АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А48 – 9741/2021
г. Орёл
2 февраля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 01.02.2022, полный текст решения изготовлен 02.02.2022.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Кудряшовой А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Далгатовой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Муниципального образования – Дмитровский район Орловской области в лице Администрации Дмитровского района Орловской области (303240, <...>, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» (303240, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – ФИО1 (303240, <...>) об обязании в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести ремонтные работы по восстановлению канализационного колодца,
при участии в деле:
от истца – представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика – руководитель ФИО2 (паспорт);
от третьего лица – не явился, извещен надлежащим образом;
установил:
Муниципальное образование – Дмитровский район Орловской области в лице Администрации Дмитровского района Орловской области (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» (далее – ответчик, ООО «Жилстройсервис плюс») об обязании в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести ремонтные работы по восстановлению канализационного колодца
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что в силу ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по концессионному соглашению канализационный колодец находится в поврежденном состоянии, что создает угрозу попадания в него людей и животных.
Ответчик с заявленными исковыми требования не согласен, просил суд отказать в удовлетворении искового заявления в силу того, что в переданное по концессионному соглашению имущество - канализационные колодцы и их ремонт (восстановление) не входят в объект соглашения и истец не доказал, что спорный колодец входит в состав муниципального имущества.
Третье лицо в судебное заседание представителя не направило, письменный отзыв по существу исковых требований суду не представило, извещено надлежащим образом (в деле имеется почтовое уведомление).
Истец представил письменное ходатайство о рассмотрении искового заявления в отсутствие представителя.
С учетом надлежащего извещения третьего лица о дате и времени судебного заседания, арбитражный суд в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие письменного отзыва и представителя третьего лица, а также в отсутствие истца.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает установленными следующие обстоятельства.
02.06.2016 между истцом (концедент) и ответчиком (концессионер) было заключено концессионное соглашение в отношении муниципального имущества, представляющего собой объекты системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Дмитровска Орловской области (далее - соглашение).
В соответствии с п. 1.1. соглашения концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать, и осуществить замену морально устаревшего и физически изношенного имущества, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения (далее – объект), право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать концеденту, и осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению холодной (питьевой) воды, приему, передаче и очистке сточных вод, созданию и развитию единой системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Дмитровска с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользование объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
В разделе 2 соглашения стороны установили, что объектом соглашения является муниципальное имущество, представляющее собой технологически связанные объекты системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Дмитровска, которое принадлежит концеденту на праве собственности и свободно от прав третьих лиц.
Сведения о составе и описании, передаваемого объекта соглашения приведены в Приложении № 1.
Срок действия соглашения – до 31.12.2026 (п. 8.1. соглашения).
Приложением № 1 согласован перечень имущества, являющегося объектом соглашения в который вошли: водопровод, канализационные сети, коллектор, канализация и наружная канализация, самотечный трубопровод с указанием мест их расположения и протяженностью.
Приложением № 4 к соглашению согласован перечень создаваемых и реконструируемых объектов, входящих в состав объекта соглашения, объем финансирования за свет средств концессионера, предусматривающий замену труб канализационных и водопроводных в указанном объеме.
Соглашение с приложениями подписано без разногласий.
Объект передан ответчику истцом по акту приема-передачи от 02.06.2016.
12.04.2016 сторонами составлен и утвержден акт технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения г. Дмитровска для определения объема работ и описания объекта.
Согласно техническому плану сооружения объект «канализация» протяженностью 711 м. 1979 года постройки с приложением схемы расположения не содержит отметку о существовании спорного колодца на пересечении ул. Рабоче-крестьянская и ул. Советская в г. Дмитровске.
Истцом представлен акт осмотра канализационного колодца от 31.03.2021 по адресу: <...> (л.д. 25) с фиксацией его места нахождения и состояния.
Судом был назначен совместный осмотр колодца, при осуществлении которого сторонами составлен акт от 18.01.2022 о залитии колодца, наличии на его месте льда и снега.
Также истцом представлена переписка с ответчиком и третьим лицом в целях установления владельца колодца и устранения нарушений в состоянии колодца из которой следует, что колодец построен третьим лицом ФИО1 (по утверждению последнего) и к объектам муниципального имущества не относится (л.д. 31- 43).
Поскольку ФИО1 не представил доказательства принадлежности ему спорного колодца истцу, нарушения не были исправлены как ФИО1 так и ответчиком по причине принадлежности имущества частному лицу, что указано в переписке сторон, истец обратился к ответчику с требованием об устранении нарушений и ремонте (восстановлении) муниципального имущества в претензии от 02.04.2021 № 825.
Поскольку требование было оставлено ответчиком без удовлетворения, истец обратился с настоящим исковым заявлением в суд.
Арбитражный суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования, не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с п.2 ст.307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в ГК РФ.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Проанализировав правоотношение сторон, арбитражный суд пришел к выводу о том, что между истцом и ответчиком сложились правоотношения по договору концессии.
Специальной нормой, регулирующей спорные правоотношения является Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в ст. 3 которого установлено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем), подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона.
Статье 39 указанного закона определено, что по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).
В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, указанное имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию или бюджетному учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Статьей 18 указанного закона определено, что при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, концессионеру гарантируется защита его прав и законных интересов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае реализации концессионером производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) органы в области регулирования цен (тарифов) устанавливают цены (тарифы) и надбавки к ценам (тарифам) на производимые и реализуемые концессионером товары, выполняемые работы, оказываемые услуги исходя из определенных концессионным соглашением объема инвестиций и сроков их осуществления в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, а также в модернизацию, замену иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, улучшение его характеристик и эксплуатационных свойств.
Переход права собственности на объект концессионного соглашения к другому собственнику не является основанием для изменения или прекращения концессионного соглашения.
Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. (ст. 422 ГК РФ).
Статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Проанализировав условия заключенного концессионного соглашения арбитражный суд пришел к выводу о том, что его объект определен сторонами как водопроводные, канализационные сети (трубы), являющиеся муниципальной собственностью.
Из изложенного следует вывод, что имущество, передаваемое по концессионному соглашению должно принадлежать концеденту на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения.
Судом предложено истцу в ходе рассмотрения дела представить сведения о земельном участке, на котором расположены объекты, на что истец 10.11.2021 сообщил суду о том, что земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет; при этом из технического плана на канализацию следует, что она поставлена на учет, присвоен кадастровый номер сооружения 57:07:0000000:382 и имеется ссылка на наличие свидетельства о государственной регистрации права.
Поскольку данное обстоятельство факта принадлежности истцу указанной в техническом плане и схемах к нему канализации не оспаривается сторонами и несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований арбитражный суд пришел к выводу о том, что в соответствии с ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации факт принадлежности истцу канализационных сетей протяженностью 711 метров по ул. Советской в г. Дмитровске является установленным.
При этом, судом отмечено, что на схеме к техническому плану отсутствует обозначение спорного колодца.
Кроме того, из переписки сторон следует, что право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на канализационный колодец, расположенный на пересечении ул. Советской и ул. Рабоче-Крестьянской истцу не принадлежит, поскольку отсутствуют соответствующие правоустанавливающие и правоподтверждающие документы.
Так, в соответствии со ст. 216, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» моментом возникновения соответствующего права для последующего распоряжения им является момент государственной регистрации.
Из представленной в материалы дела переписки сторон следует, что у истца отсутствуют какие-либо доказательства принадлежности прав на спорный объект, в судебном порядке как истец так и третье лицо права на спорный объект не признали, отсутствует регистрация права на спорный объект.
Поскольку объектом концессионного соглашения в силу формулировок самого соглашения и приведенных норм закона является муниципальное имущество в границах территории муниципального образования, то для защиты нарушенных прав истцу необходимо представить доказательства принятия в муниципальную собственность такого имущества и внесения изменений в приложения к концессионному соглашению относительно перечня его объектов.
Таким образом истец, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должен доказать факт принадлежности ему (муниципальная собственность или иное вещное право) спорного колодца и факт передачи объекта ответчику по концессионному соглашению.
Статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Оба обстоятельства не доказаны истцом, представленными сторонами в материалы дела доказательствами, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с настоящим иском в суд в силу положений пп 1.1., п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167–171, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья А.Г. Кудряшова