Кирова ул., д. 35/39, Пенза г., 440000,
тел.: +78412-52-99-97, факс: +78412-55-36-96, http://www.penza.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Пенза
09 июня 2021г. Дело №А49-11889/2020
Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2021г.
В полном объеме решение изготовлено 09 июня2021г.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Дудоровой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Займидорога М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТеплоРесурс» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании постановления от 20.11.2020 о назначении административного наказания по делу № 058/04/14.31-707/2020 об административном правонарушении,
третьи лица: администрация Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),
администрация Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),
местная православная религиозная организация Прихода Церкви Казанской Иконы Божией Матери с. Пригородное Сердобского района Пензенской области Сердобской Епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) (ОГРН <***>, ИНН <***>),
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. А.В. Каляпина с. Пригородное (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в судебном заседании: от антимонопольного органа – ФИО1 – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы по доверенности №145-2 от 21.01.2021; ФИО2 – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы по доверенности № 1027-2 от 01.04.2021, от третьих лиц: администрации Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области – ФИО3 представителя по доверенности №2 от 15.01.2021; от администрация Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области – ФИО3 – представителя по доверенности №1 от 15.01.2021,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 20.11.2020 о назначении административного наказания по делу № 058/04/14.31-707/2020 об административном правонарушении, в соответствии с которым на заявителя был наложен административный штраф в размере 50000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование требований заявитель привел доводы о том, что не является субъектом естественной монополии в области оказания услуг по передаче тепловой энергии, не занимает доминирующего положения на соответствующем товарном рынке, вследствие чего не может быть субъектом вмененного ему административного правонарушения. Также заявитель указал, что выводы антимонопольного органа о нарушении ООО «ТеплоРесурс» порядка ценообразования сделаны по результатам анализов гражданско-правовых договоров Общества с потребителями тепловой энергии, однако, эти договоры нельзя признать заключенными, о чем судом сделан соответствующий вывод при разрешении споров между ООО «ТеплоРесурс» и потребителями по расчетам за поставленный ресурс. Полагает, что им не было допущено нарушения законодательства о ценообразовании, поскольку стоимость отпущенной тепловой энергии определялась по фактическим затратам, установленным экспертным путем.
В возражениях на отзыв антимонопольного органа (том 1 л.д. 116-117) заявитель дополнительно указал на пропуск антимонопольным органом срока давности привлечения к административной ответственности, на тот факт, что в решении антимонопольного органа о нарушении антимонопольного законодательства отсутствует указание на возбуждение дела об административном правонарушении. Полагал, что в отсутствие утвержденных органами местного самоуправления схем теплоснабжения на территории Куракинского и Пригородного сельсоветов антимонопольным органом сделан необоснованный вывод о наличии у заявителя статуса субъекта естественной монополии.
В письменном отзыве на заявление (том 1 л.д. 34-35) антимонопольный орган отклонил требования заявителя, полагал законным и обоснованным оспариваемое постановление, просил отказать в удовлетворении заявления.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: администрация Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, администрация Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, местная православная религиозная организация Прихода Церкви Казанской Иконы Божией Матери с. Пригородное Сердобского района Пензенской области Сердобской Епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. А.В. Каляпина с. Пригородное.
В письменных отзывах по делу (том 1 л.д. 147-148, том 7 л.д. 115-118, 122-125) третьи лица поддержали позицию антимонопольного органа в споре.
В судебном заседании 26.05.2021 представитель ООО «ТеплоРесурс» поддержал заявленные требования в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, по ходатайству представителя заявителя в судебном заседании был объявлен перерыв до 11час. 00мин. 02.06.2021 для предоставления заявителю возможности ознакомления с письменными отзывами третьих лиц.
После перерыва в назначенное время представитель заявителя в судебное заседание не прибыл.
Представители антимонопольного органа в судебном заседании поддержали приведенные в отзыве доводы.
Представитель третьих лиц администрации Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области полагал не подлежащими удовлетворению заявленные требования.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не прибыли, извещены надлежащим образом о месте и времени его проведения.
С учетом положительного мнения представителей присутствовавших в судебном заседании участников судебного разбирательства, в соответствии с нормами статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд провел судебное заседание в отсутствие представителя заявителя и не явившихся третьих лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «ТеплоРесурс» является юридическим лицом, в качестве основного вида деятельности осуществляет деятельность по
производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. Дополнительными видами деятельности Общества являются – передача пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), обеспечение работоспособности котельных и тепловых сетей.
В антимонопольный орган поступили обращения администрации Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области, администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, директора МОУ СОШ им. А.В. Каляпина с. Пригородное Сердобского района Пензенской области, настоятеля Местной православной религиозной организации Прихода Церкви Казанской Иконы Божией Матери с. Пригородное Сердобского района Пензенской области Сердобской Епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) в отношении ООО «ТеплоРесурс» по вопросу завышения тарифов за поставляемую им тепловую энергию.
На основании указанных обращений антимонопольным органом было возбуждено дело по признакам нарушения ООО «ТеплоРесурс» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции». По результатам рассмотрения дела принято решение от 22.07.2020, которым действия ООО «ТеплоРесурс», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, которое привело (могло привести) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга лиц потребителей, признаны нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) (том 1 л.д. 107-113).
Указанное решение не оспорено, вступило в законную силу и в соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ послужило поводом для составления в отношении ООО «ТеплоРесурс» протокола №058/04/14.31-707/2020 от 07.10.2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ (том 1 л.д. 94-98).
По результатам рассмотрения указанного протокола и материалов дела антимонопольным органом вынесено постановление от 20.11.2020 о назначении административного наказания по делу №058/04/14.31-707/2020 об административном правонарушении (том 1 л.д. 42-48). Указанным постановлением ООО «ТеплоРесурс» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде наложения штрафа в размере 50000руб.
Указанное постановление оспаривается Обществом в настоящем деле.
При разрешении спора суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В ходе рассмотрения жалоб антимонопольным органом установлены и подтверждаются представленными в материалы настоящего дела документами следующие обстоятельства.
ООО «ТеплоРесурс» на праве аренды эксплуатируются три блочно-модульные котельные, расположенные по адресам: <...>; <...>; <...> (том 5 л.д. 105-116), с использованием которых Общество оказывает услуги теплоснабжения потребителям на территории с. Пригородное, с. Байка, с. Куракино Сердобского района Пензенской области.
Так, ООО «ТеплоРесурс» оказываются услуги теплоснабжения Местной православной религиозной организации Прихода Церкви Казанской Иконы Божией Матери с. Пригородное Сердобского района Пензенской области Сердобской Епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) на основании договора № 15/19 без даты на снабжение тепловой энергией в горячей воде (отопление) от котельной с. Пригородное (том 4 л.д. 32-51).
По условиям указанного договора ресурсоснабжающая организация (ООО «ТеплоРесурс») обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на отопление (в отопительный период) (пункт 1.1). Пунктом 6.1.1 договора установлено, что стоимость тепловой энергии за каждую Гкал тепловой энергии составляет 3136,30 руб. без учета НДС.
ООО «ТеплоРесурс» оказываются услуги теплоснабжения администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской на основании муниципальных контрактов № 11/19 и № 11/20 без даты на снабжение тепловой энергией в горячей воде (отопление) от котельной с. Байка (том 2 л.д. 100-124).
По условиям указанных контрактов ресурсоснабжающая организация (ООО «ТеплоРесурс») обязуется подавать муниципальному заказчику через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на отопление (в отопительный период) (пункты 1.1). В соответствии с пунктами 6.1.1 контрактов стоимость тепловой энергии за каждую Гкал тепловой энергии составляет 3100,21 руб. без учета НДС.
ООО «ТеплоРесурс» оказываются услуги теплоснабжения МОУ СОШ им. А.В. Каляпина на основани договоров №10/19 и №10/20 без даты на снабжение тепловой энергией в горячей воде (отопление), по условиям пунктов 1.1 которых ресурсоснабжающая организация (ООО «ТеплоРесурс») обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на отопление (в отопительный период) (том 2 л.д. 64-94).
Согласно пунктам 1.1.1 и 5.1.1 договоров стоимость тепловой энергии за каждую Гкал тепловой энергии составляет от котельной с. Пригородное - 3136,30 руб. без учета НДС; от котельной с. Байка - 3100,21 руб. без учета НДС; от котельной с. Куракино - 3089,32 руб. без учета НДС.
ООО «ТеплоРесурс» оказываются услуги теплоснабжения администрации Куракинского сельсовета Сердобского района Пензенской области на основании муниципальных контрактов № 12/19 и № 12/20 без даты на снабжение тепловой энергией в горячей воде (отопление), по условиям пунктов 1.1 которых ресурсоснабжающая организация (ООО «ТеплоРесурс») обязуется подавать муниципальному заказчику через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на отопление (в отопительный период) от котельной с. Куракино (том 2 л.д. 31-50).
В соответствии с пунктами 5.1.1 контрактов стоимость тепловой энергии за каждую Гкал тепловой энергии составляет 3089,32 руб. без учета НДС.
ООО «ТеплоРесурс» оказываются услуги теплоснабжения ГБУЗ «Сердобская межрайонная больница им. А.И. Настина» на основании договоров № 14/19 от 27.19.2019 и № 14/20 от 05.02.2020 на снабжение тепловой энергией в горячей воде (отопление) (том 3 л.д. 64-87). По условиям данных договоров ресурсоснабжающая организация (ООО «ТеплоРесурс») обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на отопление (в отопительный период) от котельной с. Пригородное (пункты 1.1). Стоимость тепловой энергии за каждую Гкал тепловой энергии составляет 3635,50 руб. без учета НДС (пункт 5.1.1 договора №14/19), в редакции Дополнительного соглашения к договору № 14/19 стоимость тепловой энергии за каждую Гкал тепловой энергии определена в размере 3136,30 руб. без учета НДС.
В соответствии с пунктом 5.1.1 договора № 14/20 стоимость тепловой энергии за каждую Гкал тепловой энергии составляет 3136,30 руб. без учета НДС.
ООО «ТеплоРесурс» оказываются услуги теплоснабжения ИП ФИО4 на основании договора № 15/19 от 17.12.2019 на снабжение тепловой энергией в горячей воде (отопление), по условиям которого ресурсоснабжающая организация (ООО «ТеплоРесурс») обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на отопление (в отопительный период) от котельной с. Куракино, стоимость тепловой энергии за каждую Гкал тепловой энергии составляет 4632,38 руб.без учета НДС, в редакции дополнительного соглашения - 3089,32 руб. без учета НДС (том 2 л.д. 135-146).
ООО «ТеплоРесурс» оказываются услуги теплоснабжения ИП ФИО5 заключены договоры № 13/19 без даты и № 13/20 без даты на снабжение тепловой энергией в горячей воде (отопление), в соответствии с которыми ресурсоснабжающая организация (ООО «ТеплоРесурс») обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на отопление (в отопительный период) от котельной с. Пригородное, стоимость тепловой энергии за каждую Гкал тепловой энергии составляет 3136,30 руб. без учета НДС (том 3 л.д. 98-121).
Перечисленные договоры содержат условие о том, что стоимость тепловой энергии, поставляемой ООО «ТеплоРесурс», определяется соглашением сторон. При этом, из представленных в антимонопольный орган пояснений следует, что ООО «ТеплоРесурс» полагает, что тарифы на поставляемую им тепловую энергию не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон в соответствии с положениями частей 2.1 и 2.2 статьи 8 Федерального закона №190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении», а также пункта 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1075 от 22.10.2012.
На таких условиях Обществом оказывались услуги теплоснабжения перечисленным потребителям.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом №190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).
Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №1075 от 22.10.2012 (далее - Основы ценообразования № 1075) определены основные принципы и методы определения цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя и платы за подключение к системе теплоснабжения.
Перечень регулируемых цен в сфере теплоснабжения определен частью 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении государственному регулированию подлежат тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии пунктом 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифов на передачу тепловой энергии, теплоносителя входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
На территории Пензенской области таким органом является Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области на основании положения об Управлении, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 04.08.2010 № 440-пП.
Частями 2.1 и 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, а также пунктом 5(5) Основ ценообразования установлены критерии и сроки дерегулирования цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения.
В соответствии с частью 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:
1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.
Согласно части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении с 1 января 2018 года цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев:
1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;
2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год.
Аналогичные положения содержит пункт 5(2) Основ ценообразования.
С 1.01.2019 г. в случае, указанном в пункте 2 части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, а также в пункте 5(2) Основ ценообразования, цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (пункт 5(5) Основ ценообразования).
По смыслу указанных норм цены на виды товаров в сфере теплоснабжения, которые соответствуют критериям, определенным вышеуказанными нормативными правовыми актами, не подлежат государственному регулированию и должны определяться по соглашению сторон договора, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, согласно которому при реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения сохраняется, а также случая, предусмотренного частью 2 статьи 44 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Пункт 5(5) Основ ценообразования определяет, что в случае производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год, цены (тарифы), предусмотренные пунктом 3 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с 01.01.2019г.
При этом дерегулирование цен на тепловую энергию (мощность) теплоноситель осуществляется при условии соответствия критериям, установленным пунктом 3 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении.
В частности, для перехода на нерегулируемые цены, согласно пункту пункта 3 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении необходимо соблюдение в совокупности следующих условий:
1) теплоснабжающая организация владеет источником тепловой энергии (котельной) на праве собственности или ином законном основании (за исключением концессионного соглашения);
2) установленная мощность источника тепловой энергии составляет менее десяти гигакалорий в час и (или) теплоснабжающей организацией осуществляется поставка потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 г.;
3) реализуемая тепловая энергия не используется для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным категориям потребителей;
4) теплопотребляющие установки потребителя (потребителей) технологически соединены с источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть;
5) теплопотребляющие установки и тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения;
6) к тепловым сетям, принадлежащим потребителю (потребителям) не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей;
7) тепловая сеть, соединяющая источник тепловой энергии и теплопотребляющие установки потребителя (потребителей), принадлежит на праве собственности и (или) ином законном основании теплоснабжающей организации или соответствующему потребителю (потребителям).
Антимонопольным органом установлено и следует из материалов дела, что установленная мощность источников тепловой энергии (котельных) с использованием которых ООО «ТеплоРесурс» оказывает услуги теплоснабжения потребителям, составляет менее 10 Гкал в час. Объем поставки теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии за 2017 год отсутствует.
Указанные обстоятельства ООО «ТеплоРесурс» расценило в качестве достаточного основания для перехода на нерегулируемые цены на тепловую энергию по пункту 3 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, а также по пункту 5(5) Основ ценообразования.
Однако, как следует из обстоятельств дела и не опровергнуто заявителем, ООО «ТеплоРесурс» на основании договоров аренды владеет источниками тепловой энергии – котельными. Доказательства того, что ООО «ТеплоРесурс» является владельцем тепловых сетей, с использованием которых оказывает услуги теплоснабжения потребителям, отсутствуют. Тепловая сеть, соединяющая источник тепловой энергии и теплопотребляющие установки потребителей не принадлежит на праве собственности и (или) ином законном основании теплоснабжающей организации - ООО «ТеплоРесурс» или потребителям.
Также, в связи с отсутствием на территории Пригородного и Куракинского сельсоветов утвержденных схем теплоснабжения доказательства того, что теплопотребляющие установки и тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения, а также что к тепловым сетям, принадлежащим потребителю (потребителям) не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей, отсутствуют.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации не соблюдены все необходимые критерии для применения нормы пункта 3 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении и перехода на нерегулируемые цены, определяемые соглашением сторон, в сроки, предусмотренные пунктом 5(5) Основ ценообразования. Следовательно, тарифы на услуги ООО «ТеплоРесурс» подлежат государственному регулированию в установленном законом порядке.
По информации, представленной Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в антимонопольный орган, письмом №22 от 13.12.2019 ООО «ТеплоРесурс» просило утвердить тарифы на тепловую энергию для потребителей Общества на 2019-2020г. по рассматриваемым источникам тепловой энергии. Однако, Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области был дан ответ о несоответствии представленных ООО «ТеплоРесурс» и материалов установленным требованиям, и необходимости предоставления заявления об установлении тарифов, документов и расчетных материалов, по установленной форме и в необходимом объеме. ООО «TeплоРесурс» необходимые документы и материалы представлены не были, Общество осуществило самостоятельный расчет тарифов на тепловую энергию для потребителя, без утверждения уполномоченным органом регулирования.
Действия ООО «ТеплоРесурс» по самостоятельному определению тарифов на тепловую энергию для потребителей, нарушают установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере теплоснабжения, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Антимонопольным органом проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению на территории с. Пригородное, с. Байка, с. Куракино Сердобского района Пензенской области и положения ООО «ТеплоРесурс» на данном товарном рынке, по результатам которого установлено, что ООО «ТеплоРесурс» занимает доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению на территории с. Пригородное, с. Байка, с. Куракино Сердобского района Пензенской области в рамках границ присоединенных тепловых сетей.
Согласно статьям 3, 4 Федерального закона №147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях» деятельность в области оказания услуг по передаче тепловой энергии относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии признается субъектом естественной монополии.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, установлено, что ООО «ТеплоРесурс» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии на территории с. Пригородное, с. Байка, с. Куракино Сердобского района Пензенской области в рамках границ присоединенных тепловых сетей и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на указанном рынке.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Указанные действия ООО «ТеплоРесурс» образуют состав нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что гражданско-правовые договоры с потребителями тепловой энергии, описанные в решении антимонопольного органа, не могут быть признаны заключенными, его ссылки на судебный акт по делу №А49-2440/2020 не опровергают правомерности выводов антимонопольного органа о наличии в действиях ООО «ТеплоРесурс» нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. В данном случае правовым значением для установления объективной стороны вменяемого правонарушения имеет тот факт, что Общество, осуществляющее функции ресурсоснабжающей организации, при расчетах с потребителями за поставленный ресурс теплоснабжения использовало самостоятельно рассчитанные тарифы, в отсутствие законных оснований для перехода на нерегулируемые тарифы.
Суд также находит верным и обоснованным вывод антимонопольного органа о том, что ООО «ТеплоРесурс» занимает доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению на территории с. Пригородное, с. Байка, с. Куракино Сердобского района Пензенской области в рамках границ присоединенных тепловых сетей, поскольку Общество является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги теплоснабжения потребителям на указанной территории в рамках границ присоединенных к котельным Общества тепловых сетей. Именно на этом рынке, в данных границах и допущено вмененное Обществу правонарушение.
Указанные действия правомерно квалифицированы антимонопольным органом по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, носящих существенный характер, антимонопольным органом не допущено. Общество было надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела.
Срок давности привлечения к административной ответственности на дату вынесения оспариваемого постановления не истек.
В силу части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
Решение комиссии антимонопольного органа состоялось 22.07.2020, решение не обжаловалось, не признано недействительным, вступило в законную силу, постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении вынесено 20.11.2020, т.е. в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Вопрос невозможности квалификации правонарушения в качестве малозначительного антимонопольным органом в достаточной мере исследован и мотивирован в оспариваемом постановлении. Суд находит доводы антимонопольного органа в этой части обоснованными, с учетом того, что допущенное заявителем правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением к установленному государством порядку ценообразования, направлено на преодоление установленного законом запрета и влечет ущемление интересов неограниченного круга потребителей и субъектов предпринимательской деятельности.
Проверив представленный антимонопольным органом расчет величины штрафа (том 1 л.д. 58), суд находит его верным, соответствующим санкции части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
При расчете размера административного штрафа антимонопольным органом учтены смягчающие ответственность обстоятельства, а также отсутствие отягчающих обстоятельств.
С учетом финансового положения Общества, антимонопольный орган удовлетворил его ходатайство, применил нормы части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снизил вдвое сумму административного штрафа до 50000руб.
Указанный в оспариваемом постановлении 60-дневный срок для уплаты административного штрафа соответствует части 1 статьи 32.2 КоАП РФ.
Нормы статьи 19.1 Федерального закона №98-ФЗ от 01.04.2020 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», увеличивающие для отдельных категорий субъектов срок добровольной уплаты административного штрафа, подлежат применению на стадии исполнения постановления административного органа, что не влечет незаконности самого оспариваемого постановления.
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным, не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем на основании части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоРесурс» в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 20.11.2020 о назначении административного наказания по делу №058/04/14.31-707/2020 об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Пензенской области.
Судья Н.В. Дудорова