ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А49-10461/13 от 11.04.2014 АС Пензенской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

440000, г. Пенза,  ул. Кирова, д. 35/39, тел.: (8412) 52-99-09, факс: 55-36-96, Email: info@penza.arbitr.ru


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Пенза Дело № А49-10461/2013

“11” апреля 2014 г.    

Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Е.Л.Столяр,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.М.Дмитриевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пензенский государственный технологический университет» (ИНН <***>; ОГРН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы (ИНН <***>; ОГРН <***>),

третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы; муниципальное унитарное предприятие «Объединенная городская служба архитектуры, градостроительства и технической инвентаризации»

о признании незаконными действий (бездействия)

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 – представителя (дов. от 18.10.2013 № 57), ФИО2 – представителя (дов. от 14.01.2014)

от ответчика – ФИО3 - представителя (дов. от 10.09.2013)

от третьих лиц: Управления ФНС России по Пензенской области - ФИО4 (дов. от 22.01.2014 № 05-29/00658), ФИО5 – представителя (дов. от 14.02.2014 № 05-29/01804); МУП «Объединенная городская служба архитектуры, градостроительства и технической инвентаризации» - ФИО6 – представителя (дов. от 27.05.2013 № 331 исп/13)

установил:

     Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный технологический университет» (далее – ФГБОУ ВПО «ПензГТУ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы (далее – Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г.Пензы), в котором просило признать незаконными действия (бездействие) Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Пензы, выразившиеся в самовольном внесении изменений в сведения (запись) в Единый государственный реестр юридических лиц о месте нахождения заявителя по адресу: 440039, <...>, а также обязать налоговый орган внести сведения (запись) в ЕГРЮЛ  о месте нахождения: <...> По мнению заявителя, неправильное указание его адреса в ЕГРЮЛ не соответствует закону и нарушает его право на указание достоверного адреса юридического лица в ЕГРЮЛ.

     Определением арбитражного суда от 23.01.2014 по ходатайству заявителя и третьего лица к участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное унитарное предприятие «Объединенная городская служба архитектуры, градостроительства и технической инвентаризации» (далее – МУП «ОГСАГиТИ»).

     В судебном заседании представители заявителя уточнили заявленные требования и просили суд признать незаконными действия Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Пензы по указанию в  ЕГРЮЛ сведений о месте нахождения ПенГТУ по адресу: 440039, <...> вместо: 440039, <...> а также просили обязать налоговый орган указать в ЕГРЮЛ достоверные сведения об адресе (месте нахождения) заявителя: <...>

     Представитель Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Пензы с требованиями заявителя не согласился, поскольку считает, что адрес заявителя не соответствует требованиям адресной информационной системы ФИАС, созданной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1011-р «О федеральной информационной адресной системе».

     Представители третьих лиц поддержали доводы ответчика.  

     Заслушав представителей заявителя, ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к  следующему:

     Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации).

     В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о государственной регистрации в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

     Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.

     Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

     Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.

     Внесение исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

     Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями.

     Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 4 Закона о государственной регистрации.

     Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическим лице, в том числе адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.

     Документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (пункт 6 статьи 5 Закона о государственной регистрации).

     На основании пункта 2 статьи 6 Закона о государственной регистрации содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице предоставляются, в том числе, в виде выписки из соответствующего государственного реестра.

     Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

     Правила ведения государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» (далее – Правила ведения госреестра).

     В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил ведения госреестра государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами (далее – регистрирующие органы) в соответствии с настоящими Правилами.

     Согласно пункту 4 Правил ведения госреестра государственный реестр содержит: записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, а также документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом и пунктом 5 настоящих Правил.

     Документы, относящиеся к государственной регистрации юридического лица, содержатся в регистрационном деле этого юридического лица, которое является частью государственного реестра.

     При несоответствии сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

     Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.

     Каждой записи в государственном реестре присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр (пункт 6 Правил ведения госреестра).

     Внесение записи в государственный реестр подтверждается документом, форма которого устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 7 Правил ведения госреестра).

     Государственный реестр ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях (пункт 9 Правил ведения госреестра).

     Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений по перечню согласно приложению № 2 к настоящим Правилам, в виде, в том числе: выписки из государственного реестра по форме согласно приложению № 5 к настоящим Правилам 9пункт 20 Правил ведения госреестра).

     Анализируя вышеприведенные нормы, суд приходит к выводу о том, что налоговые органы выдают выписки из ЕГРЮЛ, в которых указываются данные о юридическом лице на основании представленных для регистрации документов, которые, в свою очередь, являются частью государственного реестра.

     Как установлено материалами дела, ФГБОУ ВПО «ПензГТУ» образовано в результате слияния государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Пензенский химико-технологический техникум», Пензенского технологического института (завод ВТУЗ) – филиала Пензенского государственного технического университета, государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище», государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Пензенский химико-технологический техникум» и государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 4», и является их правопреемником.

     Согласно Уставу ФГБОУ ВПО «ПензГТУ» его местом нахождения является: 440039, <...> Аналогичные сведения о месте нахождения ВУЗа указаны в заявлении о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Данный адрес указан на основании акта о присвоении адреса объекту недвижимости, о чем в инвентарной книге города Пензы, а впоследствии в едином адресном реестре г.Пензы сделана запись № 3102/1 от 16.01.2003.

     Адрес присвоен в соответствии с нормами действующего в тот период Положения «Об адресном реестре города Пензы», утвержденного постановлением Главы администрации г.Пензы от 04.09.2002 № 1605, которым предусматривалось, что при нахождении объекта на пересечении топонимов (угловые дома), в адресе объекта перечисляются все названия топонимов, разделенных знаком дробь. Постановлением Главы администрации г.Пензы от 04.03.2014 № 219/2 в постановление № 1605 внесены изменения, предусматривающие указание названия улицы по топониму, на который выходит главный фасад здания или большая его часть, однако к моменту рассмотрения дела суд не располагает сведениями о его официальном опубликовании, а также, как подтвердил в судебном заседании представитель МУП «ОГСАГиТИ», действие его будет распространяться на строения, построенные после вступления в силу данного постановления.

     04.03.2004 за № 277 Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г.Пензы приняла решение о регистрации заявителя в качестве юридического лица.

     Однако 15.08.2013 Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г.Пензы выдала заявителю выписку из ЕГРЮЛ, в которой в качестве адреса (места нахождения) юридического лица указан адрес: <...>, что не соответствует документам заявителя.

      Довод налоговых органов о том, что адрес заявителя не соответствует Единым требованиям к описанию адресов при ведении ведомственных информационных ресурсов, утвержденных Приказом ФНС от 31.08.2011 № ММВ-7-1/525@, судом отклоняется, так как данные требования официально не опубликованы и Министерством юстиции не зарегистрированы, следовательно, на них нельзя ссылаться при разрешении споров. Кроме того, Федеральный закон от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступает в силу с 01.07.2014.

      Вместе с тем, как следует из пунктов 9 и 18 Порядка ведения адресной системы и представления содержащейся в ней адресной информации, утвержденного Приказом ФНС России от 31.08.2011 № ММВ-7-6/529@, зарегистрированного Минюстом РФ 03.10.2011 № 21963, актуализация адресной информации в ФИАС (Федеральная информационная адресная система) производится на основании документов о присвоении наименований муниципальным образованиям, городским и сельским поселениям, районам, населенным пунктам, площадям и иным территориям в населенных пунктах, а также улицам, площадям и иным территориям в населенных пунктах, а также документов об изменении административного, муниципального деления, о присвоении наименований муниципальным образованиям, административно-территориальным единицам, городским и сельским поселениям, районам, населенным пунктам, а также улицам, площадям и иным территориям в населенных пунктах.

     Таким образом, поскольку в документах заявителя в качестве адреса указано: <...> и именно с этим адресом юридическое лицо зарегистрировано налоговым органом, оснований для указания в выписке из ЕГРЮЛ адреса юридического лица: <...>, при отсутствии документов об изменении административного, муниципального деления либо о присвоении иного наименования улицы, на которой располагается заявитель, налоговый орган в выписке из ЕГРЮЛ не имел законного права указывать иной адрес (место нахождения) юридического лица, чем тот, который указан в его учредительных документах, и акте о присвоении номера объекту недвижимости, в помещении которого располагается заявитель.

     При таких обстоятельствах арбитражный суд находит заявленные требования обоснованными, подтвержденными материалами дела и подлежащими удовлетворению на основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.

     В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

     В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны. В связи с удовлетворением заявленных требований государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит взысканию с налогового органа, поскольку с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.11.2008 № 7959/08, в случае признания обоснованными полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном объеме.

     Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

     Признать незаконными как противоречащие требованиям Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы по указанию в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о месте нахождения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пензенский государственный технический университет»: 440039, <...> вместо: 440039, <...> а также обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы указать в ЕГРЮЛ достоверные сведения об адресе (месте нахождения) заявителя: 440039, <...>

     Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы (<...>) в пользу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пензенский государственный технический университет» (<...> расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

     Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара) в течение 1 месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                        Е.Л.Столяр