ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А49-10727/20 от 17.02.2021 АС Пензенской области

Арбитражный суд Пензенской области

Кирова ул., д. 35/39, Пенза г., 440000,

тел.: +78412-52-99-97, факс: +78412-55-36-96,

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

25 февраля  2021 года                                                              Дело № А49-10727/2020

Резолютивная часть решения объявлена «17» февраля 2021 года.

В полном объёме решение изготовлено «25» февраля 2021 года.

Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Кудрявцевой Ж.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Догужиевой Л.А. рассмотрев дело по иску

Администрации города Белинского Белинского района Пензенской области (ИНН 5810001097, ОГРН 1025801072296, 442250, Пензенская обл., Белинский р-он, г. Белинский, пл. Комсомольская, д. 8)

к Обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ИНН 5810006176, ОГРН 1055800508191, 442250, Пензенская обл., Белинский р-он, г. Белинский, ул. Колычевская, д. 111)

о взыскании 810 116 руб. 81 коп.,

при участии:

от истца: Понкратова-Моисеева Л.В. – представитель по доверенности;

от ответчика: Кадеркаева Н.Я. – представитель по доверенности,

установил:

Администрации города Белинского Белинского района Пензенской области обратилась в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" о взыскании 810 116 руб. 81 коп., в том числе суммы неосновательного  обогащения в размере 807 923 руб. 07 коп. – субсидии из бюджета города Белинского на возмещение затрат в связи с оказанием услуг холодного водоснабжения за период с января по август 2019 года, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в период с 09.10.2020г. по 31.10.2020г. в размере 2 193 руб. 74 коп. 

Судебное разбирательство назначено на 17.02.2021г.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик в отзыве на иск заявленные требования не признал, указывая, что выплата субсидий в спорный период произведена на основании Соглашений о предоставлении субсидии из бюджета города Белинского, решения о выплате субсидий приняты Комиссией, в соответствии с Порядком предоставления субсидий юридическим лицам, утвержденным Решением администрации г. Белинского Белинского района Пензенской области от 26.01.2018г. № 525-92/6. Истцом нарушен порядок возврата субсидий, установленный Порядком о выплате субсидий, поскольку акт главного распорядителя денежных средств о выявленном нарушении не составлен, требование о возврате не предъявлено ответчику, постановление о возврате необоснованно выплаченной суммы не вынесено. Ответчик полагает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права.

Истец, возражая против доводов ответчика, указал, что исковые требования предъявлены на основании акт прокуратуры Белинского района от 12.02.2020г., составленного по результатам проверки, в связи с этим истец полагает, что дополнительное составление акта Администрации г. Белинский не требуется.

Проверив материалы дела, Арбитражный суд Пензенской области установил следующее.

Между Администрацией города Белинского Белинского района Пензенской области и Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» в период с января 2019г. по август 2019г. включительно были заключены соглашения на предоставление субсидий в связи с оказанием обществом услуг по холодному водоснабжению населения города Белинского.

Выплата субсидий осуществлялась в соответствии с Порядком предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям),  индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, утвержденным Решением администрации г. Белинского Белинского района Пензенской области от 26.01.2018г. № 525-92/6 (л.д. 85-88).

В соответствии с п. 1.2. указанного Порядка, субсидии юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (заявители) предоставляются в целях возмещения обоснованных и документально подтвержденных затрат или недополученных доходов в связи с оказанием жилищно-коммунальных и бытовых услуг населению города Белинского.

В соответствии с указанным Порядком Администрацией города Белинского Белинского района Пензенской области в спорный период был заключен ряд Соглашений о предоставлении из бюджета города Белинского субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат (неполученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, в которых определены размер порядок и сроки перечисления субсидии (л.д. 105-126).

В указанный период истцом была произведено выплата субсидии в размере 3 519 385 руб. 41 коп.

Соглашением от 13.02.2019г. предоставлена субсидия за январь 2019г. в размере 402 814 руб. 38 коп. (п. 2.1. соглашения).

Соглашением от 18.03.2019г. предоставлена субсидия за февраль 2019г. в размере 422 263 руб. 82 коп. (п. 2.1. соглашения).

Соглашением от 10.04.2019г. предоставлена субсидия за март 2019г. в размере 425 488 руб. 70 коп. (п. 2.1. соглашения).

Соглашением от 20.05.2019г. предоставлена субсидия за апрель 2019г. в размере 415 388  руб. 40 коп. (п. 2.1. соглашения).

Соглашением от 21.06.2019г. предоставлена субсидия за май 2019г. в размере 434 347 руб. 02 коп (п. 2.1. соглашения).

Соглашением от 23.07.2019г. предоставлена субсидия за июнь 2019г. в размере 493 680 руб. 00 коп. (п. 2.1. соглашения).

Соглашением от 10.09.2019г. предоставлена субсидия за июль 2019г. в размере 475 202 руб. 91 коп. (п. 2.1. соглашения).

Соглашением от 15.11.2019г. предоставлена субсидия за август 2019г. в размере 450 200 руб. 18 коп. (п. 2.1. соглашения).

По результатам прокурорской проверки было выявлено, что при расчете сумм субсидий за период с января 2019г. по август 2019г., администрацией города Белинского Белинского района Пензенской области были учтены затраты не только по оказанию услуг населению города Белинского, но и затраты по оказанию услуг юридическим лицам и населению с. Сяськино Волчковского сельсовета Белинского района Пензенской области.

В связи с нарушением условий предоставления субсидий администрацией г. Белинского Белинского района Пензенской области за период с января по август 2019г. неправомерно выплачено ответчику субсидии в общей сумме 807 923 руб. 07 коп., в т.ч. за январь 2019г. – 105 499 руб. 40 коп., за февраль 2019г. – 123 702 руб. 10 коп., за март 2019г. – 131 156 руб. 05 коп., за апрель 2019г. – 122 927 руб. 63 коп., за май 2019г. – 112 119 руб. 92 коп., за июнь – 94 722 руб. 49 коп., за июль 2019г. – 31 502 руб. 49 коп., за август 2019г. -86 293 руб. 10 коп.

Истец, полагая возникновение на стороне ответчика неосновательного обогащения, в связи с неправомерной выплатой субсидии в сумме 807 923 руб. 07 коп., направил ответчику претензию о возврате неосновательного обогащения (л.д. 11-13).

Ответчик в ответе исх. № 291 от 22.10.2020г. в удовлетворении претензии истца отказал, указывая, что выплата субсидии произведена в соответствии с Порядком  предоставления субсидии, утвержденным Решением городского собрания представителей г. Белинского Белинского района Пензенской области № 525-92/6 от 26.01.2018г. на основании решений комиссии по принятию решения о предоставлении субсидии юридическим лицам, обязательства по оказанию жилищно-коммунальных и бытовых услуг потребителям города Белинского в спорный период Обществом исполнены, основания для возврата субсидии отсутствуют.

Поскольку требования истца в добровольном порядке не удовлетворены ответчиком, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).

Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг утвержден Решением Городского собрания представителей г. Белинского Белинского района Пензенской области № 525-92/6 от 26.01.2018г. (л.д. 85-99).

Пунктом 1.2 Порядка предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (заявители) предоставляются в целях возмещения обоснованных и документально подтвержденных затрат или недополученных доходов в связи с оказанием жилищно-коммунальных и бытовых услуг населению города Белинского.

Субсидии предоставляются за счет средств бюджета города Белинского в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в решении городского собрания представителей города Белинского Белинского района Пензенской области о бюджете города Белинского Белинского района Пензенской области на текущий финансовый год и плановый период на данные цели на соответствующий финансовый год (п. 1.3 Порядка).

Субсидии носят заявительный характер, право на предоставление субсидии имеют заявители, фактически оказывающие населению города Белинского жилищно-коммунальные и бытовые услуги (п. 1.4 Порядка).

В соответствии с п. 1.6 Порядка Главным распорядителем средств бюджета города Белинского, осуществляющим предоставление субсидий в соответствии с пунктом 1.3 Порядка, является Администрация города Белинского Белинского района Пензенской области.

Условия и порядок предоставления субсидии определен в разделе 2 Порядка.

Решение о предоставлении субсидии оформляется протоколом. Решение Комиссии, оформленное протоколом, является основанием для заключения администрацией города Белинского Соглашения с Заявителем на предоставление субсидий (п. 2.10. порядка).

Приложением № 2 к Решению городского собрания представителей города Белинского утвержден состав Комиссии по принятию решения о предоставлении субсидий.

Разделом 4 указанного Порядка, установлены требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

Так, в случае выявления нарушения условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидии получателем субсидии, Главный распорядитель и (или) орган муниципального финансового контроля составляет акт о нарушении условий предоставления субсидии, в котором указывается выявленное нарушение и сроки их устранения.

В соответствии с п. 4.3. Порядка в случае не устранения нарушений в сроки, указанные в акте, Главный распорядитель принимает решение о возврате в бюджет предоставленной субсидии, оформляемое в виде постановления.

В соответствии с п. 4.4. Порядка, в течение 5 рабочих дней с даты подписания постановления, указанное постановление направляется получателю субсидии вместе с требованием о возврате субсидии в бюджет города Белинского, содержащее суму, сроки, код бюджетной классификации Российской Федерации, по которому должен быть осуществлен возврат субсидии, реквизиты банковского счета, на который должны быть перечислены средства.

Получатель обязан осуществить возврат субсидии в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования (п. 4.5).

В случае невозврата субсидии, сумма, израсходованная с нарушением условий её предоставления, подлежит взысканию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 4.6 Порядка).

Как следует из материалов дела, прокуратурой Белинского района была проведена проверка в ООО «Водоканал» (Пензенская область, г. Белинский, ул. Колычевская, д. 111) исполнения бюджетного и налогового законодательства при использовании ООО «Водоканал» субсидий из бюджета города Белинского в 2019 году, в результате которой установлено, что при расчете сумм субсидий за период с января 2019г. по август 2019г., администрацией города Белинского Белинского района Пензенской области были учтены затраты не только по оказанию услуг населению города Белинского, но и затраты по оказанию услуг юридическим лицам и населению с. Сяськино Волчковского сельсовета Белинского района Пензенской области.

В связи с нарушением условий предоставления субсидий администрацией г. Белинского Белинского района Пензенской области за период с января по август 2019г. неправомерно выплачено ответчику субсидии в общей сумме 807 923 руб. 07 коп. (л.д. 19-20).

Постановлением от 19.02.2020г. по результатам проверки было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы администрации города Белинского Белинского района Пензенской области Самойлина В.Н.

Постановлением от 19.02.2020г. по результатам проверки было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы администрации города Белинского Белинского района Пензенской области Верховой Е.С.

Ответчик, возражая против иска, указал, что не согласен с позицией истца о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения, поскольку выплата субсидии в спорный период произведена по заявлениям Общества на основании Решений Комиссии по Соглашениям о выплате субсидии в соответствии с утвержденным Порядком.

Ответчик, не оспаривая факта предоставления субсидии в заявленном в иске размере 807 923 руб. 07 коп. на оказание жилищно-коммунальных и бытовых услуг юридическим лицам и населению села Сяськина Волчковского сельсовета Белинского района Пензенской области, возражает против иска, указывая на нарушение истцом указанного Порядка возврата субсидии, в связи с чем считает иск не подлежащим удовлетворению.

Истец, возражая против доводов ответчика, указал, что нарушение порядка предоставления субсидии выявлено по результатам прокурорской проверки и подтверждено актом прокуратуры Белинского района от 12.02.2020г.

С учетом изложенного, истец полагает, что вынесение дополнительного акта, постановления, требования Администрацией города Белинского не требуется.

Проверив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд пришел к выводу, что нарушение условий выплаты субсидии подтверждается актом прокуратуры Белинского района от 12.02.2020г. в отношении ООО «Водоканал». Ответчик не представил доказательств целевого использования полученной суммы субсидии.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что истцом не соблюден порядок возврата излишне выплаченной субсидии, установленный разделом 4 Порядка предоставления субсидий, однако отказ в удовлетворении исковых требований не приведет к удовлетворению требований истца в добровольном порядке, поскольку из поведения ответчика не усматривается намерения добровольно оперативно урегулировать спор.

В случае нецелевого использования бюджетной субсидии получатель субсидии обязан возвратить указанную сумму как неосновательное обогащение

Тот факт, что денежные средства были израсходованы обществом не по целевому назначению, свидетельствует о возникновении на стороне лица, получившего субсидию, неосновательного обогащения. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что полученные денежные средства являлись бюджетными.

Учитывая, что нарушение условий выплаты субсидии ответчику и получение ответчиком субсидии в завышенном размере в сумме 807 923 руб. 07 коп. имеет место, а ответчик в ходе рассмотрения дела не оспаривал наличие излишне выплаченной субсидии и её размер, между тем не выразил намерения добровольно урегулировать спор в досудебном порядке, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в сумме 807 923 руб. 07 коп. на основании ст. ст. 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации

Кроме того, истец также просил взыскать с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 09.10.2020г. по 31.10.2020г. в размере 2 193 руб. 74 коп.

В силу п. 1 ст. 1102, п. 2 ст. 1107 ГК РФ неосновательно обогатившееся лицо обязано не только возвратить сумму неосновательного обогащения, но и уплатить на нее проценты в порядке, предусмотренном ст. 395 ГК РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2014 N 302-ЭС14-1779, от 28.02.2018 N 304-ЭС17-23700, к отношениям сторон по исполнению условий договора о предоставлении субсидии могут быть применены нормы ГК РФ.

В пункте 6.1. Соглашений о предоставлении субсидии из бюджета города Белинского установлено, что стороны несут ответственность за выполнение принятых на себя обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями соглашения и Порядком предоставления субсидии.

Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из соглашений, предметом которых является предоставление бюджетных средств, ГК РФ не содержит.

Учитывая, что Соглашениями о предоставлении из бюджета города Белинского субсидии, заключенными сторонами в спорный период, предусмотрена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств со соглашению, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, следует признать, что требование администрации о взыскании с общества излишне выплаченной субсидии и процентов по правилам ст. 395 ГК РФ является обоснованным.

Согласно ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Представленный истцом расчет суммы процентов за пользование чужими денежными средствами судом проверен и признан надлежащим.

Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств надлежащего исполнения ответчиком обязательств по возврату предоставленной суммы субсидии, претензия истца исх. № 1787 от 01.10.2019г. ответчиком в добровольном порядке не исполнена, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными в сумме 2 193 руб. 74 коп. также является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Учитывая, что нарушение истцом порядка возврата субсидии имело место, суд относит расходы по государственной пошлине на истца, но поскольку истец в силу ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины и при обращении в суд её не оплачивал, государственная пошлина взысканию в доход бюджета не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» в пользу Администрации города Белинского Белинского района Пензенской области денежные средства в сумме 810 116 руб. 81 коп., в том числе: неосновательное обогащение в сумме 807 923 руб. 07 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 2 193 руб. 74 коп.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня изготовления решения  в полном объеме.

Судья                                                                       Ж.В. Кудрявцева