ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А49-11516/20 от 30.06.2021 АС Пензенской области

Арбитражный суд Пензенской области

Кирова ул., д. 35/39, Пенза г., 440000,

тел.: +78412-52-99-97, факс: +78412-55-36-96, http://www.penza.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Пенза                                            

«7» июля 2021 года                                                                               Дело № А49-11516/2020

Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2021 г.

Решение изготовлено в полном объеме 7 июля 2021 г.

Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Каденковой Е.Г. при ведении протокола до и после перерыва помощником судьи Колдомасовой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Горводоканал» (ул. Кривозерье, 24, г. Пенза, обл. Пензенская, 440031; ОГРН <***>, ИНН <***>) к акционерному обществу «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» (ул. Советская, д. 9, г. Пенза, обл. Пензенская, 440026; ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 458914 руб. 01 коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 (до и после перерыва) – представителя по доверенности от 06.04.2021,

от ответчика: ФИО2.(до перерыва) – представителя по доверенности от 04.03.2021 № 32, ФИО3 (после перерыва) – представителя по доверенности от 01.03.2021 № 30,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Горводоканал» (далее также – ООО «Горводоканал», истец) обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» (далее также – АО «ПНИЭИ», ответчик) о взыскании задолженности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за декабрь 2019 года в размере 458914 руб. 01 коп.

Исковые требования заявлены на основании ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ).

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 07.12.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ).

9 февраля 2021 года арбитражный суд, учитывая специфику спора, наличие спорных вопросов, требующих проведения судебного заседания и вызова сторон, необходимость выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств, перешел к рассмотрению настоящего дела по общим правилам искового производства (определение от 09.02.2021 о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства и назначении предварительного судебного заседания).

Ответчик в отзыве на исковое заявление и дополнении к нему (т. 1 л.д.53-55, 116-117) против удовлетворения исковых требований возражал, ссылаясь на то, что в месте забора проб сточных вод по адресу: <...>,- функционируют высокотехнологичные очистные сооружения с замкнутым водооборотом, эффективность работы которых подтверждена результатами химико-аналитических анализов лаборатории ответчика, контролем сервисных служб и высоким качеством оборотной воды, повторно используемой в производстве. Затраты на обслуживание, реконструкцию и модернизацию составили более 25 млн. руб. в период с 2008 по 2020 гг. Кроме того, ответчик ведет постоянную работу по совершенствованию систем очистки сточных вод, в т.ч. с использованием локальных установок регенерации, эксплуатируемых на участках основного производства, с дальнейшей доочисткой на очистных сооружениях. Работы ответчика по модернизации очистных сооружений запланированы «Планом мероприятий по обеспечению требований охраны окружающей среды на 2019 год», «Планом мероприятий по обеспечению требований охраны окружающей среды на 2020 год», ежегодным «Планом технического перевооружения», объемы затрат включены в инвестиционную программу предприятия, АРМ-бюджет и состоят на общем контроле выполнения Головного Холдинга – АО «Концерн «Автоматика». План технического перевооружения разрабатывается в соответствии с установленной на предприятии системой менеджмента качества (в рамках стандарта СТО РИВУ-78-2016) и включает в себя, в т.ч. осуществление мероприятий по обеспечению экологической безопасности. Как указывает ответчик, в соответствии со статьями 16.3 и 17 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в программу повышения экологической эффективности или план мероприятий по охране окружающей среды, в пределах начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении всех загрязняющих веществ. Учитывая факт понесенных затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, ответчик полагал, что предъявленная ко взысканию сумма подлежит снижению на 50 %, а следовательно, сумма к уплате составит 229457 руб. 01 коп. Кроме того, анализ проб сточных вод из данной точки отбора ни до, ни после указанно даты не имел таких высоких показателей загрязнений, о чем свидетельствуют соответствующие выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод лаборатории истца. Технологией производственных процессов, действующих на территории ответчика невозможен такой значительный выброс вредных веществ, даже при сбое работы очистных сооружений, т.к. объемы промывных вод не содержат концентратов или каких-либо реакционных смесей; очистка всех стоков постоянно ритмичная, в режиме двухступенчатой мембранной обработки замкнутого типа. При таких обстоятельствах, а также с учетом наличия действующей систему очистных сооружений, проводимых ответчиком мероприятий по модернизации и реконструкции системы очистных сооружений с оборотным водоснабжением, и отсутствием реальных загрязнителей по выявленным превышениям показателей сточной воды, ответчик полагал заявленные исковые требования необоснованными.

В судебном заседании 23 июня 2021 года представитель ответчика просил суд отложить судебное разбирательство на более поздний срок.

Представитель истца против отложения судебного разбирательства возражал, полагал возможным лишь объявить в судебном заседании перерыв, пояснив, что ответчик не обращался к истцу с предложением о заключении мирового соглашения.

Принимая во внимание сроки рассмотрения настоящего дела судом, а также то, что судебное разбирательство по ходатайству сторон неоднократно откладывалось (в т.ч. для урегулирования спора во внесудебном (мирном) порядке), арбитражный суд, руководствуясь статьями 158 и 159 АПК РФ не нашел законных оснований для удовлетворения ходатайства ответчика и отложения судебного разбирательства, вместе с тем признал возможным на основании ст. 163 АПК РФ объявить в судебном заседании перерыв до 30 июня 2021 года до 16 часов 40 минут.

О времени и месте проведения судебного заседания представители истца и ответчика были извещены под роспись (извещение от 23.06.2021). Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.penza.arbitr.ru).

В судебном заседании после перерыва представитель истца поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований в заявленном истцом размере возражал, указав на необходимость снижения предъявленной ко взысканию суммы с учетом понесенных ответчиком затрат.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд приходит к следующему.

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в ГК РФ, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (п. 2 ст. 307, 309 ГК РФ).

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами (ст. 310 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также – Закон о водоснабжении и водоотведении) по договору холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (ч. 1 ст. 14 Закона о водоснабжении и водоотведении).

В силу части 2 статьи 13 и части 2 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора, к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, а к договору о водоотведении – предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации положения договора о возмездном оказании услуг.

Статьями 544 и 781 ГК РФ предусмотрена обязанность заказчика (абонента) оплатить оказанные ему услуги, а также фактически принятый объем энергии в порядке и сроки, установленные в договоре.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что 25 апреля 2007 года между ООО «Горводоканал» (Водоканалом) и ФГУП «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» (Абонентом; впоследствии прекратил свою деятельность в результате реорганизации в форме преобразования в открытое акционерное общество «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» (запись регистрации прекращения деятельности в ЕГРН от 30.12.2011, номер записи в реестре – 2115836082525), которое было переименовано в акционерное общество Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» (дата внесения записи в ЕГРЮЛ – 30.06.2015, номер записи в реестре – 2155836061478) заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ для юридических лиц и граждан – собственников нежилых помещений № 52 (в редакции протокола разногласий, протокола согласования разногласий; далее также – Договор, т. 1 л.д. 9-19), предметом которого являются отпуск питьевой воды из городского водопровода, прием сточных вод в системы городской канализации и оплата предоставляемых услуг Абонентом (п. 1.1 Договора).

Заключенный Договор является смешанным, содержащим в себе элементы договоров энергоснабжения и возмездного оказания услуг (пункт 3 статьи 421 ГК РФ).

В пункте 1.4 Договора стороны установили, что объекты Абонента расположены по адресам:

- ул. Советская, 9,

- пр. Победы, 69а,

- ул. Окружная, 111,

- ул. Чкалова, 54.

В соответствии с подпунктами 3.2.8, 3.2.9 пункта 3.2 Договора Абонент обязан не превышать концентраций загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему канализации Водоканала, установленные действующим законодательством, графиками аналитического контроля, полученным разрешением на сброс загрязняющих веществ, а также содержать контрольные колодцы в технически исправном состоянии, обеспечить к ним нормальные подъездные пути, очищать крышки люков от грязи и снега.

Согласно подпункту 3.1.4 пункта 3.1 Договора Водоканал обязан систематически контролировать качество сточных вод, отводимых Абонентом в канализацию Водоканала путем отбора проб.

В пункте 2.3 Договора стороны установили, что контроль за соблюдением Абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется Водоканалом путем выполнения анализов проб сточных вод Абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах в соответствии с п. 5 Договора.

Анализы проб сточных вод производятся лабораторией Водоканала. Водоканал вправе провести анализ отобранных сточных вод в иной независимой аттестованной лаборатории (п. 5.6 Договора).

В соответствии с п. 5.1 Договора контроль за соблюдением нормативов качества сбрасываемых сточных вод Абонентом осуществляется Водоканалом путем выполнения анализов проб сточных вод Абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Отбор контрольных проб производится в соответствии с действующим законодательством и другими нормативными документами.

Сроки отбора проб (контрольных проб) и время проведения отбора определяются Водоканалом (п. 5.2 Договора).

В пункте 5.4 Договора стороны установили, что протокол и (или) акт подписываются представителями Водоканала и Абонента с указанием должности и фамилии. Вторые экземпляры протокола и (или) акта остаются у Абонента. Представителем Абонента является любое лицо, назначенное должностным лицом Абонента по письменному либо устному распоряжению, действующее без доверенности и участвующее в отборе проб и в подписании акта. При несогласии Абонента с содержанием протокола и (или) акта Абонент обязан подписать их с указанием своих возражений по предъявленным претензиям. При отказе Абонента от подписания этих документов они вступают в силу в одностороннем порядке с отметкой «от подписи отказался».

Полученный результат пробы Стороны считают действительным до следующего отбора проб (подп. 3.1.4 п. 3.1, п. 5.8 Договора).

Порядок расчетов по Договору согласован в разделе VI Договора.

В соответствии с п. 6.3 Договора расчеты с Абонентом за сброс загрязняющих веществ и превышение нормативов водоотведения производятся на основании действующего законодательства и Договора в размерах, установленных нормативными актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления.

Согласно п. 6.6 Договора изменение платежей за сброс загрязняющих веществ производится:

- при обращении Абонента с документальным обоснованием уменьшения сброса загрязняющих веществ;

- по результатам проведенного обследования при контрольных проверках.

Договор заключен сторонами на срок по 31.12.2007 и распространил свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2007 (п. 10.2 Договора).

В пункте 10.2 Договора стороны также предусмотрели условие о дальнейшей автоматической пролонгации Договора на тот же срок и на тех же условиях, если ни одна из сторон в письменной форме не заявит о расторжении или изменении Договора в месячный срок до момента истечения срока его действия.

При рассмотрении настоящего дела сторонами не представлено доказательств, свидетельствующих об отказе от договорных отношений либо заключении нового договора, в связи с чем, суд квалифицирует Договор как заключенный и действующий в спорном периоде.

Между сторонами согласован контрольный колодец ответчика и отражен в соответствующей схеме (т. 1 л.д. 19).

Из материалов дела следует, что сотрудниками истца с целью определения качественного состава сточных вод 17.12.2019 был произведен отбор проб сточных вод, отводимых ответчиком, по адресу: <...>.

Отбор проб производился в присутствии представителя ответчика – старшего мастера ФИО4

Наличие у данного лица полномочий на участие в отборе проб и подписание акта сторонами не оспаривается.

Отбор проб оформлен актом № 1562 от 17.12.2019 (т. 1 л.д. 20).

В соответствии с условиями Договора анализ отобранных проб сточных вод был произведен лабораторией ООО «Горводоканал».

Превышение лимита сброса загрязняющих веществ в систему централизованной канализации зафиксировано в протоколе результатов количественного химического анализа проб сточных вод (т. 1 л.д. 21), направленном в адрес ответчика.

Расчет размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также счет на оплату были направлены истцом ответчику сопроводительным письмом от 14.07.2020 № 2485/22-7302 (т. 1 л.д. 25).

По расчету истца, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за декабрь 2019 года составил 458914 руб. 01 коп.

Ссылаясь на то, что выставленный счет на оплату АО «ПНИЭИ» в установленный срок оплачен не был, ООО «Горводоканал» обратилось с настоящим иском в суд.

Нормативы состава сточных вод – это устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации). При этом правилами холодного водоснабжения и водоотведения определяется, в том числе порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов (п. 13.1 ст. 2, п. 8.2 ч. 11 ст. 7 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Часть 1 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении устанавливает обязанность абонента вносить плату за нарушение нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод.

В соответствии с подпунктами «ж», «и» пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в редакции, действовавшей в спорный период; далее также – Правила № 644), абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.

Согласно пункту 111 Правил № 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).

Пунктом 113 Правил № 644 определено, что сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:

а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению № 4;

б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению № 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.

В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункт 118 Правил № 644).

Согласно пункту 120 Правил № 644, в случае если по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 настоящих Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = Кк x T x Q.

При этом Q - объем сточных вод, сброшенных абонентом через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксирован сброс веществ с нарушением запрета, установленного подпунктом «а» пункта 113 настоящих Правил (куб. метров).

Согласно пункту 123 Правил № 644 в случае сброса, в том числе в случае указания сброса в декларации, абонентом сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения без учета налога на добавленную стоимость в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле (за исключением случаев исчисления платы в соответствии с пунктом 120 настоящих Правил): П = (Макс(Ki1) + Сумм(Ki2) + Макс(Ki3) + Сумм (Ki4) + Kiрн + KiT + Кiлос + Кiжиры + Kiпхб + Макс(Кi5)) x T x Qпр.

В пункте 36 Правил № 644 установлено право организации водопроводно-канализационного хозяйства взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.

Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета (пункт 119 Правил № 644).

Контроль состава и свойств сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 г. № 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод» (далее - Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод), и условиями договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке сточных вод (пункт 85 Правил № 644).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, действовавшие в спорный период (далее также – Правила № 525), действовавшие в спорный период, согласно пункту 3 которых контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод.

В силу пунктов 18, 19 Правил № 525 отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб.

Согласно п. 22 Правил № 525 отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.

В силу п. 27 Правил № 525 по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении № 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.

В соответствии с п.28 Правил № 525 при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений.

Из пункта 29 Правил № 525 следует, что параллельный отбор проб является правом абонента, а не обязанностью организации, осуществляющей водоотведение.

При отборе параллельной пробы сточных вод ее анализ проводится в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств абонента (п. 29 Правил № 525).

В соответствии с п. 30 Правил № 525 отбор резервной пробы производится организацией, осуществляющей водоотведение, в случае отбора параллельной пробы.

В рамках настоящего дела отбор проб сточных вод производился из согласованного сторонами контрольного колодца в присутствии представителя ответчика, полномочия которого сторонами не оспариваются.

Акт подписан представителем ответчика без замечаний.

Ответчик, надлежащим образом извещенный об отборе проб, своим правом на отбор параллельной пробы и ее анализ аккредитованной лабораторией не воспользовался.

Анализ проб ответчиком в установленном порядке не оспорен.

Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

При таких обстоятельствах, исходя из представленных в материалы дела доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о том, что отбор сточных вод проведен истцом без нарушений требований нормативных актов; факт превышения ответчиком нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, и сведения, примененные в расчете истца, подтверждены документально и ответчиком надлежащим образом не опровергнуты; форма и содержание акта соответствуют требованиям, установленным нормативными актами.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал на наличие очистных сооружений, а также на необходимость уменьшения предъявленной ко взысканию платы на 50 % с учетом понесенных ответчиком расходов на модернизацию очистных сооружений.

Пунктом 115 Правил № 644 предусмотрено, что абоненты, допустившие неоднократное (2 и более раза в течение календарного года) нарушение требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 113 Правил № 644, или неоднократное грубое превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, а также указавшие в декларации фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах или фактические показатели свойств сточных вод с грубым превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, в целях обеспечения соблюдения требований, предусмотренных пунктом 113 Правил № 644, обязаны утвердить план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод по согласованию с организацией, осуществляющей водоотведение.

Иные абоненты вправе разработать план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод и утвердить его по согласованию с организацией, осуществляющей водоотведение.

Из пункта 116 (3) Правил № 644 следует, что на период реализации плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод абонент и организация, осуществляющая водоотведение, вправе заключить соглашение, предусматривающее вычет из суммы платы абонента за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения документально подтвержденных затрат на реализацию мероприятий плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, фактически произведенных абонентом на дату внесения платы, но не более 50% размера начисленной платы.

На основании статей 421 и 445 ГК РФ договор подлежит заключению в обязательном порядке в случае, когда такая обязанность предусмотрена ГК РФ и другими федеральными законами.

Какими-либо федеральными законами (в т.ч. ГК РФ, Законом о водоснабжении и водоотведении) не предусмотрена обязанность организации, осуществляющей водоотведение, по заключению в обязательном порядке соглашения, предусматривающего вычет из суммы платы абонента за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения документально подтвержденных затрат на реализацию мероприятий плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод. В этой связи заключение соглашения может быть осуществлено исключительно по соглашению сторон, но не является обязательным для организации, осуществляющей водоотведение.

При определении суммы затрат на реализацию мероприятий плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, подлежащих к вычету из суммы платы абонента за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, целесообразно по аналогии использовать порядок, предусмотренный статьей 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Затратами на реализацию мероприятий по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, на финансирование мероприятий, включенных в согласованный в установленном порядке план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод.

Вычет суммы затрат на реализацию плана мероприятий по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод производится из начисленной платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения только по тем показателям (каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения), по которым в соответствии с планом мероприятий по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод предусматривается снижение объема сбросов загрязняющих веществ, поступающих в централизованную систему водоотведения, но не более 50% размера начисленной платы.

Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120 и 123 (2) Правил № 644, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод.

Затраты на реализацию плана мероприятий по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, не учтенные при исчислении платы в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды в течение срока выполнения плана.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 24.05.2017 № 18063-АЧ/04 указало, что затраты на реализацию плана мероприятий по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, фактически произведенные абонентом до утверждения и согласования с организацией, осуществляющей водоотведение, указанного плана, не подлежат вычету из суммы платы абонента за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Аналогичное положение было включено в Правила № 644 Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728.

Материалами дела подтверждается и истцом не оспаривается выполнение работ по возведению комплексной системы очистных сооружение на объекте ответчика, а также по ее обслуживанию.

Вместе с тем, план мероприятий по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод истцом утвержден не был, соглашение, предусматривающее вычет из суммы платы абонента за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения суммы документально подтвержденных затрат на реализацию мероприятий плана, между сторонами не заключено.

Доказательства обратного в материалы дела не представлены.

Как и не представлены декларации о составе и свойствах сточных вод, предусмотренные пунктом 119 Правил № 644.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии у истца обязанности уменьшить предъявленную ко взысканию с ответчика плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Принимая во внимание изложенное, а также то, что факт превышения ответчиком нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, и сведения, примененные в расчете истца, подтверждены документально и ответчиком в установленном порядке не опровергнуты, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения возложена на ответчика требованиями действующих нормативных правовых актов, арбитражный суд, руководствуясь положениями ст.ст. 309, 310, 781 ГК РФ, ст.ст. 7, 14 Закона о водоснабжении и водоотведении, Правилами № 644, признает исковые требования ООО «Горводоканал» о взыскании с АО «ПНИЭИ» задолженности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы за декабрь 2019 года в размере 458914 руб. 01 коп. подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 112 и частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд решает вопросы распределения судебных расходов.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При подаче искового заявления ООО «Горводоканал» уплачена государственная пошлина в размере 12178 руб. 00 коп. (платежное поручение № 8892 от 17.11.2020).

Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, постольку понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 12178 руб. 00 коп. подлежат отнесению на ответчика как на проигравшую сторону.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

решил:

исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Горводоканал» удовлетворить полностью. Расходы по уплате государственной пошлины отнести на ответчика.

Взыскать с акционерного общества «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» (ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Горводоканал» (ОГРН <***>) долг в сумме 458914 руб. 01 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 12178 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                                        Е.Г. Каденкова