ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А48-980/12 от 05.06.2012 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

  г. Орел Дело № А48-980/2012

7 июня 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 5 июня 2012 года

В полном объеме текст решения изготовлен 7 июня 2012 года

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Гайдуковой Л.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розе А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Департаменту сельского хозяйства Орловской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>)

третьи лица - Администрация г. Орла (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>); Открытое акционерное общество «Агростройзаказчик» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 302028, <...>)

о признании права собственности на объект незавершенного строительства – теплую стоянку на 10 легковых автомобилей общей площадью 317, 8 кв.м., расположенную по адресу: <...> ж

при участии в заседании:

от истца – главный специалист отдела судебного представительства и договорной работы правового управления Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области ФИО1 (доверенность № 745 от 27 октября 2011 года);

от ответчика- главный специалист отдела судебного представительства и договорной работы правового управления Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области ФИО1 (доверенность № 01-06/3965 от 21 ноября 2011 года);

от третьего лица- Администрации г. Орла- представитель не явился, извещен надлежащим образом, заявил о рассмотрении дела в отсутствие представителя;

от третьего лица- Открытого акционерного общества «Агростройзаказчик» - представитель не явился, извещен надлежащим образом;

установил:

Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области обратился в Арбитражный суд Орловской области с иском к Департаменту сельского хозяйства Орловской области о признании права государственной собственности Орловской области на объект незавершенного строительства – теплую стоянку на 10 легковых автомобилей общей площадью 317, 8 кв.м., расположенную по адресу: <...> ж.

Определением суда от 19 марта 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г. Орла и Открытое акционерное общество «Агростройзаказчик».

Представитель истца в судебном заседании уточнил исковые требования, истец просит признать право государственной собственности Орловской области на объект незавершенного строительства – теплую стоянку на 10 легковых автомобилей, инвентарный номер 54:401:002:010973 400, литера А, площадь по внутреннему обмеру 317, 8 кв.м., по наружному обмеру 364, 5 кв.м., расположенную по адресу: <...> ж.

Суд, руководствуясь ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принял уточнение исковых требований.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования с учетом заявленного уточнения исковых требований.

Представитель ответчика на судебном заседании заявил, что не возражает против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Представители третьих лиц на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Отзывы на иск третьи лица не представили. Администрация г. Орла заявила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации г. Орла.

Учитывая, что суд располагает доказательствами надлежащего извещения не явившихся участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, исковое заявление рассматривалось в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Исследовав материалы настоящего дела, заслушав доводы представителя истца и ответчика, оценив все представленные доказательства, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности заявленного иска по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации г. Орла №2098 от 27.09.2000 г. Областному Управлению сельского хозяйства был предоставлен в краткосрочную аренду сроком на 2 года земельный участок с кадастровым номером 57:25:010404:37 площадью 510 кв. м. для строительства и эксплуатации теплой стоянки для служебного автотранспорта по ул. Красноармейской (в районе «ОрелНИИгипрозем») (т.2, л.д. 6).

20 января 2000 года Инспекцией архитектурно-строительного надзора Администрации города Орла Открытому акционерному обществу «Агростройзаказчик» выдано разрешение №136 на производство подготовительных работ, ограждение строительной площадки, отрывку траншей, перенос метеостанции под строительство теплой стоянки по ул. Красноармейской (т.2, л.д. 84).

10 ноября 2000 года начальник Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Орловской области направил в ОАО «Агростройзаказчик» письмо №01-09/1408 с просьбой выполнить функции заказчика по строительству теплой автостоянки на 10 автомобилей по ул. Красноармейской, 17. Согласно данному письму, названный объект включен в план финансирования капитальных вложений за счет средств областного бюджета (т.2, л.д. 76).

21 августа 2000 года Управление сельского хозяйства обратилось к Открытому акционерному обществу «Орелагропромпроект» с письмом №984, в котором просило изготовить проектно-сметную документацию на строительство теплых стоянок для легкового автотранспорта на 10 автомашин по адресу: <...> (т.2, л.д. 69).

Открытым акционерным обществом «Орелагропромпроект» был изготовлен рабочий проект на строительство теплой стоянки на 10 легковых автомашин в <...> (т.1, л.д. 15-32, л.д. 77-129).

1 ноября 2000 года начальником Управления сельского хозяйства и продовольствия Орловской области утверждено задание на проектирование спорной теплой стояки (т.1, л.д. 33). В данном задании отражено, что генеральной проектной организаций является – ОАО «Орелагропромпроект», заказчик проекта является Управление сельского хозяйства и продовольствия Орловской области, генеральный подрядчик – Орелагропромстрой.

30 ноября 2000 года между Управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации Орловской области (Управление) и ОАО «Агростройзаказчик» (общество) был заключен договор №15-10-54, в соответствии с которым Управление поручает, а Общество принимает на себя обязательство по приобретению стройматериалов, монтажу оборудования, ведению авторского и технического надзора, проведению согласования и экспертизы проекта, выполнению работ по строительству теплой стоянки на десять легковых автомобилей по ул. Красноармейской, 17, в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией (т.2, л.д. 77).

8 августа 2001 года ОАО «Орелагропромпроект» получило от Управления государственной противопожарной службы УВД Орловской области согласование проектно-сметной документации на строительство теплой стоянки на 10 легковых автомобилей, расположенной по адресу: <...> (т.1, л.д. 146).

22 июня 2001 года ОАО «Агростройзаказчик» сопроводительным письмом №129 направило в адрес ОАО «Орелагропромпроект» заключение госэкспертизы №38 от 20 июня 2001 года по рабочему проекту строительства теплой стоянки для устранения замечаний (т.2, л.д. 26). Указанное заключение №38 от 20 июня 2001 года имеется в материалах дела (т.2, л.д. 27).

26 ноября 2001 г. ОАО «Агростройзаказчик» получило разрешение № 164 на завершение всех видов работ по строительству теплой автостоянки, расположенной на ул. Красноармейской в г. Орле (т.2, л.д. 85).

Распоряжением Главы администрации Орловской области от 12.02.2001 г. №68-р была утверждена программа капитального строительства, финансируемая за счет средств областного бюджета, и пообъектный план капитального ремонта по управлениям и организациям, подведомственным областной администрации, на 2001 год (т.2, л.д. 86).

Согласно Приложению № 1 к данному распоряжению Главы администрации Орловской области в данную программу вошел объект - теплая автостоянка на 10 автомобилей в г. Орле, заказчиком строительства которого выступает Областное Управление сельского хозяйства и продовольствия (т.2, л.д. 88).

Распоряжением Коллегии администрации Орловской области от 31.07.2002 г. № 101-р из областного бюджета Управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации Орловской области были выделены денежные средства в сумме 1 300 000 рублей на погашение кредиторской задолженности за выполненные объемы работ и продолжение строительства теплой стоянки легкового автотранспорта (т.2, л.д. 89).

Распоряжением Коллегии администрации Орловской области от 10.07.2003 г. № 156-р Управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации Орловской области из областного бюджета были выделены денежные средства в сумме 420 000 рублей для погашения кредиторской задолженности за выполненные объемы работ и продолжения строительства теплой стоянки легкового автотранспорта (т.2, л.д. 90).

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что строительство теплой стоянки на десять легковых автомобилей по адресу: <...> ж, осуществлялось за счет средств бюджета Орловской области.

10.08.2006 г. Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Орловской области было реорганизовано в Департамент аграрной политики и природопользования Орловской области, что подтверждается сведениями, содержащимися на официальном сайте Федеральной налоговой службы (т.3, л.д. 10 -13).

18 июня 2006 года в связи с принятием Коллегией Орловской области постановления от 08.06.2007 г. №128 «О внесении изменений в постановление Коллегии Орловской области от 4 августа 2006 года № 157 «Об утверждении Положения, структуры и штатного расписания Департамента аграрной политики и природопользования Орловской области», Департамент аграрной политики и природопользования Орловской области был переименован в Департамент аграрной политики Орловской области.

16 апреля 2006 года Департамент аграрной политики Орловской области зарегистрировал за собой право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 57:25:010404:0037 общей площадью 510 кв. м., с видом разрешенного использования: завершение строительства и эксплуатации автостоянки, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права серия 57 АА №616142 (т.2, л.д. 91).

Органом, уполномоченным в сфере государственного имущества Орловской области, в указанный период времени являлся Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области, что следует из положения о данном департаменте.

15 сентября 2008 года между Департаментом аграрной политики Орловской области и Департаментом имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области был подписан Акт приемки-передачи, в соответствии с которым объект незавершенного строительства «Теплая стоянка на 10 легковых автомобилей», литера А, расположенный по адресу: <...>, балансовой стоимостью 2 061 756 рублей, передается в государственную собственность Орловской области (т.2, л.д. 94).

19 декабря 2008 года Департамент имущественной, промышленной и информационной политики обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Орловской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Орловской области на объект незавершенного строительства - теплую стоянку на десять легковых автомобилей, расположенный по адресу: <...>.

Сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Орловской области от 30.01.2009 г. №01/111/2008-773 в регистрации права государственной собственности Орловской области на спорный объект недвижимого имущества было отказано, по следующим причинам: на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие выдачу Департаменту имущественной, промышленной и информационной политики разрешения на строительство теплой стоянки на десять легковых автомобилей, расположенной по адресу: <...>; не представлены подлинник и копия проектной документации, утвержденной застройщиком; не представлен документ, подтверждающий создание заявленного к регистрации объекта недвижимости собственными силами и на собственные средства (т.2, л.д. 95).

6 мая 2009 года Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области был переименован в Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области, что подтверждается сведениями, содержащимися на официальном сайте Федеральной налоговой службы (т.3, л.д. 8), а также указом Губернатора Орловской области от 18 марта 2009 г. № 73 «О структуре исполнительных органов государственной власти Орловской области» (т.2, л.д. 131).

В соответствии с пунктами 1, 4.11., 4.12. Положения о Департаменте имущества, промышленности и информатизации Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 30.04.2009 г. № 25, Департамент является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, который осуществляет функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, правоприменительные функции в сфере государственного имущества, реализует мероприятия по регистрации права собственности Орловской области на объекты недвижимого имущества, ведет контроль за использованием областной собственности.

В этой связи 26.09.2011 г. Заместителем Председателя Правительства Орловской области - Руководителем блока инфраструктуры было направлено обращение №2329-7 в ОАО «Орёлагропромпроект», выступавшее разработчиком проектно-сметной документации на строительство теплой стоянки, с просьбой представить в адрес Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области подлинник и копию соответствующей проектно-сметной документации (т.2, л.д. 96).

В ответе от 30.09.2011 г. № 153 ОАО «Орёлагропромпроект» сообщило, что направляет в адрес Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области копии запрошенной проектно-сметной документации в двух экземплярах, в том числе: дело главного инженера проекта, общую пояснительную записку, проект организации строительства, альбом чертежей, объектную и локальную сметы на объекты транспортного хозяйства, наружные сети водопровода, канализации, тепловые сети и благоустройство (т.2, л.д. 97).

Вместе с тем, как видно из письма от 30.09.2011 г. № 153, подлинного экземпляра проектно-сметной документации на строительство теплой стоянки на десять легковых автомобилей по адресу: <...>, в ОАО «Орёлагропромпроект» не имеется, указано, что подлинник находится у заказчика – Управления сельского хозяйства и продовольствия Орловской области.

17 ноября 2011 года Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области направил в Департамент сельского хозяйства Орловской области, являющийся правопреемником Департамента аграрной политики Орловской области, и Департамент финансов Орловской области запросы с просьбой представить все имеющиеся документы, подтверждающие выделение бюджетных средств на строительство спорной теплой стоянки, заверенные копии проектно-сметной документации, разрешения на строительство, договоры (контракты) на выполнение строительных работ, а также документы об оплате этих работ (т. 2, л.д. 98, 99).

21 ноября 2011 г. аналогичный запрос был направлен в ОГУ «Государственный архив Орловской области» (т.2, л.д. 100).

1 декабря 2011 года Департамент сельского хозяйства Орловской области представил в Департамент имущества, промышленности и информатизации копии следующих документов: договора от 30 ноября 2000 года № 15-10-54, Акта приема-передачи незавершенного строительством объекта недвижимого имущества в государственную собственность Орловской области от 15 сентября 2008 года, разрешений на производство строительно-монтажных работ № 136 и № 164, постановления Администрации г. Орла от 27 сентября 2000 года № 2098, свидетельства о государственной регистрации права серия 57 АА №616142 от 16 апреля 2008 года, письма руководителя Департамента аграрной политики Орловской области от 12 мая 2008 года №0105/1369 (т.2, л.д. 101).

Однако подлинник проектно-сметной документации на строительство теплой стоянки на десять легковых автомобилей, расположенной по адресу: <...> ж, а также платежные, бухгалтерские и иные документы, подтверждающие направление Управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации Орловской области бюджетных средств на строительство данной стоянки, в Департаменте сельского хозяйства Орловской области отсутствуют.

В ответе от 06.12.2011 г. № 1372 Бюджетное учреждение Орловской области «Государственный архив Орловской области» сообщило, что в фондах Администраций г. Орла и Орловской области, документах Управления архитектуры и градостроительства г. Орла за 2001 г. сведений, подтверждающих выделение Управлением финансов и налоговой политики администрации Орловской области Управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации Орловской области бюджетных средств на строительство «Тёплой стоянки на 10 автомобилей» по адресу: <...>, а также проектно-сметной документации, разрешения на строительство, договоров (контрактов) на выполнение строительных работ не имеется (т.2, л.д. 104).

В ответе от 14.12.2011 г. №02-04-04/533 Департамент финансов Орловской области сообщил, что срок хранения платежных поручений, составленных ранее 2006 года, по состоянию на дату запроса уже истек, а в период с 2006 по 2011 годы финансирование указанного объекта за счет средств областного бюджета не осуществлялось (т.2, л.д. 105).

Таким образом, у истца отсутствует возможность зарегистрировать право государственной собственности Орловской области на объект незавершенного строительства - теплую стоянку на 10 легковых автомобилей, расположенную по адресу: <...>, в соответствии с Федеральным законом от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с иском о признании права государственной собственности на спорный объект недвижимости.

Отсутствие рассматриваемого объекта в реестрах федерального и муниципального имущества подтверждается письмом Территориального управления Росимущества по Орловской области от 27.05.2011 г. №3214 (т.2, л.д. 106) и письмом Управления муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла от 17.05.2011 г. №3427 (т.2, л.д. 107), соответственно.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в письме от 23 декабря 2011 года №01/160/2011-010 сообщило об отсутствии записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации на спорный объект незавершенного строительства (т.2, л.д. 108).

Пунктом 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицо

В соответствии со статьями 11, 12 ГК РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке, в частности, путем признания права.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Суд считает, что в данном случае истец представил доказательства того, что спорный объект незавершенного строительства – теплая стоянка на 10 легковых автомобилей, инвентарный номер 54:401:002:010973 400, расположенная по адресу: <...> ж, является государственной собственности Орловской области, так как строительство объекта осуществлялось за счет средств бюджета Орловской области.

Согласно техническому паспорту на спорный объект недвижимости, изготовленному Государственным унитарным предприятием Орловской области «Орловский Центр «Недвижимость» объект именуется – теплая стоянка на 10 легковых автомобилей, расположен по адресу: <...>, лит. А., имеет инвентарный номер 54:401:002:010973 400, площадь по внутреннему обмеру 317, 8 кв.м., по наружному обмеру 364, 5 кв.м. (т.3, л.д. 26).

Истец ссылается в исковом заявлении на то обстоятельство, что спорный объект является незавершенным строительством. Акт приема-передачи от 15 сентября 2008 года указывает на то, что правопредшественник истца принял объект незавершенного строительства – теплую стоянку. Доказательств того, что строительство спорной теплой стояки было завершено, в материалы дела не представлено.

В материалах дела имеется кадастровый паспорт спорного объекта, который именуется как кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства – теплой стоянки на 10 легковых автомобилей (т.1, л.д. 13).

Также истцом в судебном заседании представлено техническое описание объекта незавершенного строительства, изготовленное ГУП «Орловский центр «Недвижимость» по состоянию на 1 августа 2011 года, которым также подтверждается, что строительство спорного объекта не завершено.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Из смысла п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что на объект незавершенного строительства может быть признано право собственности при наличии на то оснований.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым признать право собственности на спорный объект, как на объект незавершенного строительства.

При таких обстоятельствах, суд считает обоснованным требование истца о признании права государственной собственности Орловской области на объект незавершенного строительства – теплую стоянку на 10 легковых автомобилей, инвентарный номер 54:401:002:010973 400, литера А, площадью по внутреннему обмеру 317, 8 кв.м., по наружному обмеру 364, 5 кв.м., расположенную по адресу: <...> ж.

Поскольку истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины в силу п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина в доход федерального бюджета взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 167–170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать право государственной собственности Орловской области на объект незавершенного строительства – теплую стоянку на 10 легковых автомобилей, инвентарный номер 54:401:002:010973 400, литера А, площадью по внутреннему обмеру 317, 8 кв.м., по наружному обмеру 364, 5 кв.м., расположенную по адресу: <...> ж.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья Л.Н. Гайдукова