и обеспечения занятости сельского населения»).

В ответе на письма ответчика от 19.06.2020 №6-1/1587 Департамент сельского хозяйства Орловской области сообщил, что типовая форма Соглашения соответствует нормам действующего законодательства, поскольку принцип обеспечения занятости сельского населения предусматривает обеспечение деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, как имеющих наемных работников, так и работающих в единственном лице для получения заработка.

В объяснениях по делу от 29.03.2021 Департамент сельского хозяйства Орловской области также указал, что требований о создании на территории муниципальных образований обособленных подразделений юридических лиц положениями Программы, трехстороннего Соглашения и порядком предоставления субсидий не установлено.

Согласно п. 7 Порядка предоставления субсидий на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Орловкой области» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования продукции, сырья и продовольствия Орловской области» получатели субсидии должны соответствовать следующим требованиям

1) у получателей субсидии должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

2) получатели субсидии не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50%;

3) получатели субсидии - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении них не введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а получатели субсидии - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

4) получатели субсидии не должны получать средства из областного бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, указанные в пункте 3 настоящего Порядка.

Такой пункт, как наличие обособленного подразделения в каждом из районов, где сельхозпредприятие осуществляет деятельность, в вышеназванном Порядке предоставления субсидий не предусмотрен и не может являться основанием к не подписанию трехстороннего Соглашения.

Ссылка ответчика в дополнении к отзыву на письмо налоговой инспекции от 03.12.2020 № 08-03/12519, в котором сообщается об обязанности поставить на учет обособленное подразделение на территории Мценского района для перечисления НДФЛ в бюджет Мценского района, подтверждает только тот факт, что перечисления НДФЛ в бюджет Мценского района возможно при наличии обособленного подразделения организации на территории Мценского района.

При этом отсутствие обособленного подразделения на территории района, где фактически осуществляется деятельность предприятие, и как следствие отсутствие соответствующих отчислений НДФЛ, не противоречит действующему законодательству и не является основанием к не подписанию трехстороннего Соглашения.

В свою очередь письмо № 2200 от 04.09.2020 года, приложенное к дополнению к отзыву, подтверждает тот факт, что ООО «Залегощь-Агро» состоит на учете в МРИ ФНС № 5 по Орловской области и производит отчисления по земельному налогу.

Таким образом, из материалов дела не усматривается и судом не установлено законодательно предусмотренных оснований для отказа Администрации Мценского района Орловской области от подписания Соглашения «Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области» между ООО «Залегощь-Агро», Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В ходе рассмотрения настоящего дела Администрация Мценского района не доказала наличие оснований для отказа от подписания трехстороннего Соглашения.

По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя. По общему правилу, устранение нарушения прав и законных интересов заявителя состоит в восстановлении положения, существовавшего до принятия незаконного ненормативного акта или осуществления незаконных действий (бездействия), либо понуждении совершить действия, на которые заявитель был вправе рассчитывать при правильном исполнении вышеназванными органами и лицами требований закона и их обязанностей.

С учетом вышеизложенного, суд считает требования ООО «Залегощь-Агро» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации Мценского района Орловской области, выразившееся в не подписании Соглашения «Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области» между ООО «Залегощь-Агро», Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области.

Обязать Администрацию Мценского района Орловской области подписать Соглашение «Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области» между ООО «Залегощь-Агро», Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области в редакции, являющейся приложением к настоящему решению.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Орловской области.

Приложение: Соглашение «Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области» между ООО «Залегощь-Агро», Администрацией Мценского района Орловской области и Департаментом сельского хозяйства Орловской области.

Судья Аксенова Т.В.

Приложение к решению Арбитражного суда Орловской области

от 25.05.2021 по делу №А48-8351/2020

СОГЛАШЕНИЕ

Об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,

сырья и продовольствия и государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области»

город Орел«___ » ______________ 20____ года

Департамент сельского хозяйства Орловской области, именуемый в дальнейшем «Департамент», в лице члена Правительства Орловской области -руководителя Департамента сельского хозяйства Орловской области ФИО4, действующего на основании Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года № 400 «Об утверждении Положения о Департаменте сельского хозяйства Орловской области», с одной стороны,

Администрация Мценского района Орловской области, именуемая в дальнейшем «Администрация», в лице главы района ФИО5, действующего на основании Устава Мценского района, с другой стороны,

ООО «Залегощь-Агро», именуемый в дальнейшем «Участник Программ», в
лице генерального директора ФИО6,
действующей на основании Устава, с третьей стороны, в дальнейшем совместно
именуемые «Стороны», в целях обеспечения выполнения показателей
Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717
«О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее -
Государственная программа), и государственной программы Орловской области
«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия в Орловской области», утвержденной
постановлениемПравительстваОрловскойобласти

от 16 декабря 2019 года № 689 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области» (далее именуемые - Программы), заключили настоящее Соглашение об участии в реализации мероприятий Программ (далее - Соглашение) о нижеследующем.

1. Предмет Соглашения

В соответствии с настоящим Соглашением Стороны осуществляют сотрудничество и скоординированные действия по реализации Программ в целях устойчивого развития сельских территорий на основе увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышения конкурентоспособности продукции и финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса, воспроизводства и повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизации производства.

2.1.1.Представлять Администрации нормативные правовые акты,
необходимые для реализации мероприятий Программ.

2.1.2.В рамках своих полномочий осуществлять консультационную,
организационную и информационную поддержку мероприятий, реализуемых
в рамках Программ.

2.1.3.Доводить до Администрации формы запрашиваемой Департаментом информации о реализации Программ, порядок составления и сроки ее представления, электронные шаблоны этих форм, а также формы отчетности, утвержденные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

2.1.4.Осуществлять финансирование мероприятий Программ в соответствии с нормативными документами и в пределах лимитов бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год, с использованием в качестве критериев обеспечение высоких темпов выполнения целевых индикаторов Государственной программы и принципов проектного финансирования.

2.2.1.Разработать и утвердить программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2025 годы Мценского района, разработанную с учетом положений Программ и основанную на принципах комплексного планирования развития территорий, рационального размещения производительных сил и расселения,диверсификациисельской экономики и обеспечения занятости сельского населения, построения эффективной системы взаимодействия крупных, средних и малых форм хозяйствования, включая организации потребительской кооперации, достижения высокого уровня развития сельской инфраструктуры с учетом реконструкции сетей, обеспечения жильем сельского населения, консолидации финансовых ресурсов для развития сельской инфраструктуры и жилищного строительства за счет собственных средств, средств на реализацию федеральных целевых программ, внебюджетных средств, в том числе региональной программы заимствования и развития государственно-частного партнерства.

2.2.2.Проводить консультационную, разъяснительную и организационную работу с Участниками Программ по вопросам, касающимся реализации мероприятий Программ.

2.2.3.Вести реестр заявлений на участие в Программах сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий агропромышленного комплекса.

2.2.4.Определить уполномоченного на взаимодействие с Департаментом в части реализации мероприятий Программ.

2.3.1.Обеспечить достижение значений целевых индикаторов и показателей
реализации Программ согласно приложению к Соглашению.

Указанные значения целевых индикаторов и показателей являются базовыми и могут быть скорректированы с учетом намерений Сторон по более ускоренному развитию сельскохозяйственного производства, социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и наращиванию темпов жилищного строительства в сельской местности.

2.3.2.Предоставлять отчетность и запрашиваемую Администрацией
и Департаментом информацию о реализации Программ в порядке, по формам
и в сроки, установленные Департаментом в соответствии с пунктом 2.1.3.
Соглашения.

2.3.3.Определить лицо, уполномоченное на взаимодействие со Сторонами
в части реализации Программ.

2.3.4.Провести агрохимическое обследование пашни по основным показателям согласно стандарту отрасли 10 295-2002 «Земли сельскохозяйственного назначения лесостепной зоны Российской Федерации. Показатели состояния плодородия почв» в установленные соответствующими методиками сроки с дальнейшим подтверждением не реже одного раза в пять лет.

2.3.5.Эффективно использовать имеющиеся в пользовании, владении или распоряжении земли сельскохозяйственного назначения в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации по целевому назначению, обеспечивая сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов.

2.3.6.Проводить зоотехнический анализ кормов для сельскохозяйственных животных по основным показателям качества согласно национальным стандартам Российской Федерации ГОСТ Р 55986-2014 «Силос из кормовых растений. Общие технические условия», ГОСТ Р 55452-2013 «Сено и сенаж. Технические условия» с периодичностью, установленной действующим законодательством.

2.3.7.Осуществлять высев яровых и озимых сельскохозяйственных культур кондиционными семенами в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации 52325-2005 «Семена сельскохозяйственных растений. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия», ГОСТ Р 58472-2019. «Семена эфиромасличных культур. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия».

2.3.8.Обеспечить целевое и эффективное использование предоставляемых субсидий.

2.3.9.Выполнять требования трудового законодательства Российское
Федерации, в том числе в части полной и своевременной оплаты труда работников.

2.3.10.Предоставить возможность студентам профессиональные
образовательных организаций и образовательных организаций высшего образована
проходить производственные и преддипломные практики.

2.3.11.Выполнять отраслевое (тарифное) Соглашение по агропромышленному
комплексу Орловской области, в случае если его действие распространяете;
на Участника Программ.

3. Ответственность Сторон

3.1.В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих
обязанностей по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

3.2.В случае не достижения Участниками Программ значений целевых
индикаторов и показателей согласно приложению к Соглашению, объем субсидий,
предоставляемых Участникам Программ, сокращается в соответствии
с утвержденным порядком.

4. Прочие условия

4.1.Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по настоящему Соглашению, разрешаются путем переговоров. В случае недостижения Сторонами согласия споры, возникшие между Сторонами, рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2.Все изменения, дополнения и приложения к настоящему Соглашению действительны, если совершены в письменной форме, подписаны уполномоченными на то представителями Сторон и являются его неотъемлемыми частями.

4.3.Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 31 декабря 2025 года.

4.4.Соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

4.5.Настоящее Соглашение не направлено на ограничение конкуренции на рынке финансовых и иных услуг.

Департамент Администрация Участник Программ
сельского хозяйства Мценского района ООО «Залегощь-Агро»
Орловской областиОрловской области

От Департамента:От администрацииОт участника Программ:

Член Правительства Глава районаГенеральный директор

Орловской области -руководитель Департамента сельского хозяйства Орловской

ФИО5

области¦ /?

ФИО4

МП

МП

от« »

Приложение к соглашению
___ 20____ года №___________

Целевые индикаторы и показатели реализации мероприятий государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области» ООО «Залегощь-Агро» Мценского района

Наименование индикаторов

Единицы измерения

Значения целевых индикаторов и показателей

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

Государственная программа Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области»

1.

Объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства

тыс. рублей

5000

5000

5000

5000

5000

5000

2.

Рентабельность (с учетом субсидий)

процентов

15

15

15

15

15

15

j .

Среднемесячная заработная плата

рублей

23800

23900

24000

24500

24800

25000

Подпрограмма «Развитие отраслей агропромышленного комплекса»

4.

Производство продукции растениеводства:

5.

Зерновые и зернобобовые культуры

валовой сбор

тонн

4820

4900

Сахарная свекла

валовой сбор

тонн

48240

49300

Лен и пеньковолокно

валовой сбор

тонн

Масляничные культуры

валовой сбор - всего.

тонн

в том числе:

валовой сбор рапса

тонн

валовой сбор сои

тонн

Картофель

валовой сбор

тонн

Овощи открытого грунта

валовой сбор

тонн

Овощи в зимних теплицах

валовой сбор

тонн

Плоды и ягоды

валовой сбор

тонн

6.

Объем произведенного семенного картофеля

тонн

7.

Объем реализованного семенного картофеля

тонн

Значения целевых индикаторов и показателей

Наименование индикаторов

Единицы измерения

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

8.

Объем семенного картофеля, направленного на посадку (посев) в целях размножения

тонн

9.

Размер посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми, масличными и кормовыми культурами р

га

1072

1072

10.

Размер посевных площадей, занятых льном-долгунцом и коноплей

га

11.

Площадь, засеваемая элитными семенами сортов растений в общей площади посевов

га

12.

Площадь закладки многолетних насаждений

га

13.

Размер застрахованной посевной (посадочной) площади

га

14.

Производство скота и птицы на убой (в живом весе)

тонн

15.

Производство молока

тонн

16.

Поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами

голов

17.

Численность товарного поголовья коров специализированных мясных пород

ГОЛОВ

18.

Племенное маточное поголовье

сельскохозяйственных животных (в пересчете на условные головы)

условных голов

19.

Численность застрахованного поголовья

сельскохозяйственных животных

усл. гол.

20.

Прирост производства молока за отчетный год по отношению к среднему за 5 лет, предшествующих текущему, объему производства молока

тонн

Наименование индикаторов

Единицы измерения

Значения целевых индикаторов и показателей

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

21.

Прирост товарного поголовья коров специализированных мясных пород по отношению к предыдущему году

голов


Член Правительства Орловской области - руководитель Департамента сельского хозяйства Орловской области

ФИО4

МП

Администрация Мценского района

МП

Участник Программ ООО «Залегощь-Агро»