ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-8753/2021 от 21.03.2022 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Орел                                                                                                        Дело №А48-8753/2021

«28» марта 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2022;

Решение в полном объеме изготовлено 28 марта 2022

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи В.Г. Соколовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Л. Артюховой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль С» (юридический адрес: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению  градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области (юридический адрес: <...>, ОГРН <***>,  ИНН <***>) 

третье лицо - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный институт культуры» (юридический адрес: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании приказа от 02.08.2021 №25-П

при участии в заседании:

от заявителя – и.о. директора ФИО1 (приказ №9П от 15.10.2021), представитель ФИО2 (доверенность от 18.08.2021 – в деле, удостоверение адвоката);

от ответчика – представитель ФИО3 (доверенность от 06.07.2021 №7 – в деле);

 от третьего лица – представитель ФИО4 (доверенность от 09.07.2021 – в деле);

установил:    

Общество с ограниченной ответственностью «Вертикаль С» (далее – ООО «Вертикаль С», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению  градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области (далее – Управление, ответчик) об оспаривании приказа от 02.08.2021 №25-П и обязании Управления в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу: изменить разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 57:25:0010401:307, площадью 2667 кв.м. с вида использования  «Строительство административных зданий» на разрешенный вид использования земельного участка «Многоквартирная жилая застройка» (код 2.6); утвердить отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 57:25:0010401:307, площадью 2667 кв.м., в части минимальных отступов от границ земельного участка с северо-западной стороны на 2,0 м (с учетом уточнения от 15.11.2021).

Представитель заявителя уточненное требование поддерживает по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях на отзыв ответчика, письменных пояснениях от 22.02.2022.

Представитель ответчика требование не признает по доводам, указанным в отзыве на заявление, дополнении к отзыву, пояснениях от 24.12.2021.

Представитель третьего лица считает, что в удовлетворении заявленного требования следует отказать по основаниям, указанным в письменных объяснениях от 31.01.2022 и от 15.02.2022.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, третьего лица, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ООО «Вертикаль С» на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 2667 кв.м с кадастровым номером 57:25:0010401:307, расположенный по адресу: <...>, вид разрешенного использования «Земли населенных пунктов».

11.11.2019 прежнему собственнику данного земельного участка Управлением градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области был выдан градостроительный план.

В соответствии с условиями градостроительного плана земельный участок располагается в зоне ОЖ «Зона общественно - жилого назначения». Установлен градостроительный регламент.

26.01.2021 в Единый государственный реестр недвижимости в отношении данного земельного участка внесены сведения о виде разрешенного использования: многоквартирные жилые дома 9-25 этажей (за исключением технического этажа).

Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28.01.2021 №7/0070-ГС внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Орел». В связи с внесенными изменениями земельный участок, принадлежащий ООО «Вертикаль С», расположен в зоне О-1 - "Зона делового, общественного и коммерческого назначения». Указанные изменения вступили в законную силу 05.02.2021.

16.03.2021 ООО «Вертикаль С» в связи с планируемым строительством двенадцатиэтажного одноподъездного жилого дома обратилось к исполняющему обязанности Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части отступа от границ: СЗ стороны 2 метра (в соответствии с приложенным генпланом территории) земельного участка, принадлежащего ООО «Вертикаль С», а также предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка: код вида 2.6 - Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) для приведения в соответствие разрешенному виду использования земельного участка.

В соответствии с протоколом заседания комиссии по землепользованию и застройке Орловской области в режиме ВКС от 31.03.2021, утвержденным председателем комиссии, заместителем председателя Правительства Орловской области по развитию инфраструктуры 12.04.2021, по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «многоэтажная застройка» (код 2.6 комиссия по ПЗЗ и Классификатору) и отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка с кадастровым номером 57:25:00104010:307 в части минимального отступа от границ земельного участка с северо-западной стороны - 2 м., с целью размещения многоквартирного жилого дома, комиссия приняла следующее решение: 1. рекомендовать Управлению градостроительства архитектуры и землеустройства Орловской области направить материалы в орган местного самоуправления для организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний; 2. решение о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «многоэтажная застройка» (код 2.6 по ПЗЗ и Классификатору) и отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участия с кадастровым номером 57:25:0010401:307 принять по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний; 3. рекомендовать заявителю параллельно с процедурой публичных слушаний подготовить материалы для рассмотрения на градостроительном Совете Орловской области; 4. ОМСУ обеспечить обязательное присутствие на публичных слушаниях смежных землепользователей. Решение принято единогласно.

Сообщением от 19.04.2021 №1/1-3101 первого заместителя главы администрации г.Орла ООО «Вертикаль С» было уведомлено о назначении публичный слушаний на 05.05.2021.

В соответствии с заключением от 12.05.2021 по результатам публичных слушаний, состоявшихся 05.05.2021, принято решение рекомендовать Управлению градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области предоставить разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - «Многоквартирная жилая застройка» (код 2.6) и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером   57:25:0010401:307, площадью 2667 кв.м., в части минимальных отступов от границ земельного участка с северо-западной стороны на расстоянии 2,0 м при условии учета высказанных на публичных слушаниях замечании и предложений (т. 1 л.д. 38-41, т. 2 л.д. 33-37).

03.06.2021 ООО «Вертикаль С» согласно рекомендациям комиссии по землепользованию и застройке Орловской области обратилось к и.о. Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области с заявлением о согласовании фасадных решений в отношении проектируемого объекта на данном земельном участке на градостроительном Совете Орловской области. Однако заседание комиссии по указанному вопросу не состоялось.

28.07.2021 проведено заседание комиссии по землепользованию и застройке Орловской области в режиме ВКС, которая рекомендовала Управлению градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области с учетом публичных слушаний и несоответствия техническим регламентам, а также нарушения норм жилищного и земельного законодательства, отказать ООО «Вертикаль С» в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «многоэтажная застройка (код 2.6 согласно ПЗЗ и Классификатору)» и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в части минимальных отступов от границ земельного участка с северо-западной стороны – 2,0 м для земельного участка с  кадастровым   номером 57:25:0010401:307, что подтверждается протоколом №17 (т. 2 л.д. 38-42).

02.08.2021 Управлением градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области издан приказ №25-П об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального   строительства   на   земельном   участке   с   кадастровым   номером 57:25:0010401:307, расположенного по адресу: <...> (т. 1 л.д. 21-22).

Не согласившись с указанным приказом, ООО «Вертикаль С» обжаловало его в судебном порядке.

Оценив доказательства по делу в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

Согласно п. 9 ст. 1 и ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства; расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37 ГрК РФ).

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 ГрК РФ).

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункты 1, 2 ч. 2 ст. 36 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 6 ст. 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 настоящего Кодекса.

Частью 1 ст. 39 ГрК РФ физическому или юридическому лицу, заинтересованному в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставлено право направления заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи (ч. 2 ст. 39 ГрК РФ).

Согласно ч. 8 ст. 39 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

На основании указанных рекомендаций глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (ч. 9 ст. 39 ГрК РФ).

Из системного анализа положений ст. 39 ГрК РФ следует, что заключение о результатах публичных слушаний и рекомендации соответствующей комиссии носят лишь рекомендательный характер для принятия соответствующего решения.

Таким образом, несмотря на то, что положительное решение по итогам публичных слушаний само по себе не порождает обязанности органа местного самоуправления по принятию решения о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, однако в случае принятия отрицательного решения не освобождает от обязанности принять мотивированное и обоснованное решение.

Решением Орловского городского Совета народных депутатов №29/425-ГС утвержден генеральный план городского округа «Город Орел».

Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2008 № 38/616-ГС утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «Город Орел» (далее - Правила).

В соответствии с п. 6 ст. 4 Правил виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, содержащиеся в градостроительном регламенте Правил, включают: 1)            основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3)            вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

На момент приобретения ООО «Вертикаль С» данного земельного участка, в соответствии с генеральным планом городского округа «Город Орел», градостроительным планом земельного участка, картой градостроительного зонирования, земельный участок относился к зоне ОЖ - Зона общественно - жилого назначения, в которой строительство многоквартирных жилых домов относилось к основному виду разрешенного использования земельного участка (код вида 1.125).

В связи с внесенными решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28.01.2021 №7/0070-ГС изменениями в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Орел» земельный участок, принадлежащий ООО «Вертикаль С», в соответствии с генеральным планом городского округа «Город Орел», картой градостроительного зонирования (приложение №3 к решению Совета народных депутатов от 28.01.2021), отнесен к зоне О-1 – «Зона делового, общественного и коммерческого назначения».

Согласно таблице 3 Правил «Основные, условно разрешенные и вспомогательные виды использования земельных участков жилых и общественно-деловых территориальных зон, производственных территориальных зон, территориальных зон инженерной и транспортной инфраструктур, территориальных зон специального назначения, смешанных территориальных зон, рекреационных территориальных зон, территориальных зон сельскохозяйственного использования и зон прочих городских территорий» в зоне O-l к основным видам использования относится строительство административных зданий, «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» (код вида 2.6) относится к условно разрешенным видам использования.

Таким образом, спорный земельный участок, на котором планировалось строительство многоэтажного жилого дома в соответствии с Правилами землепользования и застройки относится к зоне О-1, предназначенной для административной застройки, в которой допускается размещение многоэтажной жилой застройки, согласно градостроительным регламентам.

Согласно п. 8 ст. 5 Правил предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в соответствии со ст. 39 ГрК РФ и административными регламентами уполномоченных органов.

В целях реализации Закона Орловской области от 20.12.2019 №2441-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области и органами государственной власти Орловской области», в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Правительства Орловской области от 08.07.2019 №388 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области и административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной государственной власти Орловской области, Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной государственной власти Орловской области и Правил проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций», постановлением Правительства Орловской области от 26.12.2014 №421 «Об утверждении Положения об Управлении градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области», приказом № 4 от 19.02.2021 утвержден Административный регламент предоставления Управлением градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области государственной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (за исключением принятия решения, необходимого для осуществления малоэтажного жилищного строительства и (или) индивидуального жилищного строительства) согласно приложению (далее – Административный регламент).

Согласно п. 1.1.1 Административного регламента он определяет порядок предоставления государственной услуги, сроки и последовательность действий (административных процедур) Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, а также порядок взаимодействия с заявителями при предоставлении государственной услуги.

Разделом 2.10 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.

В силу п. 2.10.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является несоответствие формы заявления (приложение 1 к Административному регламенту).

Основанием для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования является: 1)    несоответствие запрашиваемых видов разрешенного использования земельного участка или объекта капитального строительства видам, указанным в градостроительных регламентах правил землепользования и застройки муниципального образования; 2)       рекомендации комиссии по землепользованию и застройке Орловской области об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, подготовленные по результатам проведения публичных слушаний, в случае нарушения прав и законных интересов правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение; правообладателей объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение; правообладателей помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение; нарушения прав на благоприятные условия жизнедеятельности граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которых расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение; отсутствия возможности обеспечить соблюдение требований технических регламентов при использовании земельного участка или объектов капитального строительства в соответствии с условно разрешенным видом использования; 3) поступления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам   рассмотрения   данного   уведомления   органом   местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований и сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

Из текста оспариваемого приказа Управления от 02.08.2021 №25-П усматривается, что ни одно из вышеперечисленных обстоятельств не указано в качестве основания для принятия решения об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В отношении отказа в предоставлении государственной услуги в получении разрешения на осуществление отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 57:25:0010401:307, площадью 2667 кв.м., в части минимальных отступов от границ земельного участка с северо-западной стороны на 2,0 м, судом установлено следующее.

В силу п. 9 ст. 1 ГрК РФ градостроительным регламентом устанавливаются в числе прочих ограничения в использовании земельных участков в виде их предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров и предельных параметров разрешенного строительства.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя: 1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; 2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; 4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Согласно ч. 1.2 ст. 38 ГрК РФ наряду с указанными в пунктах 2-4 ч. 1 данной статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, отображенной на карте градостроительного зонирования Правил, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Согласно Разделу 2 Правил «Градостроительные регламенты в части предельных размеров земельных участков и предельных    (минимальных и (или) максимальных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, относящиеся ко всем территориальным зонам», п. 2 ст. 5 Правил предельные параметры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства приведены в таблице 4.

Согласно таблице 4 Правил для зоны O-l минимальный отступ от границ участка установлен в размере 6 м.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя пояснил суду, что обществу необходимо получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства с 6 м до 2 м. Необходимость в отклонении от предельных параметров разрешенного строительства обусловлена более эффективным использованием придомовой территории, удобным расположением малых архитектурных форм (детской площадки), рациональным расположением парковочных мест и мест для отдыха на земельном участке.

Согласно ч. 1 ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В части 3 ст. 40 ГрК РФ предусмотрено, что заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.

В соответствии с ч. 4 ст. 40 ГрК РФ проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном ст. 5.1 Кодекса, с учетом положений ст. 39 Кодекса.

В части 5 ст. 40 ГрК РФ предусмотрено, что на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

Из части 6 ст. 40 ГрК РФ следует, что глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

В соответствии с п. 2.10.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является несоответствие формы заявления (приложение 1 к Административному регламенту).

Основанием для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров являются: 1) не установлены границы земельного участка; 2) отсутствие необходимости в отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в связи с тем, что характеристики земельного участка позволяют осуществить строительство, реконструкцию объекта в установленных параметрах; 3) на соответствующую территорию не распространяется действие градостроительных регламентов, либо для соответствующей территории градостроительные регламенты не установлены; 4) рекомендации комиссии по землепользованию и застройке Орловской области об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров, подготовленные по результатам проведения публичных слушаний, в случае нарушения прав и законных интересов правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение; правообладателей объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение; правообладателей помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение; нарушение прав на благоприятные условия жизнедеятельности граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение; 5) поступление уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в ч. 2 ст. 55.32 ГрК РФ, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления    в    исполнительный    орган    государственной    власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований и сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

Ни одного из оснований, приведенных в перечне оснований для отказа в предоставлении испрашиваемой заявителем государственной услуги (п. 2.10.2 Административного регламента), в оспариваемом приказе не содержится, следовательно, приказ в части отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров также носит формальный, немотивированный  характер.

При рассмотрении дела судом была исследована видеозапись заседания комиссия по землепользованию от 28.07.2021, которая представлена заявителем в материалы дела. Также представлена стенограмма заседания.

Согласно указанным носителям информации на заседании комиссии поднимался вопрос о близком расположении трансформаторной подстанции.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя по вопросу близкого размещения трансформаторной подстанции пояснил суду, что 01.03.2021 АО «Орелоблэнерго» предоставило ООО «Вертикаль С» технические условия № 5941 для присоединения к электрическим сетям, между ними заключен соответствующий договор.

Довод о наличии охранных зон памятников своего подтверждения не нашел и опровергается представленной суду картой ПЗЗ городского округа г. Орел зон с особыми условиями использования территории.

Довод ответчика и третьего лица о нарушении правил пожарной безопасности не принимается судом в связи со следующим.

В материалы дела заявитель представил заключение эксперта Фонда пожарной безопасности ФИО5, который в судебном заседании подтвердил данное им заключение, пояснив об отсутствии нарушения правил пожарной безопасности, а также преждевременности ряда поставленных третьем лицом  вопросов, отнесенных к компетенции государственной экспертизы при решении вопроса о предоставлении разрешения на строительство (т.2 л.д. 72-80). Доводы эксперта сторонами спора не опровергнуты.

Доводы ответчика и третьего лица об опасной близости расположения модульной котельной к планируемому к застройке жилому дому также несостоятельны, поскольку согласно схеме квартальных проездов и расстояний, представленной суду, расстояние от проектируемого здания до котельной 92 м, а до общежития института 52 м, что на 40 метров ближе, чем к планируемому жилому дому. Однако институт получил разрешение на ввод общежития в эксплуатацию.

По вопросу антитеррористической защищенности,  а соответственно, использованию проезда по краю территории института суд установил, что на момент подготовки проекта, являвшегося предметом рассмотрения комиссии, у общества имелось разрешение прежнего ректора института на использование земельного участка для проезда. Институт в своей деятельности пользует пятью выездами и въездами на свою территорию, следовательно, ссылка института о заграждении обществом проезда не обоснована. Наличие в общежитии несовершеннолетних детей и иностранных граждан не является основанием для отказа в предоставлении разрешения. Третьим лицом данный довод никак не мотивирован.

Кроме того, нормативно не обоснована ссылка Управления в обоснование отказа в предоставлении услуги на необеспеченность детей детскими учреждениями на этапе получения разрешения.   

В связи с представленной заявителем видеозаписью заседания комиссии по землепользованию от 28.07.2021 суд не принимает во внимание представленные Управлением в ходе судебного разбирательства (22.02.2022) письменные пояснения членов комиссии на запросы Управления.   

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ вынесен без учета результатов публичных слушаний, в отсутствие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных п. 2.10.2 Административного регламента, нарушает права и законные интересы ООО «Вертикаль С» как собственника земельного участка, а поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ подлежит признанию недействительным.  

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. за рассмотрение настоящего заявления подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать приказ Управления  градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области от 02.08.2021 №25-П об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального   строительства   на   земельном   участке   с   кадастровым   номером 57:25:0010401:307, расположенного по адресу: <...>, недействительным.

Обязать Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу: изменить разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 57:25:0010401:307, площадью 2667 кв.м. с вида использования  «Строительство административных зданий» на разрешенный вид использования земельного участка «Многоквартирная жилая застройка» (код 2.6); утвердить отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 57:25:0010401:307, площадью 2667 кв.м., в части минимальных отступов от границ земельного участка с северо-западной стороны на 2,0 м.

Взыскать с Управления  градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области (юридический адрес: <...>, ОГРН <***>,  ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль С» (юридический адрес: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Орловской области.

Судья                                                                                                                    В.Г. Соколова